4 массовая информационная сфера понятие функционирование. Понятие и структура информационной сферы. Информационная сфера общества

ТЕМА 2 ИНФОРМАЦИОННАЯ СФЕРА КАК СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ И СФЕРА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Вопросы для семинара:

1. Определение понятия «информация». Информация как основной объект информационной сферы и правовой системы. Информация в актах законода­тельства Российской Федерации.

2. Юридические особенности и свойства информации. Классификация ин­формации по роли, в которой она выступает в правовой системе Классифика­ция информации по доступу к ней

3. Структура информационной сферы, основные и обеспечивающие области информационной сферы

4. Информационные процессы. Информационные системы

Информационное право составляет правовой фундамент инфор­мационного общества, а следовательно, без скорейшего формирова­ния такого права невозможно и нормальное развитие информацион­ного общества XXI в.

В основе деятельности членов информационного общества лежат информация, информационные ресурсы и информационные продук­ ты, а само существование информационного общества основано на об­ ращении информации. В этой связи основным назначением информа­ ционного права является регулирование отношений, возникающих при обращении информации.

Правовые проблемы обращения инфор­ мации исследуются на основе модели информационной сферы - сфе­ ры производства, преобразования и потребления информации.

Вполне очевидно, что основным объектом информационного права явля­ется собственно информация. Сам термин "информация" в переводе с латинского означает ознакомление, разъяснение, изложение.

"Отец кибернетики" Н. Винер при определении информации указывает лишь то, что "это информация, а не энергия и не материя". Это определе­ние, хотя и интересно с философской точки зрения, для практического ис­пользования непригодно, т. к. лишь говорит о невозможности идентифици­ровать информацию с другими известными объектами материального мира.

Информация не относится к энергии и материи, однако связана с ними. Она в широком смысле присуща любой материи, по определению академи­ка В.М.. Глушкова: "Информация представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, меру изме­нений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы" .

Толковый словарь СИ. Ожегова дает определение информации, со­гласно которому это, во-первых, сведения об окружающем мире и проте­кающих в нем процессах и, во-вторых, - сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

Современное легальное понятие информации сформулировано в Фе­деральном законе "Об информации, информатизации и защите инфор­мации" (далее - Закон об информации), согласно которому информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явле­ниях и процессах независимо от формы их представления.

Информация в качестве объекта правового регулирования обладает специфическими особенностями и юридическими свойствами, которые во многом определяют и отношения, возникающие при ее обращении между субъектами, и характер их поведения.

В.А. Копылов выделяет следующие свойства информации как объекта правового регулирования :

- физической неотчуждаемости - информация практически не можетбыть отчуждена от создателя или иного обладателя, т. е. при передачеинформации другому лицу (лицам) она по-прежнему остается у пер­воначального носителя;

- обособляемости - для включения в оборот информация должна быть овеществлена, т. е. закодирована в виде волн {в т. ч. звуковых), сим­волов, знаков и т. п. Вследствие этого она обособляется от создателя(носителя) и существует независимо от него;

- информационной вещи (информационного объекта) - при овеществлении и включении в оборот информация обычно закрепляется на каком-то материальном носителе и распространяется с его помощью;

- тиражируемости (распространяемости) - информация может тиражи­роваться и распространяться в неограниченном количестве экземпля­ров без изменения ее содержания;

- организационной формы - информация, находящаяся в обороте, как правило, является документированной, т. е. существует в виде доку­мента или массива документов;

- экземплярности - информация распространяется, как правило, не са­ма по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экземпляров информации через учет носителей, содержащих ин­формацию.

Информация может проявляться в различных формах . Основными фор­мами информации являются:

Документированная;

Недокументированная.

Документированная информация - это информация, закрепленная на материальном носителе. Понятие документированной информации (до­кумента) содержится в ст. 2 Закона об информации и обозначает "зафик­сированную на материальном носителе информацию с реквизитами, по­зволяющими ее идентифицировать"

Практически только документированная информация может быть объектом правоотношения; недокументированная информация находится за пределами правового регулирования.

Понятие "документированная информация" основано на двуединстве информации (сведений) и материального носителя, на котором она отраже­на в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения. Примером документированной информации является книга, CD-диск и др.

В древние времена документирование информации осуществлялось посредством ее закрепления на каких-либо материальных объектах: камне, дереве, глине, коже животных и др. Позднее наиболее распространенным носителем информации стала бумага. Созданный на таком носителе до­кумент, подтвержденный соответствующими реквизитами и снабженный подписями, широко используется в различных правоотношениях и сегодня.

Достоинством данного способа фиксации информации является воз­можность установления в большой долей вероятности ее автора по почерку. Это несколько усложнилось с массовым внедрением машинописи, однако оставалась возможность установления авторства по подписи.

С развитием информационных технологий в качестве материальных носителей информации стали использоваться машиночитаемые (элек­тронные) носители информации: дискеты, CD-диски, постоянная и опе­ративная память компьютеров, электромагнитные волны и т. п.

Электронная информация представляет собой сведения о лицах, предме­тах, фактах, событиях, явлениях и процессах, представленные в форме, по­зволяющей провести их непосредственную машинную обработку.

Электронная информация обладает следующими специфическими свойс­твами:

- трудностью установления авторства - авторство электронной ин­формации чаще всего невозможно установить, если создателем в це­лях защиты своих прав не использовались специальные технические средства типа электронной цифровой подписи;

- изменяемостью - технически несложно произвести несанкциониро­ванное изменение электронной информации без ведома автора. В наибольшей степени это относится к информации, распространяе­мой посредством глобальных электронных сетей;

- распространяемостью - электронная информация легко копируется и может сравнительно легко тиражироваться в большом количестве эк­земпляров, что заметно усложняет охрану ее институтом авторского пра­ва (если таковое на нее распространяется).

В.А. Копылов указывает, что на документированную (овеществлен­ную) информацию распространяется одновременно действие двух инсти­тутов: вещной и интеллектуальной собственности: «Совместное исследование информационных, процессов в инфор­мационной сфере, правовых норм, регулирующих отношения, возни­кающие в этих процессах, с действиями над информацией, позволяет установить такие особенности и свойства. К основным из них можно отнести следующие: … Свойство информационной вещи (информационного объекта). Это свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальном носителе или с помощью материального носителя и проявляется как «двуединство» информа­ции (ее содержания) и носителя, на котором эта информация (содер­жание) закреплено. Это свойство позволяет распространить на ин­формационную вещь (объект) совместное и взаимосвязанное действие двух институтов - института авторского права и института вещной собственности»

Однако это далеко не всегда является верным.Во-первых, как совершенно справедливо отмечено А.Е Шерстобитовым, "...далеко не во всех случаях материальный носитель информации носит вещный характер" .

С.В. Петровский приводит в связи с этим сле­дующий пример: в случае передачи результатов сканирования по каналам сети Интернет материальный результат деятельности будет присутство­вать в виде изменения магнитных характеристик накопителя информации (жесткого диска) в компьютерной системе заказчика после получения им заказа. Такой материальный результат не имеет признаков вещи .

Во-вторых, не всегда информация является объектом интеллектуаль­ной собственности. Например, в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 09.07.1993 г. № 5351-Т "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. От 19.07.1995 г.) (далее - Закон об авторском праве) не являются объек­тами авторского права официальные документы (законы, судебные ре­шения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);-произведения народного творчества; сообщения о со­бытиях и фактах, имеющие информационный характер.

По роли в правовой системе информация разделяется на правовуюи неправовую.

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах..

Ненормативная правовая информация создается, как правило, в по­рядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. Эта информация создается в объекте управления и движется в контуре обратной связи системы правового управления.

К ненормативной правовой информации относятся:

1) общая информация о состоянии законности и правопорядка;

2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

3) информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по испол­нению нормативных предписаний;

4) информация судов и судебных органов (судебные дела, судебныерешения и т.п.);

5) информация, связанная с раскрытием и расследованием право­нарушений.

По степени доступа информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа, распространение которой воз­можно в условиях конфиденциальности или секретности.

Документированная информация может быть подразделена и на другие виды. Так, ее можно разделить по создателям, по владельцам, по способам хранения и т. д.

Модель информационной сферы

Прежде чем перейти к изучению вопросов правового регулирова­ния общественных отношений, связанных с информацией, нужно хо­рошо исследовать ту сферу, в которой возникают общественные отно­шения, регулируемые информационным правом или подлежащие та­кому регулированию, определить состав объектов, которые наличествуют в этой сфере, выявить и установить особенности поведе­ния субъектов, действующих в информационной сфере и участвующих в информационных процессах.

Законодатель определил:

Информационную сферу, как «сферу дея­тельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации» (Федеральный закон «Об участии в между­народном информационном обмене»),

А информационные процессы как процессы производства, передачи, поиска, получения и распростране­ния информации {Федеральный закон «Об информации, информатиза­ции и защите информации», а также Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»).

К информационным сле­дует также относить и процессы создания и применения информацион­ных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Общественные отношения, подлежащие правовому регулирова­нию в информационной сфере, возникают при выполнении именно этих информационных процессов. Такие общественные отношения называют информационными, а деятельность по осуществлению ин­формационных процессов - информационной деятельностью.

Информационная сфера , исходя из видов и способов представле­ния информации, особенностей ее преобразования и обращения, мо­ жет быть разделена на две части:

Основную часть или часть собствен­но обращения информации

И часть, обес­печивающую обращение информации.

Каждая из них в свою очередь подразделяется на области:

- основ­ ная часть включает три области:

Область поиска, получения и потребления информации

Область производства и распространения исходной и производной информации

Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг

- обеспечивающая – две:

Область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения

Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности

Разделение информационной сферы на области условно, посколь­ку все они тесно связаны между собой. Исходная информация создает­ся под воздействием окружающей среды, а также на основе производ­ной информации и сведений из информационных ресурсов. Произ­водная информация создается на основе как исходной информации, так и сведений из информационных ресурсов. Информационные же ресурсы формируются на основе исходной и производной информа­ции, прежде всего как «запасы» ретроспективной информации. И, на­конец, в результате потребления информации вновь создается новая исходная и производная документированная информация, формиру­ются или дополняются информационные ресурсы. Таким образом, за­мыкается кругооборот движения информации в информационной сфере (обращение информации).

Для выявления субъектов, участвующих в информационных про­цессах, установления разновидностей информации, циркулирующей в информационной сфере, рассмотрим более подробно каждую из ука­занных выше областей на протяжении «жизненного цикла» обраще­ния информации.

Жизненный цикл (обращение) информации

Область поиска, получения и потребления информации - в определенном смысле «задающая» обращение ин­формации. Именно здесь возникают потребности в информации и обеспечивается информацией широкий круг ее потребителей. Основ­ ные субъекты данной области - потребители, или получатели инфор­ мации.

Информация в область создания и распространения исходной и производной информации создается с целью удовлетворения информационных потребностей субъектов рассмотренной выше об­ласти поиска и получения информации. Субъектами, обеспечивающи­ ми функционирование данной области, выступает широкий круг произ­водителей информации .

В области формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг в отличие от предыдущей сосредоточена ретроспек­тивная документированная информация в форме информационных ресурсов как аккумуляторов (запасов) совокупных знаний человечества, накопленных за долгие годы цивилизации. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» дает определе­ние понятия информационных ресурсов: «...информационные ресур­ сы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архи­ вах, фондах, банках данных, других информационных системах )» (ст. 2).

К объектам в области создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения относятся: информационные системы и информационные технологии, средства их обеспечения. Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» определено понятие «информационная система» - организационно упо­ рядоченная совокупность документов (массивов документов) и информа­ционных технологий, в том числе с использованием средств вычислитель­ной техники и связи, реализующих информационные процессы {ст. 2)

Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности. В соответствии с Федеральным законом «Об участии в междуна­родном информационном обмене» под информационной безопасно­стью понимается состояние защищенности информационной среды об щества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

Чаннов С.Е. Информационное право России: Учебник для ссузов. - М: "Приор-издат", 2004.

См.: Бачило И.Л. Методология решения правовых проблем в области информа­ционной безопасности// С.б. Информатика и вычислительная техника. 1992. № 2-3.

Копылов В.А. Информационное право: Учебник. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.

Cтраница 1


Информационная сфера - это сфера частотно-резонансных (и) волновых микро - и макродинамических процессов, которые можно аналитически описать синусоидой и трансцендентными (гармоническими) функциями. Информация - понятие безальтернативной глубинной сушности мироздания, явления и процессы которого осуществляются на основе поликорреляционных микро - и макродинамических взаимоотношений материализованных и дематериализованных сред, полей и их следов. Фундаментальными проявлениями информационных процессов являются электромагнитные, гравитационные (информационно-материальные), сильные и слабые ядерные поля. Все поля внутри однородной и изотропной среды обладают близкодействием. Электромагнитные и гравитационные (материальные) поля - дальнодействующие, так как распространяются на большие расстояния.  

Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.  

Информационная сфера представляется понятиями, с помощью которых можно формально описать и проанализировать информацию об объектной системе.  

Направленность современной информационной сферы характеризуется рядом особенностей, как-то: формирование информационных коммуникаций, глобальных информационных систем, единого мирового информационного поля. Эти особенности существенно изменяют концепцию организации информационной отрасли.  

Вспомогательные отрасли информационной сферы включают сферы деятельности и виды производств по обслуживанию основных информационных отраслей первичного информационного сектора и информационной деятельности отраслей вторичного информационного сектора. Это прежде всего отрасли, обслуживающие информационные технику, технологии и системы, а также их компоненты.  

Такое положение информационной сферы современного постиндустриального информационного общества обусловливает целый ряд его специфических черт.  

Модель построена наложением ограничений информационная сфера деятельности и диагностика творческих способностей с помощью эвристических игр на модель формирования мировоззрения личности.  

К этим проблемам развития информационной сферы регионов относятся следующие: проблемы индустриализации получения и обработки информации, психологические, правовые, экономические и социальные.  

Очевидно, чтобы превратить информационную сферу в целостность, необходимо создать эти недостающие органы управления.  

Анализируется текущая ситуации в информационной сфере Республики Беларусь, рассматривается организационная структура формирования и реализации государственной политики развития информатизации и системы научно-технической информации, определяются основные направления развития систем информатизации в рамках государственной программы Электронная Беларусь, механизмы управления реализацией программы.  

В результате требуется ужесточение управления информационной сферы, что выразилось как в создании информационного монстра в виде соответствующего министерства, так и назначения на пост его главы.  

При принятии разработанной выше концепции информационной сферы народного хозяйства не представляет труда вычислить ее вес в экономике СССР, который представляет собой сумму весов отдельных отраслей, входящих в ее состав. По моим ориентировочным подсчетам, он превышает 50 % ВНП, что соотносится с показателями развитых капиталистических стран. Следовательно, и внимание к этой сфере со стороны нашего государства и правительства должно соотноситься с вниманием, которое оказывается ей в этих странах.  

Новые составляющие организационной структуры в информационной сфере народного хозяйства имеют двойственную природу. Во-первых, это - отражение того факта, что применение средств информатики вносит изменения в традиционные информационные виды деятельности и виды производства. Эти изменения выражаются в том, что информационная деятельность в них осуществляется в рамках новых информационных технологий и автоматизированных информационных систем. Во-вторых, появляются новые, нетрадиционные сферы деятельности и виды производств.  

Информационная сфера- сфера деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации.

Доктрина информационной безопасности от 9.09.2000: информационная сфера- совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение, использование информации, системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ.

Информационная сфера, исходя из видов и способов представления информации, особенностей ее преобразования и обращения, может быть разделена на две части - основную часть или часть собственно обращения информации и часть, обеспечивающую обращение информации, каждая из которых в свою очередь подразделяется на области. Основная часть включает три области, обеспечивающая - две.

Две главные:

Область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения; Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности

Три обеспечивающие:

Область производства и распространения исходной и производной информации; Область поиска, получения и потребления информации; Область формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг.

Сегодня деятельность в информационной сфере немыслима без применения автоматизированных информационных систем и банков данных, их сетей, других информационных технологий, основанных на использовании средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций. Внедрение информационных технологий создало новые возможности для ускорения и повышения эффективности информационных процессов, повысило качество информационного обслуживания и, по сути дела, совершило революцию в информационной коммуникации. Были созданы новые материальные носители информации, существенно отличающиеся от традиционных, новые механизмы ее тиражирования и распространения. Появилась дополнительная область, обеспечивающая основные области возможностями программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций - область создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения.



Создание, преобразование и потребление информации, особенно в условиях современных систем связи и телекоммуникаций, потребовало также акцентировать внимание на проблемах информационной безопасности (вернее, безопасности в информационной сфере). Основным назначением информационной безопасности можно считать выявление yгроз и защиту: информации от несанкционированного доступа; информационных прав и свобод личности; личности, общества, государства от воздействия ложной, вредной информации, дезинформации. В этой связи появляется еще одна обеспечивающая область - создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.

Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения возникла и развивается в связи с потребностями всех остальных областей. В то же время ни одна из основных областей немыслима без применения программно-технических и телекоммуникационных средств.

Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности обеспечивает реализацию информационных процессов исходя из требований безопасности личности, общества, государства в информационной сфере. Она возникла и развивается в связи с потребностями всех четырех перечисленных выше областей и обеспечивает их безопасное функционирование.

Разделение информационной сферы на области условно, поскольку все они тесно связаны между собой. Исходная информация создается под воздействием окружающей среды, а также на основе производной информации и сведений из информационных ресурсов. Производная информация создается на основе как исходной информации, гак и сведений из информационных ресурсов. Информационные же ресурсы формируются на основе исходной и производной информации, прежде всего как «запасы» ретроспективной информации. И, наконец, в результате потребления информации вновь создается новая исходная и производная документированная информация, формируются или дополняются информационные ресурсы. Таким образом, замыкается кругооборот движения информации в информационной сфере (обращение информации).

Один и тот же человек (физическое лицо) может выступать в качестве разных субъектов в разных областях. Например, автор научного произведения может работать администратором банка данных в области информационных ресурсов, выступать потребителем информации в области поиска, получения и потребления информации, выступать в качестве специалиста, эксплуатирующего информационную систему, а также участвовать в рамках области информационной безопасности при решении вопросов защиты информации.

Для выявления субъектов, участвующих в информационных процессах, установления разновидностей информации, циркулирующей в информационной сфере, рассмотрим более подробно каждую из указанных выше областей на протяжении «жизненного цикла» обращения информации.

Производство (создание) информации

Поиск, получение и потребление информации

Обработка, хранение, тиражирование, передача и распространение информации

Рассмотрим подробнее социальное воздействие широкого распространения информационных технологий в ходе происходящей в настоящее время шестой информационной революции. Информатизация общества, как отмечалось во введении, является процессом, охватывающим все стороны общественной жизни, предусматривающим систематическую реорганизацию и повышение эффективности любой социально значимой деятельности на основе применения современных информационных и коммуникационных систем и технологий. Создание на основе глобальных сетей единой мировой информационной инфраструктуры, обеспечивающей активное взаимодействие людей, предприятий, государственных и общественных организаций, приводит к формированию информационного общества.

Важность этого процесса была осознана широкой научной общественностью. Еще в середине 70-х гг. прошлого века для обозначения новой научной дисциплины, изучающей на основе информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом, был использован термин «социальная информатика». В последующем предмет этой дисциплины неоднократно уточнялся, однако необходимо отметить имеющую место несогласованность в определении перечня и содержания основных понятий социальной информатики. В этом параграфе мы рассмотрим некоторые основные вопросы социальной информатики, полагая ее предметом закономерности и тенденции развития информационной сферы общества и ее взаимодействия с другими сферами общественной жизни.

В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» дано определение информационной сферы (среды) как сферы деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием и потреблением информации. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации раскрывает понятие информационной сферы более подробно, включая в нее совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений. Таким образом, информационную сферу можно характеризовать как сферу общественной и человеческой деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей, в которую входят следующие взаимосвязанные компоненты (рис. 1.34):

1. Информационные субъекты (индивидуальные и коллективные), осуществляющие деятельность по реализации информационных процессов.

2. Потоки создаваемой и потребляемой информации.

3. Информационная инфраструктура.

Информационная инфраструктура включает в себя:

1) информационные ресурсы общества;

2) информационную индустрию производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, в том числе средства вычислительной техники, связи, массовой информации; производства информационно-коммуникационной техники и программных средств (ИКТ и ПС), создания информационных технологий и систем;

Рис. 1.34. Информационная сфера общества


3) системы (государственные, общественные и коммерческие организационные структуры), осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы.

Информационные ресурсы, создаваемые обществом и составляющие часть его информационной инфраструктуры, являются основным источником информации, потребляемой обществом и его членами. Некоторые элементы инфраструктуры могут выступать в качестве информационных субъектов. Эти отношения показаны на рис. 1.34 пунктиром.

Рассмотрим подробнее тенденции развития каждого из компонентов информационной сферы.

Существенное повышение роли и места информации в жизни государства, общества, личности превратило ее в мощный, реально ощутимый ресурс, ставший одним из ведущих факторов общественного развития. Понятие информационного ресурса, хотя и является сравнительно новым, нашедшим широкое употребление лишь в 80-х гг. прошлого века, занимает все более важное место в современном научно-техническом и общественно- политическом лексиконе. Информатизация общества не только ставит его в один ряд с остальными видами экономических ресурсов: природными, энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми, но и придает ему приоритетный характер. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). При этом под документированной информацией в этом законе понимается зафиксированная на материальном носителе (документе) информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Необходимость введения категории информационного ресурса вызвана, с одной стороны, лавинообразным ростом объема документов, накопленных человечеством, и степени их использования; с другой - превращением их в один из ключевых факторов развития современного общества.

Говоря об информационных ресурсах, необходимо иметь в виду, что они представляют собой подготовленные для социального использования знания создававших их людей, зафиксированные на бумаге, магнитном, оптическом или ином материальном носителе. По способу организации хранения и использования информационных ресурсов выделяют традиционные (массив документов, фонд документов, архив) и автоматизированные (база данных, автоматизированная информационная система, Интернет) формы. Актуальной является задача перевода существующих в традиционной форме ресурсов в автоматизированную форму с использованием массовых технологий. Существуют классификации информационных ресурсов и по другим основаниям: по тематике, по форме собственности, по доступности информации и др.

Как и у других видов ресурсов, у информационных ресурсов имеются собственники и владельцы. Ими могут быть граждане, организации, органы местного самоуправления, органы государственной власти. Собственником информационного ресурса (а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения), согласно Федеральному закону «Об информации, информатизации и защите информации», является субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами. В отличие от собственника владелец информационных ресурсов осуществляет владение, пользование и распоряжение ими в пределах, установленных законом и собственником. Необходимо отметить две тенденции развития информационной инфраструктуры, связанные с информационными ресурсами. С одной стороны, происходит все большая децентрализация информационных ресурсов (как объекта собственности и владения), с другой - налицо стремление органов государственной власти, специализированных информационных центров и организаций к интеграции информационных ресурсов на уровне их владения и использования.

Активное вовлечение информационных ресурсов в экономическую и другие сферы общественной жизни, рост масштаба их использования привели к выделению существенной их части, предназначенной не для внутреннего потребления их производителями (собственниками), а для удовлетворения информационных потребностей широкого круга внешних информационных субъектов. Информация из информационных ресурсов распространяется в результате подготовки информационных продуктов и оказания информационных услуг. Информационными продуктами (продукцией) называется документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная для удовлетворения этих потребностей путем распространения или реализации. Информационные продукты могут распространяться как в вещественной, так и в электронной форме, например по телекоммуникационным сетям. Действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами, согласно Федеральному закону «Об участии в международном информационном обмене», являются информационными услугами.

Диапазон информационных услуг достаточно широк и не ограничивается предоставлением в распоряжение пользователей необходимых им информационных продуктов. К информационным услугам относят также:

Консультационные услуги (результат не обязательно фиксируется документально);

Услуги по передаче информации (информационным продуктом обеспечивается не пользователь услуги, а его адресат);

Услуги по доступу в Интернет (информационный продукт не определен);

Услуги по формированию (предоставлению возможности создания) личных сайтов на сервере провайдера и обеспечению доступа к ним (информационный продукт создает сам пользователь, являющийся его владельцем).

Обобщая эти примеры, назовем информационными услугами действия информационных субъектов по обеспечению выполнения информационных процессов, удовлетворяющих информационные потребности пользователей.

Анализ информационной сферы позволяет выделить в ней три основных вида информационных субъектов, осуществляющих деятельность по реализации информационных процессов:

1) производители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг;

2) обладатели (владельцы) информационных ресурсов и продуктов;

3) потребители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг.

Кроме того, часть субъектов информационной сферы осуществляет деятельность в ее инфраструктуре, например производители информационных систем и технологий, средств их обеспечения, а также собственники этих систем и средств.

Среди производителей информационных ресурсов можно выделить:

Органы государственной власти и управления различных уровней, органы местного самоуправления, формирующие правовые и управленческие документы;

Органы государственной системы статистики, обрабатывающие колоссальные потоки социально-экономической информации;

Информационные центры различных министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ, а также межведомственные центры, формирующие информационные ресурсы и распространяющие информационные продукты соответствующего профиля;

Когнитивные структуры общества - научные и образовательные организации, аналитические центры, в которых формируются новые знания;

Предприятия и организации различных сфер деятельности;

Средства массовой информации.

В качестве примеров субъектов - производителей информационных ресурсов укажем Министерство юстиции РФ, формирующее и распространяющее базу правовых документов «Эталон», Институт научной информации в области общественных наук (ИНИОН), Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ).

Потребителями информационных продуктов и услуг являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия и организации различных форм собственности и сфер деятельности, а также частные лица.

Характерной чертой информатизации общества является расширение информационной сферы за счет вовлечения в нее все большего числа новых субъектов. Свидетельством этого процесса служит, например, претворение в жизнь концепций электронного правительства (e-govemment), электронного бизнеса (e-business), электронной торговли (e-marketing) электронного (дистанционного) образования (e-education). Информатизация вторгается и в неожиданные области: в мае 2002 г. в Москве прошел фестиваль медиаискусства «Программное обеспечение как произведение искусства, или Художественные игры с софтом», ориентированный на искусство, адекватное информационному обществу. Активность его участников была нацелена на художественное и теоретическое осмысление новой цифровой реальности, создаваемой программным обеспечением, управляющим аудио- и видеорядом, а также артистическое программное обеспечение, являющееся само по себе художественным продуктом.

Информационная инфраструктура общества кроме информационных ресурсов включает в себя также информационную индустрию, приобретающую начиная с 80-х гг. прошлого века все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. В информационной индустрии выделяют два сектора:

1) сектор производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, называемый также информационной техносферой;

2) сектор производства информационно-коммуникационной техники и программных средств, создания информационных технологий и систем, т. е. сектор средств производства информационной техносферы.

В информационную техносферу включают:

Средства вычислительной техники и информатики, обеспечивающие возможность формирования информационных ресурсов на основе электронного представления, хранения и обработки информации;

Средства информационно-телекоммуникационных систем, обеспечивающие передачу данных по каналам связи;

Телевизионные и радиовещательные системы, а также телефонную, телеграфную и радиосвязь;

Сеть проводных, оптоволоконных, радиорелейных, спутниковых и других видов каналов связи, предназначенных для распространения информации в пространстве;

Полиграфическую, копировальную, множительную и другую технику, предназначенную для документирования и тиражирования информационных продуктов;

Средства записи и воспроизведения изображения и звука (электронно-оптические устройства отображения информации, кино- и фотоаппаратура, аудиотехника).

Уровень и тенденции развития информационной техносферы различных стран оцениваются с помощью ряда количественных показателей, как абсолютных, так и относительных (на 1000 человек населения).

В табл. 1.7 приведены взятые из различных источников значения некоторых из этих показателей для ряда ведущих стран мира и России на 1997 г. 1 (верхнее число) и на 2001 г. 2 К приведенным цифрам следует относиться как к ориентировочным, так как различные источники используют разные методики оценки и могут давать существенно различающиеся значения одного и того же показателя.

Таблица 1.7

Показатели развития информационной техносферы (на 1000 человек)

Показатель Япония США Финляндия Германия Россия
Количество 1118 612 120
телефонов 2020 1960 1373 1187 240,5
в том числе 570 159
мобильных 1020 980 726 586 22,2
Количество 323
компьютеров 1200 886 396 336 43-80
Количество
пользователей 137 5
Интернета 483 345 101
Количество 511 560
телевизоров 790 640 580 420

1 См.: Юсупов Р.М., Заболотский В.П.

Научно-методологические основы информатизации. СПб.: Наука, 2000; Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000; Сетевой журнал. 2002. № 11. С. 76 и др.

2 См.: Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации: Мировой опыт / Под ред. В.И. Дрожжинова. М.: Эко-трендз, 2002.


Анализ показателей развития информационной техносферы позволяет выявить следующие тенденции:

Развитие электронных средств массовой информации приводит к вытеснению печатных средств (газет);

Происходит быстрый рост количества домашних компьютеров, число которых становится сравнимым с числом компьютеров, используемых на предприятиях и в организациях;

В ведущих странах рост числа домашних компьютеров становится сравнимым или превышает рост числа телевизоров;

Доля граждан, охваченных спутниковым и кабельным телевещанием, в развитых странах приближается к 100%; в России в 2002 г. она составляла лишь 20%.

В 2003 г. темпы развития связи и информационных технологий значительно превысили средние показатели по стране (более 40% и 20% соответственно). Объем рынка информационных технологий в 2003 г. - 6,9 млрд долл., в том числе доля продажи аппаратных средств оценивается в 64%, услуг - в 25%, программного обеспечения - в 11%.

Об успешном развитии сектора средств производства информационной техносферы говорит тот факт, что общее количество ЭВМ превысило в 2003 г. 213 млн штук, а плотность ПК составила 9,0 единицы на 100 человек населения против 8,4 в 2002 г. В то же время начиная с 2002 г. отчетливо прослеживается не только значительное вытеснение отечественными производителями западных, но и насыщение спроса на вычислительную технику.

Объем услуг Интернета (без доступа) вырос в 2003 г. на 25% и составил 220 млн долл. Количество пользователей Интернета оценивается в 12-14 млн человек, а среднегодовой прирост числа пользователей - не менее 40% (в 2001 г. было 4,3 млн пользователей). Рост трафика Интернета превысил 180%, из них до 70% замыкается внутри России.

Темпы роста российского рынка легального программного обеспечения сохраняются в пределах 20-40%. В 2004 г. его объем вырос до 760 млн долл, (в 2002 г. - 500 млн долл.).

В 2003 г. в России было установлено 1,8 млн новых телефонов. Число абонентов сотовой связи выросло более чем вдвое и составило 36,4 млн человек. В 2004 г. планируется рост числа пользователей мобильной связи в стране до 55-60 млн .

Согласно эмпирическому закону Мура, вычислительная мощность компьютера удваивается каждые два года. При этом каждое новое поколение программ требует вдвое больше ресур

сов. Еще одно эмпирическое правило указывает, что удвоение пропускной способности каналов связи происходит каждые 10-13 месяцев. Некоторые исследователи делают из этого вывод, что мир больше любит болтать, чем думать.

Государственные, общественные и коммерческие организации, осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы, составляют еще один блок информационной инфраструктуры общества. В этом блоке можно выделить:

Органы государственной власти и управления, проводящие политику, направленную на развитие информационной сферы общества путем создания благоприятных условий для деятельности информационных субъектов, а также правовое регулирование отношений в информационной сфере;

Научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские организации, проводящие теоретические и экспериментальные исследования по определению эффективной структуры и основных направлений развития информационной индустрии, созданию новых средств реализации информационных процессов и разработке перспективных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на их основе;

Учреждения образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров для информационной индустрии, а также обучение широкого круга граждан эффективному использованию современных ИКТ с целью обеспечения их успешной адаптации к новым реальностям современной жизнедеятельности;

Организации, занимающиеся распространением, оптовой и розничной торговлей средствами ИКТ.

Важность процесса информатизации как ключевого фактора развития была осознана органами власти ведущих стран мира.

В 1993 г. правительство США обнародовало планы развития национальной информационной инфраструктуры как технологической основы информационного общества. В специально подготовленном докладе были перечислены основные принципы формирования информационного общества, среди которых:

Обеспечение универсального интерактивного доступа;

Обеспечение доступа к государственной информации;

Защита неприкосновенности личной жизни, безопасности и надежности сетей;

Защита прав интеллектуальной собственности;

Координация государственных усилий, поощрение частных инвестиций и помощь в технологических новациях.

В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали, определяемой как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, включая телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, мобильную связь, технологии онлайновых услуг.

Разработана стратегия и реализуются рекомендации по вхождению в информационное общество и стран Европы. В июле 1994 г. Комиссией Европейского сообщества был принят план действий «Европейский путь в информационное общество». В 1995 г. Европейская комиссия учредила Форум для обсуждения общих проблем процесса становления информационного общества. Цель работы Форума - проследить этот процесс в таких областях, как воздействие на экономику и занятость; создание новых социальных и демократических ценностей в «виртуальном сообществе»; воздействие на общественные и государственные службы; образование, обучение и переквалификация; культура и средства массовой информации, устойчивое развитие; технология и инфраструктура. В 1998-2002 гг. усилия Европейского союза (641 проект) были сконцентрированы в специальной программе «Технологии информационного общества», которая будет продолжена и в 2002-2006 гг. В качестве основных были определены следующие направления исследований:

Системы и услуги для граждан;

Новые методы работы и электронная коммерция;

Мультимедийное содержание и средства;

Технологии и инфраструктура общего пользования;

Перспективные и вновь возникающие технологии.

Практически каждая из стран Европы также имеет программу, излагающую национальную политику в деле построения информационного общества, невыполнение которой влечет потерю конкурентоспособности страны, сравнительное снижение уровня жизни, потерю темпов развития.

В июле 2000 г. «Большая восьмерка» наиболее промышленно развитых стран мира приняла Хартию глобального информационного общества, которая получила название Окинавской Хартии (по названию японского города, где она была принята). В начальных пунктах Хартии зафиксированы следующие основные положения, которые будут применяться этими странами в процессе формирования и развития информационного общества:

1. Революционное воздействие И КТ, являющихся одним из наиболее важных факторов формирования общества XXI в., касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. И КТ становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики.

2. Суть стимулируемой И КТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Для более широкого использования людьми своего потенциала руководители стран «Большой восьмерки» будут принимать меры, чтобы ИКТ служили достижению целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия, укрепления демократии, прозрачного и ответственного управления, международного мира и стабильности.

3. Все люди повсеместно должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Его устойчивость основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, включая свободный обмен информацией и знаниями.

4. Усилия правительств будут направлены на укрепление политики и нормативной базы, стимулирующей конкуренцию и новаторство, оптимизацию глобальных сетей, борьбу со злоупотреблениями, подрывающими целостность сети, сокращение разрыва в цифровых технологиях, инвестирование в людей, обеспечение глобального доступа и участия в этом процессе.

5. Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторе ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИКТ может изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире.

В разделе Хартии, посвященном использованию возможностей цифровых технологий, указывается на необходимость реализации полных экономических, социальных и культурных преимуществ информационного общества и выделяются ключевые направления работы, среди которых:

Проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, дополняемых мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов, обеспечению социального согласия;

Рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;

Разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений;

Развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области И КТ во многих секторах экономики;

Активное использование И КТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

Отмечается также, что на правительствах лежит задача создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, в соответствии со следующими основными принципами и подходами:

Содействие развитию конкуренции и открытию рынков для информационно-коммуникационных технологий, продукции и услуг;

Защита права интеллектуальной собственности на информационные технологии;

Обязательство правительств использовать только лицензионное программное обеспечение;

Развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, улучшения сетей, соответствующих услуг и процедур; повышение доверия потребителей к электронным рынкам;

Продвижение рыночных стандартов, включая технические стандарты функциональной совместимости;

Развитие эффективного и значимого механизма защиты личной жизни при обработке личных данных; дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.

Подчеркивается важность согласованных действий по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства, необходимость нахождения эффективных политических решений таких актуальных проблем, как несанкционированный доступ и компьютерные вирусы.

Второй раздел Хартии посвящен важному вопросу преодоления электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними. Для обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным сетям предлагается:

Содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению информационных услуг;

Обеспечивать возможность доступа через учреждения, открытые для широкой публики;

Совершенствовать сетевой доступ, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;

Уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, обладающих меньшей социальной защищенностью;

Содействовать дальнейшему развитию «удобных для пользования» технологий, включая мобильный доступ к Интернету, более широкому использованию бесплатного общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.

Констатируется, что стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, для чего «Большая восьмерка» берет обязательство предоставить всем гражданам возможность освоить и получить навыки работы с ИКТ посредством образования, пожизненного обучения и подготовки.

Два заключительных раздела посвящены вопросам эффективного международного сотрудничества государств, в том числе развивающихся, международных общественных и коммерческих организаций в целях активного формирования глобального информационного общества.

Естественно, что процесс информатизации различных объектов протекает неодинаково. Так, переход различных стран и регионов к информационному обществу начался в разное время и происходит разными темпами. Предполагается, что США завершат этот переход к 2020 г., Япония и страны Западной Европы - к 2030-2040 гг., Россия - к 2050 г.

Одним из основных механизмов перехода нашей страны к информационному обществу призвана стать программа «Электронная Россия» на 2002-2010 гг., реализация которой позволит:

Эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере И КТ;

Обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;

Преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития И КТ;

Обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.

Для достижения целей программы предусматривается решение следующих задач:

Формирование эффективной нормативной правовой базы в сфере И КТ, регулирующей в том числе вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных И КТ;

Обеспечение условий для повышения эффективности и более широкого использования И КТ в экономической и социальной сфере;

Повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе И КТ;

Содействие развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения И КТ в их деятельность;

Содействие развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенное повышение качества предоставляемых услуг в этой области;

Формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для совершенствования работы органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и других организаций;

Формирование условий, необходимых для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.

  • Функции журналистики. Понятие функцию Многообразие социальных и информационных потребностей общества – объективная основа функций журналистики.
  • Генезис и история журналистской профессии, особенности тенденции развития. Журналистская профессия в системе цивилизации и культуры, в информационном постиндустриальном обществе. Современное состояние профессии.
  • Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Реферат

    Понятие и структура информационной сферы

    Введение

    В представленной работе автором изучено законодательство, содержащее понятие информационной сферы, а также иные источники. В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие информационной сферы, но оно содержится в трудах ученых, таких как И.Л. Бачило, В.А. Копылова, М.М. Рассолова, С.Е. Чаннова. Информационная сфера - это совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

    Также изучены объективные законы развития информационной сферы.

    Помимо вышеназванного в представленной работе были изучены элементы, входящие в структуру информационной сферы. Элементами информационной сферы являются информация и информационная инфраструктура (организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы; информационно-телекоммуникационные структуры; информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии; системы средств массовой информации).

    Целью исследования, приведенного в настоящем реферате, является анализ материалов в области информационного права, в части определения понятия информационной сферы и элементов, входящих в ее структуру.

    Достижение указанной цели предопределило постановку и разрешение следующих задач:

    Проанализировать определение понятие информационной сферы, встречающееся в законодательстве и других источниках;

    Рассмотреть законы развития информационной сферы;

    Определить структурные элементы информационной сферы.

    1. Понятие информационной сферы и объективные законы ее развития

    информационный законодательство правовой

    При определении понятия «информационная сфера» следует учитывать, что в настоящее время не существует такого устоявшегося единого правового понятия. Ранее в законодательстве понятие «информационная сфера» (среда) было закреплено в ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 №85-ФЗ (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ названный закон признан утратившим силу). Под понятием информационная сфера понималась «сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации». В действующем законодательстве вообще отсутствует понятие «информационная сфера».

    Существует множество научных подходов к трактовке данного определения. Ниже приведены некоторые из них.

    Информационная сфера - конечный объем осмысленного информационного пространства.

    Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

    Информационная сфера - совокупность информационных ресурсов, системы формирования, распространения и использования информации, информационной инфраструктуры.

    Информационная сфера - специфическая сфера деятельности субъектов общественной жизни, связанная с созданием, хранением, распространением, передачей, обработкой и использованием информации.

    Информационная сфера - совокупность субъектов информационного взаимодействия или воздействия; собственно информации, предназначенной для использования субъектами информационной сферы; информационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность осуществления обмена информацией между субъектами; общественных отношений, складывающихся в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества.

    Информационная сфера - совокупность отношений, возникающих при:

    Формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

    Создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

    Защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

    Как сфера правового регулирования, информационная сфера представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих информационную деятельность, объектов права, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых правом или подлежащих правовому регулированию.

    Отдельно взятые инфосферы, погруженные в глобальное информационное пространство, могут вступать во взаимодействие как с самим информационным пространством, так и с другими информационными сферами. Две и более инфосферы могут вступить в коммуникацию между собой при условии наличия общего протокола обмена информацией, кода или языка, понятного обоим участникам коммуникативного акта.

    Информационная политика рассматривает преимущественно информационно-психологическую составляющую информационных процессов. Соответственно, для информационной политики наибольшую значимость имеет информационно-психологическая составляющая информационного пространства - информационно-психологическая сфера.

    Информационно-психологическая сфера представляет собой часть информационной сферы, которая связана с воздействиями информации на психическую деятельность человека.

    Она образуется совокупностью: людей; информации, которой они обмениваются и которую воспринимают; общественных отношений, возникающих в связи с информационным обменом и информационными воздействиями на психику человека.

    Применительно к социальным системам под информационной сферой зачастую понимается именно информационно-психологическая сфера.

    Важной частью этой сферы являются люди. Психическая деятельность людей составляет основу развития всех сфер общественной жизни, определяет интеллектуальный потенциал общества, его способность к развитию, достойному существованию в мировом сообществе. На основе этой деятельности формируются культура, общественное сознание, общественное мнение по всем социально важным событиям. Психическая деятельность, базирующаяся на сборе, обработке, хранении, передаче и распространении информации, определяет личностное своеобразие человека, его духовные потребности, мотивацию поведения, нравственные ценности, мировоззрение, отношение к окружающим и обществу в целом.

    На основании представленного выше материала содержание информационной сферы более полно раскрывается в следующем определении. Информационная сфера - это совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

    Объективные законы развития информационной сферы .

    К общим законам для информационной сферы можно отнести объективный закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений. В условиях многократно возрастающего объема потребляемой информации, формирования информационного общества, при отсутствии гражданского общества, ответственность за социальное регулирование этих процессов лежит, прежде всего, на государстве. Это положение нашло отражение в Доктрине информационной безопасности РФ, где сделан вывод: «совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ».

    Другим объективным законом развития информационной сферы, что находит свое отражение и в переходном периоде к информационному обществу, является закон информационного опережения: решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в других сферах социальной деятельности, что дает возможность полнее координировать реформы, создавать благоприятные условия для функционирования рынков товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, обеспечивать равное право на приобретение в собственность имущества, владение, пользование и распоряжение им, проводить согласованную политику в различных сферах. Единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах. Из этого следует и обратное - нерешение проблем информационного взаимодействия или запаздывание здесь обязательно приведет к серьезному отставанию и в других сферах социальной деятельности, что сегодня и происходит. По-видимому, и этим продиктован призыв руководителей «восьмерки» в Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества (2000) ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний, а также обусловлен вывод о том, что «солидная основа политики и действий в сфере информационных технологий может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире».

    2. Структура информационной сферы

    Основным объектом информационной сферы явля ется и нформация , в том числе информационные ресурсы - массивы документов, базы и банки данных, все виды архивов, библиотеки, музейные фонды и пр., содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации.

    Информация (от лат. Informatio - «разъяснение, изложение, осведомлённость») - сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.

    В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания данное понятие описывается своим специфическим набором признаков. Понятие «информация» является базовым в курсе информатики, где невозможно дать его определение через другие, более «простые» понятия. Содержание основных, базовых понятий в любой науке должно быть пояснено на примерах или выявлено путём их сопоставления с содержанием других понятий. В случае с понятием «информация» проблема его определения ещё более сложная, так как оно является общенаучным понятием. Данное понятие используется в различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий.

    Свойства информации:запоминаемость; передаваемость; преобразуемость; воспроизводимость; стираемость.

    Запоминаемость информации является ее самым важным свойством. Именно с запоминаемой информацией мы имеем дело в реальной практике. Незапоминаемая информация (с юридической точки зрения - незафиксированная) не может быть подвергнута преобразованиям, передана, воспроизведена, сохранена и т.д. Передаваемость информации предполагает способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть «запомнена» и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании. Воспроизводимость информации является продолжением свойства передаваемости. Она характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. при копировании информация остается тождественной самой себе. За счет этого свойства можно изготовить неограниченное количество копий одной и той же информации. Преобразуемость информации является одним из ее основных свойств. Она означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может. Стираемость информации является продолжением свойства преобразуемости. Оно связано с таким преобразованием или передачей информации, при котором ее количество уменьшается или становится равным нулю.

    К характеристикам информации относятся достоверность, достаточность, ценность, точность, доступность, своевременность, надежность, устойчивость.

    Достоверность. Информация достоверна, если она отражает реально существующие объекты с необходимой точностью. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию решения. Достоверная информация может стать недостоверной, так как обладает свойством устаревать.

    Достаточность. Информация полная, если она содержит минимальный, но достаточный для правильного решения набор сведений. Неполная и избыточная информация снижает эффективность принимаемых приемником информации решений.

    Ценность. Определяется степенью сохранения актуальности информации для решения задачи, а так же от того, найдет ли она в дальнейшем применение в каких-либо видах деятельности человека. Точность. Определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления.

    Доступность. Определяет соответствие информации тезаурусу пользователя, а так же его возможности воспринимать информацию с целью дальнейшего преобразования.

    Своевременность. Определяет поступление информации не позднее заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения задачи.

    Надежность. С помощью этой характеристики можно определить наличие ошибочно переданных приемнику информации сообщений.

    Устойчивость. Отражает способность реагировать на изменение исходных данных без нарушения необходимой точности. Однако данные характеристики оценивают информацию прежде всего с технической точки зрения.

    Следующим объектом информационной сферы является и нформационная инфраструктура , включающая в себя совокупность информационных систем:

    а) организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.

    б) информационно-телекоммуникационные структуры - территориально распределенные государственные и корпоративные компьютерные сети, телекоммуникационные сети и системы специального назначения и общего пользования, сети и каналы передачи данных, средства коммутации и управления информационными потоками;

    в) информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии;

    г) системы средств массовой информации.

    Некоторые авторы предлагают в составе информационной сферы рассматривать также и другие компоненты: систему взаимодействия информационного пространства России с мировыми открытыми сетями; систему обеспечения информационной защиты (безопасности); систему информационного законодательства. С таким подходом, нельзя согласиться, поскольку перечисленные компоненты скорее являются качественными характеристиками, условиями, признаками, при наличии которых совокупность объектов системы образует единое информационное пространство.

    Реализация этого положения предполагает: оценку состояния и эффективности применения действующих законодательных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования; создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности; определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюдение законодательства Российской Федерации в данной сфере; создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления; разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в информационной сфере, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий; разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе.

    Заключение

    В современном мире значение информационной сферы велико, т.к. последняя является системообразующим фактором жизни общества, которая активно влияет на состояние экономической, политической, оборонной и других составляющих национальной безопасности.

    По итогам проведенного в данной работе анализа можно сделать следующие выводы:

    Информационная сфера - это совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

    Объективные законы развития информационной сферы:

    Закон организации и ограничения информации в социальных системах: чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений;

    Закон информационного опережения: единое информационное пространство должно предшествовать созданию единого экономического и правового пространства, равно как информационное обеспечение должно опережать каждый очередной шаг в принятии решения в разных социальных сферах.

    Элементами информационной сферы являются:

    1. информация;

    2. информационная инфраструктура, включающая совокупность информационных систем (организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие информационной сферы; информационно-телекоммуникационные структуры; информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии; системы средств массовой информации).

    Список использованных источников

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Электрон. дан. - [М., 2014].

    2. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ // Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Электрон. дан. - [М., 2014].

    3. ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 №85-ФЗ (утратил силу) // Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис». - Электрон. дан. - [М., 2014].

    4. Артамонов Г.Т. Основные положения Концепции развития законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации // Информ. ресурсы России. - 1999. - №6.

    5. Бачило И.Л. Информационное право: роль и место в системе права // Государство и право. 2001 №2.

    6. Богданов А.А. Тектология. (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М, 1989.

    7. Ильгова Е.В. О праве на доступ к информации // Правовая политика и правовая жизнь. - М., Саратов, 2007, №2.

    8. Информационное право. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.

    9. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / В.А. Копылов. - М.: Юрист, 2004.

    10. Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22.7.00 // Дипломатический вестник. №8, 2000.

    11. Рассолов М.М. Информационное право: Учеб. пособие. М., 1999.

    12. Чаннов С.Е. Информационное право России: Учебник для ссузов. - М: «Приор-издат», 2004.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие и значение дополнительных отпусков, история развития нормативно-правового регулирования данной сферы. Классификация и типы, а также условия и порядок предоставления. Отражение характеристики отдельных видов отпусков в Трудовом кодексе России.

      дипломная работа , добавлен 08.02.2017

      Исследование информационной сферы как сферы правового регулирования общественных отношений. Юридические свойства информации. Органы государственной власти. Разные организационно-правовые формы формирования и использования информационных ресурсов.

      презентация , добавлен 20.10.2013

      Информационные аспекты безопасности. Источники нормативно-правового регулирования при международном информационном обмене. Концепция обеспечения информационной безопасности. Порядок международно-правового регулирования информационной безопасности.

      курсовая работа , добавлен 23.03.2014

      Исследование особенностей развития социальной сферы на современном этапе развития экономики. Характеристика основных проблем государственного регулирования социальной сферы в России. Анализ государственной политики в сфере образования и здравоохранения.

      курсовая работа , добавлен 17.02.2016

      Суть социальной сферы и взаимосвязь с муниципальным образованием. Показатели отдельных составляющих социальной сферы города Воронежа. Стратегия развития и совершенствование социальной сферы, как основной путь решения основных проблем на локальном уровне.

      курсовая работа , добавлен 16.07.2010

      Определение понятия и значения в обществе информационной среды. Особенности применения методов формально-догматического, алгоритмизации и моделирования, системного подхода и сравнительного правового исследования с целью изучения информационного права.

      реферат , добавлен 25.12.2011

      Анализ влияния информационных технологий на реализацию государственной информационной политики. Особенности установления оперативной обратной связи между властью и населением. Составляющие информационной сферы. Открытость информационной политики.

      статья , добавлен 28.06.2014

      Сущность и структура культурной сферы, факторы ее формирования и развития. Структура органов управления в исследуемой отрасли деятельности, направления государственной политики и методы регулирования, направления совершенствования законодательства.

      контрольная работа , добавлен 10.11.2015

      Понятие и основные принципы обеспечения информационной безопасности. Важнейшие составляющие национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Общие методы обеспечения информационной безопасности страны. Понятие информационной войны.

      реферат , добавлен 03.05.2011

      Понятие и роль, а также задачи и функции трудового права в Российской Федерации, его отражение в законодательстве государства. Проблемы, возникающие при исследовании данной правовой сферы, тенденции и главные перспективы ее дальнейшего развития.