Виды сабвуферов. Сабвуфер — блажь молодежи или незаменимая вещь в автомобиле? Виды сабвуферов в машину

Если вы много времени проводите в дороге и любите слушать музыку, а также хотите добиться качественного звука, то вам следует купить хороший сабвуфер. Данный девайс обеспечивает громкий и глубокий бас, делая акустическое оформление вашей машины безукоризненным и законченным.

Сейчас практически во всех автомобильных журналах есть обзоры сабвуферов известных марок - KENWOOD, SONY или PIONEER, а также JL Audio, MTX и многие другие. Они настолько замечательны, что разницу в из звучании среднестатистическому уху ощутить будет трудно. Поэтому, мы не советуем вам участвовать в конкурсе на лучшую автоакустику. Лучше если, стоимость акустики не будет превышать двадцати процентов от стоимости вашего автомобиля.

Сабвуферы бывают двух типов: пассивные и активные. У активных сабвуферов есть встроенный усилитель. От вас требуется тольо подключить пару контактов от головного аппарата, после чего система будет готова к работе. При этом нет необходимости в согласовании всех компонентов (головной аппарат - усилитель - сам сабвуфер). Но есть и минусы у активных сабвуферов. Например, при их изготовлении используются более дешевые и простые компоненты, что сказывается на качестве звучания. Самые известные модели: PIONEER TS-WX205A, KENWOOD KRC-WA82RC, Панасоник EAB-12132J, Lanzar HWT-8 и, конечно же, Earthquake ASB 10.

Для подключения сабвуфера с пассивной электроникой необходимо выбрать наиболее подходящий усилитель, который при мостовом включении будет давать ту же мощность (она должна быть указана в паспорте сабвуфера как номинальная).

Перед тем, как выбрать сабвуфер, необходимо иметь представление об особенностях конструкции. По этому параметру данные девайсы делятся на четыре типа:

1. Закрытого - это сабвуферы с герметичным корпусом.

2. Фазоинверторного - сабвуферы с фазоинвертором, то есть с трубой или щелью, которая служит для настройки в области низких частот. Плюсы - глубокое и громкое звучание. Минусы - высокая цена.

3. Полосового - сабвуферы с динамиком, который убран внутрь корпуса. Можно обойтись без фильтра.

4. С пассивным радиатором. У таких сабвуферов есть второй динамик, который нужен для понижения резонансной частоты. Такие аппараты мало распространены и эффективны лишь при настройке звука в машине выше среднего класса.

Громкость всех сабвуфером зависит в основном от положения компоненты в автомобиле.

У автомобилей с кузовом «седан» порт и динамики направлены на заднее сиденье. При этом рекомендуется оставлять зазор шириной примерно восемь сантиметров между спинкой заднего кресла и сабвуфером. Если в автомобиле на заднем ряду есть подлокотник, то сабвуфер направляется на него. В этом случае достигается максимально возможное проникновение звука в салон без ощутимого урезания частот. В противном случае может появится эффект «гулкости и приглушения», который свойственен сабвуферам с большим корпусом.

А машин с кузовом «хэтчбэк» наилучший звук достигается при направлении динамика и порта в сторону багажного отделения или вверх. В результате достигается нужное отражение звука. При этом он проходит не через спинку кресла, а через верхнюю полку.

В автомобилях с кузовом «универсал» сабвуфер чаще всего направляют между фазоинвертором и динамиков назад.

В отдельную группу стоит отнести компактные сабвуферы . Прежде всего они интересны тем, что по минимуму вносят изменения в интерьер машины. Располагают их, как правило, в скрытых местах, что в нашей стране в связи с автокражами весьма актуально. Компактные сабвуферы можно разместить под передними креслами или над нишей для ног переднего пассажира. Подобные аппараты имеют следующие плюсы: незаметность, простота установки, невысокая цена, небольшой размер. Но есть и минусы - маленькие динамики диаметром 12-13 сантиметров. Для достижения глубоких басов производители применяют различные разработки и новшества: разные формы корпуса, наполнение ватой, компрессионный динамик. Но не смотря на это, компактный сабвуфер никогда не будет играть так, как полноразмерный аппарат. Наиболее популярные модели: PIONEER TS-WX50, Панасоник EAB-1213J, Blaupunkt CMS-265.

Как видите, выбрать сабвуфер не так сложно. Автоакустику можно купить самому, а можно обратиться к профессионалам, которые по заказу сделают не только идеальный сабвуфер, но и гармоничную музыкальную систему в вашей машине.


Сабвуфер
- это устройство, которое предназначено для воспроизведения низких частот звука. Сабвуфер рассчитан на воспроизведение звуковых волн с частотой от 10 до 150 Гц. Нужно иметь в виду, что это устройство является дополнением к акустической системе и нельзя подключить только его. Самым оптимальным вариантом будет подключить впереди две колонки, сзади две колонки и сабвуфер. Если поставить в автомобиль только один сабвуфер, этого вполне хватит. Хорошо будет, если впереди будут высокочастотные динамики.

Автомобильные сабвуферы бывают двух типов: открытые и корпусные. Как несложно догадаться, корпусные сабвуферы находятся в специальном корпусе, а открытые - без него. Открытые сабвуферы вставляются под полку сзади или под заднее сидение автомобиля. Корпусные сабвуферы бывают активными и пассивными. Их разница в том, что в активные встроен усилитель, а в пассивные - нет. Различия между ними есть и в цене. Пассивные усилители в 2-3 раза дешевле. При выборе активных сабвуферов, нужно быть внимательней, так как для снижения стоимости в них часто встраивают некачественные динамики. Если у вас нет отдельного усилителя, а тип кузова вашего автомобиля универсал или хэтчбек, то лучше всего выбрать активный сабвуфер и не переживать, что полка багажника не будет пропускать звук. В седанах же, лучше всего установить сабвуфер открытого типа в заднее сидение. Такие сабвуферы нуждаются в отдельном источнике питания.

Сабвуферы с корпусом бывают трех видов:

1. Ящик с динамиком . В такой сабвуфер не входит воздух. Этому типу сабвуферов характерны небольшие размеры четкий бас, но не очень сильный звук.

2. Фазоинвертор . В такое устройство попадает воздух. При создании сабвуфера величина, форма и местоположение отверстие с точностью рассчитываются. Если этого не сделать, то сабвуфер будет издавать непонятные звуки и хрипы. При выборе сабвуфера остановитесь на самой известной фирме, тогда не прогадаете. Сабвуферы с фазоинвертором являются самыми распространенными.

3. Банд-пасс ящик . В таком сабвуфере динамики расположены в ящике, а звук выходит из специального отверстия. Высокочастотные звуки четкие, но негромкие. В них большое внимание уделяется красоте. Делается прозрачный корпус и устанавливается красивая подсветка.

В сабвуферах обычно используются динамики диаметром от 8 до 15 дюймов. Чем больше величина динамика, тем громче он играет. Лучшим вариантом для автомобиля будет сабвуфер с динамиком диаметром 10-12 дюймов.

У этого технического средства существуют свои особые характеристики, которые скрупулёзно изучаются знатоками перед покупкой. «Басы» придают звучанию брутальности и дарят ощущение полной вовлечённости в атмосферу полёта, гармонии и единения с музыкальным произведением.

Впрочем, не все автолюбители сведущи в аудиотехнике, зато многие из них ценят отличное и качественное звучание любимых мелодий. Сталкиваясь с выбором аудиотехники для своих транспортных средств, у них возникает простой и закономерный вопрос - что же такое сабвуфер? На него, в первую очередь, и следует дать ответ.

Сабвуфером называют динамик, работающий на низкочастотных волнах и отвечающий за качественное воспроизведение самых нижних звуковых частот диапазона выбранного вами музыкального произведения.

Различают несколько типов сабвуферов. Корпусные динамики отличаются наличием акустической оболочки - специального корпуса, в который встроен динамик. Конструкция является единым целым - каждая её деталь обеспечивает гармонию звукового сопровождения. Динамики типа «free-air» при установке встраиваются в поверхность салона автомобиля и декорируются или маскируются при помощи специальной сетки и кольца.

Виды корпусов

Сабвуферы также принято различать по видам корпусов. Динамики, обладающие герметичным типом корпуса, отличаются полной изоляцией внутреннего воздушного пространства, где располагается сам динамик, от внешнего. Заключённое внутри корпуса воздушное пространство обеспечивает поддержку мембраны динамика, вследствие чего увеличивается предельная мощность, которую способен выдержать динамик.

Фазоинверсный корпус отличается наличием вентиляционного канала, стимулирующего и улучшающего качество воспроизведения самых низкочастотных звуков, которые только способен воспринять человек.

Корпус типа «bandpass» является своеобразной комбинацией двух типов, описанных выше. Данный вид отличается разделённым на 2 части корпусом. Одна из частей абсолютно герметичная, а другая фазоинверсная. Между этими двумя различного типа камерами вмонтирован сам динамик. Этот тип представляет собой «золотую середину» среди возможных вариантов и становится всё более популярным среди автовладельцев, обладая преимуществами как герметичных, так и фазоинверсных сабвуферов.

Изобарический тип корпуса характеризуется наличием сразу двух динамиков. Воздушная прослойка между мембранами обоих динамиков постоянно находится под давлением, вследствие чего и обеспечивается низкочастотное звучание устройства.

Все существующие сейчас типы корпусов сабвуферов, вне зависимости от своего строения и принципов действия, выполняют одну общую задачу - они обеспечивают изоляцию фронтальной звуковой волны, которая появляется благодаря движению мембраны динамика вперёд, и ограждает её от обратной волны, возникающей вследствие того, что мембрана возвращается назад. При отсутствии обеспечиваемой корпусом изоляции, волны будут взаимодействовать между собой и поглощать друг друга, снижая силу и качество звука.

Выбор конструкции

Определяясь с видом конструкции корпуса сабвуфера, необходимо принимать во внимание множество различных параметров. Следует учитывать мощность динамика, технические характеристики прочих элементов аудиосистемы, модель транспортного средства и - самое главное - мнение и пожелания заказчика.

К требованиям, которым должен отвечать корпус вашего сабвуфера, относятся герметичность, жесткость и демпфирование (иначе называемое звукоизоляцией). Не менее важны прочность корпуса и его устойчивость к вибрациям. Если эти параметры не будут соблюдены, то корпус в процессе работы станет производить собственные вибрации, тем самым искажая звуковое воспроизведение.

При желании он может быть собран индивидуально, с учётом всех желаемых характеристик. Если вам проще приобрести уже готовую конструкцию, производители готовы предоставить широкий выбор типовых моделей. Последний тип обычно демонстрирует оптимальное сочетание цены и качества и является наиболее популярным вариантом. Звучание динамиков в данном случае обеспечивается вполне приемлемое, а установить сабвуфер такого типа в автомобиле довольно просто, особенно ту его разновидность, которая обладает встроенным усилителем. Стоимость готовых сабвуферов колеблется в пределах 150-300 долларов США.

Как уже было сказано выше, сабвуфер является одним из основных компонентов аудиосистемы автомобиля и, следовательно, должен выбираться с учётом характеристик прочих её элементов. Первостепенное значение при выборе звуковой системы имеют, как правило, высоко- и среднечастотные динамики.

Будучи простым автолюбителем и не обладая достаточными техническими познаниями, человеку может оказаться достаточно сложно принять верное решение. Сам выбор лучше всего предоставить профессионалу, который сможет быстро определиться с необходимыми техническими характеристиками устройства. А вам лишь потребуется предварительно озвучить ему свои предпочтения.

Специалист принимает решение, основываясь на ваших требованиях. Он способен подобрать вариант, который будет распространять звуковую вибрацию по всему салону автомобиля, обеспечивая эффект полного присутствия в самом центре звучания. Если же для вас важнее чистота звука, а не его способность сотрясать пространство, специалист сумеет подобрать устройство, соответствующее и этим требованиям.

Выбор корпуса может зависеть даже от того, какому музыкальному стилю заказчик отдаёт своё предпочтение. Корпус будет подобран индивидуально для того, чтобы передать всю гамму звучания хард-рока, блюза или классических произведений. И при всём при этом, если вы решите прослушать композиции, принадлежащие к иному стилевому направлению, нежели привычное для вас, звучание всё равно будет на первоклассном уровне.

Где лучше разместить сабвуфер?

Профессионал способен установить его таким образом, что он идеально впишется в интерьер, не займёт дополнительного пространства и обеспечит отличное музыкальное звучание.

Проще всего разместить в салоне автомобиля модель типа «freeair» — ее можно установить куда угодно, благодаря наличию акустической оболочки, а не каркасного корпуса.

Большинство автовладельцев помещают сабвуфер в багажное отделение, хотя его можно встроить и в подлокотник, расположенный между двумя передними сидениями транспортного средства. Ещё одним оптимальным вариантом расположения устройства является помещение его под сидение.

Часто автолюбитель предпочитает конструкцию, в которой два небольших сабвуфера встраивают в двери автомобиля друг напротив друга, или же один встраивается в приборную доску, а другой - сзади, над багажным отделением. Отличительной особенностью «freeair» является то, что он способен идеально вписаться в интерьер посредством декоративной решётки, которую можно подобрать на любой вкус.

Если же используется корпусный сабвуфер, вы успешно можете обыграть его присутствие в салоне, сделав подходящий декор или выбрав для него стильный корпус.

Качественное звучание музыки является одним из основополагающих факторов комфорта во время езды. Сегодня существует множество видов акустических систем, однако благодаря сабвуферу можно добиться действительно качественного звука. Сейчас предлагаем вам узнать, что представляет собой сабвуфер в машину, какие бывают виды таких устройств и как его правильно выбрать.

[ Скрыть ]

Что такое сабвуфер?

Для начала давайте разберемся с тем, что представляет собой музыкальный сабвуфер в машину. Это устройство представляет собой динамик для воспроизведения басов, то есть наиболее низких частот звука. По сути, это музыкальное автомобильное устройство — низкочастотная колонка. Использование таких колонок актуально в большинстве случаев для более молодых водителей, предпочитающих качественное звучание и желающих выделить свое авто среди других (автор видео — павел дацюк).

Итак, автомобильный музыкальный мини сабвуфер предназначен для воспроизведения низких частот, однако разве их мало? Как правило, недостаток басов обычно компенсировался путем монтажа широкополосных колонок заднюю полку за сиденьем, размер таких колонок в авто должен составлять 6х9 дюймов. На первый взгляд может показаться, что это идеальный вариант решения проблемы, поскольку стоимость решения такого вопроса довольно невысокая. Однако необходимо учитывать и то, что бас в авто может быть совершенно разным. К примеру, вышеописанные музыкальные колонки позволяют воспроизводить диапазон низких частот от 80-100 герц.

Разумеется, на упаковке от таких колонок будет написано, что они позволяют воспроизвести частоту до 22 тысяч герц, однако это далеко не так и такой показатель можно назвать маркетинговым ходом. При необходимости вы можете выставить самую низкую частоту, которая согласно инструкции может составлять от 45 до 80 герц. Однако нужно учитывать, что по факту бас в современных музыкальных треках составляет не менее 100, а то и 200 герц, соответственно, реальных низких частот в этом случае можно и не услышать.

Компактные плоские или тонкие мини устройства в последнее время становятся все более распространенными среди потребителей. Благодаря своей компактности, эти тонкие плоские мини девайсы можно без проблем установить под сиденье. Благодаря этому, компактные плоские тонкие мини усилители позволяют значительно сэкономить место в багажном отделении. Компактные мини сабы без проблем монтируются под водительские или пассажирские сиденья. Кроме того, активные автомобильные мини колонки можно установить и на заднюю полку или к спинке заднего сидения в багажнике. В результате того, что мини автосабвуферы почти не занимают места, их популярность в последнее время стремительно растет.

Усилители free-air

Не каждый автосабвуфер представляет собой усилитель, установленный в корпус, некоторым вполне достаточно давать качественный звук, играя на объеме багажного отделения. Чтобы установить free air сабвуфер, достаточно просто прорезать соответствующее отверстие в задней полке машины и монтировать устройство в него. Но если вы хотите получить действительно качественный звук, заднюю полку необходимо правильно обустроить, в частности, ее нужно не только усилить, но и шумоизолировать.

Следует отметить, что такой подход возможен только в случае с автомобилями в кузове седан, поскольку багажное отделение должно быть нормально отделено от салона, при этом непосредственно полка должна быть жесткой. Если неправильно подойти к этому вопросу, то вы просто выбросите деньги на ветер. Усилители типа free air сегодня не особо популярны среди потребителей из-за своей дороговизны, а также трудностей, с которыми столкнется покупатель при установке. Подробнее о том, как может функционировать сабвуфер на полную мощность, узнайте из видео ниже (автор видео — Гай Фокс).

Как выбрать?

  1. Наличие акустики. В первую очередь, необходимо определиться с тем, что есть в вашем авто. В том случае, если у вас установлены простые автомобильные динамики с усилителем, то покупка мощного автосабвуфера — дело необязательное. По мнению специалистов, установка саба будет актуальна в том случае, если акустика в транспортном средстве уже выдает качественный звук. Не верьте тем людям, которые утверждают, что качественный усилитель позволит выдать как нижние, так и верхние частоты.
  2. Тип устройства. Также необходимо определиться с тем, какой тип саба вы собираетесь купить — пассивный или активный. Активные устройства просты в монтаже, их необходимо просто подключить к акустике. Саб продается фактически готовым к эксплуатации, но активные устройства обладают и недостатками. В первую очередь, это низкое качество звука, по сравнению с пассивным. Также звук от таких усилителей обычно более грубый из-за использования менее качественных деталей при сборке. Что касается пассивных, то их нужно ставить только в комплекте с хорошими усилителями. По стоимости такие устройства более дорогие, однако качество их звучания обычно более высокое.
  3. Размер. Также необходимо определиться с габаритами — по мнению многих автолюбителей, чем больше размеры устройства, тем качественнее будет звук, однако это не верно. Чем больше габариты девайса, тем больше шума он будет издавать. Большие усилители будут попросту издавать больше вибраций, поэтому оптимальным размером будет выбор саба на 10-12 дюймов. Благодаря этому можно получить лучшее качество звучания, тем более, что у автомобилиста появится больше возможностей для установки девайса в салоне авто.
  4. Материал. Не менее важным является подбор материала, из которого будет выполнен непосредственно сам подвес. Сегодня в продаже есть множество моделей, производители которых применяют каучук — учтите, что такой материал делает звук более жестким. В том случае, если вы хотите добиться более мягкого звука, мы рекомендуем остановить свой выбор на сабах с прорезиненным подвесом.
  5. Мощность. Наверное, одним из основных параметров, которыми руководствуются автомобилисты при покупке, является мощность.

Мы рекомендуем не брать во внимание то, что пишут производители на этикетках от устройств, поскольку вам необходимо ориентироваться не на эти параметры. Разумеется, не стоит брать во внимание и дизайн, поскольку он совершенно неважен, если вам нужна качественная акустика. Мы не советуем покупать автосабвуферы от неизвестных производителей, особенно, если о них можно встретить негативные отзывы в сети. Насторожить вас должно и то, что отзывов о бренде в принципе нет. Нет смысла приобретать устройство, мощность которого 500 Вт с огромным по размерам магнитом. Чтобы добиться качественного звучания, вполне хватит усилителя, мощность которого составит до 250 Вт.

Нужен ли сабвуфер?

Здесь нельзя точно ответить на этот вопрос, поскольку все зависит исключительно от автовладельца. Некоторым автомобилистам кажется, что установив мощную акустику, можно будет выделить автомобиль из серой массы. Другим нравится качество низкого звучания. Если вы без ума от мощного баса и низких частот, то вполне можете порадовать себя установкой качественного сабвуфера.

По мнению других автолюбителей, штатная акустика, которую многие считают низкокачественной, может выдавать неплохой звук, при этом низкие частоты таким автомобилистам совершенно не важны. Так что в любом случае, все зависит от вас.

Видео «Инструкция по подключения автомобильного сабвуфера»

Как правильно подключить устройство в домашних условиях — узнайте из подробной инструкции, приведенной на видео ниже (автор видео — Anton 2393).

Извините, в настоящее время нет доступных опросов. Качественный звук невозможно представить себе без добротной передачи низких тонов. К сожалению, штатная акустика, устанавливаемая в автомобили по умолчанию, с этой задачей справляется плохо. Нужен сабвуфер.

Есть сабвуфер далеко не у каждого автолюбителя, но как он выглядит, представляет, наверное, каждый: здоровенный динамик, занимающий половину (в лучшем случае) багажника. Почему сабвуфер должен быть большим? Строго говоря, для качественной передачи низких частот большой размер диффузора не нужен – любые хорошие наушники способны передать «низы» во всем богатстве, несмотря на размер диффузора в десятки раз меньший, чем у сабвуфера. Проблема – в звуковом давлении, создаваемом колонками. Создать звуковое давление в маленьком объеме между ухом и наушниками несложно, другое дело, когда речь идет хотя бы об объеме воздуха внутри автомобиля. И тут чем ниже частота, тем медленнее движется диффузор и тем сложнее создать им необходимое звуковое давление. У диффузора с маленьким диаметром должен быть очень большой ход, чтобы с увеличением громкости звуковое давление на нижних частотах оставалось тем же, что и на высоких – чтобы «низы не проседали». А если музыку хочется слушать очень громко, да еще и с усиленными басами, то уже никакой стандартный динамик не справится – нужно увеличение размера диффузора.


Еще одна особенность сабвуфера – и в стереосистемах, и в системах объемного звука – он всегда один (это тоже многим известно, хотя не все знают, почему так). Дело в том, что человек плохо определяет направление на источник звука низкой частоты. Из-за длины звуковой волны, сравнимой с расстоянием между ушей, оба наших метода определения направления на источник звука не работают. Затухание звука неразличимо (волна просто огибает голову и в обоих ушах звучит с одинаковой интенсивностью), по сдвигу фаз определить направление тоже не получается (пик сигнала приходит в оба уха одновременно). Поэтому одного сабвуфера вполне достаточно – если на него не идет сигнал высокой частоты, определить, где он установлен, не получится.

Почему же многие маленькие сабвуферы стоят дороже больших? В чем же разница между дорогими и дешевыми моделями, кроме мощности? Во-первых, в сочетании мощности (желательно побольше), звукового давления (тоже побольше) и размера (поменьше). Требования взаимоисключающие, поэтому, чем ближе производителю удается приблизить свое изделие к недостижимому идеалу, тем более дорогие материалы и инженерные решения в нем использованы. Во-вторых, в качестве звука: в погоне за мощностью многие производители оставляют вопрос качества «за кадром» - ведь оно требует применения качественных (следовательно – дорогих) материалов диффузора и корпуса сабвуфера.

Характеристики сабвуферов.


Вид. Бывает активный и пассивный. Тут все просто – активный уже содержит в себе усилитель и может быть напрямую подключен к аудиосистеме. Несомненный плюс активного – производитель уже подобрал к нему подходящий по всем параметрам усилитель, и вам не придется ломать над этим голову. Минус – как правило, это одноканальный усилитель, и, если вы хотите не просто добавить сабвуфер к штатной аудиосистеме, а собрать качественную АС с нуля, придется покупать еще один усилитель. Но самый значимый минус активных сабвуферов в том, что усилитель в нем является «котом в мешке» и производители частенько на нем экономят. Если вам нужен не только громкий, но и качественный звук, то при покупке активного сабвуфера не стоит ориентироваться на дешевую продукцию малоизвестных производителей. Да и у дорогих моделей желательно выяснить частотные характеристики усилителя: амплитудно-частотную характеристику, коэффициенты искажений, соотношение сигнал/шум и пр. Если в руководстве по эксплуатации этой информации нет, то, скорее всего, производитель на усилителе сэкономил, и качество его выходного сигнала далеко от идеального. Кроме того, активные сабвуферы (при прочих равных параметрах) имеют большие размеры, чем пассивные (в одном корпусе с ним находится и усилитель, тоже порой немаленький) и найти ему место в машине будет сложнее.

В пассивном сабвуфере усилителя нет, перед подключением потребуется его . И вообще, все его плюсы и минусы – это минусы и плюсы активных.
Для сборки качественной аудиосистемы пассивный сабвуфер явно предпочтительней. Возможно даже, вам будет лучше выбирать среди сабвуферных колонок .
Для имеющейся АС – активный установить в разы быстрее и проще.


Мощность. Разделяют номинальную мощность и максимальную . Сколько бы ватт не было нарисовано на коробке или корпусе сабвуфера, обязательно следует выяснить, какова его номинальная мощность – та, на которой он может работать час без опасности повреждения. Именно этой мощностью и следует оперировать при подборе сабвуфера, поскольку стандартной процедуры измерения максимальной мощности не существует.
Максимальная мощность - это мощность кратковременного (до 2 секунд) сигнала, которую может выдержать сабвуфер без повреждений. Если максимальная мощность усилителя выше, чем максимальная мощность сабвуфера, следует воздержаться от прослушивания музыки на громкости, близкой к максимальной - особенно музыки с резкими и продолжительными перепадами громкости.

Какова должна быть мощность сабвуфера относительно мощности усилителя? Единого мнения тут нет, все варианты имеют своих ярых сторонников и противников.
Для чистоты звука лучше, если мощность усилителя больше мощности сабвуфера. Только при такой комбинации следует помнить о том, что максимальную мощность на сабвуфер давать нельзя.

Комбинация, в которой усилитель слабее сабвуфера, при грамотной настройке системы, считается более безопасной – но только при грамотной. Эта комбинация опасна тем, что усилитель при запредельных нагрузках входит в режим клиппинга и начинает выдавать на выходе высокочастотный сигнал большой мощности, очень опасный для динамиков. Первым признаком «клипания» усилителя являются хрипы, трески и щелчки, появляющиеся в звучании сабвуфера. Но, к сожалению, из-за громкости звука хозяин аудиосистемы зачастую не замечает этих признаков, пока не становится слишком поздно. Правильно работающая защита от перегрузки усилителя, настройка его чувствительности и фильтров, наличие фильтра или внешнего кроссовера между усилителем и сабвуфером – могут обезопасить динамик от воздействия «клипа», но это требует правильного подбора комплектующих и их настройки.


Импеданс или входное сопротивление сабвуфера. Должен в точности поддерживаться усилителем. Если подключить сабвуфер с импедансом 2 Ом к выходу, рассчитанному минимум на 4 Ом, то выходной каскад усилителя может перегореть, не выдержав вдвое возросших токов. Если же наоборот, подключить сабвуфер на 8 Ом к выходу, рассчитанному максимум на 4, то звук динамика будет намного тише, чем если подключение производилось бы правильно.
Если сабвуфер поддерживает подключение двух динамиков с минимальным импедансом 2 Ом, то при подключении "в мост" (если усилитель разрешает такое подключение) минимальный импеданс подключаемого сабвуфера удваивается - меньше 4 Ом подключать нельзя.
Иногда для увеличения звукового давления к усилителю подключают сразу два сабвуфера. Тогда их общий импеданс считается по формуле, соответствующей типу подключения.


Диаметр динамика . Бытует мнение, что чем больше – тем лучше. Не обязательно. Диаметр динамика следует рассматривать только в комплексе с мощностью и чувствительностью. Если два сабвуфера одинаковой мощности и чувствительности имеют разный диаметр – лучше взять тот, который меньше. Другое дело, что большим диаметром обладают обычно динамики с большой мощностью и чувствительностью. Но объем машины не так уж и велик и для создания хорошего звукового давления 8-10 дюймового динамика может оказаться вполне достаточно. Но что, если вы планируете использовать аудиосистему машины как мобильную аудиосистему для озвучивания на открытом воздухе? Стоит только открыть багажник и требования к звуковому давлению возрастут в разы. Тут-то и пригодятся диффузоры в 12-15 дюймов и больше. С соответствующей мощностью, разумеется.


Материал изготовления корпуса – очередная тема для жарких споров приверженцев тех или иных материалов. Кто-то утверждает, что лучше чистого дерева ничего быть не может, кто-то отдает предпочтение фанере, обклееной войлоком или карпетом. При этом большинство массовых моделей делается из МДФ и пластика.

Вообще, основное назначение корпуса в любой из конструкций - поглощать "ненужный" звук, поэтому чем выше звукопоглощающие характеристики материала, тем лучше он подходит для корпуса сабвуфера.

Немаловажна также жесткость материала, особенно в конструкциях типа "закрытый ящик".

МДФ и ДСП благодаря высокой плотности и слабым резонансным качествам хорошо подходят для любого вида сабвуферов, плотная фанера 10-12 мм и дерево - чуть похуже. Хуже всего глушат звук металл и алюминий, поэтому крайне желательно, чтобы такие корпуса были обклеены войлоком или иным звукопоглощающим материалом (лучше, если с обеих сторон). Еще одна причина, по которой металл - не самый лучший выбор корпуса сабвуфера: он может начать резонировать сам, тогда о чистоте звука можно забыть. Некоторые производители (например, Bell-Audio) иcпользуют в корпусах специальный многослойный пластик, но корпуса из обычного пластика с не самыми лучшими показателями встречаются в разы чаще, поэтому от покупки сабвуфера (особенно - мощного) в пластиковом корпусе лучше воздержаться.

Чувствительность – для сабвуфера – синоним звукового давления. Показывает, насколько громко (в дБ) будет звучать поданный на вход сигнал в 1 Вт на расстоянии 1 м от динамика. Для устройств сравнимой мощности – чем больше чувствительность, тем громче звук.

Тип корпуса. Все виды корпусов решают, в сущности, одну задачу: что делать со звуком, генерируемым за диффузором. Этот звук генерируется в противофазе основному, и, складываясь с основным, гасит его за счет способности длинных звуковых волн огибать препятствия (если корпуса нет).


Герметичный (закрытый ящик) – самый простой из видов корпусов. Просто глушит звук за диффузором, для чего внутренности герметичного ящика часто оббиты звукопоглощающим материалом. Кроме того, за счет герметичности корпуса за диффузором создается воздушная подушка, сглаживающая резкие движения диффузора и позволяющая выдерживать большую мощность. Плюсы– в простоте, дешевизне и большей устойчивости к пиковым нагрузкам. Минус – немаленькая часть мощности уходит «вхолостую»: звук за диффузором просто глушится, поэтому при одинаковой мощности сабвуферы в таких корпусах звучат тише.

В фазоинверторном корпусе существует отверстие, расстояние от которого до динамика подобрано таким образом, чтобы звуковая волна с задней стороны диффузора доходила до отверстия в той же фазе, что и с передней стороны. Звук не глушится, мощность расходуется более эффективно. Минус в том, что длина волны зависит от частоты, и при отклонении длины волны от расчетной, звук будет искажаться. Кроме того, динамики в таких корпусах больше подвержены повреждениям при больших нагрузках – это особенно актуально, если на усилителе нет фильтра сверхнизких частот (subsonic).

Band-pass корпус совмещает в себе фазоинверторный и герметичный. В отличие от предыдущих корпусов, этот корпус работает как полосовой фильтр – наилучшее звучание получат те частоты, длины волн которых близки к расстоянию от динамика до отверстия. Такое решение может использоваться для увеличения глубины баса у динамика с небольшой чувствительностью. В то же время, такой корпус намного больше, чем герметичный или фазоинверторный.

Минимальная и максимальная частота, воспроизводимая сабвуфером. Частоты, на которых у динамиков среднего диапазона критически падает звуковое давление, лежат ниже 100 Гц. Поэтому максимальная частота сабвуфера должна быть не ниже этого порога. Чаще она бывает намного выше; можно настроить уровень среза самому с помощью НЧ-фильтра, который должен быть на любом активном сабвуфере или сабвуферном усилителе. Какую частоту настроить - зависит от способностей аудиосистемы и личных предпочтений каждого, но общий принцип прост – отдавать сабвуферу только то, что не вытягивает остальная аудиосистема.