Понятие информационно-правового обеспечения. Информационно-правовое обеспечение пользователей информации

45. Понятие и виды информационно-правовых систем
информационно-правовая система - это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.). Важной вехой в развитии информационно-правовых систем стало использование в них технологии гипертекстовых ссылок. Суть этой технологии состоит в том, что форма представления текста изменяется таким образом, что для каждого фрагмента текста создаются переходы к родственным фрагментам с указанием типа взаимосвязи. Гиперссылки дают возможность мгновенного перехода между документами в пределах одного раздела базы данных (документа), а иногда и между различными базами данных.
Лучшие современные информационно-правовые системы - это не только и не столько компьютерные библиотеки, содержащие многие тысячи нормативных документов с развитыми средствами поиска необходимой информации, но и многофункциональные информационные системы, позволяющие оперативно решить конкретную правовую задачу. Не только найти подборку документов, но и определить их взаимосвязи между собой и с другими документами, выявить пробелы и противоречия в нормативных актах и т.д. При этом процедура поиска требуемой информации должна быть настолько проста и доступна пользователю любой квалификации, чтобы успешно завершиться даже при минимальной информации. Практически каждый разработчик информационно-правовых систем предлагает несколько систем, имеющих различное информационное содержание и ориентированных на различные группы потребителей. В соответствии с вышесказанным информационно-правовые системы можно условно разбить на следующие группы:
- профессиональные юридические системы;
- системы арбитражной практики, содержащие обобщение практики применения законодательства;
- информационно-консультационные системы (информационно-справочные системы);
- отраслевые справочные системы;
- электронные правовые справочники.
Достаточно часто при комплектовании информационно-правовых систем, предоставляемых пользователю, используется комплексный подход, т.е. в них могут входить разделы с различными видами правовой информации.

46-47. Понятие и виды информационной безопасности (личности)
Информационная безопасность – это состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Информационная безопасность личности – это состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.
В процессе информатизации человек стал информационно «прозрачен». При наличии желания и средств любая имеющаяся информация о конкретной личности может стать доступной и быть использована в своих целях другой личностью, группой лиц, общественной группой и государством. Только незначительная часть населения способна предотвратить нежелательный доступ к своей информации. Большинство людей такой возможности не имеют и остаются беззащитными в этом плане.
Информационная безопасность общества – это состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу. В ее основе – безопасность индивидуального, группового и массового сознания граждан при наличии информационных угроз, к которым в первую очередь следует отнести информационно-психологическое воздействие.
Информационная безопасность государства – это состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу. Обеспечение информационной безопасности государства неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности.

48. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области информационных правоотношений
Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в условиях информатизации.
В ст. 22 и 23 Конституции РФ содержатся нормы, провозглашающие основные права личности, касающиеся частной жизни. В них закреплено право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Запрещается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. На органы государственной власти возлагается обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Законодательную основу этой возможности составляют не только нормы Конституции РФ о праве граждан на информацию, соответствующие международным нормам в этой области, но и другие законы. Так, Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации", направленным на регулирование взаимоотношений в информационной сфере, определено, что информационные ресурсы, т.е. отдельные документы или массивы документов, в том числе и в информационных системах, являясь объектом отношений физических, юридических лиц и государства, подлежат обязательному учету и защите, как и всякое материальное имущество собственника (п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 6). При этом собственнику предоставляется право самостоятельно, в пределах своей компетенции, устанавливать режим защиты информационных ресурсов и доступа к ним (п. 7 ст. 6). Закон определяет, что "конфиденциальной информацией считается такая документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации" (ст. 2).
В целях предупреждения правонарушений, пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного ущерба осуществляется юридическая защита прав субъектов в сфере формирования информационных ресурсов, пользования информационными ресурсами, разработки, производства и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Ее осуществляет суд, арбитражный суд, третейский суд с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба.

49. Ограничения использования информации о частной жизни
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23, 24 Конституции России)
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семей­ную тайну, защиту своей чести и доброго имени предполагает запрет любых форм произвольного вмешательства в частную жизнь со сто­роны государства, а также гарантирует защиту со стороны государства от такого вмешательства третьих лиц.
Под частной жизнью понимается физическая и духовная сфера, которая контролируется самим индивидом, свободна от внешне­го воздействия, то есть это семейная и бытовая сфера индивида, сфера его общения, отношение к религии, внеслужебные заня­тия, увлечения и иные сферы отношений, которым сам человек не желает придавать гласность, если этого не требует закон.
Личная и семейная тайна являются одним из элементов частной жизни. К личной и семейной тайне можно отнести тайну усыновления, тайну частной жизни супругов, личные имущественные и неимуще­ственные отношения, существующие в семье и другие сведения.
В статье 24 Конституции России в развитие данного права закрепле­но, что сбор, хранение, использование и распространение информа­ции о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» обработка персональ­ных данных, в том числе и сведений о частной жизни лица, включая их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, использова­ние, распространение, может осуществляться только с согласия субъек­та персональных данных (статья 6). При этом операторы персональных данных и третьи лица, получающие доступ к персональным данным, должны обеспечивать конфиденциальность таких данных.
Нарушение неприкосновенности частной жизни влечет ответ­ственность, вплоть до уголовной, за незаконное собирание либо рас­пространение сведений о частной жизни лица, составляющих его лич­ную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (статья 137 Уго­ловного кодекса Российской Федерации).

50. Гарантии информационных прав граждан. Право на судебную защиту
В Конституции РФ записано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Однако это требует создания механизмов реализации прав. В соответствии с Конституцией (ст.18) права и свободы человека и гражданина "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием". Судебную защиту прав и свобод гражданина РФ гарантирует ст.46 Конституции, которая устанавливает, что решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Важной гарантией прав человека является закрепленная в статье 24 Конституции РФ нормы о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о честной жизни лица без его согласия не допускается (ч.1), органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч.2).
Если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан, признаются преступлением и наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.
Это деяние касается частных лиц. Если оно совершено лицом с использованием своего служебного положения (журналист в силу особого статуса), то наказание становится более строгим: размер штрафа увеличивается от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или заработной платы или иного дохода осужденного. Кроме того, в виде наказания предусматривается лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также арест на срок от четырех до шести месяцев.

    Понятие и виды информационно-правовых систем.

    Российская автоматизированная система информации о нормативных правовых актах.

    Справочные правовые системы семейства «Консультант-Плюс». Информационная правовая система «Кодекс».

    Универсальная система поддержки правоприменения «Гарант». Юридическая справочно-информационная система.

Нормативные акты

      Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ // СЗ РФ.2006. N 52 (1 ч.). ст. 5496.

      Указ Президента РФ от 23.04.1993 № 477 «О мерах по ускорению создания центров правовой информации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 17. ст. 1473.

Контрольные вопросы и задания

    В чем заключаются особенности правовой информации?

    Что следует понимать под официальной правовой информацией?

    Какую информацию следует относить к информации индивидуально - правового характера,имеющей юридическое значение?

    Когда и кем были созданы первые информационные системы правовой информации?

    Каковы цели создания информационных систем правовой информации?

    Кто, в настоящее время, выступает в качестве оператора информационной системы правовой информации, и каковы функции данного субъекта?

    Каковы на ваш взгляд перспективы развития и совершенствования систем правовой информации в Российской Федерации?

    Достаточно ли имеющееся в Российской Федерации нормативно-правовое регулирование для развития систем правовой информации в нашем государстве?

Задание 1

Проанализируйте развитие информационных систем правовой информации в Российской Федерации и сравните с аналогичным опытом зарубежных стран.

Задание 2

Проклассифицируйте по различным основаниям существующие информационные системы правовой информации. Дайте общую характеристику особенностям их формирования и использования.

Задание 3

Какие цели и задачи стоят перед существующими системами правовой информации в Российской Федерации. Можете ли вы предложить модели новых информационных систем правовой информации?

Тема 9. Правовое регулирование информационных ресурсов.

    Понятие и виды информационных ресурсов.

    Порядок формирования информационных ресурсов.

    Порядок предоставления информационных услуг.

    Государственные информационные ресурсы.

    Государственное регулирование библиотечного и архивного дела.

Нормативные акты

    Конституция Российской Федерации. М., 1993.

    ФЗ РФ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). ст. 3448.

    ФЗ РФ от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004, N 43, ст. 4169.

    ФЗ РФ от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле» // СЗ РФ. 1995. N 1, ст. 2.

    ФЗ РФ от 10.01.2003 N 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» // СЗ РФ. 2003. N 2, ст. 172.

    ФЗ РФ от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2001. N 17, ст. 1643.

    ФЗ РФ от 30.12.2004 N 218-ФЗ «О кредитных историях» // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1), ст. 44.

    Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. № 17.1996. ст. 1915.

    ФЗ РФ от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 50. ст. 4872.

    ФЗ РФ от 25.01.2002 № 8-ФЗ «О всероссийской переписи населения» // СЗ РФ. 2002. № 4. ст. 252.

    ФЗ РФ от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // СЗ РФ. 1996. № 14. ст. 1401.

Описание информационно-правовой системы «ГАРАНТ»

ГАРАНТ - информационно-правовая система по законодательству Российской Федерации, разрабатываемая ООО «НПП «ГАРАНТ - Сервис»; информационно-правовое обеспечение (комплекс услуг правовой поддержки) на основе данной системы. Первая массовая коммерческая информационно-правовая система в России.

Фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Научно производственное предприятие «ГАРАНТ - Сервис». Сокращенное наименование: ООО «НПП «ГАРАНТ - Сервис». Адрес предприятия: 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 77. Руководитель компании: Першеев Дмитрий Викторович.

Прототип системы был разработан в 1990 году научным студенческим отрядом (факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ) под руководством Д. В. Першеева для государственной компании «Дальлесспром» и представлял собой компьютерный справочник по Кодексу законов о труде. После успешной реализации проекта разработчики создали на основе прототипа полноценную справочную правовую систему (первоначально включающую менее десятка правовых актов) с регулярным пополнением, первые продажи которой под брендом «ГАРАНТ» состоялись в декабре того же года.

Первоначально разработку системы осуществляло Научно-производственное объединение «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»), однако в 1992 году часть сотрудников (включая Д. В. Першеева) покинули компанию и начали собственный проект под тем же брендом. НПО «ВМИ» продолжило работу над справочно-правовой системой под новым брендом «КонсультантПлюс». В настоящее время разработку и производство системы ГАРАНТ осуществляет ООО «НПП «ГАРАНТ-Сервис».

Документы, подключаемые в систему ГАРАНТ, проходят глубокую юридическую обработку, корректорскую вычитку для обеспечения их аутентичности, проставление явных и неявных (так называемых «интеллектуальных») гиперссылок, написание комментариев в тексте и справки к документу, подключение к разделам классификатора (правового навигатора) и др. В системе реализованы разнообразные виды поиска документов.

Таблица 1 - Виды поиска документов

Вид поиска

Особенности

Основной вид поиска с интеллектуальной составляющей (распознаёт синонимы, аббревиатуры и профессиональный жаргон). Включает словарь популярных запросов. Позволяет задать область поиска по виду правовой информации.

По реквизитам

По типу документа, по органу или источнику опубликования, по разделу или теме, по дате, по номеру, по названию, по контексту, дате и номеру регистрации в Минюсте и др.

По ситуации

Двухуровневая энциклопедия ситуаций; представлены, в основном, акты органов власти.

Поиск публикаций в периодических изданиях по дате и номеру журнала.

По толковому словарю

Поиск в списке терминов; интегрирован с документами в системе (есть возможность выделить термин в тексте документа и запросить его толкование и перевод на другие языки).

По классификатору (правовому навигатору)

Многоуровневый классификатор отраслей права.

Система поставляется в виде инсталляционной и так называемой «мобильной» (на флеш-накопителе) версий. Сетевые версии реализованы на основе клиент-серверной (базовая) и файл-серверной (если сервер находится под управлением ОС, отличных от Windows) архитектур. Реализована специальная версия для мобильных устройств (iPhone, iPad, HTC и им подобных), а также интранет-версия. Обновление комплекта производится путём перезаписи базы данных (при способе обновления с переносных носителей) или пакетно (при способе обновления через Интернет). Система сертифицирована на совместимость с Windows XP, Vista, 7. Реализована интеграция с другими программными продуктами: программами пакетов Microsoft Office (Word, Excel, Outlook) и OpenOffice.org (Writer, Calc), а также Интернет-браузерами.

Информационно-правовое обеспечение ГАРАНТ, предлагаемое компанией-разработчиком и дилерской сетью, включает:

  • - регулярное сопровождение комплекта системы ГАРАНТ;
  • - регулярное информирование о новостях законодательства и судебной практики;
  • - горячую линию информационно-правовой поддержки;
  • - правовой консалтинг через интерфейс системы;
  • - всероссийские спутниковые онлайн-семинары;
  • - периодическое издание для пользователей «Вести Гаранта»;
  • - подписку на журналы «Актуальная бухгалтерия» и «Законодательство»;
  • - обучение пользователей эффективной работе с системой;
  • - электронную отчётность и электронную цифровую подпись.

Распространением системы помимо компании-разработчика занимается дилерская сеть из более чем 250 региональных партнёров (дилеров) в 500 городах России и ближнего зарубежья. С момента создания в интерфейсе, функционале и информационном наполнении системы произошли существенные изменения. По технологическим решениям и объёму информации система ГАРАНТ не только не уступает, но и превосходит зарубежные аналоги.

Таким образом, во второй главе была рассмотрена информационно-правовая система «ГАРАНТ», само предприятие, история создания и развития, функционал.

ВВЕДЕНИЕ

Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной системы. Национальный информационный ресурс является сегодня одним из главных источников экономической и военной мощи государства. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. На этом фоне все более актуальный характер приобретают вопросы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации как неотъемлемого элемента национальной безопасности, а защита информации превращается в одну из приоритетных государственных задач.

В любом государстве информационной безопасности придается особое значение. В своем развитии эта задача проходит множество этапов в зависимости от потребностей государства, возможностей, методов и средств добывания сведений (в частности разведки), правового режима государства и реальных его усилий по обеспечению защиты информации.

Одним из важнейших аспектов обеспечения национальной безопасности любого государства, являются вопросы сохранения государственной тайны. Роль информационно-правового обеспечения в этой сфере трудно переоценить. Однако рассмотрение данных вопросов невозможно без определения таких понятий, как «информация», «правовая информация», «информационные системы», «информационно-правовое обеспечение». Тем более, что данные понятия неоднозначно трактуются в различных литературных источниках, освещающих вопросы работы с информацией и нормативно-правовой литературе.

В настоящем реферате на основе сведений, содержащихся в законодательной, учебной и научной литературе, мной была предпринята попытка сформулировать свое видение этих понятий применительно к защите информации, составляющей государственную тайну.

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Любой вид человеческой деятельности, в том числе органов государственной власти и управления, немыслим без четкой организации информационных процессов и их потоков. Под информационными процессами в современной литературе принято понимать способы восприятия, хранения переработки и передачи информации другому познающему субъекту или техническому устройству.

Термин «информация» («informatio» - разъяснение, изложение) возник в социальной среде и первоначально применялся для обозначения сведений, передаваемых одними людьми другим устным, письменным или иным способом Ялышев С.А. Криминалистическая регистрация: проблемы, тенденции, перспективы: Учебное пособие. М., 1999. С. 114..

В настоящее время распространено мнение, что окружающий нас мир представляет собой информационную систему, в которой циркулирует и преобразуется различная по природе информация. Информация предстает перед человеком в очень многих физических формах и разновидностях, по-разному воспринимается нашими органами чувств и сознанием. Поэтому трактовка термина «информация» является очень многогранной и, как все подобные ключевые понятия, не имеющей однозначного, универсального определения. Была даже высказана идея, что информация - это неопределяемое понятие, так как уточнение его содержания с помощью определения сводит это понятие к другим неопределенным основным понятиям Бауэр Ф.Л., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: В 2-х ч. Ч.1. Пер. с нем. М.: Мир, 1990. С. 18..

Поэтому обратимся к философскому понятию информации. В философии под информацией понимаются «взаимосвязи отражения и разнообразия, или разнообразия отражения… информация оказывается стороной отражения, но какой - это уже зависит от исторически сложившихся представлений об информации в той области человеческой деятельности и науки, ее отображающей, в которой функционировало понятие информации» Урсул А.Д. Проблема информации в современной науке: Философские очерки. - М.: Наука, 1975. 29.. Иными словами, каждая наука для себя определяет свое понятие информации.

Выделяют пять основных действий с информацией, которые характеризуют не только технологические, но и социальные аспекты операций с информацией:

1) регистрация информации - это процесс и результат закрепления (фиксации) социально-экономической и научно-технической информации на носителе информации или в носителе информации в форме, позволяющей осуществлять коммуникации в системе социального управления. Например, уголовно-процессуальную деятельность можно рассматривать как управленческую, где нормы уголовно-процессуального закона выступают как высшее звено управления (1-й уровень управления), а деятельность следователя, органа дознания, прокурора, суда по отношению к другим участникам уголовного процесса (объектам управления) рассматривается как низшее звено управления (2-й уровень управления) Бндарь К.М., Рыбак А.В., Шаковец А.В. Информатика и математика в юриспруденции: Учебное пособие. Хабаровск: Дальневосточный институт законодательства и правоведения. 1998. С. 9;

2) сбор информации - это процесс сосредоточения информации в определенном звене системы управления;

3) передача информации - это процесс движения информации в системе социального управления, организация информационного потока;

4) хранение информации - это процесс накопления и сбережения, содержания в целости информации. Иногда хранение информации определяют как процесс передачи информации во времени;

5) обработка информации - получение из первичной информации необходимой вторичной информации с требуемыми свойствами, анализ и преобразование информации с увеличением или уменьшением ее объема, предоставление информации в другой форме, анализ и преобразование информации в соответствии с задачами, стоящими перед системой социального управления Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления (Теоретические вопросы). М.: Юрид. лит., 1978. С. 27-29..

Что касается термина обеспечение, словарь русского языка трактует это понятие 1)как предоставление достаточных материальных средств к существованию, 2) сделать это вполне возможным, действительным, реально выполнимым Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой.- 13-е изд., испр.-М.: Рус. Яз., 1981. С. 374..

В юридической литературе правовое обеспечение в информационном плане можно рассматривать как - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Термин «информационная система» имеет ряд широких толкований, большинство из которых, как правило, отражают целевое предназначение информационных систем. Несколько детализировано это понятие в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»: информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Таким образом, под системой информационно-правового обеспечения какой-либо деятельности следует понимать совокупность федеральных и иных органов управления и взаимосвязанных правовых, организационных и технических мер, осуществляемых на различных уровнях управления и реализации информационных отношений.

Вполне логично, что информационно-правовое обеспечение в различных видах деятельности подлежит правовому регулированию, поскольку затрагивает интересы граждан, государственных и общественных формирований, в связи с тем, что влечет за собой наступление определенных юридических последствий. В данном случае подобная деятельность должна быть нормативно определена в зависимости от статуса используемой информации.

Что касается самой информации, В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» приводится достаточно обобщенная дефиниция понятия информации и ее производных. Так, информация представляется как сведения о предметах, объектах, явлениях, процессах, независимо от формы их представления. Это родовое понятие информации используется и для формирования его производных дефиниций, используемых в других нормативных правовых актах. Рассмотрим некоторые из них.

Документированная информация (документы) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (определить разработчика информации, лицо или орган ее представившую и т.п.).

Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством.

Массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Наряду с такими важными свойствами информации, как своевременность, достоверность и другими, существенное место принадлежит свойству безопасности. Безопасность информации - защищенность информации от нежелательного воздействия ее разглашения, искажения (нарушения целостности), модификации (подделки), незаконного копирования, блокирования и т.п.