Человек и информация в современном обществе. Человек в информационно-компьютерном обществе

Информация - главный продукт каждого государства, а человек - это тот, кто осуществляет эту информацию. Мир стремительно меняется. Требуются личности, постоянно пополняющие свои знания, способные вести диалог на всех уровнях коммуникации: от национальных и региональных до глобальных. Мы не должны забывать слова Махатмы Ганди: «Вселенная начинается у порога твоего дома. Но плохо, когда там и заканчивается». В этих условиях особую актуальность и значимость приобретают исследования билингвизма как явления современной цивилизации. То же самое касается структуры информации. Она не должна где-то остановиться, должно развиваться вместе с человеком. А человек в информационном обществе должен быть информирован всеми информациями планеты. Само слово информация - ознакомление, разъяснение, представление - емкое и многогранное понятие. Формы и методы информации весьма разнообразны. Они совершенствовались многие тысячелетия, и в связи с техническим прогрессом появляются все новые и все более массовые виды информации.

Информация - структурированный порядок отношений, представляющий собой определенный норматив порядка совершения

Байгожина Дана Онирбековна - студентка факультета журналистики Казахского Национального университета им. аль-Фараби (г. Алматы) (e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript)

специфического действия, при котором реализуется косвенный порядок возбуждения активности в принимающей информацию стороне. Этим информационный способ придания активности принимающей информацию стороне отличается от физического способа, при котором, в отличие от информационного, энергия действия напрямую расходуется на покрытие потребностей активности (или для разрушения и т. п.) получающей это действие стороны. То есть «информация» означает такой порядок взаимодействия, когда характер поступка принимающей стороны определен информационно, а источник подпитывающей эту активность энергии никак не связан (или практически не связан) с передающим информацию источником (он может находится в составе самой принимающей стороны или где-либо еще). Содержательная часть информации, если ее обозначить понятием «данные» (в человеческом измерении - «сведения»), представляет собой способ хранения неких структурированных связей в их непрямой представленности. Например, в отсутствии реальной физической гайки, она будет храниться в виде чертежа гайки. В пределах данного определения информация понимается как порядок действия только таких систем, у которых наличествует буферное исполнение хранилища данных, для этого исполнения обязательно состояние «пустого буфера». В подобном смысле безбуферные структуры типа биологических генов не подпадают под данное определение «информации» и требуют истолкования как параинформационные структуры.

Хорошое информационное общество - приоритет внешней политики, который обусловлен не только прагматичными факторами или актуальными политическими установками, но и предопределен историческими предпосылками и долговременными культурно-цивилизационными потребностями. Для нас - это больше, чем стандартный формат многостороннего сотрудничества государств. Если к этому добавить общность задач в контексте политических и социально-экономических преобразований, в сфере глобальной безопасности и региональной стабильности, то можно констатировать, что именно объективные предпосылки обусловили обоюдную ориентированность наших государств на углубление сотрудничества, поднятия его на уровень стратегического партнерства. А главное богатство информация и человек.

Важность в будущем - воспитание молодежи в духе взаимного уважения и дружбы между народами. процесс личностного станов-

ления молодежи - объективный и перманентный, поэтому данный вакуум заполнила стихия - споннтанное влияние среды, новых ценностей социального бытия, а также хлынувший на молодежь мощный поток неконтролируемой информации, преследующей исключительно коммерческие интересы и выгоды. Молодые люди являются не только носителями той среды, в которой они выросли, но и ее апологетами, в том числе и негативных ее сторон. Глеб Успенский в свое время писал о человеке, оказавшемся вне привычной обстановки, как о «готовом подчиниться в чуждой ему среде всевозможным влияниям с наивностью ребенка, не имеющего возможности знать и понимать, что в этих условиях зло и что добро».

Человек - это особый этап, который связан с поиском себя в мире, приобщенности к нему, с выработкой собственного мировоззрения,с определением своей самобытности и уникальности. В этот период актуальны вопросы о смысле жизни вообще и смысле своей жизни, о назначении человека, о собственном Я. От того, насколько развит аксиологический потенциал будущего специалиста, в значительной мере зависят его профессиональная жизнь и качество его профессиональной деятельности, а следовательно, конкурентоспособность личности. В деле воспитания современных подростков большое значение играет масс-медиа, так как средства массовой информации стали важнейшим источником информации о мире. Характеризуя круг интересов подростков, мы констатируем, что безусловным лидером является телевидение и интернет. Они - основная сфера, откуда растущая личность узнает о современном мире. В ХХ и ХХI в. мы стали свидетелями невиданного информационного взрыва, происходящего в результате стремительного развития новейших технологий. Никто сейчас не решится оспаривать тот факт, что научную революцию сменила революция информационная, явившаяся причиной создания нового «информационного общества». «Кто владеет информацией, тот владеет всем». Каждая новая эпоха, даже десятилетие, требует от человека профессии новых качеств. «Человек - эффект загадки, которую нужно разгадать».

Самое главное для нас в сегодняшней ситуации в информационном обществе - действовать решительно и эффективно: использовать шанс показать себя, показать свои креатив и эффективность, а также хлынувший на молодежь мощный поток неконтролируемой информации, преследующей исключительно коммерческие интересы и выгоды.

Человек является не только носителем той среды, в которой он вырос, но и ее апологетом, в том числе и негативных ее сторон.

Накопление человечеством опыта и знаний при освоении природы смешалось с освоением информации. Именно этот процесс и привел к образованию инфосферы. Такое понятие, как обработка информации, появилось совсем недавно, но обрабатывать информацию люди начали еще в древние времена. Сначала из поколения в поколение информация передавалась устно. Это были сведения о профессиональных навыках, например о приемах охоты, обработки охотничьих трофеев, способах земледелия и др. Но затем информацию стали фиксировать в виде графических образов окружающего мира. Первые наскальные рисунки, изображающие животных, растения и людей, появились примерно 20-30 тыс. лет назад. Начатый поиск более современных способов фиксирования информации привел к появлению письменности. На чем только люди не писали! В Индии - на пальмовых листьях, в Вавилоне - на глиняных плитках, на Руси пользовались берестой. Как видим, письменность - новый шаг человечества в области хранения и передачи информации. Однако первым революционным явлением в этой сфере стало изобретение печатного станка, благодаря которому появилась книга, и таким образом стало возможно массовое тиражирование профессиональных знаний, зафиксированных на материальном носителе.

Сегодня потоки книг, сливаясь с потоками технической документации и многотомной справочной литературой, образуют океаны информации. Эту информацию необходимо хранить и передавать потребителю, для чего нужен мобильный и емкий носитель. Но книга является неудобным, сложным, дорогим, а главное, «медленным» носителем информации. Вся многогранность содержания раскрывается человеку при перелистывании, чтении и просматривании книги. Она не может непосредственно влиять на производственный процесс. Сначала человеку необходимо найти нужную ему книгу, освоить накопленные в ней знания, которые позже смогут дать толчок дальнейшему развитию производства. Книга, как носитель информации, сегодня уже отстает от стремительного продвижения человечества по пути освоения природы.

Был и другой вид информационной деятельности. Отдельные государства, стремясь к расширению своих территорий, проводили агрессивную политику по отношению к своим соседям. Подго-

товка и ведение боевых действий требовали информации о военном потенциале противника. Ее добывали, например, через разведчиков. Тогда остро встал вопрос о защите информации от утечки в посторонние руки. Стали развиваться методы кодирования, разрабатываться способы быстрой и безопасной пересылки информации.

Шли годы, рос объем информации, которой обменивалось общество. Для сбора, переработки и распространения информации создавались издательства и типографии - родилась информационная промышленность. Газеты, журналы и другие издания, выпускаемые большими тиражами, зачастую, кроме полезной информации, обрушивали на человека огромное количество и ненужных, бесполезных сведений. Для обозначения таких лишних сведений придумали специальный термин - информационный шум. Помимо печати, появились и другие средства массовой информации - радио и телевидение. Иобщество привыкло к тому, что когда говорят об информации, то речь идет о сведениях, полученных по радио, из газет и т. д.

Мы уже цитировали слова Глеба Успенского о человеке. К этому следует дополнить также действия по агрессивному переносу в новую для себя среду, усвоенных правил и норм поведения, составляющих субкультуру, не всегда отвечающую интересам общества и коллектива.

Личность находится под влиянием разных структур, групп, субэкономических механизмов, субкультур и вынуждается самими условиями своего существования выбирать, сопоставлять, оценивать и ко всему относиться с некоторой дозой критичности и рефлексии, а часто под их напором подчиняться. В этой ситуации человек в новой для себя обстановке вынужден, с одной стороны, приобретать индивидуалистические черты, а с другой стороны - унифицироваться культурно и духовно. Одной из задач работы с молодежью является проверка и развитие творческих способностей - нужна формация людей, открытых, сориентированных на достижения, оптимистичных, способных к кооперации и воодушевленных каким-то делом, готовых взять на себя ответственность в пределах своих возможностей. Очень важно воспитать молодежь в духе взаимного уважения и дружбы между народами. А для этого нужна хорошая информационная система, информационное общество.

Человек как индивид, личность и индивидуальность характеризуется пятью потенциалами: гносеологическим, аксиологическим, творческим, коммуникативным и художественным. Еще одна особенность потребности - это процесс ее опредмечивания. Состояние потребности характеризуется своей четкой предметной направленностью, причем эта ориентированность на внешний мир предполагает достижение в каком-то определенном качестве включения этого внешнего во внутреннюю систему жизнедеятельности индивида.

Важно подчеркнуть также и то, что сама по себе формулировка принципа опредмечивания только ставит, но не освещает ряд вопросов, имеющих прямое отношение к практике образования: при каких условиях и как некоторая потребность «наполняется» предметным содержанием, какие конкретно психологические процессы обеспечивают опредмечивание, т. е. что лежит за аллегорией встречи потребности с предметом. Сами по себе предметы материальной и духовной культуры автоматически ценностью не наделяются. На рубеже ХХ и XXI вв. мы стали свидетелями невиданного информационного взрыва, происходящего в результате стремительного развития новейших технологий. Никто сейчас не решится оспаривать тот факт, что научную рефолюцию сменила рефолюция информационная, явившаяся причиной создания нового «информационного общества». Информационные ресурсы общества становятся в настоящее время определяющим фактором его развития как в научно-техническом, так и в социальном плане. Можно в этом смысле констатировать верность известного выражения «кто владеет информацией, тот владеет миром». Информационный обмен лежит в основе всякого знания. Знания и информация по сути нераздельны, однако между ними нельзя ставить знак равенства. Знание превращается в информацию только тогда, когда оно связано с возможностью коммуникации.

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации. Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика, иные периодические формы публичного распространения массовой информации.Средства массовой информации (СМИ) - это составная часть политической системы общества. Каково общество, такова и система массовой информации. В то же время СМИ осуществляют

серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие. Они могут содействовать прогрессу или тормозить его. СМИ выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей. Их деятельность имеет важные общественно-политические следствия, так как характер информации, адресуемой аудитории, определяет ее отношение к действительности и направление социальных действий. Поэтому, по общему признание политологов, СМИ не просто информируют, сообщают новости, но и пропагандируют определенные идеи, взгляды, учения, политические программы и тем самым участвуют в социальном управлении. Путем формирования общественного мнения, выработки определенных социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определенным поступкам, действиям. В демократическом правовом государстве каждый гражданин имеет обеспеченное законом право знать обо всем, что происходит внутри страны и в мире. Как справедливо подчеркивается во многих исследованиях и вытекает из многообразной и богатой практики, без гласности нет демократии, без демократии нет гласности. В свою очередь, гласность и демократия не мыслимы без свободной, независимой печати. СМИ в данном случае являются такими же компонентами демократической системы, как парламент, исполнительные органы власти, независимый суд. В этом плане СМИ называют еще четвертой властью. Это образное выражение не только говорит о них как о власти, но и указывает на своеобразный, специфический, непохожий на власть законодательную, исполнительную и судебную характер этой власти. В чем это своеобразие? Прежде всего в том, что это - власть невидимая. Она не располагает какими-либо законодательными, исполнительными, правоохранительными и другими социальными органами. Оружие СМИ - слово, звук, изображение, несущее определенную информацию, т. е. сообщение, суждение, оценки, одобрение или осуждение явлений, событий, поступков, поведения отдельных лиц, групп людей, партий, общественных организаций, правительства и т. д. Пресса оказывает свободному обществу неоценимую услугу, являясь зеркалом, смотря в которое оно узнает лучше само себя. Отсутствие такого «зеркала» ведет к перерождению и вырождению. История свидетельствует о том, что все лидеры тоталитарных режимов, не желающие всматриваться в свое истинное отражение, плохо закончили. СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически

противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. Следовать данному принципу далеко не просто. К нему должны привыкнуть не только журналисты, но и само общество. А это, как показывает опыт, трудный и болезненный процесс. Специфические свойства журналистики как деятельности и СМИ как института предопределяют необходимость особого статуса журналистики и СМИ внутри политического процесса и его отдельных направлений. СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т. е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причем в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредствам которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества. Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы. Последние обеспечивают общество оперативной информацией. Они должны сказать человеку сегодня о том, что произошло вчера и сегодня. Отсутствие достоверной информации порождает слухи, мифы, а в кризисные моменты - страх, панику, неразбериху. Обладая большими правами и возможностями, работники СМИ несут ответственность перед обществом, и злоупотребление свободой слова законадательно наказуемо во всех странах мира. В результате изменения информационной ситуации сегодня мир, по выражению канадского ученого М. Маклюэна, похож на большую деревню, где все известно. События, произошедшие в самой отдаленной точке планеты, как правило, в тот же день становятся достоянием людей во всех цивилизованных странах. Телевидение, спутниковая связь преодолевают расстояния и границы. Активные попытки руководителей стран тоталитарных режимов скрыть информацию, помешать информационному обмену напоминает скорее донкихотовскую войну с ветряными мельницами. Какими же данными в настоящее время характеризуется развитие СМИ в мире, какие основные тенденции этого развития? В мире издается свыше 8 тыс. солидных ежедневных газет, общий тираж которых поднимается до 0,5 млрд. экз., работает свы-

ше 20 тыс. радиостанций. В 133 странах мира работает телевидение. Согласно нормам, установленным ЮНЕСКО, для цивилизованной страны минимальное количество источников информации на тысячу человек населения должно насчитывать сто экземпляров газет, сто радиоприемников, сто телевизоров. Этим стандартам полностью соответствует 25 стран Европы, 4 страны Северной и Южной Америки, в Азии - Япония. Отметим, что вместе с тем, в освободившихся странах Азии, Африки, Латинской Америки насыщенность СМИ чрезвычайно низка. Например, в 9 странах американского континента вообще нет своих газет, а большинство стран африканского континента не имеют национальной системы средств массовой информации. Таким образом, СМИ являются важной составной частью политической системы современного общества. Их сущность, характер и функции в значительной степени определяются социально-политическим устройством общества. В тоталитарном обществе печать, радио, телевидение служат органической частью командно-административной системы, находятся в жестком подчинении у правящей элиты, партийной бюрократии, в результате чего их деятельность сводится не к информированию населения о происходящем в мире, поиску истины, а к пропаганде готовых, брошенных сверху идей, догм, установок, содействуя организации выполнения не всегда разумных планов. В демократическом правовом государстве СМИ удовлетворяют информационные интересы общества, осуществляет невидимый контроль за деятельностью законодательных, исполнительных, судебных органов, общественных организаций и движений, политических деятелей. Формируя и выражая общественное мнение, стремления и настроения людей, их определенных групп, печать и другие СМИ являются, по образному выражению, своеобразной «четвертой властью», властью общественного судьи, народного стража порядка и справедливости.

Профессии и люди в информационном обществе. Современное общество нашей страны уже стали называть информационным. Это то общество, где активно и быстро среди населения распространяются информация и знания, высока их роль для жизни человека, где в сфере информации и знания работает большая часть населения. А каков же рядовой человек, личность, гражданин в обществе информационном? Каковы его характерные черты и признаки?

В какой-нибудь из африканских стран большинство населения будет занято сельским хозяйством, в отдельно взятой азиатской - работой в промышленности и производством промышленных товаров, а вот в какой-нибудь из стран европейских – именно информацией и работой со сферой знаний. Поэтому типичный гражданин страны, где построено информационное общество, скорее всего, окажется работником сферы знаний и информации. То есть учителем, преподавателем, тренером интеллектуальных тренингов и семинаров, менеджером по рекламе, по связям с общественностью, логистом, экономистом, бухгалтером, инженером, программистом, администратором компьютерных сетей… Список можно продолжать и продолжать!

В таком обществе развиты информационные технологии, потому гражданин будет иметь о них хорошее представление и уметь ими пользоваться (например, дома у него установлен телевизор, в сумке уложен ноутбук, а в кармане смартфон).

Ориентация в сфере знаний и информации. Еще один важный момент в жизни личности в информационном обществе – она постоянно испытывает на себе огромный, изливающийся на ее информационный поток. С того момента, как человек проснулся утром, чтобы ехать, например, в техникум на занятия и включил телевизор, чтобы сделать утреннюю гимнастику вместе с видео-тренером, поток информации не заканчивается, пока он не засыпает. Она доходит до человека через многочисленные СМИ, через общение с людьми, наружную рекламу в населенном пункте и так далее. Каждый фрагмент информации настроен на то, чтобы побудить человека к определенному действию, что-то донести до него (например, купить новые колготки или проголосовать за Ивана Иваныча). Поэтому ежедневно гражданин информационного общества «фильтрует» море информации: какую-то запоминает, какую-то пропускает мимо ушей, какой-то верит, а какую-то считает ложью.

Умение разбираться в информационных полях и пространствах. Возможность разобраться в море информации и знаний, сделать в нем верный выбор, применить их правильно в своей жизни, отличить ложные информации и знания от истинных – вот то требование, которое цивилизация выдвигает к современному человеку. К члену общества информационного. Это требование дает выживание и полноценную жизнь для того, кто сумеет ему соответствовать.

Мудрецы говорят: "Кто владеет знанием, тот владеет миром!" Этот тезис с таким же успехом можно применить и к получению информации в современном человеческом обществе. Сегодня человек и информация тесно связаны между собой. И здесь хорошо срабатывает правило: кто первый узнал, тот и в выигрыше, а кто с опозданием - проиграл.

Человек и информация

Познавая окружающее, люди всегда соприкасаются с Вначале, на первом этапе взаимодействия, происходит впитывание и Это помогает (а иногда и заставляет) верно оценивать события, происходящие в обществе и мире. Итак, на втором этапе взаимодействия происходит анализ данных, их качественная обработка мозгом. А затем уже вырабатывается личное мнение, суждение о происходящем событии. В результате человек и информация, полученная им, максимально сливаются, приобретая личностный аспект.

Происхождение и значение слова

Само понятие «информация» происходит от латинского слова information (разъяснение, сведение). Это понятие - категория общенаучная, у которой существует множество определений и трактовок. Если не слишком углубляться в разночтения, то можно сказать, что в повседневной жизни информация отождествляется с полученными сведениями, знаниями в устном, зрительном, письменном, электронном виде (в наши дни всеобщей компьютеризации). Информация в играет важную роль. К примеру, она позволяет повысить уровень знаний по определенному вопросу, интересующему индивидуума. А обмен информацией формирует более объемное представление о предмете дискуссии.

Информация в жизни человека

Владение информацией издревле считалось уделом избранных. Не секрет, что в некоторых древнейших сообществах простому народу обучение не позволялось или делалось все для того, чтобы владение знаниями стало труднодоступным. Жрецы и первосвященники, монахи в секретных монастырях, знахари-отшельники всячески скрывали информацию от простолюдинов, не допуская в святая святых.

Сегодня человек в мире информации получает доступ относительно свободно к любому интересующему его источнику. Открытость информации - одно из основных условий Связано это напрямую и с развитием всемирной Сети, опоясывающей все континенты земного шара. Человек и информация в материальном мире современности взаимосвязаны намного теснее, чем в предыдущие эпохи. И любой среднестатистический гражданин свободной страны имеет право на свободный доступ: шила в мешке уже не утаишь!

Средства массовой информации

В нынешнем социальном обществе важнейшую роль для человека играют СМИ. С их помощью люди узнают об основных и второстепенных событиях в области науки, культуры, политики, других отраслей. Вначале это были газеты и радио, которые публиковали статьи и в устной форме рассказывали о случившемся. Затем появилось ТВ как мощнейший рычаг, воздействующий на многие умы до сих пор. После, с развитием Интернета - электронные средства информации, которые можно с уверенностью назвать поистине массовыми: некоторые статьи и ролики набирают миллионы просмотров, а это значит, что ими воспользовалось великое множество людей во многих странах мира.

Значение и свойства

В нашем скоростном мире, который не случайно называют веком информации, от нее многое зависит: развитие общества, экономическое и политическое, сама жизнь людей, их безопасность и здоровье. Анализируя полученной из различных источников (как правило, опытные журналисты, к примеру, используют минимум три подтвержденных), корреспонденты оценивают ее понятность, актуальность на данном этапе, полезность для общества, этичность, достоверность. Причем в различных ситуациях разные свойства одних и тех же данных выходят на первый план. К примеру, новостная передача по ТВ должна содержать максимум достоверности и актуальности о событиях сегодняшнего дня или прошедшей недели. А научно-популярная статья в электронной газете содержать максимум полезной и интересной информации, подтвержденной научными данными.

В сегодняшнем мире и "информация" максимально сближаются. Можно сказать, что без информации нет а без человека - нет информации, которая обрабатывается, публикуется и анализируется людьми!

Считается, что наиболее развитые страны в настоящее время функционируют в качестве информационных обществ. В такого рода обществах социально-экономические успехи и сдвиги зависят в первую очередь от производства, переработки, хранения, распространения среди членов общества информации.

Первые ЭВМ, были созданы, в 30-х годах XX в. Они использовались в основном для вычислений. Главным элементом ЭВМ первого поколения было электромеханическое реле. Основными компонентами компьютеров второго поколения (начало 60-х годов) стали полупроводниковые транзисторы. В машинах третьего и четвертого поколений используются соответственно большие и сверхбольшие интегральные схемы на полупроводниковых пластинах миниатюрных размеров. Машины пятого поколения, создаваемые с середины 80-х годов, в основном базируются, как и их предшественники, на полупроводниковой технике. Ожидается, что машины пятого поколения позволят решить комплекс так называемых интеллектуальных задач, т. е. таких задач, которые подвластны только интеллекту человека. Уменьшение энергоемкости, стоимости, габаритов ЭВМ, широкое использование их в различных сферах человеческой жизни - все это привело к развитию информационных технологий. Общество стало информационным. Впечатляют объем памяти ЭВМ, скорость выполняемых ими операций и разнообразие последних. Подобно тому как человек не способен бегать со скоростью света, он не в состоянии с надеждой на успех состязаться с ЭВМ в скорости выполнения вычислительных действий. С учетом этого человек стремится использовать достоинства технических устройств. Информацию можно быстро обработать, быстро передать, ее удобно хранить. Итак, компьютеризация современного общества - это факт. В этой связи предстоит понять философский смысл происходящей компьютерной революции. Займемся рефлексией на этот счет.

Первой основой информационной технологии является рационализация . Компьютеризация общества прежде всего выступает как его всемерная рационализация, организация деятельности человека в соответствии с целесообразностью. Истоки рациональности вынуждают вспомнить имена выдающихся философов Нового времени, прежде всего Лейбница и Декарта. Норберт Винер писал: "Если бы мне пришлось выбирать в анналах истории наук святого - покровителя кибернетики, то я выбрал бы Лейбница". Лейбниц - философ, физик, математик, техник, языковед, логик. Объединяя достижения многих наук, он строит уникальную для своего времени счетную машину. Ссылкой на Лейбница мы желаем подчеркнуть, что истоки информационной технологи восходят к идеям философии Нового времени, впрочем, для их развития понадобились века.

Второй необходимой базой информатизации общества выступает развитый изоморфизм . Изоморфизм - это соответствие между объектами и процессами различной природы.

Становлению информационной технологии предшествовал целый ряд успехов по развитию идеи изоморфизма. Были найдены параллели изоморфного типа между разделами математики, между математикой и логикой, между логикой и языкознанием, между мозговыми процессами и языком, между системами алгебры и логики и техническими системами. Информационная технология выступает как система изоморфизмов, простирающаяся от интеллектуальной деятельности человека до намагничиваний и размагничиваний в элементах ЭВМ. Сам факт изоморфизма часто вызывает изумление, кажется невозможным его существование. Неужели ЭВМ изоморфна человеческому мозгу? Между тем изоморфизм существует. Таков уж наш мир, что в нем достаточно много изоморфных связей. Лишь в своей природной основе они имеют естественный характер, чаще же они являются своеобразными следствиями культивирования человеком своей символической деятельности. Зачем человеку считать самому, если он может поручить это машине, что позволит ему сэкономить главный ресурс своего будущего, время. ЭВМ считает для человека, она делает то же, что и он, но в символическом виде.

Третьей необходимой базой информационной технологии является развитие техники. Думается, это положение не нуждается в пространном доказательстве. Информатизация стала явью лишь там, где была развернута мощная материальная база по производству вычислительной техники.

Наконец, информационная технология требует определенных экономических, социальных и политических институтов . В обществе с неразвитыми идеалами свободы и демократии широкое распространение информационной технологии в принципе невозможно. И ясно почему. Информационная технология предполагает неограниченный доступ пользователей к банкам данных, обмен разнообразной информацией, быстрое принятие и осуществление практических решений. Но все это отсутствует в недемократических странах.

Итак, становление и развитие информационной технологии оказалось возможным благодаря комплексу научных, технических и социально-политических достижений. Став одной из господствующих сил, информатизация общества привела к глобальным научным, техническим, социальным, этическим и другим последствиям; видимо, грядут еще более масштабные изменения. С последствиями и перспективами, как желательными, так и нежелательными, компьютерной революции - заметим, что специалисты выделяют несколько, обычно три, компьютерные революции, - читатель может ознакомиться в специальной литературе. Мы же отметим лишь главный философский результат преобладания в обществе информационной технологии. Он заключается в доминировании не искусственно-технического, а информационного подхода.

Выше уже отмечалось, что техника принесла с собой новый, искусственно-технический подход, чуждый созерцательности рафинированного естественно-научного подхода. В информационном обществе на первый план выходит информационный подход. Его рассматривают обычно как дальнейшее развитие искусственно-технического подхода, не выходящим за его пределы. Если это даже и так, то тем не менее информационному подходу присущи вполне определенные особенности. Суть в том, что достоинства информационной техники не определяются ее вещественно-энергетическими характеристиками, как это имеет место в случае большинства привычных нам артефактов типа архитектурных сооружений, самолетов, автомобилей. В центре информационного подхода находится не энергия, не вещество, а информация , ее потоки, короче, информационная технология. Всякая техника всегда символизирует человека. В полной мере это относится и к информационной технике. Но в информационной технике этот процесс символизации более сложен, он двухступенчатый по своему существу. Инженер понимает, что на пути к информационной технике он вначале - другого пути нет - должен "засимволизироваться" в вещественно-энергетическом смысле, а затем, на уже созданной базе, провести еще одну символизацию, уже непосредственно информационную.

В основе механизма символизации информации находятся два факта фундаментальной значимости. Факт первый: информация как мера неоднородности исходно данных объектов может быть воспроизведена в элементах ЭВМ. Факт второй: обработка информации есть некоторая форма вычислительного процесса, причем независимо от того, имеет ли он место в элементах компьютера или же в голове человека. Два указанных факта вместе означают, что в пределах информационной изоморфности компьютер и человек тождественны друг другу. Благодаря неустанным заботам человека эта область изоморфности постоянно расширяется, в очередной раз посрамляя относящихся с опаской к информационной технологии скептиков и, напротив, радуя компьютерных оптимистов. Компьютеры играют в шахматы, доказывают теоремы, проектируют, переводят тексты с одного языка на другой, общаются с человеком на естественном языке (интерфейс). Успехи компьютеризации показывают, что едва ли не абсолютное большинство происходящих в мире процессов рационально, т. е. при наличии соответствующих программных и аппаратных средств их можно "посчитать, вычислить". В связи с этим вполне естественно возникает вопрос о проблеме так называемого искусственного интеллекта.

Когда стремятся подчеркнуть различие компьютера и человека, то чаще всего указывают на неспособность компьютера оперировать универсалиями и целостными образами, чувствовать и любить, моделировать бессознательную интуитивную и творческую деятельность человека, понимать историко-культурный контекст явлений. На это компьютерные оптимисты отвечают, что нет таких присущих человеку интеллектуальных процессов, которые были бы принципиально непереводимы на язык вычислительных операций. Компьютерным оптимистам и компьютерным пессимистам нелегко прийти к общему мнению. Нам представляется вполне очевидным - в этом вообще мало кто сомневается, - что будущее принесет информационным технологиям новые успехи. С другой стороны, в соотношении человек - компьютер ведущей стороной выступает человек, именно человек символизирует себя в информационной технологии: не компьютер правит человеком. Компьютер, подобно человеку, владеет информацией, он, вполне возможно - по крайней мере, согласно некоторым концепциям, - понимает человека, но во всех случаях он выступает системой символически изоморфной человеку, не более того. В широком философском смысле не человек - символ компьютера, а наоборот, компьютер - символ человека. Пока нет сколько-нибудь серьезных оснований утверждать, что асимметричность соотношения человек - компьютер будет когда-либо нарушена. Таким образом, компьютеризация оставляет машине машинное, человеку человеческое.

Развитие информационных технологий ставит перед человечеством массу новых проблем, прежде всего по философскому осмыслению информационного образа жизни и содержания информационного подхода. Сам по себе информационный подход не есть панацея от бед человечества. Широкое использование компьютеров рационализирует деятельность человека, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалистов, позволяет достичь многочисленных положительных экономических эффектов. Но вместе с тем компьютерная революция может приводить к снижению индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, изоляции индивидов, усилению - с использованием банка данных - манипуляции людьми, дегуманизации труда. Чтобы этого не случилось, необходима целенаправленная философская работа, которая не позволила бы подвергнуть забвению гуманитарную составляющую информационного подхода. Наиболее значительными в этом смысле являются этические проблемы, ибо именно в них запросы человека получают свое пиковое выражение.

Информация -- главный продукт каждого государства, а человек -- это тот, кто осуществляет эту информацию. Мир стремительно меняется. Накопление человечеством опыта и знаний при освоении природы смешалось с освоением информации. Именно этот процесс и привел к образованию инфосферы. Такое понятие, как обработка информации, появилось совсем недавно, но обрабатывать информацию люди начали еще в древние времена. Сначала из поколения в поколение информация передавалась устно. Это были сведения о профессиональных навыках, например о приемах охоты, обработки охотничьих трофеев, способах земледелия и др. Но затем информацию стали фиксировать в виде графических образов окружающего мира.

Личность находится под влиянием разных структур, групп, субэкономических механизмов, субкультур и вынуждается самими условиями своего существования выбирать, сопоставлять, оценивать и ко всему относиться с некоторой дозой критичности и рефлексии, а часто под их напором подчиняться. В этой ситуации человек в новой для себя обстановке вынужден, с одной стороны, приобретать индивидуалистические черты, а с другой стороны -- унифицироваться культурно и духовно.

На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновацией, оригинальностью) оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно. Там личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую либо корпорацию, он не личность. В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, поскольку он жестко к ним не привязан, он может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции.

Современная наука и техническое творчество втягивают в орбиту человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и трансформируют их.

Основные стимулы трудовой деятельности в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе.

Если в доинформационном периоде своего развития общество в качестве стимула к действию эффективно использовало стремление человека к сытости, материальному комфорту, то при переходе к информационному обществу действие этих стимулов резко ослабевает, так как сносное удовлетворение физиологических потребностей человека требует незначительных усилий.

В информационном обществе необходимо найти общественный усилитель слабо выраженных духовных стимулов деятельности человека.

Стимулирующими деятельность человека усилителями могут быть:

  • - гарантии повышения общественного статуса;
  • - возможность получения элитного образования;
  • - общественная известность.
  • - специальная организация социально-экономического пространства.

Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном обществе. Основными чертами трудовой деятельности будут являться:

  • - физические перемещения будут заменены в той или иной мере информационными связями, т.е., образно говоря, произойдет замена перемещения людей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодня по оценкам экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное “надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей на рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройки производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного аппарата.
  • - из-за изменения структуры экономики и соответствующих изменений в сфере занятости возникнет необходимость в переподготовке больших масс населения; в течение активной жизни человек в информационном обществе вынужден будет несколько раз менять профессию.
  • - повысятся требования к интеллектуальным и творческим способностям человека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет проблема безработных поневоле, т.е. людей, находящихся в активном возрасте, но чьи способности к труду не будут отвечать новым требованиям. Чем значительнее будет эта группа, тем острее будет проблема их занятости.
  • - встанет проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального труда, готовность к этому представителей других социальных групп.

Так, например, компьютерный программист в США в среднем имеет около 40 тыс. $ в год (для сравнения: таксист - 40 тыс., офицер полиции - от 33 до 47 тыс., инженер на авиакосмическом заводе - 60 тыс. $ в год).

Возникает серьезная опасность “роботизации” человека, занятого информационным трудом.

Важным моментом является необходимость осуществления руководства в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы, стимулирующих конкуренцию и новаторство; обеспечение экономической и финансовой стабильности, содействующих сотрудничеству по оптимизации глобальных сетей; борьбе со злоупотреблениями, которые подрывают целостность сети, по сокращению разрыва в цифровых технологиях; инвестированию в людей и обеспечению глобального доступа и участия и этом процессе.