Материалы по информационной безопасности для детей. Информационная безопасность ребёнка


Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права.


Принятый 29 декабря 2010 года Федеральный закон Российской Федерации 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа- безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно- телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.


Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований.


Чтобы помочь своим детям, Вы должны это знать: Будьте в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее. Помогите своим детям понять, что они не должны предоставлять никому информацию о себе в Интернете номер мобильно телефона, домашний адрес, название/номер школы, а также показывать фотографии свои и семьи. Ведь любой человек в Интернете может это увидеть. Если Ваш ребенок получает спам (нежелательную электронную почту), напомните ему, чтобы он не верил написанному в письмах и ни в коем случае не отвечал на них. Объясните детям, что нельзя открывайте файлы, присланные от неизвестных Вам людей. Эти файлы могут содержать вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.


Проследите за тем, чтобы дети советовались с вами перед заказом, покупкой или продажей чего-либо в Интернете; Объясните детям, что они не должны загружать из Интернета программы, музыку или файлы без вашего разрешения. Обмениваясь файлами и загружая из Интернета текст, изображения и другие материалы, они могут нарушить законы об авторских правах. Узнавайте у детей, какие чаты и доски объявлений они посещают и с кем общаются. Поощряйте общение в отслеживаемых комнатах бесед (чатах) и настаивайте на том, чтобы дети общались только в общих окнах комнат бесед.


Помогите ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить не правду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых. Постоянно общайтесь со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете. Научите своих детей как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили/натолкнулись на агрессивный контент в Интернете, так же расскажите куда в подобном случае они могут обратится. Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.




Ключевыми функциями модуля Родительского контроля являются: Блокировка сайтов по категориям (порнография/эротика, наркотики, жестокость, нецензурная лексика, оружие, азартные игры, чаты, интернет-почта, социальные сети, экстремизм/терроризм); Защита от киберпреступности, направленной против детей; Ограничение доступа детей к Интернету и отдельным приложениям (например, играм) по расписанию; Включение функции поиска с учётом возрастных ограничений; Настройка учётных записей пользователей; Блокировка доступа к переносным хранилищам информации, сетевым устройствам, дисководам, а также отдельным файлам и каталогам, что делает невозможным удаление или похищение конфиденциальной информации.


Если вы обеспокоены безопасностью ребенка при его работе в интернете или при использовании мобильной связи, Если ребенок подвергся опасности или стал жертвой сетевых преследователей и мошенников, Обратитесь на линию помощи «Дети онлайн» Эксперты помогут решить проблему, а также проконсультируют по вопросу безопасного использования детьми мобильной связи и интернет Позвоните по телефону (звонок по России бесплатный, прием звонков осуществляется по рабочим дням с 9-00 до мск) Или направьте Ваше письмо по адресу:

Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека - сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией. Для защиты детей от вредной информации активисты РВС разработали пособие по информационной безопасности детей.

Потребность в информации - одна из базовых естественных потребностей человека. Не менее важная, чем потребности чисто физиологические - еда, сон, тепло и т. д. С самых древних времен человек жадно искал и создавал информацию об окружающем мире, прошел гигантский путь от мифа до научной картины мира, величайших произведений искусства и норм нравственности. Любая человеческая деятельность неразрывно связана с обменом информацией. Благодаря обмену информацией мы в детстве усваивали модели поведения, учились социальным нормам, постигали азы наук, искусства и права. Когда мама и папа объясняли нам, как следует себя вести, что такое хорошо и что такое плохо, когда учителя в школе преподавали азы науки - они создавали для нас информационное окружение, в котором мы воспитывались и формировались.

Так почему возникает вопрос информационной безопасности вообще и информационной безопасности детей в частности? Для ответа на этот вопрос давайте сравним информацию с пищей. Мы имеем такое право, ведь потребность в информации настолько же важна, как потребность физиологическая, так вот, информацией вполне можно «отравиться». Можно потреблять вредную информацию и серьезно навредить своему духовному здоровью. Как и пища, любая информация оказывает то или иное воздействие на человека - сильное или слабое, полезное или вредное, спасительное или абсолютно разрушительное. Недаром говорят «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно людей за собой повести». «Слово» здесь и есть то, что мы понимаем под информацией.

Раз информация неизбежно оказывает воздействие на человека, значит, она должна фильтроваться. Если взрослый человек справляется с этой задачей (и то не всегда и не каждый), то ребенок этого делать еще не умеет. А значит, он нуждается в защите своего информационного окружения со стороны взрослых людей. Прежде всего, конечно, со стороны родителей.

Почему мы считаем, что проблема защиты информационного окружения ребенка особенно актуальна сегодня? Потому что последние 10–15 лет оно, информационное окружение, перетерпело гигантские изменения. Произошло это преимущественно благодаря техническому прогрессу, который зачастую несет с собой не только новые огромные позитивные возможности, но и не менее огромные опасности. Информационное окружение человека никогда уже не станет прежним. А значит, мы обязаны научится охранять его, справляться с ним эффективно.

В прошлом информационное окружение ребенка довольно легко поддавалось родительскому регулированию и защите. Просматриваемые ребенком телевизионные каналы, читаемые им книги и журналы, даже круг его общения - все это относительно легко контролировалось родителями. В школе, хорошей спортивной секции, детском лагере ребенок в безопасности - там плохому не научат, да и работают там, как правило, профессионалы. Таким образом, проблема информационной безопасности в прошлом решалась легко и как бы сама собой. Мама в детстве запрещала общаться с незнакомыми людьми, гулять в компании «плохих сверстников», смотреть единственный в семье телевизор после 21:00 и т. д. И авторитет мамы и папы был очень высок.

Все поменялось, когда почти в каждый дом пришли компьютер и безлимитный Интернет. Они принесли огромные возможности их пользователям. Их значение трудно переоценить. Но вместе с возможностями пришли радикальные перемены в информационное окружение ребенка. Давайте вдумаемся, что именно произошло. Ребенок, еще не умея фильтровать поступающую информацию, не имея еще устойчивых социальных моделей, получил доступ к социальным сетям, форумам, чатам, сайтам знакомств, онлайн-играм, информационным сайтам и блогам самого разного качества и содержания. На него буквально хлынул огромный, мощный поток самой разной информации. Он стал с ней взаимодействовать, зачастую один на один. Ситуация значительно ухудшается тем, что очень многие родители с компьютером «на вы» и по умению пользоваться персональным компьютером ребенок зачастую очень быстро обходит своих родителей. Ситуация особенно обострилась в последние годы - с распространением индивидуальных переносных вычислительных устройств, таких как планшетные компьютеры и смартфоны. Таким образом, доступ в Интернет становится переносным и фактически неконтролируемым.

В этой брошюре мы хотим наглядно разобрать, какие именно информационные потоки действуют на ребенка. Показать, каким опасностям он подвергает себя в то время, когда внешне он в полной безопасности и тепле сидит дома за компьютером.

Чего мы не хотим, так это нагнетания в духе «компьютеры, Интернет - это зло, и детей нужно тотально изолировать от этого зла». Мы так не считаем. Мы убеждены, что Интернет и персональный компьютер - превосходные инструменты для работы, образования, развлечения, духовного роста человека.

Мы считаем, что ребенка необходимо учить правильно управлять хаотическим потоком информации. И мы изложим наше предложение в данной брошюре.

Опасность № 1. Потеря родительского авторитета

Для начала немного цифр.

По данным исследования Фонда Развития Интернет, проведенного в марте 2009 года, были получены следующие данные.

На вопрос «какой источник информации для тебя самый главный?» все школьники, участвовавшие в исследовании, на первом месте поставили родителей. Интернет прочно занимает второе место как приоритетный источник информации. Учителя у восьмиклассников и девятиклассников стоят только на третьем месте, т. е. Интернет уже стал авторитетнее учителя. На четвертом месте у этой группы школьников - друзья и одноклассники.

У старшеклассников Интернет поделил второе место вместе с учителями, друзьями и одноклассниками.

Фонд Развития Интернета отмечает, что здесь господствует жесткая конкуренция и если не научиться эффективно использовать возможности Интернета в процессе обучения, становится достаточно очевидно, кто в итоге победит.

Исследовался также так называемый «цифровой разрыв» - разница в компетенции пользования Интернетом между родителями и детьми. Выявились следующие факты:

  • менее половины родителей осведомлены о рисках, с которыми сталкивается ребенок. Каждый третий родитель знает, что дети видят изображения сексуального характера в Интернете, потому что видят их сами. В то же время они почти не имеют представления о том, что дети становятся жертвами агрессивного поведения или могут быть агрессорами сами. Хотя самих детей в наибольшей степени волнует именно то, что представляет собой коммуникационные риски. Также родители очень мало знают о том, что их дети встречаются с теми, с кем познакомились в Интернете;
  • готовность ребенка увидеть и принять помощь. Треть детей отмечает, что не ощущают со стороны родителей никакой поддержки, хотя сами родители при этом считают, что помогают своему ребенку.

При этом, по данным исследования Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова при поддержке Google, российские подростки обгоняют родителей по частоте использования Интернета. Ежедневно пользуются Интернетом 89% подростков и 53% родителей подростков. Причем 17% всех опрошенных родителей отметили, что не пользуются Интернетом вообще.

Что мы видим в этих цифрах? Как источник авторитетной информации Интернет уже обошел учителя. И готовится вытеснить с первого места родителей. Давайте вдумаемся, что это значит. Получается, родитель теряет авторитет у ребенка, конкурируя с самыми разными людьми «с того конца Интернет-кабеля», то есть теряет возможность воспитывать своего ребенка. Пока, к счастью, авторитет родителя по- прежнему является самым значимым для ребенка, именно родительское слово наиболее весомо. Но уже сегодня Интернет играет очень значительную роль в воспитании ребенка. То есть модели поведения, нормы, образ мыслей, картина мира - все то, одним словом, что и называется воспитанием, в большой степени черпается ребенком в сети.

Чтобы понять фундаментальную новизну ситуации, давайте подумаем, что в сущности представляет собой Интернет? Интернет вполне можно назвать виртуальным миром. Конечно, этот виртуальный мир тесно связан с реальностью - в Интернете зарабатывают вполне реальные деньги, с его помощью заказывают вполне реальные продукты, обсуждают вполне реальные новости и попадаются на крючок вполне реальным мошенникам. Точно такое же реальное воздействие на ребенка оказывает Интернет. Но, по своей сущности, Интернет действительно виртуальный мир. Здесь тоже есть компании «плохих парней», например, пропаганда экстремистских идей, нехорошие форумы, группы в социальных сетях. Здесь тоже есть наркодилеры, при помощи Интернета вполне можно купить спайсы. Хотя отметим, что этому эффективно противодействуют. В огромном количестве есть нехорошие фильмы и клипы, музыка опасных жанров и т. д. Подробно об этом речь пойдет в следующих главах.

Здесь мы хотим обратить внимание на следующий феномен. Любой нормальный родитель следит за тем, кто влияет на его ребенка. Не общается ли ребенок с нехорошими компаниями? Не угрожает ли ребенку обман со стороны мошенников? Хорошие ли книги он читает, не смотрит ли плохие фильмы?

Но почему-то, в случае с Интернетом, очень часто, к сожалению, родительская бдительность спит. Часто можно слышать: «Да, сидит за компьютером, зато по подъездам пиво не пьет, по дискотекам не шастает! А в доме он в безопасности, под нашим присмотром ». Родители, не понимая опасностей онлайн-жизни, добровольно допускают посторонних людей с очень разными намерениями к воспитанию ребенка.

То, что школа проигрывает состязание с Интернетом в авторитетности, - очень тревожный факт. Традиционно школа играла огромную роль в воспитании личности, формировании картины мира, приучала к нормам поведения в обществе. Теперь ее влияние значительно ослабло.

Если тенденция продолжится, если не поменять порядок вещей, то совсем скоро подрастающая личность будет формироваться уже в первую очередь Интернетом и лишь во вторую - родительским воспитанием. Ни о каких доверительных отношениях между родителями и детьми в таком случае речи уже идти не будет. Родители, по сути, превратятся в опекунов. И это будет совсем другая, очень зловещая реальность.

Опасность № 2. Субкультуры, экстремизм, секты

Молодежные депрессивные субкультуры являются крайне коварной и опасной ловушкой на пути становления личности. Особую опасность они представляют для подростков.

Вспомним себя в переходном возрасте - пожалуй, самом ярком, драматичном, тяжелом и прекрасном периоде жизни человека. Что происходит с подростком? Мир вокруг него резко усложняется, возникают совершенно новые проблемы и заботы. В душу врываются неведомые до сих пор переживания. Первая, еще очень чистая, невинная любовь… При этом - крайняя ранимость и податливость формирующейся личности. Подростки с довольно чутким сердцем и тонким внутренним миром страстно ищут философские основы мироздания, яростно, с максимализмом пытаются постичь предельные основания бытия.

В этом сложнейшем периоде жизни подросток ищет способ самовыражения, свое место в обществе. Он остро нуждается в ощущении своей независимости и самостоятельности. Ему очень, очень тяжело с этим справиться.

Так вот, все без исключения депрессивные субкультуры эксплуатируют эти стремления и проблемы, эту естественную энергию подростка. Забегая вперед, отметим: что самое печальное, самое ужасное в том, что в капкан субкультур прежде всего попадают дети с чуткой душой и горячим сердцем. Не только они, но они - в первую очередь. Давайте разберемся, что такое субкультура, какие они бывают и что их объединяет.

Не хочется здесь давать общепринятое определение, в конце концов, читатель вполне может найти и прочитать это сам. Нам же нужно разобраться с сутью. Субкультуру вполне можно расшифровать как «подкультуру». С английского языка, кстати, буквальный перевод звучит как «подкультура». То есть это определенный набор ценностей, поведенческих моделей, специфических слов и понятий, стилей одежды, музыкальных предпочтений и т. д., которые отличают ее от основной культуры общества. Депрессивные, опасные субкультуры всегда радикально противопоставляют себя основной культуре. Тем самым, кстати, удовлетворяют запрос подростка на независимость и индивидуальность. Разумеется, подсовывая ему опаснейшие духовные суррогаты.

Для того чтобы понять сущность субкультур, давайте рассмотрим одну из них.

Готы, готическая субкультура

Одна из самых популярных субкультур. Мировоззрение основа но на так называемой dark culture - темной культуре, с ее культами смерти, страданий, депрессий, ненависти к жизни и радости. Сами готы характеризуют свое мировоззрение как «депрессивно-романтическое». Для мировоззрения характерны частые депрессии, меланхолия, темный мистицизм, резкое неприятие «толпы», то есть общества, людей, не входящих в данную субкультуру. Стержень готической субкультуры - смерть, рассматриваемая романтически. Все, что связано со смертью во всех ее проявлениях, - прекрасно для готов. Все, что связано с жизнью, позитивными эмоциями, духовным позитивным подъемом, - отвратительно и является уделом «быдла». Сами готы называют это танатофилией, то есть, проще говоря, смертолюбием. Готы считают романтичным прогуливаться по кладбищу, фантазировать на тему загробного существования. Прекрасным зрелищем для гота являются руины, черепа, кости. Отдельное место в готической субкультуре занимает все, что связано с вампирами. Вампиры воплощают собой готическую романтику: потустороннее существование, полная отстраненность от живого мира, тонкие отношения между жизнью и смертью.

Среди специфической атрибутики, на которой предприимчивые деятели зарабатывают деньги, - черепа, перстни с когтями, черепами, крестами, такие же подвески на цепочке.

Поскольку субкультура неразрывно , стоит сказать пару слов о ней. Готического направления музыки огромное количество - от готического металла, до современного dark wave. В сюжетах то же самое: вампирская эстетика, смерть, уныние, депрессия, суицид - как высшее проявление индивидуальности и духовности - презрение к обществу, эскапизм (стремление скрыться от мира, избегать его). У молодежи популярны яркие представители это направления: Otto Dix, Lacrimosa, Tiamat, Sirenia и др. Часто у готов популярны жанры black metal (сатанинский металл), death metal (можно перевести, как «металл смерти»), то есть, опять-таки все на тему смерти, ужаса и зла.

Надо отметить, что очень часто путь в субкультуру лежит через музыкальные предпочтения. Музыка действительно является очень мощным инструментом влияния на человека, особенно если устойчивая система ценностей еще не сформирована. Вывод: необходимо сделать все для формирования у ребенка здоровой системы ценностей. Иначе их «сформируют» другие.

Внешний вид гота описывать здесь не имеет смысла, достаточно фотографий в сети.

Итак, что мы видим даже после такого поверхностного обзора субкультуры? Какие естественные запросы подростка суррогатно удовлетворяет готика? Философский запрос и запрос на нахождение предельных оснований бытия - прежде всего. И это ужасней всего, так как это самые чистые, искренние и глубокие запросы ребенка, и вместо трудов великих мыслителей, вместо высокого искусства - от книг до музыки, он принимает крайне опасный яд. Кроме этого, субкультура определяет отношение подростка к обществу, удовлетворяет его потребность в самоопределении и независимости, решает проблему неуверенности. Снова подчеркиваем, делает это субкультура в страшно уродливом виде.

Прочие субкультуры. Панки, неформалы, рэперы, эмо и т. д.

Хотя это совершенно разные субкультуры, основанные на музыке, представители которых презирают друг друга, у них много похожего. Для всех этих субкультур характерно подчеркнуто антисоциальное поведение, бунтарство, протест против порядка, противопоставление себя «толпе». Часто политизированы, хотя и не всегда. Антисоциальное поведение рассматривается как форма протеста. В мировоззрении и музыке - безнадежность, ненависть к миру, наркомания как благо, культ насилия, выпивки и беспорядочного секса.

Аниме и анимешники

Не настолько опасная субкультура, да и многие утверждают, что увлечение аниме нельзя назвать субкультурой. Пожалуй, это действительно так - аниме не предлагает единого мировоззрения и философского объяснения мира. Тем не менее часто складываются тусовки любителей аниме.

Нужно понимать, что аниме (японские мультики) совсем не так безобидны, как это может показаться. Есть прекрасные аниме, с очень глубоким, мудрым содержанием. Но есть и такие, где демонстрируется чудовищная жестокость, ярко выражена эротичность персонажей. Часто герои аниме ведут антисоциальный образ жизни. Существуют также совсем сумасшедшие направления аниме. Ярчайший пример - «гуро», комиксы и мультики с расчленением трупов, нанесением изощренных садистских травм, крайние формы садомазохизма, каннибализм. Или «хентай» - японские порнографические мультфильмы.

Вообще, чтобы понять, что такое аниме, лучше всего посмотреть пару мультфильмов. Японская анимация прочно заняла свое место в мировой культуре и не случайно: как уже упоминалось выше, есть очень хорошие аниме мультфильмы (пример - «Унесенные призраками»). Но есть и очень опасные течения.

Пару слов о сектах и экстремизме

Сервис предлагает комплекс услуг по блокировке нежелательного контента, включая блокировку рекламы. Версия «для дома», стоимостью 360 рублей в год, позволяет блокировать сайты по многим признакам, например, можно заблокировать все социальные сети, черный список минюста, сайты знакомств и т. д. Сервис имеет свою огромную базу адресов с характеристикой контента. Есть настройка «белого» списка, есть «черные» списки.

Главное преимущество сервиса - гибкие и удобные настройки при невысокой цене. Блокирует сайты, содержащие вирусы. Простая на- стройка, не требующая специальных знаний.

Из минусов - сервис ничего не способен ограничивать непосредственно на компьютере, он фильтрует только доступ к Интернет-ресурсам.

Надежность высокая, обойти при правильной настройке - достаточно тяжело.

2. Dr. Web Security Space и Kaspersky Internet Security

Документация встроена также и в сам продукт.

Прежде всего, это полноценные антивирусные решения, функция родительского контроля реализована «в довесок». Тем не менее, очень популярное решение для домашнего компьютера, выполняющее свои задачи вполне эффективно. Позволяет блокировать не только нежелательные сайты и сайты с вирусами, но и ограничивать использование компьютера по времени, устанавливать запрет на запуск определенных приложений, блокирует доступ к указанным папкам и файлам на компьютере.

Обойти настроенный родительский контроль на этих продуктах очень просто, если не провести дополнительные настройки. Дело в том, что разрешения настраиваются для отдельных пользователей операционной системы. Из чего, кстати, следует, что нужно создать отдельного пользователя операционной системы с ограниченными правами для ребенка.

Что делает более-менее продвинутый подросток? Он загружает компьютер в безопасном режиме, выбирает пользователь «Администратор», который в обычном режиме скрыт и потому не имеет пароля, создает себе временного пользователя с неограниченными правами. Сделать это очень просто и подростки этому учатся моментально. Почему-то в документации на этот момент внимания не обращают. Однако, закрыть такую брешь легко - достаточно активировать скрытого пользователя «администратор» и задать ему пароль. Как это сделать - в конце этого приложения.

Плюсы - гибкая настройка, большие возможности контроля, помимо родительского контроля есть антивирус и файрволл.

Минус - нужны дополнительные настройки операционной системы (создание учетной записи для ребенка, создание пароля для учетной записи «администратор»).

3. Как активировать учетную запись «администратор»?

Нажмите «Пуск», щелкните правой кнопкой на «Компьютер» и откройте пункт «Управление». Нас интересует ветка «Локальные пользователи».

В открывшемся окне дважды щелкните на пользователе «Администратор», в появившемся меню снимите птичку с пункта «Отключить учетную запись» и нажмите «OK».

На этом все. Учетная запись «Администратора» активирована. Далее необходимо задать пароль для этой учетной записи.

Данная проблема актуальная для операционной системы Windows 7 версий выше Home premium.

4. Как создавать учетные записи, менять пароли к ним
Пуск - Панель управления - учетные записи пользователей. Тут можно менять пароли и создавать новые учетные записи. Напомним, для работы родительского контроля у ребенка должна быть своя учетная запись Интернет (не администратора!), для которой будут ограничены права.

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей. Просвещение подрастающего поколения в части использования различных информационных ресурсов, знание элементарных правил отбора и использования информации способствует развитию системы защиты прав детей в информационной среде, сохранению здоровья и нормальному развитию.

Тема: Информационная безопасность в сети Интернет

Класс: 9-11.

Правовая база.

Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита физического, умственного и нравственного развития несовершеннолетних, а также человеческого достоинства во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ – требование международного права. Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации, осуществляемого с нарушением законодательно установленных требований. Каждый выпуск периодического печатного издания, каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должны содержать знак информационной продукции, а при демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения. Закон запрещает размещение рекламы в учебниках, учебных пособиях, другой учебной литературе, предназначенных для обучения детей, а также распространение рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, в детских образовательных организациях.

30.05.2011 на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.А. Астахов предложил провести в школах уроки медиа-безопасности. Данная инициатива поддержана Президентом России Д.А. Медведевым.

Цель: сформировать у школьников активную позицию в получении знаний и умений выявлять информационную угрозу, определять степень ее опасности, предвидеть последствия информационной угрозы и противостоять им.

Задачи: ознакомить учащихся:

– с правилами ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет;

– как критически относиться к сообщениям в СМИ (в т.ч. электронных), как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в сети Интернет;

Оборудование: плакаты по данной тематике (на доске), медиапроектор, экран, презентация Microsoft Power Point “Проблемы информационной безопасности в сети Интернет” (Приложение 1).

Ведущие понятия: угроза, безопасность, информация, угроза информационной безопасности.

Ход занятия

1. Вступительная часть - сообщение цели занятия, основные правила, продолжительность и режим предстоящей работы.

2. Проведение экспресс-опроса участников об их ожиданиях от предстоящей работы.

3. Беседа учителя и учащихся строится на основе работы с материалами презентации “Проблемы информационной безопасности”

Слайд 1. Тема.

Учитель предлагает учащимся высказать мнение о том, как они понимают понятия “угроза”, “безопасность”, “информация”, “угроза информационной безопасности”.

Слайд 2. Знакомство с основными понятиями.

Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.

Информация – сведения или сообщения.

Угроза информационной безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства в информационной сфере.

Учитель просит учащихся назвать, какие они знают источники информации.

Слайд 3. Источники информации.

Средства массовой коммуникации, в т.ч. Интернет.

Литература.

Образование.

Личное общение.

Искусство.

Система социально-воспитательной работы и др.

Вывод. Любое из этих средств может быть использовано на благо или во вред личности!

Слайд 4-7. Справочная информация.

По последним данным, в России:

средний возраст начала самостоятельной работы в Сети - 10 лет (в 2009 году - 11 лет); и сегодня наблюдается тенденция к снижению возраста до 9 лет;

30% несовершеннолетних проводят в Сети более 3 часов в день (при норме 2 часа в неделю!).

Ежедневная детская аудитория Рунета:

46% (13-14 лет),

54% (15-16 лет);

  • просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ;
  • обмен файлами;
  • использование электронной почты, сервисов мгновенного обмена сообщениями, чатов;
  • ведение блогов и пр.
  • 4% детей сталкиваются в Интернете с порнографической продукцией
  • 40% получают непосредственные предложения о встречах "в реале".

4. Давайте вместе подумаем. Вопросы для коллективного обсуждения:

– Почему тема информационной безопасности является важной и почему эти вопросы должны обсуждаться в школе?
– Из возможных причин, какие можно выделите аспекты, связанные с сущностью Интернета и его значимостью как средства общения.

5. Работа в группах:

задание для групповой работы - подготовка коллективного ответа на вопрос: “Какие основные правила безопасного поведения в Интернете вы можете предложить?”, “Какими правилами отбора (пользования) информации вы рекомендуете сверстникам пользоваться?”, “Как оградить себя от кибер-преступлений?”. (Возможные варианты работы: группы обсуждают все три вопроса. Каждая группа обсуждает только один из вопросов.).

6. Обсуждение результатов работы.

7. Продолжение работы с презентацией “Проблемы информационной безопасности”.

Слайды 8-11. Три основных правила безопасного поведения в сети.

Защитите свой компьютер.

  • Регулярно обновляйте операционную систему.
  • Используйте антивирусную программу.
  • Применяйте брандмауэр.
  • Создавайте резервные копии важных файлов.
  • Будьте осторожны при загрузке содержимого

Помните! После публикации информации в Интернете ее больше невозможно будет контролировать и удалять каждую ее копию.

Защитите себя в Интернете.

  • Думайте о том, с кем разговариваете.
  • Никогда не разглашайте в Интернете личную информацию, за исключением людей, которым вы доверяете. При запросе предоставления личной информации на веб-сайте всегда просматривайте разделы “Условия использования” или “Политика защиты конфиденциальной информации”, чтобы убедиться в предоставлении оператором веб-сайта сведений о целях использования получаемой информации и ее передаче другим лицам.
  • Всегда удостоверяйтесь в том, что вам известно, кому предоставляется информация, и вы понимаете, в каких целях она будет использоваться.

Помните! В Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.

Думай о других пользователях.

  • Закону необходимо подчиняться даже в Интернете.
  • При работе в Интернете будь вежлив с другими пользователями Сети.
  • Имена друзей, знакомых, их фотографии и другая личная информация не может публиковаться на веб-сайте без их согласия или согласия их родителей.
  • Разрешается копирование материала из Интернета для личного использования, но присвоение авторства этого материала запрещено.
  • Передача и использование незаконных материалов (например, пиратские копии фильмов или музыкальных произведений, программное обеспечение с надорванными защитными кодами и т.д.) является противозаконным.
  • Копирование программного обеспечения или баз данных, для которых требуется лицензия, запрещено даже в целях личного использования.

Помните! Неразрешенное использование материала может привести к административному взысканию в судебном порядке, а также иметь прочие правовые последствия

Слайд 12. Дополнительные правила безопасного поведения в сети Интернет.

Закрывайте сомнительные всплывающие окна! Всплывающие окна - это небольшие окна с содержимым, побуждающим к переходу по ссылке. При отображении такого окна самым безопасным способом его закрытия является нажатие значка X (обычно располагается в правом верхнем углу). Невозможно знать наверняка, какое действие последует после нажатия кнопки “Нет”.

Остерегайтесь мошенничества! В Интернете легко скрыть свою личность. Рекомендуется проверять личность человека, с которым происходит общение (например, в дискуссионных группах).

Помните! Большая часть материалов, доступных в Интернете, является непригодной для несовершеннолетних.

Слайд 13. Подведение итогов работы. Учащиеся высказывают свое мнение, оправдались ли их ожидания от проделанной работы.

8. Размещение в дневниках правил безопасного поведения в сети.

9. Учитель благодарит учащихся за работу

10. Оценка учащимися занятия (на доску крепятся флажки. Красный – занятие понравилось; зеленый – занятие оставило равнодушным; синий – занятие не понравилось).

Используемая литература и интернет-ресурсы

1. В.В. Гафнер. Информационная безопасность: учебное пособие: ГОУ ВПО “Уральский государственный педагогический университет”, Екатеринбург, 2009, ч. 1, 2.

2. "Основы безопасности детей и молодежи в интернете" - интерактивный курс по интернет-безопасности.

3. Портал Сети творческих учителей. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=71586&tmpl=com

4. Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx#

5. Вопросы безопасности - сайт от компании Semantec http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids

6. Ребенок в сети. Сайт от компании Panda http://www.detionline.ru/

7. Специальный портал созданный по вопросам безопасного использования сети интернет. Безопасный интернет http://www.saferinternet.ru/.

























1 из 24

Презентация на тему: Информационная безопасность детей

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Родительское собрание на тему «Дети в современном медиа-мире» Цикл занятий по повышению родительской компетентности в сфере медиа-ресурсов. Цикл занятий по повышению компьютерной грамотности родителей. Организация на школьном сайте странички для родителей. Индивидуальные беседы и консультации.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками; 6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни; 7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;

№ слайда 7

Описание слайда:

8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены; 9. Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.

№ слайда 8

Описание слайда:

Как научить детей отличать правду ото лжи в Интернет? Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернет материалам, ведь опубликовать информацию в Интернет может абсолютно любой человек. Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернет. Начните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно как можно раньше научить их отделять правду от лжи;

№ слайда 9

Описание слайда:

Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернет. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт. Убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в Интернет информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашего ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от их детских проблем. Поощряйте ваших детей использовать различные источники, такие как библиотеки или подарите им энциклопедию на диске, например, «Энциклопедию Кирилла и Мефодия» или Microsoft Encarta. Это поможет научить вашего ребенка использовать сторонние источники информации; Научите ребенка пользоваться поиском в Интернет. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска;

№ слайда 10

Описание слайда:

Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.

№ слайда 11

Описание слайда:

Семейное соглашение о работе в Интернет Если ваши дети хотят посещать Интернет, вам следует выработать вместе с ними соглашение по использованию Интернет. Учтите, что в нем вы должны однозначно описать права и обязанности каждого члена вашей семьи. Не забудьте четко сформулировать ответы на следующие вопросы: Какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать; Сколько времени дети могут проводить в Интернет; Что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернет; Как защитить личные данные; Как следить за безопасностью; Как вести себя вежливо; Как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных сообщений.

№ слайда 12

Описание слайда:

При использовании службы мгновенных сообщений напомните вашему ребенку некоторые несложные правила безопасности: Никогда не заполняйте графы, относящиеся к личным данным, ведь просмотреть их может каждый; Никогда не разговаривайте в Интернет с незнакомыми людьми; Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются; Внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Помните, что в Интернете человек может оказаться не тем, за кого он себя выдает; Не следует использовать систему мгновенных сообщений для распространения слухов или сплетен. Родителям не стоит надеяться на тайную слежку за службами мгновенных сообщений, которыми пользуются дети. Гораздо проще использовать доброжелательные отношения свашими детьми.

№ слайда 13

Описание слайда:

Что могут делать дети в возрасте 5-6 лет? Для детей такого возраста характерен положительный взгляд на мир. Они гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими идеями. Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании игр и работе с мышью, все же они сильно зависят от вас при поиске детских сайтов. Как им помочь делать это безопасно? В таком возрасте желательно работать в Интернет только в присутствии родителей; Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира; Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети; Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM); Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю; Научите вашего ребенка никогда не выдавать в Интернет информацию о себе и своей семье; Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет.

№ слайда 14

Описание слайда:

Возраст от 7 до 8 лет Для детей этого возраста абсолютно естественно желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. В результате, находясь в Интернет ребенок будет пытаться посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение которых он не получил бы от родителей. Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет (папки c:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files в операционной системе Windows Vista). В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок. Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернет. Вполне возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты и чаты, не рекомендованные родителями. По поводу использования электронной почты хотелось бы заметить, что в данном возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку. Помочь вам запретить ребенку использовать внешние бесплатные ящики сможет такое программное обеспечение, как Kaspersky Internet Security версии 7.0 со встроенным родительским контролем.

№ слайда 15

Описание слайда:

Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения; Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером; Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь; Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим позднее; Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей; Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search (http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM); Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю; Создайте семейный электронный ящик чтобы не позволить детям иметь собственные адреса; Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО;

№ слайда 16

Описание слайда:

Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей; Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия; Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы. Подробнее о таких фильтрах http://www.microsoft.com/rus/athome/security/email/fightspam.mspx Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями; В «белый» список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией; Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни; Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»; Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

Описание слайда:

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»: Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения. Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.

№ слайда 20

Описание слайда:

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть: Объясните ребенку, что в Интернете, как и в жизни, встречаются и хорошие, и плохие люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям. Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с вашей помощью. Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путем отправки sms,- во избежание потери денег. Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться Ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.

№ слайда 21

Описание слайда:

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети: Установите на ваш компьютер необходимое программное обеспечение - решение родительского контроля. Если ваш ребенок - учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время пребывания вашего ребенка в Интернете. Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка. Создавайте разные учетные записи на вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить ваши личные данные. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ваш ребенок. Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал ваш ребенок.

№ слайда 24 Описание слайда:

">

Как защитить ребенка в виртуальном мире


Информационная безопасность ребёнка – если особенно не вдумываться, связка этих слов не особенно пугает. Чем может навредить информация? Информация — это новые знания, развитие, малыш жадно впитывает факты, учится и познает. Но не стоит забывать, что с информацией нужно уметь обращаться, чтобы не направить ее силу против себя. И дать ребенку знания об информационной безопасности такая же обязанность родителей, как научить его завязывать шнурки или здороваться при встрече. Дети, нравится нам это или нет, стали такой же частью информационного сообщества, как и взрослые.

«Родители зачастую отстают от информационной грамотности своих детей, не подозревая, какой опасности они подвергаются, сидя дома за компьютером, какой контент смотрят по телевидению и видео. Многие не знают и не интересуются содержанием сайтов, которые посещает их ребенок, в какие компьютерные игры играет, какую музыку слушает. Поскольку большинство современных родителей жалуются на занятость на работе, то для воспитания детей и контроля за их занятиями остается мало времени, сил, а порой и компетентности. Вследствие этого, дети и подростки, в силу возраста не обладающие способностью фильтровать качество информации, могут бесконтрольно смотреть любые телепрограммы и посещать небезопасные для своего возраста интернет-страницы», — Светлана Семенова, уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области.

С какими опасностями может столкнуться ребенок в интернете? — Сомнительные знакомства с людьми, которые преследуют свои, далеко не благие цели, отчаянно ища контакта с ребенком. Часто именно интернет, социальные сети используются педофилами как площадка для знакомств с потенциальными жертвами.

— Доступ к нежелательному контенту. Материалы сексуального характера – видео ролики, фотографии, тематические форумы, всплывающие окна с недвусмысленными рекламными предложениями — все это может нанести вред ребенку, особенно раннего возраста, его психологическому и нравственному развитию. Также опасны страницы и сайты, которые открыто пропагандируют, романтизируют самоубийства, наркотики, насилие, жестокость. Отдельной строкой интернет-ресурсы, созданные и поддерживаемые деструктивными религиозными сектами.

— Информация экстремистского толка.
Для подростков, детей переходного возраста, столкнувшимися со сложностями общения, в том числе, и с родителями, это часто становится особенно актуально. Часто в таких сообществах ребенок получает так нужную ему поддержку, ощущение собственной значимости, единомышленников, которые принимают его к себе. Печально известные «академовские молоточники» активно использовали социальные сети для распространения своего мировоззрения, находя поддержку среди многих ровесников.

— Травля, гонения и нападкина ребенка. Виртуальные преследования и киберунижения делят на несколько видов, более или менее опасных для жизни и здоровья ребенка, но все они наносят психологический вред, а в крайних случаях могут довести до самоубийства.

— Угроза заражения вредоносным ПО, мошенничество.
Часто дети, не подозревая об угрозе, скачивают предложенный мошенниками файл, бесплатную программу или приложение, создавая угрозу для вашего компьютера. Такие дети могу легко пойти на поводу у злоумышленников, по-детски непосредственно предоставить им конфиденциальную информацию, например, о кредитных картах или электронных кошельках родителей.

Информационную безопасность надо прививать с младых ногтей. Это не значит, что надо усаживать чадо за компьютер, как только он научится сидеть — когда открывать малышу горизонты компьютерного мира, решают родители. Но едва они решили это сделать, нужно огласить ребенку правила, желательно, совместно разработанные, распечатать их и повесить у компьютера. Правила пользования интернетом для ребенка:

1. Делись с родителями успехами и неудачами в деле освоения Интернета;
2. Если в сети тебя что-либо беспокоит, не скрывай этого, а расскажи о своем беспокойстве с родителям;
3. При общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, использовании он-лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, не используй реальное имя, придумай регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;
4. Никогда нельзя выдавать свои личные данные: домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
5. Помни, что в реальной жизни и в Интернете нет разницы между неправильными и правильными поступками;
6. Уважай сетевых собеседников. Правила хорошего тона действуют одинаково в виртуальной, и в реальной жизни;
7. Никогда не разговаривайте в Интернет с незнакомыми людьми;
8. Не встречайтесь с друзьями из Интернета, особенно, не поставив в известность родителей. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
9. Далеко не все, что ты можешь прочесть или увидеть в Интернет – правда. Если что-то посеяло в тебе зерно сомнения – спроси у родителей;
10. Соблюдай договоренности с родителями, не проводи в интернете времени больше, чем вы оговаривали с родителями.

Нельзя спрятать малыша от современного мира. Раньше или позже, вне зависимости от вашего желания, виртуальный мир войдет в жизнь вашего ребенка. И лучше, чтобы к этому моменту он будет вооружен знаниями, как избежать опасностей в интернете.

Возраст от 5 до 6 лет — Работать в интернете только в присутствии родителей;
— Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его усилия на познание мира;
— Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для сайтов, которые посещают ваши дети;
— Используйте специальные детские поисковые машины;
— Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю;
— Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернет. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.


Возраст от 7 до 8 лет
— В этом возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли контролировать переписку.
— Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что знаете всех, с кем общаются дети; однако, вместо тотальной слежки за аккаунтами ребенка, постарайтесь наладить с ними доверительные отношения;
— Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии детей и требуйте его выполнения;
— Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за компьютером;
— Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь;
— В данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во временных файлах Интернет. В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты посещает ваш ребенок.
— Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы разрешили, т.е. создайте им так называемый «белый» список Интернет с помощью средств Родительского контроля.
— Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей;
— Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего ПО;
— Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей;
— Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия;
— Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы.
— Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями;
— Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни;
— Не делайте «табу» из вопросов половой жизни, так как в Интернет дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты «для взрослых»;

Возраст от 9 до 12 лет — Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернет;
— Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение;
— Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями, регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в Интернет;
— Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на компьютере;
— Расскажите детям о порнографии в Интернет;
— Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с незнакомцами;
— Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.

13-17 лет — Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в приватном режиме;
— Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры;
— Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки;
— Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

Службой Роскомнадзора cсоздан специализированный интернет-ресурс zapret-info.gov.ru где принимаются сообщения от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информации.Линия помощи «Дети онлайн», оказание помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования Интернетом или мобильной связью (виртуальное преследование, домогательство, грубость, шантаж, мошенничество) — 8 800 25-000-15