Архитектура распределенной системы управления на основе реконфигурируемой многоконвейерной вычислительной среды L-Net. Архитектура распределенных систем

Принципы создания системы обработки информации в масштабе предприятия

История развития компьютерной техники (и соответственно программного обеспечения) началась с обособленных, автономных систем. Ученые и инженеры были озабочены созданием первых ЭВМ и в основном ломали головы над тем, как заставить работать эти скопища электронных ламп. Однако такое положение вещей сохранялось недолго - идея объединения вычислительных мощностей была вполне очевидной и витала в воздухе, насыщенном гулом металлических шкафов первых ENIAK’ов и Mark’ов. Ведь мысль объединить усилия двух и более компьютеров для решения сложных, непосильных для каждого из них по отдельности задач лежит на поверхности.

Рис. 1. Схема распределенных вычислений

Однако практическая реализация идеи соединения компьютеров в кластеры и сети тормозилась отсутствием технических решений и в первую очередь необходимостью создания стандартов и протоколов взаимодействия. Как известно, первые ЭВМ появились в конце сороковых годов двадцатого века, а первая компьютерная сеть ARPANet, связавшая несколько компьютеров на территории США, - только в 1966 г., почти через двадцать лет. Конечно, такое объединение вычислительных возможностей современную распределенную архитектуру напоминало весьма отдаленно, но тем не менее это был первый шажок в верном направлении.

Появление локальных сетей со временем привело к развитию новой области разработки программного обеспечения - созданию распределенных приложений. Заниматься этим пришлось, что называется, с нуля, но, к счастью, заинтересованность в таких приложениях сразу же выказали крупные компании, структура бизнеса которых требовала подобных решений. Именно на этапе создания корпоративных распределенных приложений были сформированы основные требования и разработаны основные архитектуры подобных систем, используемые и в настоящее время.

Постепенно мэйнфреймы и терминалы эволюционировали в направлении архитектуры клиент - сервер, которая по существу была первым вариантом распределенной архитектуры, т. е. двухуровневой распределенной системой. Ведь именно в приложениях клиент - сервер часть вычислительных операций и бизнес-логики была перенесена на сторону клиента, что, собственно, и стало изюминкой, визитной карточкой этого подхода.

Именно в этот период стало очевидно, что основными преимуществами распределенных приложений являются:

· хорошая масштабируемость - при необходимости вычислительная мощность распределенного приложения может быть легко увеличена без изменения его структуры;

· возможность управления нагрузкой - промежуточные уровни распределенного приложения дают возможность управлять потоками запросов пользователей и перенаправлять их менее загруженным серверам для обработки;

· глобальность - распределенная структура позволяет следовать пространственному распределению бизнес-процессов и создавать клиентские рабочие места в наиболее удобных точках.

Шло время, и небольшие островки университетских, правительственных и корпоративных сетей расширялись, объединялись в региональные и национальные системы. И вот на сцене появился главный игрок - Internet.

Хвалебные панегирики в адрес Всемирной сети давно стали общим местом публикаций по компьютерной тематике. Действительно, Internet сыграл решающую роль в развитии распределенных вычислений и сделал эту довольно специфическую область разработки программного обеспечения предметом приложения усилий армии профессиональных программистов. Сегодня он существенно расширяет возможности применения распределенных приложений, позволяя подключать удаленных пользователей и делая функции приложения доступными повсеместно.

Такова история вопроса. А теперь давайте посмотрим, что представляют собой распределенные приложения.

Парадигма распределенных вычислений

Представьте себе довольно крупное производственное предприятие, торговую компанию или фирму, предоставляющую услуги. Все их подразделения уже имеют собственные базы данных и специфическое программное обеспечение. Центральный офис каким-то образом собирает сведения о текущей деятельности этих подразделений и обеспечивает руководителей информацией, на основе которой они принимают управляющие решения.

Пойдем дальше и предположим, что рассматриваемая нами организация успешно развивается, открывает филиалы, разрабатывает новые виды продукции или услуг. Более того, прогрессивно настроенные руководители на последнем совещании решили организовать сеть удаленных рабочих мест, с которых клиенты могли бы получать некоторые сведения о выполнении их заказов.

В описываемой ситуации остается только пожалеть руководителя ИТ-подразделения, если он заранее не позаботился о построении общей системы управления бизнес-потоками, ведь без нее обеспечить эффективное развитие организации будет весьма затруднительно. Более того, здесь не обойтись без системы обработки информации в масштабе предприятия, спроектированной с учетом возрастающей нагрузки и к тому же соответствующей основным бизнес-потокам, поскольку все подразделения должны выполнять не только свои задачи, но и при необходимости обрабатывать запросы других подразделений и даже (ночной кошмар для менеджера проекта!) заказчиков.

Итак, мы готовы сформулировать основные требования к современным приложениям масштаба предприятия, диктуемые самой организацией производственного процесса.

Пространственное разделение. Подразделения организации разнесены в пространстве и зачастую имеют слабо унифицированное программное обеспечение.

Структурное соответствие. Программное обеспечение должно адекватно отражать информационную структуру предприятия - соответствовать основным потокам данных.

Ориентация на внешнюю информацию. Современные предприятия вынуждены уделять повышенное внимание работе с заказчиками. Следовательно, ПО предприятия должно уметь работать с новым типом пользователей и их запросами. Такие пользователи заведомо обладают ограниченными правами и имеют доступ к строго определенному виду данных.

Всем перечисленным требованиям к программному обеспечению масштаба предприятия отвечают распределенные системы - схема распределения вычислений приведена на рис. 1.

Безусловно, распределенные приложения не свободны от недостатков. Во-первых, они дороги в эксплуатации, а во-вторых, создание таких приложений - процесс трудоемкий и сложный, а цена ошибки на этапе проектирования очень велика. Тем не менее разработка распределенных приложений успешно развивается - ведь игра стоит свеч, поскольку такое ПО способствует повышению эффективности работы организации.

Итак, парадигма распределенных вычислений подразумевает наличие нескольких центров (серверов) хранения и обработки информации, реализующих различные функции и разнесенных в пространстве. Эти центры помимо запросов клиентов системы должны выполнять и запросы друг друга, так как в ряде случаев для решения первой задачи могут понадобиться совместные усилия нескольких серверов. Для управления сложными запросами и функционированием системы в целом необходимо специализированное управляющее ПО. И наконец, вся система должна быть "погружена" в некую транспортную среду, обеспечивающую взаимодействие ее частей.

Распределенные вычислительные системы обладают такими общими свойствами, как:

· управляемость - подразумевает способность системы эффективно контролировать свои составные части. Это достигается благодаря использованию управляющего ПО;

· производительность - обеспечивается за счет возможности перераспределения нагрузки на серверы системы с помощью управляющего ПО;

· масштабируемость - при необходимости физического повышения производительности распределенная система может легко интегрировать в своей транспортной среде новые вычислительные ресурсы;

· расширяемость - к распределенным приложениям можно добавлять новые составные части (серверное ПО) с новыми функциями.

Доступ к данным в распределенных приложениях возможен из клиентского ПО и других испределенных системах может быть организована на различных уровнях - от клиентского ПО и транспортных протоколов до защиты серверов БД.

Рис. 2. Основные уровни архитектуры распределенного приложения

Перечисленные свойства распределенных систем являются достаточным основанием, чтобы мириться со сложностью их разработки и дороговизной обслуживания.

Архитектура распределенных приложений

Рассмотрим архитектуру распределенного приложения, позволяющую ему выполнять сложные и разнообразные функции. В разных источниках приводятся различные варианты построения распределенных приложений. И все они имеют право на существование, ведь такие приложения решают самый широкий круг задач во многих предметных областях, а неудержимое развитие средств разработки и технологий подталкивает к непрерывному совершенствованию.

Тем не менее существует наиболее общая архитектура распределенного приложения, согласно которой оно разбивается на несколько логических слоев, уровней обработки данных. Приложения, как известно, предназначены для обработки информации, и здесь мы можем выделить три главнейшие их функции:

· представление данных (пользовательский уровень). Здесь пользователи приложения могут просмотреть необходимые данные, отправить на выполнение запрос, ввести в систему новые данные или отредактировать их;

· обработка данных (промежуточный уровень, middleware). На этом уровне сконцентрирована бизнес-логика приложения, осуществляется управление потоками данных и организуется взаимодействие частей приложения. Именно концентрация всех функций обработки данных и управления на одном уровне считается основным преимуществом распределенных приложений;

· хранение данных (уровень данных). Это уровень серверов баз данных. Здесь расположены сами серверы, базы данных, средства доступа к данным, различные вспомогательные инструменты.

Нередко такую архитектуру называют трехуровневой или трехзвенной. И очень часто на основе этих "трех китов" создается структура разрабатываемого приложения. При этом всегда отмечается, что каждый уровень может быть дополнительно разбит на несколько подуровней. Например, пользовательский уровень может быть разбит на собственно пользовательский интерфейс и правила проверки и обработки вводимых данных.

Безусловно, если принять во внимание возможность разбиения на подуровни, то в трехуровневую архитектуру можно вписать любое распределенное приложение. Но здесь нельзя не учитывать еще одну характерную особенность, присущую именно распределенным приложениям, - это управление данными. Важность этой функции очевидна, поскольку очень трудно создать реально работающее распределенное приложение (со всеми клиентскими станциями, промежуточным ПО, серверами БД и т. д.), которое бы не управляло своими запросами и ответами. Поэтому распределенное приложение должно обладать еще одним логическим уровнем - уровнем управления данными.

Рис. 3. Распределение бизнес-логики по уровням распределенного приложения

Следовательно, целесообразно разделять промежуточный уровень на два самостоятельных: уровень обработки данных (так как необходимо учитывать важное преимущество, которое он дает, - концентрацию бизнес-правил обработки данных) и уровень управления данными. Последний обеспечивает контроль выполнения запросов, обслуживает работу с потоками данных и организует взаимодействие частей системы.

Таким образом, можно выделить четыре основных уровня распределенной архитектуры (см. рис. 2):

· представление данных (пользовательский уровень);

· правила бизнес-логики (уровень обработки данных);

· управление данными (уровень управления данными);

· хранение данных (уровень хранения данных).

Три уровня из четырех, исключая первый, занимаются непосредственно обработкой данных, а уровень представления данных позволяет визуализировать и редактировать их. При помощи этого уровня пользователи получают данные от уровня обработки данных, который, в свою очередь, извлекает информацию из хранилищ и осуществляет все необходимые преобразования данных. После ввода новой информации или редактирования существующей потоки данных направляются в обратный путь: от пользовательского интерфейса через уровень бизнес-правил в хранилище.

Еще один уровень - управления данными - стоит в стороне от магистрального потока данных, но он обеспечивает бесперебойное функционирование всей системы, управляя запросами и ответами и взаимодействием частей приложения.

Отдельно необходимо рассмотреть вариант просмотра данных в режиме "только для чтения". В этом случае уровень обработки данных не используется в общей схеме передачи данных, так как необходимость вносить какие-либо изменения отпадает. А сам поток информации является однонаправленным - из хранилища на уровень представления данных.

Физическая структура распределенных приложений

А сейчас обратимся к физическим уровням распределенных приложений. Топология распределенной системы подразумевает разделение на несколько серверов баз данных, серверов обработки данных и совокупность локальных и удаленных клиентов. Все они могут располагаться где угодно: в одном здании или на другом континенте. В любом случае части распределенной системы должны быть соединены надежными и защищенными линиями связи. Что касается скорости передачи данных, то она в значительной степени зависит от важности соединения между двумя частями системы с точки зрения обработки и передачи данных и в меньшей степени от их удаленности.

Распределение бизнес-логики по уровням распределенного приложения

Настало время перейти к подробному описанию уровней распределенной системы, но предварительно скажем несколько слов о распределении функциональности приложения по уровням. Бизнес-логика может быть реализована на любом из уровней трехуровневой архитектуры.

Серверы БД могут не только сохранять данные в базах данных, но и содержать часть бизнес-логики приложения в хранимых процедурах, триггерах и т. д.

Клиентские приложения также могут реализовывать правила обработки данных. Если набор правил минимален и сводится в основном к процедурам проверки корректности ввода данных, мы имеем дело с "тонким" клиентом. "Толстый" клиент, наоборот, содержит большую долю функциональности приложения.

Уровень же обработки данных собственно и предназначен для реализации бизнес-логики приложения, и здесь сконцентрированы все основные правила обработки данных.

Таким образом, в общем случае функциональность приложения оказывается "размазанной" по всему приложению. Все разнообразие распределения бизнес-логики по уровням приложений можно представить в виде плавной кривой, показывающей долю правил обработки данных, сконцентрированной в конкретном месте. Кривые на рис. 3 носят качественный характер, но тем не менее позволяют увидеть, как изменения в структуре приложения могут повлиять на распределение правил.

И практика подтверждает это заключение. Ведь всегда найдется парочка правил, которые нужно реализовать именно в хранимых процедурах сервера БД, и очень часто бывает удобно перенести некоторые первоначальные операции с данными на сторону клиента - хотя бы для того, чтобы предотвратить обработку некорректных запросов.

Уровень представления данных

Уровень представления данных - единственный доступный конечному пользователю. Этот уровень моделирует клиентские рабочие места распределенного приложения и соответствующее ПО. Возможности клиентского рабочего места в первую очередь определяются возможностями операционной системы. В зависимости от типа пользовательского интерфейса клиентское ПО делится на две группы: клиенты, использующие возможности ГИП (например, Windows), и Web-клиенты. Но в любом случае клиентское приложение должно обеспечивать выполнение следующих функций:

· получение данных;

· представление данных для просмотра пользователем;

· редактирование данных;

· проверка корректности введенных данных;

· сохранение сделанных изменений;

· обработка исключительных ситуаций и отображение информации об ошибках для пользователя.

Все бизнес-правила желательно сконцентрировать на уровне обработки данных, но на практике это не всегда удается. Тогда говорят о двух типах клиентского ПО. "Тонкий" клиент содержит минимальный набор бизнес-правил, А "толстый" реализует значительную долю логики приложения. В первом случае распределенное приложение существенно легче отлаживать, модернизировать и расширять, во втором - можно минимизировать расходы на создание и поддержание уровня управления данными, так как часть операций может выполняться на стороне клиента, а на долю промежуточного ПО ложится только передача данных.

Уровень обработки данных

Уровень обработки данных объединяет части, реализующие бизнес-логику приложения, и является посредником между уровнем представления данных и уровнем их хранения. Через него проходят все данные и претерпевают в нем изменения, обусловленные решаемой задачей (см. рис. 2). К функциям этого уровня относятся следующие:

· обработка потоков данных в соответствии с бизнес-правилами;

· взаимодействие с уровнем представления данных для получения запросов и возвращения ответов;

· взаимодействие с уровнем хранения данных для передачи запросов и получения ответов.

Чаще всего уровень обработки данных отождествляют с промежуточным ПО распределенного приложения. Такая ситуация в полной мере верна для "идеальной" системы и лишь отчасти - для реальных приложений (см. рис. 3). Что касается последних, то промежуточное ПО для них содержит большую долю правил обработки данных, но часть из них реализована в серверах SQL в виде хранимых процедур или триггеров, а часть включена в состав клиентского ПО.

Такое "размывание" бизнес-логики оправданно, так как позволяет упростить часть процедур обработки данных. Возьмем классический пример выписки заказа. В него могут быть включены наименования только тех продуктов, которые имеются на складе. Следовательно, при добавлении в заказ некоторого наименования и определения его количества соответствующее число должно быть вычтено из остатка этого наименования на складе. Очевидно, что лучше всего реализовать эту логику средствами сервера БД - хранимой процедурой или триггером.

Уровень управления данными

Уровень управления данными нужен для того, чтобы приложение оставалось единым целым, было устойчивым и надежным, имело возможности модернизации и масштабирования. Он обеспечивает выполнение системных задач, без него части приложения (серверы БД, серверы приложения, промежуточное ПО, клиенты) не смогут взаимодействовать друг с другом, а связи, нарушенные при повышении нагрузки, нельзя будет восстановить.

Кроме того, на уровне управления данными могут быть реализованы различные системные службы приложения. Ведь всегда существуют общие для всего приложения функции, которые необходимы для работы всех уровней приложения, следовательно, их невозможно расположить ни на одном из других уровней.

Например, служба единого времени обеспечивает все части приложения системными метками времени, синхронизирующими их работу. Представьте, что распределенное приложение имеет некий сервер, рассылающий клиентам задания с указанием конкретного срока их выполнения. При срыве установленного срока задание должно регистрироваться с вычислением времени задержки. Если клиентские рабочие станции расположены в том же здании, что и сервер, или на соседней улице, - нет проблем, алгоритм учета прост. Но что делать, если клиенты расположены в других часовых поясах - в других странах или вообще за океаном? В этом случае сервер должен уметь вычислять разницу с учетом часовых поясов при отправке заданий и получении ответов, а клиенты будут обязаны добавлять к отчетам служебную информацию о местном времени и часовом поясе. Если же в состав распределенного приложения входит служба единого времени, то такой проблемы просто не существует.

Кроме службы единого времени уровень управления данными может содержать службы хранения общей информации (сведения о приложении в целом), формирования общих отчетов и т. д.

Итак, к функциям уровня управления данными относятся:

· управление частями распределенного приложения;

· управление соединениями и каналами связи между частями приложения;

· управление потоками данных между клиентами и серверами и между серверами;

· управление нагрузкой;

· реализация системных служб приложения.

Необходимо отметить, что часто уровень управления данными создается на основе готовых решений, поставляемых на рынок программного обеспечения различными производителями. Если разработчики выбрали для своего приложения архитектуру CORBA, то в ее составе имеется брокер объектных запросов (Object Request Broker, ORB), если платформу Windows, - к их услугам разнообразные инструменты: технология COM+ (развитие технологии Microsoft Transaction Server, MTS), технология обработки очередей сообщений MSMQ, технология Microsoft BizTalk и др.

Уровень хранения данных

Уровень хранения данных объединяет серверы SQL и базы данных, используемые приложением. Он обеспечивает решение следующих задач:

· хранение данных в БД и поддержание их в работоспособном состоянии;

· обработка запросов уровня обработки данных и возврат результатов;

· реализация части бизнес-логики распределенного приложения;

· управление распределенными базами данных при помощи административного инструментария серверов БД.

Помимо очевидных функций - хранения данных и обработки запросов, уровень может содержать часть бизнес-логики приложения в хранимых процедурах, триггерах, ограничениях и т. д. Да и сама структура базы данных приложения (таблицы и их поля, индексы, внешние ключи и пр.) есть реализация структуры данных, с которыми работает распределенное приложение, и реализация некоторых правил бизнес-логики. Например, использование в таблице БД внешнего ключа требует создания соответствующего ограничения на манипуляции с данными, так как записи главной таблицы не могут быть удалены при наличии соответствующих записей, связанных по внешнему ключу таблицы.

Большинство серверов БД поддерживают разнообразные процедуры администрирования, в том числе и управление распределенными базами данных. К ним можно отнести репликацию данных, их удаленное архивирование, средства доступа к удаленным базам данных и др. Возможность использования этих инструментов следует учитывать при разработке структуры собственного распределенного приложения.

Подключение к базам данных серверов SQL осуществляется в основном при помощи клиентского ПО серверов. Помимо этого дополнительно могут использоваться различные технологии доступа к данным, например ADO (ActiveX Data Objects) или ADO.NET. Но при проектировании системы необходимо учитывать, что функционально промежуточные технологии доступа к данным не относятся к уровню хранения данных.

Расширения базовых уровней

Рассмотренные выше уровни архитектуры распределенного приложения являются базовыми. Они формируют структуру создаваемого приложения в целом, но при этом, естественно, не могут обеспечить реализацию любого приложения - предметные области и задачи слишком обширны и многообразны. Для таких случаев архитектура распределенного приложения может быть расширена за счет дополнительных уровней, которые призваны отобразить особенности создаваемого приложения.

Среди прочих можно выделить два наиболее часто применяемых расширения базовых уровней.

Уровень бизнес-интерфейса располагается между уровнем пользовательского интерфейса и уровнем обработки данных. Он скрывает от клиентских приложений детали структуры и реализации бизнес-правил уровня обработки данных, обеспечивая абстрагирование программного кода клиентских приложений от особенностей реализации логики приложения.

В результате разработчики клиентских приложений используют некий набор необходимых функций - аналог интерфейса прикладного программирования (API). Это позволяет сделать клиентское ПО независимым от реализации уровня обработки данных.

Безусловно, при внесении серьезных изменений в систему без глобальных переделок не обойтись, но уровень бизнес-интерфейса позволяет не делать этого без крайней необходимости.

Уровень доступа к данным располагается между уровнем хранения данных и уровнем обработки данных. Он позволяет сделать структуру приложения не зависящей от конкретной технологии хранения данных. В таких случаях программные объекты уровня обработки данных передают запросы и получают ответы при помощи средств выбранной технологии доступа к данным.

При реализации приложений на платформе Windows чаще всего используется технология доступа к данным ADO, так как она обеспечивает универсальный способ доступа к самым разнообразным источникам данных - от серверов SQL до электронных таблиц. Для приложений на платформе.NET служит технология ADO.NET.

Гетерогенные мультикомпьютерные системы

Наибольшее число существующих в настоящее время распределенных систем построено по схеме гетерогенных мультикомпьютерных. Это означает, что компьютеры, являющиеся частями этой системы, могут быть крайне разнообразны, например, по типу процессора, размеру памяти и производительности каналов ввода-вывода. На практике роль некоторых из этих компьютеров могут исполнять высокопроизводительные параллельные системы, например мультипроцессорные или гомогенные мультикомпьютерные.

Соединяющая их сеть также может быть сильно неоднородной.

Примером гетерогенности является создание крупных мультикомпьютерных систем с использованием существующих сетей и каналов. Так, например, не является чем-то необычным существование университетских распределенных систем, состоящих из локальных сетей различных факультетов, соединенных между собой высокоскоростными каналами. В глобальных системах различные станции могут, в свою очередь, соединяться общедоступными сетями, например сетевыми службами, предлагаемыми коммерческими операторами связи, например SMDS или Frame relay .

В отличие от систем, обсуждавшихся в предыдущих пунктах, многие крупномасштабные гетерогенные мультикомпьютерные системы нуждаются в глобальном подходе. Это означает, что приложение не может предполагать, что ему постоянно будет доступна определенная производительность или определенные службы.

Переходя к вопросам масштабирования, присущим гетерогенным системам, и учитывая необходимость глобального подхода, присущую большинству из них, заметим, что создание приложений для гетерогенных мультикомпьютерных систем требует специализированного программного обеспечения. С этой проблемой распределенные системы справляются. Чтобы у разработчиков приложений не возникало необходимости волноваться об используемом аппаратном обеспечении, распределенные системы предоставляют программную оболочку, которая защищает приложения от того, что происходит на аппаратном уровне (то есть они обеспечивают прозрачность).

Наиболее ранней и фундаментальной распределенной архитектурой является «клиент-сервер», в которой одна из сторон (клиент) инициирует обмен данными, посылая запрос другой стороне (серверу). Сервер обрабатывает запрос и при необходимости посылает ответ клиенту (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Модель взаимодействия клиент сервер

Взаимодействие в рамках модели клиент сервер может быть как синхронным, когда клиент ожидает завершения обработки своего запроса сервером, так и асинхронным, при котором клиент посылает серверу запрос и продолжает свое выполнение без ожидания ответа сервера. Модель клиента и сервера может использоваться как основа описания различных взаимодействий. Рассмотрим взаимодействие составных частей программного обеспечения, образующего распределенную систему.



Рис. 2.8. Логические уровни приложения

Рассмотрим некое типичное приложение, которое в соответствии с современными представлениями может быть разделено на следующие логические уровни (рис. 2.8): пользовательский интерфейс (ИП), логика приложения (ЛП) и доступ к данным (ДД), работающий с базой данных (БД). Пользователь системы взаимодействует с ней через интерфейс пользователя, база данных хранит данные, описывающие предметную область приложения, а уровень логики приложения реализует все алгоритмы, относящиеся к предметной области.

Поскольку на практике разных пользователей системы обычно интересует доступ к одним и тем же данным, наиболее простым разнесением функций такой системы между несколькими компьютерами будет разделение логических уровней приложения между одной серверной частью приложения, отвечающим за доступ к данным, и находящимися на нескольких компьютерах клиентскими частями, реализующими интерфейс пользователя. Логика приложения может быть отнесена к серверу, клиентам, или разделена между ними (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Двухзвенная архитектура

Архитектуру построенных по такому принципу приложений называют клиент серверной или двухзвенной . На практике подобные системы часто не относят к классу распределенных, но формально они могут считаться простейшими представителями распределенных систем.

Развитием архитектуры клиент-сервер является трехзвенная архитектура , в которой интерфейс пользователя, логика приложения и доступ к данным выделены в самостоятельные составляющие системы, которые могут работать на независимых компьютерах (рис 2.10).

Рис. 2.10. Трехзвенная архитектура

Запрос пользователя в подобных системах последовательно обрабатывается клиентской частью системы, сервером логики приложения и сервером баз данных. Однако обычно под распределенной системой понимают системы с более сложной архитектурой, чем трехзвенная.

Рис. 2.11. Распределенная система розничных продаж

Применительно к приложениям автоматизации деятельности предприятия, распределенными обычно называют системы с логикой приложения, распределенной между несколькими компонентами системы, каждая из которых может выполняться на отдельном компьютере. Например, реализация логики приложения системы розничных продаж должна использовать запросы к логике приложения третьих фирм, таких как поставщики товаров, системы электронных платежей или банки, предоставляющие потребительские кредиты (рис. 2.11).

В качестве другого примера распределенной системы можно привести сети прямого обмена данными между клиентами (peer-to-peer networks) . Если предыдущий пример имел "древовидную" архитектуру, то сети прямого обмена организованы более сложным образом, рис 2.12. Подобные системы являются в настоящий момент, вероятно, одними из крупнейших существующих распределенных систем, объединяющие миллионы компьютеров.

Рис. 2.12. Система прямого обмена данными между клиентами

(Материал сайта http://se.math.spbu.ru)

Введение.

В настоящее время практически все большие программные системы являются распределенными. Распределенная система - система, в которой обработка информации сосредоточена не на одной вычислительной машине, а распределена между несколькими компьютерами. При проектировании распределенных систем, которое имеет много общего с проектированием ПО в общем, все же следует учитывать некоторые специфические особенности.

Существует шесть основных характеристик распределенных систем.

  1. Совместное использование ресурсов. Распределенные системы допускают совместное использование как аппаратных (жестких дисков, принтеров), так и программных (файлов, компиляторов) ресурсов.
  2. Открытость. Это возможность расширения системы путем добавления новых ресурсов.
  3. Параллельность. В распределенных системах несколько процессов могут одновременно выполнятся на разных компьютерах в сети. Эти процессы могут взаимодействовать во время их выполнения.
  4. Масштабируемость . Под масштабируемостью понимается возможность добавления новых свойств и методов.
  5. Отказоустойчивость. Наличие нескольких компьютеров позволяет дублирование информации и устойчивость к некоторым аппаратным и программным ошибкам. Распределенные системы в случае ошибки могут поддерживать частичную функциональность. Полный сбой в работе системы происходит только при сетевых ошибках.
  6. Прозрачность. Пользователям предоставляется полный доступ к ресурсам в системе, в то же время от них скрыта информация о распределении ресурсов по системе.

Распределенные системы обладают и рядом недостатков.

  1. Сложность . Намного труднее понять и оценить свойства распределенных систем в целом, их сложнее проектировать, тестировать и обслуживать. Также производительность системы зависит от скорости работы сети, а не отдельных процессоров. Перераспределение ресурсов может существенно изменить скорость работы системы.
  2. Безопасность . Обычно доступ к системе можно получить с нескольких разных машин, сообщения в сети могут просматриваться и перехватываться. Поэтому в распределенной системе намного труднее поддерживать безопасность.
  3. Управляемость . Система может состоять из разнотипных компьютеров, на которых могут быть установлены различные версии операционных систем. Ошибки на одной машине могут распространиться непредсказуемым образом на другие машины.
  4. Непредсказуемость . Реакция распределенных систем на некоторые события непредсказуема и зависит от полной загрузки системы, ее организации и сетевой нагрузки. Так как эти параметры могут постоянно изменятся , поэтому время ответа на запрос может существенно отличаться от времени.

Из этих недостатков можно увидеть, что при проектировании распределенных систем возникает ряд проблем, которые надо учитывать разработчикам.

  1. Идентификация ресурсов . Ресурсы в распределенных системах располагаются на разных компьютерах, поэтому систему имен ресурсов следует продумать так, чтобы пользователи могли без труда открывать необходимые им ресурсы и ссылаться на них. Примером может служить система URL(унифицированный указатель ресурсов), которая определяет имена Web-страниц.
  2. Коммуникация . Универсальная работоспособность Internet и эффективная реализация протоколов TCP/IP в Internet для большинства распределенных систем служат примером наиболее эффективного способа организации взаимодействия между компьютерами. Однако в некоторых случаях, когда требуется особая производительность или надежность, возможно использование специализированных средств.
  3. Качество системного сервиса . Этот параметр отражает производительность, работоспособность и надежность. На качество сервиса влияет ряд факторов: распределение процессов, ресурсов, аппаратные средства и возможности адаптации системы.
  4. Архитектура программного обеспечения . Архитектура ПО описывает распределение системных функций по компонентам системы, а также распределение этих компонентов по процессорам. Если необходимо поддерживать высокое качество системного сервиса, выбор правильной архитектуры является решающим фактором.

Задача разработчиков распределенных систем - спроектировать программное и аппаратное обеспечение так, чтобы предоставить все необходимые характеристики распределенной системы. А для этого требуется знать преимущества и недостатки различных архитектур распределенных систем. Выделяется три типа архитектур распределенных систем.

  1. Архитектура клиент/сервер . В этой модели систему можно представить как набор сервисов, предоставляемых серверами клиентам. В таких системах серверы и клиенты значительно отличаются друг от друга.
  2. Трехзвенная архитектура . В этой модели сервер предоставляет клиентам сервисы не напрямую, а посредством сервера бизнес-логики .

Про первые две модели было сказано уже не раз, остановимся подробнее на третьей.

  1. Архитектура распределенных объектов . В этом случае между серверами и клиентами нет различий и систему можно представить как набор взаимодействующих объектов, местоположение которых не имеет особого значения. Между поставщиком сервисов и их пользователями не существует различий.

Эта архитектура широко применяется в настоящее время и носит также название архитектуры веб-сервисов . Веб-сервис - это приложение, доступное через Internet и предоставляющее некоторые услуги, форма которых не зависит от поставщика (так как используется универсальный формат данных - XML) и платформы функционирования. В данное время существует три различные технологии, поддерживающие концепцию распределенных объектных систем. Это технологии EJB, CORBA и DCOM.

Для начала несколько слов о том, что такое XML вообще. XML - универсальный формат данных, который используется для предоставления Web-сервисов. В основе Web-сервисов лежат открытые стандарты и протоколы: SOAP, UDDI и WSDL.

  1. SOAP (Simple Object Access Protocol ), разработанный консорциумом W3C, определяет формат запросов к Web-сервисам. Сообщения между Web-сервисом и его пользователем пакуются в так называемые SOAP-конверты (SOAP envelopes , иногда их ещё называют XML-конвертами). Само сообщение может содержать либо запрос на осуществление какого-либо действия, либо ответ - результат выполнения этого действия.
  2. WSDL (Web Service Description Language). Интерфейс Web-сервиса описывается в WSDL-документах (а WSDL - это подмножество XML). Перед развертыванием службы разработчик составляет ее описание на языке WSDL, указывает адрес Web-сервиса, поддерживаемые протоколы, перечень допустимых операций, форматы запросов и ответов.
  3. UDDI (Universal Description, Discovery and Integration) - протокол поиска Web- сервисов в Internet (http://www.uddi.org/ ). Представляет собой бизнес-реестр, в котором провайдеры Web-сервисов регистрируют службы, а разработчики находят необходимые сервисы для включения в свои приложения.

Из доклада может показаться, что Web-сервисы - наилучшее и безальтернативное решение, и вопрос только в выборе средств разработки. Однако это не так. Альтернатива Web-службам существует, это семантический Web (Semantic Web ), о необходимости создания которого уже пять лет назад говорил создатель WWW Тим Бернерс-Ли .

Если задача Web-сервисов - облегчить коммуникацию между приложениями, то семантический Web призван решить гораздо более сложную проблему - с помощью механизмов метаданных повысить эффективность ценность информации, которую можно найти в Сети. Сделать это можно, отказавшись от документно-ориентированного подхода в пользу объектно-ориентированного.

Список литературы

  1. Соммервилл И. Инженерия программного обеспечения.
  2. Драница А. Java против.NET. - "Компьютерра ", #516.
  3. Ресурсы интернет.
  • Перевод

Я присоединился к Uber два года назад в качестве мобильного разработчика, имеющего некоторый опыт разработки бекенда. Здесь я занимался разработкой функционала платежей в приложении - и по ходу дела переписал само приложение . После чего я перешёл в менеджмент разработчиков и возглавил саму команду. Благодаря этому я смог гораздо ближе познакомиться с бэкендом, поскольку моя команда несёт ответственность за многие системы нашего бэкенда, позволяющие осуществлять платежи.

До моей работы в Uber у меня не было опыта работы с распределёнными системами. Я получил традиционное образование в Computer Science, после чего с десяток лет занимался full-stack разработкой. Поэтому, пусть я и мог рисовать различные диаграммы и рассуждать о компромиссах (tradeoffs ) в системах, к тому моменту я недостаточно хорошо понимал и воспринимал концепции распределённости - такие, например, как согласованность (consistency ), доступность (availability ) или идемпотентность (idempotency ).

В данном посте я собираюсь рассказать про несколько концепций, которые мне потребовалось изучить и применить на практике при построении крупномасштабной высокодоступной распределённой системы платежей, которая сегодня работает в Uber. Это система с нагрузкой до нескольких тысяч запросов в секунду, в которой критическая функциональность платежей должна работать корректно даже в тех случаях, когда перестают работать отдельные части системы.

Полный ли это список? Скорее всего, нет. Однако, если бы лично я сам узнал про эти концепции раньше, это сделало бы мою жизнь гораздо проще.

Итак, давайте приступим к нашему погружению в SLA, согласованность, долговечность данных, сохранность сообщений, идемпотентность и некоторые другие вещи, которые мне потребовалось выучить на своей новой работе.

SLA

В больших системах, которые обрабатывают миллионы событий в день, некоторые вещи просто по определению обязаны пойти не по плану. Вот почему прежде, чем погружаться в планирование системы, нужно сделать самый важный шаг - принять решение о том, что для нас означает «здоровая» система. Степень «здоровья» должна быть чем-то таким, что на самом деле можно измерить. Общепринятым способом измерения «здоровья» системы являются SLA (service level agreements ). Вот некоторые из самых распространённых видов SLA, с которыми мне доводилось сталкиваться на практике:
  • Доступность (Availability) : процент времени, который сервис является работоспособным. Пусть существует искушение достичь 100% доступности, достижение этого результата может оказаться по-настоящему сложным занятием, да ещё вдобавок и весьма дорогостоящим. Даже крупные и критичные системы вроде сети карт VISA, Gmail или интернет-провайдеров не имеют 100% доступности - за годы они накопят секунды, минуты или часы, проведённые в даунтайме. Для многих систем, доступность в четыре девятки (99.99%, или примерно 50 минут даунтайма в год) считается высокой доступностью. Для того, чтобы добраться до этого уровня, придётся изрядно попотеть.
  • Точность (Accuracy) : является ли допустимой потеря данных или их неточность? Если да, то какой процент является приемлимым? Для системы платежей, над которой я работал, этот показатель должен был составлять 100%, поскольку данные терять было нельзя.
  • Пропускная способность/мощность (Capacity) : какую нагрузку должна выдерживать система? Этот показатель обычно выражается в запросах в секунду.
  • Задержка (Latency) : за какое время система должна отвечать? За какое время должны быть обслужены 95% и 99% запросов? В подобных системах обычно многие из запросов являются «шумом», поэтому задержки p95 и p99 находят более практическое применение в реальном мире.
Почему SLA нужны при создании крупной системы платежей? Мы создаём новую систему, заменяющую существующую. Чтобы убедиться в том, что мы всё делаем правильно, и что наша новая система будет «лучше», чем её предшественница, мы использовали SLA, чтобы определить наши ожидания от неё. Доступность была одним из самых важных требований. Как только мы определили цель, нам было необходимо разобраться с компромиссами в архитектуре, чтобы достичь этих показателей.

Горизонтальное и вертикальное масштабирование

По мере роста бизнеса, который использует нашу свежесозданную систему, нагрузка на неё будет лишь увеличиваться. В определенный момент, существующая установка будет неспособна выдержать дальнейшее увеличение нагрузки, и нам потребуется увеличить допустимую нагрузку. Две общепринятые стратегии масштабирования - это вертикальное или горизонтальное масштабирование.

Горизонтальное масштабирование заключается в добавлении большего количества машин (или узлов) в систему для увеличения пропускной способности (capacity ). Горизонтальное масштабирование - это самый популярный способ масштабирования распределённых систем.

Вертикальное масштабирование - это по сути «купить машину побольше/посильнее» - (виртуальная) машина с большим числом ядер, лучшей вычислительной мощностью и большей памятью. В случае с рапределёнными системами, вертикальное масштабирование обычно менее популярно, поскольку оно может быть более дорогостоящим, чем масштабирование горизонтальное. Однако, некоторые известные большие сайты, вроде Stack Overflow, успешно масштабировались вертикально для соответствия нагрузке.

Почему стратегия масштабирования имеет смысл, когда вы создаёте крупную платёжную систему? Мы на раннем этапе решили, что мы будем строить систему, которая будет масштабироваться горизонтально. Несмотря на то, что вертикально масштабирование допустимо использовать в некоторых случаях, наша система платежей к тому моменту уже достигла прогнозируемой нагрузки и мы с пессимизмом отнеслись к предположению о том, что единственный супер-дорогой мейнфрейм сможет выдержать эту нагрузку сегодня, не говоря уже о будущем. Помимо этого, в нашей команде было несколько человек, которые работали в крупных поставщиках платёжных услуг и имели негативный опыт попытки масштабироваться вертикально даже на самых мощных машинах, которые можно было купить за деньги в те годы.

Согласованность (consistency)

Доступность любой из систем важна. Распределённые системы часто строятся из машин, чья доступность по отдельности ниже, чем доступность всей системы. Пусть наша цель построить систему с доступностью в 99.999% (даунтайм составляет примерно 5 минут/год). Мы используем машины/ноды, которые в среднем имеют доступность в 99.9% (они находятся в даунтайме примерно 8 часов/год). Прямым путём достижения нужного нам показателя доступности является добавление ещё нескольких таких машин/узлов в кластер. Даже если некоторые из узлов будут «в дауне», другие будут продолжать оставаться в строю и общая доступность системы будет выше, чем доступность её индивидуальных компонентов.

Согласованность - это ключевая проблема в высокодоступных системах. Система согласована, если все узлы видят и возвращают одни и те же данные в одно и то же время. В отличие от нашей предыдущей модели, когда мы добавляли больше узлов для достижения большей доступности, удостовериться в том, что система остается согласованной, далеко не так тривиально. Чтобы убедиться в том, что каждый узел содержит одну и ту же информацию, они должны отправлять сообщения друг другу, чтобы постоянно быть сихронизированными. Однако, сообщения, отправленные ими друг другу, могут быть не доставлены - они могут потеряться и некоторые из узлов могут быть недоступными.

Согласованность - это концепция, на осознание которой у меня ушло больше всего времени, прежде чем я понял её и оценил по достоинству. Существует несколько видов согласованности , самым широко используемым в распределённых системах является сильная согласованность (strong consistency ), слабая согласованность (weak consistency ) и согласованность в конечном счёте (eventual consistency ). Вы можете прочитать полезный практический разбор преимуществ и недостатков каждой из моделей в данной статье . Обычно, чем слабее требуемый уровень согласованности, тем быстрее может работать система - но тем вероятнее, что она вернет не самый последний набор данных.

Почему согласованность стоит учитывать при создании крупной платёжной системы? Данные в системе должны быть согласованы. Но насколько согласованы? Для некоторых частей системы подойдут только сильно согласованные данные. Например, нам необходимо сохранить в сильно согласованном виде информацию о том, что платеж был инициирован. Для других частей системы, которые не являются настолько важными, согласованность в конечном счёте можно считать разумным компромиссом.

Хорошо иллюстрирует это вывод списка недавних транзакций: они могут быть реализованы при помощи согласованности в конечном счёте (eventual consistency ) - то есть, последняя транзакция может появиться в некоторых частях системы лишь некоторое время спустя, но благодаря этому запрос списка вернет результат с меньшей задержкой или потребует меньше ресурсов для выполнения.

Долговечность данных (data durability)

Долговечность означает то, что как только данные будут успешно добавлены в хранилище данных, они будут доступны нам в будущем. Это будет справедливо даже в том случае, если узлы системы уйдут в оффлайн, в них произойдёт сбой или данные узлов будут повреждены.

Различные распределённые базы данных имеют разные уровни долговечности данных. Некоторые из них поддерживают data durability на уровне машины/узла, другие делают это на уровне кластера, а некоторые вообще не предоставляют этой функциональности «из коробки». Некоторая форма репликации обычно используется для увеличения долговечности - если данные хранятся на нескольких узлах и один из узлов перестаёт работать, данные по-прежнему будут доступны. , поясняющая, почему достижение долговечности в распределённых системах может стать серьёзным вызовом.

Почему долговечность данных имеет значение при построении платёжной системы? Если данные являются критическими (например, это платежи), то мы не можем позволить себе терять их во многих из частей нашей системы. Распределённые хранилища данных, которые мы построили, должны были поддерживать долговечность данных на уровне кластера - так что даже если инстансы будут «падать», завершенные транзакции будут сохраняться. В наши дни, большинство распределённых сервисов хранения данных - вроде Cassandra, MongoDB, HDFS или Dynamodb - все поддерживают долговечность на различных уровнях и все могут быть сконфигурированы для предоставления долговечности уровня кластера.

Сохранность сообщений (message persistence) и долговечность (durability)

Узлы в распределённых системах выполняют вычисления, хранят данные и отправляют сообщения друг другу. Ключевой характеристикой отправки сообщений является то, насколько надёжно эти сообщения прибудут. Для критически важных систем зачастую имеется требование того, чтобы ни одно из сообщений не было потеряно.

В случае распределенных систем, обмен сообщениями (messaging ) обычно выполняется при помощи некоторого распределенного сервиса сообщений - RabbitMQ, Kafka или других. Эти брокеры сообщений могут поддерживать (или настроены так, что станут поддерживать) различные уровни надежности доставки сообщений.

Сохранность сообщения означает, что когда на узле, обрабатывающем сообщение, происходит отказ, то сообщение по прежнему будет доступно для обработки после того, как проблема разрешится. Долговечность сообщений обычно используется на уровне очереди сообщений . При помощи долговечной очереди сообщений, если очередь (или узел) уходят в оффлайн когда сообщение отослано, оно попрежнему получит сообщение когда оно вернётся в онлайн. Хорошая подробная статья по данному вопросу доступна по ссылке .


Почему сохранность и долговечность сообщений имеют значение при построении крупных платёжных систем? У нас были сообщения, которые мы не могли позволить себе потерять - например, сообщение о том, что человек инициировал платёж по оплате поездки. Это означало, что система обмена сообщениями, которую нам предстояло использовать, должна была работать без потерь: каждое сообщение должно было быть единожды доставлено. Однако, создание системы которая доставляет каждое сообщение ровно один раз нежели хотя бы один раз - это задачи, значительно различающиеся по своей трудности. Мы решили реализовать систему обмена сообщениями, которая доставляет хотя бы единожды, и выбрали шину сообщений (messaging bus ), поверх которой мы решили её построить (мы остановили свой выбор на Kafka, создав кластер без потерь, который требовался в нашем случае).

Идемпотентность

В случае с распределёнными системами, может пойти не так всё, что угодно - соединения могут отваливаться посередине или запросы могут выпадать по тайм-ауту. Клиенты будут часто повторять эти запросы. Идемпотентная система гарантирует, что чтобы ни произошло, и сколько бы раз конкретный запрос ни выполнялся, действительное выполнение этого запроса происходишь всего один раз. Хороший пример - это осуществление платежа. Если клиент создает запрос на оплату, запрос успешен, но если клиент попадает в тайм-аут, то клиент может повторить тот же самый запрос. В случае с идемпотентной системой, с человека, производящего оплату, не будут дважды списаны деньги; а вот для не-идемпонетной системы это вполне возможное являение.

Проектирование идемпотентных распределённых систем требует некоего вида распределённой стратегии блокировки. Здесь в игру вступают концепции, которые мы обсуждали ранее. Скажем, мы намереваемся реализовать идемпотентность при помощи оптимистической блокировки во избежание параллельных обновлений. Для того, чтобы мы могли прибегнуть к оптимистической блокировке, система должна быть строго согласованной - благодаря чему во время выполнения операции мы можем проверить, начата ли другая операция, используя некую форму версионирования.

Существует множество способов достижения идемпотентности, и каждый конкретный выбор будет зависеть от ограничений системы и типа производимой операции. Проектирование идемпотентных подходов это достойный вызов для разработчика - достаточно взглянуть на посты Бена Надела, в которых он рассказывает о различных стратегиях, которые он использовал , которые включают в себя и распределённые блокировки, и ограничения (constraints ) базы данных. Когда вы проектируете распределённую систему, идемпотентность может легко оказаться одной из частей, которую вы упустили из своего внимания. В нашей практике мы сталкивались со случаями, в которых моя команда «погорела» на том, что не убедилась в наличии корректной идемпотентности для некоторых ключевых операций.

Почему идемпотентность имеет значение при построении крупной платёжной системы? Самое главное: для избежания двойных списаний и двойных возвратов средств. Учитывая, что наша система обмена сообщениями имеет доставку типа «хотя бы раз, без потерь», мы должны предполагать, что все сообщения могут быть доставлены несколько раз и системы должны гарантировать идемпотентность. Мы приняли решения обрабатывать это при помощи версионирования и оптимистической блокировки, где наши системы реализуют идемпотентное поведение используя строго согласованное хранилище в качестве своего источника данных.

Шардинг и кворум

Распределённые системы часто должны хранить гораздо больше данных, чем может позволить себе один отдельный узел. Так как же нам сохранить набор данных на нужном количестве машин? Самой популярной техникой для этого является шардинг . Данные горизонтально партиционируются при помощи некоего хеша, присвоенного партиции. Пусть многие распределённые базы данных сегодня реализуют шардинг у себя «под капотом», он сам по себе является интересной темой, которую стоит изучить - особенно решардинг . У Foursquare в 2010 году был 17-часовой даунтайм из-за попадания на краевой случай шардинга, после чего компания поделилась , проливающим свет на корень проблемы.

Во многих распределённых системах есть данные или вычисления, которые реплицируются между несколькими узлами. Чтобы убедиться в том, что операции выполняются согласованно, определяется подход с голосованием, при котором для признания операции успешной нужно, чтобы определённое количество узлов получило один и тот же результат. Этот процесс называется кворумом.

Почему кворум и шардинг имеют смысл при построении крупной платёжной системы в Uber? Обе эти концепции являются простыми и используются практически повсеместно. Я познакомился с ними тогда, когда мы настраивали репликацию в Cassandra. Cassandra (и другие распределённые системы) использует кворум и местный кворум (local quorum ) для того, чтобы обеспечить согласованность между кластерами.

Модель акторов

Привычный словарь, который мы используем для описания практик программирования - вещи вроде переменных, интерфейсов, вызова методов - предполагают системы из одной машины. Когда мы говорим о распределённых системах, то мы должны использовать другие подходы. Распространенным способом описания таких систем является модель акторов , в рамках который код видится нам в терминах коммуникации. Эта модель является популярной в силу того, что она совпадает с ментальной моделью того, как мы представляем себе, например, взаимодействие людей в организации. Другой, не менее популярный способ описания распределённых систем - это CSP, взаимодействующие последовательные процессы .

Модель акторов базируется на акторах, которые отправляют друг другу сообщения и реагируют на них. Каждый актор может делать ограниченный набор вещей - создавать других акторов, отправлять сообщения другим или решать, что сделать со следующим сообщением. При помощи нескольких простых правил, мы можем достаточно хорошо описать сложные распределённые системы, которые могут восстанавливать себя после того, как актор «падает». Если вы не знакомы с данным подходом, то я рекомендую вам статью