Всё что вам следует знать о UX дизайне. Что такое UX и UI дизайн – особенности и отличия

О том, как стать дизайнером.

Моя подруга однажды призналась, что она всегда хотела стать дизайнером, но упустила возможность стать им. Я быстро заверила ее, что начать никогда не поздно и я тому была лучшим подтверждением. На самом деле, многие дизайнеры смогли научиться UX дизайну без какого-либо формального обучения.

Вот как у меня все это происходило, шаг за шагом:

1. Поймите все направления Дизайна

Есть визуальные дизайнеры, дизайнеры взаимодействий, дизайнеры пользовательского опыта (UX), дизайнеры интерфейсов (UI), продуктовые дизайнеры, графические и так далее. Есть и универсалы, которые знают всего понемногу. Начините с того, что бы выяснить, какая специализация вас интересует.

2. Читайте статьи по UX/UI дизайну по пути на работу

4. Сделайте перерыв, когда столкнетесь с трудностями

рано или поздно вы столкнетесь с тем, что будете запутаны, побеждены и перегружены – купите себе латте пожалуйста! Поощряйте себя за ту тяжелую работу, которую вы вкладываете в вашу страсть. Оставайтесь позитивными.

Я с улыбкой вспоминаю день, когда я смущенно призналась своему другу, что понятия не имею, как работать инструментом “перо” (вам будет смешно через несколько месяцев). Мой друг и я получили работу в одной компании год спустя и до сих пор улыбаемся, вспоминая день, когда в буквальном смысле потратили 8 часов, рисуя фигуры в Photoshop.

5. Читайте хорошие книги.

6. Найдите дизайнера, который знает как делать и спрашивайте его иногда

Я не говорю «найдите ментора». Я не верю в менторов, так как я думаю, что люди слишком заняты работая над исполнением собственных мечтаний. Я никогда не ожидала, что кто-то еще будет вкладывать много сил в мою карьеру, но я нашла несколько превосходных друзей, которым я могу быстро задать вопрос или угостить кофе, когда мне нужен совет.

7. Вдохновлятесь

Слушайте Матиаса Дуарте, вице-президента по дизайну Android, и его рассказы о материальном дизайне .

Смотрите работы на Dribbble, The Best Designs и Awwwards. Сделайте вдохновение приоритетной задачей. Оно поможет вам понять UX шаблоны, визуальный дизайн и придаст вам сил.

8. Работайте над несуществующими проектами

Если ваша цель – стажер или позиция начального уровня в UI/UX дизайне, то вам нужно что-то показать работодателю. Это самый сложный шаг, это как спрыгнуть со скалы. Вряд ли вы будете готовы начать работу над проектом, но сделайте это, так или иначе. Попытайтесь создать порфтолио в Sketch или Illustrator, начните с пользовательских потоков, вайрфреймов, взаимодействий и, наконец, полноценного мокапа. После этого переделайте сайт, которому это просто необходимо. Создайте собственное приложение со списком задач. Создайте приложение по доставке. Продолжайте создавать то, что волнует вас.

9. Подпишитесь на Sidebar

Они рассылают 5 ссылок по дизайну каждый день.

10. Запишите эту цитату на вашем столе

Никто никогда не говорит об этом начинающим. А я бы хотел, чтобы кто-то в свое время сказал об этом мне: все, каждый из нас, чья работа требует творчества, обладает хорошим вкусом. Но мы все мгновенно оказываемся на краю пропасти: в течение первых нескольких лет пока мы творим, невозможно не заметить, что то, что мы делаем не так хорошо, как хотелось бы. Мы отчетливо видим, что ничего хорошего так и не сделали. Мы бы хотели, чтобы было хорошо, мы стремимся к этому, но каждый раз получаем не то, что хотели…

И только вкус, то самое заветное, что изначально влекло вас к творчеству, ваш вкус просто великолепен! Он настолько хорош, что вы и сами признаете, что то, что вы делаете, это сплошное расстройство. Многие не могут пройти этот этап. И многие бросают свое занятие.

Всем вам, я с открытым сердцем хотел бы сказать, что все кого я знаю, все, чья работа требует творчества, все прошли этот многолетний этап, когда, при всем их потрясающем вкусе, они видели, что то, что они делают не так хорошо, как хотелось бы. Они знали, что недотягивают. Видели, что никак не могут достичь того уровня, на котором они хотели бы творить.

Я же хочу вам сказать, что все проходят через этот изнурительный этап. И если вы сейчас находитесь на этом этапе, помните - это абсолютно нормально. И самое что ни на есть важное, что вы сейчас можете сделать, это продолжать работать, много работать.

UX-дизайнер (user experience) на самом деле не является дизайнером, скорее это проектировщик, который разрабатывает структуру, удобную для пользователей. Готовый продукт должен привлекать своим удобством, простотой и красотой, вызывать желание заходить в приложение или на сайт снова и снова.

UI-дизайнер (user interface) выполняет техническое задание от UX-дизайнера. Отвечает за отрисовку картинок, кнопочек, подбирает подходящие шрифты и гармоничные оттенки. Он же подбирает подходящие размеры того или иного элемента. Например, если кнопочки удобно расположены, но слишком маленького размера, значит по ним будет трудно попадать. Учитывание таких мелочей тоже входит в задачу UI-специалиста.

Обе профессии настолько тесно связаны друг с другом, что чаще всего все работы выполняет один человек.

Немного истории

Термин UX впервые был употреблен в 1993 году Дональдом Норманом. Это было его начало карьеры в Apple. Норман считал, что компьютерный интерфейс должен не просто нести функциональность, но и вызывать приятные эмоции у пользователей.

После взлета популярности айфонов данный термин стал широко распространен. Многие конкуренты поняли, насколько важно значение UX-дизайнера при создании пользовательского интерфейса.

От малого к большому

На заре интернета дизайнеру ставилась простая задача: «нарисовать сайт». Специалист, не особо задумываясь, рисовал красивые картинки и сдавал проект. Сайты были похожи как братья-близнецы. Менялся цвет фона и наполнение.

По мере развития все стало усложняться. Обычным сайтом никого не удивишь и не привлечешь, стали необходимы сложные веб-сервисы, для которых необходимо больше специалистов. А чтобы их не путать, каждому придумывают собственную должность или профессию.

Теперь UX design исследует поведение пользователей и создает архитектуру сайта, а UI графически воплощает это в жизнь. Как программист программирует, а верстальщик располагает элементы в нужном порядке.

Профессия UX/UI-дизайнера

Путаница в понятиях до сих пор остается. Некоторые веб-дизайнеры представляются UX/UI-специалистами, не до конца понимая сути. Используют название только потому, что считают это модным.

В идеале настоящий специалист, именующий себя UX/UI, подходит к каждому заказу индивидуально, занимается разработкой схем и набросков, анализирует, задает уточняющие вопросы заказчику, выясняет цели проекта и только потом приступает к созданию полноценного сайта.

Такой человек способен объяснить клиенту, почему кнопочки располагаются именно в этом месте, по какой причине определенный элемент размещен внизу, а не в середине страницы. Он не просто рисует что-то красивое, он логически располагает блоки.

Отдельно UI-дизайнер не сможет добиться нужного эффекта. Фактически он владеет знаниями только в графическом редакторе, что недостаточно в современной цифровой индустрии. Он должен тесно работать с UX-дизайнером, который является одновременно психологом, аналитиком, художником, социологом, сценаристом и режиссером.

Ключевыми обязанностями UX/UI-дизайнера являются:

  • сбор и аналитика сведений о самом проекте,
  • сбор информации о возможной аудитории сайта,
  • проектирование интерфейсов,
  • подбор шрифтов, размеров элементов, цветовой гаммы, общего стиля сайта,
  • создание макета,
  • отрисовка деталей.

Работа считается правильно выполненной, если при работе с сайтом или приложением пользователя ничто не раздражало и не отвлекало на бесполезные элементы.

Отличие веб-дизайнера от UX/UI-специалиста

Терминология:

  • Design - конструирование, составление, создание чего-либо. Необязательно относится к веб-ресурсу, это более широкое понятие, затрагивающее множество физических или виртуальных вещей.
  • UX - включает в себя опыт пользователя, его предпочтения, эмоции, реакции, поведение, ощущения до, во время и после использования интерфейса, сайта или предмета.
  • UX дизайн - совокупность двух вышеуказанных пунктов, т.е. создание конструкции, основанной на опыте пользователей.

Чем же занимается веб-дизайнер? Только дизайном. Рисует то, что считается красивым в его понимании.

UX/UI-специалист не ограничен цифровыми технологиями. Его деятельность может касаться разработки панели управления кофеваркой, принтером или корабля. Конечно, в каждой области своя специфика и разработчик интерфейса сайтов хорош именно в своей работе. Но при этом суть остается одна: панель управления в автомобиле, самолете или кухонном приборе должна быть удобной, понятной и не вызывать раздражения.

Личные качества

Работа подразумевает продолжительное сидение за компьютером, поэтому если специалист предпочитает более активный образ жизни, то данная профессия не для него.

Важные личные качества:

  • упорство и усидчивость,
  • тяга к совершенству,
  • креативность,
  • желание узнавать новое,
  • умение представлять себя на месте другого человека,
  • умение воспринимать критику.

Специалистом не рождаются. Да, некоторые личные качества изучить невозможно, но все остальное можно приобрести: читать рекомендуемые книги и специализированные статьи, посещать лекции и много-много практиковаться.

Востребованность специалистов

В цифровой индустрии большая нехватка настоящих UX/UI-дизайнеров. Невозможно предсказать, сколько времени продлится данная тенденция, но, если интернет не пропадет, то данная отрасль будет и дальше развиваться.

Все больше компаний переходит на виртуальную торговлю. Это удобно и современно. И, несмотря на огромное количество бесплатных конструкторов, многие предпочитают свои сайты, т.к. они предоставляют гораздо больше возможностей.

Мало просто сделать несколько страничек с информацией о компании и написать контакты, необходим UX/UI дизайн, при помощи которого детский конструктор превратится в настоящий сайт.

Основные принципы построения интерфейсов

Основные принципы не являются законами, ux дизайн подразумевает креативность мышления и творческий подход.

  • Простота. Пользователь путем минимального количества действий должен добиться необходимого результата.
  • Скрытие таблички «столб» на столбе. Лишние надписи сбивают с толка, заставляют пользователя отвлекаться. Если корзину или смайлик можно отобразить значком, то достаточно этого.
  • Автоматические действия. Сложные действия отпугивают пользователя, он должен автоматически нажимать на клавиши/кнопки, не думая, зачем это делается. Важно, что он получит ожидаемый результат.
  • Привычка. Человеку трудно привыкнуть к новому. Пользователь видит нарисованную корзину и появляется ассоциация покупки. Если поменять изображение на «бабушкину авоську», уже будет трудно догадаться, что к чему.
  • Просмотр по диагонали. Большие тексты никто не читает. Лучше делать краткие заметки по сайту или заголовки и подзаголовки, отображающие суть вопроса.
  • Кошелек Миллера. Согласно принципу американского ученого кратковременная память способна охватить 7 элементов плюс-минус две штуки. Поэтому информацию в блоках лучше располагать в пределах этих цифр.
  • Интуитивность. Многие вещи пользователи делают согласно своей интуиции и не желают что-то запоминать.
  • Нужное на виду. UI дизайн предполагает делать акцент на тех вещах, которые пользователю наиболее необходимы.
  • Группировка. Все элементы необходимо группировать по какому-то отличительному признаку. Например, если в телефоне есть меню «сообщения», то рациональнее в него вставить входящие и исходящие сообщения, написание новых, а также настройки сообщений.
  • Правило 3-х кликов. Старое, но не теряющее актуальности. Чтобы добраться до нужной информации, необходимо сделать не более трех кликов. Большее количество вызывает недовольство и влечет за собой уход с сайта или отказ от услуг.
  • Одинаковый стиль. Отзывы о компании или об определенном продукте не должны отличаться функционалом или внешним отображением.
  • «Защита от дурака». Если пользователь захотел удалить свои фотографии или еще что-то - нужно переспросить. Возможно, он просто случайно нажал на кнопку.
  • Копирайтинг. В интерфейсе не должно быть ничего лишнего. Каждый заголовок важен, каждая буква в меню тщательно подбирается.
  • Будь в тренде. Создание проекта - дело длительное, а мода переменчива. Чтобы проект не устарел его до его выхода в свет, необходимо продумывать каждую деталь.
  • Мелочей не бывает. Одна маленькая черточка своим присутствием или отсутствием отпугнет или привлечет людей.

Резюме

UX/UI design важен в любой сфере деятельности. Почему в самолете штурвал, а в автомобиле - руль? Это удобно и правильно. Так и на сайте нужно подбирать удобные элементы, т.е. учитывать пользовательский опыт.

Любой проект нуждается в тестировании. Даже когда сайт уже запущен, не следует бросать его. Анализ действий пользователей поможет улучшить уже работающий ресурс и исправить имеющиеся недочеты. Может получиться так, что больше половины посетителей сразу закрывают сайт из-за неприятной цветовой гаммы, либо не могут найти нужную кнопку. Хотя при разработке все казалось очевидным.

Кого привлекать к работе: UX или UI?

«Два в одном флаконе» - это всегда привлекательно, но не всегда эффективно. Один человек, теоретически, может справиться и сделать всю работу самостоятельно. Но не упустит ли он при этом какой-то важной детали, которая отобьет у пользователей охоту пользоваться разработанным интерфейсом? Гораздо лучше с задачей справятся два отдельных специалиста.

Очень много недопонимания в среде дизайнеров и разработчиков. Также много глупых вопросов, связанных с UX и UI у новичков. Часто просто из-за того, что люди не знают сути понятия UX/UI и, не зная о чем говорят, называют вещи не своими именами.

Я хочу раз и навсегда поставить точку и простым понятным языком объяснить, что значит «UX/UI дизайн».

Разные типы интерфейсов для заточки лезвий.


Нажимаете ли вы кнопки на арифмометре, крутите рукоятку точильного камня или делаете свайп по экрану смартфона - все это интерфейсы, с помощью которых вы взаимодействуете с механизмами. При этом интерфейс совсем не обязательно должен быть цифровым. Просто само слово «интерфейс» было заимствовано из английского совсем недавно и докатилось до нас в только цифровую эпоху.

Цель UI/UX дизайнера - довести пользователя до какой-то логической точки в интерфейсе. Сделать так, чтобы пользователь достиг своей цели.

Что такое UX/UI, прямым текстом

(в этом разделе будут банальные фразы)

UX - это User Experience (дословно: «опыт пользователя»). То есть это то, какой опыт/впечатление получает пользователь от работы с вашим интерфейсом. Удается ли ему достичь цели и на сколько просто или сложно это сделать.

А UI - это User Interface (дословно «пользовательский интерфейс») - то, как выглядит интерфейс и то, какие физические характеристики приобретает. Определяет, какого цвета будет ваше «изделие», удобно ли будет человеку попадать пальцем в кнопочки, читабельным ли будет текст и тому подобное…

UX/UI дизайн - это проектирование любых пользовательских интерфейсов в которых удобство использования так же важно как и внешний вид.

Что такое UX и UI дизайн, другими словами

Прямая обязанность UX/UI дизайнера - это, например, «продать» товар или услугу через интерфейс. Именно на основе работы UX/UI дизайнера пользователь принимает решение: «Быть или не быть?» Нравится или не нравится. Купить или не купить.
На самом деле цели дизайнера могут быть разными. Не обязательно что-то «продавать». Но я специально не хочу использовать слишком абстрактные фразы, чтобы этот текст был понятен новичкам; чтобы стиль изложения не превратился в хрестоматию по языку программирования образца 90х годов.

UX/UI дизайн не относится только к смартфонам и веб-сайтам. Более того, профессия UX/UI дизайнера существовала с незапамятных времен. Просто раньше она так не называлась. Точнее, раньше она вообще никак не называлась, а была частью других профессий.

Вот первый пример: когда Вильгельм Шиккард в 1623 году изобретал арифмометр, он уже был UX/UI дизайнером.

Потому что именно он придумывал, какие тумблеры и в какой последовательности должен крутить человек, чтобы получить результат вычислений. И он же придумывал, в каком логическом порядке они будут располагаться. Да и вообще придумывал, как все эти ручки будут выглядеть. Он создал интерфейс для взаимодействия с машиной.

Ещё один более древний и примитивный пример - точильный камень (колесо). Уже даже в раннем средневековье было много разновидностей и механизмов такого колеса:

  • его можно было крутить рукояткой вручную
  • колесо мог крутить другой человек
  • или его можно было раскручивать даже без рук, нажимая педаль ногой
  • и другие...
Всё это были разные типы интерфейсов.

Так вот, когда изобретатель очередного точильного камня думал:

  • будет ли он сидеть и сам нажимать педаль
  • или он упростит механизм, но приставит раба который будет раскручивать колесо рукой,
то в тот момент он был UX дизайнером .

А тот человек, который думал, какой величины будет камень, какого цвета выбрать дерево для подставки и чем скрепить деревянные жерди (гвоздями или кожаными жгутами?) и какой длины будет ручка, был UI дизайнером .

И тот способ, каким бы вы затачивали меч - назывался бы интерфейс .

Разница между UX и UI в том, что UX дизайнер планирует то, как вы будете взаимодействовать с интерфейсом и какие шаги вам нужно предпринять, чтобы сделать что-то. А UI дизайнер придумывает, как каждый из этих шагов будет выглядеть. Как видите из примеров выше, UX и UI так тесно связаны, что иногда грань между понятиями смывается. Поэтому и UX, и UI обычно занимается один дизайнер и его профессия пишется через /.

В последнее время популяризация профессии UX/UI дизайнера связана скорее с развитием цифровых технологий. А вот именно тот «бум» (когда мы стали видеть термин «UX/UI» в каждом втором объявлении о работе) связан с самим названием, которое кто-то придумал совсем недавно.

UI/UX дизайн - это сейчас одна из самых востребованных профессий в цифровой индустрии. Сколько времени она будет востребована зависит от развития этой отрасли. И, судя по всему, она только набирает обороты.

UX и UI - это не тренды. Технологи развиваются. Спрос на сайты растёт. Цифровые приложения появляются как грибы. А инструменты дизайна и разработки упрощаются настолько, что уже практически любой человек без знания программирования может «на коленке» сделать сайт-визитку. Вот только этот сайт должен как-то выглядеть. И не просто как абстрактный каркас из текста и кнопок. Тут программистам и нужна помощь UX/UI дизайнера.

Разделение на веб-дизайнеров и UX/UI дизайнеров появилось с развитием интернета. Со временем понадобились более узкие специалисты, которые делали бы интерфейсы именно для веб-сайтов.
Да, UI/UX дизайн - это более широкое и емкое понятие чем веб-дизайн.

P.S. Некоторые люди пишут UI/UX, но я предпочитаю писать UX/UI. И это только потому, что в рабочем процессе сначала делается UX, а потом UI. Но это не важно - пишите как хотите. Главное не путать этот порядок во время самого рабочего процесса. Потому что многие начинающие дизайнеры начинают сначала придумывать какие классные кнопки и фишки будут в их интерфейсе. Но не думают о том, как вообще пользователь будет переходить от одного шага к другому.

Для создания лучших шоколадных пирожных потребуется как UX, так и UI. Я серьезно. Для начала, вам потребуется рецепт, ингредиенты, кухонная посуда и духовка. Затем: смешиваем, выпекаем, нарезаем, раскладываем по тарелкам, подаем и едим.

Но что из этого UX, а что UI? Процесс изготовления – это UX, а процесс раскладывания по тарелкам и подачи к столу — UI.

А как насчет поедания? Это UX; кроме случаев, когда это не UX. Получит ли потребитель другой опыт, если пирожные будут поданы сразу со сковородки или красиво разложены на тарелке? Я бы сказал, да, последнее было бы предпочтительнее.

В этой статье я поделюсь с вами пятью отличиями между UX и UI дизайном. Будем надеяться, что к ее окончанию, вы будете иметь о них лучшее представление. Сразу скажу, что, хотя вы и заметите отличия – некоторые из них будут очень похожи друг на друга.

С этой оговоркой, давайте взглянем на некоторые различия между ними.

UX – это не UI

UX дизайн, или дизайн пользовательского опыта, это процесс, с помощью которого определяется необходимость. Затем рисуется грубый прототип, который позже подтверждается (или нет) путем тестирования. Когда подтверждается и бизнес-модель, и предложение ценности — продукт готов.

Об UI, или дизайне пользовательского интерфейса можно думать так:

Дизайн пользовательского интерфейса = Визуальный дизайн + Дизайн взаимодействия.

Визуальный дизайн – это то, как сайт выглядит, его личность, если угодно; бренд. Дизайн взаимодействия – это то, как люди взаимодействуют с вашим сайтом. Когда кто-то нажимает кнопку, изменяется ли она таким образом, чтобы дать понять, что она нажата?

И хотя и UX, и UI дизайнеры создают взаимодействия, UX дизайнеров можно считать архитекторами макровзаимодействий, а UI дизайнеров – создателями микровзаимодействий, занимающихся деталями.

По словам дизайнера Ника Бабича:

«Лучшие продукты хорошо справляются с двумя вещами: функциями и деталями. Функции – это то, что привлекает людей к вашему продукту. Детали – это то, что их удерживает».

UX дизайнер, скорее будет разрабатывать потоки пользователей, шаги, которые пользователь предпримет, чтобы, например, подписаться на рассылку. Каким шагам они будут следовать и как они поймут, что всё удалось?

Затем проект переходит UI дизайнеру. UI дизайнер усовершенствует эти взаимодействия добавляя цвет и подчеркивая оригинальный дизайн, давая им подсказки, и показывая направление к новостной рассылке.

UI делает интерфейсы красивыми

Полезный продукт удовлетворяет потребность, с которой еще не сталкивался рынок. Процесс исследования UX дизайнера включает в себя конкурентный анализ, разработку персон, а затем создание минимально жизнеспособного продукта; продукта, который будет ценным для вашей целевой аудитории. Это подтверждается путем тестирования на протяжении всего жизненного цикла продукта.

После того, как потоки пользователей и ваерфрэймы запрототипированы и протестированы, процесс переходит к UI дизайнеру – его задачей будет заставить всё это красиво выглядеть. Это включает в себя выбор цветовой схемы и оформления, которое будет и красивым, и простым в использовании. Тем не менее, выбор цвета, оформление и взаимодействия основываются не на личных предпочтениях дизайнера, а на четко сформулированных причинах, специфических для персон, разработанных UX дизайнерами. С их помощью UI дизайнеры реализуют визуальную иерархию, которая послужит для пользователей проводником, объясняющими им что и когда делать, чтобы достичь своей цели.

Хорошо продуманная иерархия будет выделять одну главную цель на странице давая пользователям понять, где на сайте они находятся, и что они могут сделать в любой данный момент времени. Иерархия справится с этим при помощи конвенций и шаблонов, уже знакомых пользователям. Эти шаблоны будут подсказывать пользователям направление.

UX помогает пользователям достигать целей

UI создает эмоциональные связи

Люди приходят на ваш сайт, чтобы что-то сделать. Возможно кто-то ищет собачку для маленькой квартиры.

UX сторона вещей может смотреть на людей, как на любителей собак и пытаться понять, что для них важно. Что они ценят, или что им нужно при поиске помощи в выборе своего пушистого друга? Чтобы понять это, они начинают работу. Они задают вопросы, наблюдают за людьми, опрашивают их, могут сделать прототипы и несколько партизанских тестирований, чтобы посмотреть, смогут ли они им помочь.

После того, как вы настроили основное юзабилити, согласно Аарону Уолтеру, автору книги «Дизайн для эмоций», лояльность ваших пользователей будет зависеть от личности вашего интерфейса. Яркий дизайн может привлечь к вашему сайту людей, они даже могут задержаться, если там можно что-то сделать. И когда образуется личная связь – они на крючке. Заставляет ли ваш интерфейс их смеяться? Цепляет ли он их? Насколько он дерзкий? Аарон говорит: «Люди простят ваши недостатки, последуют за вами, и будут петь вам дифирамбы, если вы наградите их положительными эмоциями.» Вот здесь вступает UI дизайнер.

Сначала создается UX дизайн

Потом (иногда) создается дизайн UI

Как UX и UI дизайнеры работают вместе на протяжении процесса проектирования?

Как правило, UX дизайн и исследование являются первыми шагами при решении вопроса создания продукта или приложения. UX дизайнеры проводят большую часть исследований, которые позволяют подтвердить или опровергнуть первоначальные идеи продукта и направить его развитие.

После того, как прототип был несколько раз протестирован, и уже почти готов, вступает UI дизайнер и начинает работать над визуальным дизайном и микровзаимодействиями.

Однако этот путь не всегда линеен, и зависит от многих факторов. Например:

  • Кто занимается UX и UI?
  • Один и тот же человек, или кто-то другой, и другая команда?

UX используется во всех продуктах, интерфейсах и услугах

UI относится только к интерфейсам

Дизайн пользовательского опыта – это обширная сфера, и с каждым днем она становится все более популярной. В настоящее время, не только компании, использующие веб, но и многие другие, разрабатывающие продукты или предоставляющие услуги начинают улавливать ценность понимания своих пользователей и подтверждения гипотез, до начала процесса создания.

Дизайн пользовательских интерфейсов предназначен для пользовательских интерфейсов. Это не означает, что он ограничен графическим пользовательским интерфейсом компьютеров, планшетов, и мобильных устройств. В наши дни интерфейсы можно встретить во многих других продуктах, таких, как часы, стиральные машины, приборные панели в автомобилях, торговых автоматах, и многом другом.

Недавно я читал о приложении на iPhone, которое разблокирует дверь вашего автомобиля. Оказывается, этот набор взаимодействий занимает гораздо больше шагов, чем просто использование ключа, для открывания двери. Разрабатываем ли мы для интерфейса, или опыта, мы должны позаботиться о том, чтобы наши пользователи оставались в самом сердце этого процесса.

Выводы

Почти невозможно отделить UX от UI или UI от UX.

Но если попытаться, то можно заключить, что:

  • UX дизайн помогает пользователям выполнять задачи в среде различных платформ и услуг.
  • UI дизайн создает привлекательные и эстетичные интерфейсы, которые соединяются с людьми.

Перевод статьи Дона Склехта

На вопрос, в чем же разница между UX-дизайнером и UI-дизайнером, любят отвечать через отрицание. Знаете, такой литературный прием. Вроде «UX - это не про интерфейс, не про графический дизайн, это не юзабилити, не аналитика, не прототип». Сегодня коротко показываем разницу, рассказываем историю появления терминов и объясняем, почему два понятия даже спустя столько лет с такой охотой сливают в одно - UX/UI.

Коротко про разницу

UI-дизайнер (user interface) - это дизайнер интерфейсов в идеальной среде, который рисует кнопочки, иконочки, формы, подбирает шрифты и делает из всего гармоничный и красивый макет. Сайта, приложения, хоть чего, с чем будет взаимодействовать пользователь - хоть экрана вокзального терминала. И больше ни о чем не думает.

UX-дизайнер (user experience) - это не дизайнер, а проектировщик (просто в английском слово designer имеет как раз второе значение). Он изучает потребности пользователей, строит логические схемы работы интерфейса, тестирует прототипы на живых людях, пишет ТЗ на дизайн. Другими словами, это такой инженер-маркетолог: на входе аналитика, на выходе принципы создания интерфейса, логика работы, компоновка, контент. Рисования как такового он не касается.

Вот и всё.

Зачем нужно было всё усложнять

Как было раньше: дизайнеру поступало задание «нарисовать сайт». Все сайты были более-менее одинаковыми: главная, о компании, каталог, далее по списку. Дизайнер спрашивал: «а когда нам контент дадут?». Никогда, товарищ дух, это армия.

И дизайнер назывался просто «дизайнер». Без заморских приставок.

Как стало потом: агентства захотели получать больше денег, а мир постепенно начал переход от «просто сайтов» к сложным веб-сервисам. А сервис - это не только уникальный интерфейс, это еще и стоящий за ним особый бизнес-процесс. Например, вспомните сайт Airbnb - без глубокого изучения предмета ни один графдизайнер не смог бы сходу сделать интерфейс.

Раз работы стало больше, возникла надобность разделить одну профессию на несколько. Теперь UX-специалист (будем называть его так, чтобы не было путаницы) исследовал и проектировал информационную архитектуру, прототипист делал функциональную часть, а графический (UI) дизайнер создавал конечный продукт: современный и приятный глазу.

То же самое уже было в отрасли. Например, просто «программистов» разделили на «фронтенд» и «бэкенд». А фронтендеров на истинных фронтендеров и «просто верстальщиков». Кстати, .

Причина всегда одна: одного человека не хватает на большой процесс. Едем дальше.

Кто такой UX/UI-дизайнер

Что весело: в вакансиях часто мелькают должности UX/UI дизайнера, именно так, через слэш. Даже Тинькофф ищет такого кккомбо-специалиста:


С другой стороны баррикад, дизайнеры все поголовно стали именовать себя именно как UX/UI. Потому что быть просто дизайнром - фу, немодно.

Кто такой UX/UI в идеальном мире? Сверхчеловек, который проводит весь цикл работ UX, а потом еще успевает отрисовать всё с несколькими итерациями правочек (сделать UI).

Кем является на самом деле UX/UI? Просто хорошим дизайнером. Тем, кто считает своим долгом не просто «фигачить макеты», а подходить к каждому проекту индивидуально, начинать с анализа, вопросов, уточнений, набросков, схем и т.д. Это не полноценная UX-экспертиза, но, как правило, для поддержки уже готового сервиса или разработки «просто сайта», ее достаточно.

Так что, если видите удивительного мутанта UX/UI, знайте, что:

  1. Это дизайнер, который подходит к проекту с головой, а не просто щелкает мышкой и клювом.
  2. Это хлыщ, который начитался умных слов и теперь называет себя UX/UI.

Проверяется элементарно: попросите дизайнера рассказать, почему он выбрал именно такое расположение элементов, такую последовательность экранов и т.д. У хорошего дизайнера ни одно интерфейсное решение не делается просто так - всему есть логичное обоснование.

Как запомнить, где UX, а где UI

Предлагаем две простые запоминалки.

Для тех, кто знает английский:

Для тех, кто не знает:

Кстати

Эта статья уже вторая в серии «чем один веб-специалист отличается от другого». Что подтолкнуло нас к идее сделать справочник всех профессий от веба, с разными вариантами их названий. Чтобы клиенту (да и всем нам, чего уж) стало понятнее жить.