Синтаксис командной строки. Основы программирования в командной оболочке shell

=====================================================

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 (время выполнения -- 3 часа)

Тема: ”Введение в shell

1. Введение в shell

Shell– это интерпретатор команд (командный процессор), осуществляющий функции интерфейса между пользователем и ядром Unix. Solarisпредлагает три основных командных процессора:

    Принятый по умолчанию командный процессор Bourne-- /sbin/sh

    Командный процессор C -- /bin/csh

    Командный процессор Korn-- ./bin/ksh

Кроме перечисленных, Solarisпредоставляет еще дополнительные оболочки:

    J-оболочка -- /sbin/jsh

    Restricted Korn l -- /usr/ bin/rsh

    T-оболочка -- /usr/bin/tcsh

    GNU Bourne Again -- /usr/bin/bash

    Z-оболочка – usr/bin/zsh

Выбор командного процессора является вопросом персональных предпочтений.

2. Запуск команд

Любая команда в Unix состоит из имени запускаемой программы (команды), опций (ключей) и аргументов, передаваемых программе. Разделителем в командной строке является пробелы или знаки табуляции.

Пример

$ /bin/ping –t 10 192.168.2.13

аргумент

приглашение shell

Если при запуске программы не указывается путь к исполняемому файлу, то ОС последовательно просматривает каталоги, задаваемые в переменной PATH. Если в просматриваемом каталоге находится программа с таким именем, то она запускается на выполнение. Текущий рабочий каталог при поиске программ не просматривается, только если он не задан в переменной PATH.

! В целях безопасности администратору не рекомендуется добавлять текущий каталог и домашние (личные) каталоги пользователя в переменную PATH.

Примеры

Запуск программы с указанием полного пути

$ / usr / local / bin / my _ program

Запуск программы из вышестоящего (родительского) каталога

$ ../ local / bin / my _ program

Запуск программы из текущего каталога

$ ./ my _ program

3. Специальные символы в shell

Некоторые символы в shell имеют специальное значение.

3.1. Шаблоны генерации имен файлов

? (вопросительный знак) соответствует любому одному символу, кроме первой точки;

(квадратные скобки) определяют группу символов (выбирается один символ из группы);

- (знак “минус”) определяет диапазон допустимых символов;

! (восклицательный знак) отвергает следующую за ним группу символов;

* (символ “звездочка”) соответствует любому количеству символов, кроме первой точки.

3.2. Символы перенаправления ввода/вывода

< - перенаправление ввода;

>, >> - перенаправление вывода;

2>, 2>> - перенаправление сообщений об ошибках;

| - конвейер.

3.3. Симолы подстановки

$имя_переменно q - подстановка переменных;

$(команда) или `команда` - подстановка команд;

~ - тильда-подстановка.

4. Поиск

Для быстрого поиска файлов и каталогов используется команда whereis, для более глубокого – командаfind(поиск файлов, удовлетворяющих заданным требованиям;).

5. Текстовый редактор vi

Текстовый редактор viявляется универсальным редактором, присутствующим в любом Unix. Кроме редактирования текстовых файлов, редактор vi может использоваться для редактирования командной строки.

Редактор vi имеет 3 режима работы (см.рисунок).

Вход в редактор vi

Выход из vi

Знаком ”~” (тильда) в первой позиции помечаются пустые (несуществующие) строки файла.

Основным режимом является командный, в котором команды вводятся нажатием некоторой последовательности клавиш (на экране никак не отображаются).

Перемещение по тексту в командном режиме осуществляется с помощью стрелок и клавиш (влево), (вниз), (вверх), (вправо).

Некоторые команды vi приведены в таблице.

Удаление текущей строки

Копирование текущей строки в буфер

Yдвижение курсора

Занесение отмеченных курсором символы в буфер

Вставка новой строки снизу

Вставка новой строки сверху

Добавление после курсора

Добавление после текущей строки

Вставка перед курсором

Вставка перед текущей строкой

Замена символа на символ, вводимый с клавиатуры

Вставка текста из буфера

. (точка)

Повтор последней выполненной команды

Отмена последней команды

Отмена всех изменений в текущей строке

Удаление символа над курсором

В режиме ввода все набранные на клавиатуре символы вставляются в текст.

В режиме последней строки вводимая команда отображается в последней строке экрана.

6. Помощь

В Unix имеется электронный справочник, содержащий описание предназначения команд, их синтаксиса, примеры использования и пр. Справочник вызывается командой man:

7. Основные команды shell

who – вывод информации об активных пользователях;

echo – вывод сообщений на терминал;

banner – вывод сообщений на терминал прописными буквами;

man – вызов оперативной справочной системы;

date – вывод текущей даты;

write – передача сообщений на терминал другого пользователя;

mesg – разрешение/запрет вывода сообщений от других пользователей;

mail – отправка/получение почты;

news – знакомство с новостями системы;

pwd – вывод абсолютного маршрутного имени текущего рабочего каталога;

cd – изменение рабочего каталога;

ls – вывод информации о содержимом каталога;

mkdir – создание каталога;

rmdir – удаление каталога;

touch – обновление временной метки файла;

cp – копирование файлов;

cat – объединение и вывод на экран содержимого файлов;

more – постраничный просмотр содержимого файла.

mv – перемещение или переименование файла;

rm – удаление файла;

alias – создание псевдонима;

tr – преобразование символов;

exit – завершение текущегоshell -а;

tee – перехват результатов конвейера;

cut – выделение полей из строки;

grep – поиск по шаблону;

pr – вывод файла на стандартный вывод в заданном формате;

sort – сортировка;

head – вывод первых строк файла;

tail – вывод последних строк файла;

wc – подсчет количества символов, слов и строк;

read , echo - чтение и вывод значений переменных;

test - оценивание значения выражения;

expr , let - вычисление арифметических выражений;

8. Shell -программы

Shellпозволяет сохранять последовательность команд в файле и затем выполнять ее. Чтобы запускать файл с shell-программой на выполнение, нужно добавить к правам доступа право на исполнение:

$ chmod +x имя_файла_с_программой

Ветвление в shell-программах организуется с помощью операторов:

if-then-else

Операторы цикла:

УПРАЖНЕНИЯ

1. Какие из приведенных ниже команд приведут в выдаче приветственного сообщения на экран? Какие нет? Почему?

$ echo hello

$ Echo hello

$ echo HELLO, WORLD

$ banner hello

$ BANNER HELLO , WORLD

2. Выведите сообщение из нескольких строк с помощью команд echo иbanner.

3. Выведите дату в две строки: на первой день, месяц, год, на второйтекущее время, снабдив вывод комментарием.

4. Используя команду write , пошлите сообщение на консоль. Пошлите сообщения на несколько терминалов одновременно.

5. Используя команду mesg , определите, разрешены ли сообщения на Ваш терминал. Запретите сообщения. Какова будет реакция системы, если кто-нибудь попытается передать Вам сообщение?

6. Определите имя своего HOME -каталога.

7. Просмотрите поддерево каталогов, начиная с каталога /export/homeс помощью командcd, ls иpwd.

8.. Создайте в своем HOME -каталоге подкаталоги вида:

fruits flowers

apple pear grapes rose violet dandelion

dark green

9. Находясь в своем HOME -каталоге, создайте следующие подкаталоги, используя одну командную строку:

A/B/C/D

10. Находясь в своем HOME -каталоге, удалите все подкаталоги каталогаA.

11. Находясь в HOME -каталоге, создайте файлmacintosh в имеющемся каталогеapple и несколько файлов в каталогахdark иgreen . Войдите в каталогf lowers . Находясь в каталогеf lowers , скопируйте все подкаталогиf ruits вместе с находящимися в них файлами в специально созданный каталогbasket .

12. Находясь в каталоге f lowers , удалите каталогf ruits .

13. Прочитайте файл .profile с помощью командcat иmore.

14. Создайте в HOME -каталоге текстовый файлmyfile из нескольких строк с помощью командыcat. Создайте текстовый файлM y F ile, записав в него такие же строки. Сколько файлов у Вас получилось? Почему?

15. Просмотрите содержимое созданного в задаче 2.2 файла myfile . Скопируйте файлmyfile в файлmycopy. Просмотрите содержимое обоих файлов.

16. Переместите файл mycopy в каталогflowers.

17. Находясь в HOME -каталоге, создайте ссылкуm y link на файлmycopy , находящийся в каталогеflowers . Просмотрите файл-ссылку.

18. Добавьте строку к файлу my link . Какие из файловmy link , my copy , my file изменились? Почему?

19. С использованием какой команды можно определить число ссылок? Определите число ссылок для файлов my link , my copy , my file .

Удалите файл mycopy . Что произошло с файлом-ссылкой? Определите число ссылок для файловmy link , my file .

20. Создайте псевдоним dir , распечатывающий содержимое текущего каталога в расширенном формате.

21. Завершите сеанс работы и вновь зарегистрируйтесь. Работает ли псевдоним dir ? Что следует сделать, чтобы псевдоним «не терялся» между сеансами?

22. Создайте псевдоним point , распечатывающий список находящихся в рабочем каталоге файлов, имена которых начинаются с точки.

23. Используя команду touch , создайте файлы в новом каталоге с такими именами, чтобы одновременно:

Шаблону a * соответствовало 5 файлов;

Шаблону * a соответствовало 4 файла;

Шаблону ??.? соответствовало 3 файла;

Шаблону * aa * соответствовало 2 файла;

Шаблону??? соответствовал 1 файл.

24. Какую команду следует ввести, чтобы сделать следующее:

а) вывести имена всех файлов, начинающихся с точки;

б) вывести имена всех файлов, оканчивающихся на “.txt” ;

в) вывести имена всех файлов, содержащие слово “my” ;

25. Замените в одном заданном файле все строчные буквы на прописные, в другом – все прописные на строчные. Исключите из файла все повторяющиеся пробелы.

26. Создайте файл с именем * . Удалите только этот файл. Будьте осторожны при использовании символов генерации имен фпйлов!

27. Создайте файл, в имени которого есть символ «пробел». Как удалить такой файл?

28. С использованием команды cat удвойте содержимое файла, приписав исходное содержимое к концу этого же файла. Перейдите в каталогflowers . Добавьте в файлspisok список содержимого каталогаflowers. Просмотрите содержимое файла

29. Попытайтесь прочитать с помощью команды cat несуществующий файл. Какова реакция системы? Сделайте то же самое, перенаправив сообщения об ошибках в файлmyerror . Что Вы видите на экране? Просмотрите файлmyerror .

30. Создайте конвейер для получения списка только имен и прав доступа к файлам, которые в данный момент находятся в Вашем рабочем каталоге.

31. Измените построенный конвейер так, чтобы список сохранялся в файле spisok ВашегоHOME -каталога, а на экран выводилось только число файлов в списке.

32. Выведите на экран содержимое файла /etc/passwd , упорядоченное по полю с именем пользователя.

33. Создайте псевдоним logged on , который будет выводить на экран упорядоченный в алфавитном порядке список имен работающих в системе пользователей.

33. Выведите текущую дату на экран большими буквами с помощью команд date иbanner.

34. Присвойте переменной IAM Ваше имя регистрации. Запустите еще одинshell . Видите ли Вы эту переменную? Что нужно сделать, чтобы увидеть ее в порожденномshell ? Измените значение переменнойIAM в порожденномshell . Выйдите из порожденногоshell . Посмотрите значение этой переменной в исходномshell . Объясните результат.

35. Напишите shell -программуinfo , которая будет просить пользователя ввести имя, адрес, число, месяц и год рождения и выводить эту информацию в обратном вводу порядке

36. Напишите shell -программу, которая будет выводить на экран приглашение на ввод числа, сохранять введенное число в переменнойY , и печатать сообщение“Y is greater than 7”, если значениеY больше 7, и“Y is not greater than 7” в противном случае.

37. Напишите shell-программу, которая выводит на экран следующую статистику:

а) свое имя;

б) количество аргументов, с которыми она запущена;

в) печатает каждый свой аргумент и длину аргумента в символах;

38. Напишите shell -программу, которая определяет количество аргументов в командной строке и выдает сообщение об ошибке, если количество аргументов не равно трем, или сами аргументы, если их количество равно трем.

39. Напишите shell -программу, которая будет выдавать приглашение на ввод идентификатора пользователя, проверять идентификатор на соответствие используемым в системе и выводить полное имяHOME -каталога или, в случае недопустимого идентификатора, выдавать сообщение об ошибке.

40. Напишите shell-программу hello , обеспечивающую следующую реакцию на аргументы командной строки:

Аргумент “-d” - программа будет выполнять командуdate ;

Аргумент “-l” - программа выведет содержимое текущего каталога;

    при отсутствии аргументов или неправильных аргументах в командной строке программа будет выводить справку о своих опциях.

41. Напишите программу words , которая будет выдавать пользователю приглашение на ввод по одному слову до тех пор, пока он не введет словоend . Запомните все введенные слова. После ввода словаend выведите на экран все введенные слова.

42. Измените приглашение системы так, чтобы оно содержало полное маршрутное имя текущего рабочего каталога.

43. Напишите программу virus , которая создают свою выполняемую копию с другим именем, а затем сама себя удаляет.

44. Напишите программу virus 2 , которая ищет в текущем каталоге программы командного языка и добавляет в их текст команду вывода на экран словаInfected !”.

45. Напишите программу virus 3 , которая добавляет к найденным ею программам командного языка свой код для заражения других программ.

46. Напишите программу virus 4 , модифицировав ваш вирус так, чтобы при заражении заражающий код удалялся из заражающей программы.

47. Напишите программу antivirus , которая бы находила все зараженные вашим вирусомshell-программы.

48. Модифицируйте разработанную программу так, чтобы она не только находила зараженные программы в указанном ей каталоге, но и “вылечивала” бы их, сохраняя зараженную версию в новом файле, к имени которого добавлено окончание . vir , и снимая с такого файла атрибут выполнения.

49. Напишите программу virus 5 , которая бы:

а) заражала бы вирусом shell-программы в текущем каталоге и его подкаталогах, только если пользователь вводил командуls ;

б) вела бы себя как команда ls , ничем не выдавая на терминале своей работы.

50. Напишите программу virus6 на основе программvirus 2 -virus 5 , заражающий код которой нельзя было бы обнаружить разработанной Вами программойantivirus , а заражение происходило бы при любом значении переменнойPATH .

51. Напишите программу supervirus , запуск которой заражает Ваши файлы вирусом, разработанным в предыдущей задаче, а при каждом Вашем входе в систему делается попытка заразить файлы Ваших товарищей. Программаsupervirus стирает себя после первого запуска.

52. Напишите программу superantivirus , которая обнаруживает и полностью “излечивает” (если указана соответствующая опция) все файлы в указанном каталоге и его подкаталогах от всех разработанных вирусов.

Как только речь заходит об устройстве Linux и более или менее профессиональной работе с этой ОС, в примерах немедленно возникает и начинает доминировать командная строка. Из чего несложно сделать вывод, что это главный (и стандартный) интерфейс управления системой в Linux. Тот же проницательный читатель наверняка задастся вопросом - а кто же выполняет команды, введённые в командной строке? Ответ «система» окажется неправильным: в Linux нет отдельного объекта под именем «система». Система - она на то и система, чтобы состоять из многочисленных компонентов, взаимодействующих друг с другом.

Правильный ответ, как водится, оказывается более сложным. Операционная система нужна в частности для того, чтобы программы можно было писать, не думая о подробностях устройства компьютера и его деталей, начиная от процессора и жёсткого диска (скажем, на уровне «открыть файл», а не последовательности команд перемещения головки жёсткого диска). Операционная система управляет оборудованием сама, а программам предоставляет «язык» довольно высокого уровня абстракции, покрывающий все их необходимости, т. н. API . Но для команд пользователя такой язык не годится, поскольку он всё равно слишком низкоуровневый (для решения даже самой простой задачи пользователя необходимо выполнить несколько таких операций), да и воспользоваться им можно, только написав программу (чаще всего - на языке Си). Возникает необходимость выдумать для пользователя другой - более высокоуровневый и более удобный - язык управления системой. Все команды, которые можно ввести в командной строке, сформулированы именно на этом языке.

Из чего проницательному читателю несложно заключить, что обрабатывать эти команды, переводя их на язык операционной системы, должна тоже какая-нибудь специальная программа, и именно с ней ведёт диалог пользователь, работая с командной строкой. Так оно и есть: программа эта называется интерпретатор командной строки или командная оболочка («shell»). «Оболочкой» она названа как раз потому, что всё управление системой идёт как бы «изнутри» неё: пользователь общается с нею на удобном ему языке (с помощью текстовой командной строки), а она общается с другими частями системы на удобном им языке (вызывая запрограммированные функции).

Конечно, командных интерпретаторов в Linux несколько. Самый простой из них, появившийся в ранних версиях UNIX, назывался sh , или «Bourne Shell» - по имени автора, Стивена Борна (Stephen Bourne). Со временем его - везде, где только можно - заменили на более мощный, bash , "Bourne Again Shell" (2) bash превосходит sh во всём, особенно в возможностях редактирования командной строки. Помимо sh и bash в системе может быть установлен «The Z Shell», zsh , самый мощный на сегодняшний день командный интерпретатор (шутка ли, 22 тысячи строк документации), или tcsh , обновлённая и тоже очень мощная версия старой оболочки «C Shell», синтаксис команд которой похож на язык программирования Си.

Синтаксис командной строки

Итак, что же представляет собой этот более удобный для пользователя язык? Больше всего общение на этом языке напоминает письменный диалог с системой - поочерёдный обмен текстами. Высказывание пользователя на этом языке - это команда, каждая команда - это отдельная строка. Пока не нажат enter , строку можно редактировать, затем она передаётся оболочке. Оболочка разбирает полученную команду - переводит её на язык системных объектов и функций, после чего отправляет системе на выполнение.

Результат выполнения очень многих команд также представляет собой текст, выдаваемый в качестве «ответа» пользователю. Хотя это и не обязательно - команда может выполнять свою работу совершенно молчаливо. Кроме того, если в процессе выполнения команды возникли какие-то особые обстоятельства (например, ошибка), оболочка включит в ответ пользователю диагностические сообщения .

Команда и параметры

Простейшая команда состоит из одного «слова», например, команда cal , которая выводит календарь на текущий месяц.

$ cal
Июнь 2008
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

$

Пример 1 . Команда cal


А если нужно посмотреть календарь на будущий месяц? Верно, не следует для этого изобретать отдельную команду , cal вполне справится с этой задачей, только её поведение нужно немного модифицировать:

$ cal 7 2008
Июль 2008
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31

Пример 2 . Команда cal с параметрами


Выходит, команда cal 7 2008 состоит как минимум из двух частей - собственно команды cal и «всего остального». Это остальное, что следует за командой, называют параметрами (или аргументами ), причём они вводятся для того, чтобы изменить поведение команды. В большинстве случаев при разборе командной строки первое слово считается именем команды, а остальные - её параметрами.

Слова

При разборе командной строки shell использует понятие разделитель (delimiter). Разделитель - это символ, разделяющий слова; таким образом командная строка - это последовательность слов (которые имеют значение) и разделителей (которые значения не имеют). Для shell разделителями являются символ пробела, символ табуляции и символ перевода строки. Количество разделителей между двумя соседними словами значения не имеет.

Для того, чтобы разделитель попал внутрь слова (и получившаяся строка с разделителем передалась как один параметр), всю нужную подстроку надо окружить одинарными или двойными кавычками: $ echo One Two Three
One Two Three
$ echo One "Two Three"
One Two Three
$ echo "One
>
> Ой. И что дальше?
> А, кавычки забыл!"

Пример 3 . Закавычивание в командной строке


Всё сказанное означает, что у команды столько параметров, сколько слов с точки зрения shell следует за ней в командной строке. Первое слово в тройке передаётся команде как первый параметр, второе - как второй и т. д. В первом случае команде echo было передано три параметра - “ One ”, “ Two ” и “ Three ”. Она их и вывела, разделяя пробелом. Во втором случае параметров было два : “ One ” и “ Two Three ”. В результате эти два параметра были также выведены через пробел. В третьем случае параметр был всего один - от открывающего апострофа “ "One ” до закрывающего “ ...забыл!" ”. Всё время ввода bash услужливо выдавал подсказку “ > ” - в знак того, что набор командной строки продолжается, но в режиме ввода содержимого кавычек.

Ключи

Для решения разных задач одни и те же действия необходимо выполнять слегка по-разному. Например, для синхронизации работ в разных точках земного шара лучше использовать единое для всех время (по Гринвичу), а для организации собственного рабочего дня - местное время (с учётом сдвига по часовому поясу и разницы зимнего и летнего времени). И то, и другое время показывает команда date , только для работы по Гринвичу ей нужен дополнительный параметр “ -u ” (он же “ --universal ”).


Пнд Июн 16 18:03:44 MSD 2008
$ date -u
Пнд Июн 16 14:03:46 UTC 2008

Пример 4 . Команда date с ключом


Такого рода параметры называются модификаторами выполнения или ключами (options) . Ключ принадлежит данной конкретной команде и сам по себе смысла не имеет, чем отличается от прочих параметров (например, имён файлов, чисел), которые имеют собственный смысл, не зависящий ни от какой команды. Каждая команда может распознавать некоторый набор ключей и соответственно изменить своё поведение. В результате «один и тот же» ключ, например, “ -s ” может значить для разных команд совершенно разные вещи.

Для формата ключей нет жёсткого стандарта, однако существуют договорённости, нарушать которые в наше время уже неприлично. Во-первых, если параметр начинается на “ - ”, это - однобуквенный ключ . За “ - ”, как правило, следует один символ, чаще всего - буква, обозначающая действие или свойство, которое этот ключ придаёт команде. Так проще отличать ключи от других параметров - и пользователю при наборе командной строки, и программисту, автору команды.

Во-вторых, желательно, чтобы имя ключа было значащим - как правило, это первая буква названия действия или свойства, обозначаемого ключом. Например, ключ “ -a ” в man и who происходит от слова «A ll» (всё), и изменяет работу этих команд так, что они начинают показывать информацию, о которой обычно умалчивают. А в командах cal и who смысл ключа “ -m ” - разный:

$ who -m
methody tty1 Sep 20 13:56 (localhost)
$ cal -m
Июнь 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30

Пример 5 . Использование ключа “ -m ” в разных командах


Для who ключ “ -m ” означает «M e», то есть «Я», и в результате who работает похоже на whoami . А для cal ключ “ -m ” - это команда выдать календарь, считая первым днём понедельник M onday»), как это принято в России.

Свойство ключа быть, с одной стороны, предельно коротким, а с другой стороны - информативным, называется аббревиативностью . Не только ключи, но и имена наиболее распространённых команд Linux обладают этим свойством.

В-третьих, иногда ключ изменяет поведение команды таким образом, что меняется и толкование параметра, следующего в командной строке за этим ключом. Выглядит это так, будто ключ сам получает параметр, поэтому ключи такого вида называются параметрическими . Как правило, их параметры - имена файлов различного применения, числовые характеристики и прочие значения , которые нужно передать команде. -s 00:00
date: невозможно установить дату: Operation not permitted
Пнд Июн 16 00:00:00 MSK 2008
$ date
Пнд Июн 16 18:30:53 MSK 2008

Пример 6 . Использование date -s


Ключ “ -s ” команды date позволяет установить системное время в то значение, которое указывается в качестве параметра этого ключа. Однако в данном примере эта операция не удалась, о чём свидетельствует выведенное сообщение об ошибке . Для изменения системных часов требуются привилегии системного администратора, а в нашем примере эта команда выполнялась от имени обычного пользователя. Тем не менее, date всё равно отобразил время, которое нужно было установить, хотя системные часы и остались не изменёнными.

Аббревиативность ключей трудно соблюсти, когда их у команды слишком много. Некоторые буквы латинского алфавита (например, “ s ” или “ o ”) используются очень часто, и могли бы служить сокращением сразу нескольких команд, а некоторые (например, “ z ”) - редко, под них и название-то осмысленное трудно придумать. На такой случай существует другой, полнословный формат: ключ начинается на два знака “ - ”, за которыми следует полное имя обозначаемой им сущности. Таков, например, ключ “ --help ” (аналог “ -h ”): $ head --help
Использование: head [КЛЮЧ]... [ФАЙЛ]...
Печатает первые 10 строк каждого ФАЙЛА на стандартный вывод.
Если задано несколько ФАЙЛОВ, сначала печатает заголовок с именем файла.
Если ФАЙЛ не задан или задан как -, читает стандартный ввод.

Аргументы, обязательные для длинных ключей, обязательны и для коротких.
-c, --bytes=[-]N напечатать первые N байт каждого файла;
последних байт каждого файла
-n, --lines=[-]N напечатать первые N строк каждого файла, а не 10;
если перед N стоит `-", напечатать все, кроме N
последних строк каждого файла
-q, --quiet, --silent не печатать заголовки с именами файлов
-v, --verbose всегда печатать заголовки с именами файлов
--help показать эту справку и выйти
--version показать информацию о версии и выйти

N может иметь суффикс-множитель: b 512, k 1024, m 1024*1024.

Об ошибках сообщайте по адресу .

Пример 7 . Ключ–help


Видно, что некоторые ключи head имеют и однобуквенный, и полнословный формат, а некоторые - только полнословный. Так обычно и бывает: часто используемые ключи имеют аббревиатуру, а редкие - нет. Значения параметрических полнословных ключей принято передавать не следующим параметром командной строки, а с помощью конструкции “ =значение ” непосредственно после ключа.

В-четвёртых, есть некоторые менее жёсткие, но популярные договорённости о значении ключей. Ключ “ -h ” («H elp») обычно (но, увы, не всегда) заставляет команды выдать краткую справку . Наконец, бывает необходимо передать команде параметр, а не ключ , начинающийся с “ - ”. Для этого нужно использовать ключ “ -- ”: $ head -1 -filename-with-
head: invalid option -- f
Попробуйте `head --help" для получения более подробного описания.
$ head -1 -- -filename-with-
Первая строка файла -filename-with-

Пример 8 . Параметр–не ключ, начинающийся на “ - ”


Ключ “ -- ” (первый “ - ” - признак ключа, второй - сам ключ) обычно запрещает команде интерпретировать все последующие параметры командной строки как ключи, независимо от того, начинаются ли они на “ - ” или нет. Только после “ -- ” head согласилась с тем, что -filename-with- - это имя файла.

Синопсис

Из всего вышесказанного ясно, что для каждой команды существует свой собственный небольшой язык - его составляют те ключи и обязательные и необязательные параметры, которые принимает и интерпретирует команда. Чтобы окинуть возможности команды одним взглядом, в различной документации по Linux приводится синопсис - сжатое перечисление всех возможных параметров команды. Выглядит это примерно так:

Cal [-smjy13] [ year]

Пример 9 . Синопсис для команды cal


В синопсисе даётся формализованное описание способов использования объекта (с данном случае - того, как и с какими параметрами запускать команду cal). Параметры перечисляются в том же порядке, в котором их нужно вводить в командной строке, необязательные параметры, как правило, даются в квадратных скобках, обязательные - вообще без скобок, а ключи для компактности собираются в один параметр, в котором каждая буква - это отдельный ключ. Приведённый пример читается так: у команды cal нет обязательных параметров, есть (необязательные) ключи (-s , -m и т. д.), и необязательный параметр year , перед которым может присутствовать необязательный же month (но не может быть указан month без year).

Откуда берутся команды

Дочитав предыдущий раздел, проницательный читатель должен был подумать примерно так: ага, ну с командами и параметрами (т. е. с грамматикой командной строки) мы немного разобрались, вооружите же нас теперь списком всех команд Linux (иначе говоря, словарём), и мы примемся за работу. Почему же нигде не напечатан такой список? Точнее, списков команд много разных и все они очевидно неполные и не во всём сходятся. Ответ на этот вопрос состоит из двух частей.

Часть 1: команды и утилиты

Shell, командный интерпретатор, является «оболочкой» не только для пользователя, но и для команд: сам он почти никакие команды не исполняет, передаёт системе. Его задача сводится к тому, чтобы разобрать командную строку, выделить из неё команду и параметры, а затем запустить утилиту - программу, имя которой совпадает с именем команды.

Если смотреть «изнутри» командного интерпретатора, то работа с командной строкой происходит примерно так: пользователь вводит строку (команду), shell считывает её, иногда - преобразует по определённым правилам, получившуюся строку разбивает на команду и параметры, а затем запускает утилиту, передавая ей эти параметры. Утилита, в свою очередь, анализирует параметры, выделяет среди них ключи, и делает что попросили, попутно выводя данные для пользователя, после чего завершается. По завершении утилиты возобновляется работа «отступившего на задний план» командного интерпретатора, он снова считывает командную строку, разбирает её, вызывает команду... Так продолжается до тех пор, пока пользователь не скомандует оболочке завершиться самой (с помощью команды logout или управляющего символа Ctrl+D ).

Однако часть команд (меньшую) оболочка всё же выполняет самостоятельно, не вызывая никаких утилит. Некоторые - самые нужные - команды встроены в bash , даже несмотря на то, что они имеются в виде утилит (например, echo). Работает встроенная команда так же, но так как времени на её выполнение уходит существенно меньше, командный интерпретатор выберет именно её, если будет такая возможность. В bash тип команды можно определить с помощью команды type . Собственные команды bash называются builtin (встроенная команда), а для утилит выводится путь , содержащий название каталога, в котором лежит файл с соответствующей программой, и имя этой программы. Ключ “ -a ” («a ll», конечно), заставляет type вывести все возможные варианты интерпретации команды, а ключ “ -t ” - вывести тип команды вместо пути.

$ type date
info is /bin/date
$ type echo
echo is a shell builtin
$ type -a echo
echo is a shell builtin
echo is /bin/echo
$ type -a -t echo
builtin
file

Пример 10 . Определение типа команды


Собственных команд в командном интерпретаторе немного. В основном это - операторы языка программирования и прочие средства управления самим интерпретатором. Все команды, выполняющие содержательную работу для пользователя, представлены в Linux в виде отдельных утилит. Вот и первая часть ответа на вопрос обо всех командах Linux: их столько же, сколько есть программ (утилит), написанных для Linux. Их список - это список установленных в системе утилит, и в разных системах он будет различным.

Часть 2: всему своё руководство

Каждый объект системы: все утилиты , все демоны Linux, все функции ядра и библиотек , структура большинства конфигурационных файлов , наконец, многие умозрительные, но важные понятия - должны обязательно сопровождаться документацией, описывающей их назначение и способы использования. Поэтому от пользователя системы не требуется заучивать все возможные варианты взаимодействия с ней. Достаточно понимать основные принципы её устройства и уметь находить справочную информацию. Эйнштейн говорил на этот счёт так: «Зачем запоминать то, что всегда можно посмотреть в справочнике?».

Больше всего различной полезной информации содержится в страницах руководства (manpages ). Каждая страница руководства (для краткости - просто «руководство») посвящена какому-нибудь одному объекту системы. Для того, чтобы посмотреть страницу руководства, нужно дать команду man объект : $ man cal
CAL(1) BSD General Commands Manual CAL(1)

NAME
cal - displays a calendar

SYNOPSIS
cal [-smjy13] [ year]

DESCRIPTION
Cal displays a simple calendar. If arguments are not specified,
the current month is displayed. The options are as follows:
. . .

Пример 11 . Просмотр страницы руководства


«Страница руководства» занимает, как правило, больше одной страницы экрана . Для того, чтобы читать было удобнее, man запускает программу постраничного просмотра текстов - less . Управлять программой less просто: страницы перелистываются пробелом, а когда читать надоест, надо нажать “ q ” (Quit). Перелистывать страницы можно и клавишами Page Up / Page Down , для сдвига на одну строку вперёд можно применять enter или стрелку вниз, а на одну строку назад - стрелку вверх. Переход на начало и конец текста выполняется по командам “ g ” и “ G ” соответственно (Go). Полный список того, что можно делать с текстом в less , выводится по команде “ H ” (Help).

Страница руководства состоит из полей - стандартных разделов, с разных сторон описывающих объект. При первом изучении руководства стоит начать с полей NAME (краткое описание объекта) и DESCRIPTION (развёрнутое описание объекта, достаточное для того, чтобы им воспользоваться). Одно из самых важных полей руководства находится в конце текста. Если в процессе чтения NAME или DESCRIPTION пользователь понимает, что не нашёл в руководстве того, что искал, он может захотеть посмотреть, а есть ли другие руководства или иные источники информации по той же теме . Список таких источников содержится в поле SEE ALSO:

$ man man
. . .
SEE ALSO
apropos(1), whatis(1), less(1), groff(1), man.conf(5).
. . .

Пример 12 . Поле SEE ALSO руководства


В поле SEE ALSO обнаружились ссылки на руководства по less , groff (программе форматирования страницы руководства), структуре конфигурационного файла для man , а также по двум сопутствующим командам whatis и apropos , которые помогают отыскать нужное руководство. Обе они работают с базой данных, состоящей из полей NAME всех страниц руководства в системе. Различие между ними - в том, что whatis ищет только среди имён объектов (в левых частях полей NAME), а apropos - по всей базе. В результате у whatis получается список кратких описаний объектов с именами , включающими в себя искомое слово, а у apropos - список, в котором это слово упоминается .

В системе может встретиться несколько объектов разного типа, но с одинаковым названием. Часто совпадают, например, имена системных вызовов (функций ядра ) и утилит, которые позволяют пользоваться этими функциями из командной строки. При ссылке на руководство по объекту системы принято непосредственно после имени объекта ставить в круглых скобках номер раздела, в котором содержится руководство по этому объекту: man(1) , less(1) , passwd(5) . По такому формату легко опознать, что имеется в виду руководство.

В системе руководств Linux девять разделов, каждый из которых содержит страницы руководства к объектам определённого типа. Все разделы содержат по одному руководству с именем «intro», в котором в общем виде и на примерах рассказано, что за объекты имеют отношение к данному разделу. Список разделов с названиями можно получить командой whatis intro .

По умолчанию man просматривает все разделы и показывает первое найденное руководство с заданным именем. Чтобы посмотреть руководство по объекту из определённого раздела, необходимо в качестве первого параметра команды man указать номер раздела, например, man 8 passwd .

Другой источник информации о Linux и составляющих его программах - справочная подсистема info . Страница руководства, несмотря на обилие ссылок различного типа, остаётся «линейным» текстом, структурированным только логически. Документ info - это настоящий гипертекст, в котором множество небольших страниц объединены в дерево. В каждом разделе документа info всегда есть оглавление, из которого можно перейти сразу к нужному подразделу, откуда всегда можно вернуться обратно. Кроме того, info-документ можно читать и как непрерывный текст, поэтому в каждом подразделе есть ссылки на предыдущий и последующий подразделы. Можно догадаться, что подробное руководство по тому, как перемещаться между страницами в info можно получить по команде info info . Команда info , введённая без параметров, предлагает пользователю список всех документов info , установленных в системе.

Если некоторый объект системы не имеет документации ни в формате man , ни в формате info , это нехорошо. В этом случае можно надеяться, что при нём есть сопроводительная документация , не имеющая, увы, ни стандартного формата, ни тем более - ссылок на руководства по другим объектам системы. Такая документация (равно как и примеры использования объекта), обычно помещается в каталог /usr/share/doc/имя_объекта .

Документация в подавляющем большинстве случаев пишется на простом английском языке. Если английский - не родной язык для автора документации, она будет только проще. Традиция писать по-английски идёт от немалого вклада США в развитие компьютерной науки вообще и Linux в частности. Кроме того, английский становится языком международного общения во всех областях, не только в компьютерной. Необходимость писать на языке, который будет более или менее понятен большинству пользователей, объясняется постоянным развитием Linux. Дело не в том, что страницу руководства нельзя перевести, а в том, что её придётся переводить всякий раз , когда изменится описываемый ею объект! Например, выход новой версии программного продукта сопровождается изменением его возможностей и особенностей работы, а следовательно, и новой версией документации. Тогда перевод этой документации превращается в «moving target», сизифов труд.

Тем не менее, некоторые наиболее актуальные руководства всё-таки существуют в переводе на русский язык. Наиболее свежие версии таких переводов на русский собраны в пакете man-pages-ru - достаточно установить этот пакет, и те руководства, для которых есть перевод, man будет по умолчанию отображать на русском языке.

Переменные окружения

Помимо параметров, передаваемых в командной строке, в Linux есть ещё один способ модифицировать поведение программы - для этого используются переменные окружения . Чтобы объяснить принцип работы переменных окружения, потребуется небольшой экскурс в механизм взаимодействия процессов в Linux.

Выполняющаяся программа называется в Linux процессом . Каждый запускаемый процесс система снабжает неким информационным пространством, которое этот процесс вправе изменять как ему заблагорассудится - это и есть окружение (по-английски environment). Правила пользования этим пространством просты: в нём можно задавать именованные хранилища данных (переменные окружения ), в которые записывать какую угодно информацию (присваивать значение переменной окружения), а впоследствии эту информацию считывать (подставлять значение переменной).

Процессы - это основные действующие лица в системе. Когда пользователь отдаёт команды в командной строке, то новые процессы для выполнения этих команд (внешние утилиты и т. п.) запускает другой процесс - тот самый командный интерпретатор, который общается с пользователем и принимает от него команды.

Создание одного процесса другим называется порождением процесса и происходит в два этапа: сначала создаётся точная копия исходного, родительского процесса (системный вызов fork()), а затем копия процесса подменяется новым, дочерним (системный вызов exec()). Для нас сейчас важно, что при этой подмене сохраняются все свойства исходного процесса, и, в частности, окружение.

Вернёмся к работе командного интерпретатора: выполняя команду, он запускает нужную утилиту в качестве дочернего процесса, дожидается окончания её работы (при помощи ещё одного системного вызова, wait()), анализирует результат и продолжает работу. Запущенная утилита получает от родительского процесса (командного интерпретатора) информацию двух типов: параметры командной строки (не в том виде, в котором их ввёл пользователь, а после обработки по правилам командного интерпретатора, в виде последовательного списка) и окружение , то есть все переменные и их значения, которые были определены в окружении родительского процесса.

Одна и та же утилита может быть использована одним и тем же способом, но в изменённом окружении - и выдавать различные результаты. Пользователь может явно изменить окружение для запускаемого процесса, присвоив некоторое значение переменной окружения в командной строке перед именем команды. Командный интерпретатор, увидев “ = ” внутри первого слова командной строки, приходит к выводу, что это - операция присваивания, а не имя команды, и запоминает, как надо изменить окружение команды, которая последует после.

$ date
Пнд Июн 16 18:28:30 MSK 2008
$ LC_TIME=C date
Mon Jun 16 18:28:51 MSK 2008

Пример 13 . Утилита date пользуется переменной окружения LC_TIME


Переменная окружения LC_TIME предписывает использовать определённый язык при выводе даты и времени а значение “ C ” соответствует «стандартному системному» языку (чаще всего - английскому).

Переменные, которые командный интерпретатор bash определяет после запуска, не принадлежат окружению, и, стало быть, не наследуются дочерними процессами. Чтобы переменная bash попала в окружение, её надо проэкспортировать командой export: $ LC_TIME=C
$ date
Пнд Июн 16 18:29:17 MSK 2008
$ export LC_TIME=C
$ date
Mon Jun 16 18:29:38 MSK 2008

Пример 14 . Экспорт переменных shell в окружение


Во время сеанса работы пользователя командный интерпретатор получает довольно богатое окружение, к которому добавляет и собственные настройки. Большинство заранее определённых переменных используются либо самой командной оболочкой, либо утилитами системы, поэтому их изменение приводит к тому, что оболочка или утилиты начинают работать слегка иначе. Просмотреть окружение в bash можно с помощью команды set .

К значению любой переменной в bash можно обратиться по имени: вместо конструкции $имя_переменной оболочка подставит значение этой переменной. Например, для того, чтобы просмотреть значение некоторой переменной, пользователь может ввести команду echo $имя_переменной .

Echo $PATH
/home/methody/bin:/bin:/usr/bin:/usr/local/bin:/usr/X11R6/bin:/usr/games

Пример 15 . Вывод значения переменной


Весьма примечательна переменная окружения PATH . В ней содержится список каталогов, элементы которого разделяются двоеточиями. Если команда в командной строке - не собственная команда shell (вроде cd) и не предствалена в виде пути к запускаемому файлу (как /bin/ls или./script), то shell будет искать эту команду среди имён запускаемых файлов во всех каталогах PATH , и только в них. По этой причине исполняемые файлы невозможно запускать просто по имени, если они лежат в текущем каталоге, и текущий каталог не входит в PATH . В таких случаях можно воспользоваться кратчайшим из возможных путей, “ ./ ” (например, вызывая сценарий./script).

Переменных окружения, влияющих на работу разных утилит, довольно много. Например, переменные семейства LC_ (полный их список выдаётся командой locale), определяющие язык, на котором выводятся диагностические сообщения, стандарты на формат даты, денежных единиц, чисел, способы преобразования строк и т. п. Если какая-то утилита требует редактирования файла, этот файл передаётся программе, путь к которой хранится в переменной EDITOR (обычно это /usr/bin/vi), а если потребуется открыть html-файл, то многие утилиты вызовут для этого программу, указанную в переменной BROWSER . Наконец, некоторые переменные вроде UID , USER или PWD просто содержат полезную информацию, которую можно было бы добыть и другими способами.

Нестандартный набор параметров: who am i делает то же, что и who -m .

Что такое shell и зачем он нужен

Командная оболочка в любых unix-подобных системах, к которым относится и GNU/Linux, является обычной программой, запускаемой как в текстовой консоли (которая используется всё реже), так и в графической среде – в окне эмулятора терминала, доступного в любой Linux-системе.

Ее задача проста и очевидна: принять строку (или строки) ввода, произвести их синтаксический анализ и на основе результатов этого анализа отреагировать соответствующим образом – выполнить команду, запустить программу, вывести диагностическое сообщение и т.п.

Почти во всех дистрибутивах Linux для пользователей по умолчанию назначается командная оболочка bash (Bourne Again SHell – ещё одна командная оболочка Бурна; Стив Бурн – автор первой командной оболочки в Unix – sh). Фактически она стала неофициальным стандартом, и усовершенствование ее функциональных возможностей продолжается непрерывно. Существуют и другие командные оболочки – tcsh (версия C-shell), ksh (Korn Shell), zsh и т.д. – у каждой есть свои достоинства и недостатки, а также свои группы поклонников. Тем не менее, bash более привычна широким массам пользователей с различными уровнями подготовки, потому я и остановил свой выбор на ней. Стоит также отметить, что какими бы возможностями ни обладали различные оболочки, все они совместимы со своим идеологическим прародителем – Bourn Shell (sh). Иными словами, скрипт, написанный для sh, будет корректно работать в любой современной оболочке (обратно, вообще говоря, неверно).

Преимущества командной строки

Может возникнуть вопрос: зачем возиться с командной строкой, если существуют удобные и красивые графические интерфейсы? Тому есть множество причин. Во-первых, далеко не все операции удобнее и быстрее выполнять с помощью графического интерфейса. Во-вторых, каждая программа следует основополагающему принципу Unix-систем: делать чётко определённую работу и делать её хорошо. Иными словами, вы всегда понимаете, что происходит при запуске той или иной утилиты (если что-то не вполне понятно, то следует обратиться к man-руководству). В-третьих, осваивая команды, пробуя их сочетания и комбинации их параметров, пользователь изучает систему, приобретая ценный практический опыт. Вы получаете доступ к таким эффективным инструментам, как конвейеры, позволяющие организовать цепочку команд для обработки данных, средства перенаправления ввода/вывода, а кроме того, можете программировать непосредственно в командной оболочке. Пожалуй, на программировании стоит остановиться подробнее, тем более что многие системные сценарии в Linux (например, скрипты запуска системных сервисов) написаны для shell.

Командная оболочка в качестве языка программирования

Итак, командную оболочку можно рассматривать как язык программирования и как программную среду выполнения одновременно. Разумеется, этот язык не компилируемый, а интерпретируемый. Он допускает использование переменных: системных или собственных. Последовательность выполнения команд программы изменяется с помощью конструкций проверки условия и выбора соответствующего варианта: if-then-else и case. Циклы while, until и for позволяют автоматизировать многократно повторяющиеся действия. Имеется возможность объединять группы команд в логические блоки. Вы можете даже писать настоящие функции с передачей в них параметров. Таким образом, налицо все признаки и характеристики полноценного языка программирования. Попробуем извлечь из этого двойную пользу – наряду с изучением основ программирования автоматизируем свою повседневную работу.

Hello, World! Простая система резервного копирования

О необходимости регулярного резервного копирования данных знают все, но у пользователей вечно не хватает времени на эту скучную операцию. Выход прост – организовать автоматическое создание резервных копий. Это и будет нашим первым заданием по программированию в командной оболочке.

#!/bin/bash # # Резервное копирование каталогов и файлов из домашнего каталога # Этот командный скрипт можно автоматически запускать при помощи cron # cd $HOME if [ ! -d archives ] then mkdir archives fi cur_date=`date +%Y%m%d%H%M` if [ $# -eq 0 ] ; then tar czf archive${cur_date}.tar.gz projects bin else tar czf archive${cur_date}.tar.gz $* fi if [ $? = 0 ] ; then mv archive${cur_date}.tar.gz $HOME/archives echo "$cur_date – Резервное копирование успешно завершено." else echo "$cur_date – ОШИБКА во время резервного копирования." fi

Любой командный сценарий (script – скрипт, так называются программы командной оболочки) начинается со строки идентификатора, в которой явно задаётся интерпретатор команд с указанием полного пути к нему. Полный путь – последовательное перечисление всех каталогов, начиная с корневого, в которые надо войти, чтобы добраться до целевого файла, и, разумеется, имя этого файла. Запись полного пути чрезвычайно важна для однозначной идентификации каждого файла в иерархии файловой системы.

Далее следуют четыре строки комментариев. Как только командная оболочка встречает символ "#", она считает все последующие символы комментариями и полностью игнорирует их до конца текущей строки. Поэтому комментарий можно начать не с самого начала строки, а сопроводить им какую-либо команду.

После комментариев располагается пустая строка. Для командной оболочки она ничего не значит, и никаких действий не производится. В сценариях пустые строки обычно вставляют для того, чтобы обеспечить удобство чтения программного кода.

Наконец-то мы добрались до первой «настоящей» команды. Она позволяет сменить каталог (Change Directory), т.е. перейти из текущего каталога в другой, переданный команде как аргумент. В большинстве случаев целевой каталог задаётся в явной форме, например, cd /tmp или cd projects, но в нашем случае используется предопределённая системная переменная HOME – в ней содержится полный путь к домашнему каталогу текущего пользователя, от имени которого выполняется командный сценарий. Тем самым мы избавляемся от необходимости вносить изменения в код всякий раз при смене пользователя, потому что команда возвращает любого в его личный каталог. Знак доллара "$" перед именем переменной означает, что необходимо извлечь значение, содержащееся в этой переменной, и подставить его в командную строку вместо её имени. Особо следует отметить, что в командном языке оболочки регистров букв имеют важное значение, т.е. HOME, Home и home – это три различные переменные. По соглашению, буквами верхнего регистра обозначаются имена системных переменных: HOME, PATH, EDITOR и т.д. Это соглашение не запрещает пользователям создавать свои переменные с именами из заглавных букв, но зачем усложнять себе жизнь, нарушая общепринятые нормы и правила? Не рекомендуется также изменять значения системных переменных без крайней необходимости. В общем, соблюдаем простое правило: системные переменные используем только для чтения, а если потребовалась собственная, то её имя записываем буквами нижнего регистра.

Нашу первую команду можно было бы записать более кратко:

cd ~

Здесь символ "~" также означает домашний каталог текущего пользователя. Ветераны командной строки выражаются ещё лаконичнее:

cd

Смысл в том, что когда для команды cd не задан никакой аргумент, она выполняет переход в домашний каталог.

На очереди классическая программная конструкция проверки условия и принятия соответствующего решения. Общая схема такова:

if <условие> then <одна или несколько команд> fi

Последнее слово конструкции (if в обратном порядке) выполняет роль закрывающей скобки, т.е. границы списка команд, выполняемых при истинности условия. Присутствие fi обязательно, даже если в списке лишь одна команда.

Для проверки условия, как правило, применяется команда test или её альтернативная форма записи в квадратных скобках. Иначе говоря, записи

if [ ! -d archives ] if test ! -d archives

абсолютно равнозначны. Я предпочитаю квадратные скобки, поскольку они более наглядно определяют границы проверяемого условия. И правая, и левая скобка должны быть обязательно отделены от условия пробелами.

Критерии проверки условия определяются разнообразными флагами. Команда test распознаёт очень большой их список. В нашем примере использован флаг -d, позволяющий проверить, соответствует ли заданное после флага имя реально существующему каталогу (directory). Наиболее часто при работе с файлами применяются следующие флаги:

F – существует ли обычный файл с заданным именем;

R – установлено ли для заданного файла право на чтение из него;

W – установлено ли для заданного файла право на запись в него;

X – установлено ли для заданного файла право на его выполнение;

S – имеет ли заданный файл ненулевой размер.

В нашем случае перед условием стоит восклицательный знак, обозначающий операцию логического отрицания, поэтому смысл проверяемого условия становится абсолютно противоположным. Попробуем записать смысл этих команд на обычном русском языке:

if [ ! -d archives ] Если не существует каталог archives (в текущем каталоге), then то начать выполнение блока команд: mkdir archives создать каталог archives (в текущем каталоге) fi завершить выполнение блока команд.

Как видите, всё оказалось не таким уж и сложным. Немного практики, и вы без труда сможете читать и самостоятельно создавать подобные конструкции. Команда создания каталога настолько очевидна, что дополнительных разъяснений не требуется.

В следующей строке мы создаём собственную локальную переменную cur_date. В подавляющем большинстве случаев переменные создаются простым присваиванием конкретного значения, например:

ten=10 string="Это строка текста"

Но в нашем примере применяется небольшая хитрость. Обратите внимание, что после знака равенства – символа присваивания – записана команда в обратных кавычках. Такая форма записи позволяет присвоить переменной не саму строку, а результат её выполнения. Здесь это вывод команды date, которая возвращает текущую дату и время в формате, определяемом списком параметров:

%Y – текущий год в полной форме, т.е. из четырёх цифр (например, 2009);

%m – номер текущего месяца (например, 09 – для сентября);

%d – номер текущего дня;

%H – текущий час в 24-часовом формате;

%M – текущая минута.

Таким образом, если выполнить команду

cur_date=`date +%Y%m%d%H%M`

десятого сентября 2009 года в 22:45, то переменной cur_date будет присвоено строковое значение "200909102245". Цель этого ухищрения – сформировать уникальное, не повторяющееся имя архивного файла. Если вы намерены запустить несколько экземпляров программы в течение одной минуты, то можете улучшить уникальность имён, добавляя ещё и текущие секунды. Как? Изучите руководство утилиты date (man date) – в этом нет ничего сложного.

Прежде чем приступить к созданию файла архива, необходимо определить, какие именно каталоги мы будем сохранять в нём. Для большей гибкости можно задать набор каталогов, архивируемых по умолчанию, но предусмотреть возможность замены этого набора списком каталогов, передаваемым как аргумент в наш командный сценарий. Для этого используются специальные переменные командной оболочки: $# – число переданных в сценарий параметров и $* – все переданные параметры, записанные в формате одной строки.

if [ $# -eq 0 ] ; then

Проверка условия «если число переданных параметров равно нулю», то выполнить следующую команду. Отметим, что ключевое слово then можно записать в строке условия, отделив его от условного выражения точкой с запятой.

tar czf archive${cur_date}.tar.gz projects bin

Команда создания архивного файла и сжатия этого файла. Сама утилита tar не выполняет сжатие, а только лишь собирает все заданные файлы и каталоги в единый tar-файл. Для этого предназначен первый флаг - c (create – создать). Сжатие выполняет внешняя программа – здесь это gzip, вызываемый вторым флагом - z. Если в вашей системе установлена более эффективная программа сжатия bzip2, то вы можете воспользоваться ею, изменив команду следующим образом:

tar cjf archive${cur_date}.tar.bz2 projects bin

Третий флаг f сообщает о том, что далее следует имя архивного файла, поэтому всегда является замыкающим в перечне флагов. Обратите внимание на то, что при подстановке имя переменной заключено в фигурные скобки. Это сделано, чтобы явно выделить переменную в окружающей её строке, тем самым устраняя многие потенциальные проблемы. Расширения архивному файлу не присваиваются автоматически, вы сами дописываете всё необходимое. В качестве каталогов, архивируемых по умолчанию, я указал projects и bin, но вы можете записать здесь имена своих наиболее ценных каталогов.

Ключевое слово else открывает альтернативную ветвь выполнения. Команды этого блока начинают работать, если проверка условия даёт результат «ложь» (в нашем примере: «число переданных параметров ненулевое», т.е. пользователь задал имена каталогов). В этом случае команда будет выглядеть так:

tar czf archive${cur_date}.tar.gz $*

Здесь каталоги по умолчанию заменены строкой имён каталогов, принятой извне. Имеется возможность принимать и обрабатывать каждый внешний параметр по отдельности, но нам удобнее передать строку целиком.

В конце программы выполняется ещё одна проверка. В unix-средах все команды возвращают код статуса завершения своей работы. Если команда отработала успешно, то она возвращает код 0, в противном случае код завершения будет ненулевым. Чтобы проверить успешность выполнения предыдущей команды архивации, воспользуемся ещё одной специальной переменной $?, в которой всегда содержится значение кода завершения самой последней команды. Если в переменной $? содержится 0, т.е. файл резервной копии был успешно создан, то мы перемещаем его в каталог архивов:

mv archive${cur_date}.tar.gz $HOME/archives

и выдаём соответствующее сообщение:

echo "$cur_date – Резервное копирование успешно завершено."

Если проверка показала, что код завершения операции архивирования не равен нулю, то выводится сообщение об ошибке:

echo "$cur_date – ОШИБКА во время резервного копирования."

На этом работа нашего командного сценария завершается.

Чтобы проверить работу нашей программы, необходимо сохранить описанный выше исходный код в файле, например, с именем bckp, а затем для удобства сделать его выполняемым:

chmod 750 bckp

и запустить:

./bckp

для создания резервной копии каталогов, заданных по умолчанию, и

./bckp docs progs works

для создания резервной копии перечисленных каталогов (укажите имена каталогов, действительно существующих в вашей системе, иначе получите сообщение об ошибке).

Можно поместить файл bckp в один из каталогов, указанных в системной переменной PATH. Наиболее предпочтительными местами размещения являются /usr/local/bin или $HOME/bin, если таковые у вас имеются. После этого вы можете запускать bckp как системную команду.

Как автоматизировать операции резервного копирования «по расписанию»

Несколько слов об автоматизации резервного копирования. Для этой цели служит системный планировщик cron, который считывает рабочие инструкции из специального crontab-файла. Чтобы определить такие инструкции, необходимо создать и отредактировать свой crontab-файл при помощи команды:

crontab -e

Инструкции записываются в строго определённом формате (поля разделяются пробелами):

минуты часы день_месяца месяц день_недели команда

Один из вариантов расписания операций резервного копирования может выглядеть следующим образом:

30 23 10,20,30 * * /usr/local/bin/bckp

Это означает, что сценарий резервного копирования (следует указать полный путь к этому файлу) будет выполняться в 23:30 10-го, 20-го и 30-го числа каждого месяца независимо от дня недели. (Звёздочки обозначают весь допустимый диапазон значений, в данном случае: каждый месяц – в 4-м поле, любой день недели – в 5-м поле)

Если вы предпочитаете подводить итоги по неделям, а ваша система работает круглосуточно, то имеет смысл запланировать резервное копирование в часы с минимальной нагрузкой:

0 5 * * 3,5 /usr/local/bin/bckp

Здесь резервные копии будут создаваться в 5:00 по средам и пятницам в каждом месяце (звёздочка в 4-м поле), независимо от числа (звёздочка в 3-м поле).

Обо всех тонкостях составления расписания можно прочитать в руководстве man 5 crontab.

Итоги и выводы

Рассмотренный в данной статье сценарий резервного копирования обладает скромными функциональными свойствами. Но не в этом состояла его главная задача, а в том, чтобы читатель понял, что можно делать в командной строке, и не только скопировал и выполнил предложенный командный файл, а заинтересовался расширением его функций, занялся исследованием необъятных возможностей, предоставляемых командными оболочками. И если кто-то, прочитав эту статью, попробует усовершенствовать приведённый здесь код, или напишет собственный вариант, или реализует свою независимую идею, то я сочту, что основная цель достигнута.

Ресурсы для скачивания

static.content.url=http://www.сайт/developerworks/js/artrating/

ArticleID=458335

ArticleTitle=Основы программирования в командной оболочке shell

Главный писатель по вопросам технологий

Вам кто-то послал по электронной почте файл SHELL, и вы не знаете, как его открыть? Может быть, вы нашли файл SHELL на вашем компьютере и вас заинтересовало, что это за файл? Windows может сказать вам, что вы не можете открыть его, или, в худшем случае, вы можете столкнуться с соответствующим сообщением об ошибке, связанным с файлом SHELL.

До того, как вы сможете открыть файл SHELL, вам необходимо выяснить, к какому виду файла относится расширения файла SHELL.

Tip: Incorrect SHELL file association errors can be a symptom of other underlying issues within your Windows operating system. These invalid entries can also produce associated symptoms such as slow Windows startups, computer freezes, and other PC performance issues. Therefore, it highly recommended that you scan your Windows registry for invalid file associations and other issues related to a fragmented registry.

Ответ:

Файлы SHELL имеют Uncommon Files, который преимущественно ассоциирован с Unknown Apple II File (found on Golden Orchard Apple II CD Rom).

Иные типы файлов также могут использовать расширение файла SHELL. Если вам известны любые другие форматы файлов, использующие расширение файла SHELL, пожалуйста, свяжитесь с нами , чтобы мы смогли соответствующим образом обновить нашу информацию.

Как открыть ваш файл SHELL:

Самый быстрый и легкий способ открыть свой файл SHELL - это два раза щелкнуть по нему мышью. В данном случае система Windows сама выберет необходимую программу для открытия вашего файла SHELL.

В случае, если ваш файл SHELL не открывается, весьма вероятно, что на вашем ПК не установлена необходимая прикладная программа для просмотра или редактирования файлов с расширениями SHELL.

Если ваш ПК открывает файл SHELL, но в неверной программе, вам потребуется изменить настройки ассоциации файлов в вашем реестре Windows. Другими словами, Windows ассоциирует расширения файлов SHELL с неверной программой.

Установить необязательные продукты - FileViewPro (Solvusoft) | | | |

SHELL Инструмент анализа файлов™

Вы не уверены, какой тип у файла SHELL? Хотите получить точную информацию о файле, его создателе и как его можно открыть?

Теперь можно мгновенно получить всю необходимую информацию о файле SHELL!

Революционный SHELL Инструмент анализа файлов™ сканирует, анализирует и сообщает подробную информацию о файле SHELL. Наш алгоритм (ожидается выдача патента) быстро проанализирует файл и через несколько секунд предоставит подробную информацию в наглядном и легко читаемом формате.†

Уже через несколько секунд вы точно узнаете тип вашего файла SHELL, приложение, сопоставленное с файлом, имя создавшего файл пользователя, статус защиты файла и другую полезную информацию.

Чтобы начать бесплатный анализ файла, просто перетащите ваш файл SHELL внутрь пунктирной линии ниже или нажмите «Просмотреть мой компьютер» и выберите файл. Отчет об анализе файла SHELL будет показан внизу, прямо в окне браузера.

Перетащите файл SHELL сюда для начала анализа

Просмотреть мой компьютер »

Пожалуйста, также проверьте мой файл на вирусы

Ваш файл анализируется... пожалуйста подождите.