Презентация «Моделирование информационных систем. Моделирование информационных систем. Кроме того, между прецедентами в языке UML определены две специфические зависимости - отношение включения и отношение расширения

Личностью называется конкретный человек как субъект обще­ственной деятельности и общественных отношений во всем много­образии его социально-психологических особенностей.

Исследуя проблему личности, психология имеет в виду психо­логические особенности и свойства человека, развившиеся и про­являющиеся у него как у члена общества. Человек всегда являет­ся членом того или иного коллектива - семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т. д. Активная деятельность чело­века в коллективе, взаимоотношения его с коллективом в значи­тельной степени определяют формирование индивидуальных черт личности.

Понятие «человек» - самое широкое и общее, все остальные (личность, индивид, индивидуальность, субъект деятельности) включаются в него.

Человек - это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия труда и умеющее пользоваться ими.

Понятие «индивид» утверждает принадлежность человека к биологическому роду.

Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые приобретаются им в ходе развития. Основные характеристики индивида – активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия к окружающему миру. Активность обеспечивает его способность к самоизменению. Таким образом, категория индивида представлена в узком смысле как неповторимость человека на биологическом уровне, а в широком – как совокупность психофизических и социальных особенностей.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповторимое своеобразие человека, формирующееся в процессе взаимодействия биологических и социальных факторов. В рамках деятельностного подхода По мнению Э.А. Голубевой индивидуальность определяется через категорию человек, который характеризуется со стороны своих социально- значимых отличий от других людей (акцент делается на социальное своеобразие человека) и через категорию индивид в аспекте целостного, неповторимого своеобразия его психики и личности.

Особой психологической категорией, описывающей человека как источник активности, познания и преобразования действительности, является субъект. Эта категория отражает активное отношение человека к окружающему миру и к самому себе, она активно разрабатывается в исследованиях субъекта деятельности (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн) и субъективности (И.С. Кон, В.И. Слободчиков).

Личность.

В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности.

В деятельностном подходе личность определяется как системное (социальное) качество индивида, приобретаемое им в предметной деятельности и общении, характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде. К.А. Абульханова – Славская и Л.И. Анциферова отмечают, что личность характеризуется активностью, то есть стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности и это уже творческая, преобразующая активность личности.

Личностью, пишет К.К. Платонов, - является конкретный человек как носитель сознания.

Л.И. Божович называет личностью человека, достигшего определенного уровня психического развития, который определяется тем, что ребенок воспринимает и переживает самого себя как единое целое, когда он может управлять своим поведением, соотносить свои желания с требованиями и желаниями других людей.

Отличительными психологическими особенностями личности являются:

1.Самосознание. Человек, как личность, сознает себя, прежде всего как живое, наделенное определенной телесной организацией существо, отождествляет себя со своим физическим телесным об­ликом в конкретном понятии «Я». Вместе с тем в этом сознании «Я» человек отражает в той или иной степени и свойственные ему пси­хологические особенности и черты. Одновременно он противопос­тавляет свое «Я» другим людям, выделяет себя как личность из их среды.

Сознание - высший уровень психического отражения

объективной реальности, а также высший уровень

саморегуляции, присущий только человеку как

социальному существу.

Специфика человеческого сознания

    Активность (дифференциация по значимости)

    Интенциональность (направленность)

    Способность к рефлексии (самонаблюдение)

    Мотивационно-ценностный характер

    Отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений

    Прогнозирующий характер человеческого сознания

    Наличие самосознания

Я-концепция (самосознание) - с овокупность представлений человека о себе на основе рефлексии

Критичность - основа формирования самосознания и его адекватности основной механизм контроля за своим поведением и самоконтроля

Способность критически оценивать происходящее,

сопоставлять полученную информацию со своими

поступками и идеалами, и, исходя из этого

сопоставления, формировать свое поведение,

определять цели и программу действий,

предпринимать шаги к достижению поставленной цели

2.Индивидуальность - устойчивое своеобразие принадлежа­щих данной личности психических процессов, состояний и свойств как в специфических особенностях их содержания, так и в спосо­бах и формах проявления. В реальной действительности психичес­кие процессы и состояния никогда не являются изолированными функциями мозга; они всегда принадлежат тому или другому кон­кретному человеку, обусловлены особенностями его личности и выполняемой им деятельности. То же самое относится и к свойствам личности - они всегда индивидуальны. Нельзя найти даже две личности, которые были бы тождественны, т. е, полностью повторя­ли бы друг друга.

3.Саморегулирование - способность сознательно управлять своим поведением, своими психическими процессами и состояния­ми в связи с требованиями социальной среды или условиями вы­полняемой деятельности. Человек не механически приспосаблива­ется к окружающей его среде в ответ на исходящие от нее раздра­жения. Он сам является сознательным членом этой среды, избира­тельно воспринимает ее воздействия, перерабатывает и оценивает их и управляет своим поведением в соответствии с этой оценкой.

4.Активность. Личность всегда деятельна. Иначе она не мо­жет существовать в окружающей ее социальной и природной сре­де. Только в процессе социально обусловленной деятельности че­ловек превращается в личность: в зависимости от характера (типа), содержания деятельности и способов ее выполнения и формиру­ются свойственные личности социально-психологические черты и особенности. Личность проявляет себя только через деятельность, и только в деятельности выражается присущее личности качество активности.

5.Взаимосвязь с социальной средой. Являясь активным членом общества, человек всегда находится в определенных связях и от­ношениях с окружающими его людьми и обществом в целом - се­мейных, бытовых, производственно-трудовых, идейных и т. д. Вне этих объективных связей и отношений он не может существовать и действовать как член общества. Эти связи и отношения неизбежно отражаются в различных формах его поведения и деятельности, определяют истинную сущность человека. Ее нельзя понять, если рассматривать человека как отдельное существо изолированно (аб­страктно) от общества.

6. Гармония мотивов «Я хочу» и «Я должен». Мотив «я хочу» отражает эмоциональный уровень поведения, мотив «я должен» - отражает более высокий уровень сознания, когда человек соотносит свои желания с требованиями группы, когда регулятором поведения является чувство совести и долга.

Учитывая конкретно-научные данные о человеке, которыми располагают современные науки, можно выделить три неразрывно взаимосвязанных и взаимообусловленных уровня личности:

    биологический, представленный определенными генетически детерминированными, психофизиологическими задатками: естественными потребностями, предрасположенностью к определенным видам деятельности и поведения, к развитию интеллекта, мышления, речи и т.д.;

    духовный, выступающий как внутренняя субъективная реальность, идеальный мир человека, его «Я». Чаще этот уровень определяют как психологический. Однако человеческая психика и духовность - это разнопорядковые понятия. Духовность формируется как результат взаимодействия психофизиологических и социокультурных компонентов;

Социальный, собственно личностный, включает те свойства личности, которые вырабатываются в процессе ее участия в жизни общества, социальных групп; ценностные ориентации, совокупность социальных знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей.

Ядром личности является духовный уровень, т.к. духовность наиболее полно выражает человеческую сущность. Таким образом, духовность является основным рычагом саморазвития или саморазрушения личности.

Личность, следовательно, предстает как структурная целостность психобиологических, духовных и социальных компонентов.

Личностью не рождаются, а становятся. На формирование личности оказывают влияние такие факторы, как психобиологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой и личный опыт.

Психобиологическое наследие - это своеобразный сырой материал, который путем социализации превращается в человека, индивида, личность.

Биологический фактор является и ограничителем для личности, и вместе с тем, именно благодаря нему, из личности создается неповторимая, уникальная индивидуальность. Физическое окружение (климат, географические особенности, природные ресурсы) оказывает преимущественно влияние на формирование типов личностей, а не отдельной личности. Культура (в широком смысле слова) оказывает самое непосредственное и глубокое влияние на формирование и развитие, главным образом, духовного мира личности, а также его различных социальных качеств. Групповой и индивидуальный опыт помогают формированию у личности своего «Я -образа» на основании восприятия того, как ее оценивают другие окружающие люди. Именно на базе группового, прежде всего, опыта происходит социализация личности. Если групповой опыт может быть сходен у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален и неповторим.

Говоря о формировании личности, особо следует остановиться на социальной потребности быть личностью, лежащей в основе всего процесса ее становления. Именно эта потребность обеспечивает активность включения человека в общество, социальные группы. Данная потребность существует наравне с совокупностью жизненных потребностей индивида в пище, воде, сне, активности, самосохранении.

Для характеристики процесса становления и формирования личности используется понятие «социализация». Социализация представляет собой двуединый процесс. С одной стороны, он включает в себя усвоение индивидом определенной системы знаний, ценностей, норм, социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и в результате воздействия на него общества и его структур. С другой стороны, процесс социализации предполагает активное воспроизводство системы социальных связей индивидом через его активное включение в социальную жизнь посредством деятельности. По сути дела, социализация личности предполагает характеристику того, как социальная среда воздействует на человека, и как личность воздействует на среду и себя с помощью деятельности.

Процесс социализации охватывает собой три сферы, в которых осуществляется, главным образом, становление личности: деятельность, общение, самосознание. Именно эти три сферы, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, общается, познает окружающий мир, вносит в него свой вклад.

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас.

Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий.

Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики и иногда значительны индивидуальные их качества. Среди, более чем пяти миллиардов людей на нашей планете не существует двух совершенно одинаковых людей, двух однотипных индивидуальностей. Эти громадные различия усложняют, если не делать вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности. Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой личности под влиянием биологических факторов.

Цель работы состоит в анализе влияния этих факторов на развитие личности. Из темы, цели и содержания работы следуют ниже-перечисленные задачи :

· определить влияние на развитие личности человека таких биологических факторов как наследственности, врожденных особенностей, состояния здоровья;

· в ходе теоретического анализа педагогической, психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности: биологические особенности или ее социальный опыт.

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, широко используются в повседневном общении наряду с другими терминами. Поэтому что бы ответить на вопрос: «Что такое личность?», необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «личность», «индивидуальность», «индивид».

Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его стороны. Не всякий человек является личностью. Недаром же, наверное, можно слышать об одном «настоящая личность!», а о другом – «нет, это не личность».

Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое сочетание своеобразных психических особенностей.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальный и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируется как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и фейлогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности наследуются как цвет глаз, волос.

Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе правила поведения, обычаи, нравственные нормы.

Допустимо ли игнорировать, не принимать во внимание биологическую сущность человека? Нет, его биологическую, природную, естественную сущность игнорировать нельзя. Разумеется, соответствующие природные, биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, что бы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека.

Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда даже не станет подобием личности. Известен случай, когда в Индии в 1920 году были найдены две девочки, живущие в волчьей стае, младшая быстро умерла, а старшая (ее назвали Камалой), которой было 6-7 лет, прожила более 10 лет. Печать сообщала еще о нескольких подобных случаях: один мальчик был обнаружен снова в Индии и снова среди волков и два мальчика обнаружены в Африке в стае обезьян. По-видимому, дети были похищены животными, но оставлены в живых. Во всех этих случаях наблюдалась одна и та же картина: дети не умели ни стоять, ни ходить, но быстро передвигались на четвереньках или ловко лазали по деревьям; не владели речью и не могли произносить членораздельные звуки; отказывались от человеческой пищи, питались сырым мясом или дикими растениями, жуками и стрекозами; воду лакали, срывали с себя одежду, кусались, выли, спали на голом полу.

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного "Я", так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывают, что человек – существо биологическое и социальное.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность… Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

Личность не только существует, но и впервые рождается именно как «узелок», завязывающийся в сети взаимных отношений. Внутри тела отдельного индивида реально существует не личность, а ее односторонняя проекция на экран биологии, осуществляемая динамикой нервных процессов.

Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Молодым людям, вступающим в брак, следует помнить, что по наследству передаются не только внешние признаки и многие биохимические особенности организма (обмен веществ, группы крови и др.), но и некоторые болезни или предрасположенность к болезненным состояниям. Поэтому каждому человеку необходимо иметь общие представления о наследственности, знать свою родословную (состояние здоровья родственников, их внешние особенности и таланты, продолжительность жизни и др.), иметь представления о влиянии вредных факторов (в частности алкоголя и курения) на развитие внутриутробного плода. Все эти сведения могут быть использованы для ранней диагностики и лечения наследственных заболеваний, профилактики врожденных пороков развития.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

На протяжении 19 века ученые предполагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой половине 20 века доказали, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что еще из человека получится великая личность. Можно иметь хорошую наследственность, но оставаться при этом умной ненужностью.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности . Великий русский ученый И.П.Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности предпринял наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма человека. Он предположил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности.

Темперамент тесно связан с другими особенностями личности. Он является как бы той природной канвой, на которую жизнь наносит узоры характера.

Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизиологических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведений. Поясним приведенное выше определение темперамента.

В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных особенностях. Термин «психофизиологические» в данном случае означает, что соответствующие свойства составляют не только часть психологии, но также и часть физиологии человека, то есть одновременно являются и психологическими, и физиологическими.

Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными. Это на самом деле так: темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.

Из сказанного о темпераменте, из приведенного выше его определения вытекает, что темперамент как личностная особенность человека имеет свои собственные свойства. Свойства темперамента определяют, прежде всего, динамику психической жизни человека. Психолог В. С. Мерлин приводит очень образное сравнение. « Представьте себе, – говорит он, – две реки: одну – спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены…

Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенностях течения) психической жизни разных людей».

Согласно учения И. П. Павлова индивидуальные особенности поведения, динамика психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают различные проявления, связь и соотношение нервных процессов – возбуждение и торможение.

И. П. Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:

1. силу процессов возбуждения и торможения;

2. уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3. подвижность процессов возбуждения и торможения.

Комбинацией указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основные типа высшей нервной деятельности.

По силе нервных процессов И. П. Павлов различал сильную и слабую нервную систему. Представителей сильной нервной системы он в свою очередь подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных неуравновешенных (с преобладанием возбуждения над торможением). Сильных уравновешенных по подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость нервной системы Павлов считал таким определяющим, существенным признаком, который перекрывает все другие различия. Поэтому представителей слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и подвижности нервных процессов. Так была создана классификация типов высшей нервной деятельности.

И. П. Павлов соотнес выделенные им типы с психологическими типами темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

1. сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И.П. Павлову) – сангвинический темперамент ;

2. сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову) – флегматический темперамент ;

3. сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову) – холерический темперамент ;

4. слабый тип («слабый», по И. П. Павлову) – меланхолический темперамент .

Слабый тип никоим образом нельзя считать инвалидным или неполноценным типом. Несмотря на слабость нервных процессов, представитель слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.

Тип нервной системы – это природное, врожденное свойство нервной системы, которая, однако, может несколько изменяться под влиянием условий жизни и деятельности. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека – определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, ног не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Размышляя о своем темпераменте и темпераментах других людей, следует иметь в виду два важных обстоятельства. Во-первых, изучение типов темперамента у большого количества современных людей показало, что соответствующие традиционным описаниям, так называемые чистые, типы темперамента встречаются в жизни довольно редко. Подобные случаи составляют от 25% до 30% всех случаев. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Более того, казалось, что около 25% людей вообще нельзя отнести к определенному типу темперамента, так как свойства, присущие различным типам темперамента, у них перемешаны. Во-вторых, нельзя смешивать свойства темперамента и черты характера. Честным, добрым, вежливым, дисциплинированным или, наоборот, лживым, злым, грубым можно быть при любом темпераменте. Хотя проявляться эти черты у людей с разными темпераментами будут по-разному. Кроме того, на базе определенных темпераментов одни черты вырабатываются легче, а другие труднее.

Кому, например, легче выработать у себя дисциплинированность, последовательность в работе, настойчивость – холерику или флегматику? Конечно, последнему. Зная свой темперамент, человек стремиться опереться на его положительные особенности и преодолеть отрицательные.

Как было сказано выше, И. П. Павлов открыл три основных свойства нервной системы. Оказалось, что трех свойств недостаточно для того, чтобы охарактеризовать все особенности темперамента. Отечественные психофизиологии Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и В. М. Русалов доказали, что нервная система человека обладает многими другими свойствами. Они же, в конечном счете, пришли к выводу о том, что в нервной системе человека имеется не три, как предполагал Павлов, а четыре пары основных свойств и еще несколько пар дополнительных свойств. Было открыто, например, такое свойство нервной системы, как лабильность , то есть быстрая откликаемость на стимулы, а так же противоположное ему свойство, названное ригидностью – медленная откликаемость нервной системы.

Кроме того, исследования, приведенные этими учеными, обнаружили, что разные части нервной системы могут обладать различными наборами свойств. Есть, например, свойства, относящиеся ко всей нервной системе в целом, свойства, характеризующие отдельные, крупные блоки нервной системы, и свойства, присущие небольшим ее участкам или частям, например отдельным нервным клеткам.

В связи с этим картина о природных основах типов темпераментов людей (при сохранении убежденности в том, что тип темперамента зависит от индивидуального сочетания свойств нервной системы) стала намного более сложной и достаточно запутанной. Пока еще до конца прояснить ситуацию, к сожалению, не удалось, но современные ученые все-таки сходятся в следующем.

Прежде всего, они признают, что тип темперамента человека определяется не сочетанием трех простых свойств нервной системы, о которых говорил Павлов, а множеством разнообразных свойств. Затем, ими допускается, что разные структуры мозга человека, в частности те, которые отвечают за общение данного человека с людьми и за его активность с неодушевленными предметами, могут обладать разными наборами свойств. Отсюда следует, что один и тот же человек вполне может обладать и проявлять в работе и в общении с людьми разные типы темперамента.

Но и это представление об органической основе темперамента, вероятно, изменится в ближайшие годы, что связано с успехами генетики человека.

С помощью наследственности человеку передаются определенные задатки способностей. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания.

Задатки и сами развиваются, приобретают новые качества. Поэтому, строго говоря, анатомо-физиологической основой способностей человека являются не просто задатки, а развитие задатков, то есть не просто природные особенности его организма (безусловные рефлексы), но и то, что приобретено им в процессе жизни – системы условных рефлексов. Задатки – это то, на основе чего у человека формируются те или иные способности. Задатки – это также предпосылки к формированию и развитию способностей, то есть то, что дано (или задано – отсюда название «задатки») человеку еще до того, как у него будут формироваться и развиваться соответствующие способности.

Самое общее, традиционное определение задатков связывает их с некоторыми врожденными свойствами, которыми обладает организм человека. Речь идет о таких свойствах, появление и развитие которых у человека практически не зависит от его обучения и воспитания, и которые возникают и развиваются по законам генетики, в процессе созревания организма.

Что же такое способность? Способности можно определить как устойчивые индивидуально – психологические особенности личности, от которых зависят их успехи в различных видах деятельности.

Понимание способностей человека, которое характерно для современной психологии сложилось не сразу. В разные исторические эпохи и различные периоды развития психологии под способностями понимали различные вещи.

В самом начале накопления психологических знаний, с древнейших времен и до 17 века, способностями души назывались все возможные психологические качества присущие человеку. Это было наиболее широкое и неопределенное понимание способностей, в котором не выделялась специфика способностей как таковых на фоне других психологических свойств человека.

Когда было доказано, что не все способности являются врожденными, что их развитие зависит от обучения и воспитания, способностями стали называть лишь такие психологические свойства, которые человек приобретает в процессе жизни. Это произошло в 18-19 вв. Окончательное современное представление о том, что такое способности и чем они отличаются от других психологических свойств человека, сложилось лишь в 20 веке.

Наряду с понятием «способности» в научный оборот вошли такие понятия как одаренность, талант и гениальность. Попытаюсь ответить на следующий вопрос: в чем разница между этими понятиями.

Одаренность – это врожденная склонность к успешному освоению некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют человека, который имеет хорошие задатки данному виду деятельности. Нужно отметить, что быть одаренным – не означает быть способным к выполнению соответствующей деятельности. Это лишь означает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.

Талант – это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. При определении понятия "талант" подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант – это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. В словаре иностранных слов также подчеркивается, что талант (гр. talanton) – выдающееся врожденное качество, особые природные способности. Одаренность рассматривается, как состояние таланта, как степень выраженности таланта.

Одаренным может быть ребенок, человек, который только приступает к освоению соответствующей деятельности, а талантливым – как правило, взрослый человек, ученый, писатель, художник и любой другой, кто своим трудом доказал свою талантливость на деле.

Гениальный – это человек, который не только талантлив, но уже добился в своей области выдающихся и признанных успехов. Если одаренных людей очень много (практически каждый человек может быть в чем-то одаренным), способных – тоже не мало, но несколько меньше, чем одаренных (далеко не все из них в силу разных причин могут полностью развить свои задатки и превратить их в способности), то талантливых довольно не много, а гениальных – только единицы.

У человека имеется множество различных способностей, которые делятся на следующие основные группы: природно-обусловленное (иногда их не совсем верно именуют врожденными) и социально-обусловленные способности (иногда их также и вполне справедливо называют приобретенными), общее и специальные способности, предметные и коммуникативные способности.

Рассмотрим природно-обусловленную группу способностей. Это такие способности, для которых, во-первых, необходимы врожденные природные задатки, во-вторых, способности, которые в основном формируются и развиваются на основе таких задатков. Обучение и воспитание, безусловно, оказывают положительное влияние и на формирование этих способностей, однако конечный результат, который может быть достигнут в их развитии, существенно зависит от имеющихся у человека задатков. К примеру, если человек имеет с рождения высокий рост и неплохие задатки к развитию точных, координированных движений, то при прочих равных условиях он сможет добиться больших успехов в развитии своих спортивных способностей, связанных, например, с игрой в баскетбол, чем тот человек, который подобных задатков не имеет.

Способности человека могут находиться на разных уровнях развития, и в связи с этим можно предложить еще одно, нетрадиционное понимание задатков как того, что фактически предшествует появлению и развитию у человека способностей определенного уровня. В этом случае в качестве задатков или предпосылок к развитию способностей более высокого уровня могут рассматриваться уже сформировавшиеся у человека способности более низкого уровня. При этом способности более низкого уровня развития не обязательно являются врожденными. Например, знание элементарной математики, полученное в школе, может выступать в качестве предпосылки, задатка к развитию способностей к высшей математике.

Вопрос о том, каковы органические основы задатков, занимает умы ученых очень давно, примерно с XVII века и до сих пор привлекает к себе повышенное внимание. Самая последняя версия о возможной анатомо-физиологической основе задатков, возникшая к середине XX века связывает задатки с генотипом человека, т.е. со строением генов. Эта идея частично подтверждается по отношению к фактам, касающимся врожденных нарушений интеллектуальной деятельности человека. Действительно, умственная недостаточность часто имеет генетическую основу. Однако до сих пор не удалось обнаружить генетическую особенность положительных способностей, т.е. задатков в их позитивном понимании.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека . Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.

На личность человека оказывают воздействие также кризисы возрастного развития . Переходя из одного возраста в другой, более старший, человек оказывается психологически не вполне подготовленным к вынужденному изменению потребностей, ценностей, образа жизни. Многие люди, став старше, болезненно расстаются со старыми привычками и с трудом отказываются от возможностей, которые они имели будучи молодыми. Они не в состоянии быстро психологически приспособиться к новому для себя положению и образу жизни. Человек, становясь пожилым, как правило, теряет внешнюю привлекательность, друзей молодости. Он уже не в состоянии выдерживать длительные и психологические нагрузки, которые раньше были ему вполне по силам. Все это начинает оказывать влияние на характер человека, и он как личность постепенно изменяется. В период возрастных кризисов могут происходить аномальные изменения личности человека. Аномальным является такое направление развития человека как личности, в ходя которого он или утрачивает прежнее, положительные личностные свойства, или приобретает новые отрицательные личностные качества.

Состояние здоровья также является одним из компонентов биологического формирования личности. Хорошее состояние здоровья способствует успешному развитию. Неудовлетворительное здоровье тормозит процесс развития. Тяжелое хроническое заболевание сказывается на психологии человека как личности. Больной человек обычно чувствует себя неполноценным, вынужден отказываться от того, что доступно здоровым людям и необходимо ему самому. В итоге у человека могут появиться разного рода комплексы, и он как личность постепенно изменится. Кроме того, больной человек физически чувствует себя не вполне благополучно, и от этого его настроение становится хронически негативным. Вольно или невольно это настроение начинает сказываться на взаимоотношениях с окружающими людьми. Отношения с ними портятся, и это, в свою очередь, начинает оказывать неблагоприятное воздействие на характер человека. Замечено, что при многих хронических нервных и органических заболеваниях со временем изменяется, причем не в лучшую сторону, характер человека.

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

В своей работе я не стремилась охарактеризовать все биологические факторы формирования личности, а только проанализировать влияние некоторых из них на развитие личностных качеств человека.

В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Если человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда дети раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.

Таким образом, в результате развития идет становление человека как биологического вида и социального существа. В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом обусловливает фактор наследственности. Наследственность проявляется в том, что ребенку передаются основные биологические признаки человека. С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, тип нервной деятельности, характер обмена веществ, ряд рефлексов. Не передаются по наследству приобретенные в течение жизни навыки и свойства, наукой не выявлено так же особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

К биологическим факторам относится врожденные особенности человека. Врожденные особенности – это особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

На личность человека оказывает воздействие так же кризисы возрастного развития. Изменение личности человека, которые происходят в период возрастных кризисов, могут оказаться аномальными, или отрицательными.

Биологическим фактором, оказывающим влияние на становление человека как личности, относится так же состояние здоровья. Хорошее состояние здоровья способствует успешному развитию. Неудовлетворительное здоровье тормозит процесс развития, сказывается на психологии человека как личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

· Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.– М., 1986г.

· Водзинский Д.И., Кочетов А.И., Кулинкович К.А. и др. Семейно – бытовая культура. Пособие для слушателей нар.ун-тов.–Мн.: Нар. асвета, 1987 г..–255 с.

· Герасимович Г.И., Делец М.И. и др. Энциклопедия молодой семьи.– Мн., 1987 г.

· Денисюк Н.Г. Традиции и формирования личности.– Мн., 1979 г.

· Ильенков Э.В. Что такое личность? – М; 1991 г.

· Ковалев А.Г. Психология личности, изд. 3, переработ. и доп. – М.,«Просвещение», 1969 г.

· Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.–М.: Просвещение, 1980 г.

· Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинскойпсихологии.– М.; «Медицина» (1976 г.)

· Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений М., Просвещение, 1995 г.

· Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 1997 г.

· Хьелл Д. ; Зиглер Д. Теория личности – М.; 1997 г.


Понятие модели является ключевым в общей теории систем. Моделирование как мощный - а часто и единственный - метод исследования подразумевает замещение реального объекта другим - материальным или идеальным.
Важнейшими требованиями к любой модели являются ее адекватность изучаемому объекту в рамках конкретной задачи и реализуемость имеющимися средствами.
В теории эффективности и информатике моделью объекта (системы, операции) называется материальная или идеальная (мысленно представимая) система, создаваемая и/или используемая при решении конкретной задачи с целью получения новых знаний об объекте-оригинале, адекватная ему с точки зрения изучаемых свойств и более простая, чем оригинал, в остальных аспектах .
Классификация основных методов моделирования (и соответствующих им моделей) представлена на рис. 3.1.1.
При исследовании экономических информационных систем (ЭИС) находят применение все методы моделирования, однако в этом разделе основное внимание будет уделено семиотическим (знаковым) методам.
Напомним, что семиотикой (от греч. semeion - знак, признак) называют науку об общих свойствах знаковых систем, т. е. систем конкретных или абстрактных объектов (знаков), с каждым из которых сопоставлено некоторое значение . Примерами таких систем являются любые языки

Рис. 3.1.1. Классификация методов моделирования

(естественные или искусственные, например, языки описания данных или моделирования), системы сигнализации в обществе и животном мире и т. п.
Семиотика включает три раздела: синтактика; семантика; прагматика.
Синтактика исследует синтаксис знаковых систем безотносительно к каким-либо интерпретациям и проблемам, связанным с восприятием знаковых систем как средств общения и сообщения.
Семантика изучает интерпретацию высказываний знаковой системы и с точки зрения моделирования объектов занимает в семиотике главное место.
Прагматика исследует отношение использующего знаковую систему к самой знаковой системе, в частности - восприятие осмысленных выражений знаковой системы.
Из множества семиотических моделей в силу наибольшего распространения, особенно в условиях информатизации современного общества и внедрения формальных методов во все сферы человеческой деятельности, выделим математические, которые отображают реальные системы с помощью математических символов. При этом, учитывая то обстоятельство, что мы рассматриваем методы моделирования применительно к исследованию систем в различных операциях, будем использовать общеизвестную методологию системного анализа, теории эффективности и принятия решений.

Еще по теме 3. ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ Методы моделирования систем:

  1. Имитационные модели экономических информационных систем Методологические основы применения метода имитационного моделирования
  2. Раздел III ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА УСЛУГ
  3. ГЛАВА 1. УПРАВЛЯЕМЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КАК ОБЪЕКТ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
  4. Основы структурного моделирования маркетинговой системы медицинских услуг
  5. Раздел IV ПРИМЕР ПРИКЛАДНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГА В ИМИТАЦИОННОМ МОДЕЛИРОВАНИИ
  6. Концепция моделирования финансовой сферы маркетинговых систем

Учебное пособие для вузов

2-е изд., перераб. и доп.

2014 г.

Тираж 1000 экз.

Формат 60х90/16 (145x215 мм)

Исполнение: в мягкой обложке

ISBN 978-5-9912-0193-3

ББК 32.882

УДК 621.395

Гриф УМО
Рекомендовано УМО по образованию в области телекоммуникаций в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Сети и системы коммутации», «Многоканальные телекоммуникационные системы»

Аннотация

Рассмотрены алгоритмы моделирования дискретных и непрерывных случайных величин и процессов. Изложены принципы и алгоритмы моделирования информационных сигналов, описываемых Марковскими процессами с дискретным и непрерывным времени Рассмотрены принципы моделирования систем массового обслуживания. Описаны особенности описания и использования фрактальных и мультифрактальных процессов для моделирования телекоммуникационного трафика. Анализируются методы и примеры моделирования информационных систем с использованием специализированных пакетов прикладных программ Matlab, Opnet, Network simulator.

Для студентов, обучающихся по специальностям "Сети и системы коммутации", "Многоканальные телекоммуникационные системы", "Информационные системы и технологии".

Введение

1 Общие принципы моделирования систем
1.1. Общие понятия модели и моделирования
1.2. Классификация моделей
1.3. Структура моделей
1.4. Методологические основы формализации функционирования сложной системы
1.5. Моделирование компонентов
1.6. Этапы формирования математической модели
1.7. Имитационное моделирование
Контрольные вопросы

2 Общие принципы построения систем и сетей связи
2.1. Концепция построения систем и сетей связи
2.2. Многоуровневые модели сети
2.2.1. Трехуровневая модель
2.2.2. Архитектура протоколов ТСР/IР
2.2.3. Эталонная модель OSI
2.3. Структура сетей связи
2.3.1. Глобальные сети
2.3.2. Локальные вычислительные сети
2.3.3. Топологии вычислительной сети
2.3.4. Локальные сети Ethernet
2.4. Сети Frame Relay
2.5. IP-телефония
Контрольные вопросы

3 Моделирование случайных чисел
3.1. Общие сведения о случайных числах
3.2. Программные методы генерирования равномерно распределенных случайных чисел
3.3. Формирование случайных величин с заданным законом распределения
3.3.1. Метод обратных функций
3.3.2. Приближенные методы преобразования случайных чисел
3.3.3. Метод отсеивания (метод генерации Неймана)
3.4. Методы, основанные на центральной предельной теореме
3.5. Алгоритмы моделирования часто употребляемых случайных величин
3.6. Алгоритмы моделирования коррелированных случайных величин
3.7. Формирование реализаций случайных векторов и функций
3.7.1. Моделирование n-мерной случайной точки с независимыми координатами
3.7.2. Формирование случайного вектора (в рамках корреляционной теории)
3.7.3. Формирование реализаций случайных функций

4 Моделирование дискретных распределений
4.1. Распределение Бернулли
4.2. Биномиальное распределение
4.3. Распределение Пуассона
4.4. Моделирование испытаний в схеме случайных событий
4.4.1. Моделирование случайных событий
4.4.2. Моделирование противоположных событий
4.4.3. Моделирование дискретной случайной величины
4.4.4. Моделирование полной группы событий
4.5. Потоки событий
4.6. Обработка результатов моделирования
4.6.1. Точность и количество реализаций
4.6.2. Первичная статистическая обработка данных
Контрольные вопросы

5 Алгоритмы моделирования стохастических сигналов и помех в системах связи
5.1. Алгоритм моделирования нестационарных случайных процессов
5.2. Алгоритмы моделирования стационарных случайных процессов
5.3. Методы моделирования сигналов и помех в виде стохастических дифференциальных уравнений
5.4. Примеры моделей случайных процессов в системах связи
5.4.1. Модели информационных процессов
5.4.2. Модели помех
5.4.3. Характеристика основных видов помех
Контрольные вопросы

6 Марковские случайные процессы и их моделирование
6.1. Основные понятия марковского случайного процесса
6.2. Основные свойства дискретных цепей Маркова
6.3. Непрерывные марковские цепи
6.3.1. Основные понятия
6.3.2. Полумарковские процессы
6.3.3. Процессы гибели и размножения
6.4. Модели непрерывнозначных марковских случайных процессов на основе стохастических дифференциальных уравнений
6.5. Моделирование марковских случайных процессов
6.5.1. Моделирование дискретных процессов
6.5.2. Моделирование скалярных непрерывнозначных процессов
6.5.3. Моделирование непрерывнозначных векторных процессов
6.5.4. Моделирование гаусcовского процесса с дробно-рациональной спектральной плотностью
6.5.5. Моделирование многосвязных последовательностей
6.5.6. Моделирование марковских процессов с помощью формирующих фильтров
6.5.7. Алгоритм статистического моделирования марковских цепей
Контрольные вопросы

7 Примеры марковских моделей
7.1. Марковские модели речевого диалога абонентов
7.1.1. Состояния речевого сигнала
7.1.2. Модели диалога
7.2. Марковские модели речевого монолога
7.3. Пуассоновский процесс, управляемый марковским в моделях речи
7.4. Марковские модели цифровых последовательностей на выходе кодека G.728
7.5. Статистическое уплотнение источника речевых пакетов с учетом марковской модели телефонного диалога
7.6. Марковская модель беспроводного канала с механизмом ARQ/FEC
7.7. Пакетирование ошибок
7.8. Расчёт характеристик потока ошибок по параметрам модели
7.8.1. Оценка параметров потока ошибок
7.8.2. Оценка адекватности модели потока ошибок
7.9. Марковские модели оценки QoS мультимедийных сервисов реального времени в Интернете
7.9.1. Понятие мультимедийных сервисов реального времени
7.9.2. Анализ и моделирование задержек и потерь
7.10. Модели потоков мультимедийного трафика
Контрольные вопросы

8 Системы массового обслуживания и их моделирование
8.1. Общая характеристика систем массового обслуживания
8.2. Структура системы массового обслуживания
8.3. Системы массового обслуживания с ожиданием
8.3.1. Система обслуживания M/M/1
8.3.2. Система обслуживания M/G/1
8.3.3. Сети с большим числом узлов, соединенных каналами связи
8.3.4. Приоритетное обслуживание
8.3.5. Система обслуживания M/M/N/m
8.4. Системы массового обслуживания с отказами
8.5. Общие принципы моделирования систем массового обслуживания
8.5.1. Метод статистических испытаний
8.5.2. Блочные модели процессов функционирования систем
8.5.3. Особенности моделирования с использованием Q-схем
Контрольные вопросы

9 Моделирование информационных систем с использованием типовых технических средств
9.1. Моделирование систем и языки программирования
9.2. Основные сведения о языке GPSS
9.2.1. Динамические объекты GPSS. Транзактно-ориентированные блоки (операторы)
9.2.2. Аппаратно-ориентированные блоки (операторы)
9.2.3. Многоканальное обслуживание
9.2.4. Статистические блоки GPSS
9.2.5. Операционные блоки GPSS
9.2.6. Другие блоки GPSS
9.3. Имитационное моделирование сети ETHERNET в среде GPSS
Контрольные вопросы

10 Моделирование систем передачи информации
10.1. Типовая система передачи данных
10.2. Помехоустойчивость передачи дискретных сигналов. Оптимальный прием
10.3. Оценка вероятности ошибочного приема дискретных сигналов с полностью известными параметрами
10.4. Помехоустойчивость дискретных сигналов со случайными параметрами
10.5. Помехоустойчивость дискретных сигналов при некогерентном приеме
10.6. Помехоустойчивость дискретных сигналов со случайными существенными параметрами
10.7. Алгоритмы формирования дискретных сигналов
10.8. Алгоритм формирования помехи
10.9. Алгоритм демодуляции дискретных сигналов
10.10. Структура имитационного комплекса и его подпрограмм
10.11. Программная среда Mathworks Matlab и пакет визуального моделирования Simulink
10.11.1. Техническое описание и интерфейс
10.11.2. Пакет визуального моделирования Simulink
10.11.3. Создание и маскирование подсистем
10.11.4. Пакет расширений Communications Toolbox
10.12. Моделирование блоков системы передачи данных стандарта WiMAX
10.12.1. Моделирование передатчика
10.12.2. Моделирование канала передачи
10.12.3. Моделирование приемника
10.12.4. Реализация модели в системе Mathlab
10.13. Результаты имитационного моделирования системы WiMAX
Контрольные вопросы

11 Самоподобные процессы и их применение в теле- коммуникациях
11.1. Основы теории фрактальных процессов
11.2. Мультифрактальные процессы
11.3. Оценка показателя Херста
11.4. Мультифрактальный анализ с использованием программного обеспечения
11.4.1. Описание программного обеспечения
11.4.2. Примеры оценки степени самоподобия
11.5. Алгоритмы и программное обеспечение для мультифрактального анализа
11.6. Влияние самоподобия трафика на характеристики системы обслуживания
11.7. Методы моделирования самоподобных процессов в теле-трафике
11.8. Исследование самоподобной структуры трафика Ethernet
11.9. Перегрузочное управление самоподобным трафиком
11.10. Фрактальное броуновское движение
11.10.1. RMD-алгоритм генерации ФБД
11.10.2. SRA-алгоритм генерации ФБД
11.12. Фрактальный гауссовский шум
11.12.1. БПФ-алгоритм синтеза ФГШ
11.12.2. Оценка результатов моделирования
Контрольные вопросы

12 Моделирование узла телекоммуникационной сети
12.1. Основные положения протокола Frame Relay
12.2. Проектирование узла сети Frame Relay
12.3. Результаты имитационного моделирования маршрутизатора FR с кодеками G.728 на входе
12.4. Влияние самоподобия трафика на QoS
Контрольные вопросы

13 Специализированные системы имитационного моделирования вычислительных сетей
13.1. Общая характеристика специализированных пакетов прикладных программ сетевого моделирования
13.2. Общие принципы моделирования в среде OPNET Modeler
13.3. Примеры применения OPNET
13.3.1. Модель для оценки качества обслуживания
13.3.2. Реализация модели локальной сети
Контрольные вопросы

14 Имитационное моделирование с помощью сетевого имитатора Network simulator 2
14.1. История создания и архитектура пакета NS2
14.2. Создание объекта имитатора
14.3. Создание топологии сети
14.4. Задание параметров генераторов
14.4.1. Exponential On/Off
14.4.2. Pareto On/Off
14.5. Два основных алгоритма организации очереди
14.6. Адаптивная маршрутизация в NS2
14.6.1. Интерфейс прикладного программирования на пользовательском уровне
14.6.2. Внутренняя архитектура
14.6.3. Расширения на другие классы
14.6.4. Недостатки
14.6.5. Список команд, используемых для имитации динамических сценариев в NS2
14.6.6. Пример динамической маршрутизация в NS2
14.7. Запуск программы сценария в NS2
14.8. Процедура обработки результатов моделирования
14.9. Пример моделирования беспроводной сети
14.10. Пример имитационного моделирования качества передачи потокового видео с использованием пакета NS 2
14.10.1. Структура программно-аппаратного комплекса для оценки качества потокового видео
14.10.2. Функциональные модули ПАК
14.10.3. Оценка качества видео

Задачи и функции информационной системы.

ИС может решать две группы задач. Первая группа связана с чисто информационным обеспечением основной деятельности (отбор необходимых сообщений, их обработка, хранение, поиск и выдача субъекту основной деятельности с заранее заданной полнотой, точностью и оперативностью в наиболее приемлемой форме). Вторая группа задач связана с обработкой полученной информации/данных в соответствии с теми или иными алгоритмами с целью подготовки решений задач, стоящих перед субъектом основной деятельности. Для решения таких задач ИС должна обладать необходимой информацией о предметной области. Для решения таких задач ИС должна обладать определенным искусственным или естественным интеллектом. Информационная система - система поддержки и автоматизации интеллектуальных работ - поиска, администрирования, экспертиз и экспертных оценок или суждений, принятия решений, управления, распознавания, накопления знаний, обучения. Задачи первой группы - это задачи информатизации общества "вширь".

Задачи второй группы - задачи информатизации

общества "вглубь".

Для решения поставленных задач ИС должна выполнять следующие функции:

 отбор сообщений из внутренней и внешней среды, необходимых для реализации основной деятельности;

 ввод информации в ИС;

 хранение информации в памяти ИС, ее актуализация и поддержание целостности;

 обработка, поиск и выдача информации в соответствии с заданными СОД требованиями. Обработка может включать и подготовку вариантов решения пользовательских прикладных задач.

Информационная система (ИС) - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает использование персонального компьютера в качестве основного технического средства переработки информации. ИС является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, БД, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения.

Функциональная структура информационной системы.

В ИС целесообразно выделять три самостоятельных функциональных подсистемы.

Подсистема отбора информации. Информационная система может обрабатывать/перерабатывать только ту информацию, которая в нее введена. Качество работы ИС определяется не только ее способностью находить и перерабатывать нужную информацию в собственном массиве и выдавать ее пользователю, но и способностью отбирать релевантную информацию из внешней среды. Такой отбор осуществляет подсистема отбора информации, которая накапливает данные об информационных потребностях пользователей ИС (внутренних и внешних), анализирует и упорядочивает эти данные, образуя информационный профиль ИС.

Подсистема ввода, обработки/переработки и хранения информации осуществляет преобразования входной информации и запросов, организацию их хранения и переработки с целью удовлетворения информационных потребностей абонентов ИС.

Реализация функций данной подсистемы предполагает наличие аппарата описания информации (систем кодирования, языка описания данных (ЯОД) и т. д.), организации и ведения информации (логическая и физическая организация, процедуры ведения и защиты информации и т. д.), аппарата обработки и переработки информации (алгоритмы, модели и т. д.).

Подсистема подготовки и выдачи информации непосредственно реализует удовлетворение информационных потребностей пользователей ИС (внутренних и внешних). Для выполнения этой задачи подсистема проводит изучение и анализ информационных потребностей, определяет формы и методы их удовлетворения, оптимальный состав и структуру выходных информационных продуктов, организует сам процесс информационного обеспечения и сопровождения.

Выполнение указанных функций требует наличия аппарата описания и анализа информационных потребностей и их выражения на языке ИС (в том числе ЯОД, ИПЯ, языке индексирования и т. д.), а также аппарата непосредственно информационного обеспечения (процедуры поиска и выдачи информации, языки манипулирования данными и т. д.). Многие функции подсистем ИС дублируются или пересекаются, что является предметом оптимизации при проектировании ИС. Автоматизация ИС в связи с этим сопровождается перераспределением элементов ИС.

Автоматизация предполагает формализованное представление (структуризацию) как функций ИС, так и самой обрабатываемой в ИС информации, которое и позволяет осуществлять ввод, обработку/переработку, хранение и поиск информации с использованием ЭВМ. Любая формализация характеризуется тем или иным уровнем адекватности создаваемого образа реальной действительности (модели) самой действительности. Причем, адекватность модели реальной действительности определяется как свойствами самой действительности, так и возможностями используемого аппарата ее формализованного представления.

С этой точки зрения "уровень автоматизации" ИС тесно связан со "степенью структурируемости" информации. Различают три уровня структурируемости информации: Жесткоструктурируемая информация (данные)- информация, формализованное представление которой современными средствами ее структурирования (в частности, языками описания данных) не приводит к потере адекватности модели информации самой исходной

информации. Слабоструктурируемая информация - информация, формализованное представление которой приводит к значительным потерям адекватности модели информации самой исходной информации.

Неструктурируемая информация - информация, для которой в настоящее время не существует средств ее формализованного представления с приемлемым на практике уровнем адекватности. Средства представления такой информации должны обладать высокими смысловыразительными способностями. Разработка таких средств в настоящее время идет по линии создания языков описания знаний и ИПЯ с высокой семантической силой.

Методологии построения информационных систем.

Индустрия разработки автоматизированных информационных систем управления зародилась в 1950-х - 1960-х годах и к концу века приобрела вполне законченные формы.

На первом этапе основным подходом в проектировании ИС был метод «снизу-вверх», когда система создавалась как набор приложений, наиболее важных в данный момент для поддержки деятельности предприятия. Такой подход отчасти сохраняется и сегодня. В рамках «лоскутной автоматизации» достаточно хорошо обеспечивается поддержка отдельных функций, но практически полностью отсутствует стратегия развития комплексной системы автоматизации

Следующий этап связан с осознанием того факта, что существует потребность в достаточно стандартных программных средствах автоматизации деятельности различных учреждений и предприятий. Из всего спектра проблем разработчики выделили наиболее заметные: автоматизацию ведения бухгалтерского аналитического учета и технологических процессов. Системы начали проектироваться «сверху-вниз», т.е. в предположении, что одна программа должна удовлетворять потребности многих пользователей.

Сама идея использования универсальной программы накладывает существенные ограничения на возможности разработчиков по формированию структуры базы данных, экранных форм, по выбору алгоритмов расчета. Заложенные «сверху» жесткие рамки не дают возможности гибко адаптировать систему к специфике деятельности конкретного предприятия Таким образом, материальные и временные затраты па внедрение системы и ее доводку под требования заказчика обычно значительно превышают запланированные показатели.

Согласно статистическим данным, собранным Standish Group (СШЛ), из 8380 проектов, обследованных в СШЛ в 1994 году, неудачными оказались более 30% проектов, общая стоимость которых превышала 80 миллиардов долларов. При этом оказались выполненными в срок лишь 16% от общего числа проектов, а перерасход средств составил 189% от запланированного бюджета.

В то же время, заказчики ИС стали выдвигать все больше требований, направленных на обеспечение возможности комплексного использования корпоративных данных в управлении и планировании своей деятельности. Таким образом, возникла насущная необходимость формирования повой методологии построения информационных систем.

Согласно современной методологии, процесс создания ИС представляет собой процесс построения и последовательного преобразования ряда согласованных моделей на всех этапах жизненного цикла (ЖЦ) ИС. На каждом этапе ЖЦ создаются специфичные для него модели - организации, требований к

ИС. проекта ИС. требований к приложениям и т.д. Обычно выделяют следующие этапы создания ИС: формирование требований к системе, проектирование, реализация, тестирование, ввод в действие, эксплуатация и сопровождение.

Начальным этапом процесса создания ИС является моделирование бизнес-процессов, протекающих в организации и реализующих ее цели задачи. Модель организации, описанная в терминах бизнес-процессов бизнес- функций, позволяет сформулировать основные требования к ИС.

В основе проектирования ИС лежит моделирование предметной области. Для того чтобы получить адекватный предметной области проект ИС в виде системы правильно работающих программ, необходимо иметь целостное, системное представление модели, которое отражает все аспекты функционирования будущей информационной системы. При этом под моделью предметной области понимается некоторая система, имитирующая структуру или функционирование исследуемой предметной области и отвечающая основному требованию - быть адекватной этой области.

Предварительное моделирование предметной области позволяет сократить время и сроки проведения проектировочных работ и получить более эффективный и качественный проект. Без проведения моделирования предметной области велика вероятность допущения большого количества ошибок в решении стратегических вопросов, приводящих к экономическим потерям и высоким затратам на последующее перепроектирование системы. Вследствие этого все современные технологии проектирования ИС основываются на использовании методологии моделирования предметной области.

К моделям предметных областей предъявляются следующие требования:

Формализация, обеспечивающая однозначное описание структуры предметной области;

Понятность для заказчиков и разработчиков на основе применения графических средств отображения модели;

Реализуемость, подразумевающая наличие средств физической реализации модели предметной области и ИС;

Обеспечение опенки эффективности реализации модели предметной области на основе определенных методов и вычисляемых показателей.

Функциональное моделирование IDEF0: основные определения и положения.

Программа интегрированной компьютеризации производства ICAM (ICAM - Integrated Computer Aided Manufacturing) направлена на увеличение эффективности промышленных предприятий посредством широкого внедрения компьютерных (информационных) технологий. В США это обстоятельство было осознано еще в конце 70-ых годов, когда ВВС США предложили и реализовали

Методология IDEF (ICAM Definition), позволяет исследовать структуру, параметры и характеристики производственно-технических и организационно- экономических систем (в дальнейшем, там, где это не вызывает недоразумений – систем). Общая методология IDEF состоит из трех частных методологий моделирования, основанных на графическом представлении систем:

IDEF0 используется для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающие эти функции.

IDEF1 применяется для построения информационной модели, отображающей структуру и содержание информационных потоков, необходимых для поддержки функций системы;

IDEF2 позволяет построить динамическую модель меняющихся во времени поведения функций, информации и ресурсов системы.

К настоящему времени наибольшее распространение и применение имеют методологии IDEF0 и IDEF1 (IDEF1X), получившие в США статус федеральных стандартов. Методология IDEF0, особенности и приемы применения которой описываются в настоящем Руководящем документе (РД), основана на подходе, разработанном Дугласом Т. Россом в начале 70–ых годов и получившем название SADT (Structured Analysis & Design Technique - метод структурного анализа и проектирования). Основу подхода и, как следствие, методологии IDEF0, составляет графический язык описания (моделирования) систем, обладающий следующими свойствами.

Для правильного отображения взаимодействий компонентов ИС важно осуществлять совместное моделирование таких компонентов, особенно с содержательной точки зрения объектов и функций.

Методология структурного системного анализа существенно помогает в решении таких задач.

Структурным анализом принято называть метод исследования системы, которое начинается с ее общего обзора, а затем детализируется, приобретая иерархическую структуру с все большим числом уровней. Для таких методов характерно: разбиение на уровни абстракции с ограниченным числом элементов (от 3 до 7); ограниченный контекст, включающий только существенные детали каждого уровня; использование строгих формальных правил записи; последовательное приближение к результату.

Определим ключевые понятия структурного анализа деятельности предприятия (организации).

Операция - элементарное (неделимое) действие, выполняемое на одном рабочем месте.

Функция - совокупность операций, сгруппированных по определенному признаку.

Бизнес-процесс - связанная совокупность функций, в ходе выполнения которой потребляются определенные ресурсы и создается продукт (предмет, услуга, научное

открытие, идея), представляющая ценность для потребителя.

Подпроцесс - это бизнес-процесс, являющийся структурным элементом некоторого бизнес-процесса и представляющий ценность для потребителя.

Бизнес-модель - структурированное графически описание сети процессов и операций, связанных с данными, документами, организационными единицами и прочими объектами, отражающими существующую или предполагаемую деятельность предприятия. Существуют различные методологии структурного моделирования предметной области, среди которых следует выделить функционально-ориентированные и объектно- ориентированные методологии.

Описание системы с помощью IDEF0 называется функциональной моделью. Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес- процессов, в котором используются как естественный, так и графический языки. Для передачи информации о конкретной системе источником графического языка является сама методология IDEF0.

Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы. Сначала проводится описание системы в целом и ее взаимодействия с окружающим миром (контекстная диаграмма), после чего проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности.

Инструментальная среда BPwin.

Моделирование деловых процессов, как правило, выполняется с помощью case-средств. К таким средствам относятся BPwin (PLATINUM technology), Silverrun (Silverrun technology), Oracle Designer (Oracle), Rational Rose (Rational Software) и др. Функциональные возможности инструментальных средств структурного моделирования деловых процессов будут рассмотрены на примере case- средства BPwin.

BPwin поддерживает три методологии моделирования: функциональное моделирование (IDEF0); описание бизнес- процессов (IDEF3); диаграммы потоков данных (DFD). BPwin имеет достаточно простой и интуитивно понятный интерфейс пользователя. При запуске BPwin по умолчанию появляется основная панель инструментов, палитра инструментов (вид которой зависит от выбранной нотации) и, в левой части, навигатор модели - Model Explorer).

При создании новой модели возникает диалог, в котором следует указать, будет ли создана модель заново или она будет открыта из файла либо из репозитория ModelMart, затем внести имя модели и выбрать методологию, в которой будет построена модель.

Как было указано выше, BPwin поддерживает три методологии - IDEF0, IDEF3 и DFD, каждая из которых решает свои специфические задачи. В BPwin возможно построение смешанных моделей, т. е. модель может содержать одновременно диаграммы как IDEF0, так и IDEF3 и DFD. Состав палитры инструментов изменяется автоматически, когда происходит переключение с одной нотации на другую.

Модель в BPwin рассматривается как совокупность работ, каждая из которых оперирует с некоторым набором данных. Работа изображается в виде прямоугольников, данные - в виде стрелок. Если щелкнуть по любому объекту модели левой кнопкой мыши, появляется контекстное меню, каждый пункт которого соответствует редактору какого-либо свойства объекта.

На начальных этапах создания ИС необходимо понять, как работает организация, которую собираются автоматизировать. Руководитель хорошо знает работу в целом, но не в состоянии вникнуть в детали работы каждого рядового сотрудника. Рядовой сотрудник хорошо знает, что творится на его рабочем месте, но может не знать, как работают коллеги. Поэтому для описания работы предприятия необходимо построить модель, которая будет адекватна предметной области и содержать в себе знания всех участников бизнес-процессов организации.

Наиболее удобным языком моделирования бизнес- процессов является IDEF0, где система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций. Такая чисто функциональная ориентация является принципиальной - функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют. Это позволяет более четко смоделировать логику и взаимодействие процессов организации.

Процесс моделирования системы в IDEF0 начинается с создания контекстной диаграммы- диаграммы наиболее абстрактного уровня описания системы в целом, содержащей определение субъекта моделирования, цели и точки зрения на модель.

Работы(Activity) обозначают поименованные процессы, функции или задачи, которые происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты.

Работы изображаются в виде прямоугольников. Все работы должны быть названы и определены. Имя работы должно быть выражено отглагольным существительным, обозначающим действие (например, "Деятельность компании", "Прием заказа" и т.д.). Работа"Деятельность компании" может иметь, например, следующее определение: "Это учебная модель, описывающая деятельность компании". При создании новой модели (меню File/New) автоматически создается контекстная диаграмма с единственной работой, изображающей систему в целом.

Стрелки (Arrow) описывают взаимодействие работ и представляют собой некую информацию, выраженную существительными.(Например, "Звонки клиентов", "Правила и процедуры", "Бухгалтерская система".)