Технология RAD. Быстрая разработка программ

Среды быстрой разработки приложений

CASE -системы часто отождествляют с инструментальными средами разработки ПО, называемыми средами быстрой разработки приложений (RAD - Rapid Application Development ). Примерами широко известных инструментальных сред RAD являются Visual Basic , Delphi , PowerBuilder фирм Microsoft , Borland , PowerSoft соответственно. Применение инструментальных сред существенно сокращает объем ручной работы программистов, особенно при проектировании интерактивных частей программ.

Большое практическое значение имеют инструментальные среды для разработки прикладных программ, предназначенных для работы под управлением операционных систем Windows , в связи с широкой распространенностью последних.

Простейшая система для написания Windows-программ на языке С++, позволяющая сократить объем кода, создаваемого пользователем вручную, основана на библиотеке DLL (Dynamic Link Library ), которая содержит модули, реализующие функции API для связи прикладных программ с ОС Windows .

Эта система получила развитие в MFC (Microsoft Foundation Classes ), представляющей собой библиотеку классов для автоматического создания каркасов ПО многоуровневых приложений. В библиотеке имеются средства для поддержки оконного интерфейса, работы с файлами и др.

В средах быстрой разработки приложений обычно реализуется способ программирования, называемый управлением событиями. При этом достигается автоматическое создание каркасов программ, существенно сокращается объем ручного кодирования. В этих средах пользователь может работать одновременно с несколькими экранами (окнами). Типичными являются окна из следующего списка.

  1. Окно меню с пунктами « file », « edit », « window » и т. п., реализующими функции, очевидные из названия пунктов.
  2. Окно формы, на котором собственно и создается прототип экрана будущей прикладной программы.
  3. Палитра инструментов - набор изображений объектов пользовательского интерфейса, из которых можно компоновать содержимое окна формы.
  4. Окно свойств и событий, с помощью которого ставятся в соответствие друг другу объекты окна формы, события и обработчики событий. Событием в прикладной программе является нажатие клавиши или установка курсора мыши в объект формы. Каждому событию должна соответствовать событийная процедура (обработчик события), которая проверяет код клавиши и вызывает нужную реакцию. В RAD имеются средства для удобства разработки обработчиков событий.
  5. Окно редактора кода, в котором пользователь записывает создаваемую вручную часть кода.

6. Окно проекта - список модулей и форм в создаваемой программе.

Для написания событийных процедур в Visual Basic используется одноименный язык и текстовый редактор этого языка, в Delphi - язык и редактор языка Object Pascal . В CASE -системе фирмы IBM , включающей части VisualAge (для клиентских приложений) и VisualGen (для серверных приложений), базовым языком выбран SmallTalk . В среде разработки приложений клиент - сервер SQLWindows оригинальные фрагменты программ пишутся на специальном языке SAL . Нужно заметить, что для реализации вычислительных процедур и, в частности, для написания мини-спецификаций используется обычная для 3 GL технология программирования.

Обычно после написания прикладной программы на базовом языке компилятор системы переводит программу на промежуточный р-код. Вместе с интерпретатором /?-кода эта программа рассматривается как ЕХЕ-файл. В некоторых развитых средах компилируется обычный ЕХЕ-файл, не требующий интерпретации для своего исполнения.

Помимо упрощения написания пользовательского интерфейса, в средах RAD предусматриваются средства для реализации и ряда других функций. Так, в наиболее развитой версии Visual Basic к ним относятся средства выполнения следующих функций:

поддержка ODBC , что дает возможность работы с различными СУБД;

разработка баз данных;

разработка трехзвенных систем распределенных вычислений;

интерактивная отладка процедур на SQL Server ;

управление версиями при групповой разработке ПО;

моделирование и анализ сценариев распределенных вычислений.

Для создания сред RAD в случае сетевого программирования требуется решить ряд дополнительных проблем, обусловленных многоплатформенностью в гетерогенных сетях, обилием применяемых форматов данных, необходимостью защиты информации и т. п. Решение этих проблем достигнуто в объектно-ориентированных технологиях на базе языка сетевого программирования Java . Кроме того, с помощью Java удается решить еще одну актуальную для Internet и Intranet задачу - сделать Web -страницы интерактивными.

Хотя и ранее были известны технологии на базе промежуточных /?-кодов, именно технология Java оказалась наилучшим образом приспособленной для использования в гетерогенной сетевой среде. Она последовательно отражает принципы объектно-ориентированного программирования и обеспечивает приемлемую эффективность (производительность) исполнения программ. Эту эффективность можно еще более повысить, если в браузерах заменить интерпретацию компиляцией.

Для разработки ПО на языке Java создан ряд инструментальных средств. Основной средой является JDK (Java Developer " s Kit ). В ней имеются: 1) библиотеки классов, в том числе библиотеки элементов языка, часто используемых оболочек (wrapper ), процедур ввода-вывода, компонентов оконного интерфейса и другие; 2) инструментальные средства, такие, как компилятор байт-кодов, интерпретатор, просмотрщик аплетов, отладчик, формирователь оконных форм и т. п. Развитую RAD -среду - Power J - предлагает фирма Sybase .

Наряду с самостоятельными RAD -системами имеются и RAD -системы в составе САПР. Это прежде всего упомянутая выше система CAS . CADE фирмы Matra Datavision .

Быстрая разработка приложений

Модель быстрой разработки приложений (Rapid Application Development) - второй пример применения инкрементной стратегии конструирования (рис. 1.5).

RAD-модель обеспечивает экстремально короткий цикл разработки. RAD - высокоскоростная адаптация линейной последовательной модели, в которой быстрая разработка достигается за счет использования компонентно-ориентированного конструирования. Если требования полностью определены, а проектная область ограничена, RAD-процесс позволяет группе создать полностью функциональную систему за очень короткое время (60-90 дней). RAD-подход ориентирован на разработку информационных систем и выделяет следующие этапы:

q бизнес-моделирование. Моделируется информационный поток между бизнес-функциями. Ищется ответ на следующие вопросы: Какая информация руководит бизнес-процессом? Какая генерируется информация? Кто генерирует ее? Где информация применяется? Кто обрабатывает ее?

q моделирование данных . Информационный поток, определенный на этапе бизнес-моделирования, отображается в набор объектов данных, которые требуются для поддержки бизнеса. Идентифицируются характеристики (свойства, атрибуты) каждого объекта, определяются отношения между объектами;

q моделирование обработки. Определяются преобразования объектов данных, обеспечивающие реализацию бизнес-функций. Создаются описания обработки для добавления, модификации, удаления или нахождения (исправления) объектов данных;

q генерация приложения. Предполагается использование методов, ориентированных на языки программирования 4-го поколения. Вместо создания ПО с помощью языков программирования 3-го поколения, RAD-процесс работает с повторно используемыми программными компонентами или создает повторно используемые компоненты. Для обеспечения конструирования используются утилиты автоматизации;

q тестирование и объединение. Поскольку применяются повторно используемые компоненты, многие программные элементы уже протестированы. Это уменьшает время тестирования (хотя все новые элементы должны быть протестированы).

Рис. 1.5. Модель быстрой разработки приложений

Применение RAD возможно в том случае, когда каждая главная функция может быть завершена за 3 месяца. Каждая главная функция адресуется отдельной группе разработчиков, а затем интегрируется в целую систему.

Применение RAD имеет- и свои недостатки, и ограничения.

1. Для больших проектов в RAD требуются существенные людские ресурсы (необходимо создать достаточное количество групп).

2. RAD применима только для таких приложений, которые могут декомпозироваться на отдельные модули и в которых производительность не является критической величиной.

3. RAD не применима в условиях высоких технических рисков (то есть при использовании новой технологии).

Спиральная модель

Спиральная модель - классический пример применения эволюционной стратегии конструирования.

Рис. 1.6. Спиральная модель: 1 - начальный сбор требований и планирование проекта;

начальных требований; 4 - анализ риска на основе реакции заказчика; 5 - переход

к комплексной системе; 6 - начальный макет системы; 7 - следующий уровень макета;

8 - сконструированная система; 9 - оценивание заказчиком

Как показано на рис. 1.6, модель определяет четыре действия, представляемые четырьмя квадрантами спирали.

1. Планирование - определение целей, вариантов и ограничений.

2. Анализ риска - анализ вариантов и распознавание/выбор риска.

3. Конструирование - разработка продукта следующего уровня.

4. Оценивание - оценка заказчиком текущих результатов конструирования.

Интегрирующий аспект спиральной модели очевиден при учете радиального измерения спирали. С каждой итерацией по спирали (продвижением от центра к периферии) строятся все более полные версии ПО.

В первом витке спирали определяются начальные цели, варианты и ограничения, распознается и анализируется риск. Если анализ риска показывает неопределенность требований, на помощь разработчику и заказчику приходит макетирование (используемое в квадранте конструирования). Для дальнейшего определения проблемных и уточненных требований может быть использовано моделирование. Заказчик оценивает инженерную (конструкторскую) работу и вносит предложения по модификации (квадрант оценки заказчиком). Следующая фаза планирования и анализа риска базируется на предложениях заказчика. В каждом цикле по спирали результаты анализа риска формируются в виде «продолжать, не продолжать». Если риск слишком велик, проект может быть остановлен.

В большинстве случаев движение по спирали продолжается, с каждым шагом продвигая разработчиков к более общей модели системы. В каждом цикле по спирали требуется конструирование (нижний правый квадрант), которое может быть реализовано классическим жизненным циклом или макетированием. Заметим, что количество действий по разработке (происходящих в правом нижнем квадранте) возрастает по мере продвижения от центра спирали.

Достоинства спиральной модели:

1) наиболее реально (в виде эволюции) отображает разработку программного обеспечения;

2) позволяет явно учитывать риск на каждом витке эволюции разработки;

3) включает шаг системного подхода в итерационную структуру разработки;

4) использует моделирование для уменьшения риска и совершенствования программного изделия.

Недостатки спиральной модели:

1) новизна (отсутствует достаточная статистика эффективности модели);

2) повышенные требования к заказчику;

3) трудности контроля и управления временем разработки.

Одним из возможных подходов к разработке ПО в рамках спиральной модели ЖЦ является получившая в последнее время широкое распространение методология быстрой разработки приложений RAD (Rapid Application Development). Под этим термином обычно понимается процесс разработки ПО, содержащий 3 элемента:

    небольшую команду программистов (от 2 до 10 человек);

    короткий, но тщательно проработанный производственный график (от 2 до 6 мес.);

    повторяющийся цикл, при котором разработчики, по мере того, как приложение начинает обретать форму, запрашивают и реализуют в продукте требования, полученные через взаимодействие с заказчиком.

Команда разработчиков должна представлять из себя группу профессионалов, имеющих опыт в анализе, проектировании, генерации кода и тестировании ПО с использованием CASE-средств. Члены коллектива должны также уметь трансформировать в рабочие прототипы предложения конечных пользователей.

Жизненный цикл ПО по методологии RAD состоит из четырех фаз:

    фаза анализа и планирования требований;

    фаза проектирования;

    фаза построения;

    фаза внедрения.

На фазе анализа и планирования требований пользователи системы определяют функции, которые она должна выполнять, выделяют наиболее приоритетные из них, требующие проработки в первую очередь, описывают информационные потребности. Определение требований выполняется в основном силами пользователей под руководством специалистов-разработчиков. Ограничивается масштаб проекта, определяются временные рамки для каждой из последующих фаз. Кроме того, определяется сама возможность реализации данного проекта в установленных рамках финансирования, на данных аппаратных средствах и т.п. Результатом данной фазы должны быть список и приоритетность функций будущей ИС, предварительные функциональные и информационные модели ИС.

На фазе проектирования часть пользователей принимает участие в техническом проектировании системы под руководством специалистов-разработчиков. CASE-средства используются для быстрого получения работающих прототипов приложений. Пользователи, непосредственно взаимодействуя с ними, уточняют и дополняют требования к системе, которые не были выявлены на предыдущей фазе. Более подробно рассматриваются процессы системы. Анализируется и, при необходимости, корректируется функциональная модель. Каждый процесс рассматривается детально. При необходимости для каждого элементарного процесса создается частичный прототип: экран, диалог, отчет, устраняющий неясности или неоднозначности. Определяются требования разграничения доступа к данным. На этой же фазе происходит определение набора необходимой документации.

После детального определения состава процессов оценивается количество функциональных элементов разрабатываемой системы и принимается решение о разделении ИС на подсистемы, поддающиеся реализации одной командой разработчиков за приемлемое для RAD-проектов время - порядка 60 - 90 дней. С использованием CASE-средств проект распределяется между различными командами (делится функциональная модель). Результатом данной фазы должны быть:

    общая информационная модель системы;

    функциональные модели системы в целом и подсистем, реализуемых отдельными командами разработчиков;

    точно определенные с помощью CASE-средства интерфейсы между автономно разрабатываемыми подсистемами;

    построенные прототипы экранов, отчетов, диалогов.

Все модели и прототипы должны быть получены с применением тех CASE-средств, которые будут использоваться в дальнейшем при построении системы. Данное требование вызвано тем, что в традиционном подходе при передаче информации о проекте с этапа на этап может произойти фактически неконтролируемое искажение данных. Применение единой среды хранения информации о проекте позволяет избежать этой опасности.

В отличие от традиционного подхода, при котором использовались специфические средства прототипирования, не предназначенные для построения реальных приложений, а прототипы выбрасывались после того, как выполняли задачу устранения неясностей в проекте, в подходе RAD каждый прототип развивается в часть будущей системы. Таким образом, на следующую фазу передается более полная и полезная информация.

На фазе построения выполняется непосредственно сама быстрая разработка приложения. На данной фазе разработчики производят итеративное построение реальной системы на основе полученных в предыдущей фазе моделей, а также требований нефункционального характера. Программный код частично формируется при помощи автоматических генераторов, получающих информацию непосредственно из репозитория CASE-средств. Конечные пользователи на этой фазе оценивают получаемые результаты и вносят коррективы, если в процессе разработки система перестает удовлетворять определенным ранее требованиям. Тестирование системы осуществляется непосредственно в процессе разработки.

После окончания работ каждой отдельной команды разработчиков производится постепенная интеграция данной части системы с остальными, формируется полный программный код, выполняется тестирование совместной работы данной части приложения с остальными, а затем тестирование системы в целом. Завершается физическое проектирование системы:

    определяется необходимость распределения данных;

    производится анализ использования данных;

    производится физическое проектирование базы данных;

    определяются требования к аппаратным ресурсам;

    определяются способы увеличения производительности;

    завершается разработка документации проекта.

Результатом фазы является готовая система, удовлетворяющая всем согласованным требованиям.

На фазе внедрения производится обучение пользователей, организационные изменения и параллельно с внедрением новой системы осуществляется работа с существующей системой (до полного внедрения новой). Так как фаза построения достаточно непродолжительна, планирование и подготовка к внедрению должны начинаться заранее, как правило, на этапе проектирования системы. Приведенная схема разработки ИС не является абсолютной. Возможны различные варианты, зависящие, например, от начальных условий, в которых ведется разработка: разрабатывается совершенно новая система; уже было проведено обследование предприятия и существует модель его деятельности; на предприятии уже существует некоторая ИС, которая может быть использована в качестве начального прототипа или должна быть интегрирована с разрабатываемой.

Следует, однако, отметить, что методология RAD, как и любая другая, не может претендовать на универсальность, она хороша в первую очередь для относительно небольших проектов, разрабатываемых для конкретного заказчика. Если же разрабатывается типовая система, которая не является законченным продуктом, а представляет собой комплекс типовых компонент, централизованно сопровождаемых, адаптируемых к программно-техническим платформам, СУБД, средствам телекоммуникации, организационно-экономическим особенностям объектов внедрения и интегрируемых с существующими разработками, на первый план выступают такие показатели проекта, как управляемость и качество, которые могут войти в противоречие с простотой и скоростью разработки. Для таких проектов необходимы высокий уровень планирования и жесткая дисциплина проектирования, строгое следование заранее разработанным протоколам и интерфейсам, что снижает скорость разработки.

Методология RAD неприменима для построения сложных расчетных программ, операционных систем или программ управления космическими кораблями, т.е. программ, требующих написания большого объема (сотни тысяч строк) уникального кода.

Не подходят для разработки по методологии RAD приложения, в которых отсутствует ярко выраженная интерфейсная часть, наглядно определяющая логику работы системы (например, приложения реального времени) и приложения, от которых зависит безопасность людей (например, управление самолетом или атомной электростанцией), так как итеративный подход предполагает, что первые несколько версий наверняка не будут полностью работоспособны, что в данном случае исключается.

Оценка размера приложений производится на основе так называемых функциональных элементов (экраны, сообщения, отчеты, файлы и т.п.) Подобная метрика не зависит от языка программирования, на котором ведется разработка. Размер приложения, которое может быть выполнено по методологии RAD, для хорошо отлаженной среды разработки ИС с максимальным повторным использованием программных компонентов, определяется следующим образом:

В качестве итога перечислим основные принципы методологии RAD:

    разработка приложений итерациями;

    необязательность полного завершения работ на каждом из этапов жизненного цикла;

    обязательное вовлечение пользователей в процесс разработки ИС;

    необходимое применение CASE-средств, обеспечивающих целостность проекта;

    применение средств управления конфигурацией, облегчающих внесение изменений в проект и сопровождение готовой системы;

    необходимое использование генераторов кода;

    использование прототипирования, позволяющее полнее выяснить и удовлетворить потребности конечного пользователя;

    тестирование и развитие проекта, осуществляемые одновременно с разработкой;

    ведение разработки немногочисленной хорошо управляемой командой профессионалов;

    грамотное руководство разработкой системы, четкое планирование и контроль выполнения работ.

На начальном этапе существования компьютерных информационных систем их разработка велась на традиционных языках программирования. Однако по мере возрастания сложности разрабатываемых систем и увеличения запросов пользо­вателей (чему в значительной степени способствовал прогресс в области вычис­лительной техники, а также появление удобного графического интерфейса пользо­вателя в системном программном обеспечении) потребовались новые средства, обеспечивающие значительное сокращение сроков разработки. Это послужило предпосылкой к созданию целого направления в области программного обеспече­ния - инструментальных средств для быстрой разработки приложений. Развитие этого направления привело к появлению на рынке программного обеспечения средств автоматизации практически всех этапов жизненного цикла информаци­онных систем.

Основные особенности методологии RAD

Методология разработки информационных систем, основанная на использовании средств быстрой разработки приложений, получила в последнее время широкое распространение и приобрела название методологии быстрой разработки прило­жений - RAD (Rapid Application Development). Данная методология охватывает все этапы жизненного цикла современных информационных систем.

RAD - это комплекс специальных инструментальных средств быстрой разработки прикладных информационных систем, позволяющих оперировать с определенным набором графических объектов, функционально отображающих отдельные информационные компоненты приложений.

Под методологией быстрой разработки приложений обычно понимается процесс разработки информационных систем, основанный на трех основных элементах:

Небольшой команде программистов (обычно от 2 до 10 человек);

Тщательно проработанный производственный график работ, рассчитанный на сравнительно короткий срок разработки (от 2 до 6 мес.);

Итерационная модель разработки, основанная на тесном взаимодействии с за­казчиком - по мере выполнения проекта разработчики уточняют и реализуют в продукте требования, выдвигаемые заказчиком.

При использовании методологии RAD большое значение имеют опыт и профессионализм разработчиков. Группа разработчиков должна состоять из профессионалов, имеющих опыт в анализе, проектировании, программировании и тестировании программного обеспечения.

Основные принципы методологии RAD можно свести к следующему:

Используется итерационная (спиральная) модель разработки;

Полное завершение работ на каждом из этапов жизненного цикла не обяза­тельно;

В процессе разработки информационной системы необходимо тесное взаимо­действие с заказчиком и будущими пользователями;

Необходимо применение CASE-средств и средств быстрой разработки приложений;

Необходимо применение средств управления конфигурацией, облегчающих внесение изменений в проект и сопровождение готовой системы;

Необходимо использование прототипов, позволяющее полнее выяснить и реа­лизовать потребности конечного пользователя;

Тестирование и развитие проекта осуществляются одновременно с разработкой;

Разработка ведется немногочисленной и хорошо управляемой командой про­фессионалов;

Необходимы грамотное руководство разработкой системы, четкое планирование и контроль выполнения работ.

Средства RAD дали возможность реализовывать совершенно иную по сравнению с традиционной технологию создания приложений. Информационные объекты формируются как некие действующие модели (прототипы), чье функционирова­ние согласовывается с пользователем, а затем разработчик может переходить не­посредственно к формированию законченных приложений, не теряя из виду общей картины проектируемой системы.

Возможность использования подобного подхода в значительной степени является результатом применения принципов объектно-ориентированного проектирования , Применение объектно-ориентированных методов позволяет преодолеть одну из главных трудностей, возникающих при разработке сложных систем - колоссаль­ный разрыв между реальным миром (предметной областью описываемой пробле­мы) и имитирующей средой.

Использование объектно-ориентированных методов позволяет создать описание (модель) предметной области в виде совокупности объектов - сущностей, объ­единяющих данные и методы обработки этих данных (процедуры). Каждый объект обладает своим собственным поведением и моделирует некоторый объект реаль­ного мира. С этой точки зрения объект является вполне осязаемой вещью, которая демонстрирует определенное поведение.

В объектном подходе акцент переносится на конкретные характеристики физи­ческой или абстрактной системы, являющейся предметом программного модели­рования. Объекты обладают целостностью, которая не может быть нарушена. Та­ким образом, свойства, характеризующие объект и его поведение, остаются неиз­менными. Объект может только менять состояние, управляться или становиться в определенное отношение к другим объектам.

Широкую известность объектно-ориентированное программирование получило с появлением визуальных средств проектирования, когда было обеспечено слия­ние (инкапсуляция) данных с процедурами, описывающими поведение реаль­ных объектов, в объекты программ, которые могут быть отображены определен­ным образом в графической пользовательской среде. Это позволило приступить к созданию программных систем, максимально похожих на реальные, и добивать­ся наивысшего уровня абстракции. В свою очередь, объектно-ориентированное про­граммирование позволяет создавать более надежные коды, так как у объектов про­грамм существует точно определенный и жестко контролируемый интерфейс.

При разработке приложений с помощью инструментов RAD используется множе­ство готовых объектов, сохраняемых в общедоступном хранилище. Однако обес­печивается и возможность разработки новых объектов. При этом новые объекты могут разрабатываться как на основе существующих, так и «с нуля».

Инструментальные средства RAD обладают удобным графическим интерфейсом пользователя и позволяют на основе стандартных объектов формировать простые приложения без написания кода программы. Это является большим преимуще­ством RAD, так как в значительной степени сокращает рутинную работу по разра­ботке интерфейсов пользователя (при использовании обычных средств разработ­ка интерфейсов представляет собой достаточно трудоемкую задачу, отнимающую много времени). Высокая скорость разработки интерфейсной части приложений позволяет быстро создавать прототипы и упрощает взаимодействие с конечными пользователями.

Таким образом, инструменты RAD позволяют разработчикам сконцентрировать усилия на сущности реальных деловых процессов предприятия, для которого со­здается информационная система. В итоге это приводит к повышению качества разрабатываемой системы.

Применение принципов объектно-ориентированного программирования позволи­ло создать принципиально новые средства проектирования приложений, называе­мые средствами визуального программирования . Визуальные инструменты RAD позволяют создавать сложные графические интерфейсы пользователя вообще без написания кода программы. При этом разработчик может на любом этапе наблю­дать то, что закладывается в основу принимаемых решений.

Визуальные средства разработки оперируют в первую очередь со стандартными интерфейсными объектами - окнами, списками, текстами, которые легко можно связать с данными из базы данных и отобразить на экране монитора. Другая группа объектов представляет собой стандартные элементы управления - кнопки, переключатели, флажки, меню и т.п., с помощью которых осуществляется управление отображаемыми данными. Все эти объекты могут быть стандартным образом описаны средствами языка, а сами описания сохранены для дальнейшего повторного использования.

В настоящее время существует довольно много различных визуальных средств разработки приложений. Но все они могут быть разделены на две группы - универсальные и специализированные.

Среди универсальных систем визуального программирования сейчас наиболее распространены такие, как Borland Delphi и Visual Basic. Универсальными мы их называем потому, что они не ориентированы на разработку только приложений баз данных - с их помощью могут быть разработаны приложения почти любого типа, в том числе и информационные приложения. Причем программы, разраба­тываемые с помощью универсальных систем, могут взаимодействовать практически с любыми системами управления базами данных. Это обеспечивается как исполь­зованием драйверов ODBC или OLE DB, так и применением специализирован­ных средств (компонентов).

Специализированные средства разработки ориентированы только на создание приложений баз данных. Причем, как правило, они привязаны к вполне определен­ным системам управления базами данных. В качестве примера таких систем мож­но привести Power Builder фирмы Sybase (естественно, предназначенный для работы с СУБД Sybase Anywhere Server) и Visual FoxPro фирмы Microsoft.

Поскольку задачи создания прототипов и разработки пользовательского интерфейса, по существу, слились, программист получил непрерывную обратную связь с конечными пользователями, которые могут не только наблюдать за созданием приложения, но и активно участвовать в нем, корректировать результаты и свои требования. Это также способствует сокращению сроков разработки и является важным психологическим аспектом, который привлекает к RAD все большее число пользователей.

Визуальные инструменты RAD позволяют максимально сблизить этапы создания информационных систем; анализ исходных условий, проектирование системы, раз­работка прототипов и окончательное формирование приложений становятся сход­ными, так как на каждом этапе разработчики оперируют визуальными объектами.

Логика приложения, построенного с помощью RAD, является событийно-ориен­тированной . Это означает следующее: каждый объект, входящий в состав прило­жения, может генерировать события и реагировать на события, генерируемые дру­гими объектами. Примерами событий могут быть: открытие и закрытие окон, нажатие кнопки, нажатие клавиши клавиатуры, движение мыши, изменение дан­ных в базе данных и т. п.

Разработчик реализует логику приложения путем определения обработчика каж­дого события - процедуры, выполняемой объектом при наступлении соответству­ющего события. Например, обработчик события «нажатие кнопки» может открыть диалоговое окно. Таким образом, управление объектами осуществляется с помо­щью событий.

Обработчики событий, связанных с управлением базой данных (DELETE, INSERT, UPDATE), могут реализовываться в виде триггеров на клиентском или серверном узле. Такие обработчики позволяют обеспечить ссылочную целостность базы дан­ных при операциях удаления, вставки и обновления, а также автоматическую ге­нерацию первичных ключей.

При использовании методологии быстрой разработки приложений жизненный цикл информационной системы состоит из четырех фаз :

Фаза анализа и планирования требований;

Фаза проектирования;

Фаза построения;

Фаза внедрения.

На фазе анализа и планирования требований выполняются следующие работы:

Определяются функции, которые должна выполнять разрабатываемая инфор­мационная система;

Определяются наиболее приоритетные функции, требующие разработки в пер­вую очередь;

Проводится описание информационных потребностей;

Ограничивается масштаб проекта;

Определяются временные рамки для каждой из последующих фаз;

В заключение, определяется сама возможность реализации данного проекта в установленных рамках финансирования, на имеющихся аппаратных и про­граммных средствах.

Если реализация проекта принципиально возможна, то результатом фазы анализа и планирования требований будет список функций разрабатываемой информационной системы с указанием их приоритетов и предварительные функциональные и информационные модели системы.

На фазе проектирования необходимым инструментом являются CASE-средства, используемые для быстрого получения работающих прототипов приложений.

Прототипы, созданные с помощью CASE-средств, анализируются пользователя­ми, которые уточняют и дополняют те требования к системе, которые не были вы­явлены на предыдущей фазе. Таким образом, на данной фазе также необходимо участие будущих пользователей в техническом проектировании системы.

При необходимости для каждого элементарного процесса создается частичный про­тотип: экран, диалог или отчет (это позволяет устранить неясности или неоднознач­ности). Затем определяются требования разграничения доступа к данным.

После детального рассмотрения процессов определяется количество функциональ­ных элементов разрабатываемой системы. Это позволяет разделить информаци­онную систему на ряд подсистем, каждая из которых реализуется одной командой разработчиков за приемлемое для RAD-проектов время (порядка полутора меся­цев). С использованием CASE-средств проект распределяется между различными командами - делится функциональная модель.

На этой же фазе происходит определение набора необходимой документации.

Результатами данной фазы являются:

Общая информационная модель системы;

Функциональные модели системы в целом и подсистем, реализуемых отдель­ными командами разработчиков;

Точно определенные с помощью CASE-средства интерфейсы между автономно разрабатываемыми подсистемами;

Построенные прототипы экранов, диалогов и отчетов.

Одной из особенностей применения методологии RAD на данной фазе является то, что каждый созданный прототип развивается в часть будущей системы. Таким обра­зом, на следующую фазу передается более полная и полезная информация. При тра­диционном подходе использовались средства прототипирования, не предназначен­ные для построения реальных приложений, поэтому разработанные прототипы не могли быть использованы на последующих фазах и просто «выбрасывались» после того, как выполняли задачу устранения неясностей в проекте.

На фазе построения выполняется собственно быстрая разработка приложения. На данной фазе разработчики производят итеративное построение реальной системы на основе полученных ранее моделей, а также требований нефункционального ха­рактера. Разработка приложения ведется с использованием визуальных средств программирования. Формирование программного кода частично выполняется с помощью автоматических генераторов кода, входящих в состав CASE-средств. Код генерируется на основе разработанных моделей.

На фазе построения также требуется участие пользователей системы, которые оце­нивают получаемые результаты и вносят коррективы, если в процессе разработки система перестает удовлетворять определенным ранее требованиям. Тестирова­ние системы осуществляется непосредственно в процессе разработки.

После окончания работ каждой отдельной команды разработчиков производится постепенная интеграция данной части системы с остальными, формируется пол­ный программный код, выполняется тестирование совместной работы данной ча­сти приложения с остальными, а затем тестирование системы в целом.

Завершается физическое проектирование системы, а именно:

Определяется необходимость распределения данных;

Производится анализ использования данных;

Производится физическое проектирование базы данных;

Определяются требования к аппаратным ресурсам;

Определяются способы увеличения производительности;

Завершается разработка документации проекта.

Результатом данной фазы является готовая информационная система, удовлетво­ряющая всем требованиям пользователей.

Фаза внедрения в основном сводится к обучению пользователей разработанной информационной системы.

Так как фаза построения достаточно непродолжительна, планирование и подготовка к внедрению должны начинаться заранее, еще на этапе проектирования системы.

Приведенная схема разработки информационной системы не является универсальной. Вполне возможны различные отклонения от нее. Это связано с зависимостью схемы выполнения проекта от начальных условий, при которых начинается разработка (например, разрабатывается совершенно новая система или на предприятии уже существует некоторая информационная система). Во втором случае существующая система может либо использоваться в качестве прототипа новой системы, либо интегрироваться в новую разработку в качестве одной из подсистем.

Несмотря на все свои достоинства, методология RAD тем не менее (как, впрочем, и любая другая методология) не может претендовать на универсальность. Ее при­менение наиболее эффективно при выполнении сравнительно небольших систем, разрабатываемых для вполне определенного предприятия.

При разработке же типовых систем, не являющихся законченным продуктом, а представляющих собой совокупность типовых элементов информационной системы, большое значение имеют такие показатели проекта, как управляемость и качество, которые могут войти в противоречие с простотой и скоростью разработки. Это свя­зано с тем, что типовые системы обычно централизованно сопровождаются и могут быть адаптированы к различным программно-аппаратным платформам, системам управления базами данных, коммуникационным средствам, а также интегрировать­ся с существующими разработками. Поэтому для такого рода проектов необходим высокий уровень планирования и жесткая дисциплина проектирования, строгое следование заранее разработанным протоколам и интерфейсам, что снижает скорость разработки.

Методология RAD неприменима не только для создания типовых информацион­ных систем, но и для построения сложных расчетных программ, операционных систем или программ управления сложными инженерно-техническими объекта­ми - программ, требующих написания большого объема уникального кода.

Методология RAD не может быть использована для разработки приложений, в ко­торых интерфейс пользователя является вторичным, то есть отсутствует нагляд­ное определение логики работы системы. Примерами таких приложений могут служить приложения реального времени, драйверы или службы.

Совершенно неприемлема методология RAD для разработки систем, от которых зависит безопасность людей, - например, систем управления транспортом или атомных электростанций. Это обусловлено тем, что итеративный подход, являю­щийся одной из основ RAD, предполагает, что первые версии системы не будут полностью работоспособны, что в данном случае может привести к серьезнейшим катастрофам.

Быстрая разработка программ

Быстрая разработка программ - технология программирования, обеспечивающая ускоренную разработку и модификацию приложений за счет использования объектно-ориентированного и визуального программирования.

По-английски: Rapid Application Development

Синонимы английские: RAD

См. также: Автоматизированное программирование

  • - - установление соответствия содержания образовательных программ требованиям нормативных документов, являющихся составной частью государственного стандарта в соответствующей области образования...

    Педагогический терминологический словарь

  • - Быстрорастущая сельскохозяйственная культура, высаживаемая на земле, доступной только в течение короткого периода времени, например между посадками основной культуры, или – иногда – культура, высаживаемая между...

    Словарь бизнес терминов

  • - выработка стратегического замыла, формулировка целей, анализ ресурсных возможностей, путей и способов достижения целей, обоснование избранного варианта действий, состояние, обсуждение, принятие плановых, проектных,...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - 1) река в Земле Войска Донского, левый приток Донца. Берет начало во 2-м Донском округе, пересекает юго-восточный угол Донецкого и в 1-м Донском округе впадает в Донец, выше Усть-Быстрянской станицы...
  • - Иркутской губернии и уезда, правый приток реки Иркут, берет начало в хребте Хамар-Дабан, двумя истоками, вершины которых находятся в гранитных ущельях...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - река в Ростовской области РСФСР, левый приток Северского Донца. Длина 218 км, площадь бассейна 4180 км2. Течёт по равнине. Питание преимущественно снеговое. В верховьях Б. и её притоки летом пересыхают...

    Большая Советская энциклопедия

  • - См. forme allegro...

    Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  • - См. СТРОГОСТЬ -...
  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ПОРА - МЕРА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 2 фаст-фуд фастфуд...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 чес...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 игра...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 река...

    Словарь синонимов

"Быстрая разработка программ" в книгах

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММ 6. Для каждого аспекта электронного научения уточните следующее:? потребность в научении;? то, каким образом электронное научение удовлетворит эту потребность;? систему научения, которая будет использоваться;? содержание (в широком смысле), которое

Путь 2. Быстрая разработка приложений

автора Джестон Джон

Путь 2. Быстрая разработка приложений Большинство автоматизированных решений BPM дает возможность интерактивно конфигурировать процессы между персоналом бизнеса и техническими специалистами, когда специалисты по процессам и/или хозяева процессов садятся за стол

Шаг 9. Разработка и запуск маркетинговых программ

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Шаг 9. Разработка и запуск маркетинговых программ Подумайте над целесообразностью запуска формальных маркетинговых кампаний на рынке, конкретно нацеленных на внешние заинтересованные стороны. Организация даже, возможно, сочтет необходимым опубликовать свою программу

3. Разработка и совершенствование общественных программ и услуг

Из книги Маркетинг для государственных и общественных организаций автора Котлер Филип

3. Разработка и совершенствование общественных программ и услуг «Как вам, возможно, уже известно, мы получили отличную новость после того, как я направил петицию по адресу Даунинг-стрит, 10. Теперь они обещают потратить $280 млн на улучшение обедов в школьных столовых

Создание устноисторических проектов и разработка научно-исследовательских программ по устной истории

Из книги Устная история автора Щеглова Татьяна Кирилловна

Создание устноисторических проектов и разработка научно-исследовательских программ по устной истории Специфика деятельности в области устной истории. Разработка концепции исследования. Постановка целей. Определение задач. Направления и формы устноисторической

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Глава 8 Разработка программ

Из книги UNIX - универсальная среда программирования автора Пайк Роб

Глава 8 Разработка программ Первоначально системе UNIX предназначалась роль среды для разработки программ. В настоящей главе мы обсудим некоторые применяемые с этой целью программные средства на примере солидной программы - интерпретатора языка программирования,

10. Классы памяти и разработка программ

Из книги Язык Си - руководство для начинающих автора Прата Стивен

10. Классы памяти и разработка программ ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕКЛАССЫ ПАМЯТИФУНКЦИЯ ПОЛУЧЕНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ЧИСЕЛПРОВЕРКА ОШИБОКМОДУЛЬНОЕ

Глава 3 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual Basic 3.0

автора Волков Владимир Борисович

Глава 3 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual Basic

Глава 4 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual C++ 3.0

Из книги Программирование для карманных компьютеров автора Волков Владимир Борисович

Глава 4 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual C++ 3.0 По сравнению с eVB язык C++, безусловно, предоставляет разработчику больше возможностей. Несмотря на то что в eVB можно было сделать почти все, что можно сделать в eVC (так в этой главе будет называться eMbedded Visual C++

Глава 5 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual С++ 4.0

Из книги Программирование для карманных компьютеров автора Волков Владимир Борисович

Глава 5 Разработка программ для Pocket PC с помощью Microsoft eMbedded Visual С++ 4.0 Поскольку все сказанное о среде VC 3.0 относится в полной мере и к eVC 4.0, да и сами среды похожи друг на друга как близнецы, нет нужды снова описывать среду разработки. Использовать eVC 4.0 необходимо, если

Глава 6 NET Compact Framework и разработка программ для Pocket PC в Microsoft Visual Studio.NET 2003

Из книги Программирование для карманных компьютеров автора Волков Владимир Борисович

Глава 6 NET Compact Framework и разработка программ для Pocket PC в Microsoft Visual Studio.NET 2003 Не покривлю душой, если скажу, что мы переходим к одной из самых интересных частей книги. На самом деле, еще совсем недавно технология. NET вызывала у меня вполне законные опасения. Уж очень это все было

Глава 12 Разработка ценовых стратегий и программ

Из книги Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс автора Котлер Филип

Глава 12 Разработка ценовых стратегий и программ В этой главе вы найдете ответы на следующие вопросы:1. Как потребители воспринимают и сравнивают цены?2. Как происходит первоначальное установление цены?3. Как происходит адаптация цен к различным рыночным ситуациям и

8.6. Разработка программ стимулирования труда

Из книги Управление персоналом автора Шевчук Денис Александрович

8.6. Разработка программ стимулирования труда Стимулирование труда – способ вознаграждения работников за участие в производстве, основанный на сопоставлении эффек-тивности труда и требований технологии.Существенная проблема в области управления производством –

Глава 5. Разработка и виды туристических программ

Из книги Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта автора Мишина Лариса Александровна

Глава 5. Разработка и виды туристических программ Изначальной функцией туристических фирм является планирование туров. В процессе выполнения этой функции создается конкурентоспособный и привлекательный туристский продукт.Для того чтобы его создать, необходимо