Дети в социальных сетях. Режим онлайн. Позволять или запрещать социальные сети? Дети в социальных сетях – о чём должны подумать родители

НА РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТ , который требует полностью запретить подросткам до четырнадцати лет регистрироваться в социальных сетях. Россиянам 14+ открывать доступ к социальным сетям предлагается только по паспортным данным. Не секрет, что большинство тинейджеров уже успели завести аккаунты как минимум в сети «ВКонтакте». Мы поговорили с детьми, чтобы узнать, чем они занимаются в соцсетях, в каких группах сидят, что выкладывают в своих инстаграмах и как к этому относятся их родители.

Софья

Я сижу в социальных сетях с шести лет. Большую часть времени провожу «ВКонтакте» - где-то полчаса в день, но иногда удаётся и подольше; как правило, захожу в соцсети через телефон или планшет. «ВКонтакте» я общаюсь с друзьями, мы обмениваемся всякими интересными штуками. Я сама создала три группы, и там набралось довольно много людей. Обычно я люблю сидеть в пабликах, где выкладывают картинки с милыми котиками, и в принципе люблю узнавать новое о животных. Иногда выкладываю котов и на своей странице. Ещё я слушаю музыку «ВКонтакте», обычно просто натыкаюсь на какие-то популярные песни.

Мама постоянно контролирует меня «ВКонтакте» - с кем я общаюсь или в какие группы вступаю. Я думаю, что социальные сети могут быть опасны для детей. Тебе могут предложить вступить в группы смерти и заставлять выполнять поручения администраторов. Говорят, если откажешься, будут шантажировать, и тебе всё равно придется выполнить их поручения - например, прыгнуть с крыши девятого этажа.

Иван

Обычно я сижу в сетях «ВКонтакте» и инстаграме в свободное время или на не самых важных уроках. Как правило, с телефона, но если нужно посмотреть долгое видео, включаю компьютер.

Обычно я сижу в интернете для развлечения - смотрю мемы, но иногда попадаются и интересные серьёзные статьи. Я увлекаюсь историей, поэтому тематические группы на этот счёт тоже постоянно просматриваю. Благодаря соцсетям узнавать что-то новое на этот счёт гораздо легче. Музыку я тоже слушаю через «ВКонтакте». Ещё я подписан на разные СМИ, к примеру на «Лентач» и The Flow. У нашего класса есть свой чат «ВКонтакте», благодаря ему гораздо проще узнавать домашнее задание или о каких-то школьных событиях, к примеру экскурсиях. В инстаграм я выкладываю фотки из поездок или просто что-то интересное из повседневной жизни. Инстаграм довольно клёвая социальная сеть, именно благодаря ему я узнал о новом альбоме рэпера Гнойного.

Родители никак не контролируют мои социальные сети, может быть, только в классе третьем-четвёртом пытались забирать телефон. Сейчас мы переписываемся либо в телеграме, либо в вайбере. Мне кажется, социальные сети могут быть опасны для детей, только если они психически не здоровы. Гораздо больше травмирует давление учителей и одноклассников, а иногда даже родителей.

Соня

Я активно сижу в интернете лет с одиннадцати. Изначально просто писала маме, что приехала в школу, чтобы не тратить на это деньги. Чаще всего я сижу во «ВКонтакте» и инстаграме, не постоянно, но каждый раз, когда есть лишнее время, которое тратить особо не на что. У меня нет своего компьютера, так что я пользуюсь телефоном.

Обычно я переписываюсь с кем-то, листаю новости или смотрю фотографии. В группах я почти не сижу, разве что нахожу музыку в паблике «The musicend», а новости читаю в «Лентаче» или «Неинтересных фактах». У меня есть инстаграм, но я редко выкладываю туда фотографии, зато постоянно смотрю чужие. Я подписана на своих друзей и разных актёров из сериалов, которые мне нравятся. Я почти не знакомлюсь в социальных сетях, чаще общаюсь с друзьями или одноклассниками. С классом мы очень активно переписываемся «ВКонтакте», потому что решаем, куда и когда пойдём развлекаться, а иногда узнаём домашнее задание.

Мои родители никогда меня не контролировали в социальных сетях, потому что ничего запрещённого я там и не делаю. Но я знаю, что есть и опасные группы.

Вероника

Я стала пользоваться социальными сетями, когда мне подарили первый телефон. Инстаграм достаточно популярный, и там можно выражать свои мысли, рассказывать о чём-то, так что первым делом я зарегистрировалась там. Особенно мне нравятся комментарии, потому что под фото можно описать свои чувства. Я выкладываю свою собаку, селфи, красоту, много фотографий из путешествий - показываю, какое у меня настроение, хорошее или плохое. В инстаграме я подписана в основном на своих друзей, их мам и друзей своей тёти (она студентка).

В фейсбуке достаточно много умных постов, познавательных не только для детей, но и для взрослых. Можно понять, как нужно себя вести - заботиться о близких и так далее. Но также есть смешные видео и картинки, которые я с удовольствием разглядываю. В фейсбуке в основном я подписана на друзей папы и на некоторых своих одноклассников. А выкладываю я обычно туда свою бабушку - её в фейсбуке все знают. Обычно я пишу, какая она красивая, а однажды пошутила под фотографией: «Пьющая бабушка - несчастье в семье». В общем, я дружу со своими родственниками в социальных сетях.

Один раз я зарегистрировалась «ВКонтакте», но об этом узнали мои родители и запретили мне там сидеть, потому что в этой соцсети выкладывают много вещей для взрослых. Поначалу мне сказали, что фейсбук - это тоже только для взрослых, но потом мама смирилась и разрешила. С ней мы обычно общаемся в вотсапе или созваниваемся.

Социальные сети могут быть опасны для детей, и об этом знают все в моём классе. Есть люди, которые могут взломать твой инстаграм или просто узнать номер телефона, а потом вычислить, где ты живёшь. Поэтому я всегда делаю свои странички приватными.

Илья

Обычно я сижу во «ВКонтакте» и Whatsapp с телефона примерно 9–10 часов в сутки. Сначала я сидел «ВКонтакте» только для общения с друзьями, но сейчас читаю там новости и интересные мне посты. Я подписан на музыкальные и новостные паблики, а ещё на сообщества, где выкладывают вайны. Ещё у меня есть аккаунт в инстаграме, но собственные фото я выкладываю редко. Обычно просто смотрю, что выкладывают друзья и рэперы. Я очень редко знакомлюсь с людьми через интернет, но часто переписываюсь с бывшими одноклассниками или друзьями. А в классе у нас есть свой чат, где мы делимся друг с другом школьными новостями.

Родители не пытаются контролировать моё поведение в социальных сетях, потому что интернет может быть опасен только для ребёнка с ещё не сформировавшейся психикой. Гораздо большей проблемой мне кажется то, что в социальных сетях слишком много ненужной информации.

Вы можете с этим соглашаться или нет, в течение последнего десятилетия термин «общение» сильно изменился в глазах наших детей. Они гораздо менее склонны звонить или встречаться, но всегда доступны в социальных сетях . Что касается детей в возрасте от 11 до 14 лет, в зависимости от региона, в котором они проживают, и местного законодательства, ваш сын или дочь может захотеть создать учетную запись на Facebook. Поскольку вы являетесь родителем, вы несете ответственность за то, как будет развиваться интернет-жизнь вашего ребенка.

Запрещение никогда не работает

Некоторые родители ждут до особого случая, типа достижения 16 лет, или какого-то другого важного события, и тогда позволяют своим чадам регистрацию в социальных сетях . Эта идея имеет большой изъян, потому что подросток – не желая быть хуже других – делает это тогда, когда это сделают его сверстники. Если наложить железный запрет на социальные сети, Ваш ребенок будет наслаждаться ими тайно. Не хотите этого. Помните, что если не можете победить, следует присоединиться.

Много возможностей

Если у вас домашний компьютер в гостиной, и вы думаете, что таким образом активность вашего ребенка в Сети под контролем, Вы забываете, что существуют ещё смартфоны, планшеты, компьютеры в школе, умные телевизоры , приставки для видеоигр. Все эти предметы позволяют оставаться на связи с друзьями. Смартфоны являются без сомнения наиболее распространенным инструментом общения. Связано это со многими опасными вещами, о которых Вы и Ваш ребенок должны знать.

Забота о конфиденциальности

Кроме того, следует рассмотреть тему в более широких рамках и помнить о доступе в интернет на остальных устройствах, а также определить возможные последствия, например, полный запрет на использование мобильного телефона за серьезные проступки.

Конечно, не стоит преувеличивать. Следует хорошо взвесить политику использования интернета, а также не ограничивать свободу ребенка онлайн, когда она не доставляет проблем.

Остерегайтесь конфликтов

Одна из самых опасных ситуаций, которая происходит с подростками в социальных сетях , издевательства в режиме онлайн (профессионально «кибербуллинг»).

Эта проблема отличается от встречающихся в школе издевательств двумя вопросами: оскорбления в интернете не заканчивается вместе с началом занятий и продолжается всё время, а отсутствие личного контакта с атакующим, может привести к тому, что он может чувствовать себя безнаказанным.

К сожалению, иногда ситуация разворачивается, как лавина, и нападающий использует всё более и более отвратительные формы насилия: взламывает аккаунт и публикует что-то нежелательное, размещает в интернете личные фотографии для унижения жертвы, а также раскрывает его тайны.

Такого рода преследование является шокирующим для самих родителей, а что же сказать о подростке. В связи с этим, если у вас есть какие-то сомнения относительно чувств своего ребенка или вы видите, что он начал Вас избегать или ведёт себя иначе, чем обычно, попробуйте узнать больше о ситуации, чтобы в случае чего иметь возможность прекратить преследование.

Начните с откровенного разговора. Во многих странах работают специальные организации, помогающие родителям справиться с ситуацией, когда их близкий имеет психологические проблемы.

В некоторых случаях может случиться так, что нападающим является ваш ребенок. Тогда ваша реакция должна быть мгновенной и подавляющей. Вы должны объяснить ребенку, что преследование может быть опасным и серьезным, расскажите о ситуациях, в которых жертва покончила с собой, а нападающий был осужден судом; напомните, что дети быстро вырастают, и тогда расклад сил может измениться в пользу жертвы, которая захочет «отомстить».

Вместе в сети

Помогите ему создать аккаунт на Facebook и установите нужный уровень конфиденциальности . Будьте в курсе и читайте отраслевую информацию (например, на нашем блоге). Подросткам действительно важна их частная жизнь, поэтому, когда родители играют с ними в одной команде, им гораздо веселей шагать виртуальные километры.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Социальные сети. Социальные сети появились относительно недавно, вызвав огромный интерес у пользователей всемирной паутины. Общение, поиск информации и друзей по интересам, обмен новостями, возможность слушать музыку, смотреть видео и фотографии, все это, кажется, было всегда и сложно себе представить, что когда-то люди жили без профиля в социальной сети. Современные дети нередко получают навыки работы с персональным компьютером еще до того, как поступают в школу. Сначала дети осваивают игры, но, как только у них появляются навыки чтения и письма, ничего не может им помешать завести свою страничку в любой социальной сети. Регистрация, как правило, бесплатная, либо легко может быть оплачена через СМС с мобильного телефона, поэтому, нередко помощь старших для этого судьбоносного действия не требуется. Ребенок, получивший доступ к собственному профилю в социальной сети, получает новые возможности, но вопрос в том, насколько эти возможности для него полезны.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

В век новых технологий и разнообразия онлайн развлечений социальные сети стали неотъемлемой составляющей нашей жизни. Детям рекомендуют создавать свои странички лишь с 13-летнего возраста. Тот же Facebook не позволяет зарегистрироваться, если пользователь младше этого возраста. До достижения совершеннолетия ответственность за поступки детей возлагается на их родителей или опекунов, но проблема в том, что взрослые иногда имеют меньше опыта виртуальной жизни и не могут как следует контролировать эту сторону развития их ребенка. Установление паролей и «родительского контроля» сайтов не всегда помогает направить интерес детей в нужное русло, а иногда и дает нежелательный эффект: сладость запретного плода только подстегивает любопытство и заставляет искать пути обхода запретов. Тем более что социальные сети, хотя формально и должны выполнять предусмотренные законом запреты на распространение порнографической экстремистской и националистической информации, на деле не всегда могут контролировать поступающий от пользователей контент. Кроме этого, при высокой частоте взломов профилей социальных сетей, такая информация может оказаться в фокусе внимания детей в любое время.

5 слайд

Описание слайда:

Полезные социальные сети. Польза социальных сетей для ребенка будет в первую очередь зависеть от его личности, которая в нежном возрасте еще только формируется. Станет ли он использовать аккаунт для общения с «хорошими» или с «плохими» людьми, будет ли он расширять свой кругозор в социально полезной области, или заинтересуется «запрещенными» темами?

6 слайд

Описание слайда:

Основатель Facebook Марк Цукерберг говорит о том, что соцсети – замечательное место, где ребенок может многому научиться. Социальная сеть для ребенка, по мнению Цукерберга, – отличный старт для хорошего образования. Еще один плюс – маленький школьник общается с новыми людьми, приобретая навыки общения, готовясь к взрослой жизни. Социализация действительно является большим плюсом для ребенка, особенно, если ему сложно общаться с другими детками в реальном мире. Сидя за компьютером или даже зайдя в интернет со смартфона, школьник лучше сможет найти общий язык со своими новыми знакомыми, чем, если бы он стоял с ними рядом. В будущем шаблонами разговоров он сможет воспользоваться и для общения в реальности. Ольга Молоденко, детский психолог: «Нельзя научиться отношениям в теории. Это лишь практика. В социальных сетях ребенок приобретает множество знакомых, друзей, приятелей, врагов и союзников. Здесь он научится, как действовать в конфликтах, реагировать на предательства, победы, завоевывать внимание людей противоположного пола. Он получает бесценный опыт общения. Если у него есть время прочувствовать это все в реальности, это здорово. Если же день расписан поминутно, то не нужно лишать его и виртуальных отношений с людьми».

7 слайд

Описание слайда:

Но Вы всегда должны знать, чем занимается ребенок в социальных сетях. У вас должен быть свой аккаунт и доступ к страничке своего ребенка. Не нужно следить за ним из-за спины, когда ребенок как раз переписывается с друзьями: лучше тихонько проверяйте его действия. Так вы не подрываете доверие ребенка, а следите за его безопасностью, ведь Интернет – совсем небезопасное место. К тому же, вы сможете аккуратно подсказывать своему школьнику решения его проблем или конфликтов с друзьями. Например, мама-форумчанка Александра рассказывает: «Моему сыну 8 лет. У него есть аккаунт в ВКонтакте, и я регулярно, раз в неделю, проверяю все его переписки. Будьте уверены: в сети есть много извращенцев и мошенников, и нужно научить ребенка их распознавать. Я знаю обо всех действиях сына, и всегда могу помочь ему советом в той или иной ситуации. Конечно, не рассказывайте ему об этом, чтобы не испортить отношений, просто деликатно рассказывайте истории типа: «У меня есть коллега на работе, так ее дочь попала в такую ситуацию…». А дальше ненавязчиво подсказываем, как же из этой ситуации выйти».

8 слайд

Описание слайда:

Образовательная функция социальных сетей тоже сыграет на руку ребенку. Он может подписываться на интересные ему группы (математика, астрономия и др.). Самостоятельно он вряд ли будет искать интересную и полезную информацию в книгах – в форме игры обучение пройдет гораздо эффективнее и быстрее. В современном мире общаться с родственниками становится все сложнее. По крайней мере, по телефону. А вот ВКонтакте, Facebookе многие другие соцсети помогут наладить контакты даже с далекими родственниками. Психологи и многодетные родители рекомендуют детям общаться со всеми своими родными – это делает их счастливее.

9 слайд

Описание слайда:

Небезопасный мир. Но не так всё радужно в мире социальных сетей. Многие эксперты подчеркивают, что ребенок, заполнив все информационные поля в анкете пользователя, подвергает себя и своих близких большому количеству рисков. Могут возникнуть угрозы: - для нравственных ценностей (кто оградит его от педофилов и порнографии?); - вторжения в личную жизнь (не факт, что с публикацией фото и увлечений одноклассники не будут его поддергивать); - физической безопасности (хулиганы, поклонники, враги - все они могут поджидать у подъезда); - появления вирусов, мошеннических схем (статус "Уехали на море» фактически дает вору ключ от вашей двери).

10 слайд

Описание слайда:

Как правило, защита, стоящая на входе в социальные сети или другие интернет-ресурсы, не выдерживает состязаний с детской любознательностью. Кто мешает ребенку виртуально прибавить себе несколько лет, чтобы получить доступ к интересной ему информации?! В 2011 году исследование аудитории Facebook (опросили несколько тысяч американских семей) показало, что в данной социальной сети зарегистрировано 7,5 млн. детей младше 13 лет. Из них 5 миллионов не достигли даже десятилетнего возраста. Социологи утверждают, что около 70% родителей контролируют действия своих детей в возрасте 13-14 лет. В то же время за 10-летними пользователями мамы и папы наблюдают лишь только в каждом десятом случае. Взрослые не так сильно беспокоятся о своих непоседах, пока они не достигнут подросткового возраста. Но важно знать, что дети страдают от онлайновой агрессии не меньше взрослых. Создатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров, в отличие от своего американского коллеги Марка Цукерберга, заявил, что его ресурс не создан для детей.

11 слайд

Описание слайда:

Чем опасны социальные сети для детей? 1) Одна из опасностей – снижение эмпатии, неумение сопереживать. Дети, выросшие в социальных сетях, утрачивают навыки межличностного общения - они не умеют краснеть, прикасаться друг к другу, давать спонтанную реакцию, а главное, получать немедленный ответ от собеседника и вести диалог. Комментарии и общение онлайн, это все имитация реального эмоционального диалога. Воспринимая другого человека, впечатление о нем складывается на 70% из невербальной информации, пока так работает человеческий мозг. Так что, общаясь в соцсетях, мы замыкаемся в двумерном пространстве. Препарат «Риталин», прописывается в Англии при расстройствах внимания. Так вот, за последние десять лет его прописывают в три раза чаще, особенно молодым людям и детям. У ученых есть поводы утверждать, что это связано с компьютерами: дети, который сидят по 4 часа в день за компьютерной игрой, развивается синдром дефицита внимания и гиперактивности, который потом мешает ему учиться в школе.

12 слайд

Описание слайда:

Масштаб негативных воздействий социальных сетей, безусловно, зависит от конкретного человека, но дети практически беззащитны перед таким воздействием. Ребенку необходимо показывать положительный опыт в реальном мире и побуждать его использовать виртуальный мир разумно. В противном случае, у детей будут развиваться синдромы дефицита внимания и гиперактивности. Интересно проследить, как развивалось общение людей в интернете. В 1999 году люди писали в Livejournal, что у них есть кот, в 2004-м - выкладывали фото и видео этого кота, в 2010-м они могут писать в Твиттер раз в час о том, что их кот чихнул. Появилась возможность и люди начинали говорить друг другу о том, что никому и не нужно знать. Пользователи соцсетей как маленькие дети. Они как будто говорят маме: «Посмотри, я уже умею одевать колготки». Более того, ждут обратной реакции, оценки, т.е. подтверждения собственного существования на Земле.

13 слайд

Описание слайда:

2) Безрассудство. Еще одна опасность соцсетей для детей в том, что человек не умеет оценивать риски. Почти все виртуальные действия не имеют необратимых последствий. Страницы в социальных сетях можно редактировать, комментарии - удалять и добавлять, умирая в компьютерной игре, ты в большинстве случаев можешь восстановить свой персонаж и продолжить. В жизни это не так, но воспитывая мозг в среде, где действия не влекут за собой последствия, мы получаем человека, просто не умеющего адекватно оценивать риск. Это связано с влиянием на область прифронтальной коры головного мозга, отвечающую за логические связи - она, например, слабо развита у детей и шизофреников, которые с трудом концентрируются, легко реагируют на внешние раздражители и мыслят противоположно большинству взрослых людей - от когнитивного к чувственному. Приведем в пример одного рабочего, который выжил после травмы в лобной части повреждением префронтальной коры головного мозга. Человек выздоровел, вышел на работу, но было трудно не заметить изменения его личности. Он стал давать обещания, которых не мог выполнить, заключать рискованные пари и проявлять сверхъестественное безрассудство. И не смотря на то, что он был физически вполне здоров, он не мог вести нормальную жизнь.

Дачная аптечка

В дачной аптечке обязательно должны находиться жаропонижающие и болеутоляющие препараты для детей, средства от аллергии, антисептики наружного применения («зеленка», перекись водорода), активированный уголь, сосудосуживающие капли для носа, а также бинт, лейкопластырь, вата и градусник.


Сегодня социальные сети занимают в жизни человека немаленькую ячейку. Это касается и наших детей. Можно даже сказать, что ребенок больше подвержен влиянию социальных сетей, нежели взрослый. У жизни в сети есть как минусы, так и плюсы.

Минусы

Сегодня кажется, что дети и социальные сети – понятия неразделимые. У каждого ребенка, даже у совсем маленького, есть телефон или планшет с выходом в Интернет. Плохо это или хорошо – зависит от дозировки. Тут как с лекарством – в зависимости от выбранной дозы оно может улучшить здоровье человека, а может и погубить. То время, которое тратят дети в социальных сетях, и является основным показателем полезности.

Главная проблема Интернета – отсутствие жизни. Виртуальное общение постепенно вытесняет живое, а это очень опасно для еще не сформировавшейся личности, у которой только формируется речь, навыки общения и прочее. В соцсетях все безлико и слишком просто: написать сообщение, отправить и получить ответ. В таком общении нет настоящих эмоций, нет мимики, взволнованного голоса, блеска глаз, а есть лишь буквы и смайлики. Проверка личной страницы стала своеобразным ежедневным обрядом, а у некоторых и зависимостью. Это касается как взрослых, так и подрастающего поколения.

Кроме прочего, влияние социальных сетей на детей не сводится только к психологическим изменениям, страдает еще и здоровье малыша. Многочасовые «посиделки» за компьютером ухудшают зрение, приводят к гиподинамии, потере коммуникабельности. Стоит подчеркнуть, что полное «внедрение» в сеть – это прямой путь к аутизму. Со временем возникает настоящая зависимость и ее постоянные спутники – раздражительность, замкнутость, агрессивность, конфликты с родителями и страшные истерики при отключении Интернета хоть на час. Поэтому родителям стоит помнить, что все полезно в меру.

Плюсы

Не стоит и преуменьшать пользу, которую дают социальные сети для детей. Прежде всего, это возможность разнообразить человеческое общение. В Интернете всегда можно найти новых друзей и единомышленников по увлечениям и интересам. Друзей можно отыскать даже на другом конце света. Это же так интересно и познавательно!

Но и здесь надо знать меру. Родители в первую очередь должны побеспокоиться о безопасности своего ребенка и научить его правильно общаться. Расскажите ему, кому можно давать свои данные, а кому не стоит, сообщите о последствиях, приведите правильные примеры. Отключите синхронизацию геолокации, скажите о том, что на разных аккаунтах должны быть разные пароли, скройте фотографии ребенка от посторонних, открыв доступ только друзьям. Научите малыша не хвастаться новыми приобретениями семьи – дорогой телефон, новая машина или квартира, не рассказывать о предстоящих отъездах. Нередко такая информация становится причиной квартирных краж.

Аккаунты в соцсетях позволяют ребенку всегда быть в курсе всех событий. Некоторые учителя даже на своих страничках вешают даты тестов, различные напоминалки, вопросы к контрольным и прочее. Не стоит забывать о различных учебных группах, где ребенок может почерпнуть для себя много нового и полезного. Существуют также специальные детские социальные сети для детей, в которых сконцентрирована всевозможная информация, интересная этой возрастной группе пользователей.

Простота общения – это главное достоинство Интернета и то, что привлекает пытливые умы. В социальных сетях никто не заставляет общаться с неприятным тебе человеком, не учит жить и не читает морали… Кроме того, сеть позволяет обмениваться файлами, просматривать фильмы, слушать музыку. Коммуникативно-информативный ресурс имеет большое будущее. Он привлекателен и невероятно интересен. Но никогда он не сможет заменить реальную жизнь, переполненную эмоциями, чувствами и тактильными проявлениями. Социальная сеть и дети – понятия уже неразделимые. В наше время это естественно, но всего должно быть в меру.

0 комментариев 13.05.17

Интернет-аудитория нашей страны стремительно молодеет. Дети начинают уверенно осваивать пространство Сети уже с 5-6 лет, а некоторые и того раньше. Помимо необъятных горизонтов возможностей Интернет принес в нашу жизнь не меньшее количество потенциальных опасностей. Согласно актуальной статистике Фонда Развития Интернет, в России каждый второй ребенок пользующийся Сетью находится в группе риска. Читайте также наши статьи на эту тему:

В большинстве случаев дети и подростки не понимают всех потенциальных опасностей, поджидающих их в онлайне, что делает проблему еще более острой. Сделать их пребывание в Интернете безопасным, оградить от всех возможных рисков и научить основам поведения в сетевом пространстве - это первоочередная задача для всех современных родителей и педагогов.

В этой статье я поделюсь важными знаниями и дам практические советы психолога, которые помогут сделать пребывание ребенка в Интернете более безопасным.

Почему тяга к социальным сетям для детей абсолютно естественна?

Для детей и подростков Интернет на 80-90% ограничивается социальными сетями. Это вполне естественно и объясняется особенностями психологического развития личности. Соцсети - это необъятное киберпространство, предоставляющее в первую очередь огромные возможности для общения, которое интересует детей и подростков больше всего. Через коммуникацию ребенок формирует свою идентичность, познает мир, удовлетворяет свои базовые психологические потребности. Социальные сети в этом плане - безграничный источник возможностей, но со своими опасными подводными камнями.

Что нужно знать о контентных рисках?

Молодая аудитория Интернета постоянно сталкивается с материалами, которые содержат неэтичную и противозаконную информацию, способную причинить вред физическому и психологическому здоровью ребенка. Это разного рода тексты, ссылки на запрещенные сайты, шокирующий аудио- и видеоконтент.

До 40% детской аудитории Рунета систематически сталкивается с контентом сексуального характера. Несвоевременное и некорректное сексуальное просвещение подрастающего ребенка, способно нанести существенный вред его психике. К потенциально опасным материалам, с которыми контактирует молодая аудитория, я бы также отнесла:

  • тексты и сообщения, наполненные ненавистью и агрессией, призывающие к незаконным действиям;
  • информацию, описывающую варианты причинения вреда своему здоровью и способы суицида;
  • сайты, посвященные наркотикам и опыту их употребления;
  • материалы, описывающие опасные способы похудения.

Это лишь небольшая часть тех контентных рисков, с которыми в той или иной степени контактирует молодая аудитория в Сети.

Как оградить ребенка от нежелательного контента?

Освойте специальные программы родительского контроля, благодаря которым можно «фильтровать» и блокировать сомнительные ресурсы. Разберитесь с настройками безопасности вашего браузера, и обязательно заблокируйте всплывающие окна на сайтах. Просматривайте историю браузера, чтобы проверить по каким страницам ходил ребенок и сколько времени он провел в Сети. Создайте на компьютере свою и детскую учетные записи, чтобы все системные настройки были под вашим управлением.

В этом вопросе для родителей особенно важно сохранять доверительные отношения с ребенком. Доброжелательный диалог оказывается намного эффективнее, чем блокировки и ограничение доступа к компьютеру. Не забудьте объяснить ребенку, что далеко не все что он может увидеть или прочесть в Интернете является правдой.

Общение в соцсетях и возможные риски

По моему профессиональному опыту, коммуникационные риски - одна из наиболее опасных и вероятных проблем, с которой может столкнуться пользователь социальных сетей. Они могут принимать самые разные формы и иметь самые плачевные последствия. Именно поэтому родителям важно знать все подводные камни сетевой коммуникации и уметь своевременно распознать проблему. Рассмотрим основные формы рисков, связанных с онлайн-общением.

Кибербуллинг (от англ. bully - драчун) - виртуальное запугивание, травля, унижение и другие формы психологического террора, оказываемые на пользователя в соцсетях. Такое поведение присуще многим подросткам в реальной жизни, но в виртуальной среде оно приобретает новый формат и более серьезные последствия. Часто травля оказывается массовой. Жертве буллинга могут угрожать в сообщениях, публично оскорблять в чатах, создавать поддельные аккаунты, публиковать унизительные для нее видеоролики.

Я неоднократно сталкивалась с ситуациями, когда ребенок из чувства стыда не делится своими проблемами. Поэтому взрослым важно обращать внимание на все отклонения в поведении и своевременно распознавать проблему. По каким признакам родителям можно догадаться о неладном? Жертва буллинга становится пугливой, замкнутой и застенчивой. У ребенка появляется постоянное чувство тревоги, неуверенность в себе. Жертвы сетевой травли в большинстве случаев не имеют близких друзей. После посещения социальных сетей ребенок оказывается расстроенным и подавленным.

Как предотвратить детский кибербуллинг или травлю в интернете?

Обычно, я даю родителям несколько эффективных советов на этот счет:

  1. Научите ребенка базовым правилам этики общения в соцсетях, связанным с дружелюбностью, тактичностью, правильным реагированием на оскорбления. Ребенку необходимо понять, что основной реакцией на нападки должно стать игнорирование агрессора.
  2. Объясните ребенку, что вся личная информация, выкладываемая им в публичный доступ (телефон, адрес, фотографии) может использоваться недоброжелателями против него.
  3. Научите ребенка отправлять пользователей в «черный список» и писать жалобы администраторам социальных сетей.
  4. Всегда сохраняйте доверительную дистанцию в отношениях и наблюдайте за своими детьми, чтобы своевременно распознать проблему.

Ведя активность в социальных сетях, юные пользователи часто налаживают дружественные контакты с незнакомыми людьми, ведут с ними доверительные диалоги и часто назначают реальные встречи. Риски такого виртуального общения очевидны: ребенка могут использовать как источник информации не только о себе, но и своей семье; он может стать жертвой преследования, шантажа и домогательств.

Для современной Сети эта проблема настолько актуальна, что в интернет-лексиконе появилось отдельное понятие груминг - налаживание доверительных и дружественных отношений с целью реальной встречи с ребенком и его последующей эксплуатации, в том числе сексуального характера.

Чтобы не допустить подобных ситуаций, родителям важно придерживаться следующих правил:

  1. Не прибегайте к политике запрета и наказаний. Не все незнакомцы потенциальные недоброжелатели. Всегда сохраняйте доверительную дистанцию в отношениях с ребенком, чтобы он сам рассказывал о своем общении в соцсетях. Тем не менее, не лишним будет контролировать список его друзей, а также обращать внимание на то, с кем он переписывается больше всего.
  2. Объясните ребенку базовые правила безопасности, что нельзя публиковать личную контактную информацию, выкладывать фото, демонстрирующие уровень семейного достатка, сразу отправлять в «черный список» сомнительных личностей и не как не реагировать на их сообщения.
  3. Убедите ребенка не использовать реальное имя при регистрации, а взять оригинальный ник (сетевой псевдоним).
  4. Прямо и доверительно объясните ребенку суть проблемы, чем грозят реальные встречи с виртуальными френдами и как легко попасть на крючок шантажисту, отправляя ему компрометирующие фото и видео, а также другие подводные камни сетевого общения.

Соблюдая эти несложные правила, вы обезопасите детей и всю свою семью от возможных интернет-рисков, с которыми может столкнуться каждый. Если вы чувствуете, что самостоятельно урегулировать ситуацию у вас не получается, не медлите обратиться за , а иногда и юридической помощью!