Свой высокий статус и уровень. Социальный статус человека

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

    прирожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

    приобретенный (достигаемый) статус - статус, который человек достигает своими усилиями (должность, пост).

    предписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Статусная несовместимость

Несовместимость статусов возникает при двух обстоятельствах:

    когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий;

    когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Примеры: ученому пришлось уйти работать продавцом в коммерческий киоск, пожилого человека используют в качестве мальчика на побегушках, милиционеру приходится идти в рэкетиры, министру - участвовать в переговорах с террористами. Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев.

13.1 . Социальный статус (от лат . status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности. Любой человек занимает несколько позиций в обществе. Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце ХIХ века английский историк Мейн придал ему социологическое звучание. Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Социальный набор (Роберт Мертон) = социальный статус + статусный набор. 13.2 . Виды (классификации) статусов : 13.2.1. Статусы, определяемые положением индивида в группе : 1) социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Профессионально – должностной статус – базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.). 2) Личный статус – положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Личный статус играет первенствующую роль среди знакомых людей. Для знакомых людей важны не характеристики, где вы работаете и ваше социальное положение, а наши личные качества. 3) Главный статус – статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего – статус, связанный с работой, профессией, для женщин – домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты.

Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения. 13.2.2. Статусы, приобретаемые в силу наличия или отсутствия свободного выбора : Ральф Линтон : 1) ascriptive status (предписанный, приписываемый, прирождённый статус); 2) achieved status (достигаемый, достигнутый, приобретенный статус).

Предписанный статус – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения и т.д.). 1) Приписываемый статус – социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый, естественный статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.). Естественный статус – существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.). !!! Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (т.е. биологически унаследованный); (негр – прирожденный, характеризующий расу; мужчина – прирожденный, описывающий пол; русский – прирожденный, показывающий национальность). 2) Достигаемый (приобретённый) статус – социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека желанию, свободного выбора либо приобретается благодаря удаче и везению. 3) Смешанный статус обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого !!! не по желанию человека : инвалид, беженец, безработный, император, китаец американского происхождения. Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания. Звание академика поначалу является достигаемым, но позже оно превращается в приписываемый, т.к. считается пожизненным. 13.3 . Иерархия статусов : Межгрупповая иерархия имеет место между статусными группами; внутригрупповая – между статусами индивидов внутри одной группы. Статусный ранг – место в иерархии статусов: высокий, средний, низкий. 13.4 . Несовпадение статусов возникает : 1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса. 13.5 . Элементы (компоненты) социального статуса : 13.5.1. статусная роль – модель поведения, ориентированная на конкретный статус; 13.5.2. статусные права и обязанности определяют то, что обладатель данного статуса может делать и что он должен делать; 13.5.3. статусный диапазон – границы, в которых осуществляются статусные права и обязанности; свободная манера поведения, предполагающая варианты поведения в осуществлении статусной роли; 13.5.4. статусные символы – внешние знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов: униформа, знаки отличия, стиль одежды, жилье, язык, жесты, манера поведения; 13.5.5. статусный образ, имидж (от англ . image – образ, изображение) – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься его права и обязанности; Имидж – распространенное или целенаправленно сформированное представление о характере того или иного объекта (человека, профессии, товара и т. д.). 13.5.6. статусная идентификация – отождествление себя со своим статусом и статусным образом. Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним. Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркивается преимущества социального статуса. 13.5.7. статусное видение мира – особенности видения мира, социальные установки, сложившиеся в соответствии со статусом. 13.6 . Престиж и авторитет . Престиж (франц . prestige, первоначально – обаяние, очарование) – оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Авторитет (нем . Autoritat, от лат. auctoritas – власть, влияние), в широком смысле – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. Престижными могут быть профессия, должность, вил деятельности, авторитетным – вполне определённый, конкретный человек.

23) Выбор методов социологического исследования, отработка процедур, объем и расчет выборки в значительной степени зависят от теоретических представлений о природе элементов социальной структуры, их основания. Попытаемся выделить основные характеристики главных элементов социальной структуры.

Общественные классы

Это большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В условиях антагонистических формаций один класс может присваивать себе труд класса эксплуатируемого, подчиненного. Кроме этих основных, социально-экономических признаков, для классов характерны также вторичные, производные: условия, быт и образ жизни; интересы; их социально-политическая роль в обществе, общественное поведение, активность; степень социально-политической организованности, образования, культуры, профессионально-производственной подготовки; сознание, идеология, воззрение, их духовный облик, общественная психология. Эти показатели используются при изучении и других элементов социальной структуры. При характеристике рабочего класса и крестьянства как класса необходимо иметь в виду, что это труженики, в отличие интеллигенции, прямо или косвенно (через систему машин и механизмов) воздействующие на орудия и предметы труда. Актуальным является изучение процесса преодоления отчуждения рабочих и крестьян от собственности, их реального доступа к управлению на всех уровнях.

В современных условиях нашей страны важное значение имеет социологическое изучение природы, основных черт и характеристик вновь народившегося класса предпринимателей, нового слоя кооператоров, сельских арендаторов и фермеров, работников совместных предприятий, других групп и слоев, вызванных к жизни происшедшими и происходящими социально-экономическими и политическими преобразованиями. Социальные группы

Это объективно существующие устойчивые категории людей, занимающие определенное место и играющие определенную, присущую им, роль в общественном производстве. В отличие от общественных классов они не имеют специфического отношения к средствам производства. Социальными можно считать такие группы, как интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни.

Интеллигенция представляет собой социальную группу людей, профессионально занимающихся квалифицированным умственным трудом, требующим высокого профессионального образования (высшего или среднего специального). В литературе имеет место также широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, как интеллигентов специалистов, так и служащих-неспециалистов1, занимающихся неквалифицированным, несложным умственным трудом не требующим высокого образования (учетчики, счетоводы, кассиры, секретари-машинистки, контролеры сберкасс и т. д.).

Роль, место и структура интеллигенции в обществе определяется выполнением ею следующих основных функций: научно- технического и экономического обеспечения материального производства; профессионального управления производством, обществом в целом и отдельными его подструктурами; развития духовной культуры; воспитания людей; обеспечения умственного и физического здоровья страны. Выделяют интеллигенцию научную, производственную, педагогическую, культурно-художественную, медицинскую, управленческую и военную. Интеллигенцию делят также на слои по квалификации, месту жительства, отношению к средствам производства, а также по социально-демографическим признакам.

Для социологической практики важно отметить, что люди умственного и физического труда как социальные группы отличаются между собой: 1) по различному содержанию выполняемого ими труда, соотношению затрат физических и интеллектуальных сил, по степени сложности труда, по условиям, которых протекает их труд; 2) по культурно-техническому уровню работников физического и умственного труда (образованию квалификации, профессиональному составу); 3) по уровню культурного и материального благосостояния, культурно-бытовым условиям жизни. В качестве различия между ними выступает: отношение (нередко пренебрежительное) к тому или иному виду труда. Эти социальные различия в социологических исследованиях могут использоваться как социальные показатели.

В практике социологических исследований важно учитывать, что на современном этапе люди умственного труда представлены четырьмя подгруппами: интеллигентами, служащими-неспециалистами, частично рабочими, крестьянами и др. кооператорами. Следует также иметь в виду, что социальные различия между людьми умственного и физического труда, принимающие в зависимости от типа общественного устройства характер противоположности сложности или существенных различий, не тождественным различиям между умственным и физическим трудом. Однако эти понятия, как и сами явления, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Первые находят свое проявление в социально неравном, неодинаковом положении в обществе людей умственного физического труда (выражаются в отмеченных выше различиях), вторые имеют своей основой и выражают социальную неоднородность труда, т. е. требует разной подготовки, разных затрат со стороны общества, а поэтому по-разному и оцениваются.

Предметом социологических исследований могут быть изменения в характере, условиях и содержании труда, что в благоприятных общественных условиях и под влиянием научно-технического прогресса проявляется в интеллектуализации физического и технизации умственного труда. Следствием этого являются изменения социального положения этих работников, их сближения между собой. В неблагоприятных общественных условиях, в кризисных и предкризисных ситуациях наблюдается стагнация этих процессов, обеднение содержания труда, ухудшение его условий, а следовательно, социального положения тружеников умственного и физического труда, консервация, торможение общемировой тенденции преобразования труда.

Население города и деревни

как социальные группы различаются по месту проживания. Город и деревня остаются главными поселения людей, несмотря на существование целой системы переходных форм расселения, которые в современных условиях становятся все более многочисленными и распространенными

Проблему города и деревни нельзя сводить, как это нередко было, к проблеме классов или проблеме - город и колхозная деревня (в лучшем случае - и совхозная деревня), промышленности сельского хозяйства, государственной и кооперативной форм собственности. Это - проблема комплексная, затрагивающая все стороны и сферы общественной жизни. Все элементы целостной структуры общества существуют и в городе, в деревне, хотя и в разной степени, и в разных пропорциях.

В социологических исследованиях при анализе единства и существенных различий между городом и деревней необходимо учитывать их характер (производственно-технический и социальный) и виды. Во-первых, следует иметь в виду различия между городом и деревней как типами поселений (размеры их, кон­центрация населения, уровень развития производительных сил, сочетание промышленного и сельскохозяйственного производства, насыщенность объектами культурно-бытового назначения, благоустройство, развитие транспорта, средств связи и т, д.). Во-вторых, учитывать различия между населением города и де­ревни как социальными группами, отличающимися между собой по всему положению в обществе (место проживания, содержание труда, различия в образовательном и культурном уровне, в уровне благосостояния, бытового устройства, образа жизни и т. д.).

Сельское и городское население можно рассматривать так­же как один из видов социально-территориальных общностей людей.

Для проведения социологических исследований очень важна проблема типологизации населенных пунктов. Ее основаниями могут быть указанные выше различия между городом и дерев­ней как типами поселений. При типологизации городов в основ­ном пользуются такими показателями, как концентрация в них населения, численность его, а также административная роль того или иного города. Более богатая типологизация применялась у нас при изучении проблем деревни: по типам хозяйства (колхоз­ная, совхозная, колхозно-совхозная, колхозно-промышленная де­ревня); по доли занятых в тех или иных отраслях народного хозяйства (чисто сельские, аграрные; преимущественно сельс­кие; аграрно-промышленные и т. д.).

Социальные слои

Это части определенного класса, социальной группы. Их выделение и социальный облик зависят от зрелости существующего способа производства. Так, при капи­тализме внутриклассовые слои выделяются прежде всего в зависимости размеров собственности: крупная, средняя и мелкая буржуазия. В переходный период к социализму особенно на начальном этапе структура рабочего класса, скажем, представлена во-первых, кадровыми рабочими, во-вторых, рабочими, сохраняющими еще экономические связи с мелкособственническим хозяйством, в-третьих, рабочей аристократией, т. е. людьми связанными с капиталистическими классами. В дореволюционных условиях и до утверждения кооперативных форм собственности деление крестьянства шло на: 1) бедняков, батраков; 2) середняков и 3) богатых крестьян. В условиях социализма главную роль начинают играть другие признаки и прежде всего характер труда, его качество и связанная с этим квалификация работников, их культурно-технический уровень, вклад в общественное производство и вытекающие отсюда размеры получаемых доходов.

В социологических исследованиях при изучении проблем рабочего класса чаще всего в его составе выделяют слои рабочих низкой, средней и высокой квалификации. В составе колхозного крестьянства и др. отрядов кооперативных трудящихся выделяются четыре слоя: 1) работники неквалифицированного и малоквалифицированного труда, не имеющие специальной профессиональной подготовки; 2) работники, занятые немеханизированным квалифицированным трудом (строители, садоводы и т. д.); 3) работники квалифицированного труда при машинах и механизмах (животноводы на механизированных фермах, птицеводы и т. д.); 4) механизаторы (шоферы, трактористы, комбайнеры). Членение крестьянства возможно также по отраслям: животноводы, растениеводы и т. д. В составе интеллигенции можно выделить слои по уровню образования (среднеспециальное, высшее, имеющие ученую степень и звание), а также "практиков", лиц, занятых умственным квалифицированным трудом и не имеющих соответствующего диплома. Интеллигенцию и служащих-неспециалистов делят также на слои, используя такие критерии, как место проживания (городская и сельская интеллигенция), место в общественном производстве (производственная и непроизводственная интеллигенция) и др.

Слоевое членение по признаку характера и содержания труда ведет к профессиональному делению людей, формированию со­циально-профессиональной

структуры как своеобразного вида социально-классовой структуры по "вертикали". На этом основании (состояния общественного труда) различают группы людей занятых умственным и физическим трудом, трудом управленческим и исполнительским, промышленным и сельскохозяйственным (распределение и разделение труда); трудоспособное насе­ление и две группы людей, не занятых в общественном производстве: 1) до включения в общественно необходимый труд и 2) вышедшие из активного общественно производительного труда - не занятые в общественном производстве пенсионеры.

Социально-профессиональная структура базируется на про­фессиональном разделении труда, его отраслевой структуре. Наличие высокоразвитых, среднеразвитых и слаборазвитых от­раслей производства предопределяет неодинаковое социальное положение работников. Это конкретно зависит от уровня техни­ческого развития отраслей, степени сложности труда, уровня квалификации, условий труда (тяжести, вредности и т. д.).

Общественные или социально-демографические группы.

Это - молодежь, женщины и мужчины, пенсионеры, школь­ники и т. д. Критериями выделения социально-демографических групп являются различия половые и возрастные. Не будучи сами, по себе, в строгом смысле слова, различиями социальными, эти естественно-природные различия в классовых обществах могут, приобретать и действительно приобретают характер социальных различий. Об этом свидетельствует неодинаковое, неравное положение в обществе мужчин и женщин, представителей разных поколений, тяжелое, как правило, социальное положение престарелых, ветеранов труда и т. д.

Половозрастную структуру обычно исследуют либо по одному (полу и возрасту), либо по обоим признакам. Специалисты-демографы особое внимание обращают на важность разделений населения на три группы по возрасту: дети (0--14 лет), молодые и средние возрасты (15-49 лет), старшие (пожилые) - 50 лет и старше. Это объясняется необходимостью знать трудовой потенциал населения, динамику его развития. Это естественно, ибо в качестве основы такого деления берется критерий включенности в трудовую деятельность: дотрудовой, трудовой и послетрудовой

возраст. Известно, что современный город располагает прогрессивной структурой (в ней доля лиц моложе 15 лет больше доли лиц 50 лет и старше). Деревне присуще "старение". Это уже

установлено. Как будет развиваться этот процесс дальше, как он содержательно выглядит в разных регионах, районах, поселках, это можно выяснить социологическими методами, используя предложенную типологизацию населения. Социологи (совместно с демографами и другими специалистами) могут предложить оптимальную структуру половозрастных групп как в региональном, так и внутрирегиональном масштабе. Необходимо подчеркнуть важность выделения молодежи

как специфической, социально-демографической группы. Таковой ее делают общность возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, наличие специфических интересов и потребностей. Учитывая это, главное внимание в социологических исследованиях обращается на изучение социальной и профессиональной ориентации молодежи, ее потребностей и интересов, степень соответствия их интересам и потребностям общества, адаптации молодежи в разных коллективах, ее обществен­ной активности, участия в неформальных объединениях, отношение к процессу общественных реформ и т. д.

Важным элементом социальной структуры общества являетсясемья

Чаще всего в переписях населения она понимается как группа совместно проживающих лиц, связанных между собой родством или браком и имеющих общий бюджет. Вместе с тем семья рассматривается некоторыми учеными как несколько групп родственников, проживающих совместно, хотя и не имеющих общего бюджета. Некоторые понимают семью и как группу от дельно проживающих родственников. Первый подход в понимании семьи

представляется наиболее оправданным, для социологических исследований важно иметь в виду (особенно при составлении "паспортички", т. е. социально-демографической части

анкеты, другого инструментария) выделение в составе населения

не только семей, но и отдельно проживающих членов семей иодиночек.

Для анализа социальных процессов, различных сторон общественной жизни необходим учет брачного состояния

населения. По этому признаку различают женатых (замужних), холостых (незамужних), вдовых, разведенных и разошедшихся. В ряде стран (ФРГ, Венгрия и др.) учитывают характер брака независимо от того, зарегистрирован он или нет.

В социологических исследованиях следует учитывать также средний размер семьи. Особенно это важно при изучении го­родского и сельского населения, тех или иных процессов в раз­личных регионах страны.

Принципиальное значение в социологическом изучении социальной структуры, других проблем имеет учет состава семей, осуществляемый по различным основаниям: число поколений в семье; число и полнота супружеских пар; число и возраст несо­вершеннолетних детей; степень родства между представителями одного или двух смежных поколений и т. д. Эти показатели де­мографического состава семей в особенности важны в исследова­нии социальных проблем, доходов населения, уровня потребле­ния, жилищных условий и т. д.

Используется также деление семей по социальному соста­ву. Учитывая социальную принадлежность, выделяют следую­щие группы семей: гомогенные (однородные) в социальном отно­шении, в которых все члены семьи принадлежат к одной социальной группе, классу, слою (семьи рабочих, крестьян, служа­щих; семьи рабочих квалифицированного труда; семьи крестьян неквалифицированного труда и т. д.); гетерогенные (неоднородные, смешанные) семьи, члены которых принадлежат к разным классам, социальным группам, слоям (семьи рабочих и крестьян; семьи рабочих и служащих; семьи рабочих квалифицирован­ного и неквалифицированного труда и т. д.) Такое деление не­обходимо в первую очередь при изучении процессов развития элементов социальной структуры общества.

При изучении национальных процессов используется деление семей по национальному признаку.

Исследуя миграционные процессы, используют генетическую структуру семьи, учитывая родившихся в данной местности и приехавших сюда.

Важным элементом социальной структуры является коллектив

(ячейка общества)-

это организованная, относительно компактная группа людей, объединенных конкретным видом общественно полезной деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы собственности, а также складывающимися в ходе этой деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения. В коллективе сочетаются интересы общественные,

групповые и индивидуальные.

В практике социологических исследований необходим учет видов коллективов: трудовых, общественно-политических, учебных, спортивных, культурных и др. Основное место в системе коллективов принадлежит трудовым коллективам. В нашей стране в конце 80-х гг. насчитывалось около 2,5 млн. трудовых коллективов, в их числе: более 150 тыс. производственных; свыше 1450 тыс. коллективов в сфере обслуживания; свыше 850 тыс. коллективов в сфере культуры, образования, медицины.

На современном этапе особенно актуальны социологические исследования проблем, связанных с переходом к новому механизму хозяйствования, процессами демократизации и гласности, решением социальных проблем, вопросами воспитания и другими сторонами жизни коллективов.

Важнейшим элементом социальной структуры общества являютсясоциально-этнические

общности людей. Они включали в себя (с учетом эволюции человеческого общества) род, племя, народность, нации. Родовым понятием здесь выступает этнос,

означающий исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, сознающих свое единство и отличие от подобных образований (т. е. обладающих самосознанием). Признаки этноса: язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуют так называемую этническую культуру.

Этносы, сохраняя этнические черты, в то же время, по мере развития общества, претерпевали изменения, особенно в социальной сфере, образуя определенные устойчивые социально-этнические общности. Первой такой общностью был род, представляющий собой группу кровных родственников, ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии. Он пришел на смену первобытному человеческому стаду. В связи с экзогамностью (запрещением браков внутри рода) он объединялся в племена. Характерными чертами рода являлись первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классового деления, моногамной семьи. Он распался с возникновением классового общества. Но пережитки родоплеменного деления сохранились до наших дней у многих народов. И это надо учитывать при регулировании отношений между социально-этническими группами.

Главный отличительный признак рода племенных объединений - кровнородственные связи его членов.

Народность - это форма социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью. Начало ее возникновения относится к периоду разложения первобытно - общинных отношений. Если для родоплеменных объеди­нений характерны кровно - родственные связи, то для народности - территориальные. Народность характерна прежде всего для рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с уси­лением экономических и культурных связей, она превращается в нацию. Однако народности существуют и при капитализме, при социализме, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т. д.) не сложились в нацию.

Нация же представляет собой исторически складывающийся тип этноса, историческую общность людей, характеризующуюся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни (главный признак), языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) самосознания. Нация приходит на смену народности. Это более широкая, чем народность форма общности, складывающаяся с возникновением и становлением буржуазной формации. Возникающие в процессе социалистических преобразований социалистические нации отличаются от буржуазных наций своей экономической и политической основой, социально-классовой структурой и духовным обликом. Выделяют также нации переходного типа.

Наряду с рассмотренными социально-этническими общностями в науке используется и понятие народ как интегративное понятие, возникающее в ходе развития и сближения социально-классовых и социально-этнических групп. В данном случае понятие народ используется только в отмеченном контексте. Наряду с рассмотренными основаниями (формы собственности, общественный труд, территориально-поселенческое, демографическое, семейное, этническое основания) в литературе предлагается также учитывать еще так называемое нормативное основание. Здесь имеется в виду распределение членов общества по поводу принятия и осуществления норм и принципов существующего общественного строя. Это связано не столько с социальным положением личности, социального слоя, группы, сколько с их позицией. Как показывает жизнь, социальное положение и социальная позиция не всегда прямо связаны между собой.

Помимо рассмотренных социальных (классы, интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни) и социально-демографических групп (молодежь, женщины, пенсионеры и т. д.) в социологических и особенно в социолого-психологических исследованиях используются и другие квалификации групп людей, как пересекающиеся, так и не пересекающиеся с указанными выше основаниями. Ниже приводятся названия этих групп и дается краткая их характеристика.

Это прежде всего большая группа

Под которой понимается группа с большим числом членов, в отличие от малой группы характеризуется разными типами связей и не предполагает обязательных личных контактов. Ее основными типами являются:

а) условные, статистические; б) образуемые некоторыми поведенческими признаками (аудитория, публика) ; в) классовые, национальные и др. группы; г) территориальные (город, госу­дарство).

К малой группе

(контактной) относят группы людей, имеющих непосредственные контакты.

Группа номинальная

Это разновидность большой группы; совокупность людей, выделяемая по некоторому признаку, важному для целей исследования (по возрасту, образу мыслей, месту жительства и т. д.).

Первичной группой

называют разновидность малой группы (семья, группа сверстников, друзей, соседская группа, бригада; и т. д.), которая характеризуется высокой степенью эмоциональности отношений и идентификации членов с группой. Она обеспечивает главным образом процесс первичной социализации и опосредствующего вхождения в другие группы, называемые, в отличие от первичных, вторичными (большими и формальными группами).

Под группой референтной

понимается реальная или воображаемая социальная (социально-психологическая) группа, общность, с ценностями, нормами и установками которой индивид соотносит свое поведение с целью их принятия или сравнивания.

Группа формальная

(официальная, целевая) представляет собой такую социальную (общественную) группу, которая обладает юридическим статусом, является частью социального ин­ститута, организации, имеет целью достижение какого-то опре­деленного результата на основе разделения труда и специализа­ции функций, делегирования власти, установления постоянных линий коммуникаций, системы координации действий в рамках того или иного социального института, организации. Функции, цели, правила поведения, как и само членство в формальных группах, формализованы, т. н. фиксированы в положениях, ус­тавах, инструкциях и др. Нормативных документах. Формальные группы включают в себя также группы неформальные, члены которых находятся между собой в особых социально-психологи­ческих, неофициальных отношениях (дружеских, товарищеских, отношений лидерства, престижности, симпатий и т. д.).

Этническая группа

Это часть этноса (племени, народности, нации), ядро которого находится в другом социальном организме (стране, республике и т. д.). Этнические группы могут быть как в компактном, так и дисперсном (рассеянном) состоянии.

Укажем на деклассированные элементы,

под которыми понимаются лица, утратившие устойчивые связи с социальными группами, опустившиеся на "дно" общественной жизни. Их обычные занятия - воровство, мелкая спекуляция, мошенничество, проституция, кратковременная работа по найму. Причинами появления и роста деклассированных элементов являются экономические и социально-политические кризисы, массовая безработица, обнищание низших слоев населения.

Сложность действительно научного исследования проблем социальной структуры состоит в том, что нельзя ограничиваться каким-то одним основанием при изучении того или иного объекта, а учитывать и другие основания, другие признаки.

Как стать личностью на миллион? December 26th, 2009

Шаг 1. Поднимаем социальный статус.

Наверное, каждый человек хочет быть значительным. Быть интересным человеком, с которым очень комфортно окружающим, который пользуется огромной популярностью в обществе. Быть успешным, богатым во всех смыслах. Но вот беда, как этому научиться? Как поднять свой социальный статус? Ведь наверное это так дорого!

Недавно мне довелось посетить в Екатеринбурге тренинг Школы Социальной Динамики (Social Dynamics School). Тренинг называется « Life Fuel» (Жизненный запал).

Сам тренинг « Life Fuel» состоял из пяти дней.

1 день (3 часа) - Лидерство, Самоутверждение в обществе, Собственный статус.

2 день (3 часа) - Убеждения, Работа с ограничивающими убеждениями, Личностная сила, Ловушки Разума

3 день (3 часа) - Целеполагание, Эмоциональный контроль.

4 день (3 часа) – Путь от знакомства к сексу, Теория дисквалификации

5 день (3 часа) - Построение гармоничных взаимоотношений.

В первом дне особо запомнилась тема формирования высокого социального статуса. Как поднять свой статус до максимума с минимальными для себя затратами? Возможно ли это? Возможно!

Высокий социальный статус формируется из семи главных слагаемых.

Существует ряд категорий, являющихся неотъемлемой частью эволюционной биологии и в совокупности формирующих социальный статус.

Знание этих компонентов и их осознанное развитие ведут к увеличению социального статуса, а соответственно привлекательности и вашей значимости в обществе.

1. Здоровье

-1.1. Осанка и открытый язык тела.

1.2. Ровный тон лица.

Совет.

Следите за своей осанкой и физической формой. Смотрите прямо, сидя где-нибудь в ресторане, да в общем где угодно, старайтесь занимать как можно больше места (как мужчина на картинке справа))). Не держитесь “зажато”.

2. Социальная интуиция.

Социальная интуиция приходит от регулярной практики и наблюдения. Необходимо сделать намеренный шаг к тому, чтобы взаимодействовать с как можно большим количество людей.

Качественная и постоянная коммуникация с окружающими людьми повышает наш статус в обществе.

Совет.

Как можно больше общайтесь. Искренне интересуйтесь людьми. Вспомните школьные годы. Парней либо девчонок, обладающих высоким социальным статусом которых знает вся школа. Общительность и постоянная коммуникация – их главный секрет успеха.

3. Юмор.

Юмор - проводник смеха, а смех в принципе есть проявление не реакции на юмор; это проявление отношений между людьми.

Совет.

Ну здесь, я думаю вам все ясно. Не надо сыпать плоскими шутками. Умейте относиться к себе с юмором.

4. Влияние.

В каменном веке у вождя было влияние, а соответственно статус, позже - у правителей, у владык и римских пап.

Совет.

На людей оказывает влияние тот, кто непоколебимо верит в то, что он говорит.

5. Состоятельность.

Состоятельность, означает доступ к ресурсам. В каменном веке, под состоятельным, понимался человек с запасами еды и животных шкур. Сегодня это деньги!!! Несостоятельность - это не столько отсутствие реальных средств, сколько отсутствие АМБИЦИЙ!!!

Совет.

6. Уверенность.

Основанием для уверенности являются предыдущие успехи. Колоссальную значимость имеет язык тела.

Совет.

Вспомните образ человека, который является для вас эталоном уверенности. Нарисуйте его образ как можно ярче. Примеряйте его на себя, когда нужно повысить чувство уверенности.

7. Внутренний имидж.

Положительное представление о самом себе, проявляется в тысячах маленьких мимических черт (маннеризмах) при общении с людьми.

Совет.

Все, что у вас на уме - отражается у вас на лице, поэтому все что у вас на уме должно совпадать с тем что у вас на словах.

И не забывайте. Неудачник - тот человек, который не стремится к развитию данных категорий вообще.

Если и в вашем городе проводят такие тренинги, и у вас есть возможность посетить их – посетите! Не пожалеете. Если вы из Екатеринбурга, пишите, я расскажу на каких я тренингах был, и как попасть на тренинг « Life Fuel» . Деньги, затраченные на саморазвитие, окупаются стократно. Проверенно на практике! Буду рад так же получить информацию о различных тренингах. Пишите.

03.04.2002 | Посетителей: 427402

В деловом мире, где нет места знакам отличия и другим регалиям, начальство легко умеет на языке тела передать свое превосходство над подчиненными. Каким образом? К каким приемам прибегает начальник, чтобы подчинить других людей?

Два исследователя предприняли попытку изучить эти приемы с помощью немого фильма. Актеры сыграли начальника и подчиненного в различных сценках. Они изобразили, как посетитель входит в кабинет, в котором за столом сидит человек.

Зрителям, которые просмотрели эти сценки, было предложено дать оценку поведения начальника и посетителя. Их оценки и пояснения позволили заметить ряд закономерностей. По мнению зрителей, статус посетителя был самый низкий, когда он останавливался в дверях и оттуда начинал обращаться к человеку, сидевшему за столом. Его положение было повыше, когда он преодолевал половину пути до письменного стола. Он занимал самое высокое положение, когда он подходил прямо к столу и оттуда начинал вести разговор с начальником.

Другим признаком, по которому определяли положение посетителя, было время, которое проходило между его стуком в дверь и вхождением в кабинет. Статус же начальника определяли по времени, которое проходило от того момента, когда он услыхал стук в дверь и отозвался. Чем медленнее посетитель входил к начальнику, тем ниже был его статус. Напротив, чем, медленнее начальник отзывался на стук в дверь, тем выше было его положение.

Очевидно, что в данном случае речь идет об отношении к территории. Посетителю разрешают войти на территорию начальника, и такая организация отношений в пространстве автоматически придает последнему статус превосходства.

То, как далеко и насколько быстро посетитель входит на чужую территорию, или другими словами, в какой степени он бросает вызов чужим границам свидетельствует о том, как он оценивает свое положение в обществе.

Большой начальник входит в кабинет своего подчиненного без предупреждения. Подчиненный будет ждать разрешения войти в кабинет босса. Если начальник говорит по телефону, то подчиненный на цыпочках выйдет из кабинета и вернется только по окончании разговора. Если подчиненный говорит по телефону, то начальник обычно подтвердит свое высокое положение, встав над подчиненным, пока тот не начнет бормотать в телефонную трубку: "Я вам попозже перезвоню" и потом уделит все свое внимание начальнику.

Внутри делового мира происходит постоянная борьба за положение, и поэтому символы статуса становятся необходимыми орудиями в боевых операциях. Наиболее очевидным орудием самоутверждения является "дипломат" . Мы знаем про служащих, которые таскают в этих тяжелых чемоданчиках только завтрак, но "дипломаты" необходимы им для того, чтобы подтвердить свое положение в обществе. Я знаю одного негритянского священника, который много путешествует по Америке. Он рассказал мне, что, находясь в южных штатах, он всегда входил в вестибюль отеля, одев костюм делового человека и держа в руках "дипломат". И то и Другое придавало ему вид, отличающий его от черномазых города.

В крупных частных компаниях существует масса способов, чтобы продемонстрировать свое положение внутри организации. Возьмем в качестве примера новое здание, которое построила крупная фармацевтическая фирма в Филадельфии. Это огромное здание можно было распланировать по-всякому, но руководители компании умышленно сделали так, чтобы внутренняя планировка подчеркивала положение людей внутри фирмы. Угловые кабинеты самого верхнего этажа были зарезервированы для высшего персонала. Угловые кабинету этажом ниже были предназначены для начальников следующего за ними ранга. Достаточно важное начальство, но уступавшее предыдущим начальникам по своему положению, имели кабинеты без угловых окон. Следующие после них служащие не имели окон вообще. Сотрудники фирмы рангом еще ниже не имели отдельных кабинетов, а ютились в отсеках, отделенных друг от друга непрозрачными стеклянными стенками. Еще ниже было положение служащих, комнаты которых были разгорожены прозрачным стеклом. Самым низким было положение сотрудников, размещенных вместе в открытой комнате.

Ранг сотрудника определялся на основе сложного уравнения, в котором учитывались срок службы в компании, значение исполняемой работы, зарплата и ученая степень. Например, звание доктора медицинских наук давало право любому человеку на личный кабинет, вне зависимости от его зарплаты, срока службы. Доктора наук в других областях могли получить такой кабинет, а могли и не получить его: для них вопрос о личном кабинете ставился в зависимости от других факторов.

Помимо этого существовали и другие возможности продемонстрировать свой ранг в обществе. Наличие штор и материал, из которого они были сделаны, ковры, лежащие на полу, или их отсутствие, деревянные столы (для верхов) и металлические (для низов), стиль мебели, кушетки, мягкие кресла и, конечно, присутствие секретарей, - все эти неодушевленные и одушевленные предметы служили для конструирования различных этапов иерархии.

Важным элементом в этой организации был контраст между непрозрачным и прозрачным стеклом, разделявшим отсеки. Позволяя всем взирать на служащего, администраторы компании автоматически уменьшали до предела его значимость в глазах окружающих. Его территория была гораздо более открыта для визуального вторжения. По этой причине он был более уязвим.

Социальный статус - это прежде всего положение, которое мы занимаем в обществе. Причем некоторые вещи (пол, национальность, цвет глаз) даются нам от рождения, а чего-то (профессионализм, материальный достаток, должность) приходится добиваться самим. Сегодня мы поговорим о том, от чего напрямую зависит наш социальный статус, - работе и зарплате.

Итак, вы открыли издание по трудоустройству. Одно это свидетельствует о том, что вы задались целью повысить свой социальный статус. В противном случае вы согласились бы на первое попавшееся место, где требуются рабочие руки. Однако такой расклад явно не для вас, ведь вы хотите получить определенный пост, причем почти знаете где. Важно, чтобы вакансия была престижной, должность приличной, работа предоставляла возможность карьерного роста, а зарплата, безусловно, не выходила за некие установленные рамки. Вот вы и начали (пока еще мысленно) повышать свой социальный статус, даже если вы ищете работу в первый раз. Как известно, образование - один из ключевых составных элементов положения в обществе. Слава богу, прошла пора, когда у нас основополагающее значение придавали количеству купюр в кармане. Многие из тех, кто сумел хорошо заработать в свое время, позже не пожалели денег на получение диплома и даже научной степени. Второе высшее образование перестало быть модой и сделалось жизненной необходимостью.

Говоря о статусе, следует учитывать требования среды, в которую человек попал или хочет попасть. Это те границы, внутри которых нужно уметь функционировать. Например, не владея в совершенстве иностранным языком, а то и двумя, вы вряд ли добьетесь успеха в международной компании. Поэтому второе высшее (как, впрочем, и любое другое дополнительное образование) автоматически ведет к повышению статуса. Вполне можно заняться и активным самообразованием. Это пригодится всегда, в каком угодно возрасте, ведь если вы не прогрессируете, начинается обратный процесс, то есть регресс. А если составить для себя схему (или взять ее из учебников либо у преподавателя), дополнительное образование можно получить и из книг. Учат же люди иностранные языки с помощью кассет, пособий и т. д.

Однако «перепрыгнуть» из низкого статуса в высокий без профессиональных знаний и наличия определенного уровня культуры практически нереально. Ничего, кроме глупого искусственного насаждения, тут не получится. Об этом еще Мольер писал. Это все равно что надеть фрак на человека, который всю жизнь рубил лес, и заставить его играть на скрипке. Другое дело, если дровосек приложит усилия и сам научится играть, да так, что его возьмут в симфонический оркестр. В общем, чтобы утвердиться в обществе, нужно желать этого и, естественно, прилагать соответствующие усилия. Если вы хотите из обычного менеджера стать начальником, будьте любезны соответствовать. Необходимо рассмотреть абсолютно конкретно, каких знаний и умений вам не хватает. Допустим, в своем деле вы дока. Штудируйте бизнес-психологию. В ней вы как рыба в воде? Значит, работайте над имиджем.

Последнее, кстати, довольно важно для всех, кто хочет повысить свой статус. В одном отделе крупной компании на равных должностях работали два человека. Отдел, собственно, еще не был сформирован, а ездить на встречи и другие мероприятия уже приходилось. Шеф почему-то всегда брал с собой лишь одного сотрудника. Свой выбор он объяснял не тем, что этот служащий лучше работает, а наличием у подчиненного соответствующего имиджа и навыков общения с людьми. Так что представительский вид, харизматичность и культура - не пустые слова. И если вы, простой менеджер, претендуете на должность руководителя - извольте выглядеть соответственно. Имидж пригодится и на собеседовании. Свои знания все равно за короткое время не продемонстрируешь, а вот презентабельная внешность и умение держаться скажут о вас даже больше, чем необходимо для принятия решения. Сколько раз приходилось слышать от интервьюеров: «Как только он вошел, я сразу понял: это и есть наш новый начальник отдела!» Заметьте - «только вошел»!

Немаловажный вопрос - вопрос зарплаты. Безусловно, человек, который хорошо получает, может позволить себе жить достойно. Ну разве не унизительно, например, когда здоровый мужик с руками и ногами не в состоянии приобрести новую машину и может лишь ругаться, если ломается старая и нет денег на ремонт! А ругать-то нужно не безвинное средство передвижения, которое не может жить вечно, а себя, простите, дурака, неспособного зарабатывать как следует. Кстати, автомобиль - тоже показатель вашего статуса. Поэтому стремление к более высокому окладу - это и стремление к более высокому статусу. «Да как тут заработаешь, для моей профессии и должностей приличных нет», - возразите вы и начнете объяснять, почему вам, такому распрекрасному, путь к солидному жалованью заказан. Чушь. Рассуждая таким образом, вы подсознательно программируете себя на неудачу. Изначально нужно поставить себе цель. Только не стоит ограничиваться установленными цифрами. Допустим, ваша цель - улучшить свое положение в обществе. От этого будет зависеть, какие шаги и действия придется предпринять.

Любой, абсолютно любой человек может найти себе применение за достойное вознаграждение. Так, в нашем дворе много лет работал дворником некий Сергеич, просто обожавший чистоту и порядок. Как-то незаметно он исчез. Оказалось, его забрал к себе «на фазенду» мой бывший одноклассник, сделавший неплохую карьеру в торговом бизнесе. Первым делом он спросил Сергеича, сколько тот получает, и пообещал гораздо больше… А одна медицинская работница ненавидела лабораторию поликлиники, куда ее распределили после училища. Платят копейки, оборудование старое, элементарных бахил и перчаток нет… Причем делать клинико-диагностические анализы ей очень нравилось, да и их значение для здоровья человека она прекрасно понимала. Подучившись немного, девушка устроилась в частную клинику, в лабораторию с новейшим оборудованием. Теперь ее зарплата в десять раз больше!

…А уж то, что низкий социальный статус оказывает заметное влияние на здоровье и продолжительность жизни, знает даже школьник. Ученые говорят, что заложенные в геноме человека, допустим, мужские 170 см роста при плохом питании и влиянии вредных факторов окружающей среды никогда не станут собой, а вот при удачном раскладе они способны превратиться в 185! Результаты исследования близнецов с наиболее впечатляющей разницей в общественном положении (правда, на это согласились всего 17 пар двойняшек) показали, что при среднем возрасте (около 46 лет) женщины-неудачницы по биологическому возрасту были на семь лет старше своих социально успешных сестер. Хотя справедливости ради стоит привести и другие данные: начиная с 70-х годов прошлого века, ученые следили за здоровьем британских государственных служащих, «сортируя» их по роду деятельности. Выяснилось, что «шестеркам», всю жизнь проведшим у основания служебной пирамиды (то есть секретарям и курьерам), сердечные заболевания грозят гораздо реже, чем их начальству. Оно и понятно: меньше ответственности - меньше переживаний. Эту закономерность исследователи назвали синдромом статуса (status syndrome ).

Причем от синдрома статуса не застрахованы даже самые успешные жители самой развитой страны. И тут стоит взглянуть на проблему глобально. Богатые США, к примеру, имеют валовой национальный доход на душу населения приблизительно 34 тыс. долл., а средняя продолжительность жизни у них составляет 76,9 года. Не совсем, мягко говоря, зажиточная, но гордая Куба с ее валовым национальным доходом в 5200 долл. может похвастаться почти «американской» продолжительностью жизни - в среднем 76,5 года. А Япония с ее рекордной средней продолжительностью жизни - 81,3 года - имеет при всем при том валовой национальный доход около 25 тыс. долл. То есть не только отношения в обществе, система образования и социальное единство являются определяющими моментами, важно учитывать и местонахождение (географию). Все знают, например, что далеко не богатые горцы - рекордсмены среди долгожителей.

Кроме того, необходимо сказать, что человек, стремящийся к более высокому статусу, обязательно должен следить за своим здоровьем. Сегодня кое-где уже просто неприлично появляться с проблемными зубами. Стоматология достигла такого уровня, что все неприятности можно устранить за несколько визитов к врачу. Однако это стоит денег… и подчас немалых. Не удивлюсь, если скоро и проблемы внешности (например, мешки под глазами и морщины) будут считать показателем низкого социального статуса… Поэтому даже если зарплата не позволяет вам раскошелиться на здоровье, лечитесь и исправляйте дефекты… в кредит. Это станет своеобразным стимулом к увеличению своего дохода.

Не забывайте только, что вы живете в обществе и по его законам. Хорошо, когда человек берет с кого-то пример, пытаясь не подражать, а добиваться таких же впечатляющих успехов самостоятельно. Другое дело, когда кто-то завидует, злится и старается всеми правдами и неправдами отобрать у коллеги или конкурента атрибуты звездного статуса. И уж совсем плохо, когда некто, возомнив себя яркой индивидуальностью, не считает нужным учитывать опыт предшествующих поколений. Стремясь вперед, выше, не забывайте, что вы человек. Поверьте в себя - и удача вам улыбнется!

Елена Ишутина
По материалам

«Работа & зарплата»

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят. При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека - школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая по его профессиональным качествам, материальному и возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть - приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй - это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Достигаемый статус

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины - мама, жена, а ее вторая роль - успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник - прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.