Под глобальным информационным обществом понимают. Глобальное информационное общество. Сущность, функции, модели

Понятие "информационное общество" входит в мировой научной и общественно-политической терминосистемы. Сейчас есть многочисленные определения феномена "информационное общество": его называют индустриальным, эпохой постмодернизма, обществом знания, научным, телематических, пост-нефтяным. Модификации понятия "информационное общество" в разных странах демонстрируют социально-политические, общественные, научные перспективы его развития: "национальная информационная инфраструктура" (С1ИИА), "информационное общество" (Совет Европы), "информационная магистраль" (Канада, Великобритания). Учитывая важность создания и развития информационного общества, 27 марта 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию (A / RES / 60/252), которая провозгласила 17 мая Международным днем информационного общества.

Информационное общество - это общество, основанное на информации (Парламентская Ассамблея Совета Европы, 1997).

В мировом общественно-политическом пространстве также предпринимались попытки определить его сущность, в частности: информационное общество - комплексное понятие, в котором экономика, наука и культура являются взаимодополняющими факторами, а основной успех связан с синергией всех составляющих.

Самым главным ресурсом развития общества являются люди, их интеллектуальные, творческие, духовные способности. Сегодня наиболее ограничен и дорогой ресурс - знания и компетенции. Задача общества - создать условия для реализации потенциала каждого человека с помощью информации, знаний, информационно-коммуникативных технологий.

Часто информационное общество отождествляют с одним из его элементов, например информатизацией (как в указе Президента) или оффшорным программированием. Но это очень узкий подход. Информационное общество состоит из многих компонентов, и каждая страна может реализовать свою стратегию с учетом собственной культуры, истории, возможностей и ресурсов.

(Интервью президента фонда "Информационное общество Украины" А.Колодюк журнала "Эксперт"

Информационная супермагистраль - это больше чем Интернет. Это целая серия компонентов, включающих совокупность общественных и личных, высокоскоростных, ограниченных и развернутых сетей, которые существуют сегодня и появятся завтра.

("Первого информационной супермагистрали", National Information Infrastructure Advisory Council. Отчет NMAC, 1996)

Понятие "информационное общество" был актуализирован в США сенатором А.Гором во время президентской кампании 1991-1992 pp. В Европе оно закрепилось в плане действий по проблемам информационного общества, разработанном Европейской комиссией, и окончательно вошло в международный лексикон на саммите 1995 года с вопросам глобального информационного суспипьства.

Первые четыре принципа, которые стали основными при создании глобальной информационной инфраструктуры, А.Гор сформулировал на встрече в Буэнос-Айресе в 1994 году:

o личные инвестиции и здоровая конкуренция е лучшими путями для обеспечения развития;

o регулирование должно быть гибким, таким, что отвергает устаревшее и в то же время сохраняет верность главным идеалам технических и прикладных наук;

o доступ должен быть открытым;

o универсальность связи должна быть гарантирована.

Эти положения были отражены в документах Еврокомиссии, а терминология немного изменена. Еврокомиссия предпочла срокам "информационная инфраструктура" и "информационная супермагистраль» в противовес понятию "информационное общество".

Основательный подход к теории информационного общества предложил японский ученый Йнедзи Масуда. Согласно его теории общество, возникает, базироваться на компьютерной технике. Роль человеческого фактора при этом или замещается, или же значительно усиливается за счет интеллектуального труда. Ведущей отраслью экономики должны стать телекоммуникационные технологии. Наибольшей ценностью в обществе будет время в отличие от индустриального общества, в котором предпочтение отдается потреблению товара.

Разногласия между информационным, индустриальным и аграрным обществом И. Масуда подал в виде таблицы.

Социальные процессы, институты, структуры

Аграрное общество

Индустриальное общество

Информационное общество

Структура

производственных

ценностей

В основе производства лежит натуральное хозяйство

Производство средств производства

Производство

информации (компьютеров)

Характер

производственных

ценностей

Эффективное воспроизводство натурального хозяйства, экстенсивное земледелие

Материальное производство, эффективное использование природных явлений и ресурсов

Производство знания, систематизация различных естественнонаучных и социальных функций

Основа производства

Увеличение объема сельскохозяйственной продукции и ручного труда

Производство материальных ценностей, товаров, энергии, транспортных средств

Замена интеллектуального труда, производство информации, средств связи, знаний

Социальная структура

Человек привязан к земле

Зависимость от средств производства

Зависимость человека от общества

Производство и социальные

взаимодействия

Принудительный труд

Наемный труд

Работа по контракту

Особенности

социальной

структуры

Замкнутая сельская община, стабильное, традиционное, патриархальное хозяйство

Надурбанизоване динамичное общество, построенное на свободной конкуренции, поддержка общественного благополучия

Сетевое сбалансированное общество и условия, создаваемые для развития творческих способностей человека

Нормативные ценности

Законы природы, зависимость человека от природы, удовлетворение базовых (жизненных) потребностей

Удовлетворение материальных, чувственных и эмоциональных потребностей

Создание знания, удовлетворения разнообразных социальных потребностей

Духовные ценности

Теологическое общество

Ориентированное на человека материалистическое общество

Социоориентоване общество с развитием высоких технологий Управляемая демократия, выполнения своей миссии является приоритетной ценностью, общество доверия

Этические ценности

Преимущество духовного начала

и Закона Божьего

Воля демократии, соблюдения прав человека и прав частной собственности

Из приведенной таблицы можно сделать следующие выводы:

o информация не исчезает во время ее потребления или передачи;

o нельзя передать только часть информации, не меняя ее сути;

o информация имеет способность к накоплению, при ее увеличении происходит качественный скачок знания;

o компьютерные технологии увеличивают возможности саморазмножения и самораспространению информации.

Информация в информационно-коммуникативном обществе становится главным ресурсом по следующим причинам:

o если информация может концентрироваться, то с помощью технологий ее можно более легко обрабатывать;

o если информация может рассредоточиваться, то ее не нужно хранить в одном месте и она может быть использована только для тех целей, в которых она изначально приобреталась;

o циркуляция информации означает, что большее количество людей сможет с ней работать одновременно;

o технология "обратной связи" повышает "индекс цитирования" информации, позволяя перерабатывать ее изнутри, чтобы извлечь все новые ценностные характеристики и создать гигантские базы данных, которые недоступны без использования этих же технологий (принципы выделил И. Масуда).

В информационно-коммуникативном обществе меняется концепция человека. Особую ценность приобретают следующие составляющие:

o эффективная личность (человек, который вооруженная знаниями информационных технологий);

o высокопроизводительный коллектив (что использующая в своей деятельности компьютерные технологии);

o интегрированное предприятие (корпорация, которая владеет целостной внутренней информационной структурой);

o расширенное предприятие (межкорпоративные компьютерные сети, связывающие несколько разных организаций);

o деловая активность в межсетевом среде (параметры определил Д. Тапскотт).

С одной стороны, все перечисленные особенности информационно-коммуникативного сообщества и его членов предполагают большую эффективность информационного процесса и всех аспектов развития общества, с другой - эти же особенности определяют невиданные ранее возможности манипулятивного воздействия на личность.

1. Появилась беспрецедентная возможность контроля над каждым индивидом. И если этот контроль попадает в руки групп, имеющих деструктивные намерения, становится возможным тотальный контроль над обществом.

2. Интернет не просто расширяет гражданское общество, он создает его новое качество, принципиально меняет характер взаимосвязей граждан с властью, лишая власть одного из главных ЕЕ ресурсов - монополии на информацию. Каждый гражданин в Интернете получает возможность не только потреблять информацию, но и распространять ЕЕ. Таким образом меняются иерархические модели организации общества, которые были характерны для информационной революции.

3. Возникает проблема регулирования электронной демократии. Конечно, вопрос о регулировании воспринимается в негативном ключе. Но дело в том, что реальной альтернативой управляемости, регулируемости процессов в сфере информационных технологий может быть только хаос. И этот хаос в транснациональных сетях Интернета может иметь различные негативные последствия.

4. Интернет открывает возможность заочного участия в политике, когда человек становится членом своего рода "диванной партии": оставаясь в домашнем комфорте, в масштабе реального времени охотно вникает и эмоционально реагирует на ленту новостей, но почти ничего практически важного сделать не может с помощью клавиатуры.

5. Благодаря Интернету распространяется значительное количество материалов, потребление которых ведет к девальвации духовных ценностей, снижение морального и творческого потенциала населения.

Вектор исследований в информационно-коммуникативном обществе сместился от анализа общества к анализу антропоцентричного фактора. Ученые находят этом ряд объяснений:

o в информационном обществе чаще стали возникать новые формы коммуникации, а не способы обработки и накопления информации, в результате чего возник новый информационно-коммуникативный порядок, стал насаждать по всему миру западные ценности (А. Белинская)

o в обществе начинает возникать мозаичная культура (выхваченная с определенного исторического или культурного контекста) и появляется мозаичная идентичность (состоящий иногда с противоположных идентичностей, которые противоречат друг другу), что получает распространение благодаря новым формам коммуникаций, включая медийные (S. Turkle)

o в этих процессах все большую роль начинает играть Интернет. Постепенно происходит трансформация коммуникативного опыта, основной характеристикой которого является постоянная необходимость в достройке, конструированию коммуникативной ситуации - образа партнера или партнеров в общении (А. Горошко)

o все больше усиливается роль «холодных» СМИ (М. Маклюэн)

o возникает проблема доверия к информации, передаваемой с помощью компьютера. Поэтому коммуникация, а не информация, становится сенсоутворюючим стержнем информационного общества (А. Горошко).



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



Постановка проблемы правового обеспечения информационной безопасности личности связана, прежде всего, с условиями формирования состояния защищенности личности от внутренних и внешних угроз в глобальном информационном обществе.

В связи с этим в рамках отдельного параграфа исследуется сущность современного информационного общества через призму создания в нем благоприятных условий для развития личности, реализации всего спектра ее интересов.

Глобализация как процесс подразумевает создание единого информационного пространства, характеризующегося высоким, полноценным информационным обменом. Глобализация как процесс зарождалась с 70-80 годов прошлого столетия, а сам термин «глобализация», появившийся в 1985 году благодаря трудам американского социолога Робертсона Р., на протяжении уже нескольких лет устойчиво связывают и с понятием «информационное общество».

Следует признать точным высказывание профессора Б.С. Эбзеева о том, что в реальности глобальное развитие становится все более неравномерным. Обостряется глобальное конкурентное противоборство, в котором активно используются инструменты политико-экономического, информационного и военного воздействия, и по-разному распространяются негативные последствия процесса глобализации и появляемые благодаря нему блага.

Яркий представитель современной глобалистики А.Н. Чумаков, с большим вниманием относящийся к вопросу терминологического наполнения понятия «глобализация», определяет его как процесс универсализации, становления единых на планетарном уровне связей и отношений в разных сферах общественной жизни. Процесс глобализации выступает одновременно как явление, и как феномен, когда она воспринимается в качестве объективной реальности, которая характеризуется замкнутостью глобального пространства, объединенным мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными информационными коммуникациями и которая в таком качестве никем не может быть проигнорирована .

Обращаясь к вопросу определения самого понятия «глобальное информационное общество», необходимо заметить, что обобщенно под ним представляется возможным понимать общество нового типа, предоставляющее качественно новые возможности использования глобальных информационных сетей, информационно-телекоммуникационных технологий во всех сферах человеческой жизни, обеспечивающее получение преимуществ всеми субъектами информационных отношений. В свою очередь, А.И. Химченко формулирует определение понятия информационного общества в условиях глобализации, вынося его в числе положений, выносимых на защиту, как общество абсолютно нового типа: гражданское, социально-демократическое, предоставляющее на основе главенства права и реализации информационной безопасности на международном уровне, принципиально новые возможности осуществления прав и свобод человека и гражданина, взаимодействия государств и их объединений, международных организаций и общественных объединений, индивидов и юридических лиц для целей улучшения качества жизни людей, обеспечении доступа к имеющимся цивилизационным знаниям, способствующее выравниванию «цифрового» и иного неравенства между государствами с помощью развития информационных ресурсов и информационных технологий, создания и использования как средств коммуникации глобальных информационных сетей и систем, включая сеть Интернет .

Применительно к развитию информационного общества ключевой доминантой выступают, безусловно, глобальные коммуникации, ведущие к возникновению иных, глобальных проблем.

Феномен глобализации, являясь определяющим в 21 веке, способствует глобальному информационному интегрированию во всех основных сферах нашей жизни. Согласимся, что укрепляется понимание информационной взаимосвязанности всех людей, которые населяют и будут населять Землю, вне зависимости от их культурной составляющей, расовой принадлежности, религиозных взглядов и политических убеждений. Это абсолютно важный гуманитарный и цивилизационный феномен, обусловленный динамикой развития глобальной информатизации общества .

Неслучайно М.Н. Марченко в монографии «Государство и право в условиях глобализации» , рассматривая методологические проблемы познания государственно-правовых явлений в условиях глобализации, вопросы соотношения государства и гражданского общества, государства и бизнеса, а также проблемы юридической и социально-политической ответственности бизнеса, в главе 3 акцентирует внимание на вопросе эволюции взглядов на права человека под воздействием процесса глобализации.

Тенденции глобализации, характерные для текущего этапа развития информационного общества, ставят все новые задачи перед законодателем. Процессы, связанные с глобализацией, сегодня активно стимулируются развитием информационно-коммуникационных технологий.

Возможности, связанные с увеличившимся количеством коммуникационных площадок в современной информационной среде, стимулируют появление огромного и динамично увеличивающегося объема и трафика информации. Производитель информации не просто делает доступной информацию для каждого члена информационного общества, но активно использует все возможные каналы информационной коммуникации, воздействуя на личность. Каналы информационной коммуникации также совершенствуются, расширяя выбор средств и технологий воздействия.

Конкуренция в глобальной информационной сфере порождает интенсивность информационных потоков, провоцируя их агрессивную специфику по отношению к потребителю информации. Информационные потоки активно воздействуют на личность, формируя имидж и общественное мнение, а также провоцируя личность на ответную реакцию.

Важнейшими атрибутами личности в современном глобальном информационном мире становится набор личной информации, который не может быть надежно защищен лишь одними техническими и программными средствами. Личная информация человека в среде неизбежно накапливается, фиксируется. Она может подвергаться искажению и дополняться недостоверными сведениями, наносящими вред личности в части ее репутации, имиджа, нарушения тайны и пр. Личность в современном мире лишается локальной защищенности в макромасштабной среде, не имеющей государственных, языковых, культурных, а, зачастую, и этических границ.

Смещение межличностной коммуникации, а также коммуникации с социумом и государством в среду, порожденную развивающимися информационно-телекоммуникационными технологиями, создает условия легкой уязвимости личности в глобальном мире.

Глобализация информационного общества - это макромасштабный, разноплановый, но противоречивый процесс увеличения унифицированного составляющего во всех глобальных системах: социально-экономической, политико-правовой и т.д.

Воздействие процессов глобализации на правовые аспекты обеспечения информационной безопасности в условиях существования информационного общества нуждается в тщательном их исследовании, учитывая, что динамично развивающиеся информационно-коммуникативные процессы глобализации сопровождаются такими атрибутами как скорость распространения, скорость ответной реакции и интенсивность.

Вытекающая из вышесказанного актуализация потребностей глобального социума в объективной, достоверной и своевременной информации о социальных, политических и экономических процессах является одной из ключевых особенностей современной динамики глобализации, полномасштабного внедрения глобальных информационных систем, поэтому правовое обеспечение информационной безопасности приобретает наиважнейшее значение, так как оказывает сильнейшее влияние на правовые и политические системы государств и на процесс развития информационного общества в Российской Федерации.

Включенность того или иного государства в процесс глобализации подразумевает, прежде всего, четко сформулированную в концептуальных документах ориентированность на это государственной информационной политики в части ее стратегических целей - развитие открытого информационного пространства, в том числе за счет интеграции в мировое информационного пространство, развитие информационного общества, совершенствование национального информационного законодательства, в том числе с учетом тенденций международной информационной политики.

Именно процессы глобализации выводят на новый уровень актуальности проблему обеспечения информационной безопасности как на

внутригосударственном, так и - особенно - на международном уровнях.

А.В. Карягина отмечает, что информационная политика Российского государства заключена в «Концепции государственной информационной политики Российской Федерации» и является способностью и возможностью субъектов политических взаимоотношений влиять на сознание, психику людей, их поведение и деятельность посредством информации и информационных технологий в интересах государства и гражданского общества. В общем понимании это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с накоплением, воспроизводством, распространением информации, в интересах государства, общества, человека и нацелена на реализацию эффективного, содержательного диалога между ними. Для Российской Федерации эта сфера связана с: 1) динамикой развития гражданского общества; 2) реализацией конструктивного диалога между государством, средствами массовой информации и обществом; 3) признанием презумпции общедоступности информации для граждан и охране их информационных прав; 4) нацелеванием на эффективное формирование информационного пространства, которое включает свободное обращение информации, доступ к ней, накопление, производство и распространение; 5) созданием благоприятных условий для доверия общества к информации, исходящей от властных институтов и институтов гражданского общества; 6)формированием эффективных коммуникационных возможностей для обмена информацией между странами и т.п. .

Обращение автора к изучению - в целях исследования - теоретиков глобалистики поспособствовало получению интересных результатов. В частности, советский философ, один из основателей отечественной глобалистики И.Т. Фролов еще в 1980 году акцентировал внимание на проблеме человека и его будущего (выделено автором), которые являются сердцевиной, ядром всей системы глобальных цивилизационных проблем, поскольку эти проблемы без сомнения связаны с человеком. Человек, его система его потребностей и формирование его будущего являются так называемой «точкой отсчета», от которой отталкиваются в определении социальной и гуманистической зависимости глобальных проблем и их решения. Проблема человека, по мнению Фролова и его будущего, это определенно самостоятельная глобальная проблема .

Удивительно, что уже тогда И.Т. Фролов в своих работах, в числе которых также и монография «Г лобальные проблемы и будущее человечества» (1982 год) не только указывал на глобальные проблемы и диалектику их взаимосвязи, но и определял проблему будущего самого человека. Приведенные нами в предпринятом исследовании выводы И.Т. Фролова, применительно к глобальным проблемам информационного общества и роли человека, личности в нем, приобрели новое звучание и современны как никогда.

Информационное общество развивалось и развивается постепенно. Как отмечал ранее в своих работах В.А. Копылов , «согласно концепции З. Бжезинского, Д. Белла, О. Тоффлера, популярной среди зарубежных авторов, информационное общество является разновидностью постиндустриального общества. Анализируя общественное развитие как «смену этапов», сторонники этой концепции информационного общества объединяют его формирование с доминированием, так называемого, «четвертого», информационного сектора экономики, который следует за тремя основными секторами - сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Мнение этих авторов базируется на утверждении, что капитал и труд, как ядро индустриального общества, уступают место информации и знаниям в информационном обществе. По логичному мнению ученых-исследователей сектора информационного права Института государства и права РАН, «системное развитие информационного общества возможно только при правовом регулировании механизмов реализации прав граждан в информационной сфере» .

На основе вышеизложенного можно выделить следующие признаки информационного общества:

1) Наличие высокой степени развития информационных технологий и их массовое и интенсивное использование людьми, предпринимательскими структурами и органами государственной власти и местного самоуправления;

2) Безусловный эффект для граждан и организаций в качестве преимуществ от применения информационных технологий за счет:

а) реализации свободного и равного доступа к информационным ресурсам;

б) развития информационных систем и баз данных;

в) внедрение инновационных технологий и, как следствие, повышения эффективности государственного и муниципального управления при обязательном условии обеспечении информационной безопасности личности, социальных групп и общества в целом.

И.Л. Бачило акцентирует внимание на вопросе синтеза информационного и гражданского, а, следовательно, и правового общества .

И.М. Рассолов видит структуру информационного общества двухуровневой, включающей:

Интересы и ценности;

Индивиды, территория и социальные структуры.

При этом важным фактором формирования информационного общества являются общественные связи или информационные отношения. Схематично это выглядит следующим образом:

Интересы + ценности

Итого: информационные отношения.

При этом информационные отношения эволюционируют в особых условиях, в информационной среде. Такая среда, по мнению П.У. Кузнецова , может быть благоприятной, т.е. когда условия (обстановка) реализации информационных прав и интересов создают наиболее оптимальный комфорт для субъекта. И наоборот, когда такие условия затрудняют реализацию информационных потребностей, создавая обстановку дискомфорта для субъекта, тогда информационная среда является неблагоприятной, а может быть и агрессивной.

Проблема взаимоотношений личности и государства всегда была и остается одной из концептуально важных в праве. В свое время Павел

Иванович Новгородцев, рассуждая о кризисе современного правосознания, предлагал «войти в обсуждение самого принципа личности».

Говоря о необходимости найти границу между правами личности и государства, П.А. Новгородцев справедливо отмечал: «Не только требования, вытекающие из принятия личности, но и само понятие личности в наше время представляется иным и несравненно более сложным, чем в эпоху Руссо» . Перефразируя известного философа-правоведа, позволим себе утверждать, что понятие личности в эпоху информационного общества усложнилось как никогда до этого, а государство электронное открывает перед личностью как новые возможности, так и серьезные проблемы, среди которых обеспечение информационной безопасности - вопрос номер один.

Анализируя философию права Гегеля, Г.Ф. Шершеневич соглашался - «личные интересы не могут быть оставлены без внимания, не должны быть подавляемы, но главное в том, чтобы привести их к согласию с интересами целого» . Действительно, нельзя не согласится с Гегелем, писавшим: «Не раз было высказано, что цель государства есть счастье граждан; это, конечно, верно: если им не хорошо, если их личные цели не достигаются, если они не находят, что достижение их возможно только при посредстве государства, то последнее стоит на глиняных ногах» .

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме : утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в какой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве.

Учитывая современное состояние взаимных отношений общества и государства, а также государства и каждого члена социума, при этом основываясь на представлениях Г егеля о законах развития природы, общества, сделаем попытку обосновать концепцию диалектичности современного информационного общества, его противоречивости «самом в себе». Многие процессы в информационном обществе находятся в диалектической взаимосвязи, взаимозависимости, при этом эти связи сложны и противоречивы. Применение диалектики к феномену информационного общества, по мнению автора, обусловлено следующим:

1) инертностью информационного общества, не готовностью его в силу объективных и субъективных причин в полной мере воспринять продукты научно-технического прогресса;

2) развиваясь и совершенствуясь, информационное общество идет, тем не менее, не в направлении снижения всевозможных угроз, а, напротив, как число, так и интенсивность таких угроз постоянно наращиваются. Информационная среда - в постоянном развитии, движении, не статична, и в этом развитии - очевидные уязвимость и риски;

3) избыточный объем информации лавинообразно ведет к тому, что человек не подготовлен воспринимать его. Как следствие - появление «внутренних фильтров»: на уровне автоматизма человек еще до восприятия информации ее «отфильтровывает», выделяя нужное и важное для себя;

4) актуализируется проблема достоверности получаемой информации. В этом же ряду - проблема перегруженности информационных потоков информацией вредной, запрещенной, дезинформацей;

5) неравномерность, несбалансированность внедрения

информационных технологий (для сравнения: в отличие от электронного - бумажный документооборот формировался столетиями). Как следствие - недоверие к процессам внедрения электронного правительства, предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

6) информационные технологии, используемые для автоматизации процессов, не имеют законченной формы, находятся в постоянном процессе доработки, замены на более современные. Отсюда - формирование восприятия к существующим решениям в области автоматизации процессов как к временным;

7) информационное общество в условиях глобализации, базирующейся на трансграничности, возводит в ранг принципиальных проблемы возможности анонимности в сети и, в свою очередь - идентификации субъектов информационных отношений.

Условие успешного, результативного развития информационного общества - максимально полная «включенность» каждого субъекта информационных отношений, каждого индивидуума, члена информационного общества, во все процессы информатизации, осознание личностью как субъектом информационного социума открываемых в результате внедрения информационно-телекоммуникационных технологий возможностей и преимуществ.

Данная задача выполнима только в ситуации обеспечения государством важнейшей составляющей информационного общества, «второй стороны медали» - информационной безопасности личности. Современный же уровень обеспечения безопасности личности в информационной сфере - напрямую сдерживающий фактор, тормозящий процессы внедрения информационных технологий, развития информационного общества во всех его проявлениях.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в удовлетворении всех ее возможных потребностей - в обеспечении права на доступ к информации, в возможности участия гражданина в правотворческой деятельности, в том числе за счет развития механизмов электронной демократии, в возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в реализации права на защиту с помощью механизмов электронного правосудия и т. п.

Между тем процессы внедрения информационных технологий, развития информационного общества во всех его проявлениях напрямую сдерживаются, часто не поддерживаются гражданами ввиду отсутствия действенных механизмов и гарантий обеспечения безопасности личности.

Информационно-телекоммуникационные технологии, развиваясь и, как следствие, усложняясь, приводят зачастую к ситуации неготовности субъектов информационных отношений, прежде всего - многочисленных пользователей сети Интернет, - противостоять современным кибератакам. При этом результат таких кибератак, как правило, вовсе не безобидный: так, появившееся недавно вредоносное программное обеспечение нового типа (так называемые программы-импланты), по мнению экспертов «Лаборатории Касперского» способны обеспечить хакеру и полный контроль мобильного устройства, и, соответственно - доступ ко всей информации о владельце, включая его местоположение в тот или иной момент, уровень заряда батареи, факт замены SIM-карты, возможность включения камеры, микрофона для записи действий жертвы, запоминания использованных точек доступа Wi-Fi... Такие целевые (не массовые!) атаки, безусловно, направляются на пользователей, представляющих конкретный интерес - политический, финансовый и т.п.

Проблема возможности правовой регламентации современным законодательством права на «цифровое забвение» («права быть забытым»), реализация в условиях развивающихся информационных отношений в сети «Интернет» права на неприкосновенность частной жизни, неоднозначность решения вопроса хранения персональных данных российских граждан зарубежными интернет-сервисами. Это только часть вопросов, вызывающих многочисленные дискуссии сегодня.

Какова ситуация с возможностью обеспечения благоприятной информационной среды в условиях современных интернет-коммуникаций, трансграничности интернет-отношений?

Интернет образует глобальное информационное пространство, служит физической основой для Всемирной паутины (World Wide Web, WWW) и множества других систем (протоколов) передачи данных. Интернет представляет собой сеть взаимосвязанных компьютерных систем и ряда различных компьютерных служб. Приводя емкую характеристику Бехмана Г. современного информационного общества, Э.В.

Талапиной поддерживается точка зрения о том, что глобализация и Интернет находятся в тройной взаимосвязи .

В 2016 году Интернету исполнилось 47 лет. 29 октября 1969 года с ЭВМ Калифорнийского университета в Стэнфордский университет было передано (со второй попытки) слово «LOGIN».

Не прекращаются дискуссии по поводу главного вопроса: что есть Интернет?

Существует немало подходов к определению понятия Интернета. В России термин «Интернет» используется в многочисленных нормативных правовых актах, однако легальное определение Интернета отсутствует.

И.Л. Бачило называет Интернет сферой непрерывающегося информационно-коммуникационного процесса, который создает условия для обращения информации в электронном виде в неограниченном пространстве через связанные между собой компьютерные сети, и осуществлением обмена информационным ресурсом любых субъектов (потребителей) в целях получения и накопления знаний или реализации электронных операций субъектов в разных областях реализации их интересов, прав и обязанностей.

Специфика Интернета предопределена особенностями кибернетического пространства, к числу которых, по мнению И.М. Рассолова , относится:

1) отсутствие географических границ;

2) анонимность в киберпространстве;

3) возможность ускользать от контроля (пользователи Сети могут «выйти» из режима, определенного национальным законом, чтобы избежать выявления совершенных ими правонарушений... Субъекты преступлений стараются осуществлять свою преступную деятельность в наиболее свободных зонах Интернета, т.е. вне судебной юрисдикции собственного государства (например, в зонах.com, .net, .org, .ag, .sc)

4) иерархия и структурные зоны (Интернет представляет пространственную структуру, включающую иерархию различных участников: учреждений регистрации доменных имен и множества посредников, распределенных ассиметричным способом (интернет-провайдеры, торговые информационные посредники и др. Все они обеспечивают возможность доступа потребителям информации к информационным разделам и наполнениям Сети);

5) растущее взаимодействие, интерактивность и динамизм;

6) наличие интерактивных информационных связей (Интернет характеризуется огромным числом электронных соединений, коммуникаций. Одним из характерных элементов этой среды является сетевой договор).

В юридической литературе выделяют четыре регулятора правоотношений в сети Интернет (поведения участников сети). Поведение в данной сфере может быть урегулировано следующими типами регуляторов:

Напрямую законом;

Социальными (корпоративными) нормами;

Законами рынка и конкуренции;

Техническими нормами .

В виду того, что сеть Интернет и отношения в рамках сети Интернет развиваются гораздо быстрее, чем законодатель успевает создавать соответствующие законные конструкции и формулы, в настоящее время регулирование большой части отношений строится на деловых обыкновениях, «интернет-обычаях».

В настоящее время продолжаются дискуссии по поводу целесообразности принятия в России отдельного закона об Интернете, и обусловлено это, в первую очередь, определенной спецификой интернет - отношений.

В числе их особенностей:

1. Особый субъектный состав. Интернет-отношения могут возникать между особыми субъектами (операторы связи, провайдеры, разработчики сетей, международные организации, отвечающие за развитие протоколов Интернета и т.д.).

2. Субъекты интернет-отношений могут находиться в разных странах, а их деятельность регулироваться законодательствами разных стран.

3. Интернет-отношения невозможны без использования информационно-коммуникационных технологий и сетей. Они имеют информационное наполнение, т.е. складываются по поводу информации в Интернете. Объектом этих отношений является не всякая информация, а только обрабатываемая в киберпространстве.

4. Интернет-отношения выделяются на современном этапе развития общества, государства и технологий...для целей автоматизации управления различными информационными системами, в нашем случае сложной кибернетической системы - Интернета .

В.А. Копылов важной особенностью глобального информационного пространства называл отсутствие географических и геополитических границ государств-участников, в результате чего происходит «столкновение» и «ломка» законодательств национального уровня в странах, обладающих этими сетями. Интернет - по замечанию В.А. Копылова - являет собой абсолютно новую среду обитания человека, новую среду функционирование и взаимодействие личности, общества и государства. Эту информационную среду часто называют виртуальной, подразумевая то, что информация как главный объект этой среды - не является физическим объектом и ее нельзя пощупать .

О новом качестве виртуальной среды, о виртуальных личностях в виртуальном пространстве пишет и докладывает на конференциях профессор Ю.М. Батурин, рассуждая о бесконечной рефлексии виртуальных субъектов .

Приведем ряд статистических данных.

По данным фонда «Общественное мнение» (результатам опроса начала 2016 года , 87% опрошенных россиян посчитали, что в целом изобретение интернета принесло людям больше хорошего, чем плохого. На другой вопрос, 53% ответили, что их жизнь значительно изменится, если они вдруг лишатся возможности пользоваться интернетом. В качестве положительных сторон интернета 60% опрошенных отметили - "много полезной и общедоступной информации", 31% - "широкие возможности общения между людьми", 8% - "развлечение, новые формы проведения досуга", ещё 8% - "быстрый доступ к информации", 7% - "новые возможности для работы, учебы", 6% - "расширение кругозора", 4% - "возможность дистанционных покупок, оплаты счетов" (можно было выбрать несколько ответов).

В свою очередь данные опросов 2017 года свидетельствуют о динамике структуры интернет - аудитории: на конец весны суточная аудитория интернета (ответившие, что выходили в Сеть в последние сутки) составила 61% взрослых россиян, недельная - 68%, месячная - 70% .

Особенность современности - это то, что сегодня наблюдается большой рост интереса к интернету со стороны пожилого населения. «Взросление» вебаудитории отмечается не только в России. По данным Roiworld американская молодежь массово покидает социальную сеть Facebook. Тинейджеров не устраивает, что услугами популярного портала теперь всё чаще пользуются их родители.

Очевидно, что Интернет сегодня прочно вошел в современную жизнь практически каждого человека. Однако нерешенных проблем в этой области еще достаточно. Остановимся на некоторых их них.

Прежде всего, по замечанию И.Л. Бачило , для развития правового обеспечения актуализируется задача по поиску стимулирующих средств привлечения ресурсов Интернета в те области общежития граждан, которые наиболее эффективны для улучшения уровня и качества жизни, обучения новейшим технологиям и способствуют повышению уровня образования и качества знаний.

Безусловно, в числе проблем современной России - проблема цифрового неравенства. В числе не теряющих актуальности проблем- защита персональных данных в сети Интернет. Анонимность интернет - отношений предопределяет и наличие проблемы установления личности субъекта интернет-отношений, т.е. проблемы идентификации.

Для вступления в некоторые коммуникационные интернет-отношения субъекты должны быть определенным образом идентифицированы . «Множество интернет-ресурсов и интернет-сервисов предполагают прохождение процедуры идентификации личности пользователя как условие их использования. Зачастую, для деятельности в виртуальном пространстве сети Интернет, человек создает свой собственный или вымышленный виртуальный образ или виртуальное лицо. По аналогии с реальным человеком виртуальное лицо имеет свое «имя», под которым действует и свою визуализацию (аватар, фотография, рисунок) и подписи в удостоверении этой виртуальной личности - пароль. Нужно отметить, что в последнее время все чаще обсуждают идею реальной идентификации личности - «интернет по паспорту».

Так как субъект виртуальных отношений определяется только двумя параметрами (имя пользователя и пароль), то виртуальные лица и реальные люди не соотносятся между собой как один к одному. Таким образом, один пользователь может иметь несколько виртуальных лиц, и, в тоже время, за одним виртуальным лицом может стоять несколько реальных людей. Основная возникающая в такой ситуации проблема состоит в том, что сложно идентифицировать реального человека, совершившего действие в виртуальном пространстве, стоящего за виртуальным лицом и еще сложнее эту связь процессуально доказать. В технологии электронной подписи также не предусмотрено наличие четких идентификаторов личности реального человека, непосредственно с ним связанного и неотчуждаемого от него .

В целях решения задачи выработки подхода к правовому обеспечению информационной безопасности личности в Российской Федерации остановимся на понятии и особенностях развиваемых сегодня информационных ресурсов, подразумевая под ними массивы или отдельные документы, другие визуально воспринимаемые информационные объекты, которые аккумулируют сведения (информацию), сформированные по определенному признаку или критерию. Можно выделить ряд классификаций информационных ресурсов по различным основаниям.

Например, исходя из вопроса предмета ведения, информационные ресурсы, которые являются собственностью государства, могут находиться в ведении Российской Федерации, ее субъектов и соответствующих органов государственной власти. Согласно п. «и» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральная информация и средства связи. Объекты информационных ресурсов могут находиться и в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В числе последних примеров планируемых к созданию государственных информационных ресурсов - единый государственный регистр данных о населении страны, о чем 26 июля 2016 года прозвучало публичное заявление Председателя Правительства Д.А. Медведева . Названный проект к 2025 году

При условии успешной его реализации - призван усовершенствовать предоставление государственных услуг в электронном виде. При создании государственных ресурсов подобных масштабов серьезнейшим образом актуализируются вопросы доступа к ним, защищенности сведений, информационной безопасности.

Основной подход к классификации информационных ресурсов - это критерий доступа к ним пользователей, в связи с этим информационные ресурсы могут быть открытыми (общедоступными) или с ограниченным доступом. Общедоступная информация предоставляется свободно в силу прямого указания закона в случаях реализации гражданином своих конституционных и иных, предоставленных законом прав. В свою очередь, документированная информация с ограниченным доступом подразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную. Данное разграничение, в частности, отмечено в п. 4 ст. 29 Конституции: «Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Конфиденциальной является такая информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Перечень такой информации утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1996 г. № 188.

Один из дискуссионных вопросов - возможность ограничения распространения информации через сеть Интернет. Анализируя рекомендации ООН об ограничении прав на доступ к информации в сети Интернет, заключенные в докладе 2011 года, Д.Е. Петров делает вывод об основных сформулированных в нем принципах, на которых должны базироваться

юридические конструкции ограничения распространения информации в сети Интернет: ограничения реализуются в качестве крайней меры, и ровно такие же, какие приняты для информации, распространяемой за пределами сети Интернет; должен быть установлен понятный порядок и условия ограничения, решение об ограничении может быть принято только в судебном порядке; в законодательстве должны быть прописаны необходимые гарантии против злоупотреблений; исключение возможно только отношении детской

порнографии .

Для реализации механизма ограничения доступа к ресурсам в сети «Интернет», содержащим законодательно запрещенную информацию, создана Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно

телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено .

Глобальный характер информационного развития, формирование транснациональной информационной инфраструктуры порождает немало новых и непростых проблем, связанных с обеспечением безопасности личности. Решение многих из них возможно лишь на путях совершенствования соответствующего национального законодательства, а также многостороннего международного сотрудничества, последовательного выдвижения

предложений, способных поставить под международный контроль источники угроз этой безопасности.

Под вызовами и угрозами информационной безопасности личности подразумеваем потенциально возможные действия, события, процессы, явления, оказывающие деструктивное влияние на психику и сознание личности, приводящие к нанесению вреда интересам личности в условиях глобального информационного общества.

Угрозы безопасности в глобальном информационном обществе, действительно, возрастают. Выделим наиболее «больные точки», вызывающие настороженность и приводящие к осознанию необходимости выработки действенного механизма противостояния им, прежде всего - за счет правовых мер.

Сделаем попытку дать характеристику основным болевым (по мнению автора) «точкам» глобального информационного общества в условиях вызовов современности, среди которых выделим:

1. Деструктивное влияние на различные аудитории - элементы

пропаганды;

2. Тенденции столкновения культур;

3. Экономическую свободу;

4. Чрезмерную активизацию социальной мобильности,

информационное отчуждение и зомбирование;

5. Проблемы правоприменения в условиях трансграничности информационных отношений.

1) Деструктивное влияние на различные аудитории, - элементы

пропаганды.

Возникновение в последние годы «импульсного терроризма», базирующегося на пропаганде экстремизма в сети Интернет, создает угрозу государствам, общество которых не в состоянии контролировать и выявлять на своей территории тех индивидов, которые подвержены такой пропаганде. Возможность создавать, контролировать тематические группы с полноценной коммуникацией делает такую угрозу особенно опасной.

Пропаганда чуждых для конкретного социума идей, вмешательство в политические процессы на территории государств также несут разрушительный характер.

2) Столкновение культур.

Насыщенная коммуникация между представителями разных этносов и носителей различной культуры, сопряженная с агрессивным продвижением массовой, унифицированной культуры, постепенно стирает границы между людьми, лишая их уникальной идентичности, национальных особенностей, приверженности территориальным традициям.

Соприкосновение культур обостряет конфликты, способствует объединению в агрессивные группы, способствует не только появлению агрессии, но и возможностям управления ею в глобальном информационном пространстве.

Современная информационная среда благоприятствует интенсивному этногенезу, взаимопроникновению, объединению разных культур. Это способствует обострению противоречий и конфликтов в новом, смешанном мире. Угроза идентичности народов со стороны более «успешных» соседей усиливает социальную и политическую напряженность, создает условия для взращивания национального и религиозного фундаментализма и экстремизма.

Информационная перегруженность среды и ее «замусоренность» стимулируют сильное снижение эффективности традиционных механизмов государственного контакта с гражданами в процессе основополагающих процессов формирования и функционирования государственной власти: избирательный процесс, publicrelations, использование государством средств массовой информации. Для сохранения эффективности государственного управления необходимы новые подходы к управлению социальными, политическими и экономическими процессами и, возможно, создание новых структур (или переформатирование старых) для этого.

Исчезновение самоидентичности отдельных народов ведет к новой глобальной идентичности, и это порождает еще более серьезные глобальные конфликты, поскольку не все готовы расстаться с основополагающими, базовыми ценностями своей народа в пользу глобальной цивилизации, в основе которой лежит неизбежно доминирование одной из наций. Отсюда появление крупных агрессивных структур террористической направленности, которые используют информационную среду для пропаганды своих идей и координации действий независимо от плотности проживания единомышленников и расстояний между ними.

Глобализация определяет формирование у молодого поколения жизненных установок, ценностей, которые могут нарушать связи с предыдущими поколениями и культурными устоями, сложившимися на территории их проживания. Несовместимость традиций и особенностей отдельных культур формирует негативное отношение к иной культуре как таковой. Появляется тренд на глобальное объединение и смешение, а также преодоление всех существующих барьеров и отказ от традиционных ценностей, отвергая имеющиеся устои.

3) Экономическая свобода.

В качестве примера таковой - появление электронных денежных средств, цифровых валют, выпуск которых не реализует ни один банк, что инициирует угрозу роста теневой экономики и ухода из под контроля финансовых государственных структур. В связи с этим оказать влияние на нее - задача на сегодняшний день нерешаемая, поскольку саму цифровую валюту нельзя отозвать в процессе осуществления расчетов между субъектами сделки, такая валюта не подвергается «заморозке» или изъятию ввиду того, что сам поток цифровой валюты характеризуется неконтролируемостью. Отсюда, в условиях отсутствия центрального регулятора, невозможно полноценно вести учет подозрительных финансовых видов деятельности. Цифровая валюта может применяться (и уже применяется) с целью «отмывания» денег, борьбы с государственной властью и в поддержку терроризма в различных точках мира.

Главная проблема цифровой валюты - ее неконтролируемость, и, как следствие, отсутствие разработки комплекса нормативного правового регулирования. Именно эта особенность делает цифровую валюту привлекательной для преступных организаций. Наиболее яркий приводимый пример тому - торговое онлайн-пространство «Шелковый Путь». По данным СМИ, около $ 1,2 млрд. незаконных сделок было осуществлено на просторах этого сайта .

4) Чрезмерная активизация социальной мобильности. Информационное отчуждение и зомбирование.

Интернет из средства информационной коммуникации трансформируется в некую параллельную виртуальную реальность, которая пытается заменить реальность физическую. По справедливому замечанию Ж. Бодрийяра, «передозировка информации приводит к дезинформации» .

Современная информационная среда сводит на нет границы национальных территорий, границы действия национального законодательства, а также государственного экономического влияния и контроля. Применение законодательства о рекламе на телевидении, ограничивающего, например, рекламу алкоголя, табака в определенное время суток, либо запрещающего таковую рекламу невозможно применить к спутниковому вещанию, поскольку невозможно четко определить границы приема сигнала. А законодательство о рекламе в соседних небольших странах может сильно отличаться друг от друга.

Итак, глобальный, трансграничный характер информационно -

телекоммуникационных технологий приводит к масштабности правонарушений в информационной сфере, что, в свою очередь, ведет к существенному нарушению прав и интересов личности. Значительность рисков и угроз способно нанести серьезный ущерб при реализации интересовличности в глобальном информационном обществе, что подтверждается: проблемами идентификации, возможностью фальсификации результатов онлайн - голосования, возможностями технологических сбоев в процессе развития элементов электронного парламента, механизмов электронной демократии, возможностью недостоверности баз данных, незащищенности информации конфиденциального характера и персональных данных при оказании государственных и муниципальных услуг в электронном виде, потенциально возможной опасностью недобросовестного использования персональных данных в процессе развития механизмов электронного правосудия, проблемой распространения противоправного, вредного контента, прямо угрожающего здоровью человека, дезориентирующего личность, диффамационных материалов электронными средствами массовой информации, возможностью кражи информации, используемой в системах интернет - банкинга, потери данных в результате вредоносных атак во время работы в сети Интернет.

В числе явных угроз глобального информационного общества: развертывание масштабных информационных войн, реалии сегодняшнего дня - это информационная опасность для личности в условиях милитаризации глобального информационного пространства, в том числе - в результате применения информационно-психологического воздействия на индивидуальное сознание психологически уязвимых групп информационного общества, распространения экстремистских и манипулятивных материалов.

В условиях глобального информационного общества, приводящего, при всех своих «плюсах» к немалому числу проблем - социальных, экономических, политических и др. - очевидна успешность решения многих из них исключительно за счет международного взаимодействия.

Рубрика: .
Автор: А.Кадыров, С.Севликянц, А.Ахмедиева.

Тенденции развития мировой экономики, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), позволяют сделать вывод, что в обществе и экономике формируется информационное общество, основу которого составляют производство и потребление различных информационных ресурсов.

Опыт развитых стран показывает, что развитие новых информационных и телекоммуникационных технологий непосредственно влияет не только на рост конкурентоспособности национальных экономик, но и играет решающую роль в формировании эффективного сектора исследований и образования.

Как отметил Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, «Нам необходимо в кратчайшее время не только устранить имеющее место отставание по многим видам оказания информационных услуг, но и выйти в разряд передовых стран с высоким уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологий» 1 .

Идея информационного общества была сформулирована в конце 60-х–начале 70-х гг. XX в. Термин «информационное общество» ввел Ю. Хаяши, профессор Токийского технологического института. Япония, сделавшая в послевоенное время ставку на развитие наукоемких отраслей, самой первой из стран почувствовала необходимость в новой стратегии развития. В1969 г. японскому правительству были представлены доклады «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», а в 1971 году - «План информационного общества», сделанные EPA (агентством экономического планирования), JACUDI (институтом разработки использования компьютеров) и ISC (советом по структуре промышленности). В этих докладах были сформулированы в общем виде взгляды на будущее информационное общество.

Одним из первых исследователей, пытавшихся обосновать концепцию информационного общества, был И. Масуда, автор труда «Информационное общество как постиндустриальное общество» 2 . Он рассматривал этот тип общественного устройства преимущественно в экономическом контексте, согласно которому новые технологии должны были привести к серьезным положительным социальным преобразованиям. По мнению И. Масуда, в условиях формирования информационного общества будут происходить изменения сущности самого производства, продукт которого станет более «информационно емким». Разработка японского варианта концепции информационного общества осуществлялась с целью решения задач экономического развития Японии, что обусловило его ограниченный и прикладной характер.

В 70-е годы получают развитие две идеологии - информационного общества и постиндустриализма. Д. Белл рассматривает постиндустриальное общество, отталкиваясь от характеристик индустриальной стадии, разделяя, в свою очередь, историю человеческого общества на три стадии - аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Д. Белл пишет: «Происходящие в середине XX века изменения в социальной структуре свидетельствуют о том, что индустриальное общество эволюционирует к постиндустриальному, которое и должно стать определяющей социальной формой XXI века в США, Японии, России и в Западной Европе» 3 . На рубеже 80-х годов стало очевидно, что ИКТ оказывают на развитие общества гораздо более глубокое воздействие, чем можно было себе представить. Начиная с этого времени, Д. Белл становится сторонником концепции информационного общества, которую понимает как своеобразный новый этап в развитии теории постиндустриального общества. В связи с этим меняются акценты в его теории, а в качестве определяющего критерия нового общества он выделяет развитие и повсеместное распространение технологий организации и обработки знаний и информации. Термин «информационное общество» 4 , по мнению Д. Белла, отражает новое название постиндустриального общества, где информация является основой социальной структуры. «В наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях» 5 .

В качестве определяющих критериев новой парадигмы развития Д. Белл выделял следующие 6:
отличие от индустриального общества, в постиндустриальную эпоху основным источником богатства является знание;
решающим средством управления выступают уже не машинные, а интеллектуальные технологии;
переход от общества «производителей» к «сервисному обществу», где главным производителем общественного богатства является сфера услуг (прежде всего в таких областях, как исследования и управление, образование, здравоохранение);
первостепенное значение теоретического знания для осуществления технологических нововведений;
экономическое и политическое управление, основанное на теоретическом анализе и планировании как в масштабах государства, так и в частных случаях;
преобладание среди занятых работников, профессиональных специалистов и техников.

Понятие «Глобальное информационное общество» (ГИО) впервые было введено в 1994 г. в докладе М. Бенгеманна (Европейский союз) - «Европа и Глобальное информационное общество» 7 . С целью развития новых информационных и коммуникационных технологий исполнительный орган Европейского сообщества - Европейская Комиссия - подготовила несколько основополагающих документов. Главным среди них остается доклад «Европа и глобальное информационное общество», опубликованный в 1994 году на заседании Европейского Совета.

На двух основополагающих совещаниях Группы 7 ведущих государств (G7 - США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония) 26 февраля 1995 г. в Брюсселе и 22 июня 1995 г. в Галифаксе одним из важных вопросов был вопрос выработки согласованных правил развития и использования Информационной СуперМагистрали (ИСМ, Information Super Highway) в странах G7, которая должна стать основой создания и развития Глобального информационного общества.

В 2000 г. в Японии на заседании группы стран G8 (G7 + Россия) была подписана Окинавская хартия Глобального информационного общества. В ней констатировалось, что в мире уже существует Глобальное информационное общество, в которое входят национальные информационные системы стран, составляющих мировое хозяйство. ГИО, так же, как и мировая экономика, весьма неоднородно по распределению и развитию информационных ресурсов, технологий и инфраструктуры. В то же время и развитые, и развивающиеся страны должны сближать условия развития ИКТ, а развивающимся странам необходима помощь по преодолению информационного разрыва.

На сегодняшний день во всех ведущих странах, использующих информационные технологии в национальных интересах, разрабатываются и действуют государственные программы по вхождению в глобальное информационное общество. Эти программы содержат ответы на три основополагающих вопроса 8:

Цель создания в стране информационного общества;
определение средств и путей достижения этой цели, направленных на расширение сферы применения информационных технологий, упрощение доступа к информации, создание политических, экономических, культурных и правовых условий, способствующих усилению равномерности национального информационного пространства;
распределение экономических, финансовых и организационных функций и ответственности между участниками - государством, обществом, бизнесом.

В условиях глобализации информационно-коммуникационные технологии становятся одним из основных факторов экономического роста. Вклад ИКТ в формирование основных макроэкономических показателей имеет тенденцию к росту (табл. 1).

Таблица 1. Доля сектора информационно-коммуникационных технологий в валовом внутреннем продукте развитых стран мира (в %)

Источник: IDATE, EITO,EU, 2008–2012

По исследованиям Всемирного банка, доля сектора информационно-коммуникационных технологий в валовом внутреннем продукте является одной из качественных характеристик экономики страны. Страны, где этот показатель находится в границах 5–10%, относят к категории «эффективной экономики», если ниже - к категории «факторной экономики» 9 .

Региональными тенденциями развития сектора информационно-коммуникационных технологий являются постоянное снижения цен на все виды продукции и услуг (сильным конкурентным давлением на международных рынках) и быстрый рост современных технологий (например, развитие технологий широкополосного доступа). Динамика изменения доли различных регионов мира на рынке ИКТ свидетельствует об увеличении позиций остальных стран (рост с 8,7% в 2003 году до 14,5% к 2012 году) по сравнению с Европой, Северной Америкой и Азиатско-Тихоокеанским регионом (рис. 1.).

Рис. 1. Динамика вклада регионов в мировой рынок информационно-коммуникационных технологий (в %, 2012 г. – оценка)

Источник: по данным IT-News № 1 и IT-Weekly № 4, 2013г.

В современных условиях крупнейшими в мире субъектами в сфере экспорта товаров и услуг на базе ИКТ становятся Китай и Индия. Быстрые темпы роста сектора ИКТ сыграли решающую роль в росте экономики обеих стран. В 2004 году Китай вытеснил США с места крупнейшего производителя и экспортера товаров на базе ИКТ. В свою очередь, Индия является крупнейшим в мире экспортером услуг на базе ИКТ (в частности, программного обеспечения), а также главным поставщиком услуг по аутсорсингу бизнес-процессов. Совокупный объем мирового рынка ИТ-аутсорсинга составляет более 60 млрд. долл., из которых экспорт программного обеспечения (ПО) - не менее 50%. В списке экспортеров ПО лидирует Индия с выручкой в 10 млрд. долл. в год, на втором месте Ирландия с выручкой в 4 млрд. долл. в год, на третьем - Китай с выручкой в 3 млрд. долл. в год, Россия с выручкой в 1 млрд. долл. - на четвертом месте, что вполне сопоставимо с объемом экспорта ПО из трех лидирующих стран, учитывая темпы роста российского ИТ-рынка 10 .

В настоящее время Китай и Индия находятся в процессе трансформации структуры национальной экономики с трудо- и ресурсоемких отраслей производства интеллектуальных товаров и услуг. Поэтому они будут аккумулировать значительный объем знаний, а также разрабатывать новые технологии, тем самым и далее содействовать глобальным сдвигам в производстве, торговле и занятости в секторе ИКТ.

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является составляющим элементом государственной политики формирования информационного общества в Узбекистане.

В разработке регулятивной политики Правительство Республики Узбекистан ставит перед собой задачу широкомасштабного внедрения и использования информационных технологий во всех сферах экономики и жизни общества, создание благоприятных условий для вхождения в глобальное информационное общество. В настоящее время реализуются программы, направленные на развитие инфраструктуры, внедрение ИКТ в деятельность органов государственного управления и государственной власти на местах, развитие национального сегмента сети Интернет. В целях укрепления институциональной базы сферы ИКТ приняты ряд нормативно-правовых актов, в частности, законы «О связи» (от 13 января 1992 г.), «О радиочастотном спектре» (от 25 декабря 1998 г.), «Об информатизации» (в новой редакции от 11 декабря 2003 г.), «О телекоммуникациях» (от 20 августа 1999 г.), «Об электронной цифровой подписи» (от 11 декабря 2003 г.), «Об электронном документообороте» (от 29 апреля 2004 г.), «Об электронной коммерции» (от 29 апреля 2004 г.), «Об электронных платежах» (от 16 декабря 2005 г.), Указ Президента Республики Узбекистан «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий» (№3080 от 30 мая 2002 г.), Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию информационно-коммуникационных технологий» (№ПП-117 от 8 июля 2005 г.), Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий» (№ПП-1730 от 21 марта 2012 г.) и другие.

Для реализации этих нормативно-правовых документов и осуществления регулятивной политики созданы институты, отвечающие за развитие различных аспектов сферы ИКТ. Основным органом в сфере развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий выступает Координационный Совет по развитию компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Особые задачи поставлены Государственному комитету связи, информатизации и телекоммуникационных технологий как главному координирующему органу по реализации программ дальнейшего внедрения и развития информационно-коммуникационных технологий (формирования системы «Электронное правительство», создание Национальной системы, интегрирующей межведомственные и ведомственные комплексы информационных систем и др.) 11 .

Переход в информационное общество несет с собой совокупность принципиально новых взаимосвязанных изменений в социально-экономическом устройстве общества, обусловленных развитием и объективным влиянием новых, более совершенных и более производительных средств производства, создаваемых на основе широкого и повсеместного использования во всех видах и сферах деятельности человека информационных технологий и цифровой обработки информации, а также новых, сетевых производственных отношений, формируемых человеком для практической реализации и применения этих новых средств производства.

К предпосылкам создания информационного общества можно отнести следующие изменения в мировой экономике:
быструю смену технологий;
рост производительности труда на базе использования ИКТ;
структурные изменения в региональном разделении труда;
возрастание роли теоретического знания и образования;
совершенствование коммуникационной и транспортной инфраструктур;
возникновение новых форм организации бизнеса, связанных с Интернетом (создание виртуальных фирм, интернет-коммерции, интернет-банкинга и т. д.);
широкое распространение аутсорсинга.

Международные экономические отношения на современном этапе включают тесное взаимодействие электронного, виртуального и реального секторов экономики. Информационные системы (ИС) с сетевой структурой дают возможность создать виртуальную корпорацию для эффективной организации глобальной деятельности посредством использования электронной почты, сети Интернет и видеоконференций. Они объединяют компании и их филиалы, расположенные в разных географических точках мира, чтобы обеспечить своевременную доставку комплектующих, товаров и услуг, а также взаимодействие между всеми звеньями международного бизнеса.

Необходимость подобного взаимодействия была вызвана усилением давления конкуренции, повышением уровня рисков, усложнением всех процессов и цепочек в международном бизнесе, что потребовало увеличения скорости информационно-коммуникационных и деловых контактов, проявления конкурентной гибкости, создания условий для прозрачности транзакций, повышения производительности труда и изменения организационных структур и форм бизнеса. Таким образом, ИКТ и ИС в целом способствуют осуществлению и координации коммерческих операций, что позволяет эффективно использовать конкурентные преимущества, обеспечиваемые новой информационно-коммуникационной средой. Сетевые технологии стали важнейшим фактором модернизации традиционной экономики, в том числе методов управления в корпорациях и некоммерческих организациях.

В результате развития ИКТ и информационной экономики появились новые фирмы и новые виды бизнеса, новые деловые концепции и новые организационные стратегии, произошли сдвиги в модели международной торговли (интернет-магазины, интернет-аукционы, интернет-площадки) и конкуренции. Произошло расширение функций банков в связи с развитием электронной коммерции и электронных денег. Появились новые финансовые системы в Интернете: интернет-банкинг (предоставление банковских услуг через Интернет), интернет-трейдинг (услуги по оперированию на валютном и фондовом рынках через Интернет), интернет-страхование (предоставление услуг страхования через Интернет).

В современной экономике лидерами являются компании, занимающиеся бизнесом в сфере IT-технологий, т. е. информатизацией и производством средств коммуникации. К ним относятся всемирно известные глобальные фирмы IBM (компьютеры), Microsoft (программные средства), Intel (микропроцессоры), AT&T (телекоммуникации), NT&T - Nippon Telegraph&Telephone (телекоммуникации), Apple, Samsung (технические средства), Facebook (социальные сети), Google (интернет-ресурсы) и др.

Электронная коммерция (е-коммерция) обычно определяется как покупка и продажа продуктов производства или сервисных услуг с использованием электронной среды. Используя трейдинг-сайты, компании экономят до 70% затрат на обработку данных и около 10% производственных затрат. Примерно 3/4 online-продаж совершаются через посредничество только пяти веб-сайтов: Amazon, е-Bay, AOL, Yahoo!, Bay. com 12 .

Фактически электронная коммерция является инструментом реализации процесса глобализации, так как представляет собой средство ведения бизнеса в глобальном масштабе. С помощью Интернета даже мелкие и средние поставщики могут заниматься глобальным бизнесом, а заказчики получают реальную возможность выбирать поставщиков. Электронная коммерция расширяет бизнес-пространство и меняет организационные принципы функционирования не только торговли, но и производства и финансов.

Фактор информатизации становится движущей силой развития и углубления процесса глобализации. Масштаб процесса информатизации постоянно нарастает, так как производительность и конкурентоспособность компаний находятся в прямой зависимости от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Основными задачами развития ГИО являются:
формирование системы оценочных показателей развития ИКТ на различных уровнях: глобальном, региональном, государственном и местном (внутригосударственном);
сокращение электронно-цифрового разрыва между странами, внутри стран и территорий;
гарантия свободного распространения информации и знаний и обеспечение свободного доступа к мировым информационным и интеллектуальным ресурсам;
унификация норм, принципов и стандартов в области информации и знания;
повышение эффективности информационно-документного обслуживания всех категорий пользователей;
совершенствование образовательных технологий.

Таким образом, в настоящее время информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью инфраструктуры мирового хозяйства, не только обеспечивая наиболее эффективное функционирование международных рынков, но и выполняя роль локомотива в развитии мировой экономики. Не случайно развитые страны выделили это направление в качестве приоритетного вектора экономического развития, следствием которого является формирование глобального информационного общества, основу которого составляют производство и потребление различных информационных ресурсов.

1 И. А. Каримов. Наша главная цель - решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модернизации страны. //Народное слово. 19.01.2013.
2 Y. Masuda. The Informational Society as Post-Industrial Society. WorldFutureSociety. - 1981. P. 33., И. Масуда. Информационное общество как постиндустриальное общество. - М., 1997.
3 Д. Белл. Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза. - М.: Экзамен, 1973, с. 21.
4 Д. Белл. Третья технологическая революция и ее возможные социальные последствия. - М.: ИНИОН, 1990. с. 224
5 Д. Белл. Социальные рамки информационного общества. - М.: Харвест, 1980. с. 45.
6 Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество. - М.: Академия, 1999. с. 423.
7 Recommendations to the European Council: Europe and the Global Information Society, M. Bangemann and others, 24–25 June, Korfu, 1994.
8 А. Глинчикова. Россия и информационное общество. - М.: ACT, 2002. с. 32.
9 В. Шульцева. Мировой цифровой ринг: тенденции, метаморфозы, цифры, прогнозы. IT-News №1, IT-Weekly №4, 2013.
11 http://www.comnews.ru
11 И. А. Каримов. Наша главная цель - решительно следовать по пути широкомасштабных реформ и модернизации страны. //Народное слово. 19.01.2013.
12 С. А. Дятлов, В. П. Марьяненко, Т. А. Селищева. Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование. - СПб.: Астерион, 2008. - с. 414.

В Одноклассники

Информационное общество выступает как тип общественной системы, которая является не только более перспективной и оптимально организованной с точки зрения технологического развития, но и в большей степени гуманно ориентированной. Вместе с тем, культура информационного общества отличается целым рядом глубинных противоречий, которые связаны с самой его природой.

1. Основой информационного общества являются знание и информация – так это было определено уже в концепции Д.Белла, что определило и основные векторы содержательной трансформации индустриализма – ведущее значение интеллектуальных технологий и качественно новый способ организации технологической сферы, реорганизация культурной сферы и ее переориентация на интеллектуальные приоритеты, формирование индустрии знания.

2. Одной из особенностей культуры информационного общества является изменение структуры производства (от товаров – к услугам), что влияет на социальную структуру и особенности личности

3. Культура информационного общества характеризуется тем, что здесь становятся широкой практикой такие формы коммуникации людей (их символом стал «электронный коттедж» Э.Тоффлера), которые не связаны личными контактами сферы потребления товаров и услуг – это касается и производственной сферы, и сферы досуга. Ссылаясь на исследование данной проблемы Квортрупом, автор приводит данные, которые позволяют среди работников через телекоммуникации выделить три категории: а) людей, которые заменяют работу, ранее выполнявшуюся в традиционной производственной обстановке, работой дома (telecommuters); б) «самозанятых лиц, работающих on-line из дома»; в) «лиц, берущих на дом из своего офиса дополнительную работу

4. Общепринятым является тезис о том, что основными характеристиками культуры информационного общества выступают такие его черты как демассификация, персонализация, индивидуализация. Кроме того, необходимо отметить, что те процессы, которые многие из теоретиков постиндустриализма и постмодернизма обозначают как персонализацию личности, в реальности выступают в качестве процессов индивидуализации не процессов творчества, а процессов потребления. И в этом случае огромный выбор товаров, услуг и способов осуществления активности задается властными структурами, а потребление органично вписывается как в схему раскрепощения и персонализации личности, так и в процедуры тотального управления этим человеком и его потребностями. При этом протестное поведение и тяга к самовыражению, по мнению А.Турена , подменяет ее творческое развитие.

5. Одним из тезисов информационной теории является утверждение о том, что в обществе, основанном на знании и информации, объективно происходит количественный рост управленческих, профессиональных и технических страт, представляющих собой ядро новой структуры.

Между тем, анализ социальной структуры общества знания свидетельствует о том, что эта тенденция не является единственной. Процесс активного развития сферы, связанной со сложными технологиями, сопровождается ростом неквалифицированных занятий в сфере услуг на нижних ступенях социальной лестницы. Причем, по абсолютной численности эти рабочие места составляют существенную долю и постиндустриального и информационного социального организма.

7. Объективно доминирование информации является сущностной чертой информационного общества. Информация становится источником стоимости, так как продукция, сконцентрировавшая воплощение могучего интеллекта, знаний и умений, имеет более высокий имидж, чем основанная на расточительном использовании энергетических ресурсов, а группа людей, ее производящих – интеллектуальной элитой общества. «Интеллектуальный капитал», который становится теоретической категорий , новым источником богатства организаций, а корпорации, сделавшие своим приоритетом полное использование творческого потенциала своих работников, как показывает статистика инвестиций в материальные и нематериальные активы, приводимая Т.Стюартом , становятся наиболее успешными.

8. Информационное общество исследователи часто называют «хорошим» или «справедливым» (Дж. К. Гэлбрейт), не имея при этом в виду стремления к равенству в распределении доходов. Авторы отмечают, что желание не просто иметь деньги, а превзойти других в процессе их зарабатывания, представляет собой критерий наивысших социальных достижений и важнейший источник общественного престижа. Это, конечно, не уменьшает потребности в осознании необходимости контролировать распределение доходов.

9. Доминирующая стратегия в обогащении культуры, связанная с потенциалом новых коммуникационных технологий, может позитивно влиять на развитие человеческих ресурсов и выступать в качестве системы духовного и интеллектуального развития.

10. В информационном обществе наиболее эффективным является сетевой способ коммуникации. Доминирование именно тех информационных систем, которые в большей степени отвечают эффективности экономического и социального управления, определяется объективной логикой развития капитала, основу которой составляет стремление к экономической эффективности. Преобразование в цифровой формат любой информации – в том числе, той, которая прежде не поддавалась кодификации – осязательной, обонятельной, вкусовой – выступает как, безусловно, наиболее оптимальный и универсальный способ ее трансляции.

11. Информационное общество преодолевает как индустриальный этап общественного развития, который был основан на инновациях и научно-технической революции, так и предыдущий доиндустриальный, основанный на традиции.

12. Информационное общество, основанное на новейших технологиях, может позволить человечеству создать более эффективную экономику и разрешить многие из глобальных проблем современности.