Чем смазывают часовой механизм наручных часов. Как и чем лучше почистить браслет часов в зависимости от материала?

Чистка часового механизма.

Для чего производят чистку часового механизма? Один раз в 3-5 лет, не зависимо от стоимости часов, часовой механизм требует чистки и замены смазки, во избежания износа деталей часового механизма. Чистка часового механизма или полный (профилактический ремонт ) часов необходим для часов как воздух для человека. Мало кто знает, что баланс часового механизма несёт на себе огромные нагрузки, было подсчитано, что если перевести колебательные движения баланса во вращательные, то обод баланса за один месяц проходит путь приблизительно равный 40,000 километров, что фактически равно окружности земли на экваторе. Поэтому часовой механизм и его детали, должны иметь свежую смазку во избежания износа деталей. Как известно, масло подаётся на чистую и сухую поверхность, поэтому часовой механизм необходимо сначала почистить и высушить.

Сам процес чистки можно разложить на несколько этапов
Ппроцес разборки часового механизма .
Процес чистки.
Сборка часового механизма.
Смазка камней часового механизма.
Установка механизма в корпус.

О расборке и сборке часового механизма я рассказывал . Давайте рассмотрим процес чистки и смазки механизма . Для чистки механизма часов понадобиться бензин калоша, он продается в хозяйственных магазинах или на рынке в отделах лаки-краски. Если такового не нашли можно использовать чистый медицинский спирт. Чистку производят кисточкой для рисования с укороченным ворсом, для крупных деталей можно использовать зубную щётку с мягкой щетиной. Так же понадобятся сухие берёзовые опилки, для этого достаточно сухой, но не гнилой брусок из берёзы отрезать ножовкой с небольшими зубьями и собрать опилки в небольшую коробочку.
Итак в ёмкость небольшого размера наливаем бензин калоша на высоту 1-1.5см. Чистят сначала баланс, затем все мелкие детали, потом крупные. Для чистки баланса его просто опускают в ёмкость с бензином и "полоскают" держа за обод. Затем баланс необходимо вынуть и положить в коробочку с опилками, и немного потрусить. Трусить нужно так, чтоб не запутался волосок маятника (спираль). Для этого достачно несколько раз резкими движениями поводить коробочку с опилками и балансом "туда-сюда" по плоскости стола. Чистим анкерную вилку и ложим на папиросную бумагу, вообще чищенные детали желательно вылаживать на чистую гладкую бумагу, чтоб к ним не цеплялся мусор и пыль со стола. Необходимо сушить все детали после того как достали их из бензина резиновой грушей, за исключением баланса, его сушат после того как достают из опилок слегка продувая грушей (чтоб не запутался волосок). Чистим мост анкерной вилки и ангренажа, затем колёса и мост пружины, платину и барабан с пружиной чистим в последнюю очередь. Для чистки барабана необходимо его открыть, снять крышку. Чтоб снять крышку достаточно с противоположной стороны крышки, на вал (корэ) барабана надавить обратной стороной пинцета. После того как вы все детали и узлы почистили необходимо как можно быстрее собрать механизм , чтоб не попала пыль которая находиться в помещении.


После сборки механизм необходимо смазать, исключение составляет пружина, её смазывают до сборки. То-есть перед тем как закрывать крышку барабана необходимо смазать пружину. Для этого маслодозировкой смоченной в масле проводим по поверхности пружины, не вынимая пружину из барабана. Закрываем крышку и смазываем места трения корэ с барабаном и крышкой барабана. Камни механизма смазывают на 1/3 маслёнки, исключение составляют камни анкерной вилки, их вообще не смазывают. В анкерной вилке смазывают только плоскость импульса палет. Для смазывания камней баланса их необходимо разобрать и смазать накладной камень, капнуть капельку масла в центр накладного камня.


Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Старинные настенные часы с боем - это квинтэссенция точной механики и эстетического наслаждения. Громкое тиканье часов наполняет дом уютом и теплом. Но иногда тиканье неожиданно смолкает. Бывает, что это связано с износом или поломкой механизма. Но гораздо чаще дело в банальном загрязнении и загустевшей смазке. Человеку умелому вполне по силам решить проблему своими руками…

Настенные часы с боем фирмы Kienzle весьма распространены в России. До первой мировой войны немецкие часы импортировались официально в изрядных количествах, а после Великой Отечественной солдаты, возвращаясь из Германии, частенько везли с собой трофейную точную механику.

Историю именно этих часов проследить, наверное, уже невозможно. По крайней мере, в нашей семье они находятся уже более полувека, а что было до этого - скрыто в глубине лет. Но кое-что установить можно. Фирма Kienzle использовала для клеймения механизмов настенных часов несколько логотипов. На механизме этих часов проставлено клеймо Flügelrad (крылатое колесо).


Именно такое клеймо - с колесом в виде циферблата без стрелок и с надписью Kienzle - было зарегистрировано в 1898 году и использовалось вплоть до 1922 года, когда на логотипе вместо часового циферблата появились часы со стрелками, а крылья стали более простыми и графичными.

Надпись D.R.PATENT означает Deutsches Reich Patent - патент германской империи и применительно к часам обычно использовалась вместе с номером 147023. Это патент Э. Шленклера на механизм боя с вынесенным на переднюю платину счетным колесом.


На механизме номера патента 147023 нет, но если присмотреться к форме рычагов механизма боя и расположению колес - конструкция один в один.


Механизмы по патенту 147023 выпускались фирмой Kienzle с 1902 по 1914 год, что не противоречит клейму. Оставшиеся обозначения 43 см/104 представляют собой чисто техническую информацию - длину подвеса маятника (43 см) и количество его ходов в минуту (104).

Таким образом, можно сделать вывод, что часы изготовлены в период с 1902 по 1914 год. Часы, скорее всего, оригинальные, так как стекло дверки корпуса с фацетом (широкой фаской по краю), а сзади на корпусе есть две наклейки на немецком языке. Одна практически уничтоженная и нечитаемая, а вот вторая сохранилась полностью.


Надпись «Diese Schraube mit Messing-kopf ist vor Ingangsetzen der Uhr zu entfernen» Google-переводчик интерпретировал как «Этот винт с бронзовой головкой необходимо удалить перед запуском часов». Винт, кстати, оставлен на месте, так как без него бой часов становится мягким и тихим, кабинетным. А сейчас это мощный и раскатистый, почти колокольный звук. Насколько я понимаю, ничего страшного в этом нет, просто Rundgong превратился в Tonfeder, обе конструкции широко используются в часах с боем .

Как устроены настенные часы с боем?

Промывку и чистку настенных часов обычно проводят с полной разборкой часового механизма. И перед такой ответственной операцией стоит познакомиться с устройством часов, чтобы случайно чего-нибудь не напортачить.

В данном случае имеется маятниковый пружинный часовой механизм с боем часов и получасов.


Устройство само по себе довольно простое, но разобраться в нем по фотографии затруднительно. Поможет схема, приведенная в книге В.В. Трояновского «Ремонт часов», выпущенной в 1961 году.

Практически все детали механизма хода размещаются между двумя пластинами - передней и задней платинами 2. Передней считается платина со стороны циферблата (на схеме справа).

Источником энергии является пружина, размещенная в барабане 1. С барабана вращение передается на добавочное колесо 3, центральное колесо 4, промежуточное колесо 7 и анкерное колесо 8.

Зубья анкерного колеса имеют особую форму, позволяющую ему взаимодействовать со скобой 9 анкерного хода. Движением скобы через вилку-поводок 6 управляет маятник (на схеме не показан), размещенный на подвесе 5. Подвес закреплен на детали 10 с чудным названием «пендельфедер», что, впрочем, в переводе с немецкого означает всего лишь «пружина маятника».

На выступающей оси центрального колеса расположена стрелочная передача - минутный триб 11, вексельное колесо 12 и соосное с минутным часовое колесо 13. Минутная и часовая стрелки насажены на оси минутного и часового колес соответственно.

Под минутным трибом на той же оси находится двузубый кулачок, связывающий ходовой механизм с механизмом боя. Двузубый кулачок вращается вместе с минутной стрелкой и два раза в час запускает бой часов.

Колесный механизм боя также расположен между платинами и включает в себя: пружину в барабане 1, добавочное колесо 2 с расположенным на той же оси программным колесом, подъемное колесо 3, несущее на своей оси подъемные звездочки для молоточков боя, первое стопорное колесо 4, второе стопорное колесо 5 со штифтом, регулятор частоты вращения («ветрянка») 6.

Вся автоматика механизма боя расположена перед передней платиной сразу за циферблатом.


Механизм включает в себя двузубый кулачок минутной оси 1, подъемный рычаг 2, образующий единую деталь с рычагом замыкания 3, который поднимает рычаг отмыкания 4, опирающийся штифтом на кулачок 6. Также рычаг замыкания 3 при поднятии удерживает штифт колеса 5 (второе стопорное колесо). Рычаг отмыкания жестко связан со считывающим рычагом 7, который взаимодействует с программным колесом 8.

Работа механизма боя состоит из этапов подготовки к бою и непосредственно боя. Подготовка к бою проходит за 3-10 минут (зависит от формы кулачка 1) до времени боя. При этом кулачок 1 постепенно поднимает рычаги 2 и 3, а через них и рычаги 4 и 7 до тех пор, пока штифт рычага отмыкания 4 не выйдет из зацепления с выступом кулачка 6. Механизм боя проворачивается до зацепления штифта колеса 5 с выступом поднятого рычага замыкания 3. Колесо 5 успевает сделать около половины оборота. Механизм готов к бою.

При дальнейшем повороте кулачка рычаг 2 падает с зуба кулачка, деталь поворачивается, и рычаг замыкания 3 освобождает штифт стопорного колеса 5. Система начинает работать, подъемное колесо поднимает молоточки и сбрасывает их на тонфедер (спиральный гонг).

За один оборот кулачка 6 проходит один удар молоточков. Дальнейшая работа механизма зависит от положения программного колеса. Если считывающий рычаг 7 находится над прорезью программного колеса 8, то штифт рычага отмыкания, скользя по профилю кулачка 6, упрется в выступ кулачка и остановит механизм. Так пробиваются получасы.

Если же считывающий рычаг находится над выступом программного колеса, то опуститься рычаг не сможет, штифт рычага отмыкания 4 не упрется в выступ кулачка. Кулачок сделает еще один оборот, а молоточки - еще один удар. И так до тех пор, пока считывающий рычаг не упадет в следующую прорезь программного колеса. Количество ударов зависит от расстояния между двумя вырезами. Один оборот программное колесо делает за 12 часов - полный цикл работы механизма боя.

Какие инструменты понадобятся для работы?

В отличие от наручных часов, детали настенных гораздо более крупные и прочные, поэтому никакого специального «часового» инструмента не понадобится. Тем не менее, неплохо бы иметь:

  • пинцеты (1-2 штуки)
  • небольшие плоскогубцы, пассатижи или гаечный ключ подходящего размера
  • жесткая щетка (зубная с укороченной щетиной)
  • настольные тисочки или какое-то приспособление для закрепления механизма в удобном для работы положении

Как разобрать настенные часы?

При разборке часов, прежде всего, снимают маятник, чтобы не повредить пружину пендельфедера. Маятник чаще всего просто висит на крючках. После этого выкручивают два шурупа или винта, крепящие механизм, и выдвигают его из корпуса.

Дальнейшую разборку можно вести на столе. Сначала снимают стрелки. Обычно они крепятся стальным штифтом, но здесь штифт кто-то заменил кусочком медной проволоки.


Штифт или проволоку снимают. После чего снимают стрелки. Минутная сидит свободно на квадратной оси, а вот часовая - на круглой и удерживается на трении. При снятии часовой стрелки нужно чем-то придерживать полую часовую ось, иначе можно повредить часовую шестерню.

После этого снимают циферблат. Он удерживается четырьмя штифтами, которые можно легко вынуть пассатижами.


Теперь открывается доступ к механизмам под циферблатом и можно спустить заводные пружины.


Пружина удерживается через храповое колесо 1 собачкой 3, которую поджимает плоская пружина 2. Для спуска пружины на квадратный конец оси надевают заводной ключ и, отводя собачку пинцетом, осторожно распускают пружину. Делать это лучше вдвоем по пол-оборота за один раз, так как пружина очень мощная. Точно также распускают и вторую пружину.

Теперь пришла очередь снять все навесные детали. К ним относятся: подвес маятника с пендельфедером, рычаги механизма боя, часовое и вексельное колеса. Все эти детали крепятся штифтами.


Также откручивают два винта и снимают прижимные планки с храповыми колесами заводных барабанов. Храповые колеса с виду одинаковы, но не взаимозаменяемые, их важно не перепутать.

Теперь можно отпустить крепежные гайки со стороны одной из платин и аккуратно разъединить их. Механизм превращается в груду отдельных частей.


Барабаны пружин нужно пометить, чтобы не перепутать. Несмотря на то, что с виду они абсолютно одинаковы, пружина в барабане боя сильнее. У меня программное колесо снять с оси без приложения чрезмерных усилий не удалось, барабан боя остался на месте, поэтому перепутать их не получится. Также на месте осталась и ось центрального колеса с минутным трибом.

Как промывать детали настенных часов?

После разборки производят ревизию состояния деталей. В случае износа или повреждения производят ремонт. Описание способов ремонта деталей настенных часов выходит за рамки данной статьи. Скажу лишь, что при наличии желания и соответствующего оборудования восстановить можно практически все. А в данном случае необходимо всего-навсего хорошо промыть и очистить механизм.

Промывают детали часовых механизмов в высокоочищенном бензине-растворителе типа «Галоша» или «Калоша» (Нефрас С2-80/120). Он продается в хозяйственных магазинах. Для промывки лучше использовать емкость подходящего размера из стойкого к бензину материала (нержавеющая сталь, глазурованный фарфор, стекло). По мере загрязнения бензин меняют.

Зубчатые колеса, рычаги и платины очищают жесткой щеткой (зубной со срезанным до 5-7 мм ворсом), отверстия в платинах аккуратно прочищают деревянными зубочистками до тех пор, пока зубочистки не перестанут пачкаться.

Существует соблазн отдраить детали с применением абразивных материалов, но так делать нельзя. Для защиты от потускнения в старых часах часто использовалось покрытие деталей лаком, который легко повредить. Деталь с поврежденным лаковым покрытием тускнеет после чистки очень быстро.

Барабаны пружин промывают в открытом виде. Перед вскрытием барабанов нужно пометить положение крышки, чтобы поставить ее потом в точно такое же положение.


Также хорошо вынуть пружину, промыть и смазать вне барабана. Для извлечения и установки пружины в барабан используют специальные приспособления или просто сильные руки. При заправке пружины вручную необходимо соблюдать меры предосторожности: работать в хлопчатобумажных перчатках и защитной маске или хотя бы очках. Кроме того, при такой заправке легко повредить край пружины. Поэтому я вытаскивать пружины не рискнул, ограничившись промывкой и смазкой при открытой крышке.

Как собрать настенные часы?

Сборку механизма лучше производить на подставке, которая позволит закрепить переднюю платину в горизонтальном положении. Но можно собирать и просто на столе.

Сначала устанавливают на место барабаны пружин, промежуточное и центральное колеса ходового механизма, добавочное колесо с программным диском механизма боя. Эти детали хорошо удерживают друг друга и проблем не создают.


Теперь устанавливают остальные колеса механизмов хода и боя. Колеса устанавливают по принципу «матрешки наоборот» - от больших к меньшим. Собрать механизм неправильно просто не получится, на чужое место колеса не поместятся или не войдут в зацепление с соседними трибами.

После установки всех колес на механизм накладывают заднюю платину с небольшим перекосом, чтобы в свои отверстия вошли оси барабанов и больших колес нижней части механизма. Цапфы осей колес в верхней части, скорее всего, просто упрутся в платину. Если длина резьбы на нижних колонках позволяет, то можно слегка зафиксировать платину двумя гайками.

Теперь по очереди, от больших колес к меньшим, пинцетом вводят цапфы осей в отверстия задней платины. Платина при этом слегка прижимается рукой, но так, чтобы не повредить цапфы осей колес. По мере установки осей платина постепенно садится на свое место. После окончательной установки производится фиксация платины всеми четырьмя гайками на колонках.

Теперь нужно проверить правильность сборки. Колеса должны вращаться свободно, без малейших заеданий. Если все в порядке, то устанавливаются навесные детали (храповики барабанов, рычаги механизма боя) и мост с анкерной скобой.

Мост крепится на двух винтах и требует регулировки. Может быть, существуют какие-то специальные способы точной установки моста, но я делал так. Установил механизм строго вертикально, прихватил мост винтами, чтобы можно было сдвигать его с небольшим трением. Немного завел пружину хода, и передвигал мост, одновременно слегка подталкивая вилку-поводок анкерной скобы. И в какой-то момент механизм затикал. Теперь осталось отрегулировать ровный и устойчивый ход, закрепить мост окончательно и проверить работу анкера с маятником.

Смазка настенных часов

Смазка настенных часов производится часовым маслом. Оно имеет низкую вязкость и долго не высыхает. К сожалению, достать его довольно сложно. В качестве заменителя проще всего использовать вазелиновое масло, которое легко купить в аптеке. По своей вязкости оно хорошо подходит, а в старых книгах по ремонту часов и вовсе предлагается для смазки крупногабаритных часов как полноценное часовое.

Ни в коем случае нельзя смазывать часы другими, не предназначенными для этого маслами - моторным, силиконовым и уж, конечно, подсолнечным. Свойства этих масел совершенно не соответствуют требованиям - они имеют высокую вязкость, быстро сохнут, коксуются. Максимум, чего вы добьетесь, это необходимости повторной чистки буквально через несколько дней.

В настенных часах смазываются цапфы осей колес нанесением небольшого количества масла в углубления платин возле отверстий (от 1/2 до 2/3 объема углубления), анкерная скоба, цапфы осей рычагов механизма боя. Зубчатые колеса и трибы смазывать не надо.

Регулировка настенных часов

Теперь осталось окончательно собрать механизм, установив на место циферблат и стрелки, и установить часы в корпус. При этом нужно проверить звук боя, при необходимости подогнуть молоточки.

Настенные маятниковые часы очень чувствительны к положению корпуса часов. Выставляется правильное положение на слух по звуку хода часов. Тиканье должно быть равномерным и устойчивым. Бывает, что после регулировки положение часов слишком уж заметно отличается от вертикального. Для исправления нужно изменить положение вилки-поводка относительно анкерной скобы, там предусмотрена посадка на трении. После этого необходимо снова выставить положение часов. Для фиксации положения часов в нижней части корпуса есть два винта с заостренными концами, их слегка вдавливают в стену.


Осталось выставить точность хода. Для этого устанавливают часы по сигналам точного времени и проверяют расхождение через сутки. Регулируется ход изменением длины маятника с помощью регулировочной гайки. Если часы спешат, то гайку следует открутить, увеличив длину, иначе закрутить. Один оборот гайки обычно соответствует изменению хода на одну минуту в сутки.


Хорошо вычищенные и настроенные часы убегают или отстают не более чем на несколько секунд в сутки. Вазелиновое масло сохнет быстрее, чем специальное часовое, поэтому осматривать часы желательно каждые полгода и своевременно повторять смазку (не реже одного раза в 2-3 года).

Комментарии

#10 Олег Антонов 06.07.2015 22:20

Цитирую Галина:

И есть ли у нас такие мастерские, которые ремонтируют старинные часы, боюсь, что без них не обойтись. Заранее, спасибо за помощь.


Боюсь, что часовых мастерских сейчас вообще осталось немного. А если какая и возьмется, то ценник будет немаленький.
Думаю, что если проблема именно в анкерном колесе, то самое реальное - купить аналогичный механизм на запчасти, неисправные или разукомлектованные часы можно найти довольно дешево.

Мастерские Баркалая Одиссея - лучший вариант, если Вам качественно нужно отремонтировать престижные часы. Мастер Баркалая Одиссей, потомственный часовой мастер, уже более 16 лет настраивает, чинит и полирует часы. Через его руки и руки его учеников проходили часы стоимостью более миллиона рублей - и становились как новенькие!

Современный безопасный недорогой и быстрый метод чистки от любого загрязнения. Чистка не способна принести им вред часам, но вернет былой блеск и великолепие.


В перечень наших услуг по чистке часов входит:

  • удаление любого типа загрязнения;
  • устранение грязи и пыли из самых труднодоступных мест;
  • чистка корпуса и браслета;
  • возвращение первозданного блеска металла;
  • защита механизма от повреждений в процессе чистки;
  • при необходимости - ремонт часов любой сложности .

Сегодня ультразвуковая чистка часов - это:

  • возможность избавиться даже от мельчайших частиц пыли и грязи, которые помимо всего прочего являются абразивами (царапают и истирают поверхность) и которые нельзя удалить иным способом;
  • одновременная чистка браслета и корпуса;
  • по своей сути - гигиеническая чистка;
  • предотвращение царапин и повреждений поверхности корпуса и браслета, неизбежных при механической очистке;
  • удаление грязи из труднодоступных мест;
  • уникальная возможность добиться отличной частоты, блеска поверхности устройства при одновременном сохранении целостности часового механизма;
  • подготовка к ремонту браслета и корпуса.

Процедура ультразвуковой чистки часового механизма позволяет полностью очистить корпус и браслет от загрязнений любого типа, в том числе пыли. Даже если частички грязи плотно забились в труднодоступные места на корпусе и в браслете - там, где происходит сопряжение отдельных частей и элементов устройства и куда не проникнет ни один инструмент, ни одна ворсинка щетки.

Чистка механических часов проводится в ванне, заполненной специальной жидкостью, которая воспринимает колебания от металлических стенок и передает их на корпус и браслет часов. Колебания генерируются специальным устройством, крепящимся к стенке ванны.

Такой способ чистки позволяет добиться высочайшей степени чистоты поверхности, совершенно не рискуя повреждением часового механизма, что характерно для других методов чистки. Правда, старые модели ультразвуковых ванн нередко приводили к повреждению чувствительных элементов механизма. Но теперь - это уже в прошлом!

Чистка ваших механических часов должна проводиться в специально подобранном растворе, с использованием современной техники. Но вокруг метода ходит множество мифов, легенд и домыслов.
Вот основные:

  • якобы с помощью ультразвука возможна чистка механизма часов. Но это нереально - из-за герметичности корпуса;
  • ультразвук разрушает прокладку, и это приведет к разгерметизации корпуса: такое может случиться, если применять старые технологии.

В нашей для чистки различных часов и браслетов используется только современная техника, что гарантирует целостность конструкции и их отдельных элементов, герметичность корпуса. Чистку проводят квалифицированные мастера с большим опытом работы, которые будут тщательно следить за процессом, не допуская его неблагоприятного развития.

Мы гарантируем и целостность механизма, и чистоту и блеск его корпуса. Чистка также выполняется перед реставрацией и ремонтом механических часов . Если необходима чистка механизма часов, то он выполняется отдельно, с полным разбором и обратным сбором механизма и тщательной прочисткой каждого отдельного элемента.

Чистка ваших часов проводится в нашей часовой мастерской в центре Москвы. Вы можете добраться до нас на метро или на машине. Мы рады помочь любому клиенту с любыми часами! Мы работаем в удобное для вас время и всегда готовы предложить не только качественные услуги по приемлемым ценам, но и точно в срок, без задержек и опозданий.

Правильно подобранные наручные часы выглядят стильно. Но любителям этого аксессуара стоит знать, как почистить металлический браслет часов или ремешок из другого материала. Ведь даже при аккуратной носке на нем остаются частички кожи, впитывается пот, возможны и другие загрязнения. В домашних условиях достаточно просто привести их в порядок. А вот механизм лучше доверить мастеру.

Очищение металлического браслета

Способ очистки часов зависит от материала. Если ремешок кожаный, то для него подходят не все процедуры, доступные для изделия из нержавеющей стали. А с золотым браслетом надо обращаться особенно осторожно.

Если есть возможность, то ремешок надо отделить от часов. Тогда орудовать будет удобнее, ведь исчезнет риск попадания воды и моющего средства в механизм. Чтобы почистить металлическое изделие, рекомендуется теплая вода, в которую добавлено моющее вещество для посуды или самый обычный шампунь. Используют ее так:

  • наливают в неглубокую емкость;
  • погружают в нее ремешок часов и оставляют на полчаса;
  • затем достают и протирают тряпкой для полировки или просто мягкой безворсовой;
  • несколько раз складывают и раскладывают, чтобы добраться до труднодоступных уголков, именно там имеют свойство накапливаться омертвевшие частички кожи и грязь;
  • зубочисткой можно почистить самые сложные места;

Перед использованием нужно полностью высушить браслет с помощью мягкой ткани или просто на воздухе.

Если часы потеряли блеск, то его можно вернуть таким образом: алюминиевой фольге придать форму миски, положить в нее браслет, затем насыпать пищевую соду и добавить горячую воду. Оставить на полчаса, затем достать и вытереть, чтобы не осталось разводов. Тот же эффект получится, если смешать воду и аммиак.

Можно приготовить специальную пасту, чтобы протирать часы: соединить соду и уксус в равных пропорциях. Это же средство пригодится, если возник вопрос, как почистить титановый браслет часов или изделие из драгоценных металлов.


Как привести в порядок кожаный ремешок?

Кожаные ремешки пользуются популярностью. Уход за ними не составит большого труда, если заниматься этим регулярно.

Как и в случае с металлическим браслетом, подойдет мыльный раствор. Для усиления эффекта можно добавить чуть-чуть нашатырного спирта. Эту смесь надо нанести на ватный диск и с его помощью почистить аксессуар. Затем ее следует смыть – для этого удобно использовать влажные салфетки – и подсушить полотенцем. После чего рекомендуется смазать изделие небольшим количеством оливкового масла. Это мера поспособствует смягчению кожи и ее защите.

Чтобы почистить кожаный браслет часов белого цвета, можно использовать яйцо и молоко. Для этого размешивают белок в стакане напитка, после чего с помощью ватного тампона обрабатывают ремешок. Таким образом достигаются две цели: удаляются загрязнения и возвращается изначальный сияющий вид.

Браслет, изготовленный из ткани, также надо поддерживать в порядке. Ухаживать за ним легко: нужно постирать его в воде, в которую добавлено мыло или любое другое моющее средство, а особо испачканные места почистить зубной щеткой.


Что делать с браслетом из золота, титана или керамики?

Золотые часы нуждаются в таком же уходе, как и другие изделия из этого металла. Он достаточно мягкий, так что при излишнем усердии его можно поцарапать. Поэтому действовать надо тщательно, но соблюдая осторожность. Удобно использовать зубную щетку, щетинки которой проникнут даже в труднодоступные места часов. Только выбирать лучше всего детскую, очень мягкую. Ее следует смочить водой, затем пройтись вдоль всего браслета, нажимая не слишком сильно.

Полировку золотых часов можно провести с помощью обычной косметической пудры, нанесенной на мягкую тряпочку.

Если почистить золотые часы, браслет с помощью обычной воды не удалось, то допускается применение зубной пасты. Пена на щетке вскоре может потемнеть. Это не должно вызывать беспокойства: подобным образом сходит грязь, качественные изделия так не могут повредиться. Зубную пасту необходимо полностью удалить после завершения процедуры: если у часов есть металлические детали, то они начнут ржаветь.

Когда браслет так сильно загрязнен, что привычные средства не помогли, можно попробовать использовать смазку, например,WD-40. Капельку вещества надо нанести на испачканное место браслета или часов, подождать пару минут и протереть мягкой тряпкой. Остатки следует хорошо смыть.



Титановые часы легкие и выглядят стильно. Неудивительно, что они популярны. Почистить их можно так же, как золотые. Титан – мягкий материал, поэтому на часах в процессе носки могут появляться царапины. Мелкие повреждения несложно убрать самостоятельно. Следует взять обычный школьный ластик и несколько раз провести им по ремешку в одном направлении. Вид сразу улучшится.

Если возник вопрос, как почистить керамический браслет на часах, то сделать это очень просто. Материал устойчив, не подвержен коррозии и другим повреждениям. Браслет достаточно протереть мыльной тряпкой, чтобы он принял первоначальный вид.

Часы вносят стильную нотку в любой образ. Если ухаживать за ними правильно, то они прослужат долгое время.

Худей легко (результат за 25 дней)

Почему упорное сидение на диетах НЕ ПРИНОСИТ видимого результата, а приводит только к расстройствам и депрессии, и как же все-таки худеть, чтобы:

  • Вернуть внимание мужа или найти нового мужчину.
  • Вновь почувствовать завистливые взгляды подруг и коллег.
  • Поверить в себя, почувствовать себя стройной и желанной.
  • Не стесняться пойти в кино или в кафе с подругами.
  • Не стесняются выложить фото с отдыха или с детьми в социальные сети.

Сжигайте жир целенаправленно в проблемных зонах

В настоящее время существует два метода чистки, один — с применением бензина и щеток, и другой — машинный — с использованием специального приспособления. Перед началом чистки вынимают механизм из корпуса и снимают стрелки и циферблат. Очищают циферблат от пыли щеткой. Если циферблат покрыт эмалью, чистку производят с большой осторожностью. Циферблат держат, как показано на фиг. 114, так чтобы возможные трещины располагались в продольном направлении.

Держа циферблат, как показано на фигуре, подставляют его под струю проточной воды (предпочтительно теплой) и чистой мягкой часовой щеткой с небольшим количеством мыла чистят циферблат вдоль по направлению имеющихся трещин. Щеткой чистят до полного снятия мыла; воду вытирают папиросной бумагой. После этого поверхность циферблата уже не следует чистить щеткой, циферблат следует лишь просушить. Посеребренные циферблаты не рекомендуется трогать руками. Циферблаты, покрытые лаком, не должны обрабатываться абразивными инструментами, повреждающими это покрытие. После очистки циферблата его надо убрать в коробку, так как он не потребуется до окончательной сборки механизма. Стрелки кладут в сосуд с бензином, который следует заменять не реже одного раза в неделю. Если в сосуде остался использованный бензин, то не следует заливать в него новый. Перед заливкой нового бензина сосуд необходимо тщательно протереть. Сосуд заливают бензином до уровня около 1,5 см, не более. Затем снимают часовое и минутное колеса и минутник и кладут их в бензин. Снимают балансовый мост и баланс с моста. С баланса снимают спираль и чистят баланс. Если баланс разрезной, его обод чистят кожаным кругом, посыпанным алмазным порошком. Баланс погружают в раствор цианистого калия и оставляют в нем на некоторое время. Раствор получают путем растворения куска цианида в теплой воде и хранят его в стеклянном сосуде с притертой крышкой. Меры предосторожности в отношении этого химиката всем, конечно, известны. Баланс тщательно промывают проточной водой, после чего продувают для удаления влаги.,После этого, обмакнув щетку в мел, хорошо прочищают баланс до тех пор, пока он не заблестит. Баланс кладут в ящик с опилками и гашеной известью и оставляют там, пока не будут очищены и собраны остальные детали. К этому времени баланс окончательно высыхает. На фиг. 115 показана коробка с ситом для опилок.и гашеной извести. Диаметр коробки должен быть 50,8 мм, глубина от 25,4 до 50,8 мм. Затем разбирают мост баланса и все его детали вместе со спиралью кладут в бензин, после чего снимают мост вилки и вилку и также кладут их в бензин. Вилку оставляют в бензине только небольшое время, так как некоторые сорта шеллака не выдерживают воздействие бензина, Щетки, используемые при этих операциях, должны быть обязательно мягкими. Чистить щетки рекомендуется об обожженную баранью кость. Вилку кладут на верстак, придерживая пинцетом и не вытирая от бензина, прочищают палеты щеткой с обеих сторон. Ни в коем случае не следует касаться палет голыми пальцами. Палеты чистят с особой тщательностью, протирая каждый камень мягкой деревянной чурочкой (фиг. 116) до полного блеска, особенно

прискости покоя и плоскости импульса. Остро отточенной чуркой прочищают каждую из сторон паза в рожках. После этого вилку опять кладут на верстак и чистят щеткой, снимая остатки древесины. Затем продувают грушей и кладут под стеклянный колпак на папиросную бумагу. Все очищенные детали рекомендуется хранить под стеклянным колпаком. После этого снимают центральное, промежуточное, секундное и ходовое колеса, чистят их мягкой щеткой и погружают в бензин, особенно тщательно следует чистить зубья колес. Затем вынимают

спираль и кладут на кусок чистой папиросной бумаги и тщательно очищают мягкой щеткой. Спираль быстрыми движениями проводят по бумаге, чтобы оставшийся на ней бензин впитался в бумагу. После этого сухую сложенную бумагу кладут поверх спирали и слегка прижимают, чтобы спираль очистилась при прямом соприкосновении с бумагой (фиг. 117). Мост баланса вынимают из бензина и протирают насухо полотняной тряпочкой. Затем, держа его в папиросной бумаге, тщательно чистят щеткой. Никелированные детали лучше всего чистить щеткой в направлении расположения штрихов отделки. Если штрихи располагаются по кругу, то нужно чистить поверхность таких деталей круговыми движениями. Заостренной палочкой прочищают обе стороны в отверстии камня. После этого очищают мост от пыли и остатков древесины. Винты и другие мелкие детали вынимают из бензина и еще мокрыми хорошо чистят. Накладной камень тщательно чистят с обеих сторон бузиной. Винты чистят щеткой; не рекомендуется протирать головки, передвигая винт по бумаге, во избежание засорения шлица. Это относится ко всем винтам. Все винты после чистки следует сразу же ставить на свое место. Этот порядок чистки применяется для всех деталей. Если более крупные детали трудно удерживать пинцетом, их держат рукой в папиросной бумаге. Ходовое колесо очищают щеткой; заостренным концом мягкой древесины прочищают все зубья и вновь чистят их

щеткой. Заострив деревянную палочку, чистят зубья триба до блеска (фиг. 118). Таким образом чистят все трибы. Зубья остальных колес чистят щеткой, как ходовое колесо. Цапфы чистят отточенной палочкой. Полирование цапф осуществляется алмазным порошком, заправленным в бузину (фиг. 119). Окончив чистку деталей, находившихся в бензине, продолжают разборку. С платины снимают барабан и все относящиеся к нему детали. Крупные детали чистят щеткой с бензином и кладут их в бензин. Барабан разбирают на составные детали и кладут их в бензин. Не рекомендуется держать в бензине заводную пружину. Для чистки заводной пружины ее держат у крючка латунными плоскогубцами и пропускают ее через чистую льняную тряпочку (фиг. 100). При чистке нужно следить, чтобы не изменялась форма пружины. С платины удаляют все детали, включая накладные камни баланса. Хорошо очищают платину щеткой с бензином и кладут в бензин. Все крупные детали протирают полотняной тряпочкой, а мелкие чистят щеткой, пока они еще влажные. Чистке платины уделяют особое внимание. После просушивания ее чистят щеткой, а недоступные места прочищают заостренной чуркой. После чистки всех деталей приступают К сборке. Перед сборкой все детали продуваются грушей. Сборку начинают с барабана. В барабан закладывают пружину и смазывают ее маслом. Масло распределяют равномерно по краям. Ставят на место вал барабана и надевают пружину на крючок вала. Пружина должна отжать вал барабана в сторону, так что нужно преодолеть ее усилие, чтобы вставить вал в отверстие барабана. Закрывают крышку барабана. Вырез в барабане должен находиться на противоположной стороне отметки, имеющейся на барабане. Надевание крышки не должно производиться с помощью каких-либо инструментов, а просто легким нажатием большими пальцами обеих рук (фиг. 120). Вал барабана держат пинцетом и проверяют его осевой зазор. При отсутствии зазора нужно определить, в какую сторону лучше произвести его увеличение. Если в сторону крышки барабана, то барабан кладут на латунную подставку и слегка ударяют по верхней части вала
Снятие пятен с цапфы бузиной с алмазным порошком. латунным молотком. При этом крышка барабана несколько выгнется и освободит вал (фиг. 121). Смазывают цапфы оси барабана. На платину помещают барабан, затем устанавливают промежуточное, секундное и ходовое колеса. Устанавливают мост барабана. Закрепляют на нем собачку и пружину, предварительно смазав колонку собачки и ее пружину в том месте, где она зацепляет собачку. Слегка смазывают гнездо барабанного колеса и закрепляют колесо винтом. Переворачивают механизм и монтируют остальные детали. Все движу-

щиеся детали смазываются. Устанавливают заводной вал и заводят пружину. Во время работы колесной системы механизм слегка продувают грушей. Устанавливают вилку и ее мост, проверяют осевые зазоры. После этого пеиехоттят к смазке самого механизма. Чтобы предупредить попадание в механизм излишнего количества масла, необходимо руководствоваться следующим правилом: для смазки одного механизма достаточно израсходовать одну каплю, которая стечет в контейнер масленки с большой часовой отвертки. На фиг. 122 показаны масленки с различными контейнерами для масла. Маслом из одной масленки смазывают верхнюю и нижнюю цапфы вала ходового колеса, а также верхние и нижние цапфы вилки. Если ходовое колесо и вилка имеют конусообразные цапфы, вращающиеся на накладных камнях, то количество задаваемого масла не имеет особого значения, более строгой дозировки следует

Масленка: 1 — капля масла; 2 — масло.

придерживаться в случае, если цапфы имеют цилиндрическую форму. Эти цапфы показаны на фиг. 123. При смазке палет нужно задать немного масла на плоскость покоя входной палеты и заостренной палочкой подвинуть вилку вперед и назад так, чтобы масло попало на зубья ходового колеса. Вторую дозу масла дают на этот же камень, чтобы все зубья ходового колеса получили свою долю масла. Масло по зубьям поступает на выходную палету, в этом случае также следует остерегать
а — достаточное количество масла для конусообразной цапфы; 6 — излишнее количество масла для цапф вилки; в — достаточное количество масла для цапф вилки.

излишнего количества масла. Эллипс ни в коем случае нельзя смазывать.

В практике встречаются три случая попадания масла на эллипс:

1) при растекании масла,

2) при случайном попадании масла во время перемещения вилки,

3) при снятии баланса после смазки его осей.

Масло удерживается в цапфах благодаря капиллярным свойствам зазоров, как показано на фиг. 124, где одна поверхность показана изогнутой и масло собирается к вершине изгиба. Приступая к установке баланса, механизм помещают под стеклянный колпак. Начинают чистить баланс щеткой от опилок и пыли, держа его в папиросной бумаге. Затем окунают баланс в бензин и просушивают. Держа баланс в правой руке, нажимают бузиной на нижнюю цапфу, пока в нее не войдет импульсный ролик. Затем таким же образом чистят эллипс. Одновременно чистится и импульсный ролик. Тщательно чистят верхнюю цапфу; перед установкой спирали проверяют состояние цапф оси баланса. Для соответствующей проверки проводят ногтем по концу цапфы и при наличии заусенцев окажется, что цапфа царапает ноготь (фиг. 125). Проверяют также и уравновешенность баланса; хотя баланс был уже раньше уравновешен, но при чистке его равновесие могло быть нарушено. Необходимость проверки баланса после чистки относится только к разрезным балансам. Для закрепления спирали пользуются подставкой (фиг. 126). Баланс часто имеет соответствующие отметки, по которым спираль устанавливают в правильное

положение. Обычно колонка спирали должна находиться на противоположной стороне от отметки в виде небольшой точки или легкого штриха на поверхности обода баланса. Баланс устанавливают на мост и осторожно переворачивают. Держа мост так, что баланс находится в висячем положении, помещают его в механизм. Следует убедиться, что эллипс вошел в паз вилки. Мост баланса завинчивают. Часы должны быть пущены до того, как будет завинчен мост. Если часы не пущены, баланс слегка толкают пальцем, чтобы убедиться в свободном движении и заставить его колебаться. После закрепления балансового моста проверяют осевой зазор и биение баланса. Иногда необходимо повернуть спираль, для чего баланс должен быть снова вынут из механизма. Проверив биение баланса, снимают мост вместе с балансом, дают немного масла в нижнее отверстие, переворачивают мост, слегка поднимают баланс и дают масло в верхнее отверстие. Ставят баланс в механизм, переворачивают механизм и грушей продувают платину. Слегка смазывают ось центрального колеса и ставят на место минутный триб. Задают масло в отверстия осей секундного и промежуточного колес и минимальное количество масла колонке минутного колеса. Часовое колесо устанавливают без предварительной смазки, затем надевают циферблат. Мосты не смазывают до установки механизма в корпус. Стрелки лучше ставить тогда, когда механизм уже в корпусе, если это возможно. Часовую стрелку надевают на трубку при помощи чурочки. Минутную стрелку насаживают на минутный триб обратной стороной ручки от щетки. Секундную стрелку насаживают на цапфу секундного колеса концом чурочки. Затем смазывают заводной вал. На фиг. 127 дана схема смазки, на которой условными обозначениями указаны сорт и количество масла для часов размером от 101/2 до 73/4 линии; для более крупных механизмов требуется больше масла; условные обозначения смазки на схеме означают: W — часовое масло, С — масло для крупногабаритных часов, О — без масла, X — легкое касание при смазке, XX — масленка наполняется наполовину, XXX — масленка наполняется целиком; следовательно, обозначение СХХ

расшифровывается следующим образом: масленка наполняется наполовину маслом для крупногабаритных часов. Для смазки часовым маслом применяются маслодозировки малых размеров — 0,3 мм, а маслодозировки больших размеров — 0,6 мм — для смазки маслом для крупногабаритных часов.

После смазки механизм устанавливают в корпус, после чего механизм вновь продувают грушей, а затем задают немного масла в верхние цапфы колес. Применяя механизированный способ химической чистки деталей, механизм полностью разбирают. Отвинчивают все винты, включая винты циферблата. Применяемый в этом случае раствор № 1 для чистки, хотя и не вызывает коррозии, все же высыхая, оставляет пятна на металлических деталях. Раствор № 2 также не вызывает коррозии, но он чувствителен к воздействию солнечного света и в этом случае может вызвать коррозию. Чтобы не смешать растворы, баночки следует пронумеровать. На фиг. 128 показана установка для механизированной химической чистки деталей. Она имеет три банки, пронумерованные № 1, 2, 3. № 1 — содержит очистительный раствор; № 2 — для промывки, № 3 — тот же раствор, что и для промывки, только более чистый. Причина наличия двух промывочных растворов состоит в том, что известный процент загрязнения переходит из сосуда № 1 в сосуд № 2, загрязняя находящуюся в нем жидкость. Раствор, находящийся в сосуде № 3, тоже, в известной степени, загрязняется от раствора № 1. Все растворы должны заменяться периодически. При загрязнении раствора № 1 его выбрасывают и заменяют новым. Раствор № 2 фильтруют и используют снова. Для этой цели лучше всего использовать фильтровальную бумагу. Раствор № 3 обычно абсолютно чистый и более выгодно вылить его в сосуд № 2 и применять не фильтруя. Для жидкости № 3 применяют отфильтрованный раствор, добавляя немного свежего раствора. Очень большое значение имеет количество жидкости, помещаемой в каждый сосуд. Малое количество раствора не покроет всех деталей в корзинке. Кроме того, недостаточное количество растворов №2 и №3 может вызвать образование коррозии. Если сосуды слишком полны, при вращении корзины раствор будет разбрызгиваться. Крупные детали часов вроде платины, мостов, барабана и др. помещаются на дно корзины. Очень важно уложить их так, чтобы они не перекрывали друг друга. Мелкие детали укладываются в одно из углублений на подносе корзины вместе с винтами и собачками. Заводную пружину не рекомендуется пропускать через растворы по изложенным выше причинам. Так как некоторые сорта шеллака плохо переносят воздействие растворов, вилку и баланс не следует подвергать машинной чистке.

Нельзя также чистить в растворах баланс с винтами, не выдерживающими воздействия растворов. Чистку этих деталей производят исключительно бензином. Обычно время промывки составляет полминуты. Промыв детали в растворе № 1, корзину вынимают из раствора и вращают в воздухе с большой скоростью в течение некоторого времени. Затем корзина погружается в раствор № 2, где операция повторяется, а затем то же происходит и в растворе № 3. В заключение корзина загружается в нагревательную камеру, где она медленно вращается в течение минуты. Нельзя терять времени при переходе корзины из раствора № 1 к раствору № 2, так как если раствор № 1 начнет высыхать на поверхности деталей до их дальнейшей промывки, то не исключена возможность образования на них пятен.