Шифры замены - учебная и научная деятельность анисимова владимира викторовича

Целью тегов HTML является передача смысла документу. Не беспокойтесь о том, как ваша веб-страница выглядит. Сосредоточьтесь на значении каждого тега, который вы будете использовать.

В зависимости от написанного вами содержимого, вы можете выбрать подходящий элемент, соответствующий смыслу текста.

Диапазон элементов достаточно широк, чтобы он подходил и для материалов общего назначения (например, абзацы или списки) и для более конкретного содержимого, вроде (для отображения результата вычисления) или (для отображения хода выполнения задачи).

Структурные элементы: организация страницы

Структурные элементы позволяют организовать основные части вашей страницы. Они обычно содержат другие элементы HTML.

Вот что типичная веб-страница может в себя включать:

  • в качестве первого элемента страницы, который может включать в себя логотип и слоган;
  • в качестве заголовка страницы;

  • в качестве основного содержимого страницы, вроде статьи блога;
  • в качестве последнего элемента страницы, расположенного внизу.

Текстовые элементы: определение контента

Внутри структурных элементов вы обычно находите текстовые элементы, призванные определить цель вашего содержимого.

Вы, в основном, будете использовать:

  • Для абзацев;

    • для (неупорядоченных) списков;
      1. для (упорядоченных) списков;
      2. для отдельных пунктов списка;
      3. для цитат.

    Строчные элементы: различный текст

    Поскольку текстовые элементы могут быть длинными, но с разным содержанием, строчные элементы позволяют различать части текста.

    Есть много строчных элементов, но вы обычно столкнётесь со следующими:

    Просто читая этот код HTML, вы можете легко понять, что означает каждый элемент HTML .

    Основной заголовок страницы

    Подзаголовок

    Какие-то всякие разные штуки и некоторые выделенные и даже важные слова.

    Другой абзац.

    • Один
    • Два
    • Три
    Однажды сказано

    Общие элементы

    Когда ни один семантический элемент не подходит для вашего содержимого, но вы всё ещё хотите вставить элемент HTML (в целях группирования или стилизации), то можете остановиться на одном из двух общих элементов:

    Хотя эти элементы HTML на самом деле не несут какого-либо смысла , они пригодятся когда мы начнём использовать CSS.

    Не заморачивайтесь на семантике

    Существует около 100 семантических элементов HTML на выбор. Это много. Может оказаться непреодолимым пройтись по этому списку и выбрать соответствующий элемент для вашего контента.

    Но не тратьте слишком много времени, беспокоясь об этом. Если вы будете придерживаться следующего списка на данный момент, этого будет достаточно.

    Структурные Текстовые Строчные












    4.1. Основы шифрования

    Сущность шифрования методом замены заключается в следующем . Пусть шифруются сообщения на русском языке и замене подлежит каждая буква этих сообщений. Тогда, букве А исходного алфавита сопоставляется некоторое множество символов (шифрозамен) М А, Б – М Б, …, Я – М Я . Шифрозамены выбираются таким образом, чтобы любые два множества (М I и М J , i ≠ j ) не содержали одинаковых элементов (М I ∩ М J = Ø ).

    Таблица, приведенная на рис.4.1, является ключом шифра замены. Зная ее, можно осуществить как шифрование, так и расшифрование.

    А Б ... Я
    М А М Б ... М Я

    Рис.4.1. Таблица шифрозамен

    При шифровании каждая буква А открытого сообщения заменяется любым символом из множества М А . Если в сообщении содержится несколько букв А , то каждая из них заменяется на любой символ из М А . За счет этого с помощью одного ключа можно получить различные варианты шифрограммы для одного и того же открытого сообщения. Так как множества М А, М Б, ..., М Я попарно не пересекаются, то по каждому символу шифрограммы можно однозначно определить, какому множеству он принадлежит, и, следовательно, какую букву открытого сообщения он заменяет. Поэтому расшифрование возможно и открытое сообщение определяется единственным образом.

    Приведенное выше описание сущности шифров замены относится ко всем их разновидностям за исключением , в которых для зашифрования разных символов исходного алфавита могут использоваться одинаковые шифрозамены (т.е. М I ∩ М J ≠ Ø , i ≠ j ).

    Метод замены часто реализуется многими пользователями при работе на компьютере. Если по забывчивости не переключить на клавиатуре набор символов с латиницы на кириллицу, то вместо букв русского алфавита при вводе текста будут печататься буквы латинского алфавита («шифрозамены»).

    Для записи исходных и зашифрованных сообщений используются строго определенные алфавиты. Алфавиты для записи исходных и зашифрованных сообщений могут отличаться. Символы обоих алфавитов могут быть представлены буквами, их сочетаниями, числами, рисунками, звуками, жестами и т.п. В качестве примера можно привести пляшущих человечков из рассказа А. Конан Дойла () и рукопись рунического письма () из романа Ж. Верна «Путешествие к центру Земли».

    Шифры замены можно разделить на следующие подклассы (разновидности).

    Рис.4.2. Классификация шифров замены

    I. Регулярные шифры. Шифрозамены состоят из одинакового количества символов или отделяются друг от друга разделителем (пробелом, точкой, тире и т.п.).

    Лозунговый шифр. Для данного шифра построение таблицы шифрозамен основано на лозунге (ключе) – легко запоминаемом слове. Вторая строка таблицы шифрозамен заполняется сначала словом-лозунгом (причем повторяющиеся буквы отбрасываются), а затем остальными буквами, не вошедшими в слово-лозунг, в алфавитном порядке. Например, если выбрано слово-лозунг «ДЯДИНА», то таблица имеет следующий вид.

    А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
    Д Я И Н А Б В Г Е Ё Ж З Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю

    Рис.4.4. Таблица шифрозамен для лозунгового шифра

    При шифровании исходного сообщения «АБРАМОВ» по приведенному выше ключу шифрограмма будет выглядеть «ДЯПДКМИ».

    Полибианский квадрат. Шифр изобретен греческим государственным деятелем, полководцем и историком Полибием (203-120 гг. до н.э.). Применительно к русскому алфавиту и индийским (арабским) цифрам суть шифрования заключалась в следующем. В квадрат 6х6 выписываются буквы (необязательно в алфавитном порядке).


    1 2 3 4 5 6
    1 А Б В Г Д Е
    2 Ё Ж З И Й К
    3 Л М Н О П Р
    4 С Т У Ф Х Ц
    5 Ч Ш Щ Ъ Ы Ь
    6 Э Ю Я - - -

    Рис.4.5. Таблица шифрозамен для полибианского квадрата

    Шифруемая буква заменяется на координаты квадрата (строка-столбец), в котором она записана. Например, если исходное сообщение «АБРАМОВ», то шифрограмма – «11 12 36 11 32 34 13». В Древней Греции сообщения передавались с помощью оптического телеграфа (с помощью факелов). Для каждой буквы сообщения вначале поднималось количество факелов, соответствующее номеру строки буквы, а затем номеру столбца.

    Таблица 4.1. Частота появления букв русского языка в текстах

    № п/п Буква Частота, % № п/п Буква Частота, %
    1 О 10.97 18 Ь 1.74
    2 Е 8.45 19 Г 1.70
    3 А 8.01 20 З 1.65
    4 И 7.35 21 Б 1.59
    5 Н 6.70 22 Ч 1.44
    6 Т 6.26 23 Й 1.21
    7 С 5.47 24 Х 0.97
    8 Р 4.73 25 Ж 0.94
    9 В 4.54 26 Ш 0.73
    10 Л 4.40 27 Ю 0.64
    11 К 3.49 28 Ц 0.48
    12 М 3.21 29 Щ 0.36
    13 Д 2.98 30 Э 0.32
    14 П 2.81 31 Ф 0.26
    15 У 2.62 32 Ъ 0.04
    16 Я 2.01 33 Ё 0.04
    17 Ы 1.90

    Существуют подобные таблицы для пар букв (биграмм). Например, часто встречаемыми биграммами являются «то», «но», «ст», «по», «ен» и т.д. Другой прием вскрытия шифрограмм основан на исключении возможных сочетаний букв. Например, в текстах (если они написаны без орфографических ошибок) нельзя встретить сочетания «чя», «щы», «ьъ» и т.п.

    Для усложнения задачи вскрытия шифров однозначной замены еще в древности перед шифрованием из исходных сообщений исключали пробелы и/или гласные буквы. Другим способом, затрудняющим вскрытие, является шифрование биграммами (парами букв).

    4.3. Полиграммные шифры

    Полиграммные шифры замены - это шифры, в которых одна шифрозамена соответствует сразу нескольким символам исходного текста.

    Биграммный шифр Порты . Шифр Порты, представленный им в виде таблицы, является первым известным биграммным шифром. Размер его таблицы составлял 20 х 20 ячеек; наверху горизонтально и слева вертикально записывался стандартный алфавит (в нем не было букв J, К, U, W, X и Z). В ячейках таблицы могли быть записаны любые числа, буквы или символы - сам Джованни Порта пользовался символами - при условии, что содержимое ни одной из ячеек не повторялось. Применительно к русскому языку таблица шифрозамен может выглядеть следующим образом.


    А Б В Г Д Е
    (Ё)
    Ж З И
    (Й)
    К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
    А 001 002 003 004 005 006 007 008 009 010 011 012 013 014 015 016 017 018 019 020 021 022 023 024 025 026 027 028 029 030 031
    Б 032 033 034 035 036 037 038 039 040 041 042 043 044 045 046 047 048 049 050 051 052 053 054 055 056 057 058 059 060 061 062
    В 063 064 065 066 067 068 069 070 071 072 073 074 075 076 077 078 079 080 081 082 083 084 085 086 087 088 089 090 091 092 093
    Г 094 095 096 097 098 099 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124
    Д 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155
    Е (Ё) 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186
    Ж 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217
    З 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248
    И (Й) 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279
    К 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310
    Л 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341
    М 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372
    Н 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403
    О 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 416 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434
    П 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449 450 451 452 453 454 455 456 457 458 459 460 461 462 463 464 465
    Р 466 467 468 469 470 471 472 473 474 475 476 477 478 479 480 481 482 483 484 485 486 487 488 489 490 491 492 493 494 495 496
    С 497 498 499 500 501 502 503 504 505 506 507 508 509 510 511 512 513 514 515 516 517 518 519 520 521 522 523 524 525 526 527
    Т 528 529 530 531 532 533 534 535 536 537 538 539 540 541 542 543 544 545 546 547 548 549 550 551 552 553 554 555 556 557 558
    У 559 560 561 562 563 564 565 566 567 568 569 570 571 572 573 574 575 576 577 578 579 580 581 582 583 584 585 586 587 588 589
    Ф 590 591 592 593 594 595 596 597 598 599 600 601 602 603 604 605 606 607 608 609 610 611 612 613 614 615 616 617 618 619 620
    Х 621 622 623 624 625 626 627 628 629 630 631 632 633 634 635 636 637 638 639 640 641 642 643 644 645 646 647 648 649 650 651
    Ц 652 653 654 655 656 657 658 659 660 661 662 663 664 665 666 667 668 669 670 671 672 673 674 675 676 677 678 679 680 681 682
    Ч 683 684 685 686 687 688 689 690 691 692 693 694 695 696 697 698 699 700 701 702 703 704 705 706 707 708 709 710 711 712 713
    Ш 714 715 716 717 718 719 720 721 722 723 724 725 726 727 728 729 730 731 732 733 734 735 736 737 738 739 740 741 742 743 744
    Щ 745 746 747 748 749 750 751 752 753 754 755 756 757 758 759 760 761 762 763 764 765 766 767 768 769 770 771 772 773 774 775
    Ъ 776 777 778 779 780 781 782 783 784 785 786 787 788 789 790 791 792 793 794 795 796 797 798 799 800 801 802 803 804 805 806
    Ы 807 808 809 810 811 812 813 814 815 816 817 818 819 820 821 822 823 824 825 826 827 828 829 830 831 832 833 834 835 836 837
    Ь 838 839 840 841 842 843 844 845 846 847 848 849 850 851 852 853 854 855 856 857 858 859 860 861 862 863 864 865 866 867 868
    Э 869 870 871 872 873 874 875 876 877 878 879 880 881 882 883 884 885 886 887 888 889 890 891 892 893 894 895 896 897 898 899
    Ю 900 901 902 903 904 905 906 907 908 909 910 911 912 913 914 915 916 917 918 919 920 921 922 923 924 925 926 927 928 929 930
    Я 931 932 933 934 935 936 937 938 939 940 941 942 943 944 945 946 947 948 949 950 951 952 953 954 955 956 957 958 959 960 961

    Рис.4.10. Таблица шифрозамен для шифра Порты

    Шифрование выполняется парами букв исходного сообщения. Первая буква пары указывает на строку шифрозамены, вторая - на столбец. В случае нечетного количества букв в исходном сообщении к нему добавляется вспомогательный символ («пустой знак»). Например, исходное сообщение «АБ РА МО В», зашифрованное – «002 466 355 093». В качестве вспомогательного символа использована буква «Я».

    Шифр Playfair (англ. «Честная игра»). В начале 1850-х гг. Чарлз Уитстон придумал так называемый «прямоугольный шифр». Леон Плейфер, близкий друг Уитстона, рассказал об этом шифре во время официального обеда в 1854 г. министру внутренних дел лорду Пальмерстону и принцу Альберту. А поскольку Плейфер был хорошо известен в военных и дипломатических кругах, то за творением Уитстона навечно закрепилось название «шифр Плейфера».

    Данный шифр стал первым буквенным биграммным шифром (в биграммной таблице Порты использовались символы, а не буквы). Он был предназначен для обеспечения секретности телеграфной связи и применялся британскими войсками в Англо-бурской и Первой мировой войнах. Им пользовалась также австралийская служба береговой охраны островов во время Второй мировой войны.

    Шифр предусматривает шифрование пар символов (биграмм). Таким образом, этот шифр более устойчив к взлому по сравнению с шифром простой замены, так как затрудняется частотный анализ. Он может быть проведен, но не для 26 возможных символов (латинский алфавит), а для 26 х 26 = 676 возможных биграмм. Анализ частоты биграмм возможен, но является значительно более трудным и требует намного большего объема зашифрованного текста.

    Для шифрования сообщения необходимо разбить его на биграммы (группы из двух символов), при этом, если в биграмме встретятся два одинаковых символа, то между ними добавляется заранее оговоренный вспомогательный символ (в оригинале – X , для русского алфавита - Я ). Например, «зашифрованное сообщение» становится «за ши фр ов ан но ес оЯ об ще ни еЯ ». Для формирования ключевой таблицы выбирается лозунг и далее она заполняется по правилам шифрующей системы Трисемуса. Например, для лозунга «ДЯДИНА» ключевая таблица выглядит следующим образом.

    Д Я И Н А Б
    В Г Е Ё Ж З
    Й К Л М О П
    Р С Т У Ф Х
    Ц Ч Ш Щ Ъ Ы
    Ь Э Ю - 1 2

    Рис.4.11. Ключевая таблица для шифра Playfair

    Затем, руководствуясь следующими правилами, выполняется зашифровывание пар символов исходного текста:

    1. Если символы биграммы исходного текста встречаются в одной строке, то эти символы замещаются на символы, расположенные в ближайших столбцах справа от соответствующих символов. Если символ является последним в строке, то он заменяется на первый символ этой же строки.

    2. Если символы биграммы исходного текста встречаются в одном столбце, то они преобразуются в символы того же столбца, находящимися непосредственно под ними. Если символ является нижним в столбце, то он заменяется на первый символ этого же столбца.

    3. Если символы биграммы исходного текста находятся в разных столбцах и разных строках, то они заменяются на символы, находящиеся в тех же строках, но соответствующие другим углам прямоугольника.

    Пример шифрования.

    Биграмма «за» формирует прямоугольник – заменяется на «жб»;

    Биграмма «ши» находятся в одном столбце – заменяется на «юе»;

    Биграмма «фр» находятся в одной строке – заменяется на «хс»;

    Биграмма «ов» формирует прямоугольник – заменяется на «йж»;

    Биграмма «ан» находятся в одной строке – заменяется на «ба»;

    Биграмма «но» формирует прямоугольник – заменяется на «ам»;

    Биграмма «ес» формирует прямоугольник – заменяется на «гт»;

    Биграмма «оя» формирует прямоугольник – заменяется на «ка»;

    Биграмма «об» формирует прямоугольник – заменяется на «па»;

    Биграмма «ще» формирует прямоугольник – заменяется на «шё»;

    Биграмма «ни» формирует прямоугольник – заменяется на «ан»;

    Биграмма «ея» формирует прямоугольник – заменяется на «ги».

    Шифрограмма – «жб юе хс йж ба ам гт ка па шё ан ги».

    Для расшифровки необходимо использовать инверсию этих правил, откидывая символы Я (или Х ), если они не несут смысла в исходном сообщении.

    Он состоял из двух дисков – внешнего неподвижного и внутреннего подвижного дисков, на которые были нанесены буквы алфавита. Процесс шифрования заключался в нахождении буквы открытого текста на внешнем диске и замене ее на букву с внутреннего диска, стоящую под ней. После этого внутренний диск сдвигался на одну позицию и шифрование второй буквы производилось уже по новому шифралфавиту. Ключом данного шифра являлся порядок расположения букв на дисках и начальное положение внутреннего диска относительно внешнего.

    Таблица Трисемуса. Одним из шифров, придуманных немецким аббатом Трисемусом, стал многоалфавитный шифр, основанный на так называемой «таблице Трисемуса» - таблице со стороной равной n , где n – количество символов в алфавите. В первой строке матрицы записываются буквы в порядке их очередности в алфавите, во второй – та же последовательность букв, но с циклическим сдвигом на одну позицию влево, в третьей – с циклическим сдвигом на две позиции влево и т.д.

    А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
    Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А
    В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б
    Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В
    Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г
    Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д
    Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е
    Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё
    З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж
    И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З
    Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И
    К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й
    Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К
    М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л
    Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М
    О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н
    П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О
    Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П
    С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р
    Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С
    У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т
    Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У
    Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф
    Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х
    Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц
    Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч
    Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш
    Ъ Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ
    Ы Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ
    Ь Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы
    Э Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь
    Ю Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э
    Я А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю

    Рис.4.17. Таблица Трисемуса

    Первая строка является одновременно и алфавитом для букв открытого текста. Первая буква текста шифруется по первой строке, вторая буква по второй и так далее. После использования последней строки вновь возвращаются к первой. Так сообщение «АБРАМОВ» приобретет вид «АВТГРУЗ».

    Система шифрования Виженера. В 1586 г. французский дипломат Блез Виженер представил перед комиссией Генриха III описание простого, но довольно стойкого шифра, в основе которого лежит таблица Трисемуса.

    Перед шифрованием выбирается ключ из символов алфавита. Сама процедура шифрования заключается в следующем. По i-ому символу открытого сообщения в первой строке определяется столбец, а по i-ому символу ключа в крайнем левом столбце – строка. На пересечении строки и столбца будет находиться i-ый символ, помещаемый в шифрограмму. Если длина ключа меньше сообщения, то он используется повторно. Например, исходное сообщение «АБРАМОВ», ключ – «ДЯДИНА», шифрограмма – «ДАФИЪОЁ».

    Справедливости ради, следует отметить, что авторство данного шифра принадлежит итальянцу Джованни Батиста Беллазо, который описал его в 1553 г. История «проигнорировала важный факт и назвала шифр именем Виженера, несмотря на то, что он ничего не сделал для его создания» . Беллазо предложил называть секретное слово или фразу паролем (ит. password; фр. parole - слово).

    В 1863 г. Фридрих Касиски опубликовал алгоритм атаки на этот шифр, хотя известны случаи его взлома шифра некоторыми опытными криптоаналитиками и ранее. В частности, в 1854 г. шифр был взломан изобретателем первой аналитической вычислительной машины Чарльзом Бэббиджем, хотя этот факт стал известен только в XX в., когда группа ученых разбирала вычисления и личные заметки Бэббиджа . Несмотря на это шифр Виженера имел репутацию исключительно стойкого к «ручному» взлому еще долгое время. Так, известный писатель и математик Чарльз Лютвидж Доджсон (Льюис Кэрролл) в своей статье «Алфавитный шифр», опубликованной в детском журнале в 1868 г., назвал шифр Виженера невзламываемым. В 1917 г. научно-популярный журнал «Scientific American» также отозвался о шифре Виженера, как о неподдающемся взлому .

    Роторные машины. Идеи Альберти и Беллазо использовались при создании электромеханических роторных машин первой половины ХХ века. Некоторые из них использовались в разных странах вплоть до 1980-х годов. В большинстве из них использовались роторы (механические колеса), взаимное расположение которых определяло текущий алфавит шифрозамен, используемый для выполнения подстановки. Наиболее известной из роторных машин является немецкая машина времен Второй мировой войны «Энигма» .

    Выходные штыри одного ротора соединены с входными штырями следующего ротора и при нажатии символа исходного сообщения на клавиатуре замыкали электрическую цепь, в результате чего загоралась лампочка с символом шифрозамены.

    Рис.4.19. Роторная система Энигмы [www.cryptomuseum.com ]

    Шифрующее действие «Энигмы» показано для двух последовательно нажатых клавиш - ток течёт через роторы, «отражается» от рефлектора, затем снова через роторы.

    Рис.4.20. Схема шифрования

    Примечание. Серыми линиями показаны другие возможные электрические цепи внутри каждого ротора. Буква A шифруется по-разному при последовательных нажатиях одной клавиши, сначала в G , затем в C . Сигнал идет по другому маршруту за счёт поворота одного из роторов после нажатия предыдущей буквы исходного сообщения.

    3. Дайте характеристику разновидностям шифров замены.

  • 10. Позиционные чередования гласных фонем. Количественная и качественная редукция гласных фонем.
  • 11. Позиционные чередования согласных фонем. Ассимиляция и диссимиляция по глухости/звонкости и по твердости/мягкости.
  • 12. Исторические чередования фонем.
  • 13. Падение редуцированных гласных фонем и последствия этого явления.
  • 14. Чередования, связанные с историей носовых звуков в древнерусском языке.
  • 15. Палатализация заднеязычных.
  • 17. Фонетическая транскрипция. Фонематическая транскрипция
  • 18. Слог. Слогораздел. Типы слогов.
  • 19. Фонетическое слово. Ударение
  • 20. Речевой такт. Интонация
  • 21. Ударение. Интонационные конструкции
  • 21. Фраза. Интонация
  • 22. Понятие об орфоэпии
  • 23. Основные правила русского литературного произношения.
  • 24. Произношение гласных под ударением. Произношение безударных гласных.
  • 25. Произношение отдельных согласных звуков.
  • 26. Произношение групп согласных.
  • 27. Произношение некоторых грамматических форм.
  • 28. Произношение некоторых аббревиатур. Особенности произношения иноязычных слов.
  • 29. Трудные случаи усвоения ударения в русском языке.
  • 30. Развитие русского литературного произношения.
  • 31. Грамматическое кодирование
  • 32. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): причинность.
  • 33. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): следствие, результат, цель.
  • 34. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): превращение, изменение
  • 35. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): взаимодействие, группировка, общность, объединение
  • 36. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): разделение, влияние, условие, вхождение.
  • 37. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): соответствие, управление, подчинение, зависимость.
  • 38. Семантическое кодирование. Одноаргументные (постоянные признаки):свойство, необходимость, возможность, вероятность, есть, нет.
  • 39. Семантическое кодирование. Одноаргументные (постоянные признаки): истинность, ложность.
  • Семантический код. Его цели. Предназначение. Принцип построения. Возможности.
  • Предназначение семантического кода. Термин «смысл».
  • Предназначение семантического кода. Текст. Информация. Гипертекст в освоении информации.
  • 43. Грамматический и семантический анализ при семантическом кодировании.
  • 44. Русский семантический словарь сочетаемости и ассоциативный словарь при семантическом кодировании.
  • Предназначение семантического кода. Системный изоморфизм.
  • Предназначение семантического кода. Принцип необходимого и достаточного.
  • Предназначение семантического кода. Связность классов и подклассов
  • 48. Предназначение семантического кода. Принцип иерархичности/ неиерархичности.
  • 49. Предназначение семантического кода. Системная метафоричность.
  • 50. Ситуативный (ситуационный) семантический код.
  • 51. Семантическое кодирование. Выравнивающе-толковательный код. Матрешный код.
  • 52. Основные задачи и ключевые понятия речевого интерфейса.
  • 53. Исторический обзор проблемы распознавания и синтеза речи.
  • 54. Системы автоматического синтеза речи. Практические приложения речевого интерфейса.
  • 55. Системы автоматического распознавания речи. Практические приложения речевого интерфейса.
  • 56. Лингвистические основы речевого интерфейса. Использование лингвистики в реализации речевых систем.
  • 57. Структура речевого сигнала. Анализ и синтез. Спектрально-временные характеристики речевого сигнала.
  • 58. Информационная и модуляционная структура речевого сигнала.
  • 59. Методы синтеза речевого сигнала. Обобщенные математические модели описания речевых сигналов.
  • 60. Методы синтеза речевого сигнала. Геометрическая модель речевого тракта.
  • 61. Методы синтеза речевого сигнала. Формантная модель.
  • 62. Компиляционные методы синтеза речевого сигнала.
  • 63. Методы анализа речевого сигнала.
  • 64. Метод цифровой фильтрации речевого сигнала. Спектральный анализ с использованием алгоритмов бпф. Метод цифровой фильтрации
  • Спектральный анализ с использованием алгоритмов бпф
  • 65. Спектральный анализ на основе линейного предсказания. Формантно-параметрическое описание речевого сигнала. Спектральный анализ на основе линейного предсказания
  • Формантно-параметрическое описание речевого сигнала
  • 66. Метод кепстральных коэффициентов. Особенности восприятия речи. Свойства рецептивного восприятия речи человеком. Метод кепстральных коэффициентов
  • 67. Свойства рецептивного восприятия речевых сигналов. Природа слуховых (фонетических) признаков речевого сигнала. Свойства рецептивного восприятия речевых сигналов
  • Природа слуховых (фонетических) признаков речевого сигнала
  • 68. Свойства восприятия минимальных смыслоразличительных элементов речи
  • 69. Синтез речи по тексту. Структура синтезатора речи по тексту.
  • Структура синтезатора речи по тексту Ключевые понятия:
  • 70. Лингвистический процессор. Предварительная обработка текста. Пофразовая обработка текста.
  • Предварительная обработка текста
  • Пофразовая обработка текста
  • 71. Пословная обработка теста. Пример работы лингвистического процессора. Пословная обработка текста
  • Пример работы лингвистического процессора
  • 72. Просодический процессор
  • 73.Фонетический процессор. Артикуляторно-фонетический процессор. Формантный фонетический процессор.
  • 74. Аллофонный фонетический процессор. Акустический процессор.
  • 75. Аппроксимация геометрии речевого такта. Акустический процессор, основанный на компиляционных методах синтеза речи.
  • 76. Классификация систем автоматического распознавания речи. Методы автоматического распознавания речи.
  • 77. Классификация методов распознавания речи.
  • 78. Метод динамического программирования.
  • 79. Метод скрытых марковских моделей.
  • 80. Структурно-экспертные методы распознавания речи. Экспертный подход к фонемному распознаванию речи.
  • 81. Проблемы обучения в распознавании речи и методы создания эталонных слов. Метод создания многокластерных эталонов речи.
  • 82.Проблема плотных упаковок. Формульное представление знаний как вариант плотных упаковок.
    1. Семантический код. Его цели. Предназначение. Принцип построения. Возможности.

    Целью дан разр явл:

      Сформировать наиб общ принц созд сем кода

      Показ в общем виде на примерах его возможности

      Обнаруж пути возм. Статья 100 000-го словаря

      Созд пробн сист. Мы оперир словарем в объеме около 400 слов и выр-ний. И наз отвеч на вопр к тексту обземом в страницу не представл сложности.

    Подобн система мб постр лингвистически за 2-3 месяца, за 2 мес отлажена в прогр виде. При этом можно искл тот же самый текст, как на РЯ, так и на АЯ

    При всей искуств текста, а он практически содержит избыт инф-цию в реальн текстах такой инф-ции не бывает. Данная работа - аналог сист груб понимания при одном условии: если мы решим, что такое машинное понимание?

    Принципы хранятся в двух основных моментах:

      Прежде всего целостн картины мира … на отдельные части множ-вом. Пр0-й. Именно поэтому ученье часто ив о «мозаичном» знании. Так, в моногр фр иссл-я А. Моля целый раздел посвящен мозаичной культуре и ср-вам масс коммуникации, созд именно мозаичн картины мира

    Чаще всего эти Пр0-и несвяз др с другом и в силу отсуств общ сист термин-ии. Эта разобщ мешает формализ даже именому знание о мире. Это происходит из-за того, что в рамках Пр0 вновь сталк с делен на подобл знания.

        При разг о зания и попытки их форм-ть не учит-ся сама изм приращ знаний за счет их можериз-я. Знания приобр-ся лишь за счет напол нав игф, а не за счет лог вывода новых знаний на базе старых. Между тем ребенок, освоив мир, моделирует и модернизирует.

    Причины создания такой научн сист-м соверш разнопл. Одна из них - это отсуствие мат аппарата и эмпиризм и диктат практики. Само отсутсв мат аппарата мб и неведения что этот апп нах-ся в твоих руках, но ты его не видишь.

    1. Предназначение семантического кода. Термин «смысл».

    Смысл относится к тем загадочным явлениям, которые считаются как бы общеизвестными, поскольку постоянно фигурируют как в научном, так и обыденном общении. На самом деле он не только не имеет сколько-нибудь строгого общепринятого определения, но и на описательном уровне существует большой разброс суждений о том, что это такое. Иногда допускается, что смысл принадлежит к тем наиболее общим категориям, которые не подлежат определению и должны восприниматься как некоторая данность. В настоящее время в связи с необходимостью решения целого ряда актуальных задач как теоретического, так и прикладного характера, где понятие смысла играет ключевое значение, требуются определенные уточнения данного понятия.

    Онтология смысла приобретает особую значимость в связи с теми изменениями в понимании объекта, предмета и задач лингвистики, которые уже произошли и продолжают происходить в настоящее время. Если в период, когда доминировала абсолютизация языка как самодостаточной автономной сущности, смысл часто выступал лишь как некоторое факультативное явление, находящееся на периферии интересов исследователей, то при обращении к речи, тексту, дискурсу смысл начинает фигурировать как одна из наиболее фундаментальных категорий.

    С.А.Васильев различает предметный смысл и текстовый. Предметный смысл связывается им с механизмом вычленения, осознания предметов реальной действительности. В связи с этим основу смысла, по мнению автора, составляет способность устанавливать тождество и различие."Вещи неразличимы, если имеют для человека равный смысл, как неразличимы штампованные экземпляры одной и той же детали" (Васильев 1988, 96).

    С.А.Васильев выделяет несколько составляющих смысла. Одной из таких составляющих является предметная объективация человеческого опыта в виде знания о данном предмете. Но оно, по мнению автора, образует лишь наиболее общую составляющую смысла, интерсубъектную по своему источнику, имеющую общечеловеческую ценность. Помимо этого смысл содержит и такие компоненты, которые выражают жизненные установки ее носителей, их особые отношения к предметному миру. Эти две составляющие смысла лежат в основе межиндивидуального общения, а потому откладываются в их сознании и фиксируются как устойчивые, повторяющиеся компоненты, постоянно воспроизводимые в речи.

    Кроме того, в состав смысла входит индивидуальный опыт, глубоко личностные отношения индивида к предмету и возникающие отсюда ожидания, привязанности, эмоции, памятные ассоциации, которые выделяют данный предмет из множества похожих на него.

    Все это составляет, по терминологии автора, "смысл-ценность", который имеет отношение не только к предметному миру, но реализуется и на уровне текста, составляя один из его смысловых уровней. Другой уровень текста составляет "смысл-сообщение" т.е. то, что хотел сказать автор.

    Все это позволяет автору сделать вывод о том, что заключенный в тексте "смысл-сообщение" является специфическим свойством, отличающим его от всех прочих предметов, которые текстами не являются, а "смысл-ценность", который текст приобретает вследствие включенности его в систему жизнедеятельности человеческого общества, наоборот, сближает его с другими предметами, делает его элементом того предметного универсума, в котором разворачивается вся человеческая жизнь.

    Характеризуя "смысл-сообщение", С.А.Васильев обращает внимание на одну очень существенную его особенность. Он задается вопросом: за счет чего смысл целого высказывания оказывается всегда больше суммы значений, образующих его слов? В связи с этим он анализирует фрагмент романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени", в частности, слова Максимыча, характеризующие поведение Печорина:"...ставни стукнут, он вздрогнет и побледнеет; а при мне на кабана ходил один на один..." Автор отмечает, что приведенные слова сами по себе не воссоздают смысл поведения героя. Он считает, что здесь "говорит" само поведение, сам поступок: пугливость, храбрость... Как бы мы эти слова не сочетали, мы никак не получим значения пугливости, храбрости. Союз "а" здесь противопоставляет смысл не двух частей фразы, а двух способов поведения, которое мы понимаем на основе нашего индивидуального и усвоенного коллективного опыта. В результате автор делает чрезвычайно важный для понимания природы смысла вывод: "Здесь происходит использование невербальных средств в вербальном тексте"(Васильев 1988, 98). Это во-первых, свидетельствует об экстралингвистическом характере смысла, во-вторых, о том, что он является внешним по отношению к тексту, поскольку связан с актуализацией прошлого опыта, знания, оценочно-эмоциональных компонентов сознания личности. Кроме того, отсюда можно сделать вывод и о том, что смысл не содержится непосредственно в тексте, а является производным от процесса понимания, в котором он собственно и возникает как некоторая субстанция. Этот вывод возникает как объективное следствие, вытекающее из рассуждений автора, хотя оно и вступает в противоречие с некоторыми другими его положениями.

    И судя по тем рассуждениям, которые были в комментариях, мне бы хотелось прояснить один важный момент, который нужно понимать, прежде чем говорить о языке HTML и тегах, которые в нем используются.

    Момент этот заключается в понимании такого важного понятия, как семантика кода . Давайте в этой заметке попытаемся разобраться с этим вопросом и зачем это все нужно.

    Что такое семантика кода ?

    Семантика (с лингвистической точки зрения) – это смысл, информационное содержание языка или отдельной его единицы.

    Как мы знаем, структурными единицами языка HTML являются теги, они и являются теми самими отдельными единицами, которые несут смысл, информационное содержание.

    Когда перед нами есть какая-то информация, которую нужно представить на веб-странице в Интернете, в первую очередь, мы должны объяснить компьютеру, какая часть этой информации, чем является. Не зная об этом, он просто не сможет правильно отобразить все содержимое.

    Таким образом, когда мы создаем веб-страницу, с помощью языка HTML , мы объясняем компьютеру, какой элемент, какую роль должен играть на странице.

    Мы должны понимать, что содержание каждого элемента веб-страницы должно быть заключено в теги, которые бы соответствовали их логическому и смысловому назначению.

    Т.е. заголовки в тексте заключались бы в теги h 1-h 6, абзацы в теги p , списки в теги ul /ol (li ) и.т.д.

    Код, который соответствует этим условиям, называют семантическим т.е. каждому элементу на веб-странице, соответствует правильное смысловое значение.

    А теперь вопрос, можем ли мы заголовок на веб-странице, заключить в тег абзаца?
    А почем нет? Конечно, можем. Многие скажут, но ведь при этом мы теряем оформление, которое имеют заголовки h 1-h 6. Но, на самом деле, оформление здесь никакой роли не играет. С помощью стилей CSS , мы можем присвоить любому абзацу точно такое же оформление, которое было у элемента h 1-h 6.

    Вывод, который мы с вами должны сделать, исходя из этого, семантика кода и оформление это две разные вещи, которые не нужно путать между собой. Определенное оформление каждому тегу присваивается, но его можно легко изменить,а вот изменить семантическое значение этого тега уже нельзя.

    Мы можем заключить заголовок в абзац, но при этом теряется семантичность кода и этот текст будет нести совершенно иной смысл.

    Поэтому, прежде чем заключать элемент в какой-либо тег, желательно подумать, а какую функцию, смысл он несет на странице?

    Возникает логичный вопрос, а зачем в таком случае вообще нужна семантика кода?

    Зачем заголовки делать заголовками, абзацы делать абзацами, аббревиатуры делать аббревиатурами и.т.д.?

    По моему мнению, есть несколько причин, которые помогут вам склониться в сторону семантического кода. Что нам дает семантическая разметка?

    1) Информацию о том, как браузеру по умолчанию отображать тот или иной элемент на странице;

    Например, мы знаем, что заголовок h 1, если не задавать ему никаких специальных стилей, отображается на странице размером 2em и жирным шрифтом. Но, по моему мнению это самая не существенная причина.

    2) Семантический код лучше читается и воспринимается поисковыми системами;

    Считается, что страница, которая имеет семантическую разметку, при прочих равных условиях, будет выдаваться выше в результатах выдачи поисковых систем, чем страница с несемантическим кодом.

    2) Код более понятный для человека;

    Согласитесь, что разобраться с кодом, где все четко прописано, что эта часть текста является абзацем, эта аббревиатурой, и.т.д. намного легче, чем с кодом, где вся информация идет одной сплошной структурой и не понятно, что хотел сказать автор.

    3) Проще получить доступ к элементу и как следствие большая гибкость.

    Делая код семантическим, вы сможете намного проще обращаться к этим элементам с помощью специальных средств, которые работают с элементами на веб-страницах, например, языки CSS , Javascript и др.

    Если вы заключите все аббревиатуры на вашей странице в тег abbr , то в CSS , для того, чтобы все аббревиатуры на вашей странице стали красными достаточно будет просто прописать.

    abbr {color :red ;}

    Вместо того, чтобы в HTML выделять и прописывать это правило к каждой отдельно взятой аббревиатуре.

    Это всего лишь один пример, которых можно привести массу.

    По этим причинам нужно понимать, что семантический код просто дает нашему документу больше возможностей. Мы можем применять какие-то теги для улучшения семантики сайта и получать при этом большую функциональность, либо их не применять и не получать эти выгоды.

    Дело ваше!

    Вы должны сами для себя принять это решение.

    Или подстановки. Составляется таблица однозначного соответствия алфавита исходного текста и кодовых символов, и в соответствии с этой таблицей происходит кодирование один в один. Чтобы раскодировать, нужно знать кодовую таблицу.

    Существует большое число кодов, применяемых в разных областях человеческой жизни. Общеизвестные коды применяются по большей части для удобства передачи информации тем или иным способом. Если же кодовая таблица известна только передающему и принимающему, то получается довольно примитивный шифр, который легко поддаётся частотному анализу. Но если человек далёк от теории кодирования и не знаком с частотным анализом текста, то разгадать ему такие шифры довольно проблематично.

    A1Z26

    Простейший шифр. Называется A1Z26 или в русском варианте А1Я33. Буквы алфавита заменяются на их порядковые номера.

    «NoZDR» можно зашифровать как 14-15-26-4-18 или 1415260418.

    Азбука Морзе

    Буквам, цифрам и некоторым знакам сопоставляется набор точек и тире, которые можно передавать по радио, звуком, стуком, световым телеграфом и отмашкой флажками. Более подробно про морзянку можно прочитать на страничке .

    Шрифт Брайля

    Брайль – это система тактильного чтения для слепых, состоящая из шеститочечных знаков, называемых ячейками. Ячейка состоит из трёх точек в высоту и из двух точек в ширину.

    Различные брайлевские знаки формируются путем помещения точек в различные положения внутри ячейки.

    Для удобства точки описываются при чтении следующим образом: 1, 2, 3 слева сверху вниз и 4, 5, 6 справа сверху вниз.

    При составлении текста придерживаются следующих правил:

      между словами пропускается одна ячейка (пробел);

      после запятой и точки с запятой ячейка не пропускается;

      тире пишется слитно с предыдущим словом;

      перед числом ставится цифровой знак.

    Кодовые страницы

    В компьютерных квестах и загадках можно кодировать буквы в соответствии с их кодами в различных кодовых страницах - таблицах, используемых на компьютерах. Для кириллических текстов лучше всего пользоваться самыми распространёнными кодировками: Windows-1251, KOI8, CP866, MacCyrillic. Хотя для сложных шифровок можно выбрать и что-то более экзотичное.

    Кодировать можно шестнадцатеричными числами, а можно и переводить их в десятичные. Например, буква Ё в KOI8-R имеет код B3 (179), в CP866 - F0 (240), а в Windows-1251 - A8 (168). А можно буквам в правых таблицах искать соответствие в левых, тогда текст получится набранным «кракозябрами» типа èαᬫº∩íαδ (866→437) или Êðàêîçÿáðû (1251→Latin-1).

    Вот здесь https://www.artlebedev.ru/tools/decoder/advanced/ есть неплохой раскодировщик таких зашифрованных текстов:)

    Масонский шифр

    Масонский шифр известен также под названием «пигпен» (Pigpen) или «крестики-нолики». Этот шифр представляет собой простой шифр замены, в котором каждой букве алфавита соответствует графический символ, вычисляемой по одной из приведённых ниже сеток.

    Чтобы зашифровать определённую букву при помощи этого шифра, нужно сначала определить место, где эта буква находится в одной из четырёх сеток, а затем нарисовать ту часть сетки, которая окружает эту букву. То есть, как-то так:

    Если знать ключ (то, как буквы расположены в сетках), то разгадать такую надпись довольно легко. А вот если буквы в сетках изначально расставлены по какому-то неизвестному правилу (с ключевым словом, поочерёдно или вообще случайно), то в этой ситуации всегда может помочь

    Использование графических символов вместо букв не является большим препятствием для криптоанализа, и эта система идентична другим простым схемам моноалфавитного замещения. Благодаря своей простоте, данный шифр часто упоминается в детских книжках про шифрование, тайнопись и всякие другие шпионские штучки.

    Точное время происхождения шифра неизвестно, но некоторые из найденных записей этой системы датируются XVIII веком. Вариации этого шифра были использованы орденом розенкрейцеров и масонами. Последние использовали его в своих тайных документах и переписках довольно часто, поэтому шифр и стали называть шифром масонов. Даже на надгробиях масонов можно увидеть надписи, использующие данный шифр. Похожая система шифрования использовалась во время гражданской войны в США армией Джорджа Вашингтона, а также заключенными в федеральных тюрьмах Конфедераций Штатов США.

    Ниже приведены два (синий и красный) варианта заполнения сетки таких шифров. Буквы расположены парами, вторая буква из пары рисуется символом с точкой:

    Авторские шифры

    Шифров, где одному символу алфавита (букве, цифре, знаку препинания) соответствует один (реже больше) графический знак, придумано великое множество. Большинство из них придуманы для использования в фантастических фильмах, мультфильмах и компьютерных играх. Вот некоторые из них:

    Пляшущие человечки

    Один из самых известных авторских шифров подстановки - это « ». Его придумал и описал английский писатель Артур Конан Дойл в одном из своих произведений про Шерлока Холмса. Буквы алфавита заменяются символами, похожими на человечков в разных позах. В книге человечки были придуманы не для всех букв алфавита, поэтому фанаты творчески доработали и переработали символы, и получился вот такой шифр:

    Алфавит Томаса Мора

    А вот такой алфавит описал в своём трактате «Утопия» Томас Мор в 1516 году:

    Шифр Билла Шифра из мультсериала "Гравити Фолз"

    Джедайский алфавит из "Звёздных войн"

    Инопланетянский алфавит из "Футурамы"

    Криптонский алфавит Супермена

    Алфавиты биониклов