Каждый четвертый россиянин имеет высокий уровень цифровой грамотности. Образование в условиях цифровой экономики Уровни цифровой грамотности

Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков. Уровни цифровой (информационной) грамотности. Роль цифровой грамотности учащихся в практике дополнительного образования.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит катализатором развития, потому что содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных навыков гражданина информационного общества, потребителя электронных услуг. Цифровая грамотность – рамочное понятие, объединяющее важные группы навыков. Компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров. Информационная грамотность - это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена. В этом определении есть два очень важных момента:

1. Умение формулировать информационную потребность. На языке современных педагогических методик, это называется определением границы знания / незнания. Это еще не формулировка запроса, а лишь понимание того, что именно на этом этапе необходима новая информация.

2. Умение интерпретировать информацию. Не просто законспектировать, усвоить материал, а сделать из него свои выводы, внятно сформулировать смысловые итоги поиска и представить их в виде нового информационного продукта.

Можно сказать, что информационная грамотность - это «технология» учебы. Она складывается из умения человека:

· осознать личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;

· выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;

· найти информацию, соответствующую данной теме;

· оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;

· оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;

· сформировать собственное отношение к этой информации;

· представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимание или решение проблемы;

· осознать, что использование навыков информационной грамотности в процессе решения проблемы (или учебной задачи) можно распространить на все сферы жизни человека.

Эти умения определены понятием «информационная грамотность», поэтому мы можем взять их в качестве показателей. При этом у каждого из этих показателей можно выделить высокий, средний и низкий уровни развития. Такого рода типология дает представление о дифференцированном подходе к развитию информационной грамотности, когда при наличии высоких уровней контактного или креативного показателей возможен средний или даже низкий уровень информационного и оценочного показателей. Если же говорить об уровнях перцептивного показателя, то у многих людей при наличии ярко выраженного одного показателя остальные могут проявляться в неразвитом, «свернутом» состоянии. Несомненно, одно: без развитой способности к анализу и оценке текстов, их использования для решения каких-либо задач невозможно говорить о высоком уровне информационной грамотности человека. Только практические умения создавать тексты не могут сами по себе сделать индивида информационно грамотным.

Уровни содержательных показателей информационной грамотности личности:

1. Высокий уровень: осознание значимости информации для решения какой-либо проблемы; выработка стратегии поиска информации; умение самостоятельно найти информацию; оценить, проанализировать, отсортировать информацию; сформировать собственное отношение к этой информации; умение представить собственную точку зрения аудитории; умение обработать информацию программными средствами.

2. Средний уровень: не совсем может осознать значимость информации для решения какой-либо проблемы; выработать стратегию поиска информации; находят информацию по подсказкам, с частичной помощью преподавателя; не совсем умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; испытывают затруднения в представлении собственной точки зрения аудитории; обработать информацию программными средствами с затруднениями.

3. Низкий уровень: не осознает значимость информации для решения какой-либо проблемы; не может выработать стратегию поиска информации; находят информацию только по подробным инструкциям учителя; не умеют оценить, проанализировать, отсортировать информацию и сформировать собственное отношение к этой информации; с трудом представляют собственную точку зрения аудитории; обработать информацию программными средствами по подробным инструкционным картам.

На сегодняшний день дополнительное образование детей рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, оно социально востребовано и нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны общества и государства как образование, сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Дополнительное образование, исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга. Информационные технологии и здесь востребованы и актуальны.Рассмотрим их применение в различных областях дополнительного образования.

Использование ИТ в техническом направлении:

Использованием ИТ в технической направленности в современном мире никого не удивишь. Это норма. И поэтому мы подробно не будем останавливаться на данном направлении. В связи с этим «помолодел» возраст учащихся, занимающихся в объединениях. Сейчас педагог дополнительного образования, посещает курсы по робототехнике. В планы Дворца входит написание отдельной программы по данному курсу и активное внедрение этого кружка в систему. Ведется работа количеством компьютерных программ (Adobe Photoshop, Microsoft Office Publisher, Adobe InDesign).

Хотелось обратить внимание на то, как можно использовать ИТ в направлениях, которые, на первый взгляд далеки от техники и науки.

Использование ИТ в художественном направлении:

Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компьютерным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обучение с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет.

Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.

На теоретических музыкальных уроках уже просто не обойтись без презентаций. Активно используют ИТ в своей работе и педагоги, работающие в вокальной, театральной студиях. Такие программы, как Finale– программа для набора и вёрстки нотного текста, Band-in-a-Box, Cakework– программы для создания минусовок, SoundForge– программа для обработки музыкальных фрагментов (изменение формата, обрезка), TimeFactory– программа для изменения тональности и темпа – стали неотъемлемой частью работы вокальной студии.

Использование ИТ в физкультурно-спортивном направлении:

В первый момент кажется, что использовать ИТ на уроке физкультуры невозможно, ведь физкультура – это, прежде всего движение. Однако, практика показывает, что и здесь использование ИТ уместно. Вот некоторые примеры:

Текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами можно создать базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях.

Использование мультимедиа: занятия физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование электронных презентаций позволяет эффективно решить эту проблему. С помощью презентации можно продемонстрировать технику выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение различных теоретических вопросов.

Использование тестирующих компьютерных программ. Тесты могут использоваться на любом этапе обучения.

Использование видеозаписей игр для анализа.

ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.

Использование ИТ в работе кружков прикладного направления:

Кружок вязания, изостудия, художественное конструирование, вышивка бисером, моделирование одежды для кукол тоже не обходятся без ИТ. Это создание слайд-шоу, презентаций, видео мастер-классов. На обычном занятии, запустив фильм, педагог может как бы «раздвоиться». На экране он объясняет выполнение операции, в классе - практически помогает тому ребенку, у которого возникают затруднения. Этот же фильм может помочь ребёнку восполнить пропущенный материал.

Использование ИТ в военно-патриотическом направлении:

В кружках военно-патриотической направленности педагоги активно используют различные, в том числе, онлайн обучающие программы. Это и тренажёры по вождению; это ПДД в режиме реального времени; это различного вида тесты; это просмотр различного вида фильмов по направлениям военно-прикладного мастерства.

Результатами применения ИКТ в дополнительном образовании становятся всестороннее развитие учащихся, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества дополнительного образования. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата. Использование современных информационных технологий на занятиях делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к изучаемому предмету. Широкое использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

Итак, мы приходим к выводу, что информационная грамотность личности - это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, созданию, критическому анализу, оценке и передаче информационных сообщений, текстов(в различных видах, формах и жанрах), анализу сложных процессов функционирования информационных потоков. Живущему в цифровую эпоху человеку, окруженному ИКТ, важно развивать осознанное восприятие технологического прогресса. Для принятия информированных решений он должен учитывать положительные и отрицательные последствия любых изменений и понимать, что при выборе технологических альтернатив прогресс является лишь одним из нескольких возможных вариантов. Успешное развитие ИКТ и медиа технологий будет зависеть от нашей способности осознанно принимать решения, предвидя их потенциальное воздействие. Общество глобальных коммуникаций несет в себе огромный потенциал, но и таит определенные риски. Данный потенциал может быть реализован в интересах общества при условии непрерывного укрепления сознательности и ответственности каждого человека и общества в целом.


Цифровую грамотность следует развивать в связи с общими задачами образования: если использование ИКТ является базовым навыком, оно должно быть включено в школьную программу. Представляется, что цифровая грамотность оказывает благотворное воздействие на формирование других базовых навыков и компетентностей учащихся. Постоянно растет объем национальных и международных свидетельств позитивного влияния цифровых технологий на общие измеряемые результаты обучения.

Цифровая грамотность способствует успешному обучению: учащиеся легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом цифровой грамотности является и управленческая информация, предоставляемая учащимся и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн сообщества и работают с различными сетями. С другой стороны, интегрированная и оценочная информация становится частью навыков, осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке информации, показывая ученикам различия между надежными и бесполезными цифровыми ресурсами.

Наиболее важны компоненты цифровой грамотности общие для будущих пользователей компьютера и профессионалов в области ИКТ – доступ, управление, оценка, интеграция, создание и коммуникационный обмен информацией в индивидуальной или коллективной работе в сети, поддержка компьютерных технологий, веб-среда для обучения, работы и досуга. Эти навыки напрямую связаны с базовыми компетенциями; следовательно, цифровая грамотность так же насущна, как и традиционная грамотность – чтение и письмо, математические навыки и управление социальным поведением. Ниже показано соотношение компонентов цифровой грамотности и базовых компетенций.

Доступ к информации определяется как идентификация информационных источников, а также освоение способов сбора и получения информации, что является одним из базовых компонентов грамотности. Цифровая среда значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний. Однако поиск информации в этой среде требует более изощренных навыков по управлению информацией. При использовании Интернета не всегда возможно применить существующие традиционные организационные или классификационные схемы для оценки содержания источника. Например, книги и журналы могут оцениваться по репутации их издателя, но большинство веб-сайтов не имеет указаний на то, что они созданы уважаемым учреждением, заслуживающим доверия. Оценка информации (вынесение суждений о ее адекватности, актуальности, пользе, качестве, релевантности или эффективности) играет здесь особую роль. Способность определить авторитетность или время создания источника информации, полученного онлайн, предполагает наличие навыков цифровой грамотности, которые человек может приобрести лишь в результате обучения и практического опыта. Таким образом, управление информацией стало насущной частью программ формирования цифровой грамотности, которая, в свою очередь, опирается на другие виды грамотности и обеспечивает учащихся инструментарием для их развития.

Интеграция – еще один навык, связанный с базовыми компетенциями. В случае цифровой грамотности этот навык предполагает интерпретацию и репрезентацию информации с использованием инструментов ИКТ. Самая трудная задача – научиться синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников. Интеграция требует решения определенных технических задач: зачастую разные типы данных должны обрабатываться одновременно.

Следовательно, для процесса интеграции необходима и визуальная, и вербальная грамотность, чтобы сопоставлять и увязывать друг с другом тексты, таблицы и изображения. Учебные программы, сформированные с встраиванием ИКТ в конкретные учебные дисциплины, приобретают в этом контексте особую ценность и ориентированы на междисциплинарный подход.

Создание новых знаний – ключевая задача всех основных видов грамотности. Аналогичным образом построение новой цифровой информации путем адаптации, применения компьютерных программ, дизайна, изобретения или разработки авторских материалов также составляет ядро цифровой грамотности. Владение ИКТ входит в число первейших технических навыков, способных поддерживать процесс творчества. ИКТ стимулируют формирование новых методов творчества и жанров в науке и искусстве.

Наконец, коммуникации представляют собой важный компонент основных видов грамотности, который радикально изменился в цифровую эпоху. ИКТ обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые прежние средства коммуникаций. Цифровая грамотность может поддерживать другие виды грамотности, предоставляя наиболее адекватный и удобный канал коммуникации с целью адаптации и предоставления информации во множестве социокультурных контекстов.

Для того чтобы развить у учащихся навыки, адекватные XXI веку, работники образования должны научиться уверенно использовать ИКТ и интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными компетентностями в жизни. Молодые преподаватели, родившиеся уже в цифровую эру, могут стать хорошим примером таких специалистов, активно использующих ИКТ, но пока не обязательно обладающих достаточной грамотностью для применения ИКТ в учебном процессе. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя знания и навыки в области образовательной политики и этики применения ИКТ, они должны следить за темпом инноваций в цифровом образовании. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя способность эффективно использовать ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной деятельности, разнообразные комплексы навыков, необходимых в этих сферах.

Статья. (Из опыта работы) Егорова С.А.

Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков.

Уровни цифровой (информационной) грамотности.

Какую роль играет цифровая грамотность учащихся в начальной школе. Какое значение она имеет для педагога начальной школы.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью.

Современные практические навыки – это сложная система знаний, умений, навыков и мотивационных факторов, которые необходимо развивать в соответствии с конкретными областями деятельности. Наиболее важна цифровая грамотность дляпользователей ИКТ, профессионалов электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ.

Навыки пользователя ИКТ должны быть освоены всеми гражданами общества, основанного на знаниях, они включают умение:

· эффективно выбирать и применять информационные системы и ИКТ устройства;

· использовать общедоступное программное обеспечение в повседневной жизни;

· использовать специализированные ИКТ средства и инструменты для работы;

· гибко адаптироваться к изменениям инфраструктуры и прикладных ИКТ инструментов.

Навыки профессионала в сфере электронного бизнеса представляют собой способности, необходимые для использования возможностей этого вида деятельности на базе Интернета. Среди наиболее важных навыков можно выделить следующие:

· рационализация управления;

· продвижение наиболее эффективных и результативных способов организации бизнеса;

· освоение новых путей управления уже существующим бизнесом; · выстраивание нового бизнеса.

Навыки специалиста в области ИКТ требуют высокого уровня специальных знаний, необходимых для того, чтобы:

· исследовать, развивать и совершенствовать инструменты ИКТ;

· управлять, производить, обеспечивать маркетинг и продавать ИКТ инструменты и услуги;

· консультировать, внедрять и устанавливать прикладные программы на основе ИКТ;

· обеспечивать работу, администрирование и поддержку, оказывать сервисные услуги при применении ИКТ.

Уровень медийной грамотности учащихся может заметно варьироваться в зависимости от наличия возможностей использовать медиасреду и получить поддержку со стороны взрослых.

Стартовый уровень МИГ можно классифицировать следующим образом:

· Элементарный уровень: навыки чтения и письма отсутствуют, языковые навыки очень слабо развиты, как и базовые знания в области технологий использования медиа; ограниченные возможности или полное отсутствие возможностей для использования медиа дома.

· Базовый уровень: умеренно развитые навыки чтения и письма; наличие опыта использования медиа технологий (электронной почты, навигация в Интернете, общение онлайн); возможность использования медиаресурсов дома.

· Продвинутый уровень: развиты навыки чтения и письма, опыт самостоятельного использования медиа (видео, телевидение, радио); обширная практика использования разнообразных технических устройств; возможность использовать разнообразные медиаресурсы дома.

Информационная грамотность педагогов и учащихся красной нитью проходит через концепцию новых образовательных стандартов. "Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и другие."

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.

Под термином "информационная грамотность" понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.

Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий.

Таким образом, от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся. Для решения этой задачи возможно применение методов и приёмов проектно-исследовательской деятельности, уже прочно вошедшей в современный учебно-воспитательный процесс. Обладая широкими интеграционными возможностями, проектно-исследовательская деятельность способствует также формированию универсальных учебных действий, определённых новыми образовательными стандартами. "Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности."

Формирование вышеперечисленных умений, связанных с информационной грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса, воспитательных мероприятий и дополнительного образования.

В нашей школе ежегодно проводятся тематические декады по предметам, при организации которых совмещаются роли педагога как учителя, классного руководителя, педагога дополнительного образования. В течение 10 дней идёт подготовка материала по определённой тематике. С материалом по мере его накопления знакомятся все ученики на уроке или вне урока. А завершается такая декада внеклассным мероприятием, или изготовлением некоего продукта, обобщающего всю предыдущую работу. Темы декад соотносятся с календарно-тематическим планированием по предметам или с планом воспитательной работы. В ходе реализации идеи проделывается огромная работа, как со стороны педагога, так и со стороны учеников.

Далее идёт сбор и обработка информации учащимися. Дети учатся пользоваться различными источниками информации, определяя, какой из них более эффективен для того или иного вида информации. Здесь велика доля самостоятельной работы учащихся. Учитель лишь знакомит детей с источниками информации (справочники, энциклопедии, Интернет, собственный опыт и наблюдения) и направляет по нужному пути поиска. Ученики приобретают навыки научной организации труда, формируется умение применять средства информационно-коммуникационных технологий. К работе также подключаются родители.

Собранную и обработанную информацию ученики оформляют в виде доклада, стенгазеты или компьютерной презентации. При оформлении проявляются индивидуальные способности, фантазия, выдумка детей. Формируется умение создавать информационные объекты.

Подготовленное сообщение представляется всему классу. Формируется информационная компетентность учащихся, развиваются навыки публичных выступлений. Дети учатся оценивать и сравнивать информацию, которую выбрали они, с той, которую подготовили их товарищи.

Итогом тематической недели служит мероприятие по созданию общего продукта (проекта) или внеклассное мероприятие воспитательного или познавательного характера. Например, проведение тематической экскурсии, создание сборника сочинений, выставка творческих работ.

Вот один из примеров примеров организации и проведения тематическойдекады в нашей школе в этом году.

Внедрение цифровых технологий осуществляют как бизнес, так и государство и обычные граждане. Именно активность всех трех сегментов обеспечивает фундамент для дальнейшей диджитализации экономики. На ее фоне быстро растет

Фото: Владимир Афанасьев/ТАСС

Стремительное развитие интернет-отрасли требует постоянного притока квалифицированных IT-кадров. В компаниях и организациях, относящихся к интернет-рынкам, работают около 2 млн человек, включая самозанятое население, отмечают в РАЭК. При этом кризис не сильно отразился на отрасли — спрос на специалистов сократился здесь на 15%, в то время как в других секторах российского рынка количество вакансий уменьшилось на 20-40%.

К темпам изменений на рынке интернет-технологий пока не успевает адаптироваться система образования и самообучения. Сегодня IT-специальность можно получить в каждом третьем вузе страны. Однако не решена проблема подготовки и цифровой грамотности рядовых пользователей или специалистов, не имеющих профильного IT-образования. (Цифровая грамотность — набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета; включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции и цифровую безопасность).

Цифровое пользование растет на фоне распространения интернета и бума онлайн-сервисов. При этом темпы роста цифровой грамотности несколько запаздывают. Эту проблему помогут решить государственная поддержка и инвестиции в повышение цифровой грамотности, считают в РОЦИТ.

Интернет-индустрия Рунета — самый активный и развивающийся сегмент экономики страны. За последние несколько лет рынок вышел в лидеры по целому ряду направлений и показателей в Европе: самая большая аудитория, самые крупные компании, самый активный сегмент рекламы, четвертое место по объему инвестиций и пятое по обороту электронной торговли, говорит Леонид Левин, председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель правления РОЦИТ: «Но, в отличие от подавляющего большинства европейских стран, Рунет имеет серьезный запас роста по всем названным позициям и многим другим направлениям инновационной экономики страны. Результаты бизнеса в Рунете напрямую зависят от активности пользователей— именно эти закономерности демонстрирует Индекс цифровой грамотности».

В 2016 году Индекс цифровой грамотности пользователей Рунета составил 5,42 по десятибалльной шкале (по результатам второй волны всероссийского исследования РОЦИТ совместно с ВЦИОМ, НИУ ВШЭ, Acronis и DCA). На первое место по усредненному значению по России вышел субиндекс цифровой безопасности, составивший 5,57 (против 4,86 в 2015 году). Для многих округов этот показатель был болевой точкой. Данные второй волны демонстрируют его активный рост в Северо-Кавказском, Центральном, Приволжском и Уральском округах. Вторым по величине значения стал субиндекс потребления — 5,49. Рост +0,32 за год стимулировался за счет расширения зоны покрытия широкополосного интернета. Население все чаще обращается к интернету как источнику информации. Растет уровень потребления социальных сетей, происходит расширение набора цифровых устройств, которыми пользуются россияне.

Значительный прорыв — с 4,48 до 5,27 совершил субиндекс цифровых компетенций. В частности, заметно развитие компетенции проведения финансовых операций через интернет (+12%) и повышение уровня производства мультимедийного контента (+15%).

Исследователи отмечают неравномерность уровня цифровой грамотности по регионам. Передовым стал в этом году Центральный федеральный округ, сместивший прежнего лидера — Северо-Западный ФО, в котором наблюдается снижение уровня цифровых компетенций. На третьем месте стабильно остается Урал. Быстрее всего уровень цифровых компетенций растет в Поволжье.

В РОЦИТ связывают рост показателей цифровой грамотности по стране в целом с планомерно осуществляемой работой в этом направлении. «Проведена серия уроков для всех возрастных групп населения, выпущен ряд информационно-просветительских материалов, а также заключены соглашения о взаимодействии с администрациями регионов — например, в Дагестане, Воронежской области, Приморском крае, — рассказывает директор РОЦИТ Сергей Гребенников. — В этом году нам удалось популяризовать проблему низкого уровня цифровой грамотности и привлечь к ее решению бизнес и государство. Главным достижением я считаю рост, продемонстрированный субиндексом цифровых компетенций. Его повышение объясняется расширением программ привлечения населения и его обучения».


При реализации проекта «Индекс цифровой грамотности пользователей Рунета» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский союз молодежи».