Клиент серверная программа. Различные архитектурные решения, используемые при реализации многопользовательских субд. краткий обзор субд

Последнее обновление: 31.10.2015

Рассмотрим, как создать многопоточное клиент-серверное приложение. Фактически оно будет отличаться от однопоточного только тем, что обработка запроса клиента будет вынесена в отдельный поток.

Вначале создадим проект для клиента. Назовем проект ConsoleClient и в классе Program определим следующий код:

Using System; using System.Net.Sockets; using System.Text; namespace ConsoleClient { class Program { const int port = 8888; const string address = "127.0.0.1"; static void Main(string args) { Console.Write("Введите свое имя:"); string userName = Console.ReadLine(); TcpClient client = null; try { client = new TcpClient(address, port); NetworkStream stream = client.GetStream(); while (true) { Console.Write(userName + ": "); // ввод сообщения string message = Console.ReadLine(); message = String.Format("{0}: {1}", userName, message); // преобразуем сообщение в массив байтов byte data = Encoding.Unicode.GetBytes(message); // отправка сообщения stream.Write(data, 0, data.Length); // получаем ответ data = new byte; // буфер для получаемых данных StringBuilder builder = new StringBuilder(); int bytes = 0; do { bytes = stream.Read(data, 0, data.Length); builder.Append(Encoding.Unicode.GetString(data, 0, bytes)); } while (stream.DataAvailable); message = builder.ToString(); Console.WriteLine("Сервер: {0}", message); } } catch (Exception ex) { Console.WriteLine(ex.Message); } finally { client.Close(); } } } }

В программе клиента пользователь будет вначале вводить свое имя, а затем сообщение для отправки. Причем сообщение будет уходить в формате Имя: сообщение.

После отправки сообщения клиент получает сообщение с сервера.

Теперь создадим проект сервера, который назовем ConsoleServer. Вначале в проект сервера добавим новый класс ClientObject , который будет представлять отдельное подключение:

Using System; using System.Net.Sockets; using System.Text; namespace ConsoleServer { public class ClientObject { public TcpClient client; public ClientObject(TcpClient tcpClient) { client = tcpClient; } public void Process() { NetworkStream stream = null; try { stream = client.GetStream(); byte data = new byte; // буфер для получаемых данных while (true) { // получаем сообщение StringBuilder builder = new StringBuilder(); int bytes = 0; do { bytes = stream.Read(data, 0, data.Length); builder.Append(Encoding.Unicode.GetString(data, 0, bytes)); } while (stream.DataAvailable); string message = builder.ToString(); Console.WriteLine(message); // отправляем обратно сообщение в верхнем регистре message = message.Substring(message.IndexOf(":") + 1).Trim().ToUpper(); data = Encoding.Unicode.GetBytes(message); stream.Write(data, 0, data.Length); } } catch(Exception ex) { Console.WriteLine(ex.Message); } finally { if (stream != null) stream.Close(); if (client != null) client.Close(); } } } }

В этом классе, наоборот, сначала получаем сообщение в цикле do..while и потом немного его изменяем (отрезаем по двоеточию и переводим в верхний регистр) и отправляем обратно клиенту. То есть класс ClientObject заключает в себе все действия по работе с отдельным подключением.

В главном классе проекта сервера определим следующий код:

Using System; using System.Net; using System.Net.Sockets; using System.Threading; namespace ConsoleServer { class Program { const int port = 8888; static TcpListener listener; static void Main(string args) { try { listener = new TcpListener(IPAddress.Parse("127.0.0.1"), port); listener.Start(); Console.WriteLine("Ожидание подключений..."); while(true) { TcpClient client = listener.AcceptTcpClient(); ClientObject clientObject = new ClientObject(client); // создаем новый поток для обслуживания нового клиента Thread clientThread = new Thread(new ThreadStart(clientObject.Process)); clientThread.Start(); } } catch(Exception ex) { Console.WriteLine(ex.Message); } finally { if(listener!=null) listener.Stop(); } } } }

Сразу после подключения нового клиента:

TcpClient client = listener.AcceptTcpClient()

Создается объект ClientObject и новый поток, который запускает метод Process объекта ClientObject, где собственно и происходит получение и отправка сообщений. Таким образом, сервер сможет одновременно обрабатывать сразу несколько запросов.

Результаты работы программы. Один из клиентов:

Введите свое имя: Евгений Евгений: привет мир Сервер: ПРИВЕТ МИР Евгений: пока мир Сервер: ПОКА МИР Евгений: _

Ожидание подключений... Евгений: привет мир Евгений: пока мир Том: привет чат

Современная СУБД должна удовлетворять ряду требований, важнейшее из которых - высокопроизводительный интеллектуальный сервер базы данных. Далее мы рассмотрим основные тенденции его развития и обсудим конкретные механизмы, в которых они находят свое воплощение.

Процесс технического совершенствования сервера базы данных пока остается невидимым для большинства пользователей современных СУБД. Поэтому при выборе той или иной системы они, как правило, не учитывают ни технический уровень решений, заложенных в механизм его функционирования, ни влияние этих решений на общую производительность СУБД. Между тем ее качество определяется отнюдь не богатством интерфейсов с пользователем, не разнообразием средств поддержки разработок, а в первую очередь зависит от особенностей архитектуры сервера базы данных. Далее будут рассмотрены модели технологии "клиент-сервер", определено место сервера БД в этих моделях и кратко описаны важнейшие механизмы сервера БД - процедуры, правила (триггеры), события. Последние будут проиллюстрированы примерами, в которых использован диалект SQL, принятый в СУБД Ingres.

Технология и модели "клиент-сервер".

"Клиент-сервер" - это модель взаимодействия компьютеров в сети. Как правило, компьютеры не являются равноправными. Каждый из них имеет свое, отличное от других, назначение, играет свою роль. Некоторые компьютеры в сети владеют и распоряжается информационно-вычислительными ресурсами, такими как процессоры, файловая система, почтовая служба, служба печати, база данных. Другие же компьютеры имеют возможность обращаться к этим службам, пользуясь услугами первых. Компьютер, управляющий тем или иным ресурсом, принято называть сервером этого ресурса, а компьютер, желающий им воспользоваться - клиентом. Конкретный сервер определяется видом ресурса, которым он владеет. Так, если ресурсом являются базы данных, то речь идет о сервере баз данных , назначение которого - обслуживать запросы клиентов, связанные с обработкой данных; если ресурс - это файловая система, то говорят о файловом сервере , или файл-сервере, и т. д.

В сети один и тот же компьютер может выполнять роль как клиента, так и сервера. Например, в информационной системе, включающей персональные компьютеры, большую ЭВМ и мини-компьютер под управлением UNIX, последний может выступать как в качестве сервера базы данных, обслуживая запросы от клиентов - персональных компьютеров, так и в качестве клиента, направляя запросы большой ЭВМ.

Этот же принцип распространяется и на взаимодействие программ. Если одна из них выполняет некоторые функции, предоставляя другим соответствующий набор услуг, то такая программа выступает в качестве сервера. Программы, которые пользуются этими услугами, принято называть клиентами. Так, ядро реляционной SQL-ориентированной СУБД часто называют сервером базы данных, или SQL-сервером, а программу, обращающуюся к нему за услугами по обработке данных - SQL-клиентом.

Первоначально СУБД имели централизованную архитектуру (рисунок 10). В ней сама СУБД и прикладные программы, которые работали с базами данных, функционировали на центральном компьютере (большая ЭВМ или мини-компьютер). Там же располагались базы данных. К центральному компьютеру были подключены терминалы, выступавшие в качестве рабочих мест пользователей. Все процессы, связанные с обработкой данных, как: поддержка ввода, осуществляемого пользователем, формирование, оптимизация и выполнение запросов, обмен с устройствами внешней памяти и т.д., выполнялись на центральном компьютере, что предъявляло жесткие требования к его производительности. Особенности СУБД первого поколения напрямую связаны с архитектурой систем больших ЭВМ и мини-компьютеров и адекватно отражают все их преимущества и недостатки. Однако нас больше интересует современное состояние многопользовательских СУБД, для которых архитектура "клиент-сервер" стала фактическим стандартом.

Рисунок 10 – Системы с централизованной архитектурой

Для более четкого представления об ее особенностях необходимо рассмотреть несколько моделей технологии "клиент-сервер", что и будет сделано.

Если предполагается, что проектируемая информационная система (ИС) будет иметь технологию "клиент-сервер", то это означает, что прикладные программы, реализованные в ее рамках, будут иметь распределенный характер. Иными словами, часть функций прикладной программы (или, проще, приложения) будет реализована в программе-клиенте, другая - в программе-сервере, причем для их взаимодействия будет определен некоторый протокол.

Основной принцип технологии "клиент-сервер" заключается в разделении функций стандартного интерактивного приложения на четыре группы, имеющие различную природу. Первая группа - это функции ввода и отображения данных. Вторая группа объединяет чисто прикладные функции, характерные для данной предметной области (например, для банковской системы - открытие счета, перевод денег с одного счета на другой и т.д.). К третьей группе относятся фундаментальные функции хранения и управления информационными ресурсами (базами данных, файловыми системами и т.д.). Наконец, функции четвертой группы - это служебные функции (играющие роль связок между функциями первых трех групп.

В соответствии с этим в любом приложении выделяются следующие логические компоненты:

Компонент представления, реализующий функции первой группы;

Прикладной компонент, поддерживающий функции второй группы;

Компонент доступа к информационным ресурсам, поддерживающий функции третьей групп, а также вводятся и уточняются соглашения о способах их взаимодействия (протокол взаимодействия).

Различия в реализациях технологии "клиент-сервер" определяются четырьмя факторами. Во-первых, тем, в какие виды программного обеспечения интегрированы каждый из этих компонентов. Во-вторых, тем, какие механизмы программного обеспечения используются для реализации функций всех трех групп. Во-третьих, как логические компоненты распределяются между компьютерами в сети. В-четвертых, какие механизмы используются для связи компонентов между собой.

Выделяются четыре подхода, реализованные в моделях:

· модель файлового сервера (File Server - FS);

· модель доступа к удаленным данным (Remote Data Access - RDA);

· модель севера базы данных (DataBase Server - DBS);

· модель сервера приложений (Application Server - AS).

FS-модель является базовой для локальных сетей персональных компьютеров. Не так давно она была исключительно популярной среди отечественных разработчиков, использовавших такие системы, как FoxPRO, Clipper, Clarion, Paradox и т.д. Суть модели проста и всем известна. Один из компьютеров в сети считается файловым сервером и предоставляет услуги по обработке файлов другим компьютерам. Файловый сервер работает под управлением сетевой операционной системы (например, Novell NetWare) и играет роль компонента доступа к информационным ресурсам (то есть к файлам). На других компьютерах в сети функционирует приложение, в кодах которого совмещены компонент представления и прикладной компонент (рисунок 11). Протокол обмена представляет собой набор низкоуровневых вызовов, обеспечивающих приложению доступ к файловой системе на файл-сервере.

Рисунок 11 – Модель файлового сервера

FS-модель послужила фундаментом для расширения возможностей персональных СУБД в направлении поддержки многопользовательского режима. В таких системах на нескольких персональных компьютерах выполняется как прикладная программа, так и копия СУБД, а базы данных содержатся в разделяемых файлах, которые находятся на файловом сервере. Когда прикладная программа обращается к базе данных, СУБД направляет запрос на файловый сервер. В этом запросе указаны файлы, где находятся запрашиваемые данные. В ответ на запрос файловый сервер направляет по сети требуемый блок данных. СУБД, получив его, выполняет над данными действия, которые были декларированы в прикладной программе.

К технологическим недостаткам модели относят высокий сетевой трафик (передача множества файлов, необходимых приложению), узкий спектр операций манипуляции с данными ("данные - это файлы"), отсутствие адекватных средств безопасности доступа к данным (защита только на уровне файловой системы) и т.д. Собственно, перечисленное не есть недостатки, но - следствие внутренне присущих FS-модели ограничений, определяемых ее характером. Недоразумения возникают, когда FS-модель используют не по назначению, например, пытаются интерпретировать как модель сервера базы данных. Место FS-модели в иерархии моделей "клиент-сервер" - это место модели файлового сервера, и ничего более. Именно поэтому обречены на провал попытки создания на основе FS-модели крупных корпоративных систем - попытки, которые предпринимались в недавнем прошлом и нередко предпринимаются сейчас.

Более технологичная RDA-модельсущественно отличается от FS-модели характером компонента доступа к информационным ресурсам. Это, как правило, SQL-сервер. В RDA-модели коды компонента представления и прикладного компонента совмещены и выполняются на компьютере-клиенте. Последний поддерживает как функции ввода и отображения данных, так и чисто прикладные функции. Доступ к информационным ресурсам обеспечивается либо операторами специального языка (языка SQL, например, если речь идет о базах данных), либо вызовами функций специальной библиотеки (если имеется соответствующий интерфейс прикладного программирования - API).

Клиент направляет запросы к информационным ресурсам (например, к базам данных) по сети удаленному компьютеру. На нем функционирует ядро СУБД, которое обрабатывает запросы, выполняя предписанные в них действия, и возвращает клиенту результат, оформленный как блок данных (рисунок 12). При этом инициатором манипуляций с данными выступают программы, выполняющиеся на компьютерах-клиентах, в то время как ядру СУБД отводится пассивная роль - обслуживание запросов и обработка данных.

Рисунок 12 – Модель доступа к удаленным данным

RDA-модель избавляет от недостатков, присущих как системам с централизованной архитектурой, так и системам с файловым сервером.

Прежде всего перенос компонента представления и прикладного компонента на компьютеры-клиенты существенно разгружает сервер БД, сводя к минимуму общее число процессов операционной системы. Сервер БД освобождается от несвойственных ему функций; процессор или процессоры сервера целиком загружаются операциями обработки данных, запросов и транзакций. Это становится возможным благодаря отказу от терминалов и оснащению рабочих мест компьютерами, которые обладают собственными локальными вычислительными ресурсами, полностью используемыми программами переднего плана. С другой стороны, резко уменьшается загрузка сети, так как по ней передаются от клиента к серверу не запросы на ввод-вывод (как в системах с файловым сервером), а запросы на языке SQL, их объем существенно меньше.

Основное достоинство RDA-модели - унификация интерфейса "клиент-сервер" в виде языка SQL. Действительно, взаимодействие прикладного компонента с ядром СУБД невозможно без стандартизованного средства общения. Запросы, направляемые программой ядру, должны быть понятны обоим. Для этого их следует сформулировать на специальном языке. Но в СУБД уже существует язык SQL, о котором уже шла речь. Поэтому целесообразно использовать его не только в качестве средства доступа к данным, но и стандарта общения клиента и сервера.

Такое общение можно сравнить с беседой нескольких человек, когда один отвечает на вопросы остальных (вопросы задаются одновременно). Причем делает это он так быстро, что время ожидания ответа приближается к нулю. Высокая скорость общения достигается прежде всего благодаря четкой формулировке вопроса, когда спрашивающему и отвечающему не нужно дополнительных консультаций по сути вопроса. Беседующие обмениваются несколькими короткими однозначными фразами, им ничего не нужно уточнять.

К сожалению, RDA-модель не лишена ряда недостатков. Во-первых, взаимодействие клиента и сервера посредством SQL-запросов существенно загружает сеть. Во-вторых, удовлетворительное администрирование приложений в RDA-модели практически невозможно из-за совмещения в одной программе различных по своей природе функций (функции представления и прикладные).

Наряду с RDA-моделью все большую популярность приобретает перспективная DBS-модель(рисунок 13). Последняя реализована в некоторых реляционных СУБД (Informix, Ingres, Sybase, Oracle). Ее основу составляет механизм хранимых процедур - средство программирования SQL-сервера. Процедуры хранятся в словаре базы данных, разделяются между несколькими клиентами и выполняются на том же компьютере, где функционирует SQL-сервер. Язык, на котором разрабатываются хранимые процедуры, представляет собой процедурное расширение языка запросов SQL и уникален для каждой конкретной СУБД.

Рисунок 13 – Модель сервера базы данных

В DBS-модели компонент представления выполняется на компьютере-клиенте, в то время как прикладной компонент оформлен как набор хранимых процедур и функционирует на компьютере-сервере БД. Там же выполняется компонент доступа к данным, то есть ядро СУБД. Достоинства DBS-модели очевидны: это и возможность централизованного администрирования прикладных функций, и снижение трафика (вместо SQL-запросов по сети направляются вызовы хранимых процедур), и возможность разделения процедуры между несколькими приложениями, и экономия ресурсов компьютера за счет использования единожды созданного плана выполнения процедуры. К недостаткам модели можно отнести ограниченность средств, используемых для написания хранимых процедур, которые представляют собой разнообразные процедурные расширения SQL, не выдерживающие сравнения по изобразительным средствам и функциональным возможностям с языками третьего поколения, такими как C или Pascal. Сфера их использования ограничена конкретной СУБД, в большинстве СУБД отсутствуют возможности отладки и тестирования разработанных хранимых процедур.

На практике часто используется смешанные модели, когда поддержка целостности базы данных и некоторые простейшие прикладные функции поддерживаются хранимыми процедурами (DBS-модель), а более сложные функции реализуются непосредственно в прикладной программе, которая выполняется на компьютере-клиенте (RDA-модель). Так или иначе современные многопользовательские СУБД опираются на RDA- и DBS-модели и при создании ИС, предполагающем использование только СУБД, выбирают одну из этих двух моделей либо их разумное сочетание.

Рисунок 14.

Модель сервера приложений.

В AS-модели (рисунок 14) процесс, выполняющийся на компьютере-клиенте, отвечает, как обычно, за интерфейс с пользователем (то есть осуществляет функции первой группы). Обращаясь за выполнением услуг к прикладному компоненту, этот процесс играет роль клиента приложения (Application Client - AC ). Прикладной компонент реализован как группа процессов, выполняющих прикладные функции, и называется сервером приложения (Application Server - AS ). Все операции над информационными ресурсами выполняются соответствующим компонентом, по отношению к которому AS играет роль клиента. Из прикладных компонентов доступны ресурсы различных типов - базы данных, очереди, почтовые службы и др.

RDA- и DBS-модели опираются на двухзвенную схему разделения функций. В RDA-модели прикладные функции приданы программе-клиенту, в DBS-модели ответственность за их выполнение берет на себя ядро СУБД. В первом случае прикладной компонент сливается с компонентом представления, во-втором - интегрируется в компонент доступа к информационным ресурсам. В AS-модели реализована трехзвенная схема разделения функций, где прикладной компонент выделен как важнейший изолированный элемент приложения, для его определения используются универсальные механизмы многозадачной операционной системы, и стандартизованы интерфейсы с двумя другими компонентами. AS-модель является фундаментом для мониторов обработки транзакций (Transaction Processing Monitors - TPM ), или, проще, мониторов транзакций, которые выделяются как особый вид программного обеспечения.

В заключение отметим, что, часто, говоря о сервере базы данных, подразумевают как компьютер, так и программное обеспечение - ядро СУБД. При описании архитектуры "Клиент-сервер" под сервером базы данных мы имели в виду компьютер. Далее сервер базы данных будет пониматься как программное обеспечение - ядро СУБД.


Похожая информация.


В этом примере мы разработаем простой сервер и простую клиентскую программу, ведущих между собой "неспешный" диалог. Клиента построим по технике Windows Forms , а сервер - Windows Service . Сервер будет иметь набор готовых маркированных ответов, ждать маркированных запросов клиентов и отвечать им соответствующими сообщениями. Это настроит нас на создание еще более сложной системы - просмотру дистанционных рисунков из БД, которой мы займемся позже.

Создание клиента

Начнем с клиентской программы, которая может запускаться во многих экземплярах ("http://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/system.net.sockets.tcplistener.accepttcpclient.aspx ")


Таблица 19.7.
Элемент Свойство Значение
Form Text Client
Size 300; 300
ListBox (Name) listBox
Dock Top
Font Arial; 12pt
Items
  1. Привет!
  2. Лелик
  3. Как жизнь
  4. Оттопыремся сегодня?
  5. Ну тогда пока!
SelectionMode One
Size 292; 119
Button (Name) btnSubmit
AutoSize True
Font Arial; 10pt
Location 96; 127
Size 101; 29
Text Отправить
TextBox (Name) textBox
Dock Bottom
Location 0; 162
Multiline True
ScrollBars Vertical
Size 292; 105

Остальные нужные настройки элементов формы добавим программно.

using System; using System.Collections.Generic; using System.ComponentModel; using System.Data; using System.Drawing; using System.Text; using System.Windows.Forms; // Дополнительные пространства имен using System.IO; using System.Net; using System.Net.Sockets; using System.Threading; namespace SimpleClient { public partial class Form1: Form { int port = 12000; String hostName = "127.0.0.1";// local TcpClient client = null;// Ссылка на клиента public Form1() { InitializeComponent(); // Выделить первый элемент списка listBox.SelectedIndex = 0; listBox.Focus(); // Контекстное меню для очистки TextBox ContextMenuStrip contextMenu = new ContextMenuStrip(); textBox.ContextMenuStrip = contextMenu; ToolStripMenuItem item = new ToolStripMenuItem("Очистить"); contextMenu.Items.Add(item); item.MouseDown += new MouseEventHandler(item_MouseDown); } // Отослать запрос и получить ответ private void btnSubmit_Click(object sender, EventArgs e) { if (listBox.SelectedIndices.Count == 0) { MessageBox.Show("Выделите сообщение"); return; } try { // Создаем клиента, соединенного с сервером client = new TcpClient(hostName, port); // Сами задаем размеры буферов обмена (Необязательно!) client.SendBufferSize = client.ReceiveBufferSize = 1024; } catch { MessageBox.Show("Сервер не готов!"); return; } // Записываем запрос в протокол AddString("Клиент: " + listBox.SelectedItem.ToString()); // Создаем потоки NetworkStream, соединенные с сервером NetworkStream streamIn = client.GetStream(); NetworkStream streamOut = client.GetStream(); StreamReader readerStream = new StreamReader(streamIn); StreamWriter writerStream = new StreamWriter(streamOut); // Отсылаем запрос серверу writerStream.WriteLine(listBox.SelectedItem.ToString()); writerStream.Flush(); // Читаем ответ String receiverData = readerStream.ReadLine(); // Записываем ответ в протокол AddString("Сервер: " + receiverData); // Закрываем соединение и потоки, порядок неважен client.Close(); writerStream.Close(); readerStream.Close(); } // Добавление строки, когда TextBox включен в режиме Multiline private void AddString(String line) { StringBuilder sb = new StringBuilder(textBox.Text); StringWriter sw = new StringWriter(sb); sw.WriteLine(line); textBox.Text = sw.ToString(); } // Очистка списка через контекстное меню void item_MouseDown(object sender, MouseEventArgs e) { textBox.Clear(); listBox.Focus(); } } }

Получив соединение с сервером, мы создаем два потока NetworkStream и упаковываем их в оболочки, удобные для управления чтением/записью. Обмен с сервером отображаем в протоколе TextBox . Для очистки протокола динамически создали контекстное меню.

Класс TcpClient , который мы использовали в коде, является высокоуровневой (и упрощенной) оболочкой сокета (класса Socket ). Если потребуется более низкоуровневое управление сокетом (более детальное), то ссылка на него хранится в свойстве TcpClient.Client . Но поскольку это свойство защищенное (protected ), то доступ к нему возможен только из производного от TcpClient класса.

Если сейчас запустить приложение SimpleClient , то оно будет работать, но при попытке что-то отослать на сервер, будет выдаваться сообщение, что сервер не готов. Сервера-то еще пока вообще нет, создадим его.

Создание сервера

Серверную программу сделаем резидентной по шаблону Windows Service , как мы это делали в предыдущем примере, хотя можно сделать и с интерфейсом, главное, чтобы он был запущен в единственном экземпляре на локальном компьютере. Если программа-сервер включена в глобальную сеть, то с используемым IP и портом она должна быть единственной в этой сети. Поэтому на использование сетевого IP для глобальной сети нужно получать разрешение.



using System; using System.ComponentModel; using System.Configuration.Install; using System.ServiceProcess; namespace SimpleServer { // Во время установки сборки следует вызвать установщик public partial class Installer1: Installer { private ServiceInstaller serviceInstaller; private ServiceProcessInstaller serviceProcessInstaller; public Installer1() { // Создаем настройки для Службы serviceInstaller = new ServiceInstaller(); serviceProcessInstaller = new ServiceProcessInstaller(); // Имя Службы для машины и пользователя serviceInstaller.ServiceName = "SimpleServerServiceName"; serviceInstaller.DisplayName = "SimpleServer"; serviceInstaller.StartType = ServiceStartMode.Manual;// Запуск вручную // Как будет запускаться Служба this.serviceProcessInstaller.Account = ServiceAccount.LocalService; this.serviceProcessInstaller.Password = null; this.serviceProcessInstaller.Username = null; // Добавляем настройки в коллекцию текущего объекта this.Installers.AddRange(new Installer { serviceInstaller, serviceProcessInstaller }); } } }

using System; using System.Collections.Generic; using System.Text; // Дополнительные пространства имен using System.IO; using System.Net; using System.Net.Sockets; using System.Threading; using System.ServiceProcess; using System.Collections; namespace SimpleServer { class Service1: ServiceBase { TcpListener server = null;// Ссылка на сервер int port = 12000; String hostName = "127.0.0.1";// local IPAddress localAddr; String answers = { "1. Ты кто?", "2. Привет, Лелик!", "3. Лучше всех!", "4. Конечно, на полную катушку", "5. До вечера!" }; // Конструктор public Service1() { localAddr = IPAddress.Parse(hostName);// Конвертируем в другой формат Thread thread = new Thread(ExecuteLoop); thread.IsBackground = true; thread.Start(); } private void ExecuteLoop() { try { server = new TcpListener(localAddr, port);// Создаем сервер-слушатель server.Start();// Запускаем сервер String data; // Бесконечный цикл прослушивания клиентов while (true) { if (!server.Pending())// Очередь запросов пуста continue; TcpClient client = server.AcceptTcpClient();// Текущий клиент // Сами задаем размеры буферов обмена (Необязательно!) // По умолчанию оба буфера установлены размером по 8192 байта client.SendBufferSize = client.ReceiveBufferSize = 1024; // Подключаем NetworkStream и погружаем для удобства в оболочки NetworkStream streamIn = client.GetStream(); NetworkStream streamOut = client.GetStream(); StreamReader readerStream = new StreamReader(streamIn); StreamWriter writerStream = new StreamWriter(streamOut); // Читаем запрос data = readerStream.ReadLine(); // Отправляем ответ int index; if (int.TryParse(data.Substring(0, data.IndexOf(".")), out index)) data = answers; else data = data.ToUpper(); writerStream.WriteLine(data); writerStream.Flush(); // Закрываем соединение и потоки, порядок неважен client.Close(); readerStream.Close(); writerStream.Close(); } } catch (SocketException) { } finally { // Останавливаем сервер server.Stop(); } } } }

Чтобы передать данные и получить ответ, клиентское приложение создает двунаправленный сокет (или два однонаправленных), в котором указывает адрес соединения с сокетом другого, серверного, приложения. Если соединение установлено (сервер работает), то клиентское приложение подключает к сокету сетевой поток NetworkStream и через него выполняет передачу и прием данных.

На другой стороне соединения сервер TcpListener в бесконечном цикле прослушивает очередь соединений с клиентами. Если какой-то клиент с ним соединился (server.Pending()!=false ), то сервер извлекает этого клиента методом AcceptTcpClient() - создает сокет для приема/передачи с готовым обратным адресом, создает двунаправленный поток (или два однонаправленных), затем читает запрос и передает ответ.



Обратите внимание, что если код работы нашей серверной программы не упаковать в отдельную нить Thread (поток выполнения), то в окне служб эта программа операционной системой запускаться не будет (попробуйте!). Причина в том, что в коде метода ExecuteLoop() в сервере используется бесконечный цикл прослушивания очереди запросов клиентов. Если этот цикл оставить в основном потоке выполнения (Thread ) приложения, то оно просто зациклится и не сможет само нормально завершиться. Поэтому код с циклом мы помещаем в отдельный поток (трэд) и делаем его фоновым, чтобы он закрывался вместе с основным потоком приложения (трэдом сервера).

Важное замечание

Поток NetworkStream является двухсторонним фиксированной длины. Методом GetStream() он только устанавливает адресное соединение между сокетами клиента и сервера. Но реальная его длина определяется сообщением отправляющей стороны. Можно для приема/передачи использовать один поток, но тогда длина сообщения, отправляемого сервером, не должна превышать длину сообщения, принятого им от клиента (чуть глаза не отсидел!). Поэтому мы и используем на каждой стороне два потока для раздельной однонаправленной передачи между двумя узлами сетевого соединения.

Пример 3. Клиент-серверное приложение просмотра рисунков из БД

На предыдущем простом примере мы познакомились (чуть-чуть) с пронципами создания сетевых приложений. А теперь построим более сложный пример, когда клиент запрашивает рисунки, а сервер извлекает их из хранилища и посылает клиенту. В Упражнении 7 нами было разработано три разных хранилища рисунков и три программы просмотра. В данном примере воспользуемся БД Pictures.my2.mdb с готовыми рисунками и на ее основе создадим сетевое приложение (для тех, кто не делал Упражнение 7 , БД прилагается в каталоге Source/Data ).

Построение клиента

Для клиента построим оконное приложение типа WPF с пользовательским интерфейсом, частично заимствованным из Примера 6 Упражнения 7 .


Сервер не готов, ждите! Мы пытаемся связаться, извините за неудобства...

Для вывода заставки с текстом о неготовности сервера мы применили элемент Viewbox , в который поместили еще один элемент Border с текстовым содержимым. Такой "огород" позволит увеличивать заставку пропорционально размеру окна. Однако введение элемента Viewbox начинает заметно притормаживать перерисовку интерфейса при перемещениях окна, потому что он пытается постоянно пересчитывать масштабы своих дочерних элементов. Имена мы присвоили только тем интерфейсным элементам, которыми собираемся управлять в процедурном коде.

using System; using System.Collections.Generic; using System.Text; using System.Windows; using System.Windows.Controls; using System.Windows.Data; using System.Windows.Documents; using System.Windows.Input; using System.Windows.Media; using System.Windows.Media.Animation; using System.Windows.Media.Imaging; using System.Windows.Shapes; // Дополнительные пространства имен для Stream using System.IO; using IO = System.IO; // Псевдоним для адресации Path using System.Windows.Threading; // Для DispatcherTimer // Дополнительные пространства имен для Socket //using System.Net; using System.Net.Sockets; using System.Collections; // List namespace PicturesClientDB { public partial class Window1: Window { int port = 12000; String hostName = "127.0.0.1"; // local TcpClient client = null; // Ссылка на клиента String sendMessage = "!!!GetNames!!!"; // Запрос на список (позаковыристей) Char separator = { "#" }; // Для преобразования ответа в массив имен DispatcherTimer timer; // Таймер // Конструктор public Window1() { InitializeComponent(); // Создаем и запускаем таймер timer = new DispatcherTimer(); timer.Tick += new EventHandler(timer_Tick); timer.Interval = TimeSpan.FromSeconds(1); timer.Start(); } // Инициирует обращение к серверу void timer_Tick(object sender, EventArgs e) { Execute(listBox); } private void listBox_SelectionChanged(object sender, SelectionChangedEventArgs e) { Execute((ListBox)sender); } void Execute(ListBox lst) { // Заполняем список именами рисунков try { // Если сервер доступен, создаем клиента client = new TcpClient(hostName, port); } catch { // Сервер не готов, запускаем таймер и выходим if (Prompt.Visibility != Visibility.Visible) { Prompt.Visibility = Visibility.Visible; timer.Start(); } return; } switch (sendMessage) { case "!!!GetNames!!!": // Получаем и привязываем имена рисунков к списку lst.ItemsSource = GetNames(); // Выделяем первый элемент списка, чтобы вызвать SelectionChanged lst.SelectedIndex = 0; lst.Focus(); sendMessage = ""; break; default: // Скрываем сообщение и останавливаем таймер if (Prompt.Visibility == Visibility.Visible) { Prompt.Visibility = Visibility.Hidden; timer.Stop(); } // Получаем рисунок и отображаем пользователю кистью String name = lst.SelectedValue.ToString(); BitmapImage bi = new BitmapImage(); bi.BeginInit(); // Получаем от сервера рисунок и обертываем его в поток памяти bi.StreamSource = new MemoryStream(GetPicture(name)); bi.EndInit(); Pictures.picture.ImageSource = bi;// Передаем рисунок фону Border break; } } private String GetNames() { String names; // Создаем потоки сетевых соединений StreamReader readerStream = new StreamReader(client.GetStream()); StreamWriter writerStream = new StreamWriter(client.GetStream()); // Отсылаем запрос серверу writerStream.WriteLine(sendMessage); writerStream.Flush(); // Читаем ответ String receiverData = readerStream.ReadLine(); names = receiverData.Split(separator);// Преобразуем в строковый массив // Закрываем соединение и потоки, порядок неважен client.Close(); writerStream.Close(); readerStream.Close(); return names; } Byte GetPicture(String name) { // Создаем потоки сетевых соединений NetworkStream readerStream = client.GetStream(); StreamWriter writerStream = new StreamWriter(client.GetStream()); // Отсылаем запрос серверу writerStream.WriteLine(name); writerStream.Flush(); // Читаем ответ // ReceiveBufferSize - размер буфера для входящих данных // SendBufferSize - размер буфера для исходящих данных List list = new List(client.ReceiveBufferSize);// С приращением capacity Byte bytes = new Byte; // Размер буфера сокета int count = 0; // Порции входящих данных while ((count = readerStream.Read(bytes, 0, bytes.Length)) != 0) for (int i = 0; i < count; i++) list.Add(bytes[i]); // Преобразуем в массив результата bytes = new Byte; list.CopyTo(bytes); // Закрываем соединение и потоки, порядок неважен client.Close(); writerStream.Close(); readerStream.Close(); return bytes; } } // Для привязки к ресурсу class Pictures { // Поле public static ImageBrush picture = new ImageBrush(); static Pictures() { // Дежурный рисунок заставки picture.ImageSource = new BitmapImage(new Uri(@"flower2.jpg", UriKind.Relative)); picture.Stretch = Stretch.Fill; picture.Opacity = 1.0D; } // Привязываемое в интерфейсе свойство public static ImageBrush Picture { get { return picture; } } } }

Обратите внимание, что при отображении рисунков мы отказались от традиционного элемента Image , как это делали в предыдущем упражнении. А для разнообразия поступили совершенно нетрадиционно (по турецки). Теперь мы рисунки будем отображать кистью ImageBrush в фоне прямоугольника Border через привязанный к нему объект Pictures . Конечно, в жизни так извращаться вряд ли придется, но и такой вариант где-нибудь может пригодиться.


Заставка появится сразу же, как будет обнаружен факт отсутствия или остановки сервера. А после обнаружения сервера заставка исчезнет. Этот механизм немедленно сработает благодаря используемому нами системному таймеру . Однако, сервера пока еще совсем нет и следует его изготовить.

Построение сервера БД как службу
  • Командой File/Add/New Project добавьте к решению NetworkStream новый проект с именем PicturesServerDB типа Windows Service


using System; using System.Collections.Generic; using System.ComponentModel; using System.Data; using System.Diagnostics; using System.ServiceProcess; using System.Text; // Дополнительные пространства имен для ADO.NET using System.Data.OleDb; using System.Data.Common; // Дополнительные пространства имен using System.IO; using System.Net; using System.Net.Sockets; using System.Threading; using System.Collections; namespace PicturesServerDB { public partial class Service1: ServiceBase { int port = 12000; String hostName = "127.0.0.1"; // local IPAddress localAddr; TcpListener server = null; // Ссылка на сервер String separator = "#"; // Разделитель имен в строке ответа String connectionString; // Строка соединения с БД public Service1() { // Извлекаем в поле строку соединения с БД из файла App.config connectionString = System.Configuration.ConfigurationManager. ConnectionStrings["PicturesDB"].ConnectionString; // Конвертируем IP в другой формат localAddr = IPAddress.Parse(hostName); // Запускаем в новом потоке (ните) Thread thread = new Thread(ExecuteLoop); thread.IsBackground = true; thread.Start(); } private void ExecuteLoop() { try { server = new TcpListener(localAddr, port);// Создаем сервер-слушатель server.Start();// Запускаем сервер // Бесконечный цикл прослушивания клиентов while (true) { // Проверяем очередь соединений if (!server.Pending())// Очередь запросов пуста continue; TcpClient client = server.AcceptTcpClient();// Текущий клиент // Создаем потоки сетевых соединений StreamReader readerStream = new StreamReader(client.GetStream()); NetworkStream streamOut = client.GetStream(); StreamWriter writerStream = new StreamWriter(streamOut); // Читаем команду клиента String receiverData = readerStream.ReadLine(); // Распознаем и исполняем switch (receiverData) { case "!!!GetNames!!!":// Посылаем имена, разделенные сепаратором String names = GetNames(); writerStream.WriteLine(names); // Используем через оболочку writerStream.Flush(); break; default:// Посылаем рисунок Byte bytes = GetPicture(receiverData); streamOut.Write(bytes, 0, bytes.Length);// Используем напрямую streamOut.Flush(); break; } // Закрываем соединение и потоки, порядок неважен client.Close(); readerStream.Close(); writerStream.Close(); } } finally { // Останавливаем сервер server.Stop(); } } // Извлечение из БД имен рисунков и упаковка их в одну строку для пересылки клиенту string GetNames() { // Создаем и настраиваем инфраструктуру ADO.NET OleDbConnection conn = new OleDbConnection(connectionString); OleDbCommand cmd = new OleDbCommand("SELECT FileName FROM MyTable"); cmd.Connection = conn; conn.Open(); // Извлекаем имена рисунков OleDbDataReader reader = cmd.ExecuteReader(CommandBehavior.CloseConnection); // Формируем строку исходящих данных StringBuilder sb = new StringBuilder(); foreach (DbDataRecord record in reader)// Равносильно чтению reader.Read() sb.Append(((string)record["FileName"]).Trim() + separator); // Соединение здесь закроет сам объект DataReader после прочтения всех данных // в соответствии с соглашением при его создании CommandBehavior.CloseConnection // Удаляем лишний последний символ сепаратора sb.Replace(separator, String.Empty, sb.ToString(). LastIndexOf(separator), separator.Length); return sb.ToString(); } // Извлечение из БД самого рисунка для отправки клиенту byte GetPicture(String name) { // Создаем и настраиваем инфраструктуру ADO.NET OleDbConnection conn = new OleDbConnection(); conn.ConnectionString = connectionString; // Создаем и настраиваем объект команды, параметризованной по имени рисунка OleDbCommand cmd = new OleDbCommand(); cmd.Connection = conn; cmd.CommandType = CommandType.Text; // Необязательно! Установлено по умолчанию cmd.CommandText = "SELECT Picture FROM MyTable WHERE FileName=?"; cmd.Parameters.Add(new OleDbParameter()); cmd.Parameters.Value = name;// Имя рисунка OleDbDataAdapter adapter = new OleDbDataAdapter(cmd); // Извлекаем рисунок из БД DataTable table = new DataTable(); adapter.Fill(table); byte bytes = (byte)table.Rows["Picture"]; // Подключаемся к рисунку return bytes; } } }

Преимущества

  • Делает возможным, в большинстве случаев, распределение функций вычислительной системы между несколькими независимыми компьютерами в сети. Это позволяет упростить обслуживание вычислительной системы. В частности, замена, ремонт, модернизация или перемещение сервера не затрагивают клиентов.
  • Все данные хранятся на сервере, который, как правило, защищён гораздо лучше большинства клиентов. На сервере проще обеспечить контроль полномочий, чтобы разрешать доступ к данным только клиентам с соответствующими правами доступа.
  • Позволяет объединить различные клиенты. Использовать ресурсы одного сервера часто могут клиенты с разными аппаратными платформами, операционными системами и т. п.

Недостатки

  • Неработоспособность сервера может сделать неработоспособной всю вычислительную сеть.
  • Поддержка работы данной системы требует отдельного специалиста - системного администратора.
  • Высокая стоимость оборудования.

Многоуровневая архитектура клиент-сервер - разновидность архитектуры клиент-сервер, в которой функция обработки данных вынесена на один или несколько отдельных серверов. Это позволяет разделить функции хранения, обработки и представления данных для более эффективного использования возможностей серверов и клиентов.

Частные случаи многоуровневой архитектуры:

Сеть с выделенным сервером

Сеть с выделенным сервером (англ. Client/Server network ) - это локальная вычислительная сеть (LAN) , в которой сетевые устройства централизованы и управляются одним или несколькими серверами. Индивидуальные рабочие станции или клиенты (такие, как ПК) должны обращаться к ресурсам сети через сервер(ы).

Литература

Валерий Коржов Многоуровневые системы клиент-сервер . Издательство Открытые системы (17 июня 1997). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 31 января 2010.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Системы "клиент-сервер". Часть 2

Архитектура клиент-сервер: определение, предпосылки для применения, плюсы и минусы

Что такое архитектура клиент-сервер? Варианты построения приложений

Итак, поговорим, наконец, о том,

что же все-таки такое клиент-сервер . Строго говоря, следует отличать технологию клиент-сервер в широком смысле, которая может быть использована в любых компьютерных системах от собственно архитектуры клиент-сервер применительно к информационным приложениям вообще и автоматизированным системам управления предприятием особенно.

Согласно онлайновому словарю компьютерных терминов, клиент-сервер - это вид распределенной системы, в которой есть сервер, выполняющий запросы клиента, причем сервер и клиент общаются между собой с использованием того или иного протокола.

Под клиентом понимается программа, использующая ресурсы, а под сервером (по английски - слуга) программа, обслуживающая запросы клиентов на получение ресурсов определенного вида. Столь широкое определение включает в себя практически любую программную технологию, в которой участвуют больше одной программы, функции между которыми распределены асимметрично. Соответственно, говорят о технологии КС применителько к операционным системам, локальным и глобальным сетям и т. д.

Такое широкое определение рождает некоторую путаницу. Так, файл-серверная система тоже использует технологию клиент-сервер, однако с точки зрения архитектуры прикладных программ важным является то, какого рода ресурсы сервер предоставляет клиентам.

Понятие архитектуры клиент-сервер в системах управления предприятием связано с делением любой прикладной программы на три основных компонента или слоя. Этими тремя компонентами являются

:
  • компонент представления (визуализации) данных;
  • компонент прикладной логики;
  • компонент управления базой данных.
  • Действительно, любая программа, компьютеризирующая выполнение той или иной прикладной задачи, должна обмениваться информацией с пользователем, осуществлять собственно обработку этой информации в рамках автоматизации того или иного бизнес-процесса, и, наконец, хранить данные используемые в программе, на том или ином постоянном носителе.

    Для локальных приложений, полностью работающих на ПЭВМ (например, Word или Excel), все эти компоненты собраны вместе и не могут быть распределены между различными компьютеры. Такая программа является монолитной и использует для выполнения ресурсы только того компьютера, на котором выполняется.

    В файл-серверных приложениях часть компоненты хранения переносится на файловый сервер, однако, все манипуляции со структурами данных выполняются на клиентской машине, и код пользовательской программы тоже работает только на ней.

    Критерием, позволяющим отнести прикладную программы к архитектуре клиент-сервер является то, что хотя бы один из трех ее компонентов полностью выполняется на другом компьютере, и взаимодействие между компонентами на разных компьютерах осуществляется через ту или иную сетевую среду посредством передачи запросов на получение того или иного ресурса.

    Поскольку архитектура клиент-сервер является частным случаем технологии клиент-сервер, в ней обязательно есть клиент и сервер. Соответственно, выделяют клиентскую и серверную стороны приложения. Клиентская сторона приложения функционирует на рабочем месте пользователя, в роли которого в подавляющем числе случаев выступает персональный компьютер. Серверная сторона функционирует на специализированном комплексе, включающем в себя мощные аппаратные средства, требуемый набор стандартного программного обеспечения, систему управления базами данных и собственно структуры данных.

    Взаимодействие клиентской и серверной частей приложения осуществляется через сеть - локальную или глобальную. При этом с точки зрения клиента и сервера взаимодействие осуществляется прозрачно, соответственно сетевой компонент здесь включает в себя совокупность необходимого сетевого оборудования, набор программных технологий, обеспечивающих передачу данных между узлами сети, а также собственно протокол или протоколы для обмена запросами и результатами их выполнения.

    Компонент визуализации прикладной задачи осуществляет ввод информации пользователем с помощью тех или иных средств, а также вывод информации на экран и печать. Компонент визуализации для архитектуры клиент-сервер всегда исполняется на рабочем месте пользователя (поскольку должен же он наблюдать какие-либо результаты работы программы).

    Компонент прикладной логики решает собственно ту или иную задачу, связанную с обработкой данных в той или иной предметной области. Этот компонент может быть распределен между клиентской и серверной частью различным образом в зависимости от применяемой модели.

    Компонент хранения базы данных осуществляет физические операции, связанные с хранением данных, чтением информации из БД и записью в нее. В архитектуре клиент-сервер этот компонент всегда выполняется на сервере.

    С точки зрения количества составных частей клиент-серверные системы делятся на двухуровневые и трехуровневые

    . Двухуровневые системы состоят только из клиента и сервера. В трехуровневых же между пользовательским клиентом и сервером, осуществляющим хранение и обработку базы данных появляется третий, промежуточный слой, являющийся для пользователя сервером, а для системы управления базами данных - клиентом. Такая архитектура позволяет более гибко распределять функции системы и нагрузку между компонентами программно-аппаратного комплекса, а также может снизить требования к ресурсам рабочих мест пользователей. Необходимой платой за это является то, что подобные системы намного сложнее в разработке, внедрении и эксплуатации и требуют значительных затрат и высококвалифицированного персонала.

    В третьей части рассмотрен пример трехзвенной структуры Baikonur Server .

    В архитектуре клиент-сервер выделяются несколько различных моделей приложения , в зависимости от распределения компонентов приложения между клиентской и серверной частями. Исторически самой первой была разработана модель сервера удаленного доступа к данным . В этой модели серверная часть осуществляет только хранение данных, а всю прикладную логику реализует клиентская часть. При этом клиент будет передавать серверу запросы на получение данных, а сервер возвращать клиенту те или иные выборки. Самым распространенным средством общения между клиентом и сервером в этом случае является SQL (структурированный язык запросов) - стандартный непроцедурный язык, ориентированный на обработку данных.

    В модели сервера удаленного доступа к данным на стороне сервера не исполняется никакой прикладной части системы, что может повлечь за собой недогрузку сервера и перегрузку клиента. Поэтому впоследствии была предложена, а затем реализована архитектура сервера базы данных . В ней часть прикладной логики реализуется на сервере, при помощи специального языка программирования, а часть - на клиенте. Это стало возможным благодаря росту производительности серверов современных СУБД. По сравнению с вариантом сервера удаленного доступа к данным, в данном случае несколько уменьшается нагрузка

    на клиентскую часть, интенсивность сетевого обмена данными, а также в ряде случаев упрощается структура приложения. В настоящее время этот вариант построения систем является самым распространенным.

    Еще одним вариантом архитектуры клиент-сервер является сервер приложений . В данном случае клиент выполняет только операции визуализации и ввода данных, а всю прикладную логику реализует сервер. Обмен между клиентом и сервером в таких системах осуществляется на уровне команд вывода данных на экран и результатов пользовательского ввода. Наиболее ярким примером данной архитектуры является хорошо известный веб-браузер . Чаще всего, в модели сервера приложений компоненты прикладной логики и управления данными реализуются раздельно.

    Архитектуру сервера приложений часто называют так называемым "тонким" клиентом , в отличие от традиционного "толстого" клиента, реализуемого в архитектуре сервера баз данных. "Тонкий" клиент является вариантом, который может быть использован, когда ресурсов, доступных на рабочих местах пользователей, недостаточно для исполнения логики приложения. Кроме того, эта технология позволяет сократить расходы на эксплуатацию клиентских компонент системы за счет их сильного упрощения.

    Предпосылки для появления архитектуры клиент-сервер на предприятии

    Компьютеризация промышленного предприятия может достаточно долго проходить в рамках описанных ранее локальных рабочих мест или архитектуры файл-сервер . Тем не менее, рано или поздно может наступить момент, когда единственным вариантом для дальнейшего развития автоматизированных систем управления предприятием станет архитектура клиент-сервер . Давайте попробуем перечислить основные причины , по которым это становится необходимым.

    Во-первых, архитектура клиент-сервер становится жизненно необходимой, когда число пользователей одновременно активно пользующихся одними и теми же данным превышает 10-15 человек. В силу принципиальных ограничений, присущих файл-серверным приложениям, 15 параллельно работающих пользователей такие системы переносят с трудом, а на 20 пользователях часто разваливаются. Таким образом, если перед предприятием встает задача построения системы, в которых число мест, одновременно активно работающих с данными, превышает 20, практически единственным вариантом для него является клиент-сервер.

    Справедливости ради следует заметить, что большие ЭВМ тоже способны справиться с десятками или даже сотнями пользователей. Однако, из-за высокой стоимости аппаратных средств, дороговизны разработки, и, что немаловажно, немалыми затратами на эксплуатацию подобной техники и программ для нее, вариант использования централизованной архитектуры при внедрении новых систем в нашей стране почти никогда не рассматривается.

    Другим критическим моментом для перехода к архитектуре клиент-сервер является переход к решению задач масштаба предприятия и управление предприятием в целом. Автоматизация отдельных рабочих мест может быть с успехом выполнена даже без использования сетевых технологий, с задачами масштаба отдела может справиться и файл-сервер, но построение интегрированной автоматированной системы охватывающей все предприятие или, по крайней мере, какую-либо из подсистем управления возможно только с использованием технологий клиент-сервер.

    Еще одной ситуацией, когда клиент-сервер - единственный способ построения системы, является наличие в автоматизированной системе удаленных пользователей , с которыми необходимо обмениваться информации в реальном масштабе времени. Под реальным масштабом времени мы здесь понимаем секунды-минуты. Обмен данными на дискетах в таком случае не пригоден принципиально, а архитектура файл-сервер потребует очень высоких скоростей обмена, а это может быть либо принципиально невозможно, либо очень дорого. Отдельные примеры богатых организаций, которые строили файл-серверные системы в масштабах города (например, российский "Инкомбанк") являются исключениями, подтверждающими правило.

    И, наконец, архитектура клиент-сервер необходима тогда, когда задача обеспечения целостности информации становится критической . Под критической мы здесь понимаем ситуацию, в которой цена ошибки в данных может быть сопоставима со стоимостью создания системы клиент-сервер. Прежде всего, это актуально для финансовых служб предприятий.

    Попытка решить в рамках компьютеризации промышленного предприятия любую из проблем, перечисленных выше, обязательно повлечет за собой появление системы клиент-сервер. Помимо этого, эта архитектура может появиться в ходе естественного развития автоматизированных систем управления производством, даже если ограничения предыдущих архитектур на данном предприятием еще не стали критическим. Этот вариант является самым предпочтительным, поскольку при этом, с одной стороны, внедрение получает поддержку изнутри, а, с другой стороны, есть время для подготовки плавной смены архитектуры информационных приложений.

    Архитектура клиент-сервер: Да, но...

    Мы уже поговорили о преимуществах архитектуры клиент-сервер. Может возникнуть естественный вопрос, если она так уж хороша, то почему же до сих пор на нее не перешли все крупные пользователи информационных систем. На самом деле не все так просто.

    Прежде всего, для отечественных промышленных предприятий критическим является фактор стоимости . В отличие от западных предприятий, где речь, как правило идет о замене довольно-таки дорогих централизованных систем на клиент-серверные, прямые затраты на которых меньше, отечественные предприятия почти никогда не имели достаточно средств для внедрения у себя больших централизованных систем. Очень часто имеющиеся на предприятии информационные системы построены на устаревших аппаратных средствах, которые требуют полной замены при переходе к архитектуре клиент-сервер.

    Следующим большим "но" является большой объем собственно технологических изменений , возникающих при попытке внедрения архитектуры клиент-сервер. Клиент-серверная система требует другого уровня технической грамотности со стороны, как сотрудников информационных служб, так и конечных пользователей. Расходы на переподготовку пользователей и эксплуатационного персонала, перестройка структуры автоматизации предприятия составляют большую часть айсберга, чем ясно видимые прямые затраты на модернизацию аппаратуры, закупку и/или разработку требуемого обеспечения.

    И, наконец, самым большим подводным камнем на пути создания КС системы на предприятии является необходимость менять структуру управления и связанные с этим организационные издержки

    .

    Попытка внедрить новые технологические решения ничего не меняя в сути автоматизируемых бизнес-процессов может закончиться безрезультатно. При этом предприятие понесет прямые материальные убытки из-за большого объема дорогостоящего аппаратного и программного обеспечения, лежащего мертвым грузом, а также из-за отвлечения сотрудников от выполнения основных служебных обязанностей. В лучшем случае будут внедрены отдельные участки клиент-серверной система, при этом фактически новое программное обеспечение будет использоваться на старом идейном уровне.

    Если, взвесив все за и против, предприятие все-таки решилось на создание клиент-серверной система, то перед ним встает задача выбора компонентов для построения этой системы. В любом случае необходимым компонентом является тот или иной сервер баз данных корпоративного уровня. Остальные компоненты зависят от пути, избранного предприятием для дальнейшего развития автоматизированной системы управления.

    Если предприятие решилось разрабатывать систему само , то перед ним стоит, прежде всего, задача выбора средств разработки. Если предприятие размещает заказ на создание системы у конкретной фирмы-разработчика, то аналогичная задача стоит перед ней.

    В том случае, если принято решение не разрабатывать систему самим, а использовать одно из имеющихся на рынке решений, то главной составляющей выбора является готовая (в той или иной степени) система автоматизации предприятия . На самом деле слово "готовая" должно употребляться очень осторожно, поскольку трудно провести четкую границу между настройкой под нужды конкретного пользования и адаптацией системы, которая часто включает в себя модификацию модулей системы или даже разработку дополнительного обеспечения под нужды заказчика.