Термин разрядность. Что такое разрядность вообще? Что такое разрядность

Целью данной статьи является попытка посеять сомнение в голове читателя, уверенного, что он знает о разрядности всё или почти всё. Но сомнение должно быть конструктивным, дабы сподвигнуть на собственное исследование и улучшить понимание.

Термин «разрядность» часто используют при описании вычислительных устройств и систем, понимая под этим число бит, одновременно хранимых, обрабатываемых или передаваемых в другое устройство. Но именно применительно к центральным процессорам (ЦП), как к наиболее сложным представителям вычислительного железа, не делимым на отдельные детали (до тех пор, пока кто-то не придумал, как продать отдельно кэш или умножитель внутри чипа), понятие разрядности оказывается весьма расплывчатым. Продемонстрировать это поможет умозрительный пример.

Представьте себе, что вокруг благодатные 80-е, в мире (всё ещё) десятки производителей ЦП, и вы работаете в одном из них над очередным поколением. Никаких 256-битных SSE8, встроенных GPU и 5-канальных контроллёров памяти на свете пока нет, но у вас уже есть готовый 16-битный процессор (точнее, «16-битный» пишется в технической документации), в котором 16 бит везде и во всём - от всех внешних шин до архитектурного размера обрабатываемых данных. Реальным примером такого ЦП могут быть первые однокорпусные (правда, не однокристальные) ЦП для архитектуры DEC PDP-11. И вот приходит задание руководства - разработать новое, обратно совместимое поколение этого же ЦП, которое будет 32-битным - не уточняя, что понимается под последним. Именно это понимание и предстоит прояснить в первую очередь. Итак, наш главный вопрос: что именно надо удвоить по разрядности в нашем пока насквозь 16-битном ЦП, чтобы получившийся процессор мог называться 32-битным? Чтобы решать задачу было легче, применим два подхода: систематизируем определения и посмотрим на примеры.Систематизируем

Первое, что приходит в голову - разрядность чего именно считать? Обратимся к определению любой информационной системы: её три основных функции - это обработка, хранение и ввод-вывод данных, за которые отвечают, соответственно, процессор(ы), память и периферия. Учитывая, что сложная иерархически самоподобная система состоит из многих компонент, можно утверждать, что такое разделение функций сохраняется и на компонентном уровне. Например, тот же процессор в основном обрабатывает данные, но он также обязан их хранить (для чего у него есть относительно небольшая память) и обмениваться с другими компонентами (для этого есть разные шины и их контроллёры). Поэтому будем функционально разделять разрядности обработки, хранения и обмена информации.

Рискну предположить, что все производители любого программируемого «железа», особенно процессоров, на 90% стараются не для конечных пользователей, а для программистов. Следовательно, с точки зрения производителей процессор должен выполнять нужные команды нужным образом. С другой стороны, детали структуры кристалла (топологические, электрические и физические параметры отдельных транзисторов, вентилей, логических элементов и блоков) могут быть скрыты не только от пользователя, но и от программиста. Выходит, что разрядность надо отличать и по реализации - физическую и архитектурную.

Следует добавить, что программисты тоже бывают разные: большинство пишут прикладные программы на языках высокого уровня с помощью компиляторов (что делает код до некоторой степени платформонезависимым), некоторые пишут драйверы и компоненты ОС (что заставляет более внимательно относиться к учёту реальных возможностей аппаратной части), есть творцы на ассемблере (явно требующем знания целевого процессора), а кто-то пишет сами компиляторы и ассемблеры (аналогично). Поэтому под программистами далее будем понимать именно тех, для кого детали аппаратной реализации важны если не для написания программы вообще, то хотя бы для её оптимизации по скорости - «архитектурная» разрядность чего-либо будет относиться именно к программированию на родном машинном языке процессора или более удобном ассемблере, не залезая при этом в нутро ЦП (это уже вопросы микроархитектуры, которую мы для большего различия и назвали физической реализацией). Описанные нюансы всё равно влияют на всех программистов, т.к. языки высокого уровня почти всегда переводятся компиляторами в машинный код, а компиляторы тоже должен кто-то написать. Исключения в виде интерпретируемых языков тоже не стоят в стороне - сами интерпретаторы тоже создаются с помощью компиляторов.

Осталось рассмотреть, разрядность какой именно информации нам интересна. Что вообще потребляет и генерирует ЦП в информационном смысле? Команды, данные, адреса и сигнально-управляющие коды. О последних речь не идёт - их разрядность жёстко зафиксирована в конкретной аппаратной реализации и в большинстве случаев программно не управляема. Чуть трудней с командами - в семействе архитектур RISC, например, разрядность любого обращения к памяти должна быть равна физической разрядности шины данных процессора, в т.ч. и при считывании кода (кроме некоторых послаблений в современных ARM и PowerPC). Это хорошо для ЦП - нет проблем с невыровненным доступом, все команды имеют одинаковую, либо переменную, но просто вычисляемую длину. Зато плохо для программиста - RISC это усечённый набор команд, которые ещё и занимают больше места, чем при более компактном кодировании (для того же алгоритма нужно больше команд, но и для того же числа команд надо больше байтов). Поэтому именно CISC-парадигма завоевала наибольший подход с её разнообразием и переменной длинной команд, не равной разрядности чего-либо. Разумеется, все современные ЦП внутри - настоящие RISC, но это только физически, а не архитектурно. Остались только два вида информации - данные и адреса. Их и рассмотрим.Собираем

У нас имеется три критерия видов разрядности: функциональный (обработки, хранения и обмена), реализационный (физическая и архитектурная) и типовой (данных и адресов). Итого уже 12 видов этой непонятной штуки. Предположим, что на каждую комбинацию критериев для нашего исходного ЦП мы отвечаем «16-битная» (и физическая разрядность обработки данных, и архитектурная хранения адресов, и все остальные). Теперь посмотрим, какие из этих вопросов обязательно должны давать ответ «32-битная», чтобы получившийся процессор оказался именно таким.

Начнём с архитектурной части. Должен ли ЦП хранить данные и адреса в логическом 32-битном формате, чтобы называться 32-битным? Насчёт данных, очевидно, да, а вот по поводу адресов всё не так просто. Почти все 8-битные (по данным) ЦП имеют возможность хранить 16-битные адреса в парах регистров (иначе им не видать распространённой на этих платформах 16-битной адресации), но от этого их не называют 16-битными. Может быть, если ЦП сможет хранить 32-битные данные, но всего-то 16-битные адреса, его уже можно называть 32-битным?..

На аналогичные вопросы об архитектурных вычислениях над 32-битными данными и адресами, а также программно 32-битном обмене данных с программно 32-битной адресацией ответ может быть таким же - с данными надо, а с адресами не факт.

Перейдём на физическую реализацию. Должен ли ЦП хранить данные и адреса в физически 32-битном формате? Оказывается, не обязательно, т.к. для 32-битных операндов можно спарить регистры, чем успешно пользовались ещё 8-битные ЦП, начиная с i8080. А зилоговские 16-битные Z8000 могли даже счетверять регистры, получая 64-битный аргумент (только для данных). Это не так эффективно, т.к. полный объём данных, умещающийся в регистровом файле, не увеличится, но это и не требовалось. Зато всегда есть возможность обратиться и к старшей, и к младшей половине виртуального 32-битного регистра - камень в огороды архитектур IA-32 и MC68k, где можно обращаться только к младшей половине (в IA-32 - ещё и с префиксом, что замедляет выполнение).

Идём далее. Должен ли ЦП обрабатывать данные и адреса 32-битными физическими порциями? Оказывается, и это не требуется, операнды можно обрабатывать половинками в функциональных устройствах 16-битного размера. Стоит вспомнить процессор Motorola MC68000, применявшийся в первых Макинтошах, Амигах, Атари и других популярных машинах - он считался 32-битным, в нём есть 32-битные регистры, но нет ни одного 32-битного ФУ (оно появилось только в 68020). Зато есть целых три 16-битных АЛУ, два из которых умеют спариваться при выполнении 32-битной операции. У i8080 и Z80 8-битные АЛУ выполняли 16-битные операции для вычисления адреса последовательно над его байтами. Позже эта история повторилась с набором SSE и его 128-битными операндами, которые поначалу обрабатывались на 64-битных ФУ.

Наконец, обмен: нужно ли процессору физически принимать и передавать данные 32-битными порциями с 32-битной адресацией? На первый вопрос дали ответ почти все производители ЦП, выпустив чипы с половинной шириной шины: 8 бит для 16-битного i8088, 16 бит для 32-битных MC68000/010 и i80386SX/EX/CX, и даже 8 бит для 32-битного MC68008. С физической разрядностью шины адреса куда веселее. Начнём с того, что для многобайтовых шин данных (т.е. начиная с 16-битной) физическая адресация памяти может происходить по словам или по байтам. В первом случае на шину адреса всегда подаётся адрес слова, а шина данных считывает или записывает нужную его часть - от отдельного байта до слова целиком. Для обозначения разрядности доступа может применяться отдельная шина байт-маски (в архитектуре x86 такой приём начал применяться со времён i386 - по биту на каждый байт шины данных), либо комбинация управляющих сигналов с младшими битами шины адреса, которые в этом режиме не нужны (для 32-биной шины данных адрес слова нацело делится на 4, а потому младшие 2 бита шины адреса всегда равны нулю) - так было до выхода i386. Случай же адресации байтов возможен лишь при динамической подстройке ширины шины и из широко известных ЦП применялся только в MC68020/030. В результате к сегодняшнему дню используется именно адресация слов вместе с байт-маской, поэтому физическая разрядность шины адреса оказывается меньше её логической ширины на число бит, на единицу меньшее разрядности шины данных в байтах. Из чего следует, что 32-битная физическая шина адреса может быть только при 8-битной шине данных, на что ни один архитектор и инженер в здравом уме не пойдёт по очевидным соображениям.

Но это ещё не всё. Зачем нам вообще 32-битная физическая или логическая адресация? Середина-конец 80-х, на рынке только-только появились мегабитные микросхемы памяти, типичный объём памяти для ПК пока что измеряется сотнями килобайт, но чуть позже - мегабайтами. А 32-битная адресация позволит получить доступ к 4 ГБ физического ОЗУ! Да кому вообще такое может понадобиться в ближайшие лет 20 в персоналках?! Неудивительно, что первые популярные «32-битные» ЦП имели совсем не 32 бита логической ширины шины адреса: MC68000 имел 24 (23 физических + 1 для управления разрядами), а MC68008 - и вовсе 20. Intel 386SX (вышедший на 3 года позже оригинального полностью 32-битного i80386), помимо уполовинивания шины данных, сократил и шину адреса до 24 (23 физических) бит, а его встраиваемые версии 386EX/CX имели 26-битную шину. Более того, первые чипсеты, позволявшие оперировать 32-битными адресами, появились лишь в 90-х, а первые материнские платы, имевшие достаточное число слотов памяти, чтобы набрать >4 ГБ модулями максимального на тот момент размера - лишь в 2000-х. Хотя первые ЦП с 64-битной физической шиной адреса (IBM/Motorola PowerPC 620) появились аж в 1994 г.. Выводим

Итак, физически в процессоре вообще ничего не требуется делать 32-битным. Достаточно лишь архитектурно убедить программиста, что ЦП выполняет 32-битные операции одной командой. И хотя она при отсутствии полноценных внутренних ресурсов неизбежно будет декодироваться в цепочки микрокода для управления 16-битными физическими порциями информации и аппаратными блоками - это уже программиста не волнует. Так что же, достаточно переписать прошивку, переделать декодер и схему управления, и вот наш 16-битный процессор сразу стал 32-битным?

Как известно, любую хорошую идею можно довести до абсурда, и тогда она сама себя дискредитирует. Увеличение разрядности ЦП - не исключение. На этом месте архитектурщик сразу должен задаться вопросом - а зачем всё это? Увеличивать разрядность данных хорошо для ускорения работы с ними (часто требуется обрабатывать значения, не умещающиеся в 16 бит), а адресов - для получения возможности оперировать большими объёмами данных (ограничение в 64 КБ для 16-битной адресации, кое-как ослабленное сегментной моделью IA-16, сковывало программистов уже в середине 80-х). Можно, конечно, сделать страничную адресацию с программно переключаемыми банками (могли же 8-битные ЦП адресовать 1 МБ на популярных дешёвых ПК и игровых приставках), но ценой усложнения программ и замедления доступа к памяти. Аналогично - разве имеет смысл делать 32-битность для данных такой, что она почти не ускоряет производительность по сравнению с обработкой 32-битных чисел на 16-битной платформе под управлением программы, а не микрокода? Таким образом мы только упростим программирование, сэкономив на числе команд, но не получим скачок в скорости. Из чего мы приходим к выводу - увеличение разрядности должно реализовываться так, чтобы оно реально привело к качественному (больше памяти) и количественному (быстрее операции) скачку возможностей архитектуры. «Больше памяти» здесь относится именно к качественному развитию, т.к. многие алгоритмы и приложения вообще откажутся работать при недостатке ОЗУ, в то время как даже медленный процессор всё равно рано или поздно программу выполнит. Виртуальная память с дисковой подкачкой бессмысленна при менее чем 32-битной реализации.

Но означает ли всё это, что в ЦП как можно больше ресурсов, и аппаратных, и архитектурных, должны быть 32-битными, чтобы его можно было бы назвать полноценным 32-битным процессором? Совсем нет. Возьмём тот же MC68000 - у него 32-битная архитектура для данных и адресов и 32-битные регистры, но 16-битные АЛУ и внешняя шина данных и 24-битная физическая внешняя адресация. Тем не менее, недостаточная «32-битность» не мешает ему обгонять появившийся на 3 года позже «16-битный» 80286: на популярном в 1980-е бенчмарке Dhrystones MC68000 на 8 МГц набирает 2100 «попугаев», а 286 на 10 МГц - 1900 (также 16-битный i8088 на 4,77 МГц - 300).

Но всё это нам не поможет ответить на вопрос - что же такое разрядность процессора? В момент, когда мы уже было пришли к некоему заключению, на сцене появляется новый герой - тип данных. Всё вышеизложенное имело отношение лишь к целочисленным вычислениям и их аргументам. Но ведь есть ещё и вещественные. Кроме того, пока что мы оперируем скалярными величинами, но есть ещё и векторные. А ведь, по слухам, Intel намерена встроить вещественный сопроцессор прямо внутрь своего нового 80486 (напомню: на дворе у нас, условно - 80-е годы). С учётом того, что внутреннее физическое и архитектурное представление данных (с адресами FPU не работает) 80-битное - как же тогда называть «четвёрку» - «32/80-битным» процессором? Вернёмся обратно в настоящее - как называть Pentium MMX, который откусил 64 бита от каждого 80-битного скалярного вещественного регистра и назвал их целочисленным векторным регистром? А Pentum Pro/II с 256-битной шиной данных между кэшем L2 и ядром? (Ещё ранее MIPS R4000 и его варианты имели внутренний контроллёр L2 с внешней 128-битной шиной до самого кэша.) А как назвать Pentium III с его 128-битными регистрами XMM, хотя в каждом таком векторе могут пока храниться лишь 32-битные компоненты, а обрабатываться лишь парами в 64-битных ФУ, но не четвёрками? А как воспринимать готовящиеся сейчас для новых архитектур (в частности, Intel Larrabee) команды векторной адресации типа Scatter и Gather, где части векторного регистра воспринимаются как адреса, а не данные, и потому адресация тоже может считаться ххх-битной?

Современный спор о переходе с 32-битной на 64-битную платформу повторяет эту историю с дополнениями, ещё более подсаливающими и так разнообразное по вкусу блюдо. Прежде всего, если посмотреть на темпы удвоения разрядности (что бы под ней не понимали) однокристальных ЦП, то окажется, что переход от первых 4-битных к первым 32-битным произошёл всего за 8 лет - c 1971 г. (i4004) по 1979 г. (MC68000 и куда менее известный NS32016). Следующее удвоение до 64 бит потребовало 10 лет - i860 имел 32-битное целое скалярное АЛУ и 32-битные универсальные регистры со спариванием, но 64-битные FPU и целочисленное векторное ФУ, 64-битные внешние шины и, впервые, внутреннюю 128-битную шину ядро-кэш. А пока 64 бита добрались до ПК - прошло ещё лет 15, хотя 64-битный доступ к памяти (через 64-битную же шину данных, но для «32-битного» процессора) появился уже в первых Pentium в 1993 г.. А дело в том, что для целочисленных скалярных вычислений два главных типа операндов - данные и адреса - пока достаточно было иметь лишь 32-битными. Об избыточности 32-битной адресации для 80-90-х гг. уже сказано, но и жёсткая необходимость в 64-битных целочисленных вычислениях, в отличие от 32-битных, также до сих пор не возникала, да и не просматривается и сейчас. Для целых чисел диапазон от –2·10 9 до 2·10 9 или от 0 до 4·10 9 покрывает подавляющее большинство нужд, а редкие моменты 64-битности вполне удовлетворяются дедовским способом - операциями над частями операндов с переносом, что не так уж сильно медленнее и доступно с первых моментов появления 32-битных архитектур. Дополнительной пикантности добавляет тот факт, что 64-битная арифметика над целыми числами в архитектуре x86 появились ещё до AMD64 и EM64T, причём сразу векторная - начиная с набора SSE2 (2001 г.) существуют команды paddq и psubq для сложения и вычитания целых 64-битных компонентов, а команды 32-битного перемножения для любой архитектуры дают 64-битное число (команды деления, соответственно - его принимают; аналогично для многих 16-битных платформ, включая IA-16).

Разрядности некоторых процессоров для ПК

Критерий Разрядность
Функциональный обработки хранения обмена
Реализационный физич. архитектурн. физич. архитектурн. физич. архитектурн.
Типовой (D: данных; A: адресов) D A D A D A D A D A D A
i8080/85, Z80 8 8 8-16 16 8 8 8-16 16 8 16 8-16 16
Z8000 16 16 8-64 16 16 16 8-64 16 8-16 23 8-64 23
MC68000/010 (MC68008) 16 16 8-32 32 32 32 8-32 32 8-16 (8) 24 (20) 8-32 32
MC68020/030 32 32 8-32 32 32 32 8-32 32 8-32 32 8-32 32
i8086/186* (i8088/188*) 16 16 8-16 16 16 16 8-16 16 8-16 (8) 20 8-16 20
i80286 16 16 8-16 16 16 16 8-16 16 8-16 24 8-16 24
i80386DX 32 32 8-32 32 32 32 8-32 32 8-32 32 8-32 32
i80386SX (EX/CX) 32 32 8-32 32 32 32 8-32 32 8-16 24 (26) 8-32 32
i860 32/64|64 32 8-64/64|64 32 32/64/32 32 8-64/64/64 32 64 64 8-64 64
i80486 32/80 32 8-32/80 32 32/80 32 8-32/80 32 32 32 8-80 32
Pentium, K5 (Pentium Pro) 32/80 32 8-32/80 32 32/80 32 8-32/80 32 64 32 (36) 8-80 32 (51)
Pentium MMX (Pentium II) 32/80|64 32 8-32/80|64 32 32/80|64 32 8-32/80|64 32 64 32 (36) 8-80 32 (51)
K6 (K6-2) 32/80| 64(/64) 32 8-32/80| 64(/64) 32 32/80| 64(/64) 32 8-32/80| 64(/64) 32 64 32 8-80 32
Athlon 32/80| 64/64 32 8-32/80| 64/64 32 32/80| 64/64 32 8-32/80| 64/64 32 64 36 8-80 51
Athlon XP 32/80| 64/64 32 8-32/80| 64/32-128 32 32/80|64/128 32 8-32/80| 64/128 32 64 36 8-128 51
Pentium III (Pentium 4/M, Core) 32/80| 64/64 32 8-32/80| 64(+128)/32-128 32 32/80| 64(+128)/128 32 8-32/80| 64(+128)/128 32 64 36 8-128 51
Pentium 4 D/EE (Athlon 64*) 64/80| 64/64 64 8-64/80|64 + 128/32-128 64 64/80|64 + 128/128 64 8-64/80|64 + 128/128 64 64(+16) 40 8-128 52
Atom 32-64/80| 64/64-128 64 8-64/80|64 + 128/32-128 64 64/80|64 + 128/128 64 8-64/80|64 + 128/128 64 64 36 8-128 51
Core 2 (i7*) 64/80| 128/128 64 8-64/80|64 + 128/32-128 64 64/80|64 + 128/128 64 8-64/80|64 + 128/128 64 64 (192+16) 40 8-128 52
Athlon II*, Phenom (II)* 64/80| 128/128 64 8-64/80|64 + 128/32-128 64 64/80|64 + 128/128 64 8-64/80|64 + 128/128 64 128+16 40 (48) 8-128 52

* - Мультиплексированная шина данных и адреса (для ЦП с интегрированным контроллёром памяти - только межпроцессорная)
«A/B|C/D» - для данных указана разрядность скалярного целого / вещественного | векторного целого / вещественного доменов
«X+Y» - имеет домены этого вида двух разрядностей
«X-Y» - в зависимости от команды или ФУ принимает все промежуточные значения с целой степенью двойки

Если вы дочитали до этого места, то объявленная цель статьи, скорее всего, уже достигнута, а Идеальное Конечное Точное Определение разрядности так и не найдено. Может быть, его вообще нет, и это даже хорошо. В конце концов, если компьютер это главный инструмент для работы с информацией, то каждая IT-технология это метод улучшения работы компьютера. Разрядность сама по себе ничего не даст в отрыве от всего остального арсенала высоких инфотехнологий. PDA/коммуникаторы, мобильники, нетбуки, медиа-плееры и прочая карманная электроника, а также гигантское количество встроенных контроллёров и бортовых компьютеров отлично работают, увеличивая свою популярность и без всякой 64-битности. Так зачем тогда переходят на большие разрядности? Зачем, например, никому пока не нужная 64-битность в Intel Atom для нетбуков, где 8 ГБ памяти мало того, что никому не нужны, так ещё и за пару часов досуха выжмут батарею, а научные или экономические вычисления (где могут потребоваться 64 целых бита) никто запускать не будет? Один из возможных ответов: «потому что мы можем». Дополнительная пара миллионов транзисторов для удвоения ещё оставшихся 32-битными блоков утонет каплей в море вентилей, уже потраченных на всё остальное в этом же чипе. Галопирующий прогресс микроэлектроники как главного паровоза IT сделал интегральный транзистор таким дешёвым, что теперь лакомый для любого маркетолога шильдик «64 bit» обойдётся потребителю в десяток лишних центов, обеспечивая совсем не бутафорское, а вполне реальное ускорение на 10-50 % в 1-5 % приложений. И если мелкая овчинка стоит почти бесплатной выделки, почему нет?

Разрядность процессора - загадочная величина, которая часто появляется в статьях, описывающих софт или "железо". При этом в текстах обычно фигурирует число либо 32, либо 64. О том, что скрывают эти значения, и будет рассказано в статье.

Общее определение

Если рассматривать самые простые определения, то можно сказать, что разрядность - величина, показывающая, сколько бит CPU может обработать за один такт. Сегодня это число равно либо 32, либо 64. Причем первые активно вытесняются, и вероятно, что совсем скоро подобных ЦП не останется вовсе.

В целом для информатики описанный выше тезис верен, но если рассматривать именно разрядность процессора, понятие становится расплывчатым. Устройство неделимое, но, как и многие другие, включает в себя составные части, причем столько, что становится самым сложным компонентом во всем компьютере.

Для того чтобы лучше понять, что скрывает неясное определение, нужно ответить на вопрос: "А какую вообще информацию генерирует и принимает CPU?" Ответов будет несколько: данные, команды и адреса.

Команды

Изначально длина команды, поступающей к CPU за один такт, должна была быть такой же, как и разрядность шины процессора. Для ЦП такое положение вещей является наиболее удобным - не требуется выполнять лишние вычисления. Для программиста подобный подход уже не максимально приемлем, ибо команды занимают всегда фиксированный объем (значит, даже самая простая требует больше места для своего хранения).

Первый факт, о который может споткнуться человек, впервые прочитавший упрощенное определение рассматриваемого объекта: сегодня ЦП могут похвастаться умением работать с командами переменной длины, значит, с этим типом данных разрядность процессора никак не связана. А чтобы развеять все сомнения (или посеять семя для новых), нужно копать дальше.

Данные и адреса

Необходимо ли центральному процессору логически (то есть с точки зрения программиста) уметь хранить данные размером в 32 бита, чтобы называться 32-разрядным? Тут все очевидно - ответ положительный. С адресным пространством не все так просто. Каждый 8-разрядный ЦП мог работать с адресами, которые имели длину в 16 бит. Может, размер данных, которые умеет хранить процессор, и определяет его разрядность?

Перейдем от программных возможностей к физическому устройству. Нужно ли CPU хранить внутри себя адреса и данные в определенном формате? Скажем, чтобы говорить о том, что разрядность процессора равна 32, должен ли он оперировать данными этой длины? Как показывает история, далеко не всегда.

Рассмотрим ЦП, имеющий называние i8080. Он был 8-битным (как говорят спецификации), однако оперировал значениями, которые имели длину 32 разряда, раскидав нолики и единички по спаренным регистрам. CPU Z8000 работал уже не с двойками, а с четверками, значит, и оперировал большими данными за один такт.

Вывод

В CPU вообще ничего не нужно делать для того, чтобы сказать, что он имеет какую-либо разрядность. Создайте удобный инструмент для программиста и рекламу для пользователя - этого будет достаточно. На аппаратном же уровне все новое должно вводиться только при необходимости. Сегодня, пожалуй, процесс перехода от 32-битных устройств к 64 происходит наиболее быстро.

Необходимо ли это? Научные сотрудники сказали, что подобный переход требуется, раньше других, ведь размер машинного слова напрямую влияет на точность вычислений. Когда максимальная разрядность процессора равна 64, а не 32, показатели намного превосходят предшествующие, что дает возможность отказываться от апгрейда оборудования. Разработчики компьютерных игр тоже решили, что от подобного перехода никуда не деться. Требуется ли это простому пользователю, который и научных работ не выполняет, и к видеоиграм относится холодно? На этот вопрос каждый ответит для себя сам.

Для пользователя

Как узнать разрядность процессора, который установлен в вашем компьютере? Сделать это несложно.

  • Нажмите сочетание Win+R на клавиатуре, отобразится окно с заголовком "Выполнить", в него введите cmd.
  • На экране появится черная консоль, напоминающая MS-DOS, в ней нужно набрать systeminfo.
  • Подождите, пока операционная система соберет данные о компьютере, они будут показаны здесь же.
  • Найдите строку "Процессор(ы)". В ней будет написано имя ЦП. Например, AMD64 Family 16 Model 4 Stepping 3.
  • Обычно первые цифры и означают разрядность CPU.

Как узнать разрядность процессора, если при помощи командной строки получить необходимую информацию не получилось?

  • Скачайте программу AIDA64.
  • В левой части окна отыщите надпись "Системная плата".
  • Теперь кликните дважды по значку с названием "ЦП" или "CPUID".
  • В первом случае обратите внимание на графу "Наборы инструкций", если здесь присутствует число 64, значит, процессор 64-разрядный, иначе же - ЦП 32-битный.
  • Во втором случае просмотрите надписи возле тех чекбоксов, в которых стоят галочки. Здесь находятся подробные описания каждого набора инструкций, из которых можно будет легко понять, какой именно CPU используется в вашем компьютере.

При установке системы часто возникает вопрос, как определить разрядность процессора 32 или 64 бит? В этой статье я расскажу, что такое разрядность процессора и как ее определить.

Разрядность – это пропускная способность процессора на один такт, т.е. количество bit данных, которые он сможет обработать. Существует два вида разрядности процессора: 32 и 64 бита.

Как определить разрядность процессора в операционной системе Windows?

Все современные процессоры являются 64битными, но на них можно установить 32битную систему. Если ваш компьютер старше 2003 года – у вас процессор 64битный. Проверить это можно несколькими способами.

Как определить разрядность процессора. Способ первый.

Открываем командную строку. Комбинация Win+R, вводим «cmd». Далее вводим слово «systeminfo» (без кавычек) и нажимаем Enter.

Через пару минут вы увидите информацию о процессоре если разрядность процессора 32 бита вы увидите x86,а если 64 то соответственно x64.

Видео инструкция:

Как определить разрядность процессора. Способ второй.

Нам потребуется бесплатная утилита CPU-Z. Загружаем ее с официального сайта . Устанавливаем и запускаем.


Нужная нам информация находиться в строке Instructions.

Существуют и другие программы для определения разрядности процессора. Если вы, имея 64 разрядный процессор, установите 32 разрядную операционную систему ничего страшного не случиться. Просто процессор будет работать не на полную мощность, и вы сможете использовать только 4гб оперативной памяти. Но сделать наоборот, ваш компьютер будет сильно зависать и в итоге просто перестанет запускаться.

32- или 64-разрядный процессор компьютера – что лучше? Сегодня пользователи этим вопросом не заморачиваются по той простой причине, что все современные сборки ПК, как правило, комплектуются 64-разрядными процессорами. Но еще каких-то 5-6 лет назад споры о том, какой же процессор лучше — 32- или 64-разрядный – были популярнейшей темой различных компьютерных форумов в Интернете.

Что такое разрядность процессора, в чем заключается отличие 32- от 64-разрядного процессора, и как это в конечном счете влияет на работу и производительность ПК с позиции обычного пользователя? В этом всем попытаемся разобраться ниже.

1. Как узнать разрядность установленного на ПК процессора?

Чтобы узнать разрядность установленного на ПК процессора, лучше всего установить специальную программу, функционал которой предусматривает отображение детальной информации об аппаратных составляющих ПК. Например, программы или Speccy – их можно скачать c официальных сайтов совершенно бесплатно.

Запустите одну из этих программ, подождите, пока те просканируют систему и отобразят аппаратные характеристики ПК. Зайдите в раздел меню, в котором содержатся данные о центральном процессоре ПК – вкладки «CPU » в программе CPU-Z или «Центральный процессор » в Speccy.

Разрядность процессора отображается в графе «Инструкции », где выводятся данные о поддержке инструкций. Если процессор 64-разрядный, то в этой графе должно присутствовать об этом указание.

В программе «CPU» в зависимости от производителя процессора это либо «EM64T » (Intel 64), либо «x86-64 » (AMD 64).

В программе Speccy все чуть проще – графа инструкции отображает либо «AMD 64 », либо «Intel 64 ».

Если раздел «Инструкции » в обеих программах не отображает таких данных, это значит на ПК установлен 32-разрядный процессор.

Но встретить 32-разрядный процессор сегодня не так-то и просто, это должна быть очень старая сборка ПК, ведь начиная с первого 64-разрядного процессора AMD Athlon 64, представленного в 2003 году, и поздних моделей Pentium 4 от Intel, на рынок компьютерной техники производители поставляют только 64-разрядные процессоры.

2. Разрядность: что включает в себя этот термин?

Как видим, определить разрядность процессора, установленного на ПК очень просто, но что же включает в себя сам термин разрядность? Разрядность процессора это – число разрядов (их еще называют битами), которые процессор способен обработать за один раз.

Рост разрядности процессоров был обусловлен развитием компьютерных технологий.

В 1971 году компанией Intel был создан первый 4-разрядный процессор 4004. Чуть позднее появился 8-разрядный 8080, затем 16-разрядный 8086. Первый 32-разрядный процессор 80386 компания Intel создала в 1985 году, и он в дальнейшем стал базой для всех сегодняшних моделей компьютерных процессоров. А вот первенство в создании 64-разрядного процессора принадлежит компании AMD – в 2003 году она создала Athlon 64.

Термин разрядность применяется не только к процессорам, но также и к шинам. К примеру, технические характеристики видеокарт часто содержат указание разрядности шины памяти. Что касается определения термина разрядности шины, то здесь будет виднеться та же суть, что и у термина разрядности процессора. Так, разрядность шины это не что иное, как число бит, одновременно обрабатываемое шиной.

3. Каковы преимущества 64-разрядных процессоров для обычных пользователей ПК?

Для обычных пользователей, использующих ПК сугубо для своих личных нужд в рамках досуга, преимущество 64-разрядных процессоров заключается в возможности задействовать больше 4 Гб оперативной памяти. 64-разрядный процессор позволяет использовать 8, 16, 32 и даже более Гб оперативной памяти в работе ПК. Такая производительность необходима тем, кто использует ПК, загружая его многозадачностью, работая со сложными графическими программами или профессиональными видеоредакторами. И, конечно же, геймеры – для многих новинок игромира, для некоторых мощных видеоигр, начиная с 2011 года, может потребоваться как минимум 8 Гб оперативной памяти, чтобы играть на максимальном качестве игры.

Для использования такого преимущества 64-разрядного процессора, на ПК должна быть установлена 64-разрядная операционная система, специфика которой сможет раскрыть весь мощностной потенциал ПК. А вот если на ПК с 64-разрядным процессором и, к примеру, с 8 Гб оперативной памяти установить 32-разрядную операционную систему, придется довольствоваться ограничениями – оперативная память будет доступна только в объеме 4 Гб. И весь мощностной потенциал «железа» ПК останется нераскрытым.

Определить, на ПК установлена 32- или 64-разрядная Windows, можно, вызвав левой клавишей мышки контекстное меню на иконке «Мой компьютер » (или «Этот компьюте р» в Windows 8 и 8.1). В меню выбираем «Свойства ». Откроются основные системные характеристики, где в графе «Тип системы » и будет указана, какая Windows установлена — 32- или 64-разрядная.

Это же можно определить, не выходя из программы Speccy – в разделе «Операционная система ».

32- и 64-разрядная Windows практически не отличаются ни установкой, ни настройкой, ни использованием. Скачать загрузочный образ Windows в Интернете или купить физический загрузочный диск можно очень легко и с одной, и с другой разрядностью операционной системы.

Помогла ли Вам данная статья?

Многие пользователи компьютеров спрашивают — «что такое разрядность операционной системы , на что она влияет? » и «как определить разрядность установленной у меня операционки?» . Постараюсь провести небольшой ликбез на эту тему и ответить на самые распространенные вопросы.

Что такое разрядность процессора?

Если говорить простым языком, то разрядность процессора этого его способность работать одновременно с неким количеством единиц данных (бит). Для 32-битного процессора это число равно от 0 до 4294967295. Иными словами, 32-разрядный процессор не может работать с оперативной памятью размером больше 4 Гигабайт.

Для 64-разрядных процессоров это число значительно больше, поэтому 64-разрядные ОС могут работать с оперативной памятью размером до 32 Гигабайт.

Обозначение разрядности процессоров

Процессоры в настоящее время делятся на 32-разрядные и 64-разрядные. При этом, в обозначении архитектур процессоров встречаются аббревиатуры x86 и x64. Знайте, что x86 — это 32-битный процессор, а x64 — 64-битный.

Почему процессор 32 разрядный, а архитектура называется x86?

Название произошло от компании Intel, ранние модели процессоров которой заканчивались на цифру 86 и имели 32-битную архитектуру.

  • 80386 (i386),
  • 80486 (i486)

Для этого надо щелкнуть правой кнопкой мыши на значке мой компьютер и выбрать открывшемся меню «Свойства». По своему опыту могу сказать, что если у вас установлена операционная система Windows XP , то в 99% случаев она 32-разрядная.


Если у вас установлена Windows 7 Starter , то она тоже 32-разрядная (а других просто не бывает). Тип разрядности других редакций Windows 7 или Windows 8 можно посмотреть в разделе «Тип системы».

Как я уже говорил, основное для домашнего пользователя — это количество оперативной памяти установленное в компьютере. Если у вас стоит меньше 3 Гб ОЗУ, переходить на 64-битную ОС не стоит. Если ОЗУ 4 Гб или больше, то переход желателен т.к. производительность ПК должна возрасти.

Программы и драйвера, выпущенные для 64 — разрядной версии Windows НЕ БУДУТ работать в 32-разрядной. Имейте это ввиду. В свою очередь, 32-битные версии программ в 64-разрядной ОС прекрасно работают.

Как сменить разрядность операционной системы?

Сменить разрядность «на лету» нельзя. Windows обязательно нужно переустанавливать «на чисто». Лицензионный ключ Microsoft подходит для любой версии Windows (соответствующей редакции), независимо от ее разрядности.