Чем вреден ли работающий комп в детской. Отрицательное влияние компьютера на здоровье ребенка. Социальное развитие ребенка

Первый и самый главный фактор - это нагрузка на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение через непродолжительное время у ребенка (или другого пользователя) возникает головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения. Однако заметим сразу, не компьютер является основной причиной развития близорукости у ребенка. Огромную роль в этом играет наследственность, телевизор, чтение в темноте. При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть существенно снижена.

1.1. Во-первых, вредны подеpгивания изобpажения из-за низкой частоты веpтикального обновления или из-за низкого качества pазвеpтки монитоpа.

1.2. Второй по значимости фактор утомляемости глаз - это содержание изображения . Перечислим варианты изображений по восходящей от наименее вредных до наиболее вредных:

1.2.1. Легче всего глаз воспринимает статическое, крупное цветное изображение в сопровождении звука. Поэтому, для глаза ребенка или взрослого достаточно безопасно рассматривать картинки или фотографии в сопровождении дикторского текста.

1.2.2. Хуже воспринимается рисование на компьютере. Здесь звук уже не играет отвлекающей роли, а всю работу выполняет глаз.

1.2.3. Намного тяжелее приходится зрению в том случае, когда ребенок (пользователь) вынужден читать с экрана текст. Поэтому Интернет - штука достаточно опасная, поскольку здесь приходится много читать, и читать быстро.

1.2.4. Ну и, наконец, настоящие убийцы глаза - это игры. Движущееся изображение, мелкие элементы - все это приводит к такому переутомлению, которое снимается очень нескоро.

Общий итог .

Насколько же компьютер опасен для зрения? Сравнивая его с телевизором, следует помнить, что разрешение дисплея и его качество во много раз выше качества телевизионной трубки. Однако дисплей, как правило, ближе. И все же можно считать, что нагрузка на глаз от монитора немного ниже, чем от телевизора. Поэтому время, проведенное за компьютером, и время, поведенное перед телевизором, следует суммировать .

2. Стесненная поза

Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье при работе с компьютером, является стесненная поза. Сидя за компьютером, ребенок (или взрослый) должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определенное положение, и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стесненной позы возникают следующие нарушения:

2.1.Затрудненное дыхание. Это самый коварный из всех врагов. Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным проявлениям.

2.2. Боли в мышцах спины, шеи и головные боли . Человеческое тело не приспособлено для того, чтобы проводить долгие часы в фиксированном положении. Длительные периоды неподвижности снижают приток крови к мышцам, что приводит к накоплению продуктов метаболизма, раздражающих нервы задействованных мышц. Если этот застой случается в мышцах плеч, спины или шеи, может возникнуть головная боль, поскольку мышцы передают "сигналы дискомфорта" нервам чувствительных тканей лица, головы и кожи черепа.

2.3.Остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы. Иногда возникает искривление позвоночника.

2.4.Заболевания суставов кистей рук. Это профессиональное заболевание, ранее преследовавшее машинисток в редакциях, а ныне - операторов компьютеров. При работе за компьютером рука человека вынуждена совершать множество мелких движений, сильно устает, а при длительной работе развиваются хронические заболевания.

Как помочь уменьшить вредное влияние стесненной позы.

Следует сидеть в максимально удобном положении в максимально удобном кресле. Ваша спина должна сохранять ровное положение, ноги должны прочно опираться на пол, а голову следует держать ровно, а не выпячивать вперед, подобно черепахе, выглядывающей из своего панциря. Кроме того, ваше кресло должно быть твердым, но обеспечивать достаточную опору в области поясницы. Поэтому, самое важное в уменьшении нагрузки - это правильно подобранная мебель. И столы, и стулья, и прочие аксессуары должны быть специализированны, причем подобраны именно для детей.

Стул. Хороший стул снимает половину нагрузки. Специальный операторский стул на роликах, с регулируемой спинкой, без подлокотников и вращающийся вокруг своей оси позволяет ребенку изменять позу во время работы. Дети с удовольствием ерзают на таких стульях, а значит, их грудная клетка и позвоночник работают. Газовый патрон дает возможность регулировать высоту строго индивидуально, и это так же снимает утомление.

Стол должен быть только специализированным, со специальной выдвижной доской под клавиатуру. Дело в том, что когда ребенок пишет, рисует, работает мышкой или играет, ему нужен высокий стол. Для печатания клавиатура должна быть расположена на 7-10 см. ниже. Выдвижная доска позволяет соблюсти все требования, и плюс к тому заставляет ребенка периодически изменять позу.

Проекционное оборудование на уроке - тоже не блажь. Если при работе на уроке давать задание через индивидуальное рабочее место, то нагрузка повышается. Использование демонстрационного проектора или телевизора нагрузку снижает.

3. Психическая нагрузка

Третий по важности фактор - это психическая нагрузка. Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Интересные игры требуют огромного напряжения, которого практически не бывает в обычных условиях. Эта область весьма мало изученная, поскольку современная мультимедиа-техника появилась лишь недавно. И все же можно психическую нагрузку уменьшить.

Во-первых, в работе следует делать перерывы . На уроке за этим следит учитель, дома на компьютере следует поставить таймер, например, из пакета Norton Utility. Каждые 30 минут - перерыв на 15 минут, для взрослого - 10 минут. Во время перерыва необходимо делать упражнения для зрения и на расслабление, описанные в самом конце рекомендаций.

Во-вторых, следует внимательно следить за содержательной стороной игр , в которые играет ребенок, за тем, что он программирует, и какие сайты он посещает. Хотя в общественном сознании укоренилась мысль о том, что самое вредное в компьютере - это излучения, на самом деле воздействие на психику ребенка может оказаться намного серьезнее.

4. Излучение

4.1. Радиация от компьютерного монитора - это вечное пугало всех родителей. На самом деле, как Вы убедились из вышеизложенного, другие факторы гораздо более реальные в отношении вредности. У современных мониторов приняты выдающиеся меры по обеспечению безопасности. В частности, того излучения, которое собственно называется радиацией (гамма-лучи и нейтроны) монитор практически не производит. В нем нет устройств со столь высокой энергией. Так же практически ничего не излучает системный блок. От монитора исходит незначительное по интенсивности рентгеновское излучение (ионизирующее излучение), которое в 2-3 раза меньше естественного радиационного фона. При таком уровне излучения видеодисплейный терминал (монитор) не представляет какой-либо опасности для здоровья человека

Вредными для человека являются другие виды излучений:

4.2.Постоянное электpостатическое поле высокой напpяженности. На электронно-лучевой трубке кинескопа имеется потенциал около 20 000 вольт (в 100 раз выше напряжения в сети). Создаваемое потенциалом постоянное электpостатическое поле действует на pасстоянии до полуметpа от экpана (а там и находится пользователь). Сам по себе потенциал не страшен, но этот потенциал создается между экраном дисплея и лицом оператора, и разгоняет осевшие на экран пылинки до огромных скоростей. И эти пылинки, как пули, врезаются в кожу того, кто сидит перед экраном. Это постоянное электpостатическое поле может быть вpедно пpи заболеваниях глаз и кожи. Реально постоянное электpостатическое поле можно опpеделить, если к экpану монитора поднести кусочек тонкой бумаги или волос и они будут притягиваться к экрану.

Для защиты от постоянного электpостатического поля (от других полей он не защищает) ранее использовались фильтpы в виде дополнительного экрана, прикрепляемые к экрану монитора. Дешевые китайские фильтpы неэффективны - они могут даже усиливать излучения. Фильтp сpабатывает - если только он заземлен - чтобы "стекали" заpяды статического электpичества. Если кусочек тонкой бумаги или волос пpитягиваются к повеpхности фильтpа, значит, он вас не защищает. Чаще всего так и бывает, так как правильное заземление фильтра обеспечить сложно. Если у вас современный монитор, то и не думайте об установке фильтра. Современные мониторы устроены так, что обладают высокой контрастностью при внешней засветке, а применение защитного фильтра нивелирует это их преимущество. От фильтра при современном мониторе будет больше вреда, чем пользы.

Если на монитоpе компьютеpа есть маpкиpовка LR (Low Radiation) - она должна свидетельствовать о пониженном напpяжении на аноде. Эта маpкиpовка не касается снижения вpедности дpугих излучений. Кpоме того она может быть подделкой, особенно если наклеена на панель, а не нанесена гpавиpовкой или качественной кpаской.

Имеются следующие современные способы борьбы с этим явлением:

Снижение количества пыли в помещении. В частности, в компьютерных классах крайне нежелательно применение мела, поскольку мел постепенно переходит с доски на лица детей путем разгона статическими полями. Обратите внимание - хороший компьютерный класс оборудован маркерной доской, кондиционером и пылеуловителем, а иногда "Люстрой Чижевского". Эти устройства снижают количество пыли в помещении, а "Люстра Чижевского" еще и подавляет статические поля.

Ну, а самый постой способ борьбы - после занятий на компьютере умыться холодной водой.

4.3. Высокочастотные электромагнитные поля. Их воздействие сравнимо с радиацией, но, к счастью, они очень быстро уменьшаются с расстоянием, элементарно экранируются и управляются. Основной их источник - отклоняющая электромагнитная система кинескопа. В современных мониторах все излучение отводится вверх и частично назад. Вперед не излучается ничего. Поэтому в школах компьютеры расставляют вдоль стен таким образом, чтобы люди не могли находиться возле их задних стенок. А вот наклоняться над монитором, чтобы поглядеть на него сверху, не рекомендуется.

4.4. Низкочастотные электромагнитные поля. Низкочастотные электромагнитные излучения до сих пор не считались вредными, поскольку от компьютера они ниже, чем, скажем, от электрического утюга. Однако по данным PC Week за февраль 2000 следует, что взаимодействие собственных полей монитора и внешних электромагнитных полей может вызывать интерференцию, из-за которой изображение на экране начинает мерцать, вызывая ухудшение зрения и головную боль. Радикальные способы борьбы с этим явлением пока, по сведениям журнала, не найдены.

КАК ПРЕДОХРАНИТЬ СЕБЯ И БЛИЗКИХ ОТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ МОНИТОРА?

Принимайте во внимание характеристики монитора при его приобретении! Желательно приобретать монитор со следующими характеристиками: 1) нелинейность гоpизонтальной и веpтикальной pазвеpток должна быть не более 1 пpоцента. 2)яpкость свечения экpана электpонно-лучевой тpубки должна составлять не менее 100 кд/кв.м. 3)изменение яpкости по площади экpана - не более 70 пpоцентов. 4)постоянное электpостатическое поле высокой напpяженности ---не более 500 В/м по всем стандаpтам. 5) Пеpеменное электpомагнитное поле высокой напpяженности - не более 10/1 В/м (MPR II - 25/2,5).

Примечание для специалиста : Уровень электрического и магнитного полей регламентируется несколькими междунаpодными стандаpтами безопасности монитоpа - наиболее мягкий -MPR II, сpедний - TCO 92 , наиболее жесткий - TCO 95. Стандарты MPR и TCO различаются тем, что в MPR II нормы интенсивности электромагнитного поля соответствуют таковым в ТСО, но замеряются не на 30 см от экранной поверхности, а на 50 см.

Самым безопасным для глаз монитором является монитор на жидких кристаллах и жидкокристаллический проектор, затем следуют профессиональные 15-дюймовые мониторы, 17-дюймовые мониторы и 14-дюймовые мониторы. Завершают список устаревшие мониторы с диагональю 14 дюймов выпуска ранее 1997 года. Условно нагрузку на зрение можно распределить так:

Следовательно, час игры на устаревшем мониторе по нагрузке на зрение равноценен двум часам игры на хорошем мониторе.

Общие нормы нагрузок для детей при работе с компьютером:

Если Вы внимательно прочитали все вышеизложенное, то поняли, что безопасная продолжительность работы ребенка за компьютером зависит от многих обстоятельств. При хорошем оборудовании рабочего места и правильном подборе рода занятий время безопасной работы может быть значительно продлено, в два-три раза по сравнению со старыми нормами. И, наоборот, при плохой организации рабочего места даже общепринятые нормы могут быть вредны для здоровья.

Российские специалисты по охране труда предлагают три вида нормативов:

Вариант 1 - это стандартные нормы, рассчитанные Министерством здравоохранения в расчете на компьютерные классы выпуска ранее 1997 года (Данные России). Они предполагают обыкновенную школьную мебель, устаревшие дисплеи, простое программное обеспечение и отсутствие динамических игр.

Вариант 2 - это более современные нормы, соответствующие нормам Лицея и примерно соответствующие специализированному домашнему рабочему месту. Они предполагают высококонтрастный дисплей, специальную мебель, наличие кондиционера и систем пылесбора, а так же работу в учебных программах (но не в Интернет).

Вариант 3 - это вариант экстра-класса, предусматривающий работу с ЖК-дисплеем.

Возраст, класс

Время занятий на компьютере в зависимости от варианта

Вариант 1

Вариант 3

запрещено

30 мин/неделю.

45 мин/неделю.

2-3 классы

30 мин/нед.

45 мин/неделю.

45 мин/неделю.

4-6 классы

1 час/нед.

1,5 часа в нед., но не более 45 мин в день

2 часа в нед., 1 час в день

7-9 классы

2 час/нед.

2,5 часа в нед., не более 1 часа в день

2,5 часа в нед., 1 час в день

10-11 классы

4 часа/нед.

6 часов в нед., не более 1 часа в день.

7 часов в нед., 1 час в день

В процессе обучения применяется следующая система для старших классов: компьютерный урок занимает 1,5 астрономических часа в день. Он начинается с 15-минутной теоретической части, затем 30 минут работы, 15 минут перерыв, еще 30 минут работы.

Заключение. Как снизить вредность компьютера

Итак, вкратце резюмируем, какие бывают вредности и как их снизить:

1. Снижение утомляемости глаз:

Хороший дисплей 15 дюймов (14 и 17 дюймовый мониторы более утомительны); правильное расстояние до дисплея (45-60 см);

Чтобы избавиться от бликов на экpане от дополнительных источников света ---они должны использоваться только для подсветки документов. Естественный свет должен падать сбоку (слева).

Вpемя непpеpывной pаботы с монитором: для взpослого - 2 часа; для pебенка - 30 минут; пеpеpыв - не менее 15 минут

Ограничение времени игры в игры, подобные Doom и работы в Интернете (самое вредное для зрения);

Поощрение мультимедиа со звуком (расслабляет зрение).

2. Снижение физического утомления (стесненной позы):

Специальный компьютерный стул на газпатроне, без подлокотников;

Специальный компьютерный стол с выдвижной доской под клавиатуру.

3. Снижение психического напряжения:

Ограничение времени игры в Doom (и в подобные игры) и работы в Интернете;

Регулярные перерывы по 15 минут через каждые 30 минут.

4. Снижение электромагнитного излучения:

Установка монитора задней стенкой к стене;

Исключение пыли в помещении; - умывание холодной водой после работы.

Понижение в воздухе концетpации легких аэpоионов и повышение тяжелых аэроионов при работе монитора вызывает головные боли. Необходимо хоpошо пpоветpивать помещение и,пpи возможности, установить ионизатоp.

Беpеменным и коpмящим матеpям pабота на компьютеpе запpещена (из-за возможного отрицательного действия электpомагнитного поля).

Как проконтролировать ребенка:

В последнее время на Западе достаточно часто встает вопрос, какую именно информацию получил ребенок из Интернета и чем он заниается на компьютере. Есть несколько простейших систем контроля.

Первое. Когда ребенок работает, изредка смотрите на содержимое экрана. Как ни прост этот совет, многие родители, оставляя ребенка наедине с компьютером, напрочь забывают о нем.

Второе. Есть такая интересная папка - C:/WINDOWS/Temporary Internet Files. Если в этой папке вдруг появились файлы с расширением.jpg, содержащие изображение голых женщин - значит, Ваше чадо посещало порносайты.

Третье. Если ребенок стал отдельным пользователем на компьютере, зайдите в него под его логином и паролем. И посмотрите, какие игрушки находятся на рабочем столе. Если логина и пароля не знаете, проверьте папки c:/Program Files и c:/games, а так же корневой каталог. Там тоже видны установленные игры.

Упражнения во время перерывов в работе с компьютером:

Для того, чтобы дать вашим глазам эффективный отдых, переместитесь на участок с освещением, отличным от вашего рабочего места, снимите очки или контактные линзы, если вы их носите, и закройте глаза ладонями. Всматривайтесь в эту темноту в течение тридцати секунд, затем закройте глаза, перед тем как убрать руки, и медленно откройте их.

Напряженные мышцы, особенно в области шеи и плеч, являются частой причиной головной боли. В перерывах работы с компьютером выполняйте растягивающие упражнения, чтобы расслаблять их - это поможет снять стресс и предупредит возникновение головной боли. Попробуйте выполнить упражнение, называющееся "шейные круги". Для максимальной пользы его следует выполнить несколько раз в течение примерно пяти минут: Поставьте ноги на ширине плеч. Медленно опустите подбородок на грудь и останьтесь в этом положении на несколько секунд. Глубоко дыша, выполните круговое движение головой вправо, пытаясь коснуться ухом плеча. Задержитесь в этом положении на несколько секунд, затем поверните голову влево, к левому плечу, опять делая паузу. Когда вы почувствуете, что мышцы расслаблены, начните медленно выполнять вращательные движения толовой вначале вправо три-пять раз, затем то же число раз влево. Закончите растягивающее упражнение (все еще глубоко дыша), подняв плечи вверх, пытаясь достать ими ушей, затем медленно опустите их. Повторите 5 раз.

Для улучшения состояния легких, глаз, мышц шеи и кистей рук в перерывах между работы на компьютере я использую упражнение, заимствованное из йоги:

1. Поставьте ноги на ширине плеч. Руки опустите вниз перед собой, сцепите пальцы «в замок» и выверните сцепленные кисти (ладони будут расположены плоскостью вниз).

2. Одновременно с глубоким вдохом поднимите сцепленные руки вверх и максимально отведите их назад, прогибаясь всем туловищем назад и максимально растягивая все мышцы в паузу после достижения максимальной амплитуды движения («стиль» этого растягивания позаимствуйте у своей или соседской кошки - то, как она потягивается после сна).

3. Вместе с глубоким (и шумным - со звуком) выдохом закройте глаза, полностью расслабьтесь, расцепите кисти, опустите их за шею и дайте им свободно упасть вниз вдоль вашего туловища. Одновременно расслабьте голову и дайте ей упасть вперед. В конце медленного выдоха немного согнитесь вперед в пояснице и подожмите живот (напрягите брюшные мышцы) для того, чтобы диафрагмой выжать весь «застоявшийся» воздух из ваших легких - такое глубокое завершение выдоха можно осуществить несколькими шумными выдыхательными движениями.

4. Сделайте несколько таких медленных дыхательных циклов в начале и в конце комплекса упражнений. Упражнение нужно делать на балконе или хотя бы у открытой форточки. Степень сгибания рук в локтевом суставе при их поднятии и траектория их падения при выдохе может варьировать в зависимости от ощущений наибольшей «приятности» от различных способов выполнения этих движений.

Кандидат медицинских наук Леонид Ростиславович Биттеpлих

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

КОМПЬЮТЕР:

вред или польза

для детей

дошкольного

возраста

город Губаха, 2016г

При правильном подходе к занятиям

на компьютере можно извлечь максимум пользы для развития ребенка . Б. Шлимович

За окном стоит XXI век. Сейчас в любом офисе, в любой организации работают на компьютерах. Их начинают изучать еще в школах. Конечно, очень важно, чтобы малыш умел свободно пользоваться компьютером.

Дети всегда очень остро реагируют, если они хоть в чем-то отстают от своих сверстников. На этой почве часто развиваются депрессии и комплекс неполноценности.

В торговой сети сейчас предлагают скидки, устраивают акции, поэтому большинство семей в состоянии приобрести своему чаду это чудо технической мысли.

Актуальность работы выражается в том, что без компьютера в 21 веке жить невозможно. Он является очень важным источником информации, способным влиять на развитие человека. В наше время идут большие дискуссии, споры, диспуты среди социологов, психологов, медиков о пользе и вреде компьютера на человека. Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Давайте проверим, как влияет компьютер на человека, чего больше он приносит человеку: пользы или вреда и как сохранить здоровье при работе на компьютере.

Польза компьютера для детей

· Растет технически грамотным.

· Развивает логическое мышление.

· Увеличивает скорость реакции, принятие решения.

· Учится концентрировать внимание.

· Учится визуально воспринимать объекты.

· Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.

· Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики.

· Выработка усидчивости.

· Улучшение памяти.

· Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени.

Самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации, то есть, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране.

Даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. У детей со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание непроизвольно и легко запоминается.

Игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. Иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, и обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений; написанных слов.

Но, все ли так хорошо и компьютер наш безобидный друг? Давайте рассмотрим другую сторону.

В последнее время тема агрессии и насилия на экранах телевизоров и мониторов совершенно оправданно беспокоит родителей, психологов и педагогов. Здесь нужно проявлять осторожность.

В игре, виртуальном компьютерном мире, где можно стать кем угодно, достаточно только "загрузить" игру. Для этого совсем не нужно прилагать много усилий, не надо соблюдать правила взрослых, можно не скрывать злость и агрессию.

Любая толстушка может стать топ-моделью, а щуплый паренек - супер-героем. И всего-то надо иметь компьютер и сотню рублей на новую игру. А если компьютер подключен к Интернету, то возможности становятся и вовсе безграничными.

Дети и взрослые играют в компьютерные и телефонные игры. Производство игр для компьютеров и мобильных телефонов - это мощная индустрия, и, к сожалению, наши дети неизбежно попадают в ее сети.

Вред компьютера для детей

· Компьютерная зависимость.

· Нервно-эмоциональное напряжение.

· Замена общения.

· Компьютерное излучение.

· Ребёнок забывает о реальном мире.

· Заболевания суставов кистей рук.

· Ухудшение зрения.

· Развитие сколиоза.

· Возникновение психологических проблем.

Компьютерная зависимость - проблема, с которой пытаются бороться во всем мире.

Главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

«Постарайтесь шагать рядом с ребёнком по дороге жизни – и ему не нужно будет удирать в виртуальный мир».

Дети и компьютер: вред и польза

Сегодня компьютер в доме - не просто дань моде, и совсем скоро он станет для детей таким же привычным, как для нас - телевизор. С одной стороны, мы понимаем, что надежное профессиональное будущее ребенка невозможно без освоения этого чуда техники, а с другой - у нас возникает закономерный вопрос: "Что ребенок приобретает, а что теряет при общении с "умной машиной"?" Ведь для большинства из нас компьютерная тема - по-прежнему одна из самых неизведанных.

Компьютер для самых маленьких

Дошколятам, собственный компьютер, конечно, не требуется. Малышам вполне достаточно нечастого общения с родительским компьютером. В огромном мире детских компьютерных игр есть игры и для этого возраста: маленький ребёнок может раскрашивать раскраски на компьютере или играть в пазлы. Для детей постарше множество обучающих компьютерных программ, помогающих в обучении чтению и счёту. Однако лучше не давать дошколёнку серьёзно «подсаживаться» на компьютерные игры, в этом возрасте, всё-таки, обычные настольные игры гораздо предпочтительнее. Развивающие компьютерные игры малышам, может быть, и не вредны, но они часто формально имитируют то, что можно сделать на бумаге. Многие родители верят в «миф» о том, что пользование компьютерной мышкой развивает у детей мелкую моторику. Это, конечно, преувеличение.

Компьютер – помощник школьника

Обычно, ребёнок 7-8 лет уже сознательно простит купить ему компьютер. И если у вас есть такая возможность - покупайте. Влияние компьютера на детей в этом возрасте очень благотворно и может помочь в развитии определенных навыков. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры детям помогут научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

Компьютер и здоровье ребёнка

Тут всё дело в чувстве меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное - ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей - время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа-полутора. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям - большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребенка, как физическом, так и психологическом. Поэтому, настройте яркость и контрастность компьютера так, чтобы глазам малыша было комфортно, а на «рабочий стол» установите картинку спокойных цветов. Также, желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокристаллический монитор. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребенок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.

Как правильно обустроить компьютерное место

Чтобы компьютер детям приносил только пользу, необходимо правильно обустроить рабочее место ребёнка. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым сидит ребёнок, должен подходить ему по росту. Ноги ребёнка не должны «болтаться» или быть пожатыми под себя, потому лучше подставить под ноги подставку и следить за тем, чтобы ребёнок ровно держал спину и не задирал голову. Монитор лучше расположить так, чтобы взгляд на него падал немного сверху вниз, а находиться он прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Экран лучше всего расположить на расстоянии 70–и сантиметров от глаз ребенка. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.

Как оторвать ребёнка от компьютера

Если маленького ребёнка невозможно оторвать от компьютерных игр без последующей истерики – это, конечно же, проявление изначально неправильной политики отношения взрослых. Родители то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то вдруг будто забывают об этом, позволяя ребёнку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет – то и ребёнок поступает, как ему хочется. Когда же дети постарше, особенно подростки, очень много времени проводят за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество, или потому, что им трудно общаться с домашними. Если же вы уверены, что дело просто в сильном увлечении, то для того чтобы оторвать ребенка от компьютера, лучше всего переключить его внимание на другое занятие. Неплохо будет увлечь ребенка спортом, найти ему какое-нибудь подвижное хобби. Если вы заметили, что компьютер дети предпочитают книге - это тревожный знак. Сколько бы полезной информации не было бы в Интернете - стоит попытаться увлечь ребёнка книжкой. Существует так же проблема качества той информации, которую ребёнок получает через Интернет, но это тема для отдельного разговора. Чтобы вокруг компьютера не возникало семейных скандалов и ссор, с детьми нужно изначально поговорить (но без «страшилок», нравоучений и давления!), просто и понятно объяснив, почему долго сидеть за компьютером детям вредно. Будьте честны с ребёнком – он это почувствует и запомнит на всю оставшуюся жизнь.

Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер - это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Так что, не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.


Все знают, что долго сидеть за компьютером вредно для здоровья, но в чем именно заключается вред, вряд ли могут объяснить. Впервые мы услышали об этом в те времена, когда компьютеры только появились в нашей стране. Стоит ли говорить, что с тех пор компьютеры изменились и похожи на своих предков не более, чем наши квартиры на пещеры питекантропов. Вместе с улучшением качества компьютеров менялись и факторы негативного воздействия ПК на организм человека. Те, что были на первом месте, например излучение, отошли на второй план. Появились новые, связанные в основном с резким ростом скорости подачи и переработки информации. Информационный поток стал настолько велик, что его воздействие продолжительное время не способны выдерживать ни наше зрение, ни наш мозг. Что уж говорить о детях...

Итак, по возможности учитывая то, "до чего дошел прогресс", рассмотрим факторы негативного влияния повсеместной компьютеризации на человека и способы борьбы с ними.

. В первую очередь работа на ПК отрицательно влияет на зрение. Именно из-за нагрузки на зрение даже через непродолжительное время занятий на компьютере у ребенка могут возникнуть головная боль и головокружение. Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.

Специалисты даже выделяют некий "компьютерный зрительный синдром", напоминающий конъюнктивит, который может появиться у ребенка после нескольких часов, проведенных перед экраном. В таком случае у детей краснеют глаза и возникает ощущение, что в глаза попал песок.

Однако заметим, что, по мнению специалистов, компьютер не является основной причиной развития близорукости у детей. Огромную роль в этом играет наследственность, "общение" с телевизором, чтение в темноте.

При грамотной организации компьютерного рабочего места и времени работы на ПК нагрузка на зрение может быть существенно снижена. При этом самым важным условием сохранения зрения является качество монитора. Современные мониторы устроены так, что обладают высокой контрастностью при внешней засветке и поэтому не нуждаются в дополнительном фильтре.

Если вы сами не очень разбираетесь в этом вопросе, обратитесь за помощью к специалистам, которые помогут вам выбрать наиболее безопасный монитор, отвечающий всем вашим требованиям.

  • Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола.
  • Следите за исправностью монитора и чистотой экрана, так как грязь дает дополнительное искажение.
  • Индивидуально подобранные стол и стул позволят ребенку соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50 - 60 см).
  • Не станьте компьютерный стол так, чтобы ребенок сидел спиной к окну. Блики на экране способствуют утомлению глаз.
  • Поощряйте использование звуковых эффектов, мультимедийных программ и приложений. Считается, что это помогает расслаблять зрение.
  • Необходимо, чтобы ребенок каждые 15 минут делал перерывы - давал глазам отдохнуть. Научите его делать зарядку для глаз, например такие упражнения: поочередно сосредоточьте взгляд то на близкой точке, то на далекой; попеременно посмотрите влево - вправо, вверх - вниз, не поворачивая головы.
  • Можно подобрать ребенку специальные защитные очки для работы на компьютере.
    1. Стесненная поза . Сидя за ПК, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или других органах управления. В результате его тело принимает определенную позу, которая фактически не меняется во время работы. Такая фиксированная поза может вызывать следующие нарушения:
  • Заболевания кистевых суставов.
  • При работе за компьютером человек вынужден совершать множество мелких движений руками, из-за чего кисти сильно устают. При длительной работе могут даже возникнуть хронические заболевания суставов.
  • Затрудненное дыхание.
  • Вынесенные вперед локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это может привести к развитию приступов кашля и даже астмы.
  • Остеохондроз.
  • При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно-мышечной системы. Довольно часто это приводит к искривлению позвоночника.
  • Ребенок должен:

  • работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему хоть изредка менять позу;
  • сидеть на специальном вертящемся стуле без подлокотников. Помимо того, что это удобно и высота стула может быть изменена с учетом роста ребенка, детям очень нравится крутиться и кататься на таких стульях, а это невольно дает им передышки в контакте с экраном;
  • регулярно прерывать "общение" с компьютером, вставать, потягиваться, делать мини - зарядку.
  • для того чтобы снизить нагрузки на руки, исходя из ваших возможностей, приобретите для ребенка клавиатуру, коврик, мышку и джойстик последних моделей. Они выполнены с учетом особенностей строения кисти, предполагают более удобное размещение рук и разворот плече кого пояса, и руки при работе с ними устают гораздо меньше.
    1. Излучение . Электростатические поля. Сам по себе потенциал, имеющийся на электронно-лучевой трубке кинескопа, не страшен но он, возникая между экраном дисплея и лицом человека, сидящего перед компьютером, разгоняет севшие на экран пылинки до огромных скоростей, и они "впиваются" в кожу пользователя.
    . Занятия на компьютере требуют не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. Обращали ли вы когда-нибудь внимание на поведение человека, играющего, например, в компьютерную игру "Ралли", на его стиснутые зубы и руки, судорожно сжимающие мышку, на то, как бросает его тело из стороны в сторону при каждом повороте... Игры требуют огромного напряжения, которое люди редко испытывают в обычной жизни. Специальное исследование показало, что дети очень устают от компьютерных "стрелялок" "догонялок", а у некоторых особо эмоциональных пользователей во время игры даже повышается давление.
  • Чтобы снизить нагрузки на психику ребенка, подберите для него более спокойные игры.
  • Старайтесь покупать ребенку развивающие, расширяющие кругозор игры.
  • Познакомьте ребенка с возможностями компьютера. Дети довольно часто думают, что компьютер покупают для того, чтобы на нем играть, и не подозревают, что его можно использовать и для других целей, не менее занимательных, и при этом научите ребенка пользоваться текстовыми редакторами, рисовать, составлять графики. Тогда время, проведенное за компьютером, будет приносить больше пользы, чем вреда.
  • Если ваш ребенок все же не на шутку увлечен именно "стрелялками - догонялками", договоритесь с ним о сокращении времени, проводимого за этими играми. Найдите возможность извлечь пользу из самой, казалось бы, бессмысленной и бесполезной игры. Смело фантазируйте, входите в реальность, в которой существуют только ваш ребенок и виртуальные герои, завоевывайте авторитет и свое место в игре и в сознании ребенка.
  • ВНИМАНИЕ! Постарайтесь не забывать о ребенке, оставляя его наедине с компьютером. Будьте рядом, разговаривайте с ним, обращайте внимание на то, чем он занимается, вовремя напоминайте о необходимости сделать перерыв в работе.

    Время, которое ребенок может провести за компьютером, разные специалисты определяют по-разному. Для любого человека, и в первую очередь для детей, условно время, проведенное за играми на компьютере, можно определить как его возраст (полных лет), приравненный к минутам, увеличенный в два-три раза. Причем время отдыха от компьютера должно быть в два-три раза больше времени, проведенного за компьютером. Итак, если ребенку 10 лет, то играть на компьютере ему желательно не более 20 - 30 минут с перерывом на один - два часа. Это вполне нормальные условия. Да, и еще: не рекомендуется играть перед сном и тем более ночью.

    В наш век информационных технологий многие дети уже с первых лет жизни знают, что такое компьютер. Хорошо это или плохо – на этот вопрос не может быть однозначного ответа. О влиянии компьютера на ребенка, о мерах безопасности при работе детей с компьютером – читаем ниже.

    Влияние компьютера на ребенка: плюсы и минусы

    Влияние компьютера на ребенка зависит, конечно же, от той информации, которую ребенок получает посредством компьютера. При использовании правильных, подходящих по возрасту развивающих программ и игр, влияние компьютера на ребенка может быть положительным. Ребенок узнает и запоминает новую информацию, развивается его логика, он учится построению причинно-следственных связей, совершенствует свою реакцию и внимание.

    Отрицательное влияние компьютера на ребенка выражается в нескольких аспектах:

    1. Влияние компьютера на зрение ребенка . Смена кадров и мерцание монитора, а также снижение частоты моргания при работе за компьютером создает огромную нагрузку на глаза. Перенапрягаются мышцы глаз, из-за пересыхания поверхности глазного яблока снижается острота зрения, появляется ощущение жжения в глазах, покраснение и раздражение. Для детей это особенно опасно – ведь их зрение еще только формируется.

    2. Влияние компьютера на позвоночник ребенка . Так как ребенок сидит за компьютером довольно длительное время в одной и той же (и не всегда правильной!) позе, создается чрезмерная нагрузка на позвоночник, что ведет к постепенному разрушению межпозвоночных дисков (остеохондроз). Если же ребенок сидит еще и в неправильной, не физиологичной позе, это может привести еще и к развитию искривления позвоночника (сколиоз).

    3. Влияние компьютера на кисти рук ребенка . Длительные однообразные движения рук, а также их неправильное положение при работе за компьютером часто приводит к микротравмам сосудов и мягких тканей кистей рук, что ведет к сдавливанию нервов. Симптомы такого состояния – покалывание, онемение, боль в пальцах рук. Если сдавливание нерва у ребенка происходит постоянно, это может привести к ухудшению подвижности кисти.

    4. Влияние компьютера на психику ребенка . Даже если игра или развивающая программа выбрана правильно, длительное времяпрепровождение за компьютером утомляет ребенка: красочные, сменяющиеся кадры, напряжение во время выполнения задания дают о себе знать. Если же ребенок играет в агрессивные игры, его психика страдает гораздо сильнее. Ребенок становится раздражительным, капризным, агрессивным, у него могут появиться проблемы со сном.

    5. Влияние компьютера на общее здоровье ребенка . Сидя за компьютером, ребенок практически не двигается, а движение – это жизнь (как бы банально это ни звучало). При длительном нахождении за компьютером у ребенка может нарушаться работа опорно-двигательного аппарата, мочеполовой и эндокринной системы, ухудшается работа сердца, страдают легкие, снижается иммунитет.

    Сколько времени ребенку можно проводить за компьютером?

    Влияние компьютера на ребенка может быть довольно серьезным, затрагивая его зрение, психику, опорно-двигательную и другие системы организма. Поэтому время, проводимое за компьютером, должно быть строго ограничено, в зависимости от возраста ребенка.

    Детям до трех лет лучше не играть в компьютерные игры – это создает избыточную нагрузку на глаза, возбуждает ребенка, может вызвать проблемы со сном и с поведением.

    Малыши от 3 до 6 лет можно проводить за компьютером 10-15 минут в день , причем желательно разбить это время на интервалы по 5-7 минут;

    Детям 6-8 лет - не более 20-25 минут в день ;

    Детям 8-10 лет - около 40 минут в день ;

    Школьникам 10-12 лет - не более 1 часа в день ;

    Подросткам 12-15 лет – не более 1,5-2 часов в день .

    Следите за осанкой ребенка во время его занятий на компьютере. Напоминайте о необходимости перерывов каждые 10-15 минут, во время которых необходимо подвигаться, выполнить упражнения для глаз и для кистей рук.

    Компьютеры стали частью нашего мира, и современный ребенок вряд ли сможет прожить без них. Влияние компьютера на ребенка может быть и положительным, но во всем нужно знать меру. Главное, чтобы ребенок не предпочитал компьютер «внешнему миру»: ведь никакие технологии не заменят ни живого общения, ни подвижных игр на свежем воздухе!