Социальный статус и социальная роль. Виды социальных ролей. Функции социальных ролей

В психологии и социологии есть немало теорий о личности и её атрибутах. Понятия «социальная роль» и «статус личности» применяются для объяснения поведения человека в обществе, так как они влияют на многие аспекты функционирования индивида. Его самооценка, самосознание, общение, направленность во многом зависят от них.

Понятие личности

С точки зрения социологии, личность – это индивидуум, который во время социализации приобретает специфический набор социально значимых качеств, свойств, знаний, навыков и умений. В результате включения в социальные отношения и связи он становится ответственным субъектом волевой деятельности. По мнению психологов, личность – это интегральная совокупность различных черт биогенного и социогенного происхождения, которая формируется прижизненно и влияет на поведение и деятельность человека. И в том и в другом случае социальная роль и статус личности играют важную роль в формировании и самореализации индивида.

Основой для формирования становятся четыре группы явлений: биологические особенности человеческого организма и его врождённый опыт, результаты обучения, опыт социальной жизни и взаимодействия с другими людьми, результаты самооценки, рефлексии и самосознания. В структуре личности можно выделить группы особенностей, которые влияют на всё поведение человека.

К ним относятся такие психологические черты, как способности, мотивация, волевые качества, социальные установки и стереотипы, характер, направленность, эмоции, темперамент. Также личность включает набор социальных особенностей, таких как социальные статусы и роли, система диспозиций и различные ролевые ожидания, комплекс знаний, ценностей и убеждений, интересы и мировоззрение. Процесс кристаллизации личностных черт часто происходит под влиянием внешней и внутренней среды и протекает уникально, создавая неповторимую целостность.

Понятие социального статуса

Ещё в конце XIX века английский учёный Генри Мен вводит в оборот новое понятие. С тех пор социальный статус много анализировался и исследовался. На сегодняшний день под ним понимают определённое место человека в социальной системе или группе. Оно определяется рядом признаков: материальным и семейным положением, обладанием власти, выполняемыми функциями, образованием, специфическими навыками, национальностью, особыми психологическими характеристиками и многими другими. Так как индивид одновременно входит в состав различных групп, то его статус в них может быть различным.

Он не только обозначает положение человека в обществе, но и наделяет его определёнными правами и обязанностями. Обычно, чем он выше, тем больше набор прав и обязанностей. Нередко в обыденном сознании понятия социальные статусы и роли уравниваются с понятием престижа. Он, безусловно, сопровождает статусность, но не всегда является его обязательным атрибутом. Статус – это категория подвижная. Человек может изменять его с приобретением новых качеств или ролей. Лишь в традиционных общественных системах он мог передаваться по наследству, закрепляться законодательно или в соответствии с религиозными канонами. Сегодня личность в своём развитии может достигать желаемых статусов или терять их при определённых обстоятельствах.

Иерархия статусов

Комплект различных позиций одной личности в обществе принято называть статусным набором. В этой структуре обычно есть доминирующий, основной статус, и комплект дополнительных. Первый определяет главное положение индивида в этой социальной системе. Например, ребёнок или престарелый человек будут иметь основной статус в соответствии с возрастом. Одновременно в некоторых патриархальных обществах пол человека будет главным признаком для определения его положения в системе.

Так как существует деление на главный и неглавные статусы, то исследователи говорят о существовании иерархии социальных позиций личности. Социальные роли и статус являются важнейшим фактором, влияющим на общую удовлетворённость индивида своей жизнью. Оценка происходит по двум направлениям. Есть устойчивые взаимодействия статусов на горизонтальном и вертикальном уровнях.

Первый фактор представляет собой систему взаимодействия между людьми, находящимися на одном уровне социальной иерархии. Вертикальное, соответственно, общение людей, находящихся на разных ступенях. Распределение людей по ступеням социальной лестницы является естественным явлением для общества. Иерархия поддерживает ролевые ожидания личности, обуславливая понимание распределения обязанностей и прав, позволяет человеку быть удовлетворённым своим положением или заставляет его стремиться к смене статуса. Это обеспечивает динамику личности.

Личный и социальный статус

Традиционно по размеру общности, в которой функционирует личность, принято различать личные и собственно социальные статусы. Они функционируют на различных уровнях. Так, социальный статус – это сфера профессиональных и общественных отношений. Здесь важнейшее значение имеют профессиональное положение, образование, политическая позиция, социальная активность. Именно они являются признаками, по которым человек размещается в социальной иерархии.

Социальная роль и статус также функционируют в малых группах. В этом случае исследователи говорят о личном статусе. В семье, небольшом кружке по интересам, кругу друзей, малой рабочей группе человек занимает определённое положение. Но для установления иерархии здесь применяются не профессиональные, а личные, психологические признаки. Лидерские качества, знания, умения, коммуникабельность, душевность и другие черты характера позволяют человеку стать лидером или аутсайдером, получить определённый личный статус. Между этими двумя видами положений в социальной группе есть значительная разница. Они позволяют человеку реализоваться в различных сферах. Так, мелкий клерк, занимающий невысокое положение в рабочем коллективе, может играть значительную роль, например, в обществе нумизматов, благодаря своим знаниям.

Виды социальных статусов

Так как понятие статуса охватывает чрезвычайно обширную область социальной активности личности, то есть существует немало их разновидностей. Давайте выделим основные классификации. В зависимости от доминирования разных признаков выделяют следующие статусы:

  1. Естественный, или социально-демографический. Эти статусы устанавливаются в соответствии с такими признаками, как возраст, родство, пол, раса и состояние здоровья. Примером могут быть положения ребёнка, родителя, мужчины или женщины, европеоида, инвалида. Социальная роль и статус человека в общении отражаются в этом случае наделением личности определёнными правами и обязанностями.
  2. Собственно социальный статус. Он может складываться только в обществе. Обычно выделяют экономические статусы, в зависимости от занимаемой должности, наличия собственности; политические, в соответствии со взглядами и социальной активностью, также признаком выделения статуса является наличие или отсутствие власти; социокультурные, к которым относят по признакам образование, отношение к религии, искусству, науке. Кроме того, существуют правовые, профессиональные, территориальные статусы.

По другой классификации выделяют предписанные, достигаемые и смешанные статусы в соответствии со способом его получения. Предписанные статусы – это те, которые присваиваются по факту рождения. Их человек получает поневоле, ничего для этого не делая.

Достигаемые, напротив, приобретаются в результате усилий, часто значительных. К ним относятся профессиональные, экономические, культурные позиции в обществе. Смешанные – те, которые объединяют два предыдущих вида. Примером таких статусов могут быть различные династии, где по праву рождения ребёнок получает не только положение в обществе, но предрасположенность к достижениям в определённой сфере деятельности. Также выделяют формальные и неформальные статусы. Первые закреплены официально, в каких-либо документах. Например, при вступлении в должность. Вторые присваиваются группой негласно. Ярким примером является лидер в малой группе.

Понятие социальной роли

В психологии и социологии используется термин «социальная роль», под которым понимается ожидаемое поведение, диктуемое социальным положением и другими членами группы. Социальная роль и статус тесно связаны между собой. Статус накладывает обязанности права на личность, а они, в свою очередь, диктуют человеку некий тип поведения. Любой человек должен в силу своей социальности постоянно менять модели поведения, поэтому у каждого индивида есть целый арсенал ролей, которые он играет в разных ситуациях.

Социальная роль определяет социальный статус. В её структуру входит ролевое ожидание, или экспектация, исполнение, или игра. Человек попадает в типичную ситуацию, где участники ждут от него определённой модели поведения. Поэтому он начинает воплощать её в жизнь. Ему нет необходимости задумываться, как себя вести. Модель диктует ему поступки. У каждого человека есть свой ролевой набор, т. е. комплект ролей на разные случаи жизни в соответствии со своими статусами.

Психологические характеристики социальных ролей

Есть мнение, что роль в обществе определяет социальный статус. Однако при этом последовательность обратная. Получая очередной статус, человек нарабатывает варианты поведения. В каждой роли есть две психологические составляющие. Во-первых, это символически-информационная часть, которая является сценарием типичного спектакля. Она представлена нередко в виде инструкций, памяток, принципов. Каждый индивид имеет уникальные черты, которые придают роли своеобразный и субъективный характер. Во-вторых, это императивно-контрольная составляющая, которая является механизмом для запуска игры. Императивный компонент связан также с ценностями и нормами. Он диктует, как необходимо поступать, опираясь на культурные стереотипы и моральные нормы общества.

Социальная роль имеет три психологических параметра, по которым её можно оценивать и классифицировать:

  • Эмоциональность. Разная степень проявления чувственности характерна для каждой роли. Так, руководитель должен быть сдержанным, а мама может быть эмоциональной.
  • Формализация. Роли могут быть формальными и неформальными. Первые описываются определённым сценарием, закреплённым в каком-либо виде. Например, роль учителя частично описана в должностной инструкции, а также зафиксирована в стереотипах и убеждениях общества. Вторые возникают в конкретных ситуациях и нигде не фиксируются, кроме психики исполнителя. Например, роль заводилы в компании.
  • Мотивация. Роли всегда тесно связаны с удовлетворением различных потребностей, у каждой из них есть одна или несколько исходных потребностей.

Виды социальных ролей

Общество бесконечно многообразно, поэтому видов ролей немало. Социальный статус и социальная роль человека взаимосвязаны. Поэтому первые часто дублируют вторые и наоборот. Так, выделяют естественные роли (мамы, ребёнка) и достигаемые (руководителя, лидера), формальные и неформальные. Социальная роль и статус, примеры которых каждый может найти в своей структуре личности, обладают некой сферой влияния. Среди них выделяют статусные роли, которые напрямую связаны с определённым положением в обществе и межличностные роли, что вытекают из ситуации, например, роль любимого, обиженного и т. п.

Функции социальных ролей

Общество постоянно нуждается в механизмах регуляции поведения своих членов. Социальная роль и статус в общении выполняют в первую очередь именно регулятивную функцию. Они помогают быстро найти сценарий взаимодействия, не затрачивая больших ресурсов. Также социальные роли выполняют адаптационную функцию. Когда у человека меняется статус, или он попадает в некую ситуацию, ему нужно быстро найти подходящую модель поведения. Так, социальная роль и статус нации позволяют ему адаптироваться к новому культурному контексту.

Ещё одна функция – самореализации. Исполнение ролей позволяет человеку проявить свои различные качества и достичь желаемых целей. Познавательная функция заключается в возможностях самопознания. Личность, примеряя на себя различные роли, познаёт свой потенциал, находит новые возможности.

Социальная роль и статус: пути взаимодействия

В структуре личности роли и статусы тесно переплетены. Они позволяют человеку решать различные социальные задачи, достигать целей и удовлетворять требования. Социальная роль и статус личности в группе важны для мотивации её к деятельности. Желая повысить статус, человек начинает учиться, трудиться, совершенствоваться.

Группы – это динамичная целостность и всегда есть возможность для перераспределения статусов. Человек используя ассортимент своих ролей, может изменить свой статус. И наоборот: его смена приведёт к изменению ролевого набора. Социальная роль и статус личности в группе кратко могут быть охарактеризованы как движущая сила личности на пути к самореализации и достижению целей.

В гуманитарных науках большое внимание уделяется изучению социальных ролей и социальных статусов. В чем особенности тех и других?

Что представляет собой социальный статус?

Для современного общества характерно постоянное взаимодействие людей. Человек при этом может находиться в разных социальных группах - в своей семье, на работе, на учебе. В каждой из них у него есть определенное положение, предполагающее выполнение им различных задач и функций, а также пользование установленными правами. Данное положение соответствует социальному статусу человека.

Например, если речь идет о такой социальной группе, как трудовой коллектив, то социальный статус человека в нем будет характеризоваться занимаемой им должностью, спецификой прав и обязанностей по контракту, уровнем полномочий, привилегий, зарплаты. Он может быть выше или ниже статусов одних коллег по работе либо равным соответствующей социальной характеристике других сотрудников фирмы.

Люди могут иметь социальный статус и применительно ко всему обществу. В этом случае он будет выражаться в совокупности личностных и профессиональных качеств гражданина, уровня его образования, доходов, известности среди других людей.

Может быть и так, что человек, имеющий высокий социальный статус в одной группе, будет обладать низким в других сообществах. Например, когда гражданин имеет отличную успеваемость в вузе, но в своей спортивной команде, в которой он играет после занятий, выступает на вторых ролях.

Аналогичная особенность характеризует соотношение социальных статусов в разных гражданских обществах. Так, достигнув успеха и соответствующих регалий в своей стране, человек, решивший, условно говоря, эмигрировать, может оказаться в нижней части социальной лестницы в другом государстве.

Социальные статусы классифицируются на предписанные и приобретенные.

Первые являются атрибутом личности человека вне его желания - например, если рядовой сотрудник фирмы назначается на высокую должность по протекции родственника, хотя объективно не заслуживает своего повышения. Коллеги данного сотрудника в этом случае могут не разделить мнения руководства по поводу соответствующего назначения человека.

Приобретенные статусы, наоборот, отражают значительный вклад человека в свой личный и профессиональный рост. Обычно они выше котируются участниками сообщества, с которым человек взаимодействует.

Что представляет собой социальная роль?

Под социальной ролью понимается совокупность поведенческих признаков человека, обусловленных его социальным статусом (но не только) и характерных для сообщества, с представителями которого он взаимодействует. Те люди, с которыми он общается, рассматривают данную социальную роль как адекватную положению человека в соответствующей группе. Более того, эта роль формируется, как правило, под влиянием мнения окружающих людей.

В чем может выражаться выполнение человеком своей социальной роли?

Например, если он - член спортивной команды, то может быть ее капитаном (это будет его социальный статус) - как один из лучших и самых опытных игроков. Данная роль предполагает регулярное проявление человеком своих личных и профессиональных качеств - и это будет уже его социальная роль. При этом назначение игрока капитаном может быть осуществлено по решению всех других членов спортивного коллектива - и они же будут оценивать то, насколько он соответствует полученной роли. Если человек не справится - на его место могут поставить другого атлета.

Выше мы отметили, что не только социальный статус предопределяет появление соответствующей роли. Фактором ее формирования могут быть исключительные личностные и профессиональные качества человека в тех аспектах, что не предполагают возникновения у него социального статуса, но влияют на повышение его авторитета в глазах представителей сообщества.

Например, если в спортивную команду приходит совсем молодой, но крайне обученный и квалифицированный игрок, капитаном сразу же его, скорее всего, не назначат. Но отведут значимую социальную роль - стабильного игрока основного состава, способного регулярно проявлять свои личные и профессиональные качества.

Сравнение

Главное отличие социальной роли от социального статуса в том, что первая характеристика личности человека является ее безусловным, неоспоримым, но неустойчивым атрибутом - требующим со стороны носителя постоянного поддержания правомерности обладания им. В свою очередь, социальный статус, как мы отметили выше, иногда бывает получен человеком и не вполне заслуженно - однако он не должен подвергаться сомнению.

Человек может начать играть социальную роль в силу полученного статуса - и наоборот. Но это не всегда так. Поэтому социальную роль и статус можно рассматривать как тесно связанные между собой признаки, но не всегда взаимозависимые.

Социальную роль человек практически всегда приобретает с учетом мнения участников сообщества, в котором он ведет регулярную деятельность, выполняет какие-либо действия, решает задачи, имеет обязанности и права. Социальный статус человек может получить и без учета мнения своего сообщества - например, если кем-то из сторонних лиц, влияющих на соответствующую группу, будет принято решение о наделении его особыми привилегиями.

Определив, в чем разница между социальной ролью и социальным статусом, зафиксируем выводы в таблице.

Таблица

Социальная роль Социальный статус
Что общего между ними?
Человек может начать играть социальную роль в силу приобретения социального статуса - и наоборот
В чем разница между ними?
Является неоспоримо заслуженным атрибутом личности человека - но требующим от носителя подтверждения правомерности обладания им Может быть случайно приобретенным атрибутом, не требующим подтверждения правомерности обладания им
Бывает, что человек играет социальную роль, не имея соответствующего статуса Человек, обладающий социальным статусом, необязательно может играть значимую социальную роль
Как правило, приобретается с одобрения участников сообщества, с которым взаимодействует человек Может приобретаться без учета мнения участников сообщества, с которым взаимодействует человек

Первая точка зрения изложена в учебном пособии "Основы социологии" А.И.Кравченко (37, С. 65 – 77).

Социальный статус –– это устойчивое положение индивида внутри социальной группы, связанное с определенными правами и обязанностями. Однако надо иметь в виду, что каждый отдельный индивид в каждый данный момент своей жизнедеятельности обладает не одним, а несколькими статусами, т.е. принадлежит к различным общностям и занимает различные положения в социальных группах. В определенном смысле можно сказать, что индивид в обществе –– существо многостатусное. Вместе с тем в этом статусном многообразии выделяется доминирующее положение. Этот статус называется главным, и, как правило, он обусловлен должностью, которую человек занимает в той или иной социальной структуре: директор, профессор, инженер, юрист, рабочий и т.д.

Система статусов, которой характеризуется положение человека в обществе, подвижна и изменчива. Но в ней всегда присутствует некая постоянная составляющая, которую образуют статусы прирожденные или предписанные. Они обусловливают положение индивида в обществе в связи с его социальным происхождением: рабочий, крестьянин, интеллигент и т.п., а также указывают на принадлежность индивида к социальной группе, унаследованной от родителей: пол, национальность, раса… Иногда в литературе выделяются естественные статусы, под которыми понимаются устойчивые объективные характеристики человека, связанные с его происхождением и периодами жизни: детство, юность, зрелость, старость.

В статусной классификации выделяются достигнутые статусы –– это положение в обществе, приобретаемое индивидом благодаря его усилиям и воле, требующим от него определенных знаний, способностей, образования, квалификации. Данную группу иногда называют профессионально-должностной, и именно она является базой для формирования главного статуса личности.

Приведенной классификацией не исчерпывается многообразие статусов, существующих в обществе. Перечисленные являются основными. Кроме них существует еще огромное множество не основных, эпизодических статусов: пешеход, прохожий, пассажир, свидетель, зритель и т.д. Они характеризуют временное положение человека в связи с соответствующей ситуацией, и часто никак не регистрируются, и подчас трудно определяемы. Но они есть, и влияют на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Никогда, ни в какой момент человек не существует вне статусов. Кроме того, за каждым статусом: основным или не основным, стоит определенная социальная группа: реальная или номинальная, соответственно.

Итак, социальный статус –– это позиция, положение индивида или группы, которую они занимают в социальной системе. Каждый статус связан с другими через систему прав и обязанностей. Например: статус "преподаватель" имеет смысл только по отношению к статусу "студент". Он наделен правом преподавать студенту свой предмет, оценивая его знания, аттестовать или нет, –– в зависимости от того, как студент выполняет свою основную функцию –– учиться. Иначе говоря, преподаватель и студент вступают между собой в социальные взаимодействия как представители двух социальных групп, как носители социальных статусов. Таким образом, необходимо уяснить следующее.

  1. Социальные статусы взаимосвязаны, но не взаимодействуют между собой.
  2. Взаимодействуют между собой только субъекты-носители статусов посредством выполнения своих функций.
  3. В социальные отношения вступают не статусы, а индивиды и группы, занимающие соответствующие положения.
  4. Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через субъекты социального взаимодействия и их роли.

Ролевая теория личности занимает в социологии значительное место. Ее основные положения были разработаны и сформулированы американскими социологами Джорджем Гербертом Мидом, Робертом Мертоном, Талкоттом Парсонсом и другими исследователями. Основные положения этой теории описывают А.А.Радугин и К.А.Радугин (53, С. 70 – 78), Ж.Т.Тощенко (63, С. 310 – 328), А.И.Кравченко (37, С. 73 – 77), Э.В.Тадевосяна Социология. Учебное пособие (61, С. 143 – 158) и другая литература.

Обратите внимание на отличие и связь социальных ролей и социальных статусов. Если статус – это положение личности в любой иерархической общественной структуре, выраженной совокупностью прав и обязанностей, то роль – динамичная деятельностная характеристика статуса, т.е. процесс реализации статусных прав и обязанностей. В этой связи социальную роль можно определить как ожидаемое поведение социального субъекта, связанного с его статусом, и типичного для индивидов соответствующего статуса в данном обществе. Один статус обычно предполагает множество ролей. Их совокупность Р.Мертон определил понятием "ролевой набор". Необходимо также иметь в виду, что социальные роли регламентируются соответствующими каждому данному статусу нормами и образцами поведения. Это обстоятельство делает социальные роли предсказуемыми, как правило, соответствующими социальным ожиданиям.

Предписания, положения и ожидания соответствующего поведения называются ролевыми требованиями . Они выражаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг соответствующего социального статуса. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяют следующие элементы.

  1. Описание типа поведения, соответствующего данной роли.
  2. Предписания, т.е. требования или нормы, связанные с данным поведением.
  3. Критерии оценки предписанной роли.
  4. Санкция, т.е. реакция общества или социальной группы на качество и последствия выполнения социальной роли, реализуемая в форме поощрения или наказания.

Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить индивида к определенному типу поведения, и выполняют они важнейшую функцию регулирования социального взаимодействия.

Введение

1. Социальные статусы

1.1 Значение термина «статус»

1.2 Виды статусов

2.1 Понятие социальной роли

2.2 Структура социальной роли

3.2Элементы социального контроля

3.2.3 Виды социальных норм

3.3 Типы и формы социального контроля

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Слово «социология» буквально обозначает «наука об обществе» (социо – общество, логия – наука, знание).

Георг Зиммель считал, что вся действительность уже «поделена» между разными науками, а потому социология представляет собой особый взгляд на явления, которые ей не принадлежат.

Социология изучает людей, социальные явления, социальные процессы, причинные связи между социальными явлениями и людьми, а следовательно, и способы воздействия на общество.

Давно известно, что психические и психофизиологические нарушения нередко выводят человека за пределы социальной жизни и за пределы действия социальных законов: человек просто оказывается неспособным действовать в соответствии с нормами или утрачивает такую способность.

В каком отношении предписываемые или желательные действия находятся в отношении к личности? На этот вопрос можно ответить, если остановиться на понятиях социального статуса и социальной роли.


1. Социальные статусы.

1.1 Значение термина «статус»

Социальный статус – то место в общественной системе, которое занимает конкретный человек; это совокупность ролей, которые вынужден выполнять человек, занимая определённое положение в обществе.

Существует два основных значения термина «статус»:

1. Социальный статус может рассматриваться как своего рода кирпичик, то есть важный элемент любой социальной системы, поскольку последняя обязательно является совокупностью статусов, находящихся в определённых соотношениях друг с другом. Такое понимание статуса было предложено Р. Линтоном.

2. Понятие «статуса» может связываться с представлениями об авторитете, чести и престиже. В этом случае оно может лежать в основе стратификации общества (расслоение внутри общества), основанной на понятии класса. Такое использование данного понятия было предложено М. Вебером.

Обычно у человека несколько статусов, однако существует только один, который действительно определяет положение человека в обществе; как правило, это профессия человека, а точнее, занимаемая им должность (например, учитель, профессор, банкир, курьер). Такой статус называется интегральным.

1.2 Виды статусов

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввел в науку американский социолог Роберт Мертон).

В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании или знатоком значит занимать определенное место в структуре (или системе) межличностных отношений (но не социальных).

Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы.

Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. Негр - прирожденный статус в том смысле, что изменить цвет кожи и связанные с ним физиологические особенности организма невозможно.

Однако негр в США, ЮАР и на Кубе - разные социальные статусы. На Кубе негр - представитель коренного населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В ЮАР, как и на Кубе, негры представляют большинство населения, но в период апартеида они подвергались политической и социальной дискриминации. В США негры составляют меньшинство населения, но правовая ситуация в известный исторический период напоминала ситуацию в ЮАР.

Таким образом, негр - не только прирожденный (заданный природой), но и приписываемый статус. К приписываемым и прирожденным статусам относятся: "член королевской семьи", "потомок дворянского рода" и т.д. Они прирожденны потому, что королевскими и дворянскими привилегиями ребенок наделяется по наследству, как кровный родственник. Однако ликвидация монархического строя, уничтожение дворянских привилегий свидетельствуют об относительности подобных статусов. Прирожденный статус должен получить подкрепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирожденным и приписываемым одновременно.

Поясняющий пример

Приписываемый статус у шамана. Им не становятся, а рождаются. Надо обладать особой предрасположенностью к заклинанию болезней и злых духов.

Раньше некоторые должности могли занимать только мужчины, например, полицейский, солдат, генерал. Это приписываемые статусы. Но когда и женщинам разрешили служить в полиции и армии, статус стал достигаемым. Папа Римский - только мужская должность.

Система родства дает целый набор прирожденных и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т.д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники называются родственниками-в-законе. Теща - это мать-в-законе, тесть - отец-в-законе. Это приписываемые, но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку. Таковы статусы пасынка и падчерицы, получаемые через усыновление.

В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается и результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, банкира, студента, профессора, православного, члена консервативной партии.

Статусы мужа, жены, крестного отца и матери - достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого. Допустим, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате массового сокращения производства, экономического кризиса.

Итак, обобщим сказанное: статус - позиция индивида в группе или обществе. Поэтому существуют личные и социальные статусы. Кроме них есть главный (с чем вы себя отождествляете), приписываемый (задан неподконтрольными вам обстоятельствами), достигаемый (по свободному выбору) и смешанный.


2. Социальные роли и их структура

2.1 Понятие социальной роли

Социальная роль – это способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружения, и зависит от социального статуса человека; это модель поведения, в соответствии с которой человек должен действовать в определённых ситуациях. Роль может быть рассмотрена также и как совокупность требований (норм), которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему ту или иную социальную позицию.

Роль не может существовать вне социального института (так как социальный институт – это и есть совокупность ролей и статусов),а следовательно, предполагает соотношение с другими ролями. Так, например, роль «отца» не может существовать вне её отношения к роли «ребёнка», поскольку именно по отношению к ребёнку она главным образом и реализуется (отец является воспитателем и кормильцем по отношению к ребёнку).

Социальные роли усваиваются в процессе социализации (процесс формирования личности). Сначала наблюдая за окружающими, а затем, подражая им, ребёнок учится действовать так, как принято в данном обществе или той группе, к которой он принадлежит. По мере взросления количество ролей, которые известны человеку, увеличивается.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль - это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:

Из ролевого ожидания (экспектации) и

Исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть:

Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены)

Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их)

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

2.2 Структура социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.

2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.


3. Социальный контроль. Социальные нормы

3.1 Понятие социального контроля

Социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом -семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем.

Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое важное в этом старом - нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность общества. Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

3.2 Элементы социального контроля

3.2.1 Понятие социальной санкции

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные санкции - разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, то есть за девиантность. Выделяют четыре типа санкций:

позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают четыре типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.

| |Позитивные |Негативные |

|Формальные |Ф + |Ф - |

|Неформальные |Н + |Н - |

Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительство, учреждения): правительственные награды, ученые степени, вручение почетных грамот и так далее.

Неформальные позитивные санкции - публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, улыбка и так далее.

Формальные негативные санкции - наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества.

Неформальные негативные санкции - наказания не предусмотренные официальными инстанциями, инструкциями: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, пренебрежение и так далее.

3.2.2 Понятие социальной нормы

Слово «норма» происходит от латинского «Norma», что означает правило, образец, стандарт. На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определенные правила. Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе и т.д. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы.

Первую группу составляют правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм, т.е. таких правил, выполнение которых помогает человеку безвредно использовать в своей деятельности достижения техники, работать с естественными (природными) и искусственными объектами. Примерами технических норм могут служить правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья и т. п.

Ко второй группе правил относятся нормы, регулирующие общественные отношения. Их называют социальными нормами. Под социальными нормами понимаются общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты модели поведения человека в обществе. Они разнообразны. Одни из них воплощают собой интересы отдельных социальных групп, другие носят всеобщий характер, выражают ценностные ориентации, свойственные всем людям, и оказывают влияние на жизнь общества.

Система социальных норм отражает экономическое, социальное, политическое и духовное развитие. В ней находят отражение: образ жизни, исторические особенности народа, его менталитет (ценности), характер существующей в стране государственной власти.

3.3 Виды социальных норм

Существует различные классификации социальных норм. Среди наиболее важных для жизни общества выделяют нормы обычаев, нормы морали, нормы этикета, корпоративные, религиозные и правовые нормы.

Нормы обычаев Нормы морали Нормы этикета


Корпоративные нормы Религиозные нормы Правовые нормы

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Первые обычаи начали складываться еще в эпоху родового строя. Их формирование чаще всего было обусловлено конкретной потребностью людей. Например, появление обычая кровной мести было вызвано необходимостью мстить за вред, нанесенный роду. Обычаи регулировали наиболее устойчивые общественные отношения, складывавшиеся на протяжении длительного периода времени, в течении жизни нескольких десятков поколений. В процессе исторического развития общества одни обычаи отмирали, другие рождались.

На ранних этапах развития человеческого общества особая роль в регулировании отношений между людьми принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы. Ритуалом называется правило поведения, в котором самым главным является строго заданная заранее форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно – главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям. Особую группу ритуальных действий составляют обряды. Обряд – это правило поведения, заключающееся в выполнении некоторых символических действий. В отличии от совершения ритуала исполнение обряда имеет определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывает влияние на психику человека.

Обычаи нравственного характера называют нравами. В этих обычаях, как правило, выражается психология определенных социальных групп. В нравах чаще всего отражаются пережитки прошлого в области морали. Прогрессивное общество, используя культурные, правовые, организационные и иные меры, ведет борьбу с неприемлемыми, устаревшими нравами.

Разновидностью обычаев также являются традиции (лат. traditio – передача; предание) – элементы социального и культурного наследия человечества, передающиеся от поколения к поколения и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к истории своего народа.

Нормами морали (лат.moralis – нравственный) называют правила поведения, являющиеся производным от представлений людей о добре и зле, о справедливости, о хорошем и плохом. Моральные нормы предписывают людям вести себя в соответствии этими представлениями, они формируются и воспроизводятся в рамках человеческого общежития практически ежедневно. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в человеке способности относительно самостоятельно вырабатывать и оценивать свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением в основном осуществляется посредством духовного воздействия: через чувство долга, через оценку и самооценку поступков человека. Санкции за нарушение моральных норм состоят в укоре совести и переживание нарушителем чувства вины за содеянное. Однако за нарушение общепризнанных моральных норм возможно и осуждение человека со стороны общества.

Нормы этикета (фр. Etiquette) представляют собой правила поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Как правило, нормы этикета призваны показать другому человеку благожелательное, располагающее к нему отношение. Различают речевой этикет, этикет письма, повседневный этикет, деловой этикет, гостевой этикет, воинский этикет и т. д. В современном международном сообществе большую регулятивную роль играют нормы дипломатического этикета, представляющие собой правила поведения в международных отношениях, неукоснительное соблюдение которых подчеркивает уважение к другой стране. Например, строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение правил обязательности ответа на письмо, ноту или поздравление, необходимость присутствия в официальной переписке вступительного (в начале) и заключительного (в конце) комплимента и т. п.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Корпоративные нормы представляют собой особую разновидность социальных норм, призванных регулировать отношения, складывающиеся в общественных организациях, предпринимательских союзах, ассоциациях. Эти нормы прежде всего в уставах соответствующих организаций. Например, деятельность Московского политехникума регулируется его Уставом. Большая часть корпоративных норм – это правила организационного характера. Они закрепляют порядок их формирования, построения, функционирования общественных организаций, а также права, обязанности ответственность членов этих организаций. Исполнение корпоративных норм обеспечивается самими организациями: их нарушение влечет за собой организационное наказание – исключение из организации, общественное порицание и т. д.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах (Библии, Коране и т. д.) либо установленные церковью. В средневековых и теократических государствах религиозные нормы играли ведущую роль в регулировании общественных отношений, тесно переплетаясь с обычаями, морально и правом. В современных светских государствах религиозные нормы регулирует частную жизнь и внутренний мир верующего человека.

Правовые нормы – это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силом государства.

Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм. С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения – экономические, политические, социально-культурные и др. Совокупность существующих в государстве правовых норм называется правом.

3.4 Типы и формы социального контроля

Выделяется два типа социального контроля:

Внутренний контроль или самоконтроль;

Внешний контроль - совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм.

В процессе самоконтроля человек самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Проявляется данный тип контроля в чувстве вины, совести. Дело в том, что общепринятые норы, рациональные предписания остаются в сфере сознания (помните, у З. Фрейда "Сверх-Я"), ниже которого расположена сфера бессознательного, состоящего из стихийных импульсов ("Оно" у З. Фрейда). В процессе социализации человеку приходится постоянно бороться со своим подсознанием, потому что самоконтроль является важнейшим условием коллективного поведения людей. Чем старше человек, тем по идее, у него должен быть сильнее самоконтроль. Однако его становлению может помешать жестокий внешний контроль.

Чем плотнее опекает своих граждан государство через милицию, суд, органы безопасности, армию и т. п., тем слабее самоконтроль. Но чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Таким образом, возникает порочный круг, ведущий к деградации индивидов как социальных существ. Пример: Россию захлестнул вал тяжких преступлений против личности, в том числе убийств. До 90% убийств, совершаемых только в Приморском крае, являются бытовыми, т. е. совершаются в результате пьяных ссор на семейных празднествах, приятельских встречах и т. п. По мнению практиков, подспудной причиной трагедий является мощный контроль со стороны государства, общественных организаций, партий, церкви, крестьянской общины, очень жестко опекавших россиян практически все время существования российского общества - со времен Московского княжества и до конца СССР. Во время перестройки внешнее давление начало ослабевать, а возможностей внутреннего контроля оказалось недостаточно для поддержания стабильных социальных отношений. В итоге мы наблюдаем рост коррупции в правящем классе, нарушений конституционных прав и свобод личности. А население отвечает власти возрастанием преступности, наркомании, алкоголизма, проституции.

Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях.

Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения, которое выражается через традиции, обычаи, либо средства массовой информации. Агенты неформального контроля - семья, род, религия - важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.

Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах - законах, указах, инструкциях, постановлениях.

Осуществляют его образование, государство, партии, средства массовой информации.

Методы внешнего контроля в зависимости от применяемых санкций делятся на жесткие, мягкие, прямые, косвенные. Пример:

Телевидение относится к инструментам мягкого косвенного контроля;

Рэкет - инструмент прямого жесткого контроля;

Уголовный кодекс - прямой мягкий контроль;

Экономические санкции международного сообщества - косвенный жесткий метод.


Заключение

Функции, статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становится носителем его культуры.

Социальные статусы и роли как средства описания взаимосвязи личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые» научно-логические механизмы подключения личности к сложным социальным образованиям, и в этом немалая заслуга социологической статусно-ролевой теории.


Список используемой литературы:

1. Общая социология: учеб. пособие /ВолгГТУ.- Волгоград: Политехник, 2007.

2. Козлова, О.Н. Личность – граница и безграничность социального. Учебник. - М. : Омега-Л, 2006.

3. Общая социология: Учебное пособие/ Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2002.

4. Парсонс, Т.О социальных системах- М., 2002.

5. Эфендиева А.Г. Общая социология: учеб. пособие - М.: Инфра-М, 2002.

6. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов и вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2002.

7. Кравченко А.И. Социология. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001.

1. Запиши определение понятия.

Социальный статус- положение человека в обществе или группе, наделяющее его определёнными правами и обязанностями.

Заполни пропуски в схеме.


2. Проанализируй любой социальный статус: выяви статусные права и обязанности.

Военнослужащий

ОБЯЗАННОСТИ:
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. (конституция РФ ст.59)
3. Всем военнослужащим вменяется в обязанность беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников.

ПРАВА:
Это те права, которыми военнослужащие пользуются как граждане Российской Федерации. Они обеспечивают воинам возможность удовлетворять свои материальные и духовные потребности.
Воины имеют право на обеспечение бесплатным питанием и вещевым имуществом. Военнослужащим, проходящим службу по призыву, предоставляется ежедневно не менее восьми часов для сна и двух часов личного времени. За время службы солдатам предоставляется основной отпуск продолжительностью 15 суток (сержантам 20 суток). Все военнослужащие бесплатно пользуются услугами библиотек и читальных залов, просматривают кино- и видеофильмы и т. п.
Пример социального статуса: гражданин.
Права: жизнь, свободу, образование, труд, отдых, судебную защиту, достоинство, свобода слова, имущество и т. д.
Обязанности: соблюдение Конституции и других законов, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу и окружающую среду, нести военную службу.


3. Как связаны социальный статус и социальная роль?

Статус и социальная роль так или иначе показывают положение человека в обществе, его модель поведения. Социальный статус зависит от роли: роль должна соответствовать статусу.


4. Общество, социальные группы воздействуют на личность с целью приведения её действий в соответствие с социальными нормами. Совокупность способов такого воздействия называется социальным контролем. Каждый из нас является объектом социального контроля. Представь в виде схемы социальные группы, организации, личностей, которые осуществляют социальный контроль по отношению к тебе.


5. Запиши определение понятия.

Санкция- элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило.

6. Прочитай текст и выполни задания.

Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 г., количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,02 млр человек (в 1995г.) до 1,15 млр человек (в 2005 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 18% населения мира; 85% молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 млн. вынуждены существовать на средства, не превышающие 1 доллара США в день, а 515 млн вынуждены довольствоваться менее чем 2 долларами США в день. В настоящее время 10 млн. молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 млн детей не посещают школу - цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира.
Согласно статистическим данным Евростата по состоянию на июнь 2005 г., уровень молодёжной безработицы в Австрии составил приблизительно 10%. С ещё более высокими показателями молодёжной безработицы столкнулись Венгрия (16 %), Словакия (25 %) и Словения (13 %). Молодые люди ощущают на себе всё возрастающее давление, заставляющее их вступать в конкурентную борьбу на глобализирующемся рынке труда. Однако, как подчёркивается на страницах Всемирного доклада о положении молодёжи, именно молодые люди проявляют наибольшую гибкость и, судя по всему, обладают наибольшими способностями, позволяющими им адаптироваться и воспользоваться новыми возможностями, которые предоставляет в наше распоряжение процесс глобализации.

1) Где проживает большинство молодёжи мира? Объясни данный факт.

85 % молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 млн вынуждены существовать на средства, не превышающие 1 доллара США в день, а 515 млн вынуждены довольствоваться менее чем 2 долларами США в день. Молодежь развивающихся стран составляет наиболее быстро растущий сегмент населения мира. Более половины из пяти миллиардов человек, проживающих в развивающихся странах, является молодыми людьми в возрасте до 25 лет. В данном контексте молодежь - это не только будущее, но и настоящее. 2,8 миллиарда человек из 6-миллиардного населения мира моложе 25 лет, а 1,5 миллиарда человек - моложе 15 лет. В развивающихся странах проживает 85 процентов молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет.
Мне кажется, что в связи с тем, что в развивающихся странах у них будет больше возможностей, они смогут большего достичь. В развивающихся странах выше уровень жизни, больше шансов найти работу, хорошие условия для молодежи.

2) Какие основные проблемы современной молодёжи приведены в тексте?

85 % молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 млн вынуждены существовать на средства, не превышающие 1 доллара США в день, а 515 млн вынуждены довольствоваться менее чем 2 долларами США в день. В настоящее время 10 млн молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 млн детей не посещают школу — цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира.

3) Почему молодёжь — одна из наиболее уязвимых групп на рынке труда?

Потому что у молодежи нет достаточного профессионального опыта, и из-за этого они менее конкурентоспособны на рынке труда. Также молодежи не хватает практических навыков.
Молодёжь легко переманить то туда, то сюда, так как молодые люди только начинают свой путь в этом мире и пока не знают о всех тонкостях и своих возможностях, которые их возможно поджидает. Молодёжь очень уязвима, причиной этого является их возраст и недостаточный жизненный опыт.

4) Какими преимуществами обладает молодёжь как социальная группа в условиях глобализации?

Молодёжь как чистый, неисписанный лист, легче перенимают культуру, нравы и обычаи других государств. Они обладают высокой социальной мобильностью. Ускорение темпов глобализации общества обусловливает возрастание роли молодёжи в общественной жизни.
Включаясь в социальные отношения, молодёжь видоизменяет их под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама.

5) Приведи несколько примеров «новых возможностей, которые предоставляет в наше распоряжение процесс глобализации».

1) Стимулирующее влияние на экономику:
- появление возможностей создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдётся дешевле;
- возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;
- снижение издержек производства;
- появление возможностей для дальнейшего развития производства;
- рост прибыли;
- концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;
- плодами НТР (научно-технической революции) могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования.
2) Сближение государств;
3) Стимулирование учёта интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике;
4) Возникновение социокультурного единства человечества.

7. В нашей стране до сих пор неоднозначно воспринимается ситуация выбора женщины между семьёй и карьерой. Ознакомься с данными социологического опроса, выполни задания и ответь на вопросы. К совершеннолетним гражданам обращалась с вопросом: «Как в жизни современной женщины должны сочетаться дом и работа?»

1) Какой ответ является наиболее популярным? Почему?

Идеальным вариантом для женщины является сочетание работы и семьи вплоть до рождения ребёнка; при наличии маленького ребёнка — только дом, позже — вновь сочетание карьеры с домашними заботами.
Потому что, во-первых, женщина реализует себя после рождения ребёнка как работник, но в то же время как мать. После того как ребёнок подрастёт он будет учится делать многие вещи самостоятельно, что тоже хорошо для воспитания. И в итоге мы получим самостоятельную и независимую мать.

2) Сколько опрошенных считают, что с определённого момента женщина должна посвятить себя только семье? Предположи, почему это мнение является весьма распространённым среди опрошенных.

20% считают, что женщина должна посвятить свою жизнь семье. Они считают, что ребёнок всегда должен находится под контролем взрослого, который должен сопровождать его во всём. Мнение распространено так широко, потому что у всех матерей родительский инстинкт, который говорит им что ребёнок может легко покалечится или попросту не справится без матери.

3) Какой ответ дал бы ты, если бы принимал участие в данном опросе? Объясни своё мнение.

Я бы ответил, как 35% опрошенных ведь это золотая середина, которая даёт больше возможностей чем любой другой вариант.