Методы сбора и систематизации информации на предприятии. Основные методы поиска, обработки и хранения информации, ее систематизации и анализа. Разбиение информации по признакам на группы

Кто владеет информацией, тот владеет миром. В каком виде может храниться информация, чтобы с ней было удобно работать? У вас наверняка есть записная книжка. Если вы записываете информацию без всякой системы: телефоны, дни рождения друзей, расписание ваших заня­тий, какие-либо ближайшие события, - то, вероятно, вам сложно найти нужную информацию. Что же делать? Вы можете навести какой-либо порядок в своей информации. Например, записывать информацию об Иванове на стра­нице «И», выделить часть книжки под текущие события и т.д. Т.е. структурировать вашу информацию.

Информационной системой (ИС) можно считать сово­купность любой связанной структурированной информа­ции. Например, в качестве информационной системы мож­но рассматривать расписание движения поездов или кни­гу регистрации дацных о заказах. Слова «структуриро­ванная информация» означают, что информация опреде­ленным образом организована.

Информационная система позволяет облегчить труд человека, повысить качество и достоверность обработки информации.

Информационная система может храниться как в «бу­мажном» варианте, так и в памяти компьютера.

Основу информационной системы составляют хранящи­еся в ней данные. Хорошая информационная система дол­жна предоставлять достоверную информацию в определен­ное время конкретному лицу с ограниченными затратами.

Объектом называется элемент информационной сис­темы, информация о котором сохраняется в ней.

Объект может быть реальным (человек, населенный пункт, какой-либо предмет) и абстрактным (событие, счет покупателя).


Например, при продаже автомобилей ИС будет содер­жать такие объекты: модель автомобиля (например, «ВАЗ-2107»), клиент (Сидоров), счет.

На товарном складе это будут поставщик, товар, от­грузка товара и т.д.

Каждый объект обладает набором свойств, которые за­поминаются в ИС.

Например, объект - клиент Сидоров - может харак­теризоваться фамилией, именем, годом рождения, теле­фоном, адресом, номером счета.

Свойства, характеризующие объект, называются ат­рибутами объекта.

Например, модель автомобиля характеризуется типом кузова, рабочим объемом двигателя, количеством цилин­дров, мощностью, габаритами и т.д.

Каждый атрибут имеет свое имя - идентификатор.

Атрибут, записанный на каком-либо носителе инфор­
мации, называют элементом данных, полем данных или
просто полем. ,

При обработке данных часто встречаются однотипные объекты с одинаковыми свойствами. Клиент Булкин также характеризуется фамилией, именем, годом рождения и т.д.

Совокупность объектов, обладающих одинаковым на­бором свойств, называется классом объектов. Сидорова и Булкина можно объединить в класс «Клиенты».

База данных - это информационная система, кото­рая хранится в электронном виде.

Выводы

1. Каким-либо образом организованная (структурирован­
ная) информация называется информационной системой.

2. Информационная система содержит объекты с их
характеристиками.

Контрольные вопросы

2. Какие характеристики могут быть у объекта «Уча­щийся»?

Задание.

Представьте себе, что вам нужно составить информа­ционную систему «Библиотека». Какие объекты и классы объектов должна содержать эта информационная систе­ма? Постарайтесь перечислить характеристики объектов.

Реляционные блзы данных

Очень удобно заносить данные в таблицы.

Базы данных, которые организованы в виде несколь­ких таблиц, называются реляционными.

Таблица - это некоторая структурированная инфор­мация, содержащая характеристики объекта или класса объектов.

В настоящее время это самый популярный способ хра­нения информации в электронном виде.

Каждая строка называется записью, а каждый стол­бец - полем.

Таблица «Оплата»

it Ъ ti u U

первое второе третье четвертое пятое

поле поле поле поле поле

Данная таблица характеризует класс объектов «Сотруд­ник» и содержит 5 полей и 4 записи. Каждое поле имеет имя и тип.

Различают символьные, числовые, графические, даты, время, и др. типы полей. Поля Фамилия и Пол - это символьные поля, Дата рождения имеет тип дата, Зар­плата и Аванс - суммы (денежный тип).


Домен - это набор допустимых значений поля. Для приведенного примера:

1) домен поля Фамилия - любые русские буквы и де­фис, поле не может содержать латинских букв, цифр, зна­ков препинания или каких-либо других символов;

2) домен поля Пол - значения «М», «м», «Ж», «ж»;

3) домен поля Дата рождения - значения в диапазоне от 1 января 1930 г. до 1990 г. (т.к. вряд ли на предприя­тии могут работать глубокие старцы и. грудные младен­цы);

4) зарплата и аванс могут принимать только положи­тельные значения.

Выводы

1. Реляционные базы данных состоят из таблиц.

2. Таблица содержит характеристики объекта или клас­са объектов.

Контрольные вопросы ____________________

1. Как называются строки и столбцы таблицы?

2. Что такое домен?

Задание 1. Сколько полей и записей содержит данная таблица? Составьте домены для каждого поля.

Таблица «Собаки»

Задание 2. Составьте таблицу «Модели Обуви». При­думайте данные для этой таблицы.

Ключи

Ключевым элементом данных (ключевым полем или просто ключом) называется такой элемент, по ко­торому можно определить значения других полей. По-

Добно тому, как номерной знак однозначно определяет автомобиль, ключ однозначно определяет запись. В пре­дыдущем примере про оплату таким полем можно счи­тать Фамилию.

Ключи строятся по одному или нескольким полям. Ключевые поля используются для создания межтаблич­ных связей (отношений).

Различают первичный и альтернативный ключи. Первичный ключ - это поле или группа полей, кото­рые единственным образом идентифицируют каждую строку в таблице.

Таблица может иметь только один первичный ключ. + Альтернативный ключ - это поле или группа по­лей, не совпадающих с первичным ключом и уникально идентифицирующих каждую строку в таблице. Таблица может содержать несколько альтернативных ключей.

Таблица «Отдел кадров»


2. Таблица может содержать один первичный ключ и несколько альтернативных ключей.

Контрольные вопросы _________________________

1. Что такое ключевой элемент данных (ключ)?

2. Какие бывают ключи?

3. Сколько первичных и альтернативных ключей мо­жет содержать таблица?

4. Если таблица содержит несколько ключевых полей, какое из них желательно назначать первичным ключом?

Задание.

1. Дана таблица «Скорая помощь».

Определите тип каждого поля таблицы и поле первич­ного ключа.

В качестве первичного ключа можно использовать или Личный номер сотрудника, или Серию и номер паспорта. Желательно, чтобы поле первичного ключа не было боль­шим. Поэтому Личный номер лучше выбрать первичным ключом, а Серию и номер паспорта - альтернативным ключом.

Выводы

1. Поле (или группа полей), по которому можно опре­делить значения других полей, называется ключевым.


Типы отношений

Между таблицами возможны 4 типа отношений:

«один к одному»;

«один ко многим»;

«многие к одному»;

«многие ко многим».

«Один к одному» --

Каждая запись одной таблицы соответствует одной за­писи в другой таблице.

Пример.

Сотрудники Семейное положение


Сотрудники Выполненные работы

Поле связи - Код сотрудника.

Связь осуществляется по совпадающему полю. В при­мере это Код сотрудника.

Пример данных.

Таблица «Сотрудники»

Таблица «Семейное положение»

На каждого сотрудника из таблицы «Сотрудники» име­ется соответствующая запись в таблице «Семейное поло­жение».

Отношение «один к одному» целесообразно использо­вать, если часть данных, например, данные о семейном положении, используются нечасто. Использование данно­го отношения позволит увеличить скорость обработки дан­ных.

«Один ко многим»

Каждой записи в одной таблице соответствует несколько записей в другой таблице.


Пример данных

Таблица «Сотрудники»

Таблица «Выполненные работы»

Одному сотруднику может соответствовать несколько выполненных работ.

Отношение «один ко многим» используется рчень час­то, поддерживается всеми СУБД (системами управления базами данных).

«Многие к одному»

Нескольким записям в одной таблице соответствует одна запись в другой таблице.

Отношение «многие к одному» аналогично отношению «один ко многим». Тип отношения зависит от вашей точ-

Ки зрения. Например, если вы будете рассматривать от­ношение между выполненной работой и сотрудниками, то получите отношение «многие к одному».

«Многие ко многим»

Нескольким записям в одной таблице соответствует несколько записей в другой таблице.

Поставки товаров Заказанные товары


Яблочный сок поставляется поставщиками 10 и 15, на него поступили заказы от покупателей 5, 6, 7.

Отношение «многие ко многим» используется сравни­тельно редко и поддерживается не всеми СУБД.

Выводы

1. Существует 4 типа отношений между таблицами: «один к одному», «один ко многим», «многие к одному», «многие ко многим».

2. Отношения между таблицами происходят по совпа­дающему полю, которое присутствует в обеих таблицах.

Контрольные вопросы

Между таблицами «Поставки товаров» и «Заказанные товары» существует отношение «многие ко многим». Поле связи - Товар.

На каждый товар может быть более одного заказа, ана­логично каждый поставляемый товар может производиться более чем одним предприятием.

Пример данных

Таблица «Поставки товаров»

Таблица «Заказанные товары»


1. Дайте определения отношений «один к одному», «один ко многим», «многие к одному», «многие ко многим».

2. Какие из этих отношений аналогичны и зависят толь­ко от точки зрения?

Задания.

1 . Определите тип отношения между таблицами и поле связи:

Премии Сотрудники

Табельный номер сотрудника

Обоснование

2. Определите тип отношения между таблицами и поле связи.

Сотрудники Отделы

Табельный номер

Фамилия заведующего

Отдел отдела

3. Приведите пример таблиц с отношением «один ко многим».

Системы управления блзлми данных (СУБД)

Для взаимодействия пользователя с БД используются СУБД (системы управления БД). СУБД включает:

Набор средств для поддержки таблиц, отношений меж­ду ними;

Развитый пользовательский интерфейс, который позво­ляет вводить информацию, выполнять поиск и пред­ставлять информацию в текстовом или графическом виде;

Средства программирования высокого уровня, с помо­щью которых можно создавать программные продук­ты для работы с базами данных;

Средства для выбора нужных данных;

Средства для вывода информации на печать;

Средства для выполнения расчетов.

С помощью СУБД можно выбирать информацию, пред­ставляющую интерес, напечатать всю таблицу или только выбранные записи и поля в различных форматах, отобра­жать данные из таблиц в виде графиков и диаграмм, вы­полнять различные вычисления в процессе подготовки отчетов или выбора данных из таблиц.

В настоящее время применяется несколько десятков различных СУБД, вреди них можно назвать Microsoft Access, Visual FoxPro, Oracle. Многие языки программирова­ния также содержат средства для работы с базами данных, например, Delphi, Visual Basic, Visual C++, Visual Basic.

Microsoft Access предназначен для создания небольших некоммерческих приложений. Чтобы работать с Access, необязательно быть программистом и знать английский язык. Программа русифицирована и проста в освоении.

  • 7. Информационные технологии сбора, хранения и быстрой обработки научной информации
  • 8 Вычислительная техника, классификация компьютеров по применению
  • 9 Проблемы и риски внедрения информационных технологий в общественной практике
  • 10. Периферийные устройства. Электронная оргтехника
  • 11. Техническое и программное обеспечение современных процедур научной деятельности.
  • 12.Понятие модели. Основные принципы и этапы моделирования.
  • 13. Компьютерное моделирование
  • 14. Математическое обеспечение информационных технологий
  • 15. Пакеты прикладных программ по статистическому анализу данных
  • 16. Возможности и особенности пакета Statgraphics
  • 17. Пакет Statgraphics. Одномерный статистический анализ: оценка числовых характеристик, подбор закона распределения случайных величин
  • 18. Пакет Statgraphics. Сравнение нескольких случайных величин: сравнение числовых характеристик и законов распределения
  • 19. Пакет Statgraphics. Анализ зависимостей между величинами: регрессионный и корреляционный анализ. Анализ временных рядов
  • 20. Пакет Statgraphics. Многомерный анализ: метод главных компонент, кластерный, дискриминантный анализ
  • 21. Имитационное моделирование. Принципы построения имитационных моделей
  • 22. Имитационные эксперименты. Язык имитационного моделирования gpss - возможности, структура
  • 23. Назначение и состав универсальной интегрированной компьютерной математики matlab
  • 24.Интерфейс системы, основные объекты и форматы чисел matlab.
  • 25.Операторы и функции в matlab.
  • 26. Матричные вычисления в MathCad
  • 27. Построение графиков
  • 28. Основы программирования в MathCad
  • 29. Текстовые и табличные процессоры
  • 30. Анализ данных средствамиExcel
  • 31. Пакет анализа ms Excel. Описательная статистика. Гистограммы.
  • 1. Общие сведения
  • 2. Основные встроенные статистические функции
  • 3. Анализ выборок и совокупности
  • 4. Инструмент анализа Описательная статистика
  • 5. Инструмент Гистограмма
  • 6. Ранг и Персентиль
  • 32. Пакет анализа ms Excel. Генерация случайных чисел.
  • 7. Генерирование случайных чисел
  • 8. Построение выборок из генеральной совокупности
  • 9. Вычисление скользящего среднего
  • 10. Линейная и экспоненциальная регрессии
  • 33. Корреляционно-регрессионный анализ в msExcel
  • Однофакторный регрессионный анализ с применением инструмента регрессии
  • 34 Поиск корней уравнения с помощью подбора параметра в ms Excel
  • 35 Поиск решения. Решение задач оптимизации средствами ms Excel
  • 36. Системы подготовки презентаций.
  • 37 Основы web-дизайна
  • 38 Основы использования языка html
  • Раздел 1
  • Раздел 2
  • Раздел 1
  • Раздел 2
  • 39. Сервисные инструментальные средства.
  • 40. Основы компьютерной графики.
  • 41 Возможности и назначение AutoCad.
  • 42 Разработка проекта в системе Autocad
  • 43 Модели представления данных. Типы, структуры данных.
  • 44 Базы и банки данных. Основы проектирования баз данных.
  • 45 Реляционные сетевые и иерархические базы данных
  • 46. Системы управления базами данных субд
  • 47. Объекты ms Access
  • 48. Построение различных типов запросов в ms Access
  • 1 Создание запроса на выборку при помощи мастера
  • 2 Создание запроса на выборку без помощи мастера
  • 3. Создание запроса с параметрами, запрашивающего ввод условий отбора при каждом запуске
  • 49. Формы и отчеты в ms Access
  • 50. Основы программирования на языке Visual Basic for Applications
  • 51. Базы знаний
  • 52. Компьютерные сети: Локальные, корпоративные, региональные, глобальные.
  • 53. Службы сети Интернет
  • 54. Работа с почтовым клиентом.
  • 55 Планирование совместной деятельности в корпоративной сети с помощью почтовых программ.
  • 56. Работа со средствами навигации в www
  • 57 Методы и средства поиска информации в Интернет
  • 1 Поисковые системы
  • 3. Каталоги интернет-ресурсов
  • 58. Деловые интернет-технологии
  • 59. Проблемы защиты информации.
  • 60. Организационные методы защиты информации
  • 61. Технические и программные методы защиты локальных данных
  • 62.Технические и программные методы защиты распределённых данных.
  • 1) Служба www
  • 2) Электронная цифровая подпись (эцп)
  • 63 Тенденции развития информационных технологий
  • 64. Пути решения проблемы информатизации общества
  • 65. Новые технические средства и программные продукты, интеллектуализация средств
  • 66. Внедрение информационных технологий (ит) в образование
  • Глава 1 общие положения
  • Глава 2 государственное регулирование и управление в области информации, информатизации и защиты информации
  • Глава 3 правовой режим информации
  • Глава 4 распространение и (или) предоставление информации
  • Глава 5 информационные ресурсы
  • Глава 6 информационные технологии, информационные системы и информационные сети
  • Глава 7 защита информации
  • Глава 8 права и обязанности субъектов информационных отношений. Ответственность за нарушение требований законодательства об информации, информатизации и защите информации
  • Глава 9 заключительные положения
  • 9 Августа 2010 г. № 1174
  • Глава 1 общие положения
  • Глава 2 состояние развития информационного общества
  • Глава 3 цель, задачи и условия развития информационного общества
  • Глава 4 факторы развития информационного общества
  • Глава 5 приоритетные направления развития информационного общества
  • Глава 6 показатели системы мониторинга
  • Глава 7 механизм реализации настоящей стратегии
  • Глава 8 ожидаемые результаты от реализации настоящей стратегии
  • 1 Диссертация как документ-контейнер сложной структуры

    Диссертационная работа, как правило, является документом сложной структуры. Сложная структура основана на механизме обмена данными.

    Основные механизмы : - использованиебуфера обмена ; -динамический обмен данными (DDE); -связь и внедрение объектов (OLE).

    Буфер обмена – специальная область памяти, которая может быть использована различными приложениями. Обмен данными осуществляется с помощью операций копирования и вставки или вырезания и вставки.

    DDE – позволяет связывать вставляемый объект с приложением-источником, в котором он создавался. Установление связи позволяет изменять данные средствами приложения-источника. Достаточно изменить исходную информацию и все использованные её документы будут автоматически обновлены.

    Механизм связи и внедрения объектов OLE обеспечивает создание объектно-ориентированного документа-контейнера. Такой документ может содержать объекты разной природы (рисунки, файлы, диаграммы, таблицы). Двойной щелчок мыши по такому объекту позволяет автоматически загрузить программное средство, в котором этот объект формировался, обновить и отредактировать его.

    Вставленные в документ-контейнер объекты могут быть созданы как в самостоятельных приложениях, так и во вспомогательных, которые не могут быть запущены сами по себе.

    Отличительной особенностью документа-контейнера в текстовом процессоре является при кажущейся сложности удобство использования, например, автоматически обновляемых оглавлений.

    Аналогично, при выполнении ссылок на некоторые абзацы из библиографического списка, в тексте ставятся квадратные скобки и внутри них: “Меню Вставка Ссылка Перекрестные ссылки Выбрать № источника Вставить ”.

    Для того чтобы отсортировать абзацы в библиографическом списке: “Выделить фрагмент Таблица Сортировка По возрастанию ”.

    Аналогичные операции выполняются при задании автоматической нумерации формул.

    2 Способы систематизации научной информации средствами информационных технологий

    В осуществляемом процессе научно-исследовательской деятельности выделяют единицу, имеющую относительно устойчивые “начало и конец ”, а также различную степень оформленности в течение процесса. Такая единица носит название “процедура ”.

    Для реализации методов теоретического уровня используются следующие процедуры:

    Поиск необходимой информации:

    Библиотека;

    Электронные каталоги;

    Общение с живыми носителями (на семинарах, конференциях, конгрессах);

    Общение с помощью электронных средств.

    Предварительная обработка информации Осуществляется копирование информации для последующей ее детальной обработки. При этом используются приёмы:

    Ксерокопия;

    Сканирование с распознаванием;

    Фотографирование на цифровую фототехнику;

    Копирование с электронных носителей;

    Запись материалов на диктофон с последующим воспроизведением необходимой информации на компьютере.

    При использовании в работе иностранного текста возможно применение электронного перевода этого текста с помощью компьютерных средств для быстрого его обзора. Тщательно переводятся и изучаются только необходимые фрагменты и материалы рассматриваемого объема информации.

    Важной чертой эффективной работы является быстрый доступ к необходимым ресурсам. Если работа требует информационного оснащения, то необходимо предусмотреть легкий, быстрый поиск информации, а также систематизацию новой информации.

    Систематизация информации включает:

    Методы поиска и накопления информации;

    Классификацию и индексирование информации;

    Способы доступа к информации;

    Способы представления информации;

    Обработку запросов на поиск информации.

    Информация может быть организована одним из двух основных способов:

    Структурированная информация;

    Информация в виде свободного текста;

    Под систематизацией информации подразумевается своего рода классификация всех документов по различным группам.

    Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом отреагировать на полученную информацию. Обработка информации располагает ее в определенном порядке, придает ей некие завершенные формы, что наполняет информацию определенным смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может, распознать и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий.

    Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ – это логическая обработка информации. Для данного способа характерно систематическое и последовательное на основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Но человек не только логически обрабатывает информацию, доводя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ на полученные воздействия из среды. Человек также обрабатывает информацию, используя чувства, предпочтения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обрабатывается по принципам «люблю – не люблю», «нравится – не нравится», «хорошо – плохо», «лучше – хуже», «приемлемо – неприемлемо» и т.п.

    Восприятие – очень сложный, многогранный и быстротекущий процесс. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следуют одна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме. Поиск решений может быть основан на информации различных типов. Для удобства пользования важно предусмотреть различные варианты подачи информации, или, формы представления информации.

    Рассмотрим несколько типичных видов систематизации информации.

    Номинальная систематизация представляет собой распределение информации по типу документа – договоры, счета, акты, приказы и т.п.

    Предметная систематизация – распределение информации по содержанию документов: например, в одну папку отправляются документы, связанные со строительством объекта №., а в другую – со строительством объекта №2.

    Хронологическая систематизация информации группирует документы в соответствии с определенными временными рамками – например, в «данной» папке хранится вся бухгалтерская документация за 2008 год. Довольно востребованным видом систематизации является классификация документов по автору или коллективу авторов. Обязательной к применению в архивах является экспертная систематизация информации, распределяющая документы по срокам их хранения. После проведения процесса систематизации информации, составляется номенклатура дел – перечень наименований документов, своеобразный справочник. Затем все документы индексируются.

    Систематизация информации применяется как к материальным (бумажным) документам, так и к электронным. Составление классификации бумажных документов, последующее создание номенклатуры дел и индексирование – трудоёмкие процессы, требующие специальных навыков, выполнение которых стоит предоставить профессионалам. В компьютерных программах – «Электронных архивах» – процесс систематизации информации происходит автоматически, по заданным параметрам, но также требует предельной внимательности и аккуратности.

    Систематизация документов осуществляется для того, чтобы предоставить пользователям возможность более легкого поиска нужных документов. В документационных центрах на этой стадии выполняется два основных действия – каталогизация и физическое хранение документов. Каталогизация, в свою очередь, также состоит из нескольких шагов:

    Библиографическое описание;

    Описание содержания документа;

    Назначение документу указателя местоположения.

    Один из вопросов, который волнует исследователя, касается систематизации собранных знаний, фактов, данных, мнений, ключевых слов, заглавий, заметок.

    Допустим, вы пишете книгу. Первое, с чего вы должны начать, это сбор материалов. После того, как материалы собраны, нужно правильно систематизировать полученные данные и выявить закономерности. После этого составить структуру будущей книги, а также выявить недостающие звенья в логических заключениях и заполнить их.

    Конечно, велик соблазн взять ранее изданную книгу по исследуемой теме и скопировать структуру оттуда. Но, поступая таким образом мы не привносим ничего нового, а хочется сделать нечто большее, чем уже известно.

    Кстати, говоря, процесс подобный тому, что описываю я, Эдвард Де Боно называет боковым - латеральным . Он утверждает, что открыл новый способ мышления. Конечно, это не так. Латеральное мышление никакой не новый вид мышления, а один из этапов логического мышления, а именно процесс анализа - синтеза.

    Как систематизировать информацию

    В своей работе по систематизации я использую бумагу и ручку. Я не пользуюсь электронными средствами систематизации - слишком уж много кликов мышкой или нажатий на клавиатуре следует сделать для того, чтобы выполнить определенное действие.

    Описание процедуры:

    1. Записываю мысли и ключевые слова в список.
    2. Беру книгу какого-либо гуру по нужной теме и выписываю оттуда ключевые слова, названия глав, термины (составляю тезаурус).
    3. При помощи wordstat.yandex.ru (а можно при помощи программы key-kollector) собираю статистку по выписанным ключевым словам.
    4. Выписываю высокочастотные ключевые слова на листочки.
    5. Сортирую записи и выявляю скрытые закономерности.

    До этой простой и очевидной процедуры я шел много лет.

    • Во-первых, обязательно следует мысли записывать на отдельных листочках, чтобы не было пространственной и психологической привязки к сложившейся структуре информационных фреймов.
    • Во-вторых, во время разработки проекта следует исследовать авторитетные источники на предмет поиска ключевых слов.
    • В-третьих, собранные данные нужно мгновенно сворачивать и разворачивать, например, на полу, чтобы иметь как можно более широкий или узкий взгляд на проблему.
    • В-четвертых, идее следует дать отлежаться. Например, я держу на рабочем столе несколько стопок с карточками, чтобы иметь возможность мгновенного доступа к планируемому проекту.

    Работа по сбору ключевых слов и понятий - это составление тезауруса разрабатываемой темы

    Тезаурус (от греч. θησαυρός - сокровище), в общем смысле - специальная терминология, более строго и предметно - словарь, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности, что должно способствовать правильной лексической, корпоративной коммуникации (пониманию в общении и взаимодействии лиц, связанных одной дисциплиной или профессией); в современной лингвистике - особая разновидность словарей, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. Тезаурусы являются одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей.

    Как я шел к описанному выше способу

    1. Делал записи в тетрадь - недостаток такого подхода в том, что очень трудно взглянуть на ситуацию, как бы с альтернативной точки зрения.
    2. Использовал тетрадь на кольцах - недостаток этого метода в том, что на каждую идею (ключевое слово) следует выделять отдельный листок. Слишком много бумажных отходов.

    Об использовании тетрадей на кольцах

    1. Я до сих пор практикую конспектирование лекций при помощи тетрадей на кольцах.
    2. Пишу только на одной стороне листка - это позволяет после составления конспекта выложить все листки на пол и охватить одним взглядом все что я законспектировал.
    3. Каждую главу начинаю с нового листка -для того, чтобы было проще сортировать листки конспекта.
    4. Если возникают визуальные образы во время конспектирования, обязательно рисую.

    О майндмапах

    Когда мы говорим о систематизации знаний, то, как правило, собеседник вспоминает об интеллект-картах.

    Диаграмма связей, известная как интеллект-карта, карта мыслей (англ. mind map) или ассоциативная карта, - способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.

    Майндмапы, на мой взгляд, практически не пригодны для систематизации.

    • Каждый элемент информации требует очень много лишних телодвижений. Слишком долго времени тратится на то, чтобы «отрывать» листки и переносить с одного дерева на другое.
    • Слишком много действий нужно сделать для того, чтобы переходить с позиции «под микроскопом» в позицию «с птичьего полета» .
    • При использовании компьютерного ПО очень сложно оформлять документы спонтанными рисунками и особыми значками. То есть при использовании майндмапов полностью выключается позиционная память и позиционное мышление, когда на подсознательном уровне исследователь может быстро найти нужную карточку.

    Майндмапы очень хорошо подходят для презентации идей перед аудиторией, но, не для научного поиска.

    Сравним ручной и программный способ обработки информации

    • Например, для того чтобы изменить масштаб картинки, в компьютерной программе нужно нажать ctrl + или ctrl -, а при работе с бумагой следует лишь отодвинуть листок подальше от глаз:)
    • Для того, чтобы перебросить элемент в дереве знаний, нужно: 1. Создать новое дерево, 2. Вырезать элемент из старого дерева, 3. Перенести элемент. В то же время, если мы работаем вручную, то нам всего лишь, нужно взять карточку рукой и перенести ее в другую стопку.
    • Для того чтобы получить доступ к проекту на компьютере, его нужно открыть. В то же время, если вы работаете вручную, папка с карточками идей может располагаться прямо рядом с клавиатурой - это очень удобно для мгновенного доступа к проекту.

    Использование редактора Word для систематизации данных

    Первый раз мне об этой возможности подсказал литературный редактор моей книги по программированию. Я удивился, когда он, совершенно не ориентируясь в предмете, быстро нашел дублирующие куски текста.

    Оказалось, редактор использовал редакторские стили Word .

    Word отлично подходит для систематизации знаний как для небольших, так и больших проектов, особенно, если общая структура документа уже определена.

    Систематизация с привлечением помощи друзей

    Интернет сервис docs.google.com позволяет легко и просто привлекать к редактированию документа ваших знакомых и друзей. Все, что требуется от исследователя - составить текст-затравку и пригласить к редактированию текста друзей и коллег.

    Просите своих друзей, писать записи разными цветами, чтобы было проще разобраться в какофонии мнений.

    После того, как каждый из участников дискуссии высказался, подчистите документ и заново переформулируйте его.

    Мини-мозговые штурмы можно проводить с использованием электронных журналов и социальных сетей. В этом случае, вы можете оформить статью, как эту и опубликовать ее в разных источниках.

    PS: Мне будет интересно познакомиться людьми, которые работают в направлении поиска смыслов. Если у вас есть мысль или вопрос - напишите мне письмо. Я отвечаю на все письма.

    Поиск научной информации может вестись различными методами, которые можно условно разбить на две группы : методы получения готового информационного продукта и методы моделирования (рис. 6.4).

    Естественно, для исследователя наибольший интерес представляют свежие данные авторитетных источников. Но прежде чем начинать их



    Рис. 6.4. Основные методы поиска научной информации


    поиск, следует уяснить «что нужно искать». Для этого вначале должен быть разработан план научного исследования (его замысел), позволяющий приступить к целенаправленному адресному поиску.

    Начиная информационный поиск, следует сразу решить вопрос отображения и хранения отобранных данных (на магнитных носителях, в картотеке, в рабочей тетради), в противном случае найденные сведения могут быть скоро забыты, утрачен точный смысл информации. Если сразу не зафиксировать полный адрес источника, то будет затруднен возврат к нему, если это потребуется.

    Поиск готового информационного продукта рекомендуется начинать с ознакомления с информационными изданиями, которые в отличие от библиографических изданий оперируют не только сведениями о самом источнике, но и фактами, идеями, содержащимися в нем. При этом формируется область (границы) дальнейшего поиска.

    Далее начинается детальное ознакомление с конкретными документами, выявленными на предыдущем этапе (монографиями, статьями, отчетами по НИОКР, диссертациями). Изучение литературных источников рекомендуется проводить по этапам (рис. 6.5):

    Беглый просмотр публикации с целью получения общего представления о ее содержании;

    Детальное изучение той части произведения, которая представляет для исследователя наибольший интерес;

    Выписка из текста (копирование) наиболее заинтересовавших исследователя фактов (фрагментов текста);

    Обработка полученной информации (ее критический анализ; редактирование; выбор цитат; «чистовая» запись материала в форме, удобной для исследования).

    Рис. 6.5. Последовательность изучения литературных источников информации

    Следует обратить внимание на следующую рекомендацию при поиске готового информационного продукта: изучая литературные источники, нужно просматривать библиографические списки диссертаций, монографий, обычно помещаемых в конце работы. Это важно, потому что авторы отчетов, монографий, диссертаций в ходе своего исследования уже проанализировали состояние науки и практики в данной области знания, в том числе, изучили имеющуюся литературу. По сути дела, они дают исследователю готовое «поле информации», на котором можно расставлять свои акценты.

    При изучении литературных и иных источников следует собирать не любые, а только научные факты – элементы научного знания. Только на их основе можно выявить закономерности поведения систем и явлений, вывести законы, разработать теории.

    Если точность научного факта вызывает сомнение, надо провести дополнительный анализ, перепроверку факта путем получения его подтверждения (либо отрицания) из других источников. При этом исследователь должен быть объективным: нельзя отбрасывать факты только потому, что они не отвечают нынешним представлениям автора, что их трудно объяснить или применить сегодня на практике. Многие новые научные факты могут быть необычными для первого восприятия, недостаточно доступно раскрытыми и объясненными читателю. История науки имеет много примеров, когда созданное новое знание или отдельные научные факты оказываются востребованными через десятилетия.

    При поиске научной информации любой исследователь стремится получить достоверные сведения, а они в значительной мере зависят от достоверности источника и характера самой информации (быстро стареющие сведения могут существенно утратить достоверность, даже будучи полученными из надежного источника, но по прошествии длительного времени после его образования). Наиболее достоверными следует считать описания изобретений, официальные издания государственных органов и организаций. Высокой степенью достоверности обладают учебники, учебные пособия, монографии, в которых публикуются результаты научной работы коллективов наиболее авторитетных ученых; эти издания проходят коллективное рецензирование и экспертизу ученых советов, кафедр, научных подразделений.

    Менее достоверными источниками в этой связи следует считать научные статьи, доклады на конференциях, симпозиумах. В них авторы могут выражать не только коллективное, но и свое личное субъективное мнение, которое, естественно, может быть ошибочным. Тем не менее, подобные источники нельзя игнорировать. Более того, оперативность и свежесть содержащихся в них сведений всегда привлекала и будет привлекать научных работников, но эти источники следует относить к той группе, информацию которой надо перепроверять. Если статья или доклад наряду с самым научным фактом содержит строгое обоснование, доказательство его содержания, то такая информация, факт и сам источник, безусловно, являются достоверными.

    Особую ценность имеют научно-технические статьи, в которых излагаются результаты завершенных исследований и приводятся сведения об их реализации, внедрении в практику, полученном при этом экономическом или производственном эффекте. Такие публикации обладают не только достоверностью фактов, положений, но и представляют большой научный и практический интерес.

    Статьи о результатах незаконченных исследований и информационные статьи имеют меньшую значимость, т.к. содержат лишь гипотезы, концепции, идеи, предложения постановочного характера, не имеющие строгого обоснования и подтверждения достоверности. Они могут быть приняты к сведению с последующим продолжением поиска новых данных в порядке развития работы авторов статьи, доклада.

    Достоверность научной информации во многом связана не столько с характером ее источника, но и с профессиональным и научным авторитетом ее автора, авторского коллектива. Поэтому, организуя информационный поиск, исследователь должен, в первую очередь, изучать труды наиболее известных в отрасли и в науке вузов, научно-исследовательских учреждений, а также отдельных ученых – признанных авторитетов в науке и практике.

    Все вышеизложенное касается поиска готового информационного продукта. В научной работе такого рода данные не всегда возможно получить. Например, нельзя сказать, как будет вести себя вновь создаваемая, не имеющая аналогов в прошлом, организационно-штатная структура, предназначенная для строительства дорог в особых условиях, как повлияет инфраструктура строительной организации (банки, карьеры, поставщики материалов, строительные организации – конкуренты и др.) на ее экономические показатели в условиях рынка строительной продукции в перспективе, на несколько лет вперед. Подобная информация может быть получена методом моделирования , который был рассмотрен в разделе 4.

    Мы рассмотрели методы поиска информации. Но она поступает к исследователю в различной форме, не всегда удобной для использования в выполняемой им работе. Она должна быть обработана и приведена к соответствующему виду.

    Методы обработки информации разнообразны . Получаемые исследователем сведения могут в дальнейшем использоваться прямо или косвенно (рис. 6.6).

    Цитирование – наиболее распространенный метод обработки литературных источников, позволяющий использовать в научной работе заимствованные результаты исследований других авторов в их оригинальном виде без искажений и комментариев.

    Цитаты обязательно берутся в кавычки, после которых делается ссылка на первоисточник и страницу (нередко авторы ограничиваются лишь ссылкой на первоисточник – автора, название работы, города и года издания или указанием номера первоисточника в перечне литературы).

    Цитаты позволяют исследователю подтвердить свою точку зрения, идею, гипотезу, равно как отвергнуть то или иное утверждение, построить систему доказательств. На основе цитат можно развивать собственную мысль, анализируя их содержание, анализируя и синтезируя факты, идеи, взгляды других авторов.

    Рис. 6.6. Методы обработки информации

    Группировка – метод обработки информации, заключающийся в рассмотрении многочисленных сведений по группам, разделам, классам данных, построенным по определенным признакам (критериям). При этом признаки могут быть различными. Например, автор высказал идею, гипотезу и хочет подтвердить ее, зная, что у ряда авторов он получит поддержку, а некоторые будут возражать. Поэтому, анализируя труды специалистов данной отрасли знаний, автор может «делить полученную в них информацию на две группы: высказывания «за» (т.е. в поддержку своей идеи) и «против». В каждую группу он может заносить цитаты, факты и цифры со своим комментарием и т.п.

    Классификация данных как метод обработки информации имеет общее с группировкой, так как основана на разбиении сведений на классы, группы. Однако классификация – это не простая группировка, а построение строгой иерархической системы разделения информации по принципу «от общего к частному» или наоборот (т.е. на принципах анализа и синтеза). Примером классификации информации являются информационные системы: универсальная десятичная классификация (УДК), библиотечно-библиографическая классификация (ББК).

    Классификация научной информации может осуществляться по различным критериям и на разную глубину . В рассмотренном выше примере информация, сгруппированная по признаку «за» и «против», может быть классифицирована по схеме, представленной на рис. 6.7.

    Три рассмотренные метода ориентированы на прямое использование данных. Однако это не всегда возможно (либо нецелесообразно). Допустим, для подтверждения какого-либо факта, суждения, имеется несколько источников, из которых исследователь выписал цитаты, сгруппировав их в своем банке данных.

    Цитаты громоздки, имеют некоторые противоречия, и в тексте работы автор должен кратко отразить свое резюме. Для этого надо провести редактирование информации. Редактирование применяется в тех случаях, когда нужно в нескольких фразах сформулировать мысль, аккумулирующую данные нескольких источников, либо когда цитата первоисточника громоздка, и ее удобнее изложить в сжатом виде.

    Агрегирование данных предполагает соединение двух и более разнотипных банков данных в интересах выполнения исследования в целом или его раздела.

    Преобразование информации в новую форму характерно для обеспечения экспериментальных исследований.



    Рис. 6.7. Вариант классификации информации для подготовки к защите научной идеи (гипотезы)


    Преобразование данных наиболее характерно в автоматизированных информационных системах. Здесь к форме и содержанию данных предъявляются четкие требования унификации информации, которые воспринимаются техническими средствами.

    После поиска информации и ее соответствующей обработки возникает проблема хранения данных . Здесь исследователь должен решить несколько вопросов: как долго должна храниться информация (нужна ли она только для промежуточного этапа исследования или к ней будут возвращаться многократно; она может использоваться в первоначальном виде или будет преобразована и сохраняться в новой форме); на каких носителях следует хранить данные; следует ли их хранить с открытым доступом, либо в силу конфиденциальности к ним должен быть санкционированный доступ.

    Сроки хранения определяются содержанием информации (нормативные документы, сведения фундаментального характера хранятся дольше), скоростью ее старения (быстро стареющие данные, как правило, часто обновляются), видом научного исследования, в интересах которого информация собирается (в исторических, экономических и других науках, где перспектива формируется с учетом ретроспективы, т.е. данных прошлого времени, следует постоянно хранить старые сведения, т.к. они позволяют установить тенденции развития систем, общества от прошлого в будущее). В науке не существует строгих правил расчета сроков хранения данных. Здесь весьма сильное влияние оказывают субъективные факторы (опыт и стиль работы исследователя, уровень его информированности и др.).

    Важным вопросом хранения данных является выбор носителей информации . Это могут быть специальные папки для хранения документов (папки–скоросшиватели, папки архивные), картотеки, магнитные и другие современные носители. В качестве носителей используются также рабочие тетради, подшивки газет и журналов и т.п.

    В настоящее время, наряду с магнитными носителями информации (гибкими и жесткими дисками), широко используются оптические (CD-диски, DVD-диски) и электронные носители информации (flash-устройства) .

    Возможность переноса на дискету, оптический диск и флэш-карту содержания книги, быстрого обновления содержащейся информации, редактирования, копирования и выполнения других процедур обусловила огромную популярность оптических и электронных носителей в среде научно-технических специалистов, аспирантов, студентов. Эта популярность особенно возросла с появлением системы ИНТЕРНЕТ .

    В то же время выявились и недостатки цифровых носителей информации:

    Хранение данных на жестких дисках компьютеров нередко приводит к утрате информации из-за выхода из строя ЭВМ, нарушения правил пользования ими. Это требует дублирования данных (например, записав их на жесткий диск компьютера, пользователь должен сделать копию на дискете, оптическом диске, flash-устройстве либо распечатать ее на принтере и поместить в папку документов);

    К информации, хранящейся на цифровых носителях, в компьютерных информационных системах, возможен несанкционированный доступ, что затрудняет сохранение конфиденциальности информации с точки зрения авторского права, новизны, секретности и т.д.;

    Установление защиты от несанкционированного доступа часто требует значительных затрат.

    Сбор исходных источников информации – это, вероятно, одна из самых простых процедур. Для ее выполнения исследователю достаточно к определенному сроку сконцентрировать большую часть искомых источников вблизи своего рабочего места.

    Систематизация – это не что иное, как упорядочение и группировка собранного материала по содержанию и с учетом последовательности его использования. В результате все собранные источники должны быть разложены по соответствующим главам.

    Анализом систематизированных источников завершается рассматриваемая процедура. Такой анализ – это тщательная проверка полноты отбора источников и проверка соответствия их выходных данных и содержания.

    Рассмотрим основные средства поиска, сбора, систематизации и анализа исходных источников информации.Наиболее часто при подготовке научных работ используются библиотечные каталоги, так как библиотеки по-прежнему представляют собой наиболее полный и доступный информационный фонд.

    Дополнительные возможности для научно-исследовательской работы в настоящее предоставляют электронные библиотеки. Так, электронная библиотека Российской таможенной академии решает следующие задачи:

    Поддержка образовательного процесса посредством предоставления учебных изданий в электронном виде;

    Совершенствование библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей, используя новейшие информационные компьютерные технологии;

    Пополнение фонда электронных ресурсов библиотеки;

    Освоение современных систем хранения и передачи данных;

    Формирование собственного электронного ресурса;

    Запрос в случае отсутствия в фондах библиотеки необходимых читателям изданий из других библиотек, используя службу электронной доставки документов;

    Распространение фондов электронных ресурсов и предоставляемых электронной библиотекой услуг.

    В процессе научно-исследовательской работы, особенно на ее начальных этапах, трудно отрицать очевидные удобства работы с библиотечным каталогом (как традиционным, так и электронным). Каталог представляет собой систематизированный перечень источников, состоящих на хранении в информационном фонде и учтенных в соответствии с установленными правилами. Он содержит в себе документально выверенную справочную информацию о важнейших выходных данных книжного, периодического или электронного издания, состоящего на хранении и учете в данной библиотеке (рис. 6.8).

    Рис. 6.8. Средства поиска, сбора и систематизации исходных данных об источниках информации

    Чаще всего в библиотеках используются алфавитные, алфавитно-предметные, предметные, хронологические, библиографические, архивные, генеральные систематические и специальные каталоги. Все они различаются, во-первых, принципами отбора источников и, во-вторых, принципами расположения описательной (справочной) информации о них.

    Алфавитный каталог перечень библиотечных источников, систематизированных в алфавитном порядке. При этом за основу могут быть взяты как названия (наименования) источников, так и фамилии их авторов (редакторов, составителей и пр.).

    Каталог, организованный по алфавитному принципу, дает достаточно общее, если не сказать формальное описание наличествующих в библиотечном фонде источников. К подобному каталогу прибегают обычно в том случае, когда располагают лишь самыми минимальными сведениями об источнике – его названии и авторе.

    Тематический каталог перечень библиотечных источников, систематизированных в тематическом порядке. За основу в этом случае принимают тематическую направленность содержания источника.

    Каталог, организованный по тематическому принципу, дает описание библиотечных источников по различным отраслям и разделам знаний. Указанным каталогом пользуются в тех случаях, когда возникает необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, предположительно содержащих информацию по теме научной работы.

    Предметный каталог перечень библиотечных источников, систематизированных в предметном (т.е. значительно более дифференцированном по сравнению с тематическим каталогом) порядке. При этом сведения о предметах, непосредственно не связанных между собой, систематизируются по алфавиту, что дает право рассматривать предметный каталог в качестве разновидности алфавитного. Этот каталог используется в тех случаях, когда возникает необходимость за короткое время произвести обзор и отбор источников, самым непосредственным образом относящихся к конкретному предмету (событию, явлению и т.п.).

    Хронологический каталог перечень библиотечных источников, систематизированных в хронологическом порядке, отражающем время выхода в свет того или иного издания, чаще всего периодического. За основу в данном случае принимается дата (год) издания источника.

    К подобному каталогу прибегают обычно в том случае, когда об источнике известна лишь предполагаемая или реальная дата его публикации или когда необходимо оперативно подобрать все заслуживающие внимания источники, относящиеся к определенному периоду времени.

    Архивный каталог перечень архивных библиотечных источников, систематизированных чаще всего в алфавитном (реже – хронологическом) порядке. Для отыскания требуемого источника по архивному каталогу требуется располагать либо сведениями о его названии и авторе, либо о времени выхода издания в свет.

    Библиографический каталог перечень библиотечных источников, содержащих в себе библиографические (описательные) сведения о наиболее важных (наиболее часто используемых в работе) книжных и периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке.

    К такому каталогу прибегают в тех случаях, когда сведений общего характера об источнике (полученного из алфавитного каталога) недостаточно и требуется за короткое время получить о нем дополнительную, более обширную информацию.

    Генеральный систематический каталог перечень библиотечных источников, систематизированных в соответствии с неким основополагающим принципом, отличным от алфавитного и иных, рассмотренных выше. Очень часто в качестве такого принципа используется принадлежность того или иного источника не к условной теме, а к вполне определенной области научного знания или системе учебных дисциплин (история, экономика и т.д.). В свою очередь, каждая область или система разделяется на рубрики, подрубрики и т.д. Генеральный систематический каталог предоставляет оптимальные возможности для поиска, сбора, анализа и систематизации требуемых источников.

    Специальный каталог перечень библиотечных источников определенного типа. Примером специального каталога может послужить каталог статей, опубликованных в периодических изданиях, состоящих на хранении и учете в данной библиотеке, или каталог новых поступлений.

    Научно-справочный аппарат книги . Важную роль в процессе поиска, сбора, анализа и систематизации основных и вспомогательных источников информации играет и научно-справочный аппарат книги. К научно-справочному аппарату книги (от лат. apparatus – «приспособление») принято относить различные дополнительные материалы в составе издания, информирующие читателей об особенностях его содержания, состава, структуры, функциональном предназначении источника.

    Элементы научно-справочного аппарата книги подразделяются на информационные, пояснительные, поисковые и вспомогательные. Информационные элементы научно-справочного аппарата книги служат для того, чтобы помочь читателю составить предварительное мнение об источнике и его особенностях. К ним относятся:

    Сведения о названии источника;

    Сведения о функциональном назначении источника;

    Сведения об издателях;

    Краткая характеристика издания;

    Выходные данные издания.

    Информационные элементы научно-справочного аппарата книги обычно располагаются на титульном листе и его обороте, а в ряде случаев – и в конце источника. Перечисленные сведения помогают читателю составить предварительное мнение об источнике, и о том, насколько он соответствует его требованиям.

    Пояснительные элементы научно-справочного аппарата книги определенным образом дополняют и разъясняют авторский (основной) текст источника. К ним относятся предисловие и послесловие. Располагаются они до и после основного текста источника. С их помощью читатель получает дополнительную характеристику содержания источника, в том числе о причинах и условиях написания.

    Поисковые элементы научно-справочного аппарата упрощают отбор необходимой читателю информации. К ним относятся содержание (оглавление) и указатели (в том числе предметные, алфавитные, указатели имен, географических названий, псевдонимов, иллюстраций и т.п.). Используя поисковые элементы, читатель имеет возможность быстро разыскать детальную информацию, содержащуюся в источнике (например, относящуюся к определенному году, персоналии и т.п.).

    В ряде случаев научно-справочный аппарат книги включает в себя вспомогательные элементы. Они дают возможность без задержки получить дополнительные, иногда достаточно специфические сведения об исходном источнике информации и его содержании. К таким элементам относятся и комментарии.

    ЛЕКЦИЯ № 10.

    ТЕМА: «ТЕХНОЛОГИЯ ХРАНЕНИЯ, ПОИСКА И СОРТИРОВКИ ИНФОРМАЦИИ»

    Кто владеет информацией, тот владеет миром. В каком виде может храниться информация, чтобы с ней было удобно работать? Потребность систематизировать, обрабатывать и хранить информацию возникла у человека очень давно. Как это ни парадоксально, но может быть и появление письменности во многом обязано стремлению человека удовлетворить эту потребность.

    Появление электронных компьютеров с хранимыми программами произвело настоящую революцию в области обработки информации. Дальнейшее развитие технологии обработки информации напрямую связано с успехами в области совершенствования программ и собственно компьютеров. В XX веке человечество стало свидетелœем информационного взрыва. Количество информации, которую получает человек, удваивается каждые десять лет. В случае если раньше систематизировались в основном только текстовые и числовые данные, то теперь стало необходимым обрабатывать практически всю информацию, которая доступна органам чувств человека. Последние достижения компьютерных технологий, включая развитие средств коммуникаций, позволяют решить эту задачу.

    При этом появилась новая проблема. Оказывается сегодня не так уж сложно организовать хранение и накопление информации в электронном виде. Даже можно организовать доступ к электронному архиву, находящемуся в любой точке земного шара, используя достижения Internet-технологий. Реальной проблемой становится организация огромных архивов данных так, чтобы люди могли легко и быстро находить нужную им информацию.

    Информационная система (ИС) - ϶ᴛᴏ программно-аппаратный комплекс, функции которого состоят в надежном хранении информации, предоставлении пользователю удобного интерфейса и, что особенно важно, выполнении специфических операций по преобразованию и поиску крайне важной информации.

    Информационная система позволяет облегчить труд человека, повысить качество и достоверность обработки информации. Она может храниться как в «бумажном» варианте, так и в памяти компьютера. Основу информационной системы составляют хранящиеся в ней данные. Хорошая информационная система должна предоставлять достоверную информацию в определœенное время конкретному лицу с ограниченными затратами.

    Объектом принято называть элемент информационной системы, информация о котором сохраняется в ней. Объект может быть реальным (человек, населœенный пункт, какой-либо предмет) и абстрактным (событие, счет покупателя). Каждый объект обладает набором свойств, которые запоминаются в информационной системе. Свойства, характеризующие объект, называются атрибутами объекта. Каждый атрибут имеет свое имя – идентификатор. Атрибут, записанный на каком-либо носителœе информации, называют элементом данных, полем данных или просто полем . При обработке данных часто встречаются однотипные объекты с одинаковыми свойствами. Совокупность объектов, обладающих одинаковым набором свойств, принято называть классом объектов .

    Основой многих информационных систем (прежде всœего, информационно-справочных систем) являются базы данных.

    База данных (БД) – организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти ЭВМ, постоянного обновления и использования.

    В большинстве случаев базу данных можно рассматривать как информационную модель некоторой реальной системы, к примеру книжного фонда библиотеки, кадрового состава предприятия, учебного процесса в вузе и т.д. Такую систему называют предметной областью базы данных и информационной системы, в которую она входит. Один из признаков, по которому можно классифицировать базы данных, – характер хранимой информации. ФактографическиеБД содержат данные, представляемые в краткой форме и строго фиксированных форматах. Такие БД являются аналогами бумажных картотек, к примеру, библиотечного каталога или каталога видеотеки. Другой тип баз данных -документальные БД. Здесь аналогом являются архивы документов, к примеру, архив судебных дел, архив исторических документов и пр. В дальнейшем будем рассматривать лишь фактографические БД.

    Классификация по способу хранения данных делит БД на централизованные и распределœенные. Вся информация в централизованной БД хранится на одном компьютере. Это может быть автономный ПК или сервер сети, к которому имеют доступ пользователи-клиенты.Распределœенные БД используются в локальных и глобальных компьютерных сетях. В последнем случае разные части базы данных хранятся на разных компьютерах.

    Набор принципов, которые определяют организацию логической структуры хранения данных в базе, получив название модели данных. Модели баз данных определяются тремя компонентами:

    Ø возможной организацией данных;

    Ø ограничениями целостности;

    Ø множеством допустимых операций.

    В теории управления базами данных выделяют модели трех базовых типов: иерархическую, сетевую и реляционную (табличную). Терминологической основой для иерархической и сетевой моделœей являются понятия: атрибут, агрегат и запись. Под атрибутом (элементом данных) понимают наименьшую поименованную структурную единицу данных. Поименованное множество атрибутов может образовывать агрегатданных . В некоторых случаях отдельно взятый агрегат может состоят из множества экземпляров однотипных данных или, как говорят, быть элементом множества. Записью называют составной агрегат, который не входит в состав других агрегатов.

    В иерархической модели всœе записи, агрегаты и атрибуты базы данных создают иерархически организованный набор, ᴛ.ᴇ. такую структуру, в которой всœе элементы связаны отношениями подчинœенности и при этом любой элемент может подчиняться только одному некоторому другому элементу. Такую форму зависимости удобно изображать с помощью древоподобного графа (связанной схемы, которая состоит из точек и стрелок и не имеет циклов).

    Концепция сетевой модели данных связана с именем Ч. Бахмана. Сетевой подход к организации данных является расширением иерархического. В иерархических структурах запись-наследник должен иметь одного предка; в сетевой структуре данных наследник может иметь любое число предков. Сетевая база данных состоит из набора записей и набора связей между этими записями, точнее, из набора экземпляров записей заданных типов (из допустимого набора типов) и набора экземпляров из заданного набора типов связей.

    Среди достоинств систем управления данными, основанных на иерархической или сетевой моделях, может быть их компактность и, как правило, высокое быстродействие, а среди недостатков - неуниверсальность, высокая степень зависимости от конкретных данных.

    Концепция реляционной модели впервые была сформулирована в работах американского ученого Е.Ф.Кодда. Отсюда происходит ее второе название – модель Кодда . В реляционной модели объекты и взаимосвязи между ними представляются с помощью таблиц. Для ее формального определœения используется фундаментальное понятие отношение .