Информационная культура школьников. Программа курса " формирование информационной культуры у младших школьников ". Процессе обучения географии

Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий» (Гендина Н.Дидактические основы формирования информационной культуры/Н.Гендина//Школьная библиотека, 2002, №7 с.25).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ МОУ Проводниковская ООШ имени Героя РФ А.С.Маслова

Формирование информационной культуры обучающихся

Подготовила учитель начальных классов, педагог-психолог Митькова Т.В.

Свое выступление я хочу продолжить притчей Н.Пезешкиана

(по мотивам статьи Ш.Амонашвили «Дети, давайте учиться летать!»)

О мудрости воспитания.

Сидит старик у обочины дороги и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.

Жду тебя!- ответил старик. –Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

Верно!-удивился человек.

Так бери с собой мудрость:

Если захочешь посадить человеку дерево, посади плодовое дерево.

Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Если отважился воспитать человек ребенка, верни его крылатым.

Как я это сделаю, если сам не умею летать?

А ты попробуй!-сказал старик и закрыл глаза.

Старик сидел на том же самом месте и смотрел в небо. Видит летит ребенок, а за ним его учитель. Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.

Я возвращаю ребенка крылатым! – сказал учитель и гордо посмотрел на питомца.

А старик посмотрел на крылья учителя и произнес:

А меня больше радуют твои крылья…

Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

Существенным препятствием на пути применения современных технологий в учебном процессе является низкая компьютерная грамотность участников этого процесса.

Есть такое мудрое изречение у немецкого философа Ницше: «Чтобы научиться летать, надо сначала научиться ползать, ходить, бегать, прыгать». Педагоги, закончившие ВУЗы более 15 лет, практически не знакомы с компьютерами. Поэтому они либо вообще не используют новую технику в учебном процессе, либо используют эпизодически. Большая часть педагогов, прошедших компьютерные курсы. Применяют компьютер как средство для изготовления различного рода дидактических карточек, тестов и других раздаточных материалов, а также для ведения всевозможной документации и отчетности. При этом наиболее востребованным программным продуктом является пакет прикладных программ фирмы Microsoft Office: Word, Excel, Power Point. Очень грустно было слушать выступления участников научной конференции в МГОСГИ г. Коломна, посвященной внедрению новых образовательных стандартов в образовательные учреждения, когда учитель начальных классов и по совместительству заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе МОУ Песковская СОШ с горечью говорила о том, что учителя пенсионного и препенсионного возраста отказываются набирать в новом учебном году первый класс в связи с внедрением новых информационных технологий и с какой тревогой она говорила о том, что придут молодые кадры, которые неизвестно как поведут себя. Но из каждой трудной ситуации можно найти выход. В каждой школе есть учитель информатики или разбирающийся в новой современной компьютерной технике (а показали ее достаточно много – это не только компьютер, но и нетбуки для детей, в которые не входит полностью вся та информация, которая предложена на дисках к предметам, это и микроскопы, работать с которыми также необходимо научиться, это и так называемый прибор офис – прибор, о котором рассказывал нам директор МОУ Проводниковской ООШ)

Но несмотря на все эти трудности, учащийся должен обладать определенным уровнем знаний, позволяющим ему свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию, т.е. владеть информационной культурой.

Поэтому целью работы каждого учителя становится воспитание личности, способной осваивать и употреблять новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем, т.е формирование информационной культуры ученика школы. Критерии оценки результативности работы:

1.Повышение качества знаний

2.Повышение мотивации обучения.

Одна из эффективных технологий ИКТ.

Ознакомление с информационными технологиями по новым стандартам, должно начинаться в начальной школе. По оценкам многих, именно в начальной школе овладение компьютерным обучением развивается гораздо более эффективно, чем где бы то ни было. Я расскажу о своих уроках с использованием ИКТ. Благодаря электронным приложениям к учебникам стараюсь систематически формировать информационную культуру у детей. На каждом этапе урока используется цифровой образовательный ресурс.

На этапе сообщения темы использую следующие приемы: поставьте слова в правильном порядке, прочитайте буквы в звездочках, собери слова, исключи повторяющиеся буквы, прочитай слово по схеме, с пропущенными буквами, собери слова.

При организации процесса усвоения нового материала мне помогают проблемные ситуации: «Найди ответ!», т.е правильно расставь способы решения прблем, раздели предметы на группы, нарисуй знаки, узнай по голосу. Проблемные вопросы: почему многие растения и животные становятся редкими и исчезают совсем? Сделай подписи к знакам правила поведения в природе (в программе Word). Демонстрируются фотографии и рисунки на слайдах.

На этапе закрепления изученного материала использую тесты, кроссворды, загадки, игры. Осуществляю на уроках дифференцированное обучение. Предлагаю детям разноуровневые задания, учитываю психофизиологические особенности детей.

В работе использую электронные учебные материалы на уроках обучения грамоте, русского языка, математики, окружающего мира.

На уроках грамоты использовала компьютерную игру «Филин учиться читать». Она помогает первоклассникам легко запоминать буквы, выделять слияния в словах, учит читать, искать закономерности, развивать критическое мышление и пространственные отношения. Использование компьютерных игр на урок усиливает мотивацию обучения и даже «слабые» учащиеся боле активно и заинтересовано выполняют задания.

На уроках русского языка и математики использую обучающий программно-методический комплекс «Семейный наставник». Он предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.

По окружающему миру созданы презентации по темам: «Лес», «Водоемы», «Поле», «Луг», «Звезды», «Сад», «Москва» и др. с презентациями работаем на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Мультимедийные презентации содержат карты, схемы, таблицы, тесты, кроссворды, иллюстративно-текстовый материал, имеют аудиосопровождение, видеоматериалы. Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс мультимедийных презентаций открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Создание и использование презентаций – весьма интересное и творческое дело. Интерес к презентациям и эффективность восприятия намного превосходят любые традиционные наглядные пособия.

Работая со справочными пособиями «Большая детская энциклопедия» и «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», учащиеся расширяют и обогащают свои знания по всем предметам, изучаемым в начальной школе. Электронные пособия, содержащие статьи представляют собой материал доступный младшему школьнику, и рассчитаны на разный уровень готовности к обучению и на запросы ученика, интересующегося данной областью знаний. Таким образом, дополнительный материал может быть использован дифференцированно.

На уроках использую одну из форм организации учебного процесса – компьютерное тестирование. Оно позволяет анализировать и фиксировать результат проделанной работы и реализовывать связанные с ответом алгоритмы.

Хочется сказать, что содержательные и целенаправленные уроки с применением компьютера вносят в привычную структуру школьного обучения новизну и оригинальность.

Но несмотря на все это, хочу вернуться к определению информационная культура.

Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий» (Гендина Н.Дидактические основы формирования информационной культуры/Н.Гендина//Школьная библиотека, 2002, №7 с.25).

Это не только использование информационных технологий, но это и библиотечно-библиографическая культура. Работа с книгой, куда без нее. Как ребенок может сочинить сказку по картинке, а такие задания очень часто даются с внедрением новых стандартов, если он не поработает с книгой. Мы не всегда можем рассчитывать на ИКТ, сейчас мы готовимся к урокам вдвойне, с расчетом на то, что подведет техника.

Закончить свое выступление я хочу опять притчей:

«Один мудрец на белом листе нарисовал точку и спросил своих учеников, что они видят?

Точку – сказал один ученик.

Черную точку – сказал другой ученик.

Жирную точку, -сказал третий ученик.

Заплакал мудрец.

Почему ты плачешь? – спросили ученики.

Ни один из вас не увидел белого листа, на котором нарисована эта точка.»


  • 8.Кабинет информатики. Оборудование. Назначение. Санитарно-гигиенические нормы.
  • 12.Десятибалльная система оценки учебных достижений учащихся по информатике.
  • 13.Тесты: общая характеристика и дидактический аспект. Виды тестовых заданий. Примеры тестовых заданий по информатике.
  • 23.Методика изучения содержательной линии "Информация. Информационные процессы".
  • 16.Методика введения понятия «алгоритм». Свойства алгоритмов. Формы записи алгоритмов.
  • 17.Методика изучения понятия "величина" в базовом курсе информатики. Величины, изучаемые в школьном курсе информатики, их основные характеристики.
  • 20.Запись алгоритмической конструкции повторение на языке программирования. Методика изучения оператора while. Примеры задач.
  • 19.Запись алгоритмической конструкции повторение на языке программирования. Методика изучения оператора for. Примеры задач.
  • 21.Запись алгоритмической конструкции ветвление на языке программирования. Методика изучения оператора if. Примеры задач.
  • 22.Изучение структур данных. Методика изучения массивов и сопутствующие данной теме задачи.
  • 32..Методика изучения электронных таблиц Excel. Окно Excel. Структура таблицы. Ввод и редактирование чисел, текстов. Формат представления данных. Относительная и абсолютная адресация.
  • 39..Формирование представлений школьников о локальных и глобальных компьютерных сетях в школьном курсе информатики 11-ти летней школы.
  • 40..Формирование представлений школьников о компьютерной сети Internet и ее основных службах. Служба www. Электронная почта.
  • 1.. История введения курса оивт в среднюю школу
  • 7..Электронные средства обучения. Их классификация.
  • 14.. Информационная культура школьника. Формирование информационной культуры школьников на современном этапе развития общества.
  • 10.. Образовательный стандарт.
  • 13..Технологии контроля знаний, умений, навыков учащихся по информатике. Тесты: общая характеристика и дидактический аспект. Виды тестовых заданий
  • 33..Методика изучения электронных таблиц Excel. Функции в Excel. Ввод и редактирование формул.
  • 36..Методика изучения субд Access. Основные элементы интерфейса. Создание таблиц, ввод и редактирование данных. Связывание таблиц.
  • 18..Методика изучения символьных и строковых величин и сопутствующие данной теме задачи.
  • 30..Методика изучения текстового процессора Microsoft Word. Создание, редактирование, форматирование таблиц.
  • Создание таблицы
  • Автоматическое форматирование таблицы
  • 31..Методика изучения электронных таблиц. Требования школьной программы. Типовые задачи обработки информации при помощи электр. Таблиц. Основные понятия. Подбор упражнений при изучении эт.
  • 32.. Методика изучения электронных таблиц (эт) Excel. Окно Excel. Структура таблицы. Ввод и редактирование чисел, текстов. Формат представления данных. Относительная и абсолютная адресация.
  • 24-25..Методика изучения темы «Хранение и защита информации». Формирование представлений школьников о назначении программ-архиваторов, видах вредоносных программ и способах защиты от них.
  • 37..Методика изучения субд Access. Построение запросов.
  • 11..Телекоммуникации
  • 38..Методика изучения субд Access. Создание отчетов и форм.
  • 11.. Телекоммуникации. Примеры.
  • 17..Технологии контроля знаний, умений, навыков учащихся по информатике. Тесты: общая характеристика и дидактический аспект. Виды тестовых заданий
  • 30.. Методика изучения текстового процессора Microsoft Word. Создание, редактирование, форматирование таблиц.
  • Создание таблицы
  • Автоматическое форматирование таблицы
  • 48. Методика изучения основ анимации в базовом курсе информатики. (Macromedia flash)
  • 11.. Образовательный проект в комп. Среде. Телекоммуникационные проекты
  • 13.Технология контроля зун уч-ся по информатике. Тесты: общая характеристика. Виды тестовых заданий.
  • 27..Методика изучения основ анимации. Основные понятия. Требования школьной программы. Подбор упражнений.
  • 15. Методика изучения темы «комп. Презентации» Требования.
  • 14.. Информационная культура школьника. Формирование информационной культуры школьников на современном этапе развития общества.

    Организация особой информационной среды и включение специального обучения основам информационной культуры в учебную деятельность должна помочь школьникам стать информационно культурными (компетентными), обеспечить их необходимыми навыками работы с информацией и умениями использовать эту информацию в собственных интересах.

    Под информационной культурой подразумевается следующее: систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленная на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной деятельности.

    Современная система образования призвана формировать умение учиться ориентироваться в массивах информации, извлекать знания.

    10.. Образовательный стандарт.

    Область применения:

    образовательный стандарт определяет обязательные требования к целям, задачам и объема содержания учения на базовом, повышенном и углубленном уровнях изучения предмета Информатика, а также к знаниям и умениям учащихся.

    Образовательный стандарт обязателен для применения в общеобразовательных учреждениях, учр-ях обеспечивающих получение профессионально технического и среднего специального образования, высших учебных заведениях педагогич направленности, учр-ия повышения квалификации и переподготовка в сфере образования.

    3 Общая характеристика образовательной области «Информатика "

    3.1 Роль и место учебного предмета в структуре содержания общего, базового образования. В настоящее время информатика приобретает статус фундаментальной науки, поэтому в нац. сист. образования должно осуществляться непрерывное формирование подрастающего поколения, мировоззрение информационного общества, через воспитание и развитие инфор-ой культуры.

    Информатика формирует целостное мировоззрение, характеризующееся осознание мира как единой системы энергоинформационных процессов.

    Значимость учебного предмета информатика обусловлена все более повышающимся уровнем развития инфор-ой технологией и их влиянием на личность и современном обществом.

    Изучение информатики направленно на практическую подготовку и психологическую адаптацию учащихся в жизни современном инфор-нном обществе, обеспечивание возможности учащихся, применить полученные навыки в жизни.

    Учебный предмет информатика имеет междисциплинарный интегрированный характер.

    Интегративность определяется фундаментальностью информатики и ее ролью в индетификации информатизации образоват-го процесса.

    Межпредметные связи учебного предмета инф-ки раскрываются через выполнение математ-их расчетов, исследование физических, биологических и иных процессов, создание и обработку электронных документов.

    3.2 Цели и задачи освоения образовательной области

    Осн. цели : 1) формирование и представление об инф-ке как науке и ее роли в развитии общества; 2)формирование компьютерной грамотности основ инфор-нной культуры; 3) развитие логического и алгоритмического мышления; 4) практическая подготовка учащихся к жизни в информационной культуры; 5) приобретение умения работы с различными видами информации, планирование и организации собственной информа-нной деятельности и анализа ее результата; 6) формирование навыков в творческой, индивидуальной и коллективной работе; 7) воспитание чувство ответственности за соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией и компьют. техникой.

    Для достижения основных целей при освоении образовательной области должны решаться следующие задачи : 1) формирование основ научного мировоззрения, включая формирование знаний и представлений об информации и информационных процессах в живой природе, технике, обществе, знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении содержания и характера деятельности человека, формирование знаний об основных принципах работы компьютера и способах передачи информации; 2) развитие мышления учащихся, которое предполагает развитие теоретического, творческого мышления, формирование алгоритмического, пооперационного стиля мышления, направленного на выбор оптимальных решений; 3) подготовка учащихся к практической деятельности и продолжению образования, включая формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле, формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

    3.3 Структура освоения образовательной области "Информатика" в школе

    Освоение образовательной области осуществляется в три этапа: 1 этап - пропедевтический, обязательным не является. На этом этапе происходит первоначальное знакомство учащихся с компьютером, формируются элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ и простейших компьютерных тренажеров.

    2 этап - базовый, представляет собой ядро образовательной области. Обеспечивает обязательную общеобразовательную подготовку учащихся по информатике в базовой школе. Этап представлен предметом "Информатика", который содержательно направлен на овладение учащимися основами информационной технологии решения задач и формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в различных областях деятельности.

    Курс "Информатика" может изучаться на базовом и повышенном уровнях. Изучение информатики на повышенном уровне предполагает освоение базового уровня и углубление знаний в конкретных областях использования информатики.

    3 этап - продолжение образования в области информатики на повышенном и углубленном уровнях. Образовательная область "Информатика" на этом этапе представлена курсами по выбору или факультативными курсами, дифференцированными по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки учащихся.

    Известия ДГПУ, №2, 2015

    СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ

    КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

    THE STRUCTURE AND COMPONENTS OF THE SCHOOLCHILDREN’S INFORMATION CULTURE

    ©2015 Хайбулаев М.Х., Исламова С.Х.

    ©2015 Khaybulaev M.Kh., Islamova S.Kh.

    Резюме. В статье на основе анализа литературы и опроса специалистов определена структура информационной культуры личности. Установлены основные компоненты информационной культуры личности: информационное мировоззрение, информационная деятельность, информационная компетентность и информационное поведение.

    Abstract. The authors of the article on the basis of the analysis of the literature and interviewing the experts determine the structure of the person’s information culture. They found the main components of the information culture: information outlook, information activities, information competence and information behavior.

    Rezjume. V stat"e na osnove analiza literatury i oprosa specialistov opredelena struktura informacionnoj kul"tury lichnosti. Ustanovleny osnovnye komponenty informacionnoj kul"tury lichnosti: informacionnoe mirovozz-renie, informacionnaja dejatel"nost", informacionnaja kompetentnost" iinformacionnoepovedenie.

    Ключевые слова: информационная культура, информационное мировоззрение, информационная деятельность, информационное поведение, информационная компетентность.

    Keywords: information culture, information outlook, information activities, information behavior, information competence.

    Kljuchevyeslova: Informacionnaja kul"tura, informacionnoe mirovozzrenie, informacionnaja dejatel"nost", informacionnoe povedenie, informacionnaja kompetentnost".

    В последнее время возрос интерес к понятию «информационная культура». Его история насчитывает тысячелетия и неразрывна связана с информацией. Точкой отсчета логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, но содержательно свойственно исключительно человеку.

    История культуры - это не что иное, как предыстория и этапы развития информатики как науки о знаниях и информации как науки о технологиях.

    В педагогических целях целесообразно выделение информационной культуры человечества (общества) и информационной культуры личности. Информационная культура общества связана с деятельностью людей и их групп по распознаванию, передаче и преобразованию информации об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах свойствах и состояниях.

    Если под культурой личности понимается система знаний, взглядов, убеждений, умений, навыков, способствующая использованию человеком накопленной информации и трансформирующая ее во все системы его жизнедеятельности , то информационная культура личности - это уровень овладения человеком

    компьютерной информационной технологией и умение целенаправленно работать с информацией. Другими словами - это результат усвоения индивидуумом информационной культуры общества.

    Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей.

    Информационная культура в педагогических исследованиях имеет различные уровни изучения:

    Социально-педагогический, где она рассматривается как часть социальной сферы, влияющая на содержание, механизмы коммуникативных процессов в обществе и их составляющих;

    Научно-педагогический, изучающий информационную культуру как педагогическую ценность, как объект, подлежащий трансляции молодому поколению;

    Профессионально-педагогический, сконцентрирован на определении содержания информационной культуры, способов и мето-

    дов распознавания и преобразования информации, формирование умений и качеств личности в соответствии с требованиями профессий и специальностей, сутью которых является информационная деятельность;

    Личностный, где используются меха-

    низмы интеграции личности и информационной культуры, свойства человека в условиях информационного общества, средства диагностики уровня развития его информационной культуры.

    В учебно-воспитательной работе внимание педагогов обращено на формирование информационной культуры конкретного обучаемого. Поэтому наши дальнейшие рассуждения будут строиться, исходя из этой предпосылки. Проведенный анализ показал, что в трактовании информационной культуры среди ученых нет единства. Среди множества дефиниций мы считаем, что к нашим задачам исследования близко определение, в котором информационная культура рассматривается

    как «понятие, характеризующее культуру с точки зрения аккумулированной, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации», а информационная культура личности представляет собой «совокупность норм, правил, стереотипов поведения, связанных с информационным обменом в обществе» .

    Обоснование этой позиции нужно начинать с выявления структуры и содержания информационной культуры школьника. В результате анализа работ специалистов в области информатики, культурологии, педагогики были выявлены их позиции по структуре и содержанию информационной культуры. Они сведены в таблицу 1. Проведен сопоставительный анализ, определены совпадающие и отличающиеся элементы структуры, выявлена степень важности каждого из них для становления и развития индивидуальной информационной культуры и осуществлен их отбор для дальнейшей оценки экспертами.

    Таблица 1

    Данные анализа позиций ученых по структуре информационной культуры личности_

    1. Атаян А. М. Информационная деятельность; информационные ценности; информационная направленность; информационная компетентность; информационный опыт; информационная этика; информационная эстетика; информационная гигиена; информационная безопасность.

    2. Вохрышева М. Г. Информационная компетентность; коммуникативная компетентность; ценностные ориентации; информационное мировоззрение;

    3. Гайдаренко Л. В. Информационная деятельность, информационный стиль мышления.

    4. ГайсинаЛ. Ф. Алгоритмическое мышление; информационная компетентность; коммуникативная компетентность; профессиональная информационная деятельность.

    5. Данильчук Е. В. Информационная деятельность; профессиональная информационная деятельность; информационная компетентность; коммуникативная компетентность; информационное мировоззрение.

    6. Дранникова Г. В. Информационный стиль мышления; информационная деятельность; информационное мировоззрение.

    7. Зиновьева Н. Б. Информационная деятельность; информационная компетентность; информационное поведение; информационная этика.

    8. Конюшенко С. М. Информационная деятельность; информационная грамотность; психофизиологические качества личности.

    9. Краснова О. В. Информационная компетентность; информационное поведение; информационная нравственность; информационная экология; информационное мировоззрение

    10. Лавриненко Н. А. Информационная активность; информа ционная компетентность; эмоционально-волевые качества; информационное поведение.

    11. Мизинова Л. В. Информационная направленность; информационная грамотность; алгоритмическое мышление; информационная этика.

    12. Морозков И. Е. Информационное поведение; информационное мировоззрение.

    13. Назаренко М. М. Информационная деятельность; информационная компетентность; профессиональная информационная деятельность.

    14. Овчинникова К. Р. Информационная деятельность; информационная компетентность; креативный стиль мышления.

    15. Пронина Л. А. Информационное поведение; информационная деятельность; информационный стиль мышления; информационная гигиена.

    16. Пугая О. М. Информационная компетентность; алгоритмическое мышление; ценностные ориентации; психофизиологические качества личности.

    17. Сиговцев Г. С. Информационная деятельность; информационная гигиена; информационное мировоззрение.

    18. СурчаловаЛ. В. Информационная грамотность; информационная деятельность.

    19. Шварцман М. М. Информационная компетентность, коммуникативная компетентность; информационная гигиена; информационная безопасность.

    20. Якимцова О. В. Ценностные ориентации; информационная компетентность; информационная деятельность; информационное мировоззрение.

    Известия ДГПУ, №2, 2015

    Как показывает анализ изученной литературы, по вопросу выделения структурообразующих компонентов информационной культуры и их взаимосвязей, как составляющих целостную систему, среди ученых, исследующих эту проблему, пока еще нет единого мнения.

    Обоснование своих подходов в определении структуры информационной культуры ученые осуществляют с разных позиций. Так Л. В. Мизинова , опираясь на структуру личности К. К. Платонова, считает, что информационная культура в личностном аспекте состоит из тех же компонентов и с учётом специфики изучаемой культуры может быть представлена в следующем виде: интересы, склонности, убеждения, потребности, определяющие направленность личности в использовании программного и технического обеспечения; знания, умения, навыки и опыт работы с компьютером.

    Е. В. Данильчук , исходя из понимания культуры в целом с позиций эволюционно-синергетического подхода, приходит к выводу, что содержание информационной культуры личности детерминируется приоритетностью в нем линии «культура», характеризующей информационную культуру личности в ее гуманитарных, духовных проявлениях, т. е. в качестве методологического основания необходимо рассматривать культурологический подход и определять содержание понятия информационной культуры в аксиологическом, деятельностном и личностнотворческом аспектах.

    сравнительного анализа структурных составляющих позволили выявить основные элементы информационной культуры и составить опросник для их экспертной оценки. Количественный состав структурных элементов исследуемой отрасли культуры у авторов различен: от минимального - двух структурных элементов в исследованиях Л. В. Гайдаренко и Л. В. Сурчаловой до девяти - в работе А. М. Атаян. Общее количество структурных составляющих информационной культуры личности составляет 20 элементов.

    Качественный анализ структурных составляющих информационной культуры личности (таблица 2) показывает, что «информационная деятельность» рассматривается как составная часть информационной культуры личности - 13 исследователями, «информационная компетентность» - 10, «информационное мировоззрение» - 7, «коммуникативная компетентность» - 6, «информационное поведение» - 5, «ценностные ориентации» - 4, «информационная гигиена» - 4, «качества личности» - 3, «алгоритмическое мышление» -3, «информационный стиль мышления» - 3, «информационная этика» - 3, «информационная безопасность» - 2 и лишь по одному разу упоминается «креативный стиль мышления», «информационная активность», «информационный опыт», «информационная эстетика» и «экология». Вес каждого элемента в информационной культуре приведен в таблице 2.

    Выделенные нами на основе анализа научных работ структурные элементы отображают представления о структуре информационной культуры авторов этих исследований и поэтому количественный и качественный состав их, в известной мере, относителен.

    Таблица 2

    Анализ структурных элементов информационной культуры личности_______

    №п/п Элементы информационной культуры личности Количество исследований, в которых упоминается данный элемент Вес элементав структуре ИКЛ в %

    1. Информационная деятельность 13 65

    2. Информационная компетентность 10 50

    3. Информационное мировоззрение 7 35

    4. Коммуникативная компетентность 6 30

    5. Информационное поведение 5 25

    6. Ценностные ориентации 4 20

    7. Информационная гигиена 4 20

    8. Алгоритмическое мышление 3 15

    9. Информационный стиль мышления 3 15

    10. Профессиональная информационная деятельность 3 15

    11. Качества личности 3 15

    12. Информационная этика 3 15

    13. Информационная направленность 2 10

    14. Информационная грамотность 2 10

    15. Информационная безопасность 2 10

    16. Креативный стиль мышления 1 5

    17. Информационная активность 1 5

    18. Информационный опыт 1 5

    19. Информационная этика 1 5

    20. Информационная экология 1 5

    Психолого-педагогические науки

    Для определения структуры информационной культуры личности нами собран и обобщен объемный материал мнений компетентных специалистов: педагогов высшей

    школы - специалистов в области информатики (60 человек), студентов факультета «Информатика» (95 человек), руководителей школ (24 человека), учителей информатики (41 человек). Респондентам предлагалось выделить четыре элемента, которые, по их мнению, составили бы основу информационной культуры. Данные опроса четырех групп респондентов сведены в таблицу 3. Для каждого элемента вычислен коэффициент, как отношение реального числа предпочтений к суммарному числу возможного выбора (таблица 3).

    По этому показателю анализируемые элементы можно разделить на четыре группы. К первой группе отнесены те из них, чей коэффициент выше 0,109. Это - информационная деятельность, информационное мировоззрение, информационная компетентность и коммуникативная компетентность.

    Необходимость включения информационной деятельности в информационную культуру отстаивают 46,6 % - педагогов высшей школы, 86,3 % - руководителей образовательных учреждений, 41,5 % - учителей школ и 57,9 % - студентов. Для информационного

    мировоззрения и профессиональной информационной деятельности, эти показатели соответственно равны - 51 % и 46 %; 58,3 % и 16,7; 48,7 % и 9,7 %; 36,8 % и 66,3 %. Таким образом, около половины опрошенных (47,25 %) видят их в структуре информационной культуры. Близкими к этим показателям оказались информационная компетентность и коммуникативная компетентность.

    Во вторую группу были включены элементы с показателями 0,023-н0,065. В ходе индивидуальных бесед с педагогами, специалистами, учителями были уточнены их представления об информационной культуре и коммуникативной компетентности, информационной грамотности, качествах личности, информационном поведении, алгоритмическом мышлении, ценностных ориентациях и другом. Большая часть опрошенных приходила к выводу, что информационный стиль мышления, алгоритмическое мышление определяют и характеризуют информационное мировоззрение, уточняют отдельные ее аспекты. Таким образом, часть элементов, вошедших во вторую группу, определяют, уточняют или являются частью информационной деятельности, информационного мировоззрения, информационной компетентности и информационного поведения.

    Результаты экспертной оценки элементов информационной культуры

    №п/ п Элемент информационной культуры Предпочтения Всего Коэффи- циент предпо- чтения

    педагогов высшей школы Руков- дит. школ Учи- телей школ Студентов ф-та информатики

    i Информационная деятельность 28 12 17 55 112 0.127

    2 Информационное мировоззрение 31 14 20 35 100 0.114

    3 Профессиональная информационная деятельность 28 4 4 63 99 0.113

    4 Информационная компетентность 23 19 13 42 97 0.110

    5 Коммуникативная компетентность 18 24 11 43 96 0.109

    6 Информационное поведение 14 9 21 13 57 0.065

    7 Информационный стиль мышления 13 3 8 31 55 0.063

    8 Ценностные ориентации 9 4 8 30 51 0.058

    9 Информационная безопасность 13 - 20 7 40 0.045

    10 Алгоритмическое мышление 15 2 9 12 38 0.043

    11 Качества личности 9 5 6 10 30 0.034

    12 Информационная грамотность 3 - 2 15 20 0.023

    13 Информационная гигиена 11 - 5 1 17 0.019

    14 Информационная этика 7 - 7 2 16 0.018

    15 Информационный опыт 2 - 2 11 15 0.017

    16 Информационная направленность 3 - 5 4 12 0.014

    17 Креативный стиль мышления 4 - 2 3 9 0.010

    18 Информационная экология 4 - 2 1 7 0.008

    19 Информационная активность 3 - 1 2 6 0.007

    20 Информационная эстетика 2 - 1 - 3 0.003

    ИТОГО 240 96 164 380 880

    В третью группу вошли элементы, коэффициент предпочтения которых ниже 0,019. Их важность не вызывает сомнения. Анализ этих элементов позволяет сделать следующие выводы:

    Информационную активность можно рассматривать как критерий и показатель выраженности информационной деятельности;

    Информационная гигиена, информационная экология - составные части инфор-

    мационной безопасности. Поэтому суждения о роли информационной безопасности можно перенести и на них;

    Информационная этика предполагает знания правил преобразования и пользования информацией, не нося вреда другим и обществу. По этой причине ее можно рассматривать как основу информационного поведения личности;

    Известия ДГПУ, №2, 2015

    Опыт - это результат информационной деятельности и он обеспечивает информационную компетентность личности;

    Креативный стиль мышления есть определенный уровень сформированности информационного мировоззрения, как критическое отражение индивидом информационной сферы культуры;

    Информационная направленность характеризует, какие мотивы и потребности преобладают в информационном мировоззрении личности.

    Таким образом, анализ имеющихся подходов к определению информационной культуры личности, их экспертная оценка и наш анализ подходов к моделированию педагогических объектов (В. П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. В. Сластенин и др.) позволили построить четырехаспектную модель, включающую следующие взаимосвязанные структуры:

    Информационное мировоззрение, определяемое представлением об информации как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии и информации, лежащих в основе строения современной научной картины мира, а также единством информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы;

    Информационная деятельность, объектом которой является информация (цели, мотивы, потребности, действия, коммуникативный процесс);

    Информационная компетентность, включающая знания, умения, навыки и способность их применять для успешного решения информационных задач;

    Информационное поведение, состоящее из ценностных основ информационной деятельности, в которой интегрированы правовые, этические, экологические, технологические нормы, обусловливающие выбор варианта действий личности.

    Формирование информационной культуры школьников связано с определением каждого из ее составляющих, включая в них соответствующие знания, умении, владения и личностные образования. После этой аналитической процедуры можно приступить к диагностике структурных составляющих информационной культуры каждого ученика.

    Таким образом, анализ научно-педагогической литературы, экспертный опрос разных категорий специалистов позволил выделить четыре интегративных образования, составляющих информационной культуры личности: информационное мировоззрение; информационная деятельность; информационная компетентность; информационное поведение. Задача последующего анализа сводится к определению содержания каждой составляющей информационной культуры личности, выявлению критерий их сформированности и подбору способов и средств диагностики уровня информационной обученности школьников.

    Литература

    1. Атаян А. М. Информационная культура личности в условиях информатизации общества / А. М. Атаян. М., 2004.

    2. Борев В. Культура и массовая коммуникация / В. Борев, А. Коваленко. М., 1986. 3. Виноградов В. А., Скворцов

    Л. В. Создание информационной культуры для Европы. Доклад на VI ЕККССИД. 23-25 марта 1991 г. Кантербери, Великобритания / Теория и практика обществ.-научн. информатики, 1991, № 2. С. 2-29. 4. Гайдаренко Л. В.

    Технология формирования информационной культуры управленческой деятельности. ... Дисс. канд. пед. наук. М.,

    2003. 5. Гребенюк О. С., Роков М. И. Общие основы педагогики. М.,2002. 6. Данильчук Е. И. Методическая

    система формирования информационной культуры будущего педагога. ... Дисс. докт. пед. наук. М.,2003. 7. Зиновьева Н. Б. Формирование личности нового типа: [об информационной культуре личности] / Н. Б. Зиновьева // Библиография. 2000. № 1. С. 33-39. 8. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура / Проблемы информационной культуры. Сб. ст. М., 1999. С. 6. 9. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С.

    Кагана. М., 2005. 10. Мизинова Л. В. Система формирования информационной культуры студентов в учебном

    процессе. . Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001. 11. Пугач О. И. Формирование информационной культуры

    учащихся общеобразовательных школ как фактор гуманизации образования. ... Дисс. канд. пед. наук. Самара, 2000. 12. Сурчалова Л. В. Междисциплинарные задачи как средство повышения качества обучения лицеистов:

    На примере изучения информатики и синергетики. ... Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001.

    1. Atayan A. M. Information culture of personality in the conditions of the informatization of society / A. M. Atayan. M.,

    2004. 2. Borev V. Culture and mass communication / V. Borev, A. Kovalenko. M., 1986. 3. Vinogradov V. A. Skvortsov

    L. V. Creating an information culture for Europe. Report on VI CCSID. March 23-25, 1991, Canterbury, UK / Theory and practice of societies.-sci. computer science, 1991, # 2. P. 2-29. 4. Gaydarenko L. V. Technology of formation of the

    information culture of management. ... Diss. Cand. Ped. M., 2003. 5. Grebenyuk O. S., Rokov M. I. General bases of pedagogics. M.,2002. 6. Danilchuk E. I. Methodical system of formation of information culture of future teachers. ...

    Diss. Doc. Ped. M., 2003. 7. Zinovieva N. B. Formation of a new personality type: / N. B. Zinovieva // Bibliography. 2000. # 1. P. 33-39. 8. Zubov Yu. S. Informatization and information

    culture / Problems of information culture. Coll. papers. M., 1999. P. 6. 9. Cultural studies: a textbook / ed. by Yu. N. Solonin, M. S. Kagan. M., 2005. 10. Mizinova L. V. The system of formation of the information culture of students in

    the learning process. ... Diss. Cand. Ped. Saratov, 2001. 11. Pugach O. I. Formation of information culture of students of secondary schools as a factor of the education humanization. ... Diss. Cand. Ped. Samara, 2000. 12. Surchalova

    L. V. Interdisciplinary tasks as a means of improving the quality of education students: the case study of computer science and synergetics. ... Diss. Cand. Ped. Saratov, 2001.

    1. Atajan A. M. Informacionnaja kul"tura lichnosti v uslovijah informatizacii obshhestva / A. M. Atajan. M., 2004.

    2. Borev V. Kul"tura i massovaja kommunikacija / V. Borev, A. Kovalenko. M., 1986. 3. Vinogradov V. A., Skvorcov L. V. Sozdanie informacionnoj kul"tury dlja Evropy. Dokladna VI EKKSSID. 23-25 marta 1991 g. Kanterberi, Velikobritanija /

    Психолого-педагогические науки

    Teorija i praktika obshhestv.-nauchn. Informatiki, 1991, № 2. S. 2-29. 4. Gajdarenko L. V. Tehnologija formirovanija informacionnoj kul"tury upravlencheskoj dejatel"nosti. ... Diss. kand. ped. nauk. M.,2003. 5. Grebenjuk O. S., Rokov

    M. I. Obshhie osnovy pedagogiki. M., 2002. 6. Danil"chuk E. I. Metodicheskaja sistema formirovanija informacionnoj

    kul"tury budushhego pedagoga. ... Diss. dokt. ped. nauk. M., 2003. 7. Zinov"eva N. B. Formirovanie lichnosti novogo

    tipa: / N. B. Zinov"eva // Bibliografija. 2000. № 1. S. 33-39. 8. Zubov Ju. S.

    Informatizacija i informacionnaja kul"tura / Problemy informacionnoj kul"tury: sb. st. M., 1999. S. 6. 9. Kul"turologija: uchebnik / pod red. Ju. N. Solonina, M. S. Kagana. M., 2005. 10. Mizinova L. V. Sistema formirovanija informacionnoj kul"tury studentov v uchebnom processe. ... Diss. kand. ped. nauk. Saratov, 2001. 11. Pugach O. I. Formirovanie

    informacionnoj kul"tury uchashhihsja obshheobrazovatel"nyh shkol kak faktor gumanizacii obrazovanija. ... Diss. kand. ped. nauk.-Samara, 2000. 12. Surchalova L. V. Mezhdisciplinarnye zadachi kak sredstvo povyshenija kachestva

    obuchenija liceistov: Na primere izuchenija informatiki i sinergetiki. ... Diss. kand. ped. nauk. Saratov, 2001.

    Статья поступила в редакцию 17.04.2015 г.

    УДК 37.018.11

    СОХРАНЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО

    СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

    PRESERVING THE TRADITIONAL CULTURAL VALUES AS A CONDITION FOR THE OPTIMIZATION OF THE MODERN

    FAMILY EDUCATION

    ©2015 Шихамирова Б. А., Залитинова С. А.

    Дагестанский государственный педагогический университет

    ©2015 Shihamirova B. A., Zalitinova S. A.

    Dagestan State Pedagogical University

    Резюме. В статье рассматривается проблема сохранения ценностей традиционной культуры в семейном воспитании. Анализируются результаты анкетирования, раскрывающие особенности приобщения детей к национальной культуре, учитывающие особенности культуры семейного воспитания детей, семейной культуры.

    Abstract. The authors of the article consider the problem of preserving the traditional cultural values in the family education. They analyze the survey results, revealing the peculiarities of introducing children to the national culture, taking into account the peculiarities of the culture of the children’s family education, family culture.

    Rezjume. V stat"e rassmatrivaetsja problema sohranenija cennostej tradicionnoj kul"-tury v semejnom vospi-tanii. Analizirujutsja rezul"taty anketirovanija, raskryvajushhie osobennosti priobshhenija detej k nacional"noj kul"ture, uchityvajushhie osobennosti kul"tury semejnogo vospitanija detej, semejnoj kul"tury.

    Ключевые слова: воспитание, школа, семья, младшие школьники, родители, педагогическая культура, педагогический процесс, педа.гог, обща.я культура, познавательные мотивы.

    Keywords: education, school, family, primary schoolchildren, parents, pedagogical culture, pedagogical process, pedagogue, common culture, cognitive motives.

    Kljuchevye slova: vospitanie, shkola, sem"ja, mladshie shkol"niki, roditeli, pedagogicheskaja kul"tura, pedagog-icheskijprocess, pedagog, obshhaja kul"tura, poznavatel"nye motivy.

    В современных образовательных программах, несмотря на их вариативность, тема «семьи» практически всегда стоит в списке обязательных лексических тем, однако при ее изучении происходит подмена нравственных и патриотических целей воспитания на цели, связанные с социальным и коммуникативным развитием ребенка. Так, детей учат ориентироваться в полоролевых взаимоотношениях в семье, возрастной иерархии членов семьи, называть профессии родителей, домашний

    адрес, рассказывать, какая мебель стоит у них в квартире, у кого какая комната и т. д. При этом упускается нечто важное - зачем нужна человеку семья и понимание того, как страшно ее потерять. Здесь были бы скорее уместны аналогии с формированием чувства отчизны, родной природы, чем ассоциации с правилами поведения со старшими в автобусе.

    Как показывает анализ целого ряда исследований по данной проблеме, для ребенка подобные правила не являются действенными,

    Компоненты информационной культуры школьника

    Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

    Информационная культура является частью общей культуры личности и может быть представлена как совокупность трех составляющих.

    Когнитивный компонент – это использование источников информации и знание принципа ее поиска.

    Технологическая составляющая наполняется всевозможными информационными умениями – находить, систематизировать, анализировать, преобразовывать, представлять, передавать, сохранять сведения, в том числе при помощи компьютера.

    Не менее важным является информационное мировоззрение, то есть эмоционально-ценностное отношение к информации, информационным процессам, позиционирование себя в информационном пространстве, определение своей жизненной позиции.

    Современные образовательные технологии позволяют создать эффективную информационно-деятельностную среду, способствующую развитию информационной культуры школьника. В нашем образовательном учреждении отрабатывается модель управления развитием информационной культуры учащихся в процессе исследовательской деятельности. Принципами ее организации являются интегративность, непрерывность и преемственность, личностно-сообразное управление.

    Принцип интегративности предполагает, что научный поиск может основываться на надпредметном уровне с учетом усвоения основных информационных умений, в рамках координации содержания образования различных областей знаний, а также в системе взаимодействия основного и дополнительного образования, детско-взрослых самоуправляющихся объединений (научное общество учащихся), когда учебная работа на уроках имеет свое логическое продолжение в деятельности разнообразных видов творческих групп.

    Непрерывность и преемственность обязательны для образовательного учреждения, стремящегося в системе развивать способности детей, формировать их умения и эмоционально-ценностную сферу. Наша модель подразумевает определение и описание обязательного стандарта информационных навыков школьников.

    На каждой ступени обучения действует внутренний стандарт освоения исследовательской деятельности, готовности к дальнейшему развитию в данном направлении. Принимая новых учеников, учитель должен иметь возможность опираться и актуализировать их опыт, ориентируясь на поэтапное формирование соответствующих качеств.

    Научная работа может осуществляться в индивидуальной, коллективной и групповой формах, однако успешное управление ею зависит от реализации принципа личностно-сообразного подхода. Каждый должен иметь возможность приобрести опыт исследовательской деятельности, ощутить радость самостоятельно или в группе совершенного открытия, осознать собственный потенциал. Мониторинг сформированности информационных умений и педагогическое наблюдение позволяют наблюдать динамику развития детей, корректировать работу с отдельными учащимися.

    Формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры человека, сформированный в школьные годы, намечает приоритеты в его общественной и частной жизни и оценивается по активности использования полученных знаний.

    Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последние годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности.

    «Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях информационных технологий».

    В педагогической среде произошло осознание роли информационной культуры в преодолении системного кризиса образования. Главной задачей образования должно быть не механическое накопление знаний, а умение искать информацию, ориентироваться в многообразии информационных ресурсов, выбирать нужное, критически оценивать полученные результаты.

    Возрастные особенности определяются сочетанием внутренних условий развития, т.е. определенным уровнем развития психических процессов, свойств личности (память, мышление, чувства, внимание, воля, мотивация) и внешних условий жизни, содержанием форм деятельности детей, их окружением.

    Младшим школьникам свойственна внушаемость, стремление подражать тем, кто для них является авторитетом, и в первую очередь учителю, воспитателю. Поэтому учитель должен быть примером экологической культуры сам и ставить в пример ребят, которые любят природу, животных, у которых получается то, что предлагает сделать педагог.

    В воспитательной работе необходимо учитывать конкретность детского мышления, что связано с ситуативностью в применении детьми правил поведения и требованиям учителя. Представления, а не понятия являются еще господствующей формой мышления. Конкретные представления, отражающие те или иные стороны предметов и явлений, служат основой для формирования обобщенных представлений, понятий. Нерасчлененные, очень общие понятия также обогащаются, дифференцируются, наполняясь конкретным содержанием. Особенности детей младшего возраста проявляются в неустойчивости их внимания, подвижности, эмоциональности. Неустойчивость внимания, связана со слабым развитием умения произвольно подчинять свои действия не внешним обстоятельствам, влияниям, воздействиям, а внутренним целям, задачам, которые ставит перед ребенком учитель и которые должны стать внутренними задачами ученика. У детей младшего школьного возраста внимание более устойчиво при выполнении внешних, а не умственных действий. Поэтому воспитатель должен чередовать умственную деятельность с рисованием, с изготовлением поделок, разгадыванием загадок, ребусов, кроссвордов. Подвижность, характерная для ребенка младшего школьного возраста, также обычно связана со слабым развитием волевых действий. Ребенок, испытывая естественную потребность в движении, в деятельности не умеет длительное время сохранять одну и ту же позу, заниматься одним и тем же делом. Ему еще трудно преодолеть свое желание подвигаться, сменить деятельность. Поэтому необходимо давать детям возможность организованно подвигаться, проводя подвижные игры, соревнования, физкультминутки.

    Необходимо помнить о том, что хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка является игра. “Игра - это жизненная лаборатория” (Т.С. Шацкий). В процессе игры дети овладевают многими умениями и навыками, здесь иногда получается то, что не получалось в учебной деятельности. Поэтому уроки и занятия в кружке стараюсь строить в форме интеллектуально - познавательных игр, конкурсов, с использованием музыки и танцев.

    Любознательность, свойственная любому детскому возрасту, у младших дошкольников, получает развитие в связи с началом систематического обучения. Младшие школьники не удовлетворяются любым ответом на свой вопрос, ответ влечет за собой целую цепь новых вопросов. Значит, уроки и занятия в кружке я строю в форме “Вопрос - ответ”, в форме бесед, дискуссий, пресс-конференций.

    Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и формирование универсальных учебных действий, (УУД) обеспечивающих умение учиться. Таким образом, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника - умением читать, писать, считать), в содержании обучения представлен деятельностный компонент, который прописан в ФГОС и в полной мере реализуется в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Отличительной особенностью деятельностной парадигмы образования, заложенной в концепции системы Л.В. Занкова является не формирование определённой суммы ЗУН, а формирование ключевых компетентностей и УУД. К числу познавательных УУД относится умение работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (хрестоматиях, словарях, справочниках, периодических изданиях, Интернете). В тоже время, умение работать с информацией является базовой характеристикой информационной культуры. Следовательно, одной из приоритетных задач системы Л.В. Занкова является формирование информационной культуры.

    Информационная культура в системе Л.В. Занкова формируется средствами каждого учебного предмета. Но среди учебных дисциплин приоритетное место для формирования информационной культуры принадлежит информатике. Однако, в БУП начальной школы согласно ФГОС не выделено отдельного часа на изучение информатики. Информатика включается, как модуль в предметную область “Математика - Информатика” или “Технология”. Но мы считаем, что включение модуля в данные предметы не сможет сформировать единую, целостную информационную картину мира. Это будут разрозненные знания. А у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление об информационном мире. Поэтому, реализуя на практике систему Л.В. Занкова, мы дополнили её УМК по информатике для учащихся 2-4 классов “Первые шаги в мир информатики”.

    Содержание УМК соответствует требованиям ФГОС второго поколения, письму Министерства образования РФ от 17.12.2001 №957/13-13 "Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе", технологии и принципам развивающего обучения Л.В. Занкова, и направлен на формирование УУД, включающих умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания.