Что значит запрет анонимайзеров и VPN для рядового пользователя

Депутаты Максим Кудрявцев («Единая Россия»), Николай Рыжак («Справедливая Россия»), Александр Ющенко (КПРФ) внесли в Госдуму законопроект , который предлагает запретить использование на территории РФ любых специальных средств и сервисов, при помощи которых можно обходить блокировки.

Документ предлагает запретить использование «информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем и программ для ЭВМ для получения доступа к информационным ресурсам, в том числе сайтам или страницам сайтов в сети интернет, доступ к которым на территории РФ ограничен».

Кроме того, авторы инициативы предлагают внести поправки в КоАП, согласно которым, операторов поисковых систем будут наказывать за неисполнение обязанностей по получению доступа к информационной системе Роскомнадзора и прекращение выдачи ссылок, которые в ней содержатся. Подобное «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пять тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей».

Также штрафовать предлагают и владельцев «информационно-телекоммуникационных сетей, информационных систем или программ для электронных вычислительных машин, которые могут использоваться на территории Российской Федерации для обхода ограничения доступа, или владельца информационного ресурса, в том числе сайта в сети “Интернет”, посредством которого осуществляется доступ к таким информационно-телекоммуникационным сетям, информационным системам или программам для электронных вычислительных машин».

Фактически это означает, что штрафовать будут владельцев VPN и любых других средств туннелирования и проксирования трафика. Наказание для них «влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей». Или, в случае повторного совершения административного правонарушения, «наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток».

В пояснительной записке авторы законопроекта пишут, что «сложившаяся с 2012 года практика выявила недостаточную эффективность блокировок» и в сети до сих пор можно обнаружить ссылки на заблокированные ресурсы в результатах выдачи поисковых систем, а также можно использовать технологии, позволяющие получить доступ к заблокированным информационным ресурсам:

«Технологии направления трафика российских Интернет-пользователей через зарубежные серверы, анонимные прокси-серверы, виртуальные частные сети легальны, существует широкий спектр возможностей их правомерного применения, однако данные технологии используются с целью получения доступа к информационным ресурсам, доступ к которым ограничен на законном основании».

Создатели законопроекта предлагают предоставлять владельцам соответствующих сетей и программ доступ к информационному ресурсу Роскомнадзора, содержащему сведения о ресурсах, доступ к которым в России ограничен. Если же в течение 30 дней требования Роскомнадзора о запрете не будут выполнены, предлагается ограничить доступ к информационным ресурсам, предоставляющим возможность «обхода блокировок».

Свое мнение относительно данной инициативны уже высказал советник президента России по вопросам развития интернета Герман Клименко. В беседе с журналистами Lenta.ru он уточнил, что внесенный в Госдуму законопроект не подразумевает полного запрета VPN-сервисов и анонимайзеров типа Tor.

«Хороший вопрос заключается в том, будет ли данный закон эффективен, так как большинство сервисов, оказывающих такие услуги, находятся за пределами России», - отметил Клименко.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в интернете Дмитрий Мариничев в разговоре с РБК назвал «безумием» законопроект о запрете технологий для просмотра заблокированных сайтов.

«Всё это идет вразрез со здравым смыслом. В законопроекте говорится о технологиях, которые позволяют обходить блокировку. В первую очередь это VPN и анонимайзеры. Как они будут отделять VPN, который используется в коммерческих целях, от VPN, который используется для обхода блокировок? Это невозможно определить», - заявил Мариничев.

Интересный комментарий о происходящем опубликовал и Саркис Дарбинян, адвокат, руководитель «Центра защиты цифровых прав» и ведущий юрист «Роскомсвободы»:

«За последнее время в Госдуму вносилось и принималось немало дурных законов в части регулирования Интернета, но этот - один из худших. Он вполне вписывается в тренд безграмотного давления на сеть и ущемления цифровых прав человека. Но в этот раз ноги его растут не от спецслужб и регулятора, а от медиалоббистов, МКС и Ростелекома, которые тоже не прочь вслед за госорганами следить за пользователями и цензурировать контент.

Авторы законопроекта по сути предлагают возложить на поисковики дополнительные обязанности, такие же, как и у операторов связи, по ежедневной выгрузке доменов, которые надо удалять из поисковой выдачи, а технические сервисы (например, описанные на openrunet.org) блокировать, если они не обеспечивают ограничение доступа к сайтам, внесенным в многочисленные реестры Роскомнадзора. Если закон будет принят, такие инструменты, как VPN и TOR, будут полностью заблокированы на уровне операторов связи, так как очевидно, что администраторы сервисов не будут ничего фильтровать.

Законодательная инициатива асболютно нежизнеспособна. Опыт азиатских стран с репрессивными политическими режимами показывает, что даже блокировка сайтов с дистрибутивами не позволит полностью ограничить доступ пользователей к VPN сервисам, выходным узлам TOR в разных точках мира и другим средствам проксирования трафика.

Особенно смешно инициатива выглядит в свете последней новости, что по вине уязвимости системы блокировок и действий Роскомнадзора, пользователи массово лишились доступа к вполне легальным сайтам. Если бы не было этих инструментов, непонятно как пользователи вообще реализовывали свои права на доступ к информации. Когда Конституция не может защитить, на помощь приходят программные средства. Теперь нас хотят ограничить и в этом».

Удаление ссылок из выдачи поисковиков, подключение VPN к реестру Роскомнадзора и другие методы из нового законопроекта.

В закладки

Депутаты 8 июня в Госдуму законопроект с требованием запретить использование анонимайзеров, прокси-серверов и VPN-решений для обхода блокировок сайтов, содержащихся в реестре запрещенных.

В пояснительной записке к законопроекту депутаты указывают, что имеющийся сейчас механизм ограничения доступа к сайтам неэффективен.

По мнению парламентариев, это связано с возможностью обнаружить ссылки на заблокированные сайты в поисковой выдаче, а также с использованием технологий направления трафика российских пользователей через зарубежные серверы.

Мониторинг анонимайзеров и VPN

В законопроекте предлагается обязать Роскомнадзор осуществлять мониторинг решений, которые могут использоваться для обхода блокировок - анонимайзеров и VPN-сервисов.

Ведомству придется отслеживать хостинг-провайдеров, которые предоставляют услуги сайтам-анонимайзерам и площадкам, позволяющим скачать VPN-сервисы. Депутаты предлагают такую схему для ведомства:

  • Роскомнадзор отправляет запрос хостинг-провайдеру, который в течение трёх дней должен будет раскрыть данные владельцев VPN-сервисов и анонимайзеров, использующих его площадку;
  • Роскомнадзор требует от владельцев сайтов-анонимайзеров и аналогичных сервисов прекратить свою деятельность на территории России или перестать давать пользователям возможность обходить блокировки;
  • У владельца анонимазера есть 30 дней на ответ, в течение этого срока у Роскомнадзора будет право заблокировать сервис.

Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и сооснователь Института исследований интернета Карен Казарян указывает, если компания-хостинг зарегистрирована за рубежом, она может проигнорировать запрос Роскомнадзора.

Механизм блокировок программ, предоставляющих доступ к запрещенным сайтам, также в законопроекте не поясняется. Казарян уверен, что, например, TOR и его аналоги не могут быть заблокированы.

Список запрещенных сайтов

VPN-сервисы могут избежать блокировки, если будут сотрудничать с Роскомнадзором и запрещать своим пользователям посещать сайты из «чёрного списка» ведомства, говорится в законе.

Депутаты предлагают Роскомнадзору предоставлять владельцам решений для обхода блокировок доступ к списку заблокированных сайтов. В нынешней версии законопроекта не уточняется, как именно будет работать эта система.

Если анонимайзеры и VPN-серверы не согласятся подключаться к реестру после запроса Роскомнадзора, то им грозит блокировка.

Казарян полагает, что невозможно заставить VPN или анонимайзер ограничить доступ к тому или иному сайту. «Коммерческий VPN-сервис с шифрованием технологически это сделать не может. А иначе это уже не шифрование», - поясняет аналитик.

Корпоративные VPN

Документ выводит из-под своего действия те VPN-сервисы, которые используются «лицами, которые находятся с [владельцами VPN] в трудовых отношениях».

При этом законопроект не раскрывает деталей, как отделять VPN, который используется в коммерческих целях, от VPN, который используется для обхода блокировок.

Ограничения для поисковиков

Анонимайзеры и VPN, согласно законопроекту, сами смогут решать, подключаться или нет к списку с информацией о заблокированных сайтах. При этом поисковикам законодатели практически не оставили выбора.

Депутаты предлагают дать Роскомнадзору право требовать от компаний подключиться к реестру запрещённых в России сайтов. «Яндекс», Google и другие аналогичные сервисы должны будут убрать из результатов поиска ссылки на веб-страницы из «черного списка».

Штрафы

Поисковикам за неисполнение требований Роскомнадзора, в отличие от анонимайзеров и VPN-сервисов, грозят не блокировки, а штрафы.

Авторы документа также внесли поправки в Кодекс об административных нарушениях (КоАП), по которым поисковые системы могут быть оштрафованы за ссылки на заблокированные сайты.

Для юридических лиц сумма штрафа составит от 500 до 700 тысяч рублей, для должностных лиц - 50 тысяч рублей, для граждан - 5 тысяч рублей.

Аналогичное наказание предусмотрено за отказ от подключения к системе Роскомнадзора с информацией о запрещенных сайтах.

Отмена блогеров

Ко всему прочему, в тексте законопроекта говорится об отмене так называемого закона о блогерах (97-ФЗ), который действует в России с 2014 года. Законодатели посчитали это положение неэффективным. Какого-либо другого обоснования об отказе нормы о блогерах депутаты не приводят.

В реестр блогеров, по нынешнему законодательству, Роскомнадзор вносит в авторов, чья ежедневная аудитория составляет не менее трёх тысяч человек.

Блогеры, попавшие в список, должны соблюдать правила, частично применяемые к СМИ. В частности, они должны проверять достоверность информации перед её публикацией и раскрывать своё настоящее имя. При этом закон не предусматривает никаких санкций за несоблюдение этих требований.

Роскомнадзор уже пытался договориться

В апреле 2017 года «Ведомости» писали о Роскомнадзора договориться с VPN-сервисами о блокировке запрещённых в России сайтов. В частности, ведомство обратилось к проекту HideMy.name (бывший HideMe.ru) с просьбой проверить «техническую возможность» ограничения доступа к сайтам, которые находятся в «черном списке».

В январе 2017 года HideMe.ru был из-за наличия на главной странице строки ввода для посещения любого сайта. Несмотря на то, что сервис устранил нарушение, Роскомнадзор не спешил снимать блокировку и просил ввести запрет на посещение через VPN заблокированных в России сайтов.

Тогда пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский в разговоре с «Ведомостями» сказал, что для решения вопросов с анонимайзерами нужно отдельное регулирование.

Мнения об инициативе

Один из авторов законопроекта - Максим Кудрявцев - пояснил «Новой газете», что документ не предполагает запрета анонимайзеров и VPN-сервисов в России.

Мы никакие сервисы блокировать не будем. Мы настаиваем на более интенсивном и качественном исполнении законопроекта, мы закрываем дополнительные каналы выхода.

Максим Кудрявцев

Депутат «Единой России»

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев назвал законопроект в беседе с РБК «безумием».

Всё это идет вразрез со здравым смыслом. В законопроекте говорится о технологиях, которые позволяют обходить блокировку. В первую очередь это VPN и анонимайзеры. Как они будут отделять VPN, который используется в коммерческих целях, от VPN, который используется для обхода блокировок? Это невозможно определить.

Дмитрий Мариничев

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в интернете

Советник президента по интернету Герман Клименко объяснил «Ленте.ру», что документ не подразумевает полную блокировку анонимайзеров и VPN.

Депутаты Госдумы Российской Федерации проголосовали за законы о регулировании работы мессенджеров и о запрете средств обхода блокировок сайтов.

Данные законы опубликованы на сайте Автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности Госдумы России .

VPN и анонимайзеры

Сервисы также обязали обеспечивать возможность передачи электронных сообщений по инициативе госорганов в соответствии с законодательством России.

Глава профильного комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин прокомментировал информацию о возможном запрете, согласно данному закону, доступа к мессенджерам для отдельных пользователей.

«Вводящееся регулирование предусматривает санкции только в отношении операторов мессенджеров в случае, если они содействуют нарушению закона. Никаких штрафов или прямых запретов в отношении пользователей не планируется», — сказал он.

Согласно новому закону, сведения об абонентском номере пользователей мессенджера могут передаваться третьим лицам только с согласия первых. Закон также устанавливает обязанности мессенджера идентифицировать пользователей по абонентскому номеру оператора на основании договора с оператором. Кроме того, в законе прописывается, что мессенджеры, принадлежащие зарегистрированным в России юрлицам или гражданам России, вправе идентифицировать по их абонентскому номеру.

В документе отмечается, что в случае невыполнения мессенджерами требований относительно ограничений рассылки сообщений с информацией, которая нарушает требования законодательства России, предусматривается возможность ограничения доступа к мессенджеру в стране.

Чего ждать от ограничений, которые Госдума приняла в спешке перед окончанием весенней сессии.

В закладки

Фото Engadget

Перед тем, как уйти на летние каникулы, Госдума приняла в третьем и окончательном чтении два резонансных закона - об в мессенджерах, а также о VPN-сервисов и анонимайзеров для обхода блокировок.

Законы ещё должен одобрить Совет Федерации и подписать президент России, однако зачастую это становится формальностью. TJ напоминает, в чём заключаются новые ограничения и как они будут работать.

Закон о VPN

Суть: Для того, чтобы обойти блокировки сайтов из реестра запрещённых на территории России, нельзя будет использовать зарубежные серверы с помощью VPN-сетей, анонимайзеров и прокси. Сервисы запрещать не планируют, корпоративные VPN под закон не попадают.

Ограничения налагаются на «Яндекс», Google и другие поисковики, которые по запросу Роскомнадзора обяжутся убирать ссылки на запрещённые ресурсы. В противном случае им грозит штраф до 700 тысяч рублей. К тому же закон упраздняет реестр блогеров, который признали неэффективным.

Механизм: За тем, как закон исполняется, будут следить ФСБ и МВД. Владельцы сервисов смогут получить доступ к «чёрному списку» сайтов. Если через какой-то из сервисов станет возможным зайти на запрещённый в России сайт, хостинг-провайдера (которого определит Роскомнадзор) обяжут раскрыть данные владельцев. Им направят уведомление, ответить на которое необходимо в следующие 30 дней. Если требования не исполнят, сервис можно будет заблокировать. Требования такие: либо ограничить доступ к своему ресурсу для жителей России, либо заблокировать для них запрещённый сайт.

Белые пятна: Закон разрешает использовать VPN в коммерческих целях, но для экспертов осталось непонятным, как именно отделять такой сценарий от использования сервисов для личных задач. Также не ясно , будут ли реагировать на требования ФСБ и МВД зарубежные хостинг-провайдеры и иностранные сервисы. Некоторые сервисы вроде Hidemy после блокировки адрес и включили переадресацию, что фактически только усложнило доступ. Вариант, при котором провайдеров обяжут устанавливать систему DPI, которая способна фильтровать трафик, представляется слишком затратным.

Закон об анонимности в мессенджерах

Суть: Мессенджеры должны идентифицировать всех своих пользователей по номеру телефона. По требованию властей владельцы мессенджеров должны как делать массовые рассылки, так и в течение суток ограничивать их. В первом случае говорится о сообщениях от госорганов, во втором - о спаме и запрещённой в России информации.

Механизм: Закон затрагивает не все мессенджеры, а только те, которые включены в реестр организаторов распространения информации (ОРИ). К примеру, там нет WhatsApp или Viber, но есть Telegram и «Агент Mail.ru». Даже опустив историю с Telegram, мессенджеры зачастую входили в список под давлением и после блокировки, как было с и Imo .

Владелец мессенджера должен заключить соглашение с оператором связи. Как предполагается, в сервисе нужно будет указать номер своего мобильного телефона и подтвердить его. Это позволит установить личность пользователя. Если руководство мессенджера не исполнит требования, его можно будет оштрафовать (на сумму до миллиона рублей) и заблокировать.

Белые пятна: Не все абоненты покупают SIM-карту в официальном порядке, что автоматически затрудняет установку их личности в мессенджере. При этом 21 июля Госдума ужесточила контроль за их продажей, запретив операторам оказывать услуги тем абонентам, чьи реальные данные не соответствуют данным из договора.

Список тех случаев, когда мессенджеры обяжут прекратить ту или иную рассылку, должно определить правительство. В законе форматы или шаблоны не указываются. Что именно укажет в этом списке правительство – неизвестно, хотя авторы закона уверяют, что речь не идёт об информации на политические темы.

Сложно сказать, как будет работать поправка о том, чтобы «не допускать передачу сообщений пользователям сервиса». Один из авторов законопроекта , что имеется в виду судебный запрет определённым пользователям пользоваться мессенджером. Другой соавтор документа указал , что речь идёт не о блокировке пользователей, а о требовании от мессенджеров «пресекать распространение незаконной информации» (например, о наркотиках, террористах, оружии, порно или «группах смерти»). Если верить этой версии, мессенджеры должны сами решать, как запрещать такую информацию.