Образование - это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Обучение как передача знаний

Войдем в павильон студии телевидения. Три стены павильона глухие, без окон, задрапированы тканью для поглощения звука, чтобы не возникало эхо и голоса звучали бы естественно, как в обычной комнате. В четвертой стене большое, почти во всю длину стены окно. Там, за стеклами - аппаратная и режиссерский пульт, системы управления звуком и светильниками, которые свешиваются с потолка павильона и могут менять высоту, направленность и интенсивность освещения.

Пол павильона гладкий, чтобы можно было бесшумно прокатить по нему телекамеру на особых штативах или на операторском кране. Это специальный подъемник с креслом для оператора и камерой, способной показывать происходящее в павильоне с верхних точек. Еще одна тележка на колесах - так называемый журавль. Он, действительно, похож на «журавля», которым в деревнях достают воду из колодца. Только на конце рычага висит не ведро, а микрофон.

Итак, перед нами то, что называют «материальной базой телевидения» - павильон, камеры, микрофон, осветительные приборы. Здесь есть все необходимое для того, чтобы на экранах телевизоров возникло изображение и зазвучало слово. Стоит только направить объектив камеры на человека, сидящего за столом, как следует осветить его, включить микрофон - и телевизионная, передача началась. Изображение (т. е. свет, отраженный от лица человека) преобразуется в электрические импульсы, которые, пройдя через передатчик в эфир, будут в свою очередь преобразованы телевизором и снова станут изображением человека - на телевизионном экране.

Включение камер происходит в аппаратной. За окном, выходящим в павильон, установлен длинный пульт со множеством рычагов, ручек, кнопок. Перед пультом несколько экранов - точно таких же, как и в домашнем телевизоре, но изображения на эти экраны поступают не по эфиру, а по проводам, и аппараты эти называются не телевизорами, а контрольными мониторами. В буквальном переводе с английского слово monitor значит «предостерегающий», «наблюдающий».

Каждый из мониторов проводами соединен с одной из камер. Мониторы пронумерованы: те же цифры написаны и на камерах. На один из мониторов изображение поступает не с камеры, а с видеомагнитофона. Наконец, есть еще эфирный (или выходной) монитор. На нем можно увидеть то изображение, которое отобрано режиссером на пульте и в данный момент посылается в эфир (или на видеомагнитофон, если программа записывается на пленку).

Каждая из камер посылает на экран монитора изображение находящегося перед ее объективом человека или предмета. Камер в павильоне может быть две, три, пять и более. Кроме камер на тяжелых колесных штативах и операторском кране иногда используют легкую наплечную телекамеру, способную заглянуть в любой уголок студии, даже если здесь соберется целая толпа.

Для большей наглядности опишем сначала, как велись простые студийные передачи из Останкина в 70-е годы. (Небольшие региональные телестудии работают так и сегодня.) Представим, что в распоряжении режиссера всего три камеры, а за столом в студии - три человека.

Итак, сейчас начнется передача.

Камера 1 направлена на заставку, укрепленную на специальном пюпитре: «9-я студия»; на экране монитора 1 мы видим это изображение.

Камера 2 направлена прямо на обозревателя, сидящего за столиком. На мониторе 2 мы видим (анфас) его лицо, занимающее значительную часть экрана, т. е. крупный план.

Камера 3 стоит дальше от столика и чуть в стороне от камеры 2. Поэтому на мониторе 3 изображение обозревателя уже не анфас, а сбоку («в три четверти», как говорят художники); мы видим средний план, т. е. «поясной портрет». Иными словами, камера 3 дает изображение другой крупности и в другом ракурсе, нежели камера 2. Видим мы еще и двух человек, сидящих рядом с обозревателем, - участников передачи А. и В.

Тележка с «журавлем» установлена так, что микрофон висит перед ними - достаточно высоко для того, чтобы не попасть в поле зрения камер 2 и 3, но достаточно низко, чтобы микрофон улавливал звук и можно было говорить, не повышая голоса.

Отданы все необходимые распоряжения; прозвенели звонки, требующие тишины; в павильоне вспыхнуло табло «микрофон включен». По знаку режиссера, ведущего передачу, его ассистент нажимает на пульте кнопку с цифрой «1». И в тот же миг на экране выходного монитора появляется заставка с камеры 1.

Теперь мы видим одно и то же изображение на двух экранах сразу -на экране монитора 1 и выходного. Это же изображение приняли и воссоздали на своих экранах миллионы телевизоров, потому что на передатчик телецентра поступает (через центральную аппаратную, координирующую работу всех павильонов, а их в Останкине больше двух десятков) только то изображение, которое передано на выходной монитор. Другими словами, сейчас в эфир вышла камера 1.

Но вот режиссер дал новый знак, и ассистент нажал вторую кнопку. Автоматически от эфира отключилась камера 1 и одновременно включилась в эфир камера 2. На экране выходного монитора (и монитора 2) и на экранах всех телевизоров крупный план обозревателя, который предлагает вниманию телезрителей новую передачу.

Включена камера 3; на выходном мониторе (и на экранах телевизоров) средний план: обозреватель и его собеседники. Обозреватель представляет их.

Когда называется имя А., средний план сменяется крупным планом; камера 1, подчиняясь оператору, уже отъехала от заставки, стоявшей в другом углу павильона, и бесшумно подкатилась к выступающим. Это произошло, пока в эфире были камеры 2 и 3. За это время оператор направил объектив камеры 1 на А., «взяв» его крупный план. Режиссер увидел на мониторе 1 изображение А. за несколько секунд до того, как обозреватель произнес его имя. И в нужный момент ассистент включил в эфир камеру 1 - после среднего плана, показанного камерой 3.

Камера 2 тем временем направляется на В. По знаку режиссера на выходном мониторе появляется В. крупным планом - в тот момент, когда обозреватель представляет его. Голос обозревателя звучит «из-за кадра», а видим мы сначала одного, затем другого человека. Собеседники представлены. Обозреватель задает им первый вопрос. И снова ассистент режиссера нажимает кнопку, включающую в эфир камеру 3, снова на экранах телевизоров - средний план: три человека, сидящие за столиком.

Но вот после нескольких вопросов и ответов В. просит показать кадры, заснятые на пленке. Ассистент нажимает на соответствующую кнопку, и на мониторе видеоканала (и на эфирном мониторе) появляется новое изображение, получаемое уже не от телевизионной камеры, а с видеоленты, т. е. предварительно зафиксированное.

Процесс, который мы сейчас описали, - это телевизионный монтаж изображений - кадров. В результате телезрители видят на экране непрерывный их поток. Правда, за все то время, пока в эфир передавали кадры с видеоленты, ассистент режиссера не прикасался к кнопке: изображение было смонтировано создателями фильма.

Так работали в 50-70-е годы телевизионщики; сегодня прогресс техники предоставил в их распоряжение множество достижений, облегчающих, упрощающих описанный процесс - трансфокатор (прибор, позволяющий изменять крупность, не трогая камеру с места), электронные заставки, освобождающие камеру от показа рисованного (или написанного) изображения и многое другое. Но в принципе процесс остается неизменным: чередование включенных камер - как на московских, так и на региональных студиях, еще не имеющих всей современной техники.

Чем же эта телевизионная передача отличается от подобных произведений (сообщений) в других средствах массовой информации или видах искусства? Что в этой передаче характеризует специфику телевидения?

Тема. Государственное регулирование международного научно-технического сотрудничества и обмена технологиями.

1. Международная передача технологий. Основные формы передачи технологий.

2. Государственное регулирование международного обмена технологиями в России.

вопрос. Международная передача технологий. Основные формы передачи технологий.

Международная передача технологий является одной из специфических форм перемещения факторов производства. В международной экономике технологии обычно рассматриваются как развитой фактор производства, отличающийся высокой международной мобильностью, а само понятие «технология» трактуется как совокупность научно-технических знаний, которые можно использовать при производстве товаров и услуг.

Технологии могут представлять собой, во-первых, самостоятельные способы превращения ресурсов в товары и услуги и в этом своем качестве выступать в виде конструкторских решений, методов и производственных процессов. Во-вторых, они могут сочетаться с другими видами ресурсов, т.е. осуществляться в новых машинах и приборах, в работниках с лучшим образованием и подготовкой и т.д. При этом исторически исходной формой перемещения технологий является не самостоятельное их движение, а в сочетании с другими видами ресурсов.

Неравномерность развития научно-технического прогресса создает значительные технологические различия между отдельными странами. Поэтому на рынке появляется специфический товар – технологии, международное перемещение которого сглаживает технологические различия между странами.

Рынок технологий сегментирован. В той его части, где осуществляется торговля лицензиями, патентами, «ноу-хау» и т.д., технология выступает как самостоятельный фактор производства. На других сегментах этого рынка, где технологии материализованы в технологически емких видах продукции, квалифицированных работниках, высокотехнологическом капитале, международное перемещение технологий смыкается с межстрановым движением товаров, рабочей силы и капитала.

Международная передача технологий, как и функционирование технологического рынка вообще, предполагает наличие правовой защиты научно-технических знаний и интеллектуальной собственности. Наиболее распространенными инструментами правовой защиты технологий являются патенты, лицензии, копирайт, товарный знак или марка.

Патент является документом, выдаваемым компетентным государственным органом изобретателю, который удостоверяет его авторство и приоритет, а также предоставляет ему монопольное право на использование новшества в течение определенного времени (обычно 15-20 лет). Владелец патента в случае нарушения своих прав может обратиться в суд и взыскать с виновной стороны причиненный ему ущерб.

Оформление патента и его поддержание предполагает уплату высоких патентных пошлин. Поэтому избретатели-одиночки и малые фирмы вынуждены продавать патенты тем фирмам, которые в состоянии коммерчески освоить изобретение. При продаже патента титул собственности на коммерческое изобретение переходит к покупателю, чаще всего – к крупным компаниям.

Лицензия – это разрешение лицензиара, т.е. владельца технологии или прав промышленной собственности, которое выдается лицензиату, т.е. заинтересованной стороне, приобретающей технологию или соответствующие права, на использование технологически применимых в производстве знаний на определенный срок и установленное вознаграждение. Наряду с патентными лицензиями существуют беспатентные лицензии, т.е. лицензии на право использования научно-технических достижений и технологий либо непатентоспособных, либо не запатентованных по каким-либо причинам. Беспатентные лицензии, как правило, выступают в виде ноу-хау. Беспатентные лицензии в количественном аспекте преобладают над патентными.

К ноу-хау принято относить опыт и секреты производства, информацию, имеющую коммерческую ценность. Ноу-хау может быть представлено программно-математическим обеспечением, математическими формулами и алгоритмами, приемами и навыками производства, схемами, чертежами, описаниями и т.д.

Авторские права на мировом рынке технологий защищает также копирайт, что буквально означает право воспроизведения. Копирайт защищает от копирования главным образом произведения искусства и литературы – книги, фильмы, радиопередачи и т.д. Однако часто копирайт распространяется и на используемые в производстве знания в виде эскизов, макетов, рисунков, чертежей и т.д.

Инструментом правовой защиты технологий выступает также товарный (фирменный) знакили марка, обычно помещаемый на продукции фирмы в виде рисунка, инициалов основателя (владельца) компании, аббревиатуры, графического изображения и т.д. Товарный знак регистрируется (как по месту нахождения компании, так и за рубежом) и его запрещено использовать другими фирмами без официального разрешения.

Международная передача технологий может осуществляться в различных формах. Основной формой международной передачи технологий является лицензионная торговля, которая осуществляется на основе лицензионных соглашений. При заключении лицензионного соглашения собственник передает права на нематериальные активы покупателю на определенный срок и за известную плату. Объектом лицензионного соглашения могу быть патенты, изобретения, формулы, процессы, конструкции, схемы, торговые марки, франшизы и т.д.

В зависимости от объема прав, предоставляемых лицензионным соглашением покупателю и продавцу, различают простую, исключительную и полную лицензии. Простая лицензия оставляет за продавцом право предоставлять аналогичные лицензии третьей стороне.Исключительная лицензия предоставляет покупателю монопольное право на использование данной технологии, а продавец в этом случае не может ни самостоятельно использовать запатентованную технологию, ни передавать ее третьим лицам на данной территории. В случае полной лицензии продавец полностью лишается права использовать объект лицензии.

При составлении лицензионного соглашения должны быть учтены определенные условия:

условия, при которых контракт может быть прерван или приостановлен, если стороны не выполняют установленных требований;

условия проверки качества;

территориальная область применения новшества;

условие хранения в тайне конфиденциальной информации.

Вознаграждение лицензиару, выплачиваемое лицензиатом за использование новой технологии, может осуществляться по-разному. Чаще всего это вознаграждение выплачивается в виде роялти, т.е. периодических отчислений (обычно поквартально или годовыми взносами), установленных в процентах от фактически полученной прибыли или объема продаж при коммерческом использовании лицензии.

Применение роялти предполагает тесное сотрудничество лицензиара и лицензиата, создает обоюдную заинтересованность в эффективном использовании объекта лицензии. Однако сумма вознаграждения в виде роялти может колебаться, иногда довольно значительно.

В отличие от роялти паушальный платеж представляет собой единовременное вознаграждение, сумма которого твердо зафиксирована в контракте. Паушальные платежи устанавливаются заранее на основе экспертных оценок возможного экономического эффекта и ожидаемой прибыли.

Наряду с названными видами расчетов по лицензионному соглашению, иногда практикуется получение вознаграждения в виде участия в прибыли или участия в собственности. В первом случае продавцу отчисляется определенный процент прибыли от коммерческого применения технологии, во втором – продавец получает вознаграждение в виде части акций фирмы, использующей технологию.

Многие страны мира и разнообразные товары втянуты во франчайзинг, который представляет собой контракт на передачу торговой марки. Продавец (франшизер) не только передает покупателю (франшизе) право на использование торговой марки, но и оказывает ему постоянную помощь в ведении бизнеса (оказание технических услуг, подготовка кадров и повышение их квалификации, помощь в управлении предприятием за определенную плату и т.д.).

Важной формой международной передачи технологий является инжиниринг, который охватывает широкую совокупность видов технической деятельности, направленную на повышение эффективности зарубежных инвестиций, минимизацию затрат по реализации проектов различного назначения. Он включает в себя разнообразные услуги, в которых нуждается покупатель при приобретении, монтаже, освоении и эксплуатации новой техники. Формы оплаты услуг инжиниринг могут быть различными. Это может быть повременная оплата труда инженеров-консультантов, возмещение фактически понесенных затрат плюс известное вознаграждение, оплата в процентах от стоимости строительства объекта.

Контракты «под ключ» как форма международной передачи технологий предполагают заключение соглашения на строительство объекта, который после его полной готовности к эксплуатации передается заказчику. Такие проекты обычно реализуют крупные строительные фирмы и фирмы-изготовители промышленного оборудования, между которыми поделены соответствующие рынки.

Стоимость контрактов «под ключ» нередко измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами долларов. Масштабность подобных контрактов объясняется особой значимостью создаваемых объектов для стран, где они возводятся, необходимостью создания инфраструктуры, завозом больших групп рабочих и т.д.

Платежи по проектам «под ключ» обычно осуществляются поэтапно, по мере выполнения работ. Общепринятой является следующая разбивка платежей: первоначальный платеж составляет 10-25% от стоимости контракта, 50-65% выплачивается в ходе выполнения работ, а окончательный расчет производится после сдачи объекта в эксплуатацию.

Однако на путях международного перемещения технологий существует немало барьеров. Рынки технологий отличаются высокой степенью государственного вмешательства. Каждая страна стремиться ограничить сферу распространения новейших технологий национальными рамками, осознавая, что монопольное владение такими технологиями создает конкурентные преимущества на мировом рынке.

Международная передача технологий может осуществляться в такой специфической форме, как международное техническое содействие, программы предоставления которого широко реализуются мировым сообщество с конца 1970-х гг.

Эти программы, осуществляемые на двух- или многосторонней основе, призваны оказать техническое содействие развивающимся странам и странам с переходной экономикой в области технологических процессов, продуктов и управления. Программы технического содействия разрабатываются и реализуются ООН, МВФ, ОЭСР и другими международными организациями.

Техническое содействие определяется как передача «ноу-хау» посредством таких видов деятельности, как профессиональная подготовка специалистов, консультации, партнерство и исследования. Оно предоставляется в форме безвозмездных технологических грантов и проектов совместного финансирования развития технологий.

2 вопрос. Государственное регулирование международного обмена технологиями в России.

Причины ограничения передачи технологии. Каждая страна стремится удержать технологию в национальных рамках, запрещая или ограничивая вывоз новейшей технологии, понимая, что обеспеченность ею является главной опорой в конкурентной борьбе на мировом рынке. Свою роль играют и соображения национальной безопасности, политические и идеологические мотивы. Многие страны ограничивают импорт технологии с целью ограничения иностранной конкуренции и сохранения рабочих мест. Национальные технические стандарты также могут быть несовместимы с иностранной технологией.

Введение государственного регулирования или контроля за международными передачами технологии может быть вызвано рядом причин, главные из которых связаны с конкурентной борьбой на мировом рынке.

Прямое государственное регулирование вывоза и ввоза технологии осуществляется органами экспортного контроля, методами таможенного и пограничного контроля. Косвенное регулирование передачи технологии осуществляется в большинстве стран через государственную систему регистрации патентов и торговых знаков. В некоторых случаях для получения права экспортировать тот или иной технологически емкий товар требуется специальное разрешение правительства. Нарушение законов, регулирующих международную передачу технологии, считается государственным преступлением и подлежит преследованию в уголовном порядке. В большинстве стран незаконная передача технологии, подлежащей государственному контролю, резидентам других государств карается суровыми мерами наказания вплоть до пожизненного заключения и смертной казни.

Страны - получатели иностранной технологии чаще всего регулируют ее ввоз только по соображениям законности и правопорядка, запрещая ввоз определенных видов технологии, которые опасны для общества. Зачастую уровень общего технологического развития страны, стремящейся приобрести иностранную технологию, сам по себе может оказаться преградой на пути ее передачи. Социальные, культурные различия, разрывы в общеобразовательном уровне между странами, не позволяющие работникам из менее развитых стран освоить и применять новейшую технологию, различия в подходах к управлению и внедрению технологий также могут препятствовать ее международному движению. Обычно государственному контролю в тех или иных формах подлежит ввоз технологии производства оружия, химических товаров, наркотиков, спиртных напитков.

Главными целями государственного регулирования трансфера технологии является создание оптимальных условий для эффективной реализации национального и зарубежного научно-технического потенциала внутри страны и за рубежом, а также обеспечения надежной защиты национальных рынков от восторга иностранными конкурентами. Действующие в странах системы государственного регулирования технологического обмена имеют ряд функций:

Создание законодательно-нормативной базы, которая обеспечивает национальным предприятиям условия для свободного обмена технологией внутри страны и на мировом рынке;

Охрана объектов интеллектуальной собственности;

Предотвращение бесконтрольному вывозу высоких технологий в другие страны;

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

Контроль по лицензионным договорам о закупке зарубежных технологий;

Заключение межправительственных договоров и участие в международных соглашениях, касающихся взаимного обмена технологиями между странами-нами-участницами, а также передачи технологии в другие страны.

Основные принципы государственного регулирования экономических отношений в области интеллектуальной собственности основаны на общепринятых в мировой практике подходах, суть которых сводится к таким основных методов регулирования:

Влияние на систему лицензирования прав на объекты промышленной собственности (выдача принудительных лицензий, предоставление прав на использование объектов промышленной собственности в режиме открытой лицензии и т.п.);

Экономические санкции за нарушения прав патентообладателей и авторов;

Предоставление налоговых льгот на различные виды инновационной Деятельности;

Целевое государственное финансирование инновационных программ и проектов.

В современном мире передача технологии связана с большими трудностями и рисками политического, военного и иного характера. Возможны следующие причины ограничения передачи технологии:

Конкурентная борьба на мировом рынке;

Стремление удержать технологическое лидерство;

Требования национальной безопасности;

политические и идеологические мотивы;

Сохранение отечественных рабочих мест;

Национальные технические стандарты;

Требования международных соглашений.

За последние два века государства наработали соответствующие механизмы регулирования международного трансфера технологии. Основными из них являются:

Прямое государственное регулирование вывоза и ввоза технологии, которое осуществляется органами экспортного контроля методами таможенного и пограничного контроля;

Косвенное регулирование передачи технологии, которое осуществляется в большинстве стран через государственную систему регистрации патентов и торговых знаков;

Система специальных разрешений правительства для получения права экспортировать тот или иной технологически вместительный товар;

Уголовная ответственность за нарушение законов, регулирующих международную передачу технологии.

Во всех странах основными средствами государственного регулирования научно-технической деятельности на внешнем и внутреннем рынках является международная договорная практика и национальная законодательно-нормативная база.

Международная договорная практика реализуется через различные международные конвенции, соглашения, экономические и региональные союзы, межправительственные двусторонние и многосторонние договоры по вопросам интеллектуальной собственности и научно-технического сотрудничества. Среди международных организаций, работающих в сфере интеллектуальной собственности, особое место занимает Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) со штаб-квартирой в Женеве. ВОИС является одной из 16 специализированных организаций, входящих в систему ООН, и выполняет функции административного управления многосторонними международными договорами, которые касаются интеллектуальной собственности.

Первая группа договоров вводит международную охрану, то есть это договоры, на основании которых осуществляется юридическую защиту на международном уровне. К этой группе относят, например, договоры с промышленной собственности: Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Мадридское соглашение о борьбе с фальшивыми или ложными данными о происхождении товара и Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации.

Ко второй группе относят договоры, которые способствуют международной охране. В эту группу входят: Договор о патентной кооперации, который предусматривает подачу международных заявок на патенты, Мадридское соглашение о международной регистрации товарных знаков, Договор о регистрации товарных знаков, Будапештский договор о международном признании депонирования микроорганизмов для целей патентной процедуры и Гаагское соглашение о международном депонировании промышленных образцов.

В третью группу входят договоры, устанавливающие системы классификации и процедуры их совершенствования: Страсбурская соглашение о международной патентной классификации, Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, Венское соглашение о создании международной классификации изобразительных элементов товарных знаков, Локарнское соглашение о создании международной классификации промышленных образцов.

Можно выделить три основных вида деятельности ВОИС. Это регистрационная деятельность, содействие международному сотрудничеству в управлении интеллектуальной собственностью и материальная или программная деятельность, т.е. содействие более широкому принятию государствами - членами мирового сообщества существующих договоров, их обновление и заключения новых договоров.

Основным международным соглашением в этой области является Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Первая редакция этой конвенции была подписана 11 государствами в Париже в 1883 г. В дальнейшем Конвенция неоднократно пересматривалась и дополнялась. В странах-участницах Парижская конвенция действует в разных редакциях в зависимости от того, какой из ее текстов ратифицирован страной. Участники Конвенции образуют так называемый Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз).

Парижская конвенция ставит целью предоставление льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов, регистрации товарных знаков иностранными гражданами и не предусматривает создания международного патента, международного промышленного образца и международного товарного знака. Эта конвенция базируется на следующих основных принципах.

Принцип национального режима предусматривает предоставление гражданам и предприятиям любой страны-участницы такой же охране промышленной собственности, которая предоставляется или будет предоставляться в будущем гражданам и предприятиям этого государства. Охрана предоставляется также гражданам государств, не входящих в Парижского союза, если они постоянно проживают в одной из стран этого Союза или имеют там свои предприятия.

Право конвенционального приоритета означает, что заявка, поданная в стране - участнице Конвенции, имеет приоритет в течение года с момента подачи заявки в первой стране. Это положение чаще всего применяется на практике и имеет особое значение, поскольку при патентовании изобретения за рубежом вопрос о его новизну осложняется тем, что изобретение, запатентованное в одном государстве, не может быть новым и, следовательно, непатен-тоспроможним в другой стране. Страна, обладающая правом конвенционального приоритета, может запатентовать изобретение одновременно в нескольких государствах.

В соответствии с принципом предотвращения возможных злоупотреблений, связанным с реализацией исключительного права, предоставляемого патентом, патентообладатель, получив патент на изобретение в определенной стране и обладая исключительным правом, может сам не использовать и не позволять другим использовать это изобретение. Парижская конвенция предусматривает, что в этих случаях выдаются принудительные лицензии на условиях, предусмотренных Конвенцией. Если выдача таких лицензий окажется недостаточной мерой для предотвращения злоупотреблений, может быть поставлен вопрос о лишении прав на патент.

Существуют также региональные соглашения, регулирующие охрану промышленной собственности. В 1973 г. на конференции в Мюнхене была подписана Конвенция, предусматривающая выдачу европейского патента Европейским патентным ведомством на основе унифицированных правил. В каждой стране - участнице Конвенции, за исключением стран ЕС, этот патент действует как национальный, а на территории ЕС (в соответствии с Люксембургской конвенции 1975 г.) - как патент Сообщества. Европейская патентная система основана на активном сотрудничестве Европейского патентного ведомства с национальными ведомствами договаривающихся государств и предусматривает согласование национального патентного права по Конвенции о выдаче европейских патентов.

Межправительственной организацией, значение которой в международной системе охраны интеллектуальной собственности быстро растет, является Всемирная торговая организация (ВТО). В рамках ВТО действует многостороннее Соглашение о торговых аспектах интеллектуальной деятельности, которая устанавливает стандарты по предоставлению всем государствам-участницам одинакового режима защиты прав интеллектуальной собственности, в том числе предусматривает и ряд мер для принудительного исполнения прав.

Весомую роль в развитии технического развития и сотрудничества с целью стимулирования процесса развития в странах играют также организации и учреждения ООН. Среди них такие как.ПРООН (Программа развития ООН) является центральным органом системы ООН в финансировании программ и проектов технического сотрудничества. ее деятельность связана также с передачей технологий. Под эгидой ПРООН реализуются проекты, предусматривающие предоставление консультационных услуг в сфере промышленности, стандартизации и метрологии, промышленные проекты и соответствующая техническая документация, организуются совместные научные исследования, разработка новых и адаптация импортной технологии.ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) - главный орган, в котором происходит обсуждение и переговоры по вопросам международного экономического сотрудничества, расширения экспортных и укрепление технологических возможностей.ЮНИДО (Конференция ООН по промышленному развитию) - центральный координирующий орган в области промышленного развития. ЮНИДО способствует укреплению сотрудничества между промышленно развитыми странами и развивающимися странами по вопросам ускорения мирового промышленного развития, предоставляя возможности и средства для выполнения контрактов, проведения консультаций и переговоров, поощряя привлечения капиталовложений, поддерживая процесс передачи технологии развивающимся странам. ЮНИДО разработала и успешно применяет во всем мире методологию передачи технологий и привлечения инвестиций. Центры ЮНИДО работают практически во всех странах мира. У них существуют специальные, созданные в соответствии с единого классификатора ООН базы данных по пакетам технологий, готовых к передаче зарегистрированному клиенту. В такой пакет может входить: собственно технология, в виде лицензии на выполнение проекта, проведение экспертизы, поставку оборудования, предложение о переподготовке кадров и др. Можно передавать как пакет целиком, так и отдельные его части. За нехватки средств для передачи технологии ЮНИДО, кроме поиска клиентов, берет на себя поиск компании или фонда, которые будут финансировать проект. Могут быть использованы возможности международных финансовых организаций (МВФ, ЄБРР, МБРР).Важнейшими исполнительными структурами в международном механизме передачи технологии, которые обеспечивают быстрый поиск партнеров, стали международные региональные Центры трансфера технологий и посреднические фирмы маркетинга научно-технического обмена.В Европе таким Центром является Европейская ассоциация профессионалов в области трансфера технологий и содействия инновациям, созданная при поддержке ЕС в 1984 г. Основная ее цель - способствовать развитию профессиональных служб содействия инновациям в Европе. В состав Ассоциации входят университеты, государственные исследовательские центры, инновационные центры, финансовые учреждения и др. Членами ассоциации являются консультанты по инновациям, инжиниринга; технологические брокеры и советники по вопросам интеллектуальной собственности, специалисты по базам данных, организаторы технологических и торговых ярмарок и др.

Национальная законодательно-нормативная база как средство государственного регулирования в области интеллектуальной собственности представлена системой законов, подзаконных нормативных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, правил в области патентно-лицензионной, внешнеэкономической, антимонопольной деятельности, налогообложения, контрактного права, регулирования инвестиций и т.п.

Патентное законодательство в разных странах мира, как правило, включает блок законов, которые предусматривают правовую охрану и использование различных объектов промышленной собственности, определяется их многообразием и спецификой. Отдельными законами регулируется порядок охраны и передачи прав на основе лицензионных договоров на изобретения, промышленные образцы и полезные модели, а также товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения. Специфика передачи прав на достижения в области растениеводства, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем и другие объекты авторских и смежных прав отображается в соответствующих законах об их охране и использовании.

Патентные законы практически всех стран мира предусматривают обязательный порядок заключения лицензионных договоров при предоставлении патентообладателями исключительных прав, принадлежащих им на изобретения и другие объекты промышленной собственности заинтересованным лицам. Они вводят санкции за любое использование изобретений, охраняемых патентами без согласия на это патентообладателей.

Патентные законодательства предусматривают обязательный порядок письменного оформления лицензионных договоров на передачу права на пользование изобретениями, промышленными образцами, полезными моделями, товарными знаками и другими объектами промышленной собственности. Кроме объектов промышленной собственности, которые являются предметами лицензионной торговли, в патентных законах определены различные виды лицензий, которые используются во внутренней и международной торговле (обратные, перекрестные, принудительные, открытые, обязательные и сублицензии). В соответствии с законом по лицензионному договору могут быть предоставлены исключительная и неисключительная, полная лицензии, предусмотрена также возможность уступки права на патент на основе договора купли-прода-жу. Анализ патентного законодательства стран мира позволяет составить классификацию всех видов лицензионных договоров по определенным признакам, которые могут быть использованы сторонами при подготовке лицензионного договора.

Патентные законы большинства стран определяют порядок регистрации лицензионных договоров и договоров об уступке права на патент. Регистрация лицензионных договоров может иметь обязательный и добровольный характер, однако незарегистрированные лицензионные договоры, как правило, считаются недействительными в отношении третьих лиц, которые предъявляют претензии за нарушение их прав в связи с договором.

При регистрации лицензионных договоров в отдельных странах осуществляется контроль их соответствия действующим в стране законодательным актам в области лицензионной торговли.

В наше время в практике зарубежного лицензирования широко используется антимонопольное законодательство, которое защищает интересы национальных продавцов и покупателей лицензий, упрощает процесс переговоров при заключении лицензионных договоров и способствует решению спорных вопросов и противоречий при их рассмотрении в судах и арбитражах.

Законодательство об обмене технологиями регулирует порядок заключения, утверждения, введения в действие, регистрации и исполнения лицензионных договоров и других коммерческих дел с передачи научно-технических достижений, причем в некоторых странах оно является частью законодательства о внешней торговле.

Порядок продажи и покупки лицензий устанавливается законодательством в соответствии с целями предоставления прав на использование объектов интеллектуальной собственности: поддержка и создание условий для продажи лицензий на внутреннем и международном рынках, контроль за экспортом высоких технологий и соблюдения международных обязательств по передаче технологий.

Если в большинстве промышленно развитых стран порядок передачи технологии в значительной мере либерализован, а законодательное регулирование направлено в основном на охране прав промышленной собственности, пресечения недобросовестной конкуренции и предотвращения бесконтрольного вывоза технологий, то в законодательстве развивающихся стран, ориентированных на покупку зарубежной технологии, внимание сосредоточено на контроле за техническим уровнем, актуальностью приобретенных технологий для экономики страны, расходованием валютных средств, а также на защиту местных товаропроизводителей от иностранных монополий и решения проблем занятости.

Порядок заключения и выполнения лицензионных соглашений на импорт технологий в зарубежных странах, как правило, распространяется не только на лицензионные договоры, касающиеся приобретения прав на объекты промышленной собственности, охраняемые, но и на ноу-хау, другие результаты научно-технической деятельности.

Важным средством проведения лицензионной политики в зарубежных странах является участие государства в регулировании патентно-лицензионного обмена. Правительственные органы разных стран непосредственно участвуют в заключении межгосударственных соглашений в сфере научно-технического сотрудничества, способствующие коммерческом обмена технологиями на лицензионной основе. Роль государства в подобных сделках заключается в определении важнейших направлений и проектов сотрудничества между странами, реализация которых осуществляется частными компаниями. В таких проектах, как правило, используется значительное количество объектов промышленной собственности и ноу-хау, которые передаются посредством заключения лицензионных договоров.


Похожая информация.


Традиционным и исторически наиболее ранним является представление воспитания и обучения как единого процесса трансляции опыта от старшего поколения младшему (см. §1.2). С развитием науки обучение отделилось от воспитания и стало пониматься как процесс передачи знаний. При этом под подлежащим передаче знанием подразумевались обобщенные результаты объективного (научного) познания мира, обеспечивающие ориентировку человека в предметном (производственном) мире. Сформировалась специфическая модель обучения, где педагог предстает как носитель предметных научных знаний, роль которого заключается в том, чтобы передать готовое знание ученику , а задача последнего – его присвоить. Результативность обучения в этом подходе определяется по степени совпадения воспроизводимых учеником знаний с учебным материалом, преподносимым педагогом или изложенным в учебнике. Ученик предстает как сосуд, который заполняют знанием , что, впрочем, не отменяет учета некоторых закономерностей такого «заполнения», а потому требует от педагога реализации ряда принципов обучения: наглядности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с практикой и др. Выдвижение таких принципов, позволяющих более эффективно передавать знания, было несомненным шагом вперед по сравнению с господствовавшим в средневековье догматическим (церковно-религиозным) обучением, осуществляющимся через слушание, чтение, механическое запоминание и дословное воспроизведение текста, осмысление которого не требовалось.

Триста лет назад формирующуюся репродуктивно-педагогическую цивилизацию знаниевый подход к обучению совершенно устраивал. Дело в том, что накопленного знания, подлежащего передаче от одного поколения другому, было относительно немного, передаваемые формы опыта были стандартными, в массовом масштабе реализовалось лишь элементарное обучение детей чтению, письму, математическим операциям, основам наук, усвоение которых позволяет человеку в дальнейшем успешно выполнять свои производственные функции. Следует заметить, что именно под эти задачи разрабатывались и принципы, формы, методы обучения, которые прочно закрепились, вышли на уровень стереотипов педагогической деятельности, хотя некоторые из них уже не отвечают требованиям современности.



В дальнейшем знаниевый подход к обучению подвергается критике и учеными, и практиками . Во-первых, накопленное человечеством знание стремительно увеличивается в объемах. К настоящему времени количество знаний так велико, что недоступно ни одному человеку даже в своих основах. Во-вторых, ограничение активности ученика восприятием, запоминанием и воспроизведением ведет к формированию пассивной позиции и не позволяет обеспечивать прочность и действенность знаний. В рамках такого подхода становится невозможным эффективно решить даже его основную, достаточно узкую задачу. В-третьих, помимо знания есть и другие необходимые человеку элементы опыта (умения, отношения); кроме науки и научных знаний существуют не менее значимые источники опыта: искусство, вера, жизненная практика. Ведь само по себе знание, даже научное, не способно обеспечить успешность решения жизненных и производственных задач. В-четвертых, ориентация обучения на основы наук ведет к тому, что знания выстраиваются в соответствии с логикой конкретной науки, получается предметное структурирование материала и множество слабо связанных между собой учебных предметов, тогда как образованность предполагает такое освоение знаний, которое ведет к формированию целостного мировоззрения (см. проблему 1).

Знаниевый подход к обучению, наиболее характерный авторитарной парадигме (см. §1.6), сохраняется и по настоящее время, но реализуется не в своей ортодоксальной форме, а в несколько усовершенствованной. Такое обучение называют объяснительно-иллюстративным (пассивно-созерцательным, сообщающим, информационно-иллюстративным, репродуктивным). Основная его цель – формирование знаний, передаваемых в готовом виде, и способов деятельности в типичных ситуациях, то есть умений и навыков. Учитель излагает, объясняет материал, применяя различные наглядные пособия, иллюстрации, демонстрации, а ученики слушают, запоминают, учатся применять полученные знания для решения конкретных задач, отрабатывают соответствующие умения. Такое обучение позволяет за относительно короткое время передавать большой объем концентрированной информации, способствует развитию восприятия, памяти, воспроизводящего мышления учащегося, в определенной мере некоторых личностных качеств (волевых ресурсов, исполнительности, дисциплинированности).

Результативности объяснительно-иллюстративного обучения способствует соблюдение дидактических принципов – руководящих идей, задающих характер деятельности педагога при организации этого процесса. К ним относятся принципы научности, наглядности, доступности, последовательности и систематичности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности усвоения знаний. Они предписывают необходимость: планирования учебного процесса и научно обоснованного распределения учебного материала; учета предыдущего опыта и уровня подготовленности учащихся, обеспечения взаимосвязи абстрактного знания с конкретным, наглядным, практическим; применения знаний для решения задач, отработки усвоенных умений и др. Как указывалось выше (см. §2.3), принципы основываются на научно доказанных закономерностях, в данном случае – на таких закономерностях, которые фиксируют протекание процессов познания и усвоения учащимися материала от чувственного восприятия через осмысление к практическому применению, от простого к сложному, через повторения и упражнения.

К знаниевому подходу с некоторой долей условности можно отнести и программированное обучение , в основе которого лежит кибернетическое понимание управления сложным объектом. Управление деятельностью ученика по освоению знаний и умений осуществляется учителем с использованием прямой (посылка команд) и обратной (получение информации о ходе обучения) связи, как правило, опосредованно, с применением программированных пособий или автоматизированных обучающих систем.

При составлении таких пособий или обучающих программ педагогом четко формулируются цели, проводится логическая проработка содержания, выделяются основные понятия, идеи и логические связи. Весь материал делится на небольшие, завершенные по смыслу порции, которые выстраиваются по линейной или разветвленной логике. Ученику вначале небольшой порцией предъявляется информация для изучения, затем предлагается проверочное задание, а после его выполнения, предъявляется ответ для самоконтроля и, в зависимости от правильности ответа, даются указания о дальнейшей работе. В разветвленных программах ученик имеет возможность выбирать широту изучения темы или последовательность изучаемых вопросов.

По сравнению с объяснительно-иллюстративным, программированное обучение развивает самостоятельность учеников, позволяет индивидуализировать процесс обучения, поскольку каждый может работать в своем собственном темпе и постоянно получать информацию о ходе процесса обучения. Здесь осуществляется пошаговый контроль (как правило, в тестовой форме), своевременная коррекция и исправление ошибок, если они допущены. Однако такой вид обучения больше всего нагружает память и воспроизводящее мышление ученика, не учит способам учебной работы (неизвестно, как ученик сумел усвоить материал или почему не смог этого сделать). Дробление материала на порции не способствует формированию целостного мировоззрения, а индивидуальная работа учащегося с пособием или автоматизированной обучающей системой не позволяет использовать воспитательный потенциал воздействия личности учителя и социального контекста обучения (см. проблему 5).

И программированное, и объяснительно-иллюстративное обучение, реализуя знаниевый подход, нацелены на передачу готовых знаний, правил и инструкций, следуя которым обучающийся мог бы гарантированно выполнить задание. Они не стимулируют творческую активность учеников и обладают крайне ограниченными возможностями в развитии познавательной сферы (особенно продуктивного мышления, творческого воображения), в формировании мировоззрения, отношений к изучаемым объектам и явлениям, готовности к самообразованию и саморазвитию. Они ориентированы на формирование человека-исполнителя, обладающего конкретными знаниями и умениями. Используя данные виды обучения, можно, в лучшем случае, передать знания, имеющиеся у учителя и/или зафиксированные в учебниках. А как говорилось ранее (см. §1.5), для того чтобы обеспечить общественный прогресс, необходимо, чтобы каждое следующее поколение шло в своем развитии дальше поколения своих родителей и учителей.

Совершенствование знаниевого подхода в науке и практике шло по нескольким направлениям:

· акцент на формировании умений, навыков, практического опыта, опыта решения жизненных проблем способствовал появлению прагматического, практико-ориентированного, трудового, компетентностно-ориентированного, проектного обучения;

· акцент на развитии познавательных и творческих способностей ученика – проблемного и развивающего обучения;

· акцент на формировании ценностных отношений и личностном развитии – личностно-развивающего обучения.

Качественно новой ступенью развития теории обучения стало понимание учеными того, что только в собственной деятельности ученика и только вместе с освоением других элементов опыта возможно сознательное и прочное усвоение знаний. Эта идея наиболее детально воплотилась в рамках деятельностного подхода.

4.2. Обучение как организация учебно-познавательной
деятельности

С позиций этого подхода обучение не сводится к механической передаче знаний, это – двухсторонний процесс, предполагающий деятельность двух (или более) субъектов – учителя и ученика. Обучение представляет собой специфический процесс познавательной деятельности ученика, управляемый педагогом . Деятельность педагога называется преподаванием или обучением в узком смысле, деятельность ученика – учением, учебной деятельностью. Каждая из них характеризуется своими целями, мотивами, действиями.

Учебная деятельность рассматривается в педагогической психологии с двух позиций: как разновидность деятельности вообще и как особенная познавательная деятельность, цель которой заключается не в изменении некоторого материального предмета, а в производстве и приращении опыта, в развитии самого человека, усваивающего знания. Как и любая деятельность, учебная имеет определенную структуру и характеризуется активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью. Структура деятельности включает, как минимум, три звена:

1) мотивационно-ориентировочное – первое звено, способствующее появлению интенции (желания, стремления, цели) на выполнение деятельности и созданию ориентировочной основы деятельности, которая объединяет во внутреннем плане цель, образ среды и образ предстоящих действий;

2) исполнительно-операционное – последовательность действий и операций субъекта, приводящая к достижению цели. В учебной деятельности это звено осуществляется через решение учебных задач;

3) контрольно-оценочное, предполагающее наличие образа желаемого результата действия, сличение этого образа и реального результата и принятие решения о продолжении, коррекции или завершении действия. Всякое действие становится произвольным и регулируемым только при наличии этого звена.

По сравнению со знаниевым, деятельностный подход обладает рядом преимуществ. Во-первых, он предполагает представление процесса обучения с точки зрения его внутренней логики и структуры деятельности по усвоению знаний и умений . Так, согласно исследованиям отечественных ученых, внешняя структура учебной деятельности включает мотивацию, учебные задачи, учебные действия, контроль, переходящий в самоконтроль, оценку, переходящую в самооценку. Учебная деятельность представляется как решение системы учебных задач, которые даются в определенных учебных ситуациях и предполагают определенные учебные действия – предметные, контрольные, вспомогательные, такие как обобщение, анализ, схематизация и т.д. Центральным звеном внутренней стороны учебной деятельности является усвоение – процесс приема, трансформации, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения теоретических и практических задач. Усвоение происходит благодаря умениям ученика структурировать и актуализировать знания, соотносить общее и частное, выделять главное и второстепенное. Усвоение также обусловлено личностной значимостью материала, эмоциональным отношением к нему, возможностью его использования в значимых ситуациях. Таким образом, вскрытие структуры учебной деятельности и закономерностей процесса усвоения позволяет находить более эффективные пути педагогического управления учебной деятельностью учащихся.

Второе преимущество деятельностного подхода связано с рассмотрением процесса обучения с точки зрения его продуктивного характера и целостности процесса познания субъектом окружающего мира. Такая целостность проявляется в том, что приобретаемые знания тесно взаимосвязаны с их преобразованием и с использованием на практике, а значит, с умениями и навыками, с познавательными способностями, с прошлым опытом и целями человека.

Преобразование объективного научного знания в знание индивидуальное – очень сложный процесс, характеризующийся специфическими механизмами и предполагающий познавательную активность учащегося: соотнесение им нового и имеющегося опыта, порождение собственного опыта, актуализацию интеллектуальных, эмоционально-волевых и других личностных ресурсов ученика. Познание также предполагает применение знаний, их проверку в собственном опыте и освоение способов практической деятельности, развитие умений использовать знания для решения практических задач, «умений учиться» и метакогнитивных умений, позволяющих самостоятельно накапливать опыт и осуществлять регуляцию умственной деятельности в процессе познания.

В этом подходе существенное значение приобретают познавательные способности учащегося, развитие его внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, которое, с одной стороны, является условием результативности обучения, с другой – неотъемлемым результатом процесса освоения знаний и умений. По сравнению со знаниевым подходом, здесь появляются дополнительные возможности интеллектуального развития учащихся за счет повышения их активности и продуктивности познавательной деятельности. Это позволяет реализовать развивающую функцию обучения.

Еще одна особенность деятельностного подхода заключается в понимании учения как активной целенаправленной деятельности, направляющейся мотивами. Мотивы – это те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. Поскольку усвоение опыта не может осуществляться без собственной активности со стороны ученика, а любая деятельность, в том числе учебная, не может выполняться при отсутствии мотивов у ее субъекта, то предметом педагогического управления должны стать не только учебные действия ученика, но и его мотивация учения . Психологические исследования показали, что учебная деятельность имеет полимотивированный характер, то есть к учению ребенка побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими.

Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить несколькими взаимосвязанными группами.

– познавательные, основанные на соответствующей потребности и поддерживаемые любознательностью, интересом, желанием узнать новое, стремлением расширить свой кругозор; эти мотивы проявляются в увлеченности самим процессом решения учебных задач, в удовольствии от процесса познания;

– перспективные мотивы, основанные на понимании значимости конкретного учебного материала и взаимосвязи учебного предмета с жизненными целями и перспективой будущего (поступлением в институт, выбором профессии, созданием семьи и т.п.);

– социальные, основанные на потребностях в социальных контактах, внешнем признании, повышении статуса, на желании получить одобрение учителей и родителей, пользоваться авторитетом среди сверстников;

– мотивы достижения и соревнования, ориентированные на результат и основанные на желании достигнуть чего-то, испытать себя, сделать что-то лучше или быстрее других;

– формальные мотивы, основанные на чувстве долга и ответственности, стремлении выполнять требования, быть послушным учеником;

– мотивы получения награды (сладостей, игрушек, денег, права удовлетворить какую-либо не связанную с обучением потребность) или избегания нежелательных событий, наказания.

Эти и другие мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде. Чаще всего они выступают в сложном переплетении и взаимосвязи. Одни из них имеют основное значение в побуждении и стимулировании учебной деятельности, другие – дополнительное, обусловливая ее характер в конкретной ситуации.

Мотивы являются важнейшим компонентом и фактором результативности учения. Внутренняя мотивация , обусловленная, в первую очередь, познавательной потребностью, целями и интересами учащихся, придает учебной деятельности активный и направленный характер, обеспечивает вовлеченность в деятельность, эмоциональное удовлетворение и получение значимого результата. Внешние мотивы характеризуются тем, что освоение знаний и умений, познавательное развитие не является целью, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки, аттестата, подчинение требованиям учителей или родителей, получение похвалы и др. При внешней мотивации активность учащегося носит вынужденный характер, как правило, он отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, зачастую переживает бессмысленность происходящего.

Случается так, что ребенка заставляют учиться, и единственным стимулом для него является отметка. Это не вина конкретного ребенка, а беда всего образования, которое не смогло поддержать и развить естественную любознательность ребенка, стремление к общению и совместной деятельности, способствовать получению удовлетворения от процесса познания. Мотивы учения связаны с основными жизненными отношениями ребенка, с его потребностями и стремлениями, и лишь благодаря этой связи они приобретают свою побудительную силу. Внутренние мотивы формируются, если образование носит гуманный характер, а обучение предполагает творческую деятельность учеников, способствует развитию и удовлетворению их собственных познавательных и социальных потребностей (см. проблему 16).

Развитие педагогики и деятельностной теории учения в психологии способствовало появлению видов обучения, основанных на том, что знания и умения не даются ученику в готовом виде, а производятся им самим в процессе организованной педагогом учебно-познавательной деятельности. Из таких видов в современной практике наиболее распространены развивающее и проблемное обучение.

Развивающее обучение – вид обучения, ориентированного на развитие познавательных (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи), и (в ряде теорий) других психических процессов (моторики, воли) учащихся. Усвоение знаний и умений рассматривается не как самоцель обучения, а как средство развития, в первую очередь, интеллектуальных способностей ребенка.

Разработка теорий развивающего обучения осуществлялась преимущественно в рамках педагогической психологии, исходя из положения, выдвинутого известным отечественным психологом Л.С. Выготским, устанавливающим единство, но не тождество процессов обучения и внутренних процессов развития. Основная идея заключается в том, что обучение, опережая развитие, стимулирует его , и в то же время опирается на актуальный уровень развития. Таким образом, процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающими «зону ближайшего развития», следовательно, развивающее обучение должно ориентироваться именно на эту зону и иметь опережающий характер. Следует отметить, что под объектом развития здесь понимается преимущественно познавательная сфера ученика, на которую обучение непосредственно и направлено. Личностное развитие ребенка чаще всего остается за пределами сферы внимания исследователей.

Наиболее проработаны и распространены в практике отечественной школы две системы развивающего обучения: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Отличительными чертами первой системы являются направленность на общее развитие школьников, высокий уровень трудности, на котором ведется обучение, быстрый темп прохождения учебного материала, ведущая роль теоретических знаний и обобщений. Основной задачей системы является обогащение ума школьника разносторонним предметным содержанием и создание благоприятных условий для глубокого осмысления получаемой информации. Также система направлена на то, чтобы возбуждать у детей самостоятельную, ищущую мысль, связанную с живыми эмоциями, с волевой сферой, что способствует преодолению монотонности и скуки процесса учения. Действенным средством, позволяющим идти быстрым темпом и сильным, и слабым учащимся, является применение дифференцированной методики, специфика которой состоит в том, что одни и те же вопросы программы могут изучаться с разной глубиной на основе заданий с разным уровнем трудности. Это также позволяет индивидуализировать обучение, задать необходимый уровень трудности для каждого ученика, работающего в «зоне ближайшего развития».

Система развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина нацелена на развитие теоретического (абстрактного, логического) мышления и творческих способностей учеников . Эта концепция ориентируется не на репродукцию (запоминание и воспроизведение) готовых знаний, а на процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений, посредством мотивированного и целенаправленного решения задач, связанных с проблемными ситуациями. Знания, составляющие конкретный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они (знания) становятся необходимыми. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся при помощи учителя учатся обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний. Это отношение они воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства абстрактно, в чистом виде, а в дальнейшем конкретизировать, применять его для решения частных задач, переходить от всеобщего к частному и обратно. Таким образом обеспечивается не только развитие мышления, но и формирование обобщенной системы знаний о сущности тех или иных объектов или явлений и умений применять их в разнообразных ситуациях.

Проблемное обучение основано на получении обучающимися новых знаний посредством решения проблемных задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. Такие познавательные задачи характеризуются противоречием между имеющимися у ученика знаниями и умениями, с одной стороны, и теми, которые необходимы для ответа на вопрос или для разрешения проблемы, с другой.

В зависимости от меры участия учителя в усмотрении и решении проблемы различают различные уровни проблемности в обучении : от демонстрации решения поставленной проблемы самим педагогом (проблемное изложение) до самостоятельного усмотрения проблемы учащимся и нахождения объективно новых способов ее решения (исследовательское обучение). Даже при использовании проблемного изложения учащиеся не просто усваивают готовое знание, а усматривают истоки и пути его происхождения, что способствует более глубокому его пониманию, выдвижению своих гипотез, формированию отношения к изучаемому объекту или явлению. Чаще всего к проблемному обучению относят частично-поисковый метод (см. §4.6), который предполагает вовлечение обучающихся в процесс решения проблемы, разбитой на подпроблемы, задачи, вопросы. В этом случае учащиеся производят знание при помощи педагога на каждом из этапов решения проблемы – в процессе анализа условий, выдвижения гипотез, выбора и реализации плана решения, контроля правильности решения.

Если проблемная ситуация сконструирована педагогом верно (проблема связана с жизненным опытом, решение задачи опирается на предшествующий опыт учащегося, но не является очевидным и т.д.), то она вызывает активность учеников, стремление к самостоятельным поискам, мобилизацию знаний, чувство удовлетворения от процесса познания. Знания, полученные в процессе решения проблемы, характеризуются прочностью и действенностью, у учащихся формируется опыт творческой деятельности, развиваются продуктивное мышление, креативность, воля, учебные интересы. Учитывая проблемный характер научного знания и человеческой практики, умение решать проблемы способствует обогащению жизненного опыта ребенка, развитию «умения учиться». Однако для реализации проблемного обучения необходима проблематизация учебного материала и специальное конструирование задач с учетом уровня знаний, умений, способностей учеников, а также значительно бо льшее учебное время, чем при объяснительно-иллюстративном обучении.

Следует отметить, что рассмотренные виды обучения опираются на активный и продуктивный процесс учебно-познавательной деятельности, заключающейся в переработке и/или производстве учеником собственного знания при решении проблемных задач, то есть по сути одновременно являются и проблемными, и развивающими. В них заложена возможность развития способности учиться, познавательных интересов ученика, реализации и развития его творческого потенциала, получения удовлетворения от процесса познания. Ограничениями данных видов обучения является концентрация преимущественно на познавательной сфере ученика. Он воспринимается не столько как личность со своими целями, потребностями, качествами, сколько как учащийся, выполняющий учебно-познавательную деятельность, право управлять которой принадлежит учителю. Невостребованность большинства личностных качеств учащихся приводит к невозможности их целенаправленного развития.

Перспективами развития деятельностного подхода к обучению является переход к личностно-деятельностному с акцентом на следующих характеристиках учебной деятельности:

· в учебной деятельности активизируются не только познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), но и личностные образования (потребности, мотивы, эмоции, воля); она приводит к психическим и личностным изменениям обучающегося в зависимости от его позиции (осознаваемой свободы и ответственности в выборе и реализации учебных действий) и результатов собственных действий;

· подлинная учебная деятельность имеет место при наличии внутренней мотивации ученика, основанной на потребностях познания и развития;

· успешность учебной деятельности находится в большой зависимости от того, насколько учащийся стал субъектом учебной деятельности, каково его отношение к предмету изучения, средствам и способам достижения учебных целей, к себе, учителям и коллегам.

Учесть эти особенности и более широко реализовать возможности разностороннего развития ребенка позволяет личностный подход к обучению.

Социокультурные функции образования. ассмотрим основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования.

1. Образование - это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры . Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования)

Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог - это форма субъект- субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека.

Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно-оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга).



Жизнь человека - это звено в цепи поколений. То есть человек живет в пространстве социально-культурной традиции, которая оказывает существенное влияние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере образования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереотипы, или совершенствуя его.

Социальная функция образования , с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается:

В формировании образа жизни, принятого в обществе;

В освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой,семейно-бытовой);

В развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества.

К основным функциям образования относят:
- Оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры.
- Среда общения.
- Средство развития и становления человека, как личности и профессионала.
- Способ социализации личности, процесс ее самоутверждения.
- Средство обеспечения преемственности поколений.
- Фактор социального прогресса.

45. Модели образования в современном обществе .

Образование - это общественное организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой в онтогенетическом плане становление личности в соответствии в генетической программой и социализацией личности.

Содержание образования определяется образовательной потребностью общества, а также, личностной потребностью в образовании. Виды содержания образования: а) знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Б) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт. В) опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Г) опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру, к другим людям в совокупности потребностей, обуславливающих эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов, включенных в ее систему ценностей.

Основные ступени образования:

1. Дошкольное. Оно представлено системой дошкольных учреждений. По данным американских социологов и педагогов, если применить весь педагогический арсенал в дошкольном возрасте, то восемь ребятишек из десяти будут учиться в школе на уровне одаренных детей.

2. Школьное. Следующая ступень - школа, начальная - 3-4 года обучения, основная - 5 лет обучения, средняя школа - еще два года обучения. Школа - основной базисный институт в современной системе образования, величайшее достижение цивилизации.

3. Внешкольное образование. К ней мы относим всевозможные внешкольные учреждения: музыкальные, спортивные школы, станции юных туристов, натуралистов, центры технического и художественного творчества. Их деятельность обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка, подростка.

4. Профессиональное образование - профессиональная школа, представленная техникумами, профтехучилищами, теперь еще и колледжами, вузами различного типа.

5. Последипломное образование - аспирантура, докторантура, получение второй специальности, институты и факультеты повышения квалификации, стажировки и т. п.

6. Высшее образование. Принципиально новой для отечественного высшего профессионального образования является формирующая многоступенчатая система: бакалавр, специалист, магистр. Привлекает ее гибкость, возможность для молодых людей включаться в профессиональную деятельность на разных ступенях получения образования, интеграции средних и высших профессиональных учебных заведений.

6. Негосударственные учебные заведения. Новые формы образования выступают в виде независимых структур или специальных подразделений государственных учебных заведений.

Под Образованием мы понимаем такую сторону воспитания, которая состоит в овладении системой научных и культурных ценностей, накопленных человечеством, в овладении системой познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, морали, поведения, нравственных и других качеств личности, развития её творческих сил и способностей, подготовку к общественной жизни, к труду. В содержание образования включаются все элементы социального опыта.

В зависимости от целей, характера и уровня подготовки различают среднее, общее, политехническое, профессиональное и высшее образование. Знания, умения и навыки, необходимые каждому человеку, даёт общеобразовательная школа. Знания, умения и навыки, необходимые работнику определённой профессии, приобретаются им в специальных учебных заведениях. Содержание и методика общего образования обеспечивают формирование у школьников познавательных интересов и навыков, необходимых для работы, дальнейшего обучения и самообразования, служат основой политехнического и профессионального образования и осуществляются с ними в тесной взаимосвязи.

Образование может быть достигнуто разными путями. Это может быть самостоятельное чтение, радио- и телепередачи, курсы, лектории, работа на производстве и т. п. Но наиболее верным и надёжным путём является планомерно организованное обучение, имеющее своей целью обеспечить человеку нормальное и полноценное образование. Содержание образования определяется государственными учебными планами, учебными программами и учебниками по изучаемым предметам.

46. Общемировые тенденции развития образования .

Особенности современного этапа развития образования в России связаны следующими общемировыми тенденциями:

быстрым развитием современных компьютерных технологий и расширением сферы их применения в образовательном процессе как школьников, так и взрослых; насыщением образовательных учреждений техническими средствами, обеспечивающих реализацию информационных процессов хранения, передачи и обработки информации в новом, цифровом формате; использованием ресурсов глобальной информационной сети Интернет в учебном процессе.

Информатизация образования проявляется через комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационной продукции и информационно-коммуникационных технологий. Использование в обучающем процессе современных технических устройств (персональных компьютеров, теле - и видеоаппаратуры, различных устройств для преобразования информации из одного вида в другой) и информационно-коммуникационных технологий ведет к анализу и новому пониманию дидактического процесса, установлению новых принципов обучения.

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006 - 2010 годы (Постановление правительства РФ от 23 декабря 2005 г. № 803) выделяются главные направления данной научной и практической проблемы, которые предусматривают не только обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, но также касаются изменения методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Общемировой тенденцией образования является информационный бум, то есть резкое увеличение объема и скорости обращения информации в современном обществе. Главной причиной «бума» следует признать массовое образование, поставляющее грамотных людей, производителей и потребителей как научной, так и массовой общественной информации.

Наиболее очевидной проблемой, рожденной информационным бумом, стала необходимость пересмотра Содержания обучения . Постоянно увеличивающийся поток информации и изменения в научных представлениях, которые с ним связаны, поставили под сомнение содержание многих «классических» учебников. Компактное и понятное изложение устоявшихся знаний, которое предполагает учебник, стало затруднительным ввиду постоянно ускоряющегося обновления состава научно-технических и социально-гуманитарных знаний. Кроме того, потребовалось введение новых учебных предметов, вроде информатики, культурологии, эко.

Муниципальное образовательное учреждение

«Юридическая гимназия им. М.М.Сперанского»

Методическая разработка

семинарского занятия по общей биологии

в 10 классе гуманитарных профилей на тему

«Живой мир и культура»

Учитель Веритошенко Т.В.

Ростов-на-Дону

Семинарское занятие

Для проведения занятий такого рода желающие учащиеся могут подготовить мини-презентации на темы (примерные ):


  1. отражение живой природы в творчестве литераторов Донского края

  2. живая природа в декоративно-прикладном творчестве

  3. живой мир и музыкальная культура

  4. фольклор и живая природа

  5. живая природа и религия

  6. живая природа и философия
и другие темы на усмотрение учителя и обучаемых
Вопросы для обсуждения (сообщаются заранее)

  1. Что такое культура?

  2. Как отражается взаимодействие человека и природы в различных формах культуры?

  3. Какую роль играет живая природа в развитии культуры?

  4. Как осуществлялась передача достижений культуры новым поколениям в первобытном обществе и как это происходит в настоящее время?

  5. Какие основные направления можно выделить в развитии современной культуры?
Материал для размышления
Слово культура - одно из наиболее часто употребляемых в современной речи. Вмещающий объем этого понятия огромен. Все, что создано, возделано всеми людьми, т. е. вся совокупность продуктов человеческой деятельности и общественного сознания, является выражением культуры. Культура - это отражение природы в общественном сознании. Сам человек тоже как творец самого себя относится к той сфере культуры, которая имеет значение «образование», «воспитание».

Понятие культура родилось в Древнем Риме в трудах аграриев (греч. agros - «поле») как противопоставление понятию натура, т. е. «природа». Оно обозначало «обработанное», «возделанное», «искусственное», в противоположность «естественному», «дикому», «первозданному», и применялось прежде всего в земледелии для отличения растений, выращиваемых людьми, от дикорастущих. Со временем слово культура стало вбирать в себя более широкий круг предметов, явлений, действий, общими свойствами которых были их сверхприродный (неестественный) характер, а не божественное происхождение.
Историческое прошлое человечества имеет множество свидетельств раннего зарождения понимания того, что отличает рукотворное от созданного природой. Археологические раскопки стоянок пещерного человека, его наскальные рисунки, каменные и костяные орудия труда и охоты подтверждают это и позволяют восстановить историю жизни и деятельности первобытных людей в их тесных контактах с окружающей природой.

На стенах и потолках пещер - многочисленные нарисованные или выгравированные изображения отдельных животных: олени, бизоны, кабаны, лошади, козлы, носороги. Кроме них - длинношерстные мамонты, саблезубые тигры, туры - животные, которых уже нет на Земле.

Эти доисторические рисунки и гравюры отражают человеческое присутствие, свидетельствуют о различении натуры и культуры как первом шаге человечества на пути самопознания и самооценки. Первобытный человек еще не отделяет себя от природы. Его тип отношений с окружающим миром выражает, с одной стороны, слабость человека, выпрашивающего у природы удачу в охоте, дождь, плодовитость прирученных животных, успех в борьбе со стихиями, а с другой - его убеждение в способности воздействовать на природу, добиться от нее того, что ему нужно. Подобные рисунки и гравюры - это своего рода язык культуры древнего человека.

Труд и искусство, общественное бытие, практическое освоение природы служили важными условиями развития творческой деятельности человека и формирования культуры. Человеческая речь и музыка явились звуковым выражением жизни людей, так же как художественное рисование, гравировка и геометрическое черчение (языки искусства, науки и техники) делали зримой связь человека с природой. Как отмечают философы, в зрении непосредственно проявляются особенности миропонимания, а в слухе - особенности человекопонимания. То и другое отражение природы в культуре человечества способствовало осознанию человеком самого себя, других людей, общества, природы и окружающей действительности в целом.
Ощущение своей связи с природой у первобытных людей нашло воплощение в ранних видах религиозных представлений, таких как анимизм и тотемизм . Отголоски тотемизма и анимизма встречаются в религиозных культах многих народов в виде почитания священных животных (крокодил, корова, обезьяна, кошка) и растений (дуб, береза, пальма).


  • Анимизм (лат. anima - «дух», «душа») - верование в души и духов, будто бы влияющих на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира. Одушевляя природу, люди верили в наличие души у человека, животных и растений; считали, что скрытая одушевленность присутствует в ручье, пламени костра, окружающих камнях и скалах; делили духов на враждебных, добрых или нейтральных. Система запретов (табу) была направлена на то, чтобы необдуманным поступком не обидеть душу зверя или духов, охраняющих холмы, рощи, реки и жилища. Анимистические представления легли в основу позднейших религиозных верований.

  • Тотемизм (от слова ототеман, т. е. «род его», заимствовано из языка североамериканского индейского племени оджибве) - это поклонение животному, растению или какому-то явлению природы. Первобытный человек не отделял себя от окружающей природы, все воспринималось им как единое целое. Поэтому существовала вера в тесную связь между людьми одного рода и их тотемом. Тотем воспринимался как могущественный покровитель людей одного рода, дающий им пищу и помощь, и потому ему нельзя было причинять вред. Тотемизм и в наше время распространен среди племен Австралии, Северной и Южной Америки, Полинезии и Африки.

С давних пор существует традиция делить культуру на материальную и духовную . Духовная культура - это результат и процесс духовного, умственного «возделывания» действительности, отраженный в нравственности, искусстве, науке, образовании, этике, эстетике и других формах. Материальная культура - это результат труда, выраженный в виде предметов, овеществленных достижений духовной культуры, т. е. вся материальная среда, созданная людьми. Разделение культуры на материальную и духовную является условным, и жесткой границы между ними не существует: созданное человеком часто является результатом духовной культуры.
Культура - это целостное явление, созданное человеком в процессе его взаимодействия с природой, ее живым и неживым миром. Культура предстает перед нами как особый облик природы, неизвестный ей самой, но реализующий заключенные в ней возможности, способы осуществления. Человек накладывал изначально свою печать на природное бытие, удваивая сам способ существования, делая его природно-сверхприродным, вещественным по субстрату и социальным по функциям, т. е. культурным.
Предметы материальной культуры остаются природными именно потому, что они материальны, и вместе с тем оказываются сверхприродными, поскольку одухотворены заключенной в них творческой мыслью человека, его «эйдосом», как говорили античные философы, его конструктивным замыслом (идеей, проектом, назначением). Эта двусторонняя природно-культурная реальность характеризует «окультуривание» не только природной среды, окружающей человека, но и его собственной природы, поскольку человек остается биологическим, физическим, химическим «телом», живущим по всем законам материи, на какие бы высоты духа он ни возвысился (см. : Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996).


  • И духовной, и художественной культуре необходимы специальные средства объективации, обобществления, а значит, материализации производимой идеальной предметности - знаний, ценностей, проектов, образов. Такими средствами становятся знаковые системы - языки культуры... Как бы ни было велико значение словесного языка, он не является единственной знаковой системой, используемой для этой цели духовным производством и духовным общением людей, равно как и художественным творчеством. Множество языков нужно культуре потому, что ее информационное содержание многосторонне богато и каждый специфический информационный процесс нуждается в адекватных средствах воплощения (см. : Каган М.С. Указ. соч.).

  • Искусство смертных следует природе,
Как ученик ее, за пядью пядь...

(Данте Алигьери. Божественная комедия. Песнь одиннадцатая, строка 103. М., 1988.)


  • У каждого народа свой союз с природой (Лихачев Д.С. Заметки о русском. М., 1981).

  • Феномен культуры - это любые артефакты (созданные людьми предметы и явления), которые несут в себе смыслы, т. е. выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация. Подобно физическому пространству Вселенной, в котором существует множество разнообразных объектов, в том числе и целых космических миров, культурное пространство также является вместилищем множества объектов, к ним относятся и отдельные феномены культуры, и их различные комплексы и группировки, и, наконец, целые культурные миры - национальные культуры, наднациональные культурные общности, цивилизации... Культурное пространство существует не само по себе, а как часть более широкого мира - мира жизни человеческого общества (Кармин А.С. Культурология. СПб., 2000).

  • Культура как система ценностей есть знаковая форма отношения человека к миру или символическая знаковая реальность. Другими словами, создавая культуру, человек тем самым творит новый тип бытия. В этом смысле культуру можно рассматривать в качестве символической реальности, зарождающейся внутри нашей Вселенной (Сафронов И.А. Экология культуры. СПб., 1996).

  • Искусство подражает природе. В подражании часто видят его сущность. Но в результате подражания может возникать культура, отражающая природу с разной степенью полноты или даже «отражающая наоборот», «от противного». Пародия, например, тоже подражание. Она выполняет гигиенические функции в культуре, чистит, но не создает (Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. М., 1997).

Гуссейнов А.А. Природа как ценность культуры: Экология, культура, образование. М., 1989.

Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

Мень А. Культура и духовное возрождение. М., 1992.