Резиновая или фиксированная верстка. Резиновая верстка на div-ах

В этом уроке мы досконально разберем все подводные камни такого, казалось бы, простого понятия, как ширина элемента. Поймем, из чего она складывается и что представляет на самом деле. Так же рассмотрим работу свойства float. Рассмотрим на примере, почему плавающие элементы при изменении ширины окна браузера съезжают на новую строку, и решим данную проблему. Рассмотрим и решим проблему схлопывания границ блока.

Техника 2. Создание резинового меню, используя списки

  • Тема: HTML&CSS
  • Время ролика: 00:16:13
  • Cложность: средняя
  • Прикладные программы: Dreamweaver CS4

Навигация - это, пожалуй, самая главная часть сайта. И у резинового сайта, как правило, навигация тоже резиновая. Создать резиновое меню, используя таблицы, труда не составит. Но когда речь заходит о создании такого меню, используя списки, возникает много вопросов. В уроке мы как раз создадим резиновое меню, используя списки. Разберемся с теорией создания такого меню. Выявим и решим возможные проблемы.

Техника 3. Выстраиваем элементы позиционированием

  • Тема: HTML&CSS
  • Время ролика: 00:23:39
  • Cложность: средняя
  • Прикладные программы: Dreamweaver CS4

Часто возникают ситуации, когда нужно сделать перекрытие элементов. Или заставить элемент располагаться, например, в правом нижнем углу, независимо от того, как расположены окружающие блоки. Данную проблему лучше всего решает свойство position . В уроке мы разберемся с позиционированием элементов. Поработаем над перекрытием элементов с помощью свойства z-index . Выясним необходимое условие для работы свойства z-index .

Техника 4. Центрирование элемента переменной ширины

  • Тема: HTML&CSS
  • Время ролика: 00:11:45
  • Cложность: средняя
  • Прикладные программы: Dreamweaver CS4

При верстке резиновых макетов, часто возникает ситуация, когда необходимо центрировать элемент. Когда известна ширина центрируемого элемента, то проблем не возникает. Все становиться сложнее, когда ширина блока, который нужно расположить по центру, не известна или она может меняться. В уроке мы рассмотрим пример центрирования блока переменной ширины, на примере создания постраничной навигации.

Техника 5. Выравнивание блоков по ширине резинового блока

  • Тема: HTML&CSS
  • Время ролика: 00:16:00
  • Cложность: средняя
  • Прикладные программы: Dreamweaver CS4

Иногда возникает задача, когда нужно расположить несколько блоков по всей ширине родительского блока. То есть первый блок должен быть у самого левого края, последний блок должен быть у правого края. А расстояния между остальными элементами чтобы было одинаковым. Такого несложно добиться при верстке макета фиксированной ширины. Но мы усложним задачу и решим ее в уроке для резинового блока.

При создании сайта в нашей студии, большое внимание уделяется качественной верстке веб-страниц. Больше информации о верстке сайта в нашей студии я писал в другой статье. Сегодня же я хотел бы рассказать о видах верстки - резиновой и фиксированной. Каждый день мы пользуемся разработками зарубежных интернет-гигантов, таких, как Google, Microsoft и Facebook. Мы сидим за АйМаками и АйБиЭм-совместимыми ПК и используем компьютерные стандарты, созданные американскими учеными. Тем не менее, именно благодаря нам появилось сделанное почти «на коленке», с огромным недостатком финансов, практически на голом энтузиазме, весьма заметное в мировом масштабе сообщество www-ресурсов, именуемое чаще всего Рунетом (РУсский интерНЕТ). Хотя никакой четкой границы между «нашими» и «ненашими» реально не существует, так как Сеть интернациональна по определению, отечественным сайтам свойственен ряд характерных особенностей, выделяющих их на общемировом фоне.

Внешне русскоязычный сегмент глобальной Сети очень отличается от западного. В то время как Американский и любой другой сегмент интернета сугубо практичен, наши веб-дизайнеры соревнуются друг с другом в изящности, стильности и внешней привлекательности своих проектов. Такого количества красивых и функционально законченных сайтов нет, похоже, больше нигде.

Один из аспектов, который неизбежно упоминается в связи с отечественным веб-дизайном – это «резиновая» верстка (разметка). В Рунете стандартом считается верстка, при которой дизайн занимает 100% экрана, независимо от разрешения, в то время как западные сайты чаще всего сделаны по жесткой сетке и зафиксированы по ширине.

Сленговое выражение «резиновая» (тянущаяся, нефиксированная) верстка обозначает такой способ формирования странички сайта, при котором основные блоки выстраивают свое взаимное расположение, основываясь на размерах окна браузера. При этом изменение пропорций окна браузера ведет к изменению пропорций сайта. Как правило, размеры колонок или блоков устанавливаются в процентном отношении от ширины окна.

Противовес резиновой верстке – верстка фиксированная. В этом случае сайт имеет строго определенную ширину и жестко заданные пропорции его основных колонок. То есть, в большинстве случаев сайт «уже» окна браузера, располагается либо по центру окна, либо прижат к левому или (крайне редко) правому краю окна. Оставшееся пространство экрана заполняет фон.

Оба подхода имеют свои индивидуальные особенности, плюсы и минусы. В данной статье я попробую на примерах объяснить мотивы выбора разработчиками верстки того, либо иного типа.

Фиксированная верстка

Сайт с фиксированной версткой имеет неизменяющуюся ширину независимо от разрешения экрана пользователя. Наиболее часто используемая ширина составляет 960, либо 1000 пикселей – размер, который гарантирует пользователям с разрешением экрана 1024?768 px (наиболее распространенный случай) и выше возможность нормального просмотра сайта без раздражающей горизонтальной прокрутки.

Статистика использования экранных разрешений в 2011 году:

1280×1024 – 14,8%
1280×800 – 14,4%
1024×768 – 13,8%
1366×768 – 10,1%
1440×900 – 9,9%
1680×1050 – 9,2%
1920×1080 – 6,2%
1920×1200 – 4,5%
1600×900 – 2,5%
1152×864 – 1,5%
1360×768 – 1,3%
800×600 – 0,6%

Плюсы фиксированной верстки:

  1. Ширина фиксируется для всех браузеров, так что возникает меньше проблем с картинками, формами, видео и другим контентом, имеющим фиксированную ширину;
  2. Фиксированная верстка препятствует излишнему растяжению текстовых строк сайта по ширине;
  3. Фиксированные макеты верстаются быстрее и легче, что очень важно на срочных проектах;
  4. Верстку с фиксированной шириной часто проще стилизовать, в зависимости от применяемых эффектов.

Минусы фиксированной верстки:

  • Вид страницы может значительно ухудшиться, если пользователи будут вручную увеличивать размер шрифта в браузере (как правило, этой функцией пользуются слабовидящие). Ввиду того, что ширина текстового блока зафиксирована и не изменяется пропорционально размеру шрифта, в дизайне страницы возникают искажения.
  • При разрешениях, меньших, чем тот, на который рассчитан макет, в браузере появится горизонтальная прокрутка. Хотя разрешения меньше 1024×768 px на персональных компьютерах – уже большая редкость, для распространенных сегодня смартфонов и нетбуков это обычное дело.
  • Фиксированный макет будет оставлять много пустого пространства у пользователей с большим разрешением экрана;
  • Относительно небольшая ширина сайта с фиксированной версткой часто ограничивает в возможностях размещения публикуемых материалов.

Хорошим примером фиксированной верстки является недавно законченный нами сайт по аренде недвижимости

Резиновая верстка

Резиновая верстка создается без определенного размера оболочки, но с использованием процентных свойств. Другими словами, 100% ширина сайта займет все свободное пространство экрана монитора.

Плюсы резиновой верстки:

  • Качественная верстка может адаптироваться практически к любому разрешению экрана, что делает её универсальной;
  • Хорошо спроектированные резиновые макеты могут исключать появление горизонтальной прокрутки на меньших разрешениях;
  • Сайт с резиновой версткой может максимально полно использовать пространство монитора.

Минусы резиновой верстки:

  • Избыточность элементов сайта, вмещающихся на больших мониторах, может запутать пользователей и сделать сайт слишком перегруженным;
  • Если не используются ограничения для ширины текстовых блоков сайта, то их становится проблематично читать;
  • Разработчик должен иметь возможность провести тестирование правильного отображения сайта на всех возможных размерах экранов;
  • Дизайнеру в некоторых случаях приходится рисовать несколько вариантов макета для разных разрешений;
  • Так как резиновая верстка более сложная, она требует более тщательной адаптации под различные браузеры.

Наиболее популярные веб-браузеры, под которые, прежде всего, проводится тестирование:

Примером резиновой вестки является наш сайт Transit production

Также, к резиновым относятся гибридная и эластичная верстки. Гибридная – это наиболее распространенный вид верстки, который включает в себя как фиксированные, так и относительные размеры элементов – некий компромисс между фиксированной и резиновой html-версткой. Большинство веб-мастеров используют именно этот вид верстки при разработке сайта.

При использовании эластичной верстки размер основного контейнера и других (важных) элементов задается в специальных единицах – em. Em прямо пропорциональны размеру текста или шрифта. Следовательно, при увеличении размера текста на странице, размеры разделов, заданные в em, увеличатся пропорционально.

Все типы резиновой верстки более требовательны к времени и навыкам разработчиков, но практически всегда позволяют максимально эффективно использовать пространство монитора и предоставлять пользователю удобный и универсальный интерфейс. Тем не менее, перед началом проектирования сайта нужно определиться – оправданы ли усилия для «резины», и действительно ли подача информации в таком виде для данного случая будет наиболее эффективна?

Верстки делятся по принципу отображения и по типу:

1) Деление по принципу отображения:

а) Фиксированная (статическая) верстка.
б) Резиновая (тянущаяся) верстка.
в) Адаптивная верстка - .

При заказе на выполнение респонсивной верстки сайта оговаривается, под экраны какой ширины нужно сделать адаптив. Например, разрешение смартфона 320х480 при этом экран смартфона работает в двух режимах - портретная ориентация и альбомная ориентация. Для одних сайтов можно сделать адаптив и для альбомной ориентации и для портретной ориентации. Для других сайтов практичнее сделать адаптив только для альбомной ориентации. Иногда нет практического смысла мельчить контент сайта для портретной ориентации, если сайт можно нормально посмотреть на смартфоне в режиме альбомной ориентации. Тем более большинство людей для просмотров сайтов используют не смартфон, а планшет, т.к. планшет имеет большие размеры и на нем удобнее смотреть сайты. Под что делать адаптив, практичнее определять исходя из дизайна и контента сайта.

Проблема масштабирования в мобильных браузерах

Иногда случается так - Вы сделали адаптивную верстку страниц сайта, но мобильные браузеры (Opera, Mozilla, Яндекс и др.) не обращают ни какого внимания на ваш адаптив, как будто и нет никакого адаптива. Мобильный браузер просто уменьшает масштаб всей веб-страницы, чтобы веб-страница целиком поместилась на экране устройства, в котором вы смотрите сайт.

Исправить возникшую ситуацию можно тем , что в контейнере head, в исходном коде веб-страниц, нужно написать мета тег viewport. Например,

Разберем значение атрибута content
1) width=device-width этим мы показываем, что ширина области просмотра равняется ширине экрана устройства, на котором смотрят наш сайт.
2) initial-scale=1.0 этим мы показываем, что масштаб страницы при загрузке 100% При этом пользователь, просматривая сайт, может сам изменить масштаб.

Иногда на сайтах запрещают пользователю изменять масштаб просматриваемой страницы , т.е. пользователь всегда видит веб-страницу такой, какая она есть, и не может ее сделать крупнее или меньше. Это делается тем, что в значении атрибута content указывают maximum-scale=1.0, minimum-scale=1.0, user-scalable=no Например.

Размер шрифта в мобильных браузерах

Не редко случается так, что шрифт в мобильных браузерах становится больше, чем задан при верстке. Это может приводить к искажению дизайна. Мобильные браузеры самовольно увеличивают размер текста, чтобы сделать его более удобным для чтения, как им кажется. Насколько сильно изменяется размер шрифта, зависит от типа шрифта, ширины элемента, браузера, устройства, разрешения экрана и др.

Есть некоторые решения через CSS, но они помогают не везде и не всегда. Например.

html * {
max-height: 1000000px;
text-size-adjust: none;
}

Чтобы уменьшить самоволие мобильных устройств относительно размера шрифта, каждый используемый шрифт можно подключить как файл. Для лучшей кроссбраузерности, шрифт подключается в нескольких форматах: ttf, woff, svg, eot (для IE8 и меньше). Это относится и к безопасным шрифтам. Файлы шрифтов подключаются правилом @font-face

При этом использование файлов шрифтов, может усилить разность шрифта при отображении на ПК в разных браузерах.

Любой дизайн это решение задач: эстетика, которая должна сработать нужным образом; удобство, которое должно навести на определенный метод использования или расширить стандартные возможности и т.п. Верстка, это один из этапов реализации веб-проекта, который проектируется непосредственно дизайнером. Выбирая тип верстки, дизайнер решает конкретные задачи, давайте попробуем понять - какие именно.

Чтобы понять задачи, решаемые резиновостью, стоит начать с истории её возникновения.

Первые сайты с подстраивающейся к размеру экрана версткой (резиновые) появились в период исчезновения мониторов с разрешением 640-480, активного использования разрешения 800-600 и первыми представителями 1024-768. Стоит признать, что площадь 640-480 и 800-600 мала для полноценного восприятия информации. А еще и навигация, и банер повесить надо (в те времена они были эффективнее). Растянув наш сайт в 1,6 раза по горизонтали, мы хоть как то приблизим формат сайта к хорошо воспринимаемому всеми формату листа А4. Сделаем тем самым огромное одолжение владельцам новеньких дорогих «больших» мониторов. Тем более, что мы растягиваем не только элементы по странице, но еще и текстовые блоки, которые уменьшаются по высоте, а это иногда убирает скрол! (а это пикселей 30!). Выгоды очевидны!

Получается, главная задача «резиновости» - дать необходимое пространство для контента, не ущемив достоинство владельцев стареньких мониторов.

Так как мы рассматриваем «резиновую» верстку в наше время, стоит обратить внимание на современный парк мониторов. а это (если забыть про нетбуки) от 1024 х 768 и до 2048 х 1152. Математически, мы получаем разницу в 2 раза, что не намного больше чем лет 10 тому назад.

Соотношение размеров между большими и маленькими мониторами почти сохранилось, сохранились ли ставящиеся перед дизайнерами задачи?

КАК ОНО РАБОТАЕТ.

Для начала, я бы хотел разобрать основные методы масштабирования и их особенности. Отдельно стоит заметить, что масштабируются сайты, как правило по-горизонтали.

1. Текстовые блоки хорошо поддаются растяжению по горизонтали. Они несут, порою, до 90% всей информации на сайте (а значит, их много! Есть что тянуть!). Но бесконечно растягивать их просто нельзя. Наше внимание имеет определенный запас «усидчивости». Если текстовая строка становится слишком длинной, нам просто тяжело ее читать - мы устаем. Недаром, в газетах используют ограничения по ширине текстового блока примерно в 50-55 знаков, а это, даже при увеличенном межбуквенном расстоянии, меньше половины ширины листа А4. Вообще, самой оптимальной длинной строки для быстрого и удобного чтения считается 45 знаков. Минимум тоже есть, это порядка 20-25 знаков. То есть, текстовый блок может быть увеличен от минимума до удобочитаемого максимума не более чем в 2 раза. Разбивать один текст на несколько колонок, как в газете, не рекомендуется. Потому что когда мы просматриваем текст, скролируя сверху вниз, возвращаться наверх в начало второй колонки будет крайне неудобно. Исходя из этого, если текст это основной блок страницы, то мы не можем ее растягивать даже до 900 px! А лучше меньше.

2. Расстояние между различными элементами сайта. При должном уровне навыков, эти области сайта поддаются масштабированию, казалось бы, без потерь. Но есть одно «Но». Дело в том, что «пустое пространство» это не просто «довесок» на страничке. Промежутки между блоками выполняют вполне конкретные задачи: разделяют, группируют схожие блоки, создают акцент на самом важном. Все эти задачи решаются разницей размеров пробелов. например, несколько блоков, разделенных небольшими промежутками, визуально воспринимаются как родственные, или имеющие одинаковую ценность. Блок, имеющих вокруг себя много свободного пространства однозначно ценный, возможно, главный на странице.

Если исходить только из разницы размеров блоков, то совершенно не имеет значение насколько мы их растянем, ведь они будут растягиваться пропорционально. Вроде бы, они все должны справляться со своими задачами… Но тут появляется очередное «Но». Дело в том, что промежутки еще имеют и свой «характер». Возможно, кому-то, далекому от сферы дизайна, это покажется несущественным, но я напомню вам о работе танцора, музыканта, певца. Непрофессионал-танцор может выполнять те же движения что и мастер, музыкант-новичок будет играть по тем же нотам, певец будет петь ту же песню. Мы будем узнавать произведение, но мы скорее всего почувствуем разницу. Если сделать промежутки между родственными блоками в 5 мм, они будут восприниматься как родственные, но если мы их растянем до 10-15 мм, то они начнут безвозвратно разделять «родственников». И ситуацию не спасет даже то, что пропорционально это самый маленький на странице промежуток.

Характер «пустых мест» может влиять и на общий характер страницы. Например, резиновые сайты частенько разрушают требуемое ощущение выверенности, стабильности и надежности. Я не стану сильно вдаваться в этот вопрос, просто потому, что это достаточно специфическая тема, которая хорошо освещается в литературе посвященной дизайну, композиции и изобразительному искусству.

3. Всевозможные графики и таблицы с текстовым наполнением. Если в таблицах много столбцов, а в графиках много точек, то лишнее пространство позволяет увидеть черезчур длинные для ячеек подписи. Расширенные графики удобнее показывают небольшие и частые изменения направления. В этих специфических случаях резиновость может оказаться необходимой.

4. Растровые картинки при растяжении дают искажения и муар при растягивании в одном направлении. Но можно изменять размер всего изображения, сохраняя пропорции. Либо можно менять размер «окна» картинки, сохраняя ее истинный размер. Увеличивать размер картинок нужно в случаях когда эти картинки нужно показывать в максимально большом размере, например в фотосервисах, в портфолио дизайнеров и фотографов… Однако, так или иначе, это сопряжено с дополнительными техническими усложнениями.

Видео. Могу ошибаться, но мне еще не приходилось встречать варианты простого масштабирования окна потокового ролика (в любом случае, это ресурсоемкая технология). Как правило, это окошко реального размера + возможность посмотреть ролик на весь экран. Но, наши сети пока далеки от идеала, и говорить о тотальном переходе в видео-формат не приходится.

Виджеты, навигация. Как правило, это элементы на которые направлено достаточно много внимания пользователя. Их внутренние компоненты, конечно же поддаются масштабированию. Но изменение выверенных дизайнером пропорций часто ведет к потере читаемости этих компонентов. Эти компоненты вообще стоит рассматривать в отдельности каждый случай, главное не забывать об опасности визуально «развалить» компонент. Ну и как всегда, требуются технологические ухищрения.

Кроме чисто художественных аспектов и законов восприятия информации, есть еще проблема «уставания» нашего глаза. Отчасти, это затрагивается выше в санитарных нормах для текстовых блоков. Не буду уходить в цифры. Простой пример: мало кто станет вешать на рабочем месте лист с важной информацией по текущему проекту за спину или сбоку от себя, частенько наброски, схемы и записки вообще клеят в районе монитора. Чем дальше мы бегаем взглядом, тем быстрее мы устаем. В масштабах экрана это кажется менее существенным. Но чтобы рассмотреть 2 разные картинки у левого и правого края 22 дюймового монитора, нам уже приходиться чуть повернуть голову, мониторы уже стали слишком большие для движения только лишь глазами. Через 4-5 часов сетевого серфинга у пользователя достаточно расфокусируется внимание, чтобы на вашем растянутом сайте ему стало трудно найти нужную информацию.

Просмотрев основные методы масштабирования и ограничения связанных с ними компонентов, можно прийти к выводу, что сами по себе компоненты часто просто не имеют запаса «резиновости». Конечно, некоторыми ограничениями можно пренебречь, но это чревато созданием неудобств для пользователей, потерей заложенного в дизайн образа или необоснованной технической сложности страницы.

ЧТО ИМЕЕМ.

Дизайнеры по прошествии 10 лет все еще решают проблему нехватки рабочего пространства, и решают ее использованием «резиновой верстки», растягивающей все имеющиеся материалы по экрану монитора. Но наши мониторы давно переступили черту нормального восприятия! С этим можно не соглашаться просматривая очередное продолжение саги «STAR WARS» или играя в одноименный шутер. Картинка фильма и игры похожи на то, что мы видим нашими глазами в жизни. В нем очень много лишней информации, даже максимально эффективный угол нашего зрения всего 5°. За счет уменьшенного угла мозг разгружается от лишней информации. Нас не интересуют все детали, а лишь картина в общем. А невоспринимаемое пространство создает лишь дополнительный «антураж» - зеленая масса леса, толпа… Прибавьте к этому факт, о том что лучше всего мы воспринимаем именно центр экрана, и нам крайне неудобно изучать что либо на краях… А страничка сайта это детали, тексты, анонсы и навигация. Да, можно заставить искать человека это все по большому экрану. И как правило, он находит. Человек может читать текст даже в нижнем правом углу экрана 9-м кеглем. Только это происходит ценой дополнительных усилий зрения и внимания, хоть и небольших на первый взгляд. Присоедините к этому лишние часы работы верстальщика и дизайнера на разработку этого типа верстки.

Стоит заметить, очень многие дизайнеры пришли к выводу, что тянуть бесконечно контент нельзя, точно так же как и сжимать. Понимание этого породило «полу-резиновость». Если человеку достаточно комфортно воспринимать информацию на 900 px ширины (немного больше ширины листа А4), то ради решения какой задачи ее растягивать до 1100 px? И это при том, что даже минимальное разрешение современных мониторов укладывается в ширину 1024 px, а значит, и сжимать не придется.

Да, нельзя не согласиться, что с увеличением размеров мониторов, мы столкнулись с проблемой лишнего места, которое теперь приходиться скрывать (это те самые белые поля по бокам экрана). Но для этого можно использовать фон, дополнительную графику, которые не несут смысловой нагрузки и не требуют дополнительного внимания. Совсем необязательно трогать информационные блоки.

Получив «заряд бодрости» конца 20 века, когда проблемы с площадью действительно были, дизайнеры продолжают решать несуществующие проблемы, а уже «образованные» заказчики требовать эти проблемы решать.

Частенько можно услышать про «законы веба», вроде как они не имеют ничего общего с типографическими правилами. Однако, главное в типографии - подача печатного текста. А до тех пор, пока видео и звук не заменили текст (который составляет гораздо больше 50% контента сайтов), а мы все еще видим биологическими глазами, было бы глупо отказываться от исследований и опыта, накопленного за несколько сотен лет типографии. Тем более, что текст на мониторах из-за низкого разрешения гораздо хуже печатного (72 dpi против 200 dpi и более), да и сами мониторы не способствуют отдыху глаз.

Для тех, кто сомневается в реальности проблем восприятия, предлагаю посмотреть 4 варианта размещения текстов тут: nano.a5.ru

ОПРАВДАНИЕ.

Однако, Не стоит полностью отрицать использование резиновой верстки. Она прекрасно подходит в случаях, когда большая площадь представления дает преимущество. Например, Динамически построенные таблицы с текстовым содержанием и большим количество столбцов, дополнительная длинна ячеек которых позволяет проявить длинный текст. Или при специфических требованиях портфолио дизайнеров, фотографов, художников, когда им необходимо представить сразу много своих работ, показать общий уровень, не акцентируя на какой либо в отдельности. Но это частные случаи, которые нужно рассматривать в отдельности.

Есть еще один случай использования масштабируемой верстки, который не требует каких либо аргументов для права на существования - резиновость, как художественный прием. Но в этом случае один знаменитый совет приобретает новую форму:

Делайте только резиновые сайты = Делайте только сайты красного (зеленого, синего, оранжевого, и т.д.) цвета!

P.S.
Думаю, многим приходилось натыкаться на фразы типа: «Хороший дизайнер должен уметь делать правильную резину!». На мой взгляд, куда важнее умение правильно выбрать: резина или нет?

«Резиновая» верстка

Все созданные нами шаблоны имели фиксированную ширину: то есть ширина юнитов, колонок, областей и т. д. остается постоянной при изменении размеров окна браузера. Большинство коммерчески успешных сайтов используют этот принцип с момента появления Интернета. Данный подход оказался самым эффективным методом компоновки, позволяющим создать качественный дизайн в среде, которая не всегда является дружественной по отношению к дизайнеру.

Однако я не могу не рассмотреть «резиновую» верстку – создание страниц, меняющих размер в зависимости от области просмотра.

Дизайнеры хотят создать сайты, действительно учитывающие предпочтения пользователей. Поэтому нельзя отбрасывать веские доводы, направленные против страниц фиксированной ширины и вступающиеся за «резиновую» верстку. В сущности, фиксированная ширина веб-страницы отражает склонность дизайнера к контролю над реальным использованием, тогда как страницы, меняющиеся в зависимости от области просмотра, в первую очередь учитывают потребности пользователей.

Можно сказать, что при большом размере экрана сайт должен занимать всю доступную область, а при маленьком размере – соответствующим образом уменьшаться. Было бы не совсем справедливо утверждать, что «резиновая» верстка пытается подстроится под всех пользователей, но у нее близкая к этому задача. Интернет представляет собой конгломерат множества систем, которые обслуживают широкие группы пользователей способами, максимально учитывающими их индивидуальные потребности. Согласитесь, что одинаковое восприятие содержания или функциональности одного и того же сайта невозможно. Почему же внешний вид должен быть одинаковым для всех? «Резиновая» верстка больше подходит для Интернета и лучше учитывает его сильные и слабые стороны, чем страницы фиксированных размеров. Как уже было отмечено ранее, чем естественнее решение, тем оно эффективнее.

До недавнего времени возможности веб-дизайна не позволяли нам в полной мере насладиться «резиновой» версткой. Новые возможности браузеров, наряду с новшествами, которые появились в CSS и JavaScript, позволяющими учитывать параметры устройств, дают возможность дизайнерам создавать гораздо более динамичные страницы.

Дизайнеры-новаторы теперь могут заниматься так называемым «отзывчивым» веб-дизайном. Итан Маркотт, его активный сторонник, утверждает, что такой подход открывает новые возможности:

Можно сделать сайт удобным и привлекательным внешне, используя при этом стандартные технологии, чтобы сайт был не только более гибким, но и адаптировался к среде, в которой он воплощается.

Эти технологии невероятно быстро развиваются, поэтому я решил не рассматривать их в своей книге. Оптимальные методы в сфере «отзывчивого» веб-дизайна пока еще не найдены.

Тем не менее основные принципы дизайна остаются в силе независимо от развития нового подхода. Справедливым остается и тот факт, что дизайнеры должны продолжать делиться возможностями управления собственными произведениями с пользователями, которые хотят управлять своими действиями. Было бы ошибкой считать, что «отзывчивый» веб-дизайн означает предоставление пользователям полного контроля, потому что в действительности им нужны только некоторые функции. Пользователи надеются, что дизайнеры не только предоставят им некоторую оболочку, но и доработают ее в достаточной степени, чтобы ею можно было управлять.

Дизайнеру следует принимать некоторые решения за пользователя, но не все, а только те из них, которые помогают в восприятии. Дизайнер дает возможность пользователю управлять наиболее важными для его целей аспектами восприятия, но пользователь при этом должен ощущать стабильность и надежность.

«Отзывчивый» веб-дизайн не делает эту задачу проще. На самом деле он ее усложняет. Появятся еще больше ситуаций, которые необходимо учитывать, больше комбинаций элементов пользовательского интерфейса в различных сочетаниях, что затруднят восприятие сайтов. Таким образом, сетка становится еще важнее для общего дизайна; создание строгой сетки, лежащей в основе «отзывчивого» веб-дизайна, сделает его более обоснованным и надежным.

Одни и те же принципы дизайна на основе сетки могут использоваться как в «резиновой» верстке, так и в «отзывчивом» веб-дизайне. Юниты можно объединять в колонки и области, а размеры элементов менять в зависимости от основных параметров сетки. Эти элементы должны увеличиваться и уменьшаться в соответствии с этими же параметрами, но важно помнить, что изменяться должно не всё. Некоторые элементы могут и должны оставаться неизменными. В среде, где элементы бесконечно меняют размеры, очень важно сохранить постоянство, предоставить пользователям какие-нибудь ориентиры. По мере развития этой теории появятся новые возможности для дизайнеров, работающих в этой области. Но неизменной останется центральная роль дизайнера – человека, управляющего пользовательским восприятием.

Из книги Adobe InDesign CS3 автора Завгородний Владимир

Многоколоночная верстка Основной особенностью оформления любой газеты является многоколоночная верстка. Поскольку трудно себе представить строку длиной во всю полосу газеты, дизайнер разбивает полосу на отдельные колонки; число их зависит от формата газеты.При

Из книги 300 лучших программ на все случаи жизни автора Леонтьев Виталий Петрович

Верстка с иллюстрациями Еще одна особенность журнальной верстки, о которой важно помнить, – большее количество изображений. Если для газетной статьи (более короткой, занимающей часть полосы) достаточно одной-двух иллюстраций, то более длинные журнальные статьи требуют

Из книги О чём не пишут в книгах по Delphi автора Григорьев А. Б.

Конечное оформление и верстка листовки Первая задача по конечному оформлению листовки – оформление надписи «Новинка», которая наверняка уже давно «мозолит глаза» нашим читателям.Для оформления мы выберем нехитрый визуальный прием, который так часто используется в

Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов. автора Дронов Владимир

Окончательная верстка полосы Окончательная верстка полосы в нашем случае сведется к следующим операциям: постановка на полосу служебной информации (например, колонтитулов); наполнение полосы реальным текстом (настоящими программами телепередач, подбор настоящих

Из книги HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов автора Дронов Владимир

Верстка текста Первой задачей по верстке станет назначение стилей импортированному тексту. Следует также удалить лишние пустые строки (которыми обычно отбиваются в наборе заголовки и врезки), оставив только пустую строку между текстом врезки и последующим обычным

Из книги Сначала мобильные! автора Вроблевски Люк

Верстка и допечатная подготовка текста

Из книги автора

1.3.4.2. "Резиновая" линия и растровые операции Теперь нужно дать пользователю возможность рисовать линии. Для этого мы используем стандартную "резиновую" линию: пользователь нажимает левую кнопку мыши и, удерживая ее, передвигает мышь. До тех пор, пока кнопка удерживается,

Из книги автора

Из книги автора

Многоколоночная верстка Многоколоночная верстка - это то, чего давно не хватало в Web-дизайне. Отдельные энтузиасты уже давно реализовывали ее с помощью таблиц или контейнеров.Но теперь у них есть "законные" средства разбить текст на произвольное число колонок,

Из книги автора

7 Верстка ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТЕНТА и элементов интерфейса, применяемые при разработке дизайна обычных сайтов, несомненно, могут быть полезны и при проектировании мобильных веб-приложений. Но как быть уверенными в том, что эти принципы будут актуальны для любых