Смотреть что такое "Информация" в других словарях. Понятие информации. Информация в человеческом обществе

Действия, выполняемые с информацией, называются информационными процессами .

Информационные процессы - процессы передачи, накопления и переработки информации в общении людей, в живых организмах, технических устройствах и жизни общества. Информация передается в виде сообщений, определяющих форму и представление передаваемой информации. Примерами сообщений являются музыкальное произведение; телепередача; команды регулировщика на перекрестке; текст, распечатанный на принтере; данные, полученные в результате работы составленной вами программы, и т.д.

Информационные процессы можно разложить на составляющие:

1. Сбор и хранение.

2. Получение и передачу.

3. Обработку.

5. Использование информации.

Передача информации всегда двусторонний процесс: есть источник и есть приемник информации. Источник передает (отправляет) информацию, а приемник ее получает (воспринимает). Читая книгу или слушая учителя, ученик является приемником информации. Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-либо среды – канала связи. Передача может происходить непосредственно при разговоре между людьми, через переписку, с помощью технических средств связи.

Получение – восприятие различных свойств объектов, явлений и процессов. Процесс обработки информации связан с получением новой или изменением формы или структуры данной информации; осуществлением поиска информации на внешних носителях.

Носитель информации – среда для записи и хранения информации.

Поиск – извлечение хранимой информации.

Методы поиска:

1. Непосредственное наблюдение.

2. Общение со специалистами по интересующему вопросу.

3. Чтение соответствующей литературы.

4. Просмотр видео, телепрограмм.

5. Прослушивание радиопередач и аудиокассет.

6. Работа в архивах и библиотеках.

Обработка информации – преобразование информации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам.

Человеку почти непрерывно приходится заниматься обработкой информации. Вот несколько вариантов обработки :

1. Получение новой информации из данной путем математических вычислений или логических рассуждений (например, решение математической задачи, раскрытие следователем по собранным уликам).

2. Изменение формы представления информации +без изменения ее содержания (например, перевод текста с одного языка на другой, шифровка (кодирование) текста).

3. Упорядочение (сортировка) информации (например, упорядочение списков класса в алфавитном прядке по фамилиям учеников, упорядочение расписания поездов по времени отправления).


4. Поиск нужной информации в некотором информационном массиве (например, поиск номера телефона в телефонной книге, поиск перевода иностранного слова в словаре, поиск сведений о рейсе самолета в расписаний аэропорта).

5. Замена одной буквы на другую в тексте; замена нулей на единицу, а единиц на нули в последовательности битов; сложение двух чисел, когда из информации, представляющей слагаемые, получается результат – сумма.

Слова «обработка информации», таким образом, вовсе не подразумевает восприятие информации или ее осмысление. ЭВМ-всего лишь машина и способна только к технической, машинной обработке информации. Конечно, технические преобразования информации обычно производятся с целью достижения некоторого осмысленного эффекта. Обработка информации на ЭВМ обычно состоит в выполнении огромного количества такого рода элементарных, технических операции.

Хранение - способ распространения информации в пространстве и времени. Человек хранит информацию в собственной памяти (внутренняя, оперативная информация) и на внешних носителях: бумаге, магнитной ленте (внешняя информация). Наша внутренняя память не всегда надежна. Человек нередко что–то забывает. Информация на внешних носителях хранится дольше, надежнее. Именно с помощью внешних носителей люди передают свои знания из поколения в поколение.

18. ПРОТОКОЛ HTTP. WWW-ТЕХНОЛОГИЯ. ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ. HTML-ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕГИ.

ПРОТОКОЛ HTTP (HyperText Transfer Protocol - «протокол передачи гипертекста») - протокол прикладного уровня передачи данных в первую очередь в виде текстовых сообщений. Основой HTTP является технология «клиент-сервер», то есть предполагается существование потребителей (клиентов), которые инициируют соединение и посылают запрос, и поставщиков (серверов), которые ожидают соединения для получения запроса, производят необходимые действия и возвращают обратно сообщение с результатом.

HTTP в настоящее время повсеместно используется во Всемирной паутине для получения информации с веб-сайтов. В 2006 году в Северной Америке доля HTTP-трафика превысила долю P2P-сетей и составила 46%, из которых почти половина - это передача потокового видео и звука.

Основным объектом манипуляции в HTTP является ресурс, на который указывает URI (англ. Uniform Resource Identifier) в запросе клиента. Обычно такими ресурсами являются хранящиеся на сервере файлы, но ими могут быть логические объекты или что-то абстрактное. Особенностью протокола HTTP является возможность указать в запросе и ответе способ представления одного и того же ресурса по различным параметрам: формату, кодировке, языку и т.д. Именно благодаря возможности указания способа кодирования сообщения клиент и сервер могут обмениваться двоичными данными, хотя данный протокол является текстовым.

Структура протокола

HTTP - протокол прикладного уровня, аналогичными ему является FTP и SMTP. Обмен сообщениями идёт по обыкновенной схеме «запрос-ответ». Для идентификации ресурсов HTTP использует глобальные URI. В отличие от многих других протоколов, HTTP не сохраняет своего состояния. Это означает отсутствие сохранения промежуточного состояния между парами «запрос-ответ». Компоненты, использующие HTTP, могут самостоятельно осуществлять сохранение информации о состоянии, связанной с последними запросами и ответами. Браузер, посылающий запросы, может отслеживать задержки ответов. Сервер может хранить IP-адреса и заголовки запросов последних клиентов.

Каждое HTTP-сообщение состоит из трёх частей, которые передаются в указанном порядке:

1.Стартовая строка (англ. Starting line) - определяет тип сообщения;

2.Заголовки (англ. Headers) - характеризуют тело сообщения, параметры передачи и прочие сведения;

3.Тело сообщения (англ. Message Body) - непосредственно данные сообщения.

Заголовки и тело сообщения могут отсутствовать, но стартовая строка является обязательным элементом, так как указывает на тип запроса/ответа. Исключением является версия 0.9 протокола, у которой сообщение запроса содержит только стартовую строку, а сообщения ответа только тело сообщения.

WWW (World Wide Web) - служба прямого доступа, требующая полноценного подключения к Интернету и позволяющая интерактивно взаимодействовать с представленной на web-сайтах информацией. Это самая современная и удобная служба Интернета. Она основывается на принципе гипертекста и способна представлять информацию, используя все возможные мультимедийные ресурсы: видео, аудио, графику, текст и т. д. Взаимодействие осуществляется по принципу клиент-сервер с использованием протокола передачи гипертекста (Hyper Text Transfer Protocol, HTTP). С помощью протокола HTTP служба WWW позволяет обмениваться документами в формате языка разметки гипертекста - HTML (Hyper Text Markup Language), который обеспечивает надлежащее отображение содержимого документов в браузерах пользователей. Принцип гипертекста , лежащий в основе WWW, состоит в том, что каждый элемент HTML-документа может являться ссылкой на другой документ или его часть, при этом документ может ссылаться как на документы на этом же сервере, так и на других серверах Интернета. Ссылки WWW могут указывать не только на документы, свойственные службе WWW, но и на прочие службы и информационные ресурсы Интернета. Более того, большинство программ-клиентов WWW - браузеров (browsers), обозревателей, или навигаторов, не просто понимают такие ссылки, но и являются программами-клиентами соответствующих служб: FTP, сетевых новостей Usenet, электронной почты и т. д. Таким образом, программные средства WWW являются универсальными для различных служб Интернета, а сама информационная система WWW выполняет по отношению к ним интегрирующую функцию.

Необходимо подчеркнуть, что Интернет и WWW это не тождественные понятия. Узкое определение Интернета представляет его как взаимосвязь компьютерных сетей на базе семейства протоколов TCP/IP, в пространстве которой становится возможным функционирование протоколов более высокого уровня, в том числе протокола передачи гипертекста (HTTP) - протокола World Wide Web, гипертекстового сервиса доступа к удаленной информации. Кроме World Wide Web, на этом уровне (он называется прикладным или уровнем приложений) действуют и другие протоколы, например электронной почты (РОРЗ, SMTP, IMAP), общения в режиме реального времени (IRC) и групп новостей (NNTP). Язык наращиваемой разметки (XML) Язык наращиваемой разметки XML (Extensible Markup Language) предоставляет формат для описания структурированных данных. Это позволяет более точно объявлять содержимое и получать более значимые результаты поиска на нескольких платформах. Кроме того, XML делает возможным создание нового поколения веб-приложений для просмотра данных и управления ими.

Сам по себе стандарт XML является очень обобщенным форматом данных, он создан консорциумом, состоящим из многих компаний. В него вошло очень много различных концепций и идей, подчас довольно далеких друг от друга. Это направленность одновременно и на размеченный текст (на чем основан XHTML), и на хранение структурированных данных (где наличие и атрибутов, и вложенных тегов является избыточным; пустые текстовые поля и концы строк также лишь усложняют жизнь разработчикам программ). Стандарт XML-схемы постигла та же участь – одну и ту же схему можно писать разными способами: например, тип элемента можно указывать через механизм типов или с помощью ссылки на другой элемент.


19. ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ WAN – НАЗНАЧЕНИЕ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ WAN. ОБОРУДОВАНИЕ WAN-СЕТЕЙ. ТОПОЛОГИИ СЕТЕЙ.

Глобальные сети WAN

Глобальная сеть (wide area network, WAN) охватывает значительную географическую область, часто целую страну или даже континент. Она объединяет маши­ны, предназначенные для выполнения программ пользователя (то есть приложе­ний). Мы будем следовать традиционной терминологии и называть эти машины хостами. Хосты соединяются коммуникационными подсетями, называемыми для краткости просто подсетями. Хосты обычно являются собственностью клиентов (то есть просто клиентскими компьютерами), в то время как коммуникационной подсетью чаще всего владеет и управляет телефонная компания или поставщик услуг Интернета. Задачей подсети является передача сообщении от хоста хосту, подобно тому как телефонная система переносит слова от говорящего слушаю­щему. Таким образом, коммуникативный аспект сети (подсеть) отделен от при­кладного аспекта (хостов), что значительно упрощает структуру сети.

В большинстве глобальных сетей подсеть состоит из двух раздельных компонен­тов: линий связи и переключающих элементов. Линии связи, также называемые каналами или магистралями, переносят данные от машины к машине. Переклю­чающие элементы являются специализированными компьютерами, используемы­ми для соединения трех или более линий связи. Когда данные появляются на входной линии, переключающий элемент должен выбрать выходную линию - дальнейший маршрут этих данных. В прошлом для названия этих компьютеров не было стандартной терминологии. Сейчас их называют маршрутизаторами (router).

Следует также сделать замечание по поводу термина «подсеть» (subnet). Из­начально его единственным значением являлся набор маршрутизаторов и линий связи, используемый для передачи пакета от одного хоста к другому. Однако спустя несколько лет этот термин приобрел второй смысл, связанный с адресацией в се­ти. Таким образом, имеется некая двусмыслен­ность, связанная с термином «подсеть».

Большинство глобальных сетей содержат большое количество кабелей или телефонных линий, соединяющих пару маршрутизаторов. Если какие-либо два маршрутизатора не связаны линией связи напрямую, то они должны общаться при помощи других маршрутизаторов. Когда пакет посылается от одного мар­шрутизатора другому через несколько промежуточных маршрутизаторов, он по­лучается каждым промежуточным маршрутизатором целиком, хранится на нем, пока требуемая линия связи не освободится, а затем пересылается дальше. Под­сеть, работающая но такому принципу, называется подсетью с промежуточным хранением (store-and-forward) или подсетью с коммутацией пакетов (packet-switched). Почти у всех глобальных сетей (кроме использующих спутники свя­зи) есть подсети с промежуточным хранением. Небольшие пакеты фиксирован­ного размера часто называют ячейками (cell).

20. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ. ПОКОЛЕНИЯ ЭВМ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АРХИТЕКТУР ЭВМ И ПК.

Развитие компьютерной архитектуры

В период развития компьютерных технологий были разработаны сотни разных компьютеров. Многие из них давно забыты, но некоторые сильно повлияли на со­временные идеи. В этом разделе мы дадим краткий обзор некоторых ключевых исторических моментов, чтобы лучше понять, каким образом разработчики дошли до создания современных компьютеров. Мы рассмотрим только основные моменты развития, оставив многие подробности за скобками.

Поколения ЭВМ

1. Поколение: 1951-1954 электронные-лампы (база процессора) , база ОЗУ – электронно-лучевые трубки, язык программирования – машинный код, средство связи пользователя с ЭВМ – пульт управления и перфокарты, ОЗУ -100 байт.

Первым человеком, создавшим счетную машину, был французский ученый Блез Паскаль (1623-1662),

2. Поколение: 1958-1960 транзисторы (полупроводниковые элементы) , база ОЗУ – ферритовые сердечники, язык программирования – + ассемблер, средство связи пользователя с ЭВМ – перфокарты и перфоленты, ОЗУ -1000байт

3. Поколение: 1965-1966 – интегральные схемы , база ОЗУ – ферритовые сердечники, язык программирования – процедурные языки высокого уровня, средство связи пользователя с ЭВМ – алфавитно-цифровой терминал, ОЗУ -10000 байт.

4. Поколение:

a. 1976-1979 – большие интегральные схемы, база ОЗУ – БИС, язык программирования – +новые процедурные языки высокого уровня, средство связи пользователя с ЭВМ – графический дисплей, клавиатура, ОЗУ -100000 байт.

b. с 1985 – сверхбольшие интегральные схемы, база ОЗУ – СБИС, язык программирования – +непроцедурные языки высокого уровня, средство связи пользователя с ЭВМ –цветной графический дисплей, клавиатура, мышь.ОЗУ -10000000 байт. Многопроцессорность.

5. До сих пор пятого поколения компьютеров не разработона, но известны предполагаемые характеристики: оптоэлектроника, +криоэлектроника, СБИС, 1000000000000 байт, новые непроцедлурные, + устройства голосовой связи.

Архитектура ЭВМ – наиболее общие принципы построения вычислительных систем, реализующие программное управление работой и взаимодействие основных функциональных узлов.

CISC и RISC-архитектура.:

Разработчи­ки пытались уменьшить пропасть между тем, что компьютеры способны делать, и тем, что требуют языки высокого уровня. Едва ли кто-нибудь тогда думал о раз­работке более простых машин, так же как сейчас мало кто занимается разработкой менее мощных операционных систем, сетей, редакторов и т.д. (к несчастью).

В компании IBM группа разработчиков во главе с Джоном Коком противосто­яла этой тенденции: они попытались воплотить идеи Сеймура Крея, создав экспе­риментальный высокоэффективный мини-компьютер 801. Хотя IBM не занима­лась сбытом этой машины, а результаты эксперимента были опубликованы только через несколько лет, весть быстро разнеслась по свету, и другие производители тоже занялись разработкой подобных архитектур.

В 1980 году группа разработчиков в университете Беркли во главе с Дэвидом Паттерсоном и Карло Секвином начала разработку процессоров VLSI без исполь­зования интерпретации. Для обозначения этого понятия они придумали термин RISC и назвали новый процессор RISC I, вслед за которым вскоре был выпущен RISC II. Немного позже, в 1981 году, Джон Хеннеси в Стенфорде разработал и вы­пустил другую микросхему, которую он назвал MIPS. Эти две микросхемы разви­лись в коммерчески важные продукты SPARC и MIPS соответственно.

Новые процессоры существенно отличались от коммерческих процессоров того времени. Поскольку они не были совместимы с существующей продукцией, разработчики вправе были включать туда новые наборы команд, которые могли бы увеличить общую производительность системы. Так как основное внимание уде­лялось простым командам, которые могли быстро выполняться, разработчики вско­ре осознали, что ключом к высокой производительности компьютера была разра­ботка команд, к выполнению которых можно быстро приступать. Сколько времени занимает выполнение одной команды, было не так важно, как то, сколько команд может быть начато в секунду.

В то время как разрабатывались эти простые процессоры, всеобщее внимание привлекало относительно небольшое количество команд (обычно их было около 50). Для сравнения: число команд в DEC VAX и больших IBM в то время составляло от 200 до 300. RISC - это сокращение от Reduced Instruction Set Computer -компьютер с сокращенным набором команд. RISC противопоставлялся CISC (Complex Instruction Set Computer - компьютер с полным набором команд). В качестве примера CISC можно привести VAX, который доминировал в то время в научных компьютерных центрах. На сегодняшний день мало кто считает, что главное различие RISC и CISC состоит в количестве команд, но название со­храняется до сих пор.

Учитывая преимущества производительности RISC, можно было бы предпо­ложить, что такие компьютеры, как Alpha компании DEC, стали доминировать над компьютерами CISC на рынке. Однако ничего подобного не про­изошло. Возникает вопрос: почему?

Во-первых, компьютеры RISC были несовместимы с другими моделями, а мно­гие компании вложили миллиарды долларов в программное обеспечение для про­дукции Intel. Во-вторых, как ни странно, компания Intel сумела воплотить те же идеи в архитектуре CISC. Процессоры Intel, начиная с 486-го, содержат ядро RISC, которое выполняет самые простые (и обычно самые распространенные) коман­ды за один цикл тракта данных, а по обычной технологии CISC интерпретиру­ются более сложные команды. В результате обычные команды выполняются быс­тро, а более сложные и редкие - медленно. Хотя при таком «гибридном» подходе работа происходит не так быстро, как у RISC, данная архитектура имеет ряд пре­имуществ, поскольку позволяет использовать старое программное обеспечение без изменений.


21. КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА КОМПЬЮТЕРА (ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭВМ ФОН НЕЙМАНА). ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА.

Архитектура ЭВМ – описание устройства и функционирования ЭВМ без подробностей технической реализации.

В понятие архитектуры входит: описание состава основных функциональных узлов и их информационного взаимодействия; описание способов представления информации в ПК; описание структуры процессора и языка машинных команд.

Всем известный IBM PC-совместимый компьютер представляет собой реализацию так называемой Фон-неймановской архитектуры вычислительных машин. Эта архитектура была представлена Джоном Фон-нейманом еще в 1945 году и имеет следующие основные признаки (рис 1.2).. Машина фон-Неймана - вычислительная система, построенная на следующих принципах, она состоит из:

1. Устройства управления (УУ).

2. Арифметико-логического устройства (АЛУ).

3. Памяти (ЗУ – запоминающее устройство).

4. Устройств ввода/вывода (УВВ).

В ней реализуется концепция хранимой программы: программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Код программы хранится и выполняется последовательно (линейно) сверху вниз.

Рис. 1.2 Архитектура фон-Неймана

Машина фон Неймана - математическая модель, абстракция принципов по которым работают почти все современные электронные компьютеры.

Устройство управления и арифметико-логическое устройство, обычно объединенные в центральный процессор, они определяют действия, подлежащие выполнению, путем считывания команд из оперативной памяти. Внутренний код машины в двоичном формате.

Подавляющее большинство вычислительных машин в настоящее время являются фон-неймановскими машинами.

ПРИНЦИПЫ

1. Принцип хранимой программы – первоначально программа задавалась путем установки перемычек на спец.панели. Нейман догадался, что программа может хранится в виде набора нулей и единиц, в той же памяти, что и обрабатываемое число, данные. Т.е. код программы и её данные находятся в одном и том же адресном пр-ве ОП.

2. Адресный принцип – в команде указываются не числа, над которыми надо выполнять арифметические действия, а адреса ячеек памяти , где эти числа хранятся.

3. Автоматизм – после ввода программы и данных машина работает автоматически, выполняя предписания программы без вмешательства человека. Последовательное выполнение программы – CPU выбирает из памяти команды последовательно. В ЭВМ происходит последовательное считывание команд из памяти и их выполнение. Номер (адрес) очередной ячейки памяти, из которой будет извлечена следующая команда программы, указывается специальным устройством – счетчиком команд в УУ.

4. линейное пространство памяти – информация может оперативно храниться в ячейках с последовательными адресами, которые наз. оперативной памятью.

5. двоичное представление информации.

6. отсутствие разницы между данными и командами в памяти.

22. ВНЕШНИЕ УСТРОЙСТВА КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

Клавиатуры

Существует несколько видов клавиатур.

У первых компьютеров IBM PC под каждой клавишей находился переключатель, который давал ощутимую отдачу и щелкал при нажатии клавиши. Сегодня у самых дешевых клавиатур при нажатии клавиш происходит лишь механический контакт с печатной платой. У клавиатур получше между клавишами и печатной платой кладется слой из эластичного материала. Под каждой клавишей находится небольшой купол, который прогибается в случае нажатия клавиши. Проводящий материал, находящийся внутри купола, замыкает схему. У некоторых клавиатур под каждой клавишей находится магнит, который при нажатии клавиши проходит через катушку и таким образом вызывает электрический ток. Также используются другие методы, как механические, так и электромагнитные.

В персональных компьютерах при нажатии клавиши происходит процедура прерывания и запускается программа обработки прерывания (эта программа является частью операционной системы). Программа обработки прерывания считывает регистр аппаратного обеспечения в контроллер клавиатуры, чтобы получить номер клавиши, которая была нажата (от 1 до 102). Когда клавишу отпускают, происходит второе прерывание. Так, если пользователь нажимает клавишу SHIFT, затем нажимает и отпускает клавишу «М>, а затем отпускает клавишу SHIFT, операционная система понимает, что ему нужна заглавная, а не строчная буква «М». Обработка совокупности клавиш SHIFT, CTR L и AL T совершается только программным обеспечением.

«Информация 10 класс» - Врождённые информационные методы основаны на системе чувств восприятия субъекта и на мышлении. Содержание: Восприятие (сбор). Искусственные информационные методы бывают аппаратными и программными. Хране ние. Сканер как устройство восприятия информации. Информационные процессы в технике. Приобретенные методы являются результатом обучения или адаптации.

«Обработка овощей» - Сельдерей. Подготовка помидор, перца болгарского для фарширования. Кружочки - так режут овощи цилиндрической формы, типа моркови. 4*4*4(средний брюнуаз). Формы нарезки овощей. Формы нарезки моркови. Пастернак. Ревень. Фигурные формы нарезки картофеля. Обработка корнеплодов. Промывают Отрезают плодоножку Отрезают кожицу и удаляют семена.

«Обработка графической информации» - Рабочий и фоновые цвета. Примеры графических редакторов. Заголовок окна. Пуск/Программы/Стандартные/Paint Назначение. Вид окна графического редактора Paint. Строка меню. Палитра. Определение. Графический редактор – прикладная программа обработки графической информации. Использование компьютерной графики.

«Информация и её обработка» - Рассмотреть, как можно обработать информацию различных видов. Компьютер. Задание в рабочей тетради: Игра «Вспомни понятие». Кодирование. Например: Сейчас урок информатики. Диск. 2) Обработка текста – изменение смысла текста. Найди суммы пар чисел по образцу. Научиться объяснять смысл обработки информации.

«Технология обработки бумаги» - Полученная таким образом бумага будет своеобразной, но не слишком красивой. Бумага и история развития бумажных ремесел. Аппликация. Сначала приклеивайте квадратики по контуру рисунка, и только затем заполняйте фон. Цветку – цветок сплетай венок. "Поделки. Самодельная бумага. Народное название украшений, вырезанных из бумаги на Украине - вытынанки.

«Цифровая обработка сигналов» - Основные разделы ЦОС. Цифровая обработка сигналов. cos. План лекции. У.М. Сиберт. Определение. arctan. Информационные источники. Направления развития ЦОС. Этапы построения систем ЦОС. Вводные сведения по комплексной арифметике. Типовая блок-схема устройства ЦОС. Аппаратная и программная реализация. sin.

Операции с данными

В ходе информационного процесса данные преобразуются из одного вида в другой с помощью определенных методов. Сама обработка данных включает в себя множество различных операций. В структуре возможных операций можно выделить следующие:

1. Сбор данных – накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений.

2. Формализация данных – приведение данных, поступающих из различных источников, к одной форме.

3. Фильтрация данных – отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости для принятия решений.

4. Сортировка данных – упорядочивание данных по заданному признаку.

5. Архивация данных – организация хранения данных в удобной и доступной форме; служит для снижения экономических затрат по хранению данных.

6. Защита данных – комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных.

7. Транспортировка данных – прием и передача данных между удаленными участниками информационного процесса.

8. Преобразование данных – перевод данных из одной формы в другую.

Кодирование информации – это операция преобразования информации из одной знаковой системы в другую.

Кодирование – это процесс представления информации, удобный для ее хранения и/или передачи.

Существует три основных способа кодирования:

1) Графический, с помощью специальных рисунков или значков;

2) Числовой – с помощью чисел,

3) Символьный – с помощью символов алфавита

Средством кодирования служит таблица соответствия знаковых систем , которая устанавливает взаимно однозначное соответствие между знаками или группами знаков двух различных знаковых систем.

В процессе обмена информацией часто приходится производить операции кодирования и декодирования информации. Например, при вводе знака алфавита в компьютер путем нажатия соответствующей клавиши на компьютере, происходит кодирование знака, т.е. преобразование его в компьютерный код. При выводе знака на экран монитора или принтер происходит обратный процесс – декодирование, когда из компьютерного кода знак преобразуется в его графическое изображение.

Системы кодирования – человеческие языки, азбука, запись математических выражений, телеграфная, морская азбука и др.

Шифрование – это тоже кодирование, но с засекреченным методом, известным только источнику и адресату.

Дешифрование – процесс зашифрованного текста в открытый (исходный) текст.

Методами шифрования занимается наука криптография .

В вычислительной технике используется своя система кодирования, которая называется двоичным кодированием . При двоичном кодировании один двоичный разряд несет одну единицу информации, которая называется 1 бит. Эта система основана на представлении данных последовательностью всего двух знаков – 0 и 1 (машинный код).



Одним битом могут быть выражены два понятия 0 или 1 (да или нет, истина или ложь, есть сигнал или нет сигнала).

Двумя битами можно выразить четыре различных понятия:

Тремя битами можно закодировать восемь различных значений:

000,001,010,011,100,101,110,111

Увеличивая на единицу количество разрядов в системе двоичного кодирования, мы увеличиваем в два раза количество значений, которое может быть выражено в данной системе:

N = 2 i ,

Где N – количество независимых кодируемых значений,

i – разрядность двоичного кодирования.

Для кодирования целых чисел от 0 до 255 достаточно иметь 8 разрядов двоичного кода (8 бит – 256=2 8):

16 бит позволяют кодировать целые числа от 0 до 65535, а 24 бита уже более 16,5 млн различных значений.

С помощью двоичного кода можно кодировать и текстовую информацию: 8 бит – 256 символов, 16 бит – 65536 символов (универсальная система кодирования (UNICODE)).

Графические данные (растровое изображение – 32 бита – полноцветный режим). Звуковая информация также кодируется.

Понятие информации. Свойства информации. Информационные процессы: получение, передача, преобразование и хранение информации

Информация - одно из основных понятий науки. Наряду с такими понятиями, как вещество, энергия, пространство и время оно составляет основу современной научной картины мира. Его нельзя определить через более простые понятия.

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает - разъяснение, сообщение, осведомленность.

Под информацией в быту (житейский аспект) понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами.

Под информацией в технике понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов.

Под информацией в теории информации понимают не любые сведения, а лишь те которые, снимают полностью или уменьшают существующую неопределенность. По определению К. Шеннона информация – это снятая неопределенность.

Под информацией в кибернетике, по определению Н. Винера понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы.

Под информацией в семантической теории (смысл сообщения) понимают сведения, обладающие новизной.

Информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.

Свойства информации , т.е. ее качественные признаки.

Объективность . Информация объективна, если она не зависит от чьего – либо мнения.

Достоверность . Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

Полнота . Информацию можно считать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.

Актуальность – важность, существенность для настоящего времени.

Адекватность – определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению.

Информационные процессы

Обмен, хранение и обработка информации присущи живой природе, человеку, обществу, техническим устройствам. В системах различной природы действия с информацией: обмен, хранение, обработка - одинаковы. Эти действия называют ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ.

Рассмотрим более подробно различные виды информационных процессов между автоматом и автоматом (техническими устройствами).

Обмен информацией

Передачу и прием информации называют обменом информации. Передача информации между автоматами выполняется с использованием технических средств связи. Ретрансляционная вышка передает информацию, которую воспринимает блок приема телевизора. Радиостанция передает информацию, которую воспринимает блок приема радиоприемника. Видеомагнитофон передает информацию с видеокассеты на экран.

При обмене информацией нужны источник информации и приемник информации. Передаваемая от источника информация достигает приемника с помощью последовательности сигналов, которая называется СООБЩЕНИЕМ. Сигналы могут быть звуковыми, электрическими, электромагнитными и т.д. Информация может поступать непрерывно, а может и дискретно, то есть в виде последовательности сигналов, отделенных друг от друга временными или пространственными промежутками.

Преобразование информации

Обработка информации – преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам.

Обработка информации по принципу «черного ящика» - процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.

Возможность автоматизированной обработки информатизации основывается на том, что обработка информации не подразумевает ее осмысления.

Хранение информации

Информация для магнитофона, видеомагнитофона, киноаппарата хранится на специальных устройствах: аудиокассетах, видеокассетах, кинолентах. Устройство, предназначенное для хранения информации называют НОСИТЕЛЕМ информации. Носитель информации может быть разной природы: механический, магнитный, электрический. Носители информации различаются по форме представления информации, по принципу считывания, по типам материала.

Информация запоминается в виде сигналов или знаков. С помощью микрофона и других устройств магнитофона звуковая информация записывается на магнитную ленту, т.е. на магнитной ленте хранится информация. С помощью магнитной головки магнитофона информация считывается с магнитной ленты. Информация ЗАПИСЫВАЕТСЯ на носитель посредством изменения физических, химических или механических свойств окружающей среды. Запись и считывание информации осуществляется в результате физического воздействия с носителем информации записывающих и считывающих устройств.

Информация. Передача информации

Информация передаётся в форме сообщений от некоторого источника информации к её приёмнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение , которое кодируется в передаваемый сигнал . Этот сигнал посылается по каналу связи . В результате в приёмнике появляется принимаемый сигнал , который декодируется и становится принимаемым сообщением .

Примеры:

  1. Сообщение , содержащее информацию о прогнозе погоды, передаётся приёмнику (телезрителю) от источника – специалиста-метеоролога посредством канала связи – телевизионной передающей аппаратуры и телевизора.
  2. Живое существо своими органами чувств (глаз, ухо, кожа, язык и т.д.) воспринимает информацию из внешнего мира , перерабатывает её в определенную последовательность нервных импульсов, передает импульсы по нервным волокнам, хранит в памяти в виде состояния нейронных структур мозга, воспроизводит в виде звуковых сигналов, движений и т.п., использует в процессе своей жизнедеятельности.

Передача информации по каналам связи часто сопровождается воздействием помех , вызывающих искажение и потерю информации .

Свойства информации

Свойства информации:

Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел . Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Достоверная информация со временем может стать недостоверной , так как она обладает свойством устаревать , то есть перестаёт отражать истинное положение дел .

Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений . Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки .

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи , а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека .

Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу . Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка .

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом , она может стать бесполезной .

Информация становится понятной , если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.

Обработка информации

Обработка информации получение одних информационных объектов из других информационных объектов путем выполнения некоторых алгоритмов

Обработка является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения объёма и разнообразия информации.

Средства обработки информации это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь, компьютер универсальная машина для обработки информации.

Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов.

Живые организмы и растения обрабатывают информацию с помощью своих органов и систем.

Аннотация: В этой лекции мы рассмотрим такие вопросы: ассоциации как основа работы человеческого мозга, понятие о теориях обработки, систематизации и визуализации информации, Mind mapping и визуальное мышление.

Как уже говорилось выше, предметом этого курса является mind mapping – эффективная техника повышения персональной продуктивности. Но прежде чем обсуждать области применимости mind map "ов, правила их построения и типичные ошибки их использования, более того, прежде чем пытаться объяснить, что такое mind mapping вообще, нужно поговорить о визуальном (или радиантном) мышлении, воплощением и результатом которого являются mind map "ы.

Ассоциации как основа работы человеческого мозга

Вы когда-нибудь задумывались о том, на каких принципах основана работа тех сверхмощных компьютеров, которые каждый из нас носит внутри своего черепа? Готов держать пари – первая мысль, пришедшая в голову большинству читателей, была о микропроцессорах, лежащих в основе наших ноутбуков и рабочих станций. Однако смутные подозрения о несопоставимости "весовых категорий" кремниевого микрочипа и головного мозга все же не дают нам с уверенностью рассуждать о том, как все просто – двоичная арифметика, "есть импульс – нет импульса" и все такое. Да, как модель работы мозга двоичная машина вполне приемлема, но очень уж грубая это модель (мы же помним, что любая модель отражает только одно, наиболее важное в данном контексте свойство объекта, правда?). Как-то слишком примитивно получается – свести наше мышление к нулям и единичкам. А как же тогда объяснить тот каскад мелких воспоминаний – ощущений, цветов, запахов, идей, проносящихся перед нашим мысленным взором, когда мы о чем-то думаем? Многие из этих образов для большинства посторонних людей никак не связаны с предметом наших размышлений и значат что-то конкретное только для них, поскольку связаны с какими-то личными воспоминаниями и переживаниями. Позвольте себе подумать о чем-то и не придерживайтесь какого-то определенного направления мысли – вы будете удивлены тем, как быстро и далеко вы уйдете от первоначальной темы размышлений: сменяющиеся образы, связанные, как звенья одной цепи, вытаскивая друг друга из закромов памяти, быстро уведут вас от объекта, о котором вы подумали. Конечно, можно попытаться объяснить подобное поведение нашего мозга тем, что он просто отрабатывает гениально сложную разветвленную программу обработки информации с учетом данных, уже хранящихся в памяти, но все далеко не так просто.

Любая информация , поступающая в наш мозг (неважно, что это – прикосновение, вкус, запах, цвет, звук), вытаскивает за собой на свет Божий массу мелких воспоминаний, мыслей и ощущений, подобно тому, как от упавшего в пруд камня расходятся по поверхности воды концентрические круги. А каждое из этих воспоминаний тянет за собой массу других, которые, в свою очередь , вызывают к жизни все новые и новые образы, мысли или идеи. Да, я понимаю, что уже немного утомил читателя своими пространными рассуждениями. А суть их состояла в том, что единички и нолики, возможно хороши для того, чтобы объяснить, как работает наш мозг на "физическом уровне", но если речь идет о принципах его работы , то следует говорить не о битах, а об ассоциациях как минимальных единицах обработки информации человеческим мозгом . Помните понятие лексемы как минимальной единицы языка, имеющей самостоятельный смысл? Так вот, в том языке, на котором "говорит" наш мозг, такими лексемами являются ассоциации. Что же такое ассоциация ?

Ассоциация :

  • в физиологии – образование временной связи между индифферентными раздражителями в результате их многократного сочетания по времени;
  • в психологии – закономерная связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании и закрепленными в памяти.

При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечет появление в сознании явления B.

Итак, каждая ассоциация связана с огромным числом новых ассоциаций, которые, в свою очередь , связаны с новыми и новыми понятиями. Таким образом, мышление можно представить в виде сложного ассоциативного алгоритма, своего рода слалома по ветвям дерева ассоциаций, расходящимся от ствола – основной мысли. В свое время профессор Анохин (http://ru.wikipedia.org/wiki/Анохин,_Пётр_Кузьмич) говорил, что возможности мозга по формированию ассоциативных связей намного превосходят его возможности по хранению информации. Что же касается информационной емкости мозга, то она тоже весьма впечатляет – доктор Марк Розенцвейг (http://en.wikipedia.org/wiki/Mark_Rosenzweig) писал, что даже в том случае, если бы человек запоминал 10 единиц информации ( слово , изображение или другое элементарное впечатление) каждую секунду в течение 100 лет, заполнить удалось бы менее одной десятой суммарного объема человеческой памяти. И сколько бы таких единиц информации ни хранилось у нас в голове, количество ассоциаций, связанных с ними, еще на несколько порядков выше! Потенциал человеческого мозга, связанный с созданием ассоциаций, поистине безграничен: все наши идеи, воспоминания и ощущения хранятся у нас в голове в виде своеобразных "треков" – извилистых ветвящихся дорожек, связывающих их с другими нашими мыслями.

Вот пример того, что обычно творится у нас в голове:

Не правда ли, весьма знакомая картина?

Таким образом, в основе работы нашего мозга лежат два важнейших принципа.

  • Ассоциативное мышление – связь каждого воспоминания с массой других образов, и именно об этом принципе мы с вами говорили последние десять минут.
  • Иерархия понятий – в каждом таком ассоциативном "треке" один из образов является главным (корневым), от которого расходятся ветви-дорожки к другим понятиям, идеям, воспоминаниям. В результате мы получаем некое дерево (или граф) образов, связанных с исходным понятием.

Если же постараться объединить эти два принципа (которые работают в комплексе, дополняя друг друга), то следует сказать о так называемом радиантном , или визуальном , мышлении . О нем мы поговорим в этой же лекции, но чуть позже. А пока постараемся разобраться в том, какие же теории обработки, систематизации и визуализации информации существуют в данный момент, и не имеют ли они каких-то общих черт с описанными нами выше принципами работы человеческого мозга.

Понятие о теориях обработки, систематизации и визуализации информации

Cуществующие теории обработки информации

Начнем с определений.

Обработка информации – любое преобразование информации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам.

Теория обработки информации (information-processing theory) – направление научного знания, изучающее то, как люди обращаются с информацией, отбирают и усваивают ее, а затем используют в процессе принятия решений и управления своим поведением.

Теории обработки информации применяются при изучении восприятия, памяти, внимания, речи, мышления и решения задач экспериментальной психологии. В свою очередь, большой вклад в развитие упомянутых теорий внесли математическая логика, техника связи, теория информации и теория вычислительных систем. Почему же мы говорим "теории" – во множественном числе? Дело в том, что на самом деле следует говорить о целом семействе абсолютно разрозненных теоретических и исследовательских программ. Естественно, как и в любом научном сообществе, согласия между исследователями нет и в помине – мнения ученых сходятся лишь в некоторых исходных посылках, теории и методологии исследований. В рамках упомянутого семейства можно выделить такие широко известные в узких кругах подходы, как трансформационная лингвистика (http://ru.wikipedia.org/wiki/Генеративная_лингвистика), психология Пиаже (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Jaroschev/11.php) и радикальный бихевиоризм. Бихевиоризм, в частности, занимался изучением поведения животных и активно распространял свои принципы на все области психологии. Однако возникли некоторые трудности при попытке распространить теорию и методы бихевиоризма на символические процессы человека, в частности, на языковые способности. Когда разочарование ученых в привычных методах стало всеобщим, исследователи-психологи обратились к другим теориям, в результате чего о бихевиоризме почти забыли. Тем не менее, ученые, развивающие теории обработки информации, разделяют со своими предшественниками-бихевиористами веру в эмпиризм, операционализм и т.п. Да, психологи отказались от распространения на людей выводов, полученных вследствие экспериментов с животными, и от объяснения видимого поведения индивидов внешними причинами, в частности, влияниями окружающей среды. В то же время общая методология и статистические методы обработки результатов экспериментов остались прежними – просто животных в качестве испытуемых сменили люди. Ученая братия вновь признала существование врожденных способностей и начала активно обсуждать такие внутренние процессы, как планы, стратегии, образы, решения и ассоциации .

ХХ век ознаменовался бурным развитием технологий связи – телефонии, радио и телевидения. Очень показательной была продемонстрированная психологами аналогия между обработкой информации человеческим мозгом и работой описанного в теории связи информационного канала. Большую роль в создании математической теории информации и переносе понятий теории связи на работу человеческого мозга сыграли исследования Клода Шеннона (знакомое имя, не правда ли?). Созданная им теория описывает передачу сообщений любой природы от любого источника любому получателю, в том числе и передачу сигналов внутри человеческого мозга.

Но вспомним еще об одном непонятном названии, упомянутом нами в начале этого раздела, – трансформационной лингвистике. В свое время Ноам Хомский (http://ru.wikipedia.org/wiki/Хомский,_Ноам) утверждал, что человеческий язык невозможно научно объяснить с позиций бихевиоризма. Он настаивал на том, что этот подход абсолютно неправильно представляет природу языка, игнорируя его структуру, правила и грамматику. Взамен этого он говорил о "правилах в голове" человека, позволяющих преобразовать (трансформировать) передаваемую информацию – разбить ее на смысловые единицы (слова) и связать эти единицы между собой. Отойдя от бихевиоризма, новая парадигма обработки информации в поисках идей все больше склонялась к лингвистике. Вот и современные исследователи стремятся обнаружить психологические процессы или умственные операции, которые лежат в основе языковой активности. Активно изучаются такие виды когнитивной активности, как восприятие, память, мышление и понимание. И понятие ассоциации опять не осталось в стороне.

Что же касается теории вычислительных систем, то за этим названием также скрывается целый выводок абсолютно разношерстных дисциплин. Сюда входят теория алгоритмов, численные методы, теория конечных автоматов, языки программирования, теория искусственного интеллекта и многое другое… И это не единственная черта, которая роднит теорию вычислительных систем с психологией обработки информации, – оба направления выросли из математической логики, оба занимались изучением природы разумного поведения, а появление вычислительных машин и развитие принципов, на которых они строились, привело к возникновению еще одной аналогии человеческих психических и интеллектуальных способностей. Машинные модели помогли в изучении мышления и в особенности – процесса решения задач. Отталкиваясь от этой аналогии, психологи пытаются объяснить, каким образом мозг получает информацию, перекодирует и сохраняет ее в памяти, каким образом он затем использует ее для принятия решений и управления поведением. Конечно, полного соответствия между работой мозга и компьютера нет и быть не может, но все же ученым удалось создать стройную концепцию, способную объяснить, каким образом интеллектуальная система – будь это человек или некое устройство – создает новые знания. Догадайтесь, какое понятие играет тут важнейшую роль? Да, конечно, вы правы – это понятие ассоциации !

Систематизация и структурирование информации

Итак, с обработкой информации мы разобрались, перейдем теперь к систематизации. Конечно, мы не забываем о том, что систематизация информации – это составная часть алгоритма обработки информации, некий его этап, но все равно, об этом этапе нужно сказать отдельно. Как всегда, сначала обратимся к определению:

Систематизировать – распределить элементы информации по признакам родства, сходства, т. е. классифицировать и типизировать их.

Мозг человека (в контексте процессов восприятия, запоминания, преобразования информации и т.п.) работает именно с систематизированной информацией. Например, процесс запоминания проходит намного эффективнее, если человеку удается рационально структурировать получаемую информацию, разложить по полочкам, как говорят в народе. В коммуникативных процессах (помните, мы говорили о языке и лингвистике?) систематизированное представление передаваемой информации также играет важную роль. Систематизация и структурирование информации – важнейшие психологические механизмы, благодаря которым человеческий мозг может эффективно обрабатывать большие потоки информации.

Стремление к целостному охвату объекта изучения, к систематизации знаний свойственно любому процессу познания. Многие исследователи отмечали, что процесс работы мозга над проблемой идет от осознания свойств, характеристик и функций объекта изучения к поиску недостающих структурных элементов, связей и отношений между ними. А если овладеть системным подходом и развить свое умение систематизировать и структурировать информацию, можно помочь мозгу работать эффективнее в процессе учебы и при решении профессиональных задач.

Структуры данных бывают разные – линейные (список), табличные, иерархические (дерево). Деревья (графы) понятий, построенные на основе ассоциативных связей, – наиболее естественный для нашего мозга способ представления (структурирования) данных (хотя, строго говоря, не следует путать ассоциативные и классификационные отношения). Вспомним о визуальном мышлении? Кстати, раз уж мы заговорили о деревьях, то нам пора плавно перейти к рассмотрению вопроса о визуализации информации. Но прежде отметим, что существует целое направление научного знания, изучающее методы и приемы структурирования информации, которое называется информационной архитектурой . Классики говорят, что

информационная архитектура – как наука занимается принципами систематизации информации и навигации по ней с целью помочь людям более успешно находить и обрабатывать нужные им данные.

Первое, что приходит нам в голову при слове "визуализация", – это графики и диаграммы (вот она, сила ассоциаций!). С другой стороны, визуализировать таким образом можно только числовые данные, никому еще не удавалось построить график на основе связного текста. Для текста мы можем построить план, выделить основные мысли (тезисы) – сделать краткий конспект. О недостатках и вреде конспектирования мы поговорим чуть позже, а сейчас скажем о том, что если объединить план и краткий конспект – "развесить" тезисы по ветвям дерева, структура которого соответствует структуре (плану) текста, – то мы получим отличную структурную схему текста, которая запомнится намного лучше, чем любой конспект. В этом случае ветви будут играть роль тех "треков" – дорожек, связывающих понятия и тезисы, о которых мы говорили ранее.

Помните, как мы строили UML-диаграммы на основе описания проектируемой программной системы, полученного от ее будущих пользователей? Полученные картинки воспринимались и клиентами, и разработчиками намного проще и быстрее, чем текстовое описание. Точно так же можно "изобразить" абсолютно любой текст, не только техническое задание на разработку системы. Подход, описанный нами выше, позволяет визуально представить абсолютно любой текст – будь это сказка, техническое задание, лекция, фантастический роман или результаты совещания – в виде удобного и простого для восприятия дерева. Строить его можно как угодно – лишь бы получилась наглядная и понятная схема, которую хорошо бы еще проиллюстрировать подходящими по смыслу рисунками.

Такие схемы удобно применять и в общении при обсуждении каких-либо вопросов и проблем. Как показывает практика, отсутствие четких стандартов нотации не создает абсолютно никаких коммуникативных сложностей для участников обсуждений. Наоборот, использование невербальных форм представления информации позволяет концентрировать внимание именно на ключевых точках проблемы. Таким образом, визуализация является одним из наиболее перспективных направлений повышения эффективности анализа, представления, восприятия и понимания информации.

Ух, наконец-то мы покончили с нудным описанием научных теорий, методов и приемов, применяющихся для обработки, систематизации и визуализации информации! Предыдущая часть главы сильно утомила и автора, и читателей, и тем не менее, она была необходима: в результате мы увидели, что особенности работы нашего мозга уже активно применяются учеными в самых разных областях науки, многие вещи, которые кажутся нам привычными, – персональные компьютеры, пользовательские интерфейсы, базы знаний и т.д. – изначально строились с учетом ассоциативного характера человеческого мышления и его склонности к иерархическому представлению и визуализации информации. Но вершиной и естественным графическим выражением мыслительных процессов человека является mind mapping, к обсуждению которого мы наконец-то переходим. А заодно попытаемся расширить наше понимание принципов визуального мышления.