Динамическое программирование код. Динамическое программирование, основные принципы

Динамическое программирование (иначе «динамическое планирование») есть особый метод оптимизации решений, специально приспособленный к так называемым «многошаговым» (или «многоэтапным») операциям.

Представим себе некоторую операцию О, распадающуюся на ряд последовательных «шагов» или «этапов», - например, деятельность отрасли промышленности в течение ряда хозяйственных лет; или же преодоление группой самолетов нескольких полос противовоздушной обороны; или последовательность тестов, применяемых при контроле аппаратуры. Некоторые операции (подобно вышеприведенным) расчленяются на шаги естественно; в некоторых членение приходится вводить искусственно - скажем, процесс наведения ракеты на цель можно условно разбить на этапы, каждый из которых занимает какое-то время

Итак, рассмотрим операцию О, состоящую из шагов (этапов). Пусть эффективность операции характеризуется каким-то показателем W, который мы для краткости будем в этой главе называть «выигрышем». Предположим, что выигрыш W за всю операцию складывается из выигрышей на отдельных шагах:

где - выигрыш на i-м шаге.

Если W обладает таким свойством, то его называют аддитивным критерием .

Операция О, о которой идет речь, представляет собой управляемый процесс, т. е. мы можем выбирать какие-то параметры, влияющие на его ход и исход, причем на каждом шаге выбирается какое-то решение, от которого зависит выигрыш на данном шаге и выигрыш за операцию в целом. Будем называть это решение «шаговым управлением». Совокупность всех шаговых управлений представляет собой управление операцией в целом. Обозначим его буквой , а шаговые управления - буквами :

Следует иметь в виду, что в общем случае - не числа, а, может быть, векторы, функции и т. д.

Требуется найти такое управление при котором выигрыш W обращается в максимум:

То управление при котором этот максимум достигается, будем называть оптимальным управлением. Оно состоит из совокупности оптимальных шаговых управлений:

Тот максимальный выигрыш, который достигается при этом управлении, мы будем обозначать :

Формула (12.5) читается так: величина W есть максимум из всех при разных управлениях (максимум берется по всем управлениям возможным в данных условиях). Иногда это последнее оговаривается в формуле и пишут:

Рассмотрим несколько примеров многошаговых операций и для каждого из них поясним, что понимается под «управлением» и каков «выигрыш» (показатель эффективности)

1. Планируется деятельность группы промышленных предприятий на период хозяйственных лет (-летку). В начале периода на развитие группы выделены какие-то средства которые должны быть как-то распределены между предприятиями. В процессе работы предприятия вложенные в него средства частично расходуются (амортизируются), а частично сохраняются и снова могут быть перераспределены. Каждое предприятие за год приносит доход, зависящий от того, сколько средств в него вложено. В начале каждого хозяйственного года имеющиеся в наличии средства перераспределяются между предприятиями. Ставится вопрос: какое количество средств в начале каждого года нужно выделять каждому предприятию, чтобы суммарный доход за лет был максимальным?

Выигрыш W (суммарный доход) представляет собой сумму доходов на отдельных шагах (годах):

значит, обладает свойством аддитивности.

Управление на шаге состоит в том, что в начале года предприятиям выделяются какие-то средства (первый индекс - номер шага, второй - номер предприятия). Таким образом, шаговое управление есть вектор с к составляющими:

Разумеется, величины в формуле (12.6) зависят от количества вложенных в предприятия средств.

Управление всей операцией состоит из совокупности всех шаговых управлений:

Требуется найти такое распределение средств по предприятиям и по годам (оптимальное управление при котором величина W обращается в максимум.

В этом примере шаговые управления были векторами; в последующих примерах они будут проще и выражаться просто числами.

2. Космическая ракета состоит из ступеней, а процесс ее вывода на орбиту - из этапов, в конце каждого из которых очередная ступень сбрасывается. На все ступени (без учета «полезного» веса кабины) выделен какой-то общий вес:

где - вес ступени.

В результате этапа (сгорания и сбрасывания ступени) ракета получает приращение скорости А, зависящее от веса данной ступени и суммарного веса всех оставшихся плюс вес кабины. Спрашивается, как нужно распределить вес G между ступенями, чтобы, скорость ракеты V при ее выводе на орбиту была максимальна?

В данном случае показатель эффективности (выигрыш) будет

где А - выигрыш (приращение скорости) на шаге.

Управление представляет собой совокупность весов всех ступеней

Оптимальным управлением будет то распределение весов по ступеням, при котором скорость V максимальна. В этом примере шаговое управление - одно число, а именно, вес данной ступени.

3. Владелец автомашины эксплуатирует ее в течение лет. В начале каждого года он может принять одно из трех решений:

1) продать машину и заменить ее новой;

2) ремонтировать ее и продолжать эксплуатацию;

3). продолжать эксплуатацию без ремонта.

Шаговое управление - выбор одного из этих трех решений. Непосредственно числами они не выражаются, но можно приписать первому численное значение 1, второму 2, третьему 3. Какие нужно принять решения по годам (т. е. как чередовать управления 1, 2,3), чтобы суммарные расходы на эксплуатацию, ремонт и приобретение новых машин были минимальны?

Показатель эффективности (в данном случае это не «выигрыш», а «проигрыш», но это неважно) равен

(12.10)

где - расходы в i-м году. Величину W требуется обратить в минимум.

что означает: первые два года эксплуатировать машину без ремонта, последующие три года ее ремонтировать, в начале шестого года продать, купить новую, затем снова эксплуатировать без ремонта и т. д. Любое управление представляет собой вектор (совокупность чисел):

где каждое из чисел имеет одно из трех значений: 1, 2 или 3. Нужно выбрать совокупность чисел (12.11), при которой величина (12.10) минимальна.

4. Прокладывается участок железнодорожного пути между пунктами А и В (рис. 12.1).

Местность пересеченная, включает лесистые зоны, холмы, болота, реку, через которую надо строить мост. Требуется так провести дорогу из в В, чтобы суммарные затраты на сооружение участка были минимальны.

В этой задаче, в отличие от трех предыдущих, нет естественного членения на шаги: его приходится вводить искусственно, для чего, например, можно отрезок АВ разделить на частей, провести через точки деления прямые, перпендикулярные АВ, и считать за «шаг» переход с одной такой прямой на другую. Если провести их достаточно близко друг от друга, то можно считать на каждом шаге участок пути прямолинейным. Шаговое управление на i-м шаге представляет собой угол , который составляет участок пути с прямой АВ. Управление всей операцией состоит из совокупности шаговых управлений:

Требуется выбрать такое (оптимальное) управление при котором суммарные затраты на сооружение всех участков минимальны:

(12.12)

Итак, мы рассмотрели несколько примеров многошаговых задач исследования операций. А теперь поговорим о том, как можно решать подобного рода задачи?

Любую многошаговую задачу можно решать по-разному: либо искать сразу все элементы решения на всех шагах, либо же строить оптимальное управление шаг за шагом, на каждом этапе расчета оптимизируя только один шаг. Обычно второй способ оптимизации оказывается проще, чем первый, особенно при большом числе шагов.

Такая идея постепенной, пошаговой оптимизации и лежит в основе метода динамического программирования. Оптимизация одного шага, как правило, проще оптимизации всего процесса: лучше, оказывается, много раз решить сравнительно простую задачу, чем один раз - сложную.

С первого взгляда идея может показаться довольно тривиальной.

В самом деле, чего казалось бы, проще: если трудно оптимизировать операцию в целом, разбить ее на ряд шагов. Каждый такой шаг будет отдельной, маленькой операцией, оптимизировать которую уже нетрудно. Надо выбрать на этом шаге такое управление, чтобы эффективность этого шага была максимальна. Не так ли?

Нет, вовсе не так! Принцип динамического программирования отнюдь не предполагает, что каждый шаг оптимизируется отдельно, независимо от других. Напротив, шаговое управление должно выбираться дальновидно, с учетом всех его последствий в будущем. Что толку, если мы выберем на данном шаге управление, при котором эффективность этого шага максимальна, если этот шаг лишит нас возможности хорошо выиграть на последующих шагах?

Пусть, например, планируется работа группы промышленных предприятий, из которых часть занята выпуском предметов потребления, а остальные производят для них машины. Задача операции - получить за лет максимальный объем выпуска предметов потребления. Допустим, планируются капиталовложения на первый год. Исходя из узких интересов этого шага (года), мы должны были бы все наличные средства вложить в производство предметов потребления. Но правильно ли будет такое решение с точки зрения эффективности операции в целом? Очевидно, нет. Это решение - расточительное, недальновидное. Имея в виду будущее, надо выделить какую-то долю средств и на производство машин. От этого объем продукции за первый год, конечно, снизится, зато будут созданы условия для его увеличения в последующие годы.

Еще пример. Допустим, что в задаче 4 (прокладка железнодорожного пути из А в В) мы прельстимся идеей сразу же устремиться по самому легкому (дешевому) направлению. Что толку от экономии на первом шаге, если в дальнейшем он заведет нас (буквально или фигурально) в «болото»?

Значит, планируя многошаговую операцию, надо выбирать управление на каждом шаге с учетом всех его будущих последствий на еще предстоящих шагах. Управление на шаге выбирается не так, чтобы выигрыш именно на данном шаге был максимален, а так, чтобы была максимальна сумма выигрышей на всех оставшихся до конца шагах плюс данный.

Однако из этого правила есть исключение. Среди всех шагов есть один, который может планироваться попросту, без оглядки на будущее. Какой это шаг? Очевидно, последний! Этот шаг, единственный из всех, можно планировать так, чтобы он сам, как таковой принес наибольшую выгоду.

Поэтому процесс динамического программирования обычно разворачивается от конца к началу: прежде всего планируется последний, шаг. А как его спланировать, если мы не знаем, чем кончился предпоследний? Т. е. не знаем условий, в которых мы приступаем к последнему шагу?

Вот тут-то и начинается самое главное. Планируя последний шаг, нужно сделать разные предположения о том, чем кончился предпоследний, шаг, и для каждого из этих предположений найти условное оптимальное управление на шаге («условное» потому, что оно выбирается исходя из условия, что предпоследний шаг кончился так-то, и так-то).

Предположим, что мы это сделали, и для каждого из возможных исходов предпоследнего шага знаем, условное оптимальное управление и соответствующий ему условный оптимальный выигрыш на шаге. Отлично! Теперь мы можем оптимизировать управление на предпоследнем, шаге. Снова сделаем все возможные предположения о том, чем кончился предыдущий, и найти не условно оптимальный, а просто оптимальный выигрыш .

В самом деле, пусть мы знаем, в каком состоянии была управляемая система (объект управления S) в начале первого шага. Тогда мы можем выбрать оптимальное управление на первом шаге. Применив его, мы изменим состояние системы на некоторое новое S и в этом состоянии мы подошли ко второму шагу. Тогда нам тоже известно условное оптимальное управление которое к концу второго шага переводит систему в состояние и т. д. Что касается оптимального выигрыша W за всю операцию, то он нам уже известен: ведь именно на основе его максимальности мы выбирали управление на первом шаге.

Таким образом, в процессе оптимизации управления методом динамического программирования многошаговый процесс «проходится» дважды: первый раз - от конца к началу, в результате чего находятся условные оптимальные управления и условные оптимальные выигрыши за оставшийся «хвост» процесса; второй раз - от начала к концу, когда нам остается только «прочитать» уже готовые рекомендации и найти безусловное оптимальное управление состоящее из оптимальных шаговых управлений

Первый этап - условной оптимизации - несравненно сложнее и длительнее второго. Второй этап почти не требует дополнительных вычислений.

Автор не льстит себя надеждой, что из такого описания метода динамического программирования читатель, не встречавшийся с ним до сих пор, поймет по-настоящему его идею. Истинное понимание возникает при рассмотрении конкретных примеров, к которым мы и перейдем.

Раздел Динамическое программирование представлен следующими калькуляторами:

  1. Задача распределения инвестиций . Для реконструкции и модернизации производства на четырех предприятиях выделены денежные средства С = 80 ден. ед. По каждому предприятию известен возможный прирост f i (х) (i = 1, 4) выпуска продукции в зависимости от выделенной суммы.

В задачах динамического программирования экономический процесс зависит от времени (или от нескольких периодов времени), поэтому находится ряд оптимальных решений (последовательно для каждого этапа), обеспечивающих оптимальное развитие всего процесса в целом. Динамическое программирование представляет собой математический аппарат, позволяющий осуществлять оптимальное планирование управляемых процессов и процессов, зависящих от времени. Поэтапное проведение оптимизации называется многошаговым процессом принятия решения. Экономический процесс называется управляемым, если можно влиять на ход его развития.

В основе метода динамического программирования (ДП) лежит принцип последовательной оптимизации: решение исходной задачи оптимизации большой размерности заменяется решением последовательности задач оптимизации малой размерности. Основным условием применимости метода ДП является возможность разбиения процесса принятия решений на ряд однотипных шагов или этапов, каждый из которых планируется отдельно, но с учетом результатов, полученных на других шагах. Например, деятельность отрасли промышленности в течение ряда хозяйственных лет или же последовательность тестов, применяемых при контроле аппаратуры, и т. д. Некоторые процессы (операции) расчленяются на шаги естественно, но существуют такие операции, которые приходится делить на этапы искусственно, например процесс наведения ракеты на цель.
Этот принцип гарантирует, что управление, выбранное на любом шаге, является не локально лучшим, а лучшим с точки зрения процесса в целом, так как это управление выбирается с учетом последствий на предстоящих шагах.

Рассмотрим общее описание задачи динамического программирования .
Пусть многошаговый процесс принятия решений разбивается на n шагов. Обозначим через ε 0 – начальное состояние системы, через ε 1 , ε 2 , … ε n – состояния системы после первого, второго, n -го шага. В общем случае состояние ε k – вектор (ε k 1 , …, ε k s ).
Управлением в многошаговом процессе называется совокупность решений (управляющих переменных) u k = (u k 1 , ..., u k r ), принимаемых на каждом шаге k и переводящих систему из состояния ε k -1 = (ε k- 1 1 , …, ε k -1 s ) в состояние ε k = (ε k 1 , …, ε k s ).
В экономических процессах управление заключается в распределении и перераспределении средств на каждом этапе. Например, выпуск продукции любым предприятием – управляемый процесс, так как он определяется изменением состава оборудования, объемом поставок сырья, величиной финансирования и т. д. Совокупность решений, принимаемых в начале года, планируемого периода, по обеспечению предприятия сырьем, замене оборудования, размерам финансирования и т. д. является управлением. Казалось бы, для получения максимального объема выпускаемой продукции проще всего вложить максимально возможное количество средств и использовать на полную мощность оборудование. Но это привело бы к быстрому изнашиванию оборудования и, как следствие, к уменьшению выпуска продукции. Следовательно, выпуск продукции надо спланировать так, чтобы избежать нежелательных эффектов. Необходимо предусмотреть мероприятия, обеспечивающие пополнение оборудования по мере изнашивания, т. е. по периодам времени. Последнее хотя и приводит к уменьшению первоначального объема выпускаемой продукции, но обеспечивает в дальнейшем возможность расширения производства. Таким образом, экономический процесс выпуска продукции можно считать состоящим из нескольких этапов (шагов), на каждом из которых осуществляется влияние на его развитие.
Началом этапа (шага) управляемого процесса считается момент принятия решения (о величине капитальных вложений, о замене оборудования определенного вида и т. д.). Под этапом обычно понимают хозяйственный год.
Обычно на управление на каждом шаге u k накладываются некоторые ограничения. Управления, удовлетворяющие этим ограничениям, называются допустимыми.
Предполагая, что показатель эффективности k -го шага процесса зависит от начального состояния на этом шаге k -1 и от управления на этом шаге u k , получим целевую функцию всего многошагового процесса в виде:
.

Сформулируем теперь задачу динамического программирования : «Определить совокупность допустимых управлений (u 1 , …, u n ), переводящих систему из начального состояния ε 0 в конечное состояние ε n и максимизирующих или минимизирующих показатель эффективности F ».
Управление, при котором достигается максимум (минимум) функции F называется оптимальным управлением u * = (u 1* ,…, u n *).
Если переменные управления u k принимают дискретные значения, то модель ДП называется дискретной . Если переменные u k изменяются непрерывно, то модель ДП называется непрерывной .
В зависимости от числа параметров состояния s и числа управляющих переменных r различают одномерные и многомерные задачи ДП.
Число шагов в задаче может быть конечным или бесконечным .

Прикладные задачи динамического программирования

  1. задача о планировании строительства объектов.

ДИНАМИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ, раздел оптимального управления, посвящённый теории и методам решения многошаговых задач. В задачах оптимального управления среди возможных управлений ищется то, при котором достигается экстремальное (наименьшее или наибольшее) значение так называемой целевой функции - некоторой числовой характеристики процесса. В динамическом программировании под многошаговостью понимают либо многоступенчатую структуру процесса, либо то, что управление разбивается на ряд последовательных этапов (шагов), соответствующих, как правило, различным моментам времени. Иногда многошаговость проистекает из существа процесса, но она может вводиться и искусственно для того, чтобы обеспечить возможность применения методов динамического программирования. Под программированием в динамическом программировании понимают принятие решений (планирование), а слово «динамическое» указывает на существенную роль времени и порядка выполнения операций. Методы динамического программирования являются составной частью методов, используемых в исследовании операций, и применяются в задачах оптимального планирования (например, в задачах об оптимальном распределении ресурсов, в теории управления запасами, в задачах замены оборудования) и при решении многих технических проблем (например, в задачах управления последовательными химическими процессами, в задачах оптимальной прокладки дорог).

Пусть процесс управления некоторой системой Х состоит из m шагов (этапов); на i-м шаге управление y i переводит систему из состояния x i-1 , в котором она находилась после (i - 1)-го шага, в новое состояние x i . При этом задана функция f i (х, у), и новое состояние определяется по этой функции значениями x i-1 , y i так, что x i = f i (x i-1 , y i), i = 1, 2,..., m. Таким образом, управления у 1 , у 2 , ..., у m переводят систему из начального состояния х 0 ∈ Х 0 в конечное состояние х m ∈ Х m , где Х 0 и Х m - совокупности допустимых начальных и конечных состояний системы Х.

Одна из возможных постановок задач динамического программирования состоит в следующем. При заданном начальном состоянии х 0 требуется выбрать управления у 1 , у 2 , ..., у m таким образом, чтобы система Х перешла в допустимое конечное состояние и при этом заданная целевая функция F(х 0 , у 1 , х 1 ,..., у m , х m) достигла максимального значения F*, т. е.

где максимум берётся по всем управлениям у 1 , ..., у m , для которых х m ∈ Х m .

В динамическом программировании обычно предполагается, что целевая функция является аддитивной. В рассмотренном примере это означает, что

Кроме того, в динамическом программировании предполагается, что в задаче отсутствует последействие: решения (управления), принимаемые на шаге i, оказывают влияние только на состояние x i системы в момент i. Оба упомянутых ограничительных условия можно ослабить, но только за счёт существенного усложнения метода.

В основе динамического программирования лежит принцип оптимальности, сформулированный Р. Беллманом. Пусть выбраны некоторые управления у 1 , у 2 , ..., y k и тем самым траектория х 0 , х 1 , ...,x k состояний и требуется завершить процесс, т. е. выбрать у k+1 , ..., у m (а значит, и x k+1 , ..., х m).

Если завершающая часть процесса не будет оптимальной в смысле достижения максимума функции

то и весь процесс не будет оптимальным. Пользуясь принципом оптимальности Беллмана, можно получить основное функциональное соотношение динамического программирования, которое состоит в следующем. Пусть ω m (х) = 0,

k = 1, 2, ..., m, где максимум берётся по всем управлениям у, допустимым на шаге k. Соотношение, определяющее зависимость ω k-1 от ω k , называется уравнением Беллмана. Смысл этих функций достаточно ясен: если система на шаге k-1 оказалась в состоянии х, то ω k-1 (х) есть максимально возможное значение функции F k . Одновременно с построением функций ω k-1 (х) находятся условные оптимальные управления y k (х) на каждом шаге, т. е. значения оптимального управления при всевозможных предположениях о состоянии х системы на шаге k-1. Окончательно оптимальные управления находятся последовательным вычислением величин ω 0 (х 0) = F*, у 1 , х 1 , у 2 , ..., у m , x m .

С помощью динамического программирования решается не одна конкретная задача при определённом х 0 , а сразу все подобные однотипные задачи при любом начальном состоянии. Численная реализация динамического программирования довольно сложна, так как требует запоминания большого количества информации, поэтому динамическое программирование целесообразно применять в тех случаях, когда необходимо многократно решать типовые задачи (например, определение оптимального режима полёта самолёта при меняющихся погодных условиях). Обычно задача динамического программирования формулируется для дискретных процессов, но в ряде случаев динамическое программирование применяется и для решения динамических задач с непрерывными параметрами.

Динамическое программирование дало новый подход ко многим задачам вариационного исчисления. Важный раздел динамического программирования составляют стохастические задачи динамического программирования, т. е. задачи, в которых на состояние системы и на целевую функцию влияют случайные факторы.

Строгое обоснование динамического программирования следует из результатов Л. С. Понтрягина и его учеников по математической теории управляемых процессов.

Лит.: Беллман Р. Динамическое программирование. М., 1960; Математическая теория оптимальных процессов. М., 1961; Ховард Р. А. Динамическое программирование и марковские процессы. М., 1964; Хедли Дж. Нелинейное и динамическое программирование. М., 1967; Хедли Дж., Уайтин Т. Анализ систем управления запасами. М., 1969.

Здравствуй, Хабрахабр. В настоящий момент я работаю над учебным пособием по олимпиадному программированию, один из параграфов которого посвящен динамическому программированию. Ниже приведена выдержка из данного параграфа. Пытаясь объяснить данную тему как можно проще, я постарался сложные моменты сопроводить иллюстрациями. Мне интересно ваше мнение о том, насколько понятным получился данный материал. Также буду рад советам, какие еще задачи стоит включить в данный раздел.

Во многих олимпиадных задачах по программированию решение с помощью рекурсии или полного перебора требует выполнения очень большого числа операций. Попытка решить такие задачи, например, полным перебором, приводит к превышению времени выполнения.

Однако среди переборных и некоторых других задач можно выделить класс задач, обладающих одним хорошим свойством: имея решения некоторых подзадач (например, для меньшего числа n ), можно практически без перебора найти решение исходной задачи.

Такие задачи решают методом динамического программирования, а под самим динамическим программированием понимают сведение задачи к подзадачам.

Последовательности

Классической задачей на последовательности является следующая.

Последовательность Фибоначчи F n задается формулами: F 1 = 1, F 2 = 1,
F n = F n - 1 + F n - 2 при n > 1. Необходимо найти F n по номеру n .

Один из способов решения, который может показаться логичным и эффективным, — решение с помощью рекурсии:

Int F(int n) { if (n < 2) return 1; else return F(n - 1) + F(n - 2); }
Используя такую функцию, мы будем решать задачу «с конца» — будем шаг за шагом уменьшать n , пока не дойдем до известных значений.

Но как можно заметить, такая, казалось бы, простая программа уже при n = 40 работает заметно долго. Это связано с тем, что одни и те же промежуточные данные вычисляются по несколько раз — число операций нарастает с той же скоростью, с какой растут числа Фибоначчи — экспоненциально.

Один из выходов из данной ситуации — сохранение уже найденных промежуточных результатов с целью их повторного использования:

Int F(int n) { if (A[n] != -1) return A[n]; if (n < 2) return 1; else { A[n] = F(n - 1) + F(n - 2); return A[n]; } }
Приведенное решение является корректным и эффективным. Но для данной задачи применимо и более простое решение:

F = 1; F = 1; for (i = 2; i < n; i++) F[i] = F + F;
Такое решение можно назвать решением «с начала» — мы первым делом заполняем известные значения, затем находим первое неизвестное значение (F 3), потом следующее и т.д., пока не дойдем до нужного.

Именно такое решение и является классическим для динамического программирования: мы сначала решили все подзадачи (нашли все F i для i < n ), затем, зная решения подзадач, нашли ответ (F n = F n - 1 + F n - 2 , F n - 1 и F n - 2 уже найдены).

Одномерное динамическое программирование

Чтобы лучше понять суть динамического программирования, сначала более формально определим понятия задачи и подзадачи.

Пусть исходная задача заключается в нахождении некоторого числа T при исходных данных n 1 , n 2 , ..., n k . То есть мы можем говорить о функции T (n 1 , n 2 , ..., n k ), значение которой и есть необходимый нам ответ. Тогда подзадачами будем считать задачи
T (i 1 , i 2 , ..., i k ) при i 1 < n 1 , i 2 < n 2 , ..., i k < n k .

Следующая задача одномерного динамического программирования встречается в различных вариациях.

При n < 32 полный перебор потребует нескольких секунд, а при n = 64 полный перебор не осуществим в принципе. Для решения задачи методом динамического программирования сведем исходную задачу к подзадачам.

При n = 1, n = 2 ответ очевиден. Допустим, что мы уже нашли K n - 1 , K n - 2 — число таких последовательностей длины n - 1 и n - 2.

Посмотрим, какой может быть последовательность длины n . Если последний ее символ равен 0, то первые n - 1 — любая правильная последовательность длины
n - 1 (не важно, заканчивается она нулем или единицей — следом идет 0). Таких последовательностей всего K n - 1 . Если последний символ равен 1, то предпоследний символ обязательно должен быть равен 0 (иначе будет две единицы подряд), а первые
n - 2 символа — любая правильная последовательность длины n - 2, число таких последовательностей равно K n - 2 .

Таким образом, K 1 = 2, K 2 = 3, K n = K n - 1 + K n - 2 при n > 2. То есть данная задача фактически сводится к нахождению чисел Фибоначчи.

Двумерное динамическое программирование

Классической задачей двумерного динамического программирования является задача о маршрутах на прямоугольном поле.
В разных формулировках необходимо посчитать число маршрутов или найти маршрут, который является лучшим в некотором смысле.

Приведем пару формулировок таких задач:

Задача 2. n *m клеток. Можно совершать шаги длиной в одну клетку вправо или вниз. Посчитать, сколькими способами можно попасть из левой верхней клетки в правую нижнюю.

Задача 3. Дано прямоугольное поле размером n *m клеток. Можно совершать шаги длиной в одну клетку вправо, вниз или по диагонали вправо-вниз. В каждой клетке записано некоторое натуральное число. Необходимо попасть из верхней левой клетки в правую нижнюю. Вес маршрута вычисляется как сумма чисел со всех посещенных клеток. Необходимо найти маршрут с минимальным весом.

Для всех таких задач характерным является то, что каждый отдельный маршрут не может пройти два или более раз по одной и той же клетке.

Рассмотрим более подробно задачу 2. В некоторую клетку с координатами (i ,j ) можно прийти только сверху или слева, то есть из клеток с координатами (i - 1, j ) и (i , j - 1):

Таким образом, для клетки (i , j ) число маршрутов A[i][j] будет равно
A[j] + A[i], то есть задача сводится к двум подзадачам. В данной реализации используется два параметра — i и j — поэтому применительно к данной задаче мы говорим о двумерном динамическом программировании.

Теперь мы можем пройти последовательно по строкам (или по столбцам) массива A, находя число маршрутов для текущей клетки по приведенной выше формуле. Предварительно в A необходимо поместить число 1.

В задаче 3 в клетку с координатами (i , j ) мы можем попасть из клеток с координатами
(i - 1, j), (i , j - 1) и (i - 1, j - 1). Допустим, что для каждой из этих трех клеток мы уже нашли маршрут минимального веса, а сами веса поместили в W[j], W[i],
W. Чтобы найти минимальный вес для (i , j ), необходимо выбрать минимальный из весов W[j], W[i], W и прибавить к нему число, записанное в текущей клетке:

W[i][j] = min(W[j], W[i], W) + A[i][j];

Данная задача осложнена тем, что необходимо найти не только минимальный вес, но и сам маршрут. Поэтому в другой массив мы дополнительно для каждой клетки будем записывать, с какой стороны в нее надо попасть.

На следующем рисунке приведен пример исходных данных и одного из шагов алгоритма.

В каждую из уже пройденных клеток ведет ровно одна стрелка. Эта стрелка показывает, с какой стороны необходимо прийти в эту клетку, чтобы получить минимальный вес, записанный в клетке.

После прохождения всего массива необходимо будет проследить сам маршрут из последней клетки, следуя по стрелкам в обратную сторону.

Задачи на подпоследовательности

Рассмотрим задачу о возрастающей подпоследовательности.

Задача 4. Дана последовательность целых чисел. Необходимо найти ее самую длинную строго возрастающую подпоследовательность.

Начнем решать задачу с начала — будем искать ответ, начиная с первых членов данной последовательности. Для каждого номера i будем искать наибольшую возрастающую подпоследовательность, оканчивающуюся элементом в позиции i . Пусть исходная последовательность хранится в массиве A. В массиве L будем записывать длины максимальных подпоследовательностей, оканчивающихся текущим элементом. Пусть мы нашли все L[i] для 1 <= i <= k - 1. Теперь можно найти L[k] следующим образом. Просматриваем все элементы A[i] для 1 <= i < k - 1. Если
A[i] < A[k], то k -ый элемент может стать продолжением подпоследовательности, окончившейся элементом A[i]. Длина полученной подпоследовательности будет на 1 больше L[i]. Чтобы найти L[k], необходимо перебрать все i от 1 до k - 1:
L[k] = max(L[i]) + 1, где максимум берется по всем i таким, что A[i] < A[k] и
1 <= i < k .

Здесь максимум из пустого множества будем считать равным 0. В этом случае текущий элемент станет единственным в выбранной последовательности, а не будет продолжением одной из предыдущих. После заполнения массива L длина наибольшей возрастающей подпоследовательности будет равна максимальному элементу L.

Чтобы восстановить саму подпоследовательность, можно для каждого элемента также сохранять номер предыдущего выбранного элемента, например, в массив N.

Рассмотрим решение этой задачи на примере последовательности 2, 8, 5, 9, 12, 6. Поскольку до 2 нет ни одного элемента, то максимальная подпоследовательность содержит только один элемент — L = 1, а перед ним нет ни одного — N = 0. Далее,
2 < 8, поэтому 8 может стать продолжением последовательности с предыдущим элементом. Тогда L = 2, N = 1.

Меньше A = 5 только элемент A = 2, поэтому 5 может стать продолжением только одной подпоследовательности — той, которая содержит 2. Тогда
L = L + 1 = 2, N = 1, так как 2 стоит в позиции с номером 1. Аналогично выполняем еще три шага алгоритма и получаем окончательный результат.

Теперь выбираем максимальный элемент в массиве L и по массиву N восстанавливаем саму подпоследовательность 2, 5, 9, 12.

Еще одной классической задачей динамического программирования является задача о палиндромах.

Задача 5. Дана строка из заглавных букв латинского алфавита. Необходимо найти длину наибольшего палиндрома, который можно получить вычеркиванием некоторых букв из данной строки.

Обозначим данную строку через S, а ее символы — через S[i], 1 <= i <= n . Будем рассматривать возможные подстроки данной строки с i -го по j -ый символ, обозначим их через S (i , j ). Длины максимальных палиндромов для подстрок будем записывать в квадратный массив L: L[i][j] — длина максимального палиндрома, который можно получить из подстроки S (i , j ).

Начнем решать задачу с самых простых подстрок. Для строки из одного символа (то есть подстроки вида S (i , i )) ответ очевиден — ничего вычеркивать не надо, такая строка будет палиндромом. Для строки из двух символов S (i , i + 1) возможны два варианта: если символы равны, то мы имеем палиндром, ничего вычеркивать не надо. Если же символы не равны, то вычеркиваем любой.

Пусть теперь нам дана подстрока S (i , j ). Если первый (S[i]) и последний (S[j]) символы подстроки не совпадают, то один из них точно нужно вычеркнуть. Тогда у нас останется подстрока S (i , j - 1) или S (i + 1, j ) — то есть мы сведем задачу к подзадаче: L[i][j] = max(L[i], L[j]). Если же первый и последний символы равны, то мы можем оставить оба, но необходимо знать решение задачи S (i + 1, j - 1):
L[i][j] = L + 2.

Рассмотрим решение на примере строки ABACCBA. Первым делом заполняем диагональ массива единицами, они будут соответствовать подстрокам S (i , i ) из одного символа. Затем начинаем рассматривать подстроки длины два. Во всех подстроках, кроме S (4, 5), символы различны, поэтому в соответствующие ячейки запишем 1, а в L — 2.

Получается, что мы будем заполнять массив по диагоналям, начиная с главной диагонали, ведущей из левого верхнего угла в правый нижний. Для подстрок длины 3 получаются следующие значения: в подстроке ABA первая и последняя буквы равны, поэтому
L = L + 2. В остальных подстроках первая и последняя буквы различны.

BAC: L = max(L, L) = 1.
ACC: L = max(L, L) = 2.
CCB: L = max(L, L) = 2.
CBA: L = max(L, L) = 1.

Если же в задаче необходимо вывести не длину, а сам палиндром, то дополнительно к массиву длин мы должны построить массив переходов — для каждой ячейки запомнить, какой из случаев был реализован (на рисунке для наглядности вместо числовых значений, кодирующих переходы, нарисованы соответствующие стрелки).

Для выбора оптимального решения при выполнении задач программирования иногда требуется перебирать большое количество комбинаций данных, что нагружает память персонального компьютера. К таким методам относится, например, метод программирования «разделяй и властвуй». В данном случае алгоритмом предусмотрено разделение задачи на отдельные мелкие подзадачи. Такой метод применяется только в тех случаях, когда мелкие подзадачи независимы между собой. Для того чтобы избежать выполнения лишней работы в том случае, если подзадачи взаимозависимы, используется метод динамического программирования, предложенный американцем Р.Беллманом в 50-х годах.

Суть метода

Динамическое программирование заключается в определении оптимального решения n-мерной задачи, разделяя ее n отдельных этапов. Каждый из них является подзадачей по отношению к одной переменной.

Основным преимуществом такого подхода можно считать то, что разработчики занимаются одномерными оптимизационными задачами подзадач вместо n-мерной задачи, а решение главной задачи собирается «снизу вверх».

Целесообразно применять динамическое программирование в тех случаях, когда подзадачи взаимосвязаны, т.е. имеют общие модули. Алгоритмом предусмотрено решение каждой из подзадач один раз, и сохранение ответов выполняется в специальной таблице. Это дает возможность не вычислять ответ заново при встрече с аналогичной подзадачей.

Задача динамического программирования оптимизации. Автором этого метода Р. Беллманом был сформулирован принцип оптимальности: каким бы ни являлось начальное состояние на каждом из шагов и решение, определенное на этом шаге, все следующие выбираются оптимальными по отношению к тому состоянию, которое принимает система в конце шага.

Метод усовершенствует выполнение задач, решаемых с помощью перебора вариантов или рекурсий.

Построение алгоритма задачи

Динамическое программирование предполагает построение такого алгоритма задач, при котором задача так разбивается на две или больше подзадач, чтобы ее решение складывалось из оптимального решения всех подзадач, входящих в нее. Далее возникает необходимость в написании рекуррентного соотношения и вычислении оптимального значения параметра для задачи в целом.

Иногда на 3-м шаге нужно дополнительно запоминать некоторую вспомогательную информацию о ходе выполнения каждой подзадачи. Это называется обратным ходом.

Применение метода

Динамическое программирование применяется при наличии двух характерных признаков:

  • оптимальность для подзадач;
  • наличие в задаче перекрывающихся подзадач.

Решая методом динамического программирования, сначала необходимо описать структуру решения. Задача обладает оптимальностью, если решение задачи складывается из оптимальных решений ее подзадач. В этом случае целесообразно использовать динамическое программирование.

Второе свойство задачи, существенное при данном методе, - небольшое число подзадач. Рекурсивное решение задачи использует одни и те же перекрывающиеся подзадачи, количество которых зависит от размера исходной информации. Ответ хранится в специальной таблице, программа экономит время, пользуясь этими данными.

Особенно эффективно применение динамического программирования тогда, когда по существу задачи нужно принимать решения поэтапно. Например, рассмотрим простой пример задачи замены и ремонта оборудования. Допустим, на литейной машине завода по изготовлению шин делают одновременно шины в двух разных формах. В том случае, если одна из форм выходит из строя, приходится машину разбирать. Понятно, что иногда выгоднее заменить и вторую форму для того, чтобы не разбирать машину на случай, если и эта форма окажется неработоспособной на следующем этапе. Тем более, бывает проще заменить обе работающие формы до того, как они начнут выходить из строя. Метод динамического программирования определяет наилучшую стратегию в вопросе о замене таких форм, учитывая все факторы: выгоду от продолжения эксплуатации форм, потери от простоя машины, стоимость забракованных шин и другое.