Капля дегтя в бочке меда. Глобальные сети с коммутацией пакетов
Сегодня многие пользователи все чаще сталкиваются с понятием глобальной компьютерной сети. Правда, далеко не все в полной мере отдают себе отчет в том, что это такое в самом широком понимании, и каковы возможности глобальной сети, ограничиваясь всего лишь интернетом. Попробуем разобраться в данном вопросе несколько подробнее, а также рассмотрим некоторые основные характеристики, которые присущи таким компьютерным структурам.
Что такое глобальная сеть: общее понятие
Начнем с понимания самого определения сетей такого типа. Исходя из того, что предлагается в описании наиболее известными и уважаемыми информационными источниками во Всемирной паутине, под глобальными сетями понимают организационные структуры, объединяющие отдельные компьютеры или терминалы, находящиеся в локальной сети, между собой, независимо от их физического местонахождения. Так что же это такое?
Действительно, это есть некая структура, которая способна обеспечивать взаимодействие пользовательских терминалов или даже мобильных устройств, независимо от того, в какой точке земного шара они находятся. Что самое интересное, такие структуры относятся к понятиям виртуальным, поскольку проводные соединения между всеми устройствами по всему миру установить невозможно просто физически.
Локальные и глобальные сети: в чем разница?
Некоторые пользователи ошибочно полагают, что между этими двумя понятиями разницы нет. Тут стоит посмотреть на самое главное отличие между сетями обоих типов.
Локальная сеть сама по себе рассчитана на объединение только строго определенного числа компьютерных устройств и не может производить взаимодействие между ними при превышении их количества. Кроме того, такие сети обеспечивают только общий доступ к некоторым программам или документам, а связь осуществляется через центральный сервер или несколько серверов.
Организация глобальных сетей в этом отношении отличается в корне. В них могут входить и отдельные компьютеры или мобильные девайсы, и целые локальные сети. Иными словами, ограничений по количеству одновременно подключаемых устройств не существует в принципе (разве что по присвоению каждому устройству внешнего идентификатора, как, например, IP-адрес в интернете, или номер мобильного телефона). Протокол IPv4 в скором времени исчерпает свои возможности по причине ограниченности количества присваиваемых адресов, зато у шестой версии, которая идет на смену четвертой, такие ограничения если и есть, то весьма условны.
Принципы организации
Развитие глобальных сетей началось, как считается, еще с того момента, когда связь между компьютерными устройствами попытались установить через ARPANET. Эта сеть принципиально является прародительницей современного интернета.
Только еще на заре осуществления такой идеи связь осуществлялась посредством кабелей, но со временем решения по организации компьютерного взаимодействия вышла на новый уровень. Если говорить простым языком, структура такова, что с одной стороны имеется маршрутизатор ЛВС для выхода, а с другой - коммутатор для связи с требуемыми частями глобальной сети.
Типы глобальных сетей
Если говорить о том, что такое глобальная сеть, нельзя не затронуть вопрос, касающийся современных типов таких компьютерных структур.
В основном в классификации выделяют несколько основных классов, среди которых любому пользователю известны такие как:
- спутниковые сети;
- мобильные сети;
- интернет и его разновидности.
Как это работает?
Как уже понятно, доступ в глобальную сеть обеспечивается за счет идентификации устройства, а связь осуществляется посредством использования специальных протоколов.
Для разных сетей и разных операционных систем сами протоколы могут разниться, однако в международных стандартах обычно можно встретить протоколы вроде TCP/IP, ATM, MPLS, SONET/SDH и др. Каждый такой протокол представляет собой набор определенных правил, по которым осуществляется доступ в глобальную сеть, производится передача и прием информации или идентификация пользовательских устройств и т. д. Заметьте, в данном случае об инициализации персоны самого пользователя речь не идет. Все это относится исключительно к компьютерам или мобильным девайсам.
Наиболее известные глобальные сети
Вообще, сегодня самыми популярными принято считать сети типа Internet и FidoNet. Однако мало кто догадывается о том, что сети мобильных операторов тоже являются своеобразными глобальными структурами, использующими для связи между устройствами стандарты технологий GSM.
А как же 3G/4G? Тут нужно четко понимать, что эти стандарты используются исключительно для выхода в интернет, а, проще говоря, для связи одной глобальной сети с другой. И любая глобальная сеть изначально ориентирована на высокую скорость передачи данных, что выгодно отличает ее от локальной структуры. Но на сегодняшний день сети мобильных операторов в равной степени можно отнести и к локальной, и к глобальной сети, поскольку в них объединены только строго определенные идентифицированные по номерам устройства, а с другой стороны, их количество растет день ото дня, что предполагает присвоение таких идентификаторов практически в неограниченном количестве.
Некоторые базовые возможности и проблемы
Но давайте посмотрим, что представляет собой глобальная сеть Интернет. Именно структура, именуемая World Wide Web, стала наиболее популярной, развитой и разветвленной. Если ранее она была ориентирована в основном на осуществление пересылки корреспонденции в виде электронной почты или посещение веб-страниц, сегодня ее ресурсы таковы, что пользователи любой точки мира могут общаться между собой, скажем, посредством видеочатов в режиме реального времени или в социальных сетях, загружать информацию любого типа, хранить собственные данные в облачных сервисах и т. д.
Одним из самых интересных инструментов можно назвать одновременный доступ к электронным документам, при котором подразумевается открытие и редактирование файлов несколькими пользователями сразу. Само собой разумеется, что любое изменение в документе тут же отображается на компьютерах всех подключенных в данный момент пользователей. Что такое глобальная сеть в этом смысле? Это есть инструмент, обеспечивающий программное взаимодействие на всех уровнях и между любыми пользователями.
Но появление Всемирной паутины в известном смысле породило и множество проблем, поскольку именно в интернете сегодня распространяется такое огромное количество вирусов, вредоносных кодов и программ, что и вообразить себе трудно. Даже самые продвинутые разработчики антивирусного программного обеспечения не успевают следить за их появлением.
Конечно же, это далеко не все возможности, которые можно привести в качестве примера. Набирающий в последнее время биткоин-майнинг тоже можно отнести к таким инструментам. Тут технология такова, что посредством интернета можно объединить в одну виртуальную сеть машины даже без согласия их владельцев и воспользоваться многократным увеличением производительности отдельно взятого компьютера за счет использования вычислительных возможностей других терминалов. Естественно, в некотором смысле такие программы можно назвать вирусами или действиями, попадающими под юрисдикцию незаконного доступа к чужой информации, тем не менее именно как средства глобальных сетей такие возможности сбрасывать со счетов нельзя.
Кроме того, отдельно стоит отметить и сетевые операционные системы, которые не требуют установки на жесткий диск, а могут загружаться на компьютерный терминал с удаленного сервера, обеспечивая полноценную работу любого устройства. Как считается, такие технологии на сегодняшний день наиболее актуальны, поскольку система защиты, применяемая для их структур и удаленного доступа, намного выше, чем в системах стационарных.
Краткие выводы
В целом же, думается, уже немного понятно, что такое глобальная сеть и в чем состоит ее отличие от сети локальной. Естественно, рассмотреть абсолютно все предоставляемые инструменты невозможно в принципе. Однако вопрос этого, собственно, и не стоял. По крайней мере, из вышеизложенного материала можно понять, что это за структуры, зачем они нужны и какими базовыми возможностями обладают.
ВВЕДЕНИЕ
1. Типы глобальных сетей
1.1 Выделенные каналы
2. Интерфейсы DTE-DCE
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные сети Wide Area Networks, WAN) , которые также называют территориальными компьютерными сетями, служат для того, чтобы предоставлять свои сервисы большому количеству конечных абонентов, разбросанных по большой территории - в пределах области, региона, страны, континента или всего земного шара. Ввиду большой протяженности каналов связи построение глобальной сети требует очень больших затрат, в которые входит стоимость кабелей и работ по их прокладке, затраты на коммутационное оборудование и промежуточную усилительную аппаратуру, обеспечивающую необходимую полосу пропускания канала, а также эксплуатационные затраты на постоянное поддержание в работоспособном состоянии разбросанной по большой территории аппаратуры сети.
Типичными абонентами глобальной компьютерной сети являются локальные сети предприятий, расположенные в разных городах и странах, которым нужно обмениваться данными между собой. Услугами глобальных сетей пользуются также и отдельные компьютеры. Крупные компьютеры класса мэйнфреймов обычно обеспечивают доступ к корпоративным данным, в то время как персональные компьютеры используются для доступа к корпоративным данным и публичным данным Internet.
Глобальные сети обычно создаются крупными телекоммуникационными компаниями для оказания платных услуг абонентам. Такие сети называют публичными или общественными. Существуют также такие понятия, как оператор сети и поставщик услуг сети. Оператор сети (network operator) - это та компания, которая поддерживает нормальную работу сети. Поставщик услуг , часто называемый также провайдером (service provider) , - та компания, которая оказывает платные услуги абонентам сети. Владелец, оператор и поставщик услуг могут объединяться в одну компанию, а могут представлять и разные компании.
Кроме вычислительных глобальных сетей существуют и другие виды территориальных сетей передачи информации. В первую очередь это телефонные и телеграфные сети, работающие на протяжении многих десятков лет, а также телексная сеть.
Ввиду большой стоимости глобальных сетей существует долговременная тенденция создания единой глобальной сети, которая может передавать данные любых типов: компьютерные данные, телефонные разговоры, факсы, телеграммы, телевизионное изображение, телетекс (передача данных между двумя терминалами), видеотекс (получение хранящихся в сети данных на свой терминал) и т. д., и т. п. На сегодня существенного прогресса в этой области не достигнуто, хотя технологии для создания таких сетей начали разрабатываться достаточно давно - первая технология для интеграции телекоммуникационных услуг ISDN стала развиваться с начала 70-х годов. Пока каждый тип сети существует отдельно и наиболее тесная их интеграция достигнута в области использования общих первичных сетей - сетей PDH и SDH, с помощью которых сегодня создаются постоянные каналы в сетях с коммутацией абонентов. Тем не менее каждая из технологий, как компьютерных сетей, так и телефонных, старается сегодня передавать «чужой» для нее трафик с максимальной эффективностью, а попытки создать интегрированные сети на новом витке развития технологий продолжаются под преемственным названием Broadband ISDN (B-ISDN), то есть широкополосной (высокоскоростной) сети с интеграцией услуг. Сети B-ISDN будут основываться на технологии АТМ, как универсальном транспорте, и поддерживать различные службы верхнего уровня для распространения конечным пользователям сети разнообразной информации - компьютерных данных, аудио- и видеоинформации, а также организации интерактивного взаимодействия пользователей.
1. Типы глобальных сетей
Глобальная вычислительная сеть работает в наиболее подходящем для компьютерного трафика режиме - режиме коммутации пакетов. Оптимальность этого режима для связи локальных сетей доказывают не только данные о суммарном трафике, передаваемом сетью в единицу времени, но и стоимость услуг такой территориальной сети. Обычно при равенстве предоставляемой скорости доступа сеть с коммутацией пакетов оказывается в 2-3 раза дешевле, чем сеть с коммутацией каналов, то есть публичная телефонная сеть.
Однако часто такая вычислительная глобальная сеть по разным причинам оказывается недоступной в том или ином географическом пункте. В то же время гораздо более распространены и доступны услуги, предоставляемые телефонными сетями или первичными сетями, поддерживающими услуги выделенных каналов. Поэтому при построении корпоративной сети можно дополнить недостающие компоненты услугами и оборудованием, арендуемыми у владельцев первичной или телефонной сети.
В зависимости от того, какие компоненты приходится брать в аренду, принято различать корпоративные сети, построенные с использованием:
· выделенных каналов;
· коммутации каналов;
· коммутации пакетов.
Последний случай соответствует наиболее благоприятному случаю, когда сеть с коммутацией пакетов доступна во всех географических точках, которые нужно объединить в общую корпоративную сеть. Первые два случая требуют проведения дополнительных работ, чтобы на основании взятых в аренду средств построить сеть с коммутацией пакетов.
1.1 Выделенные каналы
Выделенные (или арендуемые - leased) каналы можно получить у телекоммуникационных компаний, которые владеют каналами дальней связи (таких, например, как «РОСТЕЛЕКОМ»), или от телефонных компаний, которые обычно сдают в аренду каналы в пределах города или региона.
Использовать выделенные линии можно двумя способами. Первый состоит в построении с их помощью территориальной сети определенной технологии, например frame relay, в которой арендуемые выделенные линии служат для соединения промежуточных, территориально распределенных коммутаторов пакетов.
Второй вариант - соединение выделенными линиями только объединяемых локальных сетей или конечных абонентов другого типа, например мэйнфреймов, без установки транзитных коммутаторов пакетов, работающих по технологии глобальной сети (рис. 1). Второй вариант является наиболее простым с технической точки зрения, так как основан на использовании маршрутизаторов или удаленных мостов в объединяемых локальных сетях и отсутствии протоколов глобальных технологий, таких как Х.25 или frame relay. По глобальным каналам передаются те же пакеты сетевого или канального уровня, что и в локальных сетях.
Рис. 1 - Использование выделенных каналов
Сегодня существует большой выбор выделенных каналов - от аналоговых каналов тональной частоты с полосой пропускания 3,1 кГц до цифровых каналов технологии SDH с пропускной способностью 155 и 622 Мбит/с.
1.2 Глобальные сети с коммутацией каналов
Сегодня для построения глобальных связей в корпоративной сети доступны сети с коммутацией каналов двух типов - традиционные аналоговые телефонные сети и цифровые сети с интеграцией услуг ISDN. Достоинством сетей с коммутацией каналов является их распространенность, что характерно особенно для аналоговых телефонных сетей. В последнее время сети ISDN во многих странах также стали вполне доступны корпоративному пользователю, а в России это утверждение относится пока только к крупным городам.
Известным недостатком аналоговых телефонных сетей является низкое качество составного канала, которое объясняется использованием телефонных коммутаторов устаревших моделей, работающих по принципу частотного уплотнения каналов (FDM-технологии). На такие коммутаторы сильно воздействуют внешние помехи (например, грозовые разряды или работающие электродвигатели), которые трудно отличить от полезного сигнала. Правда, в аналоговых телефонных сетях все чаще используются цифровые АТС, которые между собой передают голос в цифровой форме. Аналоговым в таких сетях остается только абонентское окончание. Чем больше цифровых АТС в телефонной сети, тем выше качество канала, однако до полного вытеснения АТС, работающих по принципу FDM-коммутации, в нашей стране еще далеко. Кроме качества каналов, аналоговые телефонные сети также обладают таким недостатком, как большое время установления соединения, особенно при импульсном способе набора номера, характерного для нашей страны.
Телефонные сети, полностью построенные на цифровых коммутаторах, и сети ISDN свободны от многих недостатков традиционных аналоговых телефонных сетей. Они предоставляют пользователям высококачественные линии связи, а время установления соединения в сетях ISDN существенно сокращено.
1.3 Глобальные сети с коммутацией пакетов
В 80-е годы для надежного объединения локальных сетей и крупных компьютеров в корпоративную сеть использовалась практически одна технология глобальных сетей с коммутацией пакетов - Х.25. Сегодня выбор стал гораздо шире, помимо сетей Х.25 он включает такие технологии, как frame relay, SMDS и АТМ. Кроме этих технологий, разработанных специально для глобальных компьютерных сетей, можно воспользоваться услугами территориальных сетей TCP/IP, которые доступны сегодня как в виде недорогой и очень распространенной сети Internet, качество транспортных услуг которой пока практически не регламентируется и оставляет желать лучшего, так и в виде коммерческих глобальных сетей TCP/IP, изолированных от Internet и предоставляемых в аренду телекоммуникационными компаниями.
Технология SMDS (Switched Multi-megabit Data Service) была разработана в США для объединения локальных сетей в масштабах мегаполиса, а также предоставления высокоскоростного выхода в глобальные сети. Эта технология поддерживает скорости доступа до 45 Мбит/с и сегментирует кадры МАС - уровня в ячейки фиксированного размера 53 байт, имеющие, как и ячейки технологии АТМ, поле данных в 48 байт. Технология SMDS основана на стандарте IEEE 802.6, который описывает несколько более широкий набор функций, чем SMDS. Стандарты SMDS приняты компанией Bellcore, но международного статуса не имеют. Сети SMDS были реализованы во многих крупных городах США, однако в других странах эта технология распространения не получила. Сегодня сети SMDS вытесняются сетями АТМ, имеющими более широкие функциональные возможности, поэтому в данной книге технология SMDS подробно не рассматривается.
3.1. Основные сведения об Internet
Internet – всемирная информационная компьютерная сеть, представляющая собой объединение множества региональных компьютерных сетей и компьютеров, обменивающихся друг с другом информацией по каналам общественных телекоммуникаций (телефонной, радио- и спутниковой связи).
Информация в Internet хранится на серверах. Серверы имеют свои адреса и управляются специализированными программами. Они позволяет пересылать почту и файлы, производить поиск в базах данных и т. п. Обмен информацией между серверами сети выполняется по высокоскоростным каналам связи. Доступ отдельных пользователей к информационным ресурсам Internet обычно осуществляется по телефонной сети через провайдера или корпоративную сеть. Провайдер (provider – поставщик сетевых услуг) – лицо или организация, предоставляющая услуги по подключению к компьютерным сетям. В качестве провайдера выступает некоторая организация, имеющая модемный пул для соединения с клиентами и выхода во Всемирную сеть.
Под интрасетью (Интранет ) понимается корпоративная сеть, в которой доступ к информации реализован средствами Internet. Это частная сеть, доступная только сотрудникам данной организации. Интрасети быстро завоевывают признание как недорогой и высокоэффективный способ совместного использования информации в рамках автономной сети. Чтобы создать интрасеть, требуются те же аппаратные и программные решения, что и для Internet . В качестве интрасети может выступать любая сеть, не подключенная к Internet.
Краткая история Internet
Internet возникла из оборонного компьютерного проекта ARPANET конца 60-х – начала 70-х гг., направленного на создание коммуникационной сети, способной функционировать даже в условиях атомной войны. Наиболее важным качеством сети, по мнению разработчиков, было отсутствие единого центра управления, который мог бы стать объектом нападения, с целью прекратить ее функционирование.
Рост числа компьютерных сетей вне ARPANET создал большие трудности, касающиеся соединения одной сети с другой, не из-за различий в аппаратной части, а в силу несовместимости протоколов коммуникации. Для их преодоления был создан новый стандарт коммуникаций, названный TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol – протокол управления передачей /межсетевой протокол), который позволил различным сетям соединяться друг с другом.
Другим важным событием в истории Internet явилось создание “Всемирной паутины” (World Wide Web, или WWW, или W3) ТимомБернерс-Ли, физиком Европейской организации ядерных исследований (ЦЕРН) в Женеве. Идея заключалась в том, чтобы позволить физикам и другим ученым пользоваться распределенной в сети Internet информацией более простым способом. Существовавшие тогда средства Internet требовали от пользователей немалых знаний о сети, поэтому был разработан новый метод передачи и отображения информации. После опубликования ЦЕРН спецификаций (набора правил и требований) для WWW пользователи стали писать программное обеспечение для клиентов и серверов WWW, что привело к созданию “Всемирной паутины” в том виде, в каком мы ее знаем сегодня.
И, наконец, третьим важным событием в истории Internet была разработка группой программистов из Национального центра компьютерных приложений (NCSA) во главе с Марком Андриссеном специальной программы “Мозаика”, которая окончательно сделала Internet общедоступной. “Мозаика” позволила пользователям получать и отображать документы простым нажатием кнопки “мыши”. Отпала необходимость заботиться о переключении программ и преобразовании файлов – “Мозаика” обрабатывала документы, графики, изображения и звуки автоматически, обеспечивая легкий доступ к “Паутине”. Кроме того, “Мозаика” обеспечивала доступ и к другим ресурсам Internet.
Предшественница Internet, сеть ARPANET первоначально состояла всего из четырех больших ЭВМ. Затем Internet рос гигантскими темпами, достигнув количества более 4,5 млн. активных компьютеров в июне 1995 г. Основной рост пришелся на последний десяток лет, когда развилась инфраструктура коммуникаций и возросли возможности компьютеров. Internet превратился в общедоступное “информационное шоссе”. Число пользователей на 2000 г. составляло, по разным оценкам, от 30 до 60 млн. человек, в их числе – около 500 тыс. россиян (хотя подавляющее большинство наших соотечественников пользуются лишь одним ресурсом Internet – электронной почтой; более полно возможности Internet используют примерно 20 тыс. российских пользователей). Ежемесячно по Internet перемещается более 30 терабит информации (это примерно 30 млн. книг по 700 страниц каждая).
Таким образом, Internet – это гигантский конгломерат компьютеров, связанных друг с другом в одну большую сеть. Единственным критерием объединения машин является согласие на коммуникацию по единому для всех протоколу.
Архитектура Internet
Рассмотрим упрощенную схему построения Internet. На рис. 3.1 показана архитектура сети. В качестве высокоскоростной магистрали передачи данных используются выделенные телефонные линии, оптоволоконные и спутниковые каналы связи. Любая организация для подключения к Internet использует специальный компьютер, который называетсяшлюзом (gateway). На нем устанавливается программное обеспечение, осуществляющее обработку всех сообщений, проходящих через шлюз. Каждый шлюз имеет свой IP-адрес. IP-адрес (Internet-адрес) – уникальный номер, приписанный каждому компьютеру, непосредственно присоединенному к Internet.
Если поступает сообщение, адресованное локальной сети, к которой подключен шлюз, то оно передается в эту локальную сеть. Если сообщение предназначено для другой сети, то оно передается следующему шлюзу. Каждый шлюз имеет информацию обо всех остальных шлюзах и сетях. Когда сообщение посылается из локальной сети через шлюз в Internet, то при этом выбирается самый “быстрый” путь. Шлюзы обмениваются друг с другом информацией о маршрутизации и состоянии сети, используя специальный шлюзовый протокол.
Провайдер имеет свой шлюз в Internet и позволяет другим компаниям и отдельным пользователям подключаться к сети через этот шлюз.
Шлюзы бывают двух типов: внутренние и внешние. Внутренними называют шлюзы, расположенные в небольшой подсети и обеспечивающие связь с более крупной корпоративной сетью. Такие шлюзы поддерживают связь между собой с помощью внутреннего шлюзового протокола IGP (Internal Gateway Protocol). Внешние шлюзы применяются в больших сетях, подобных Internet, настройки их постоянно меняются из-за изменений в мелких подсетях. Связь между внешними шлюзами осуществляется через внешний шлюзовый протокол EGP (Exterior Gateway Protocol)
3.2. Способы доступа к Internet
Первоначально в состав Internet входили большие и мини-компьютеры. К ним присоединялись устройства, которые обладали возможностью только отображать информацию и/или вводить команды управления, в то время как все вычисления и программы, с которыми обращались в Internet, выполнялись на больших основных компьютерах. Такие устройства ввода-вывода называются терминалами. С появлением недорогих и мощных персональных компьютеров положение дел существенно изменилось, ибо теперь персональные компьютеры могут сами непосредственно подключаться к сети, получать из нее необходимые исходные данные, а вычисления производить самостоятельно. Надо заметить, что под вычислениями понимается любая работа компьютера, даже игра. Тем не менее в наследство от тех времен, когда вычислениями занималась главная вычислительная машина, к которой обращались через терминал, остались термины терминал (terminal) и хост (host), или главная вычислительная машина. Однако теперь в термины “хост” и “терминал” вкладывается несколько иное значение. Хост – это любой компьютер, являющийся постоянной частью Internet, т.е. соединенный по Internet-протоколу с другим хостом, который, в свою очередь, соединен с другими, и так далее. Терминал – это компьютер, не являющийся постоянной частью Internet, но который может подсоединяться к хосту, который является частью Internet. В качестве терминала можно использовать персональный компьютер, запустив на нем специальную программу, которая заставляет его воспринимать те же команды и посылать те же ответные сигналы, что и настоящий терминал. Такая программа называется программа-эмулятор (terminal emulator). Эмулятором также называется любая программа (или устройство), моделирующая в полном или неполном объеме реакции какого-либо другого устройства на управляющие сигналы таким образом, что на уровне ответных кодов эмулятор и эмулируемое устройство неразличимы. В Internet и в программах эмуляции наиболее часто используется тип терминала VT100 и ANSI. Они были самыми популярными терминалами во времена рождения Internet, и их возможности поддерживаются большинством эмуляторов.
Для того чтобы решить проблему учета миллионов ПК, соединенных в единую сеть, Internet использует уникальные коды – число и имя, которые присваиваются каждому компьютеру. Обычно это имена, но иногда встречаются и числа (рис. 3.2).
Рис. 3.2. Пример имени домена в сети
Таким образом, каждый компьютер в Internet идентифицируется по уникальному числовому коду, который называется IP-номер . Этот номер состоит из четырех десятичных чисел со значениями от 0 до 255, разделенных точками – ХХХ.ХХХ.ХХХ.ХХХ. Такая схема нумерации позволяет иметь в сети более четырех миллиардов компьютеров.
Когда локальная сеть или отдельный компьютер впервые присоединяются к Internet, специальная организация присваивает им IP-номера. Это гарантирует уникальность IP-номеров и правильность подключения.
Первоначально подключение к другим хостам в Internet осуществлялось по IP-номерам, но когда в 1984 г. количество машин перевалило за 1000 и этот способ стал неудобным, был принят метод связи имен и IP-номеров, который называется сервер имени домена (Domain Name Server, DNS). Сервер DNS поддерживает список имен локальных сетей и компьютеров и соответствующих им IP-номеров. Так как серверу DNS приходится работать со списком только локальных сетей и хостов, этот список получается гораздо меньшим, чем в случае, если бы сервер хранил информацию о каждом компьютере Internet. Благодаря этому соглашению об именах запомнить адрес компьютера в Internet гораздо легче, чем его IP-номер. Типичное имя домена (domain-группа ресурсов, управляемых одним узлом) состоит из нескольких частей, расположенных в определенном порядке и разделенных точками. На рис. 3.2 показаны примеры имени домена и IP-номера.
Имя домена верхнего уровня указывает на домен конкретного компьютера. Это имя обычно выбирают так, чтобы отразить тип организации, в которой установлен этот компьютер. И хотя придерживаться требования об именах необязательно, это считается хорошим тоном. Основные имена доменов верхнего уровня:
·com – commercial (коммерческие);
·edu – educational (образовательные);
·gov – goverment (правительственные);
·mil – military (военные);
·net – network (организации, обеспечивающие работу сети);
·org – organization (некоммерческие организации).
Следует отметить, что эти имена доменов используются только в США; в других странах используется немного другая структура наименования – вместо типа организации имя домена верхнего уровня означает страну, тип организации указывается в секции слева от имени верхнего уровня, причем в разных странах мира приняты разные имена для типов организаций. Приведем некоторые имена доменов верхнего уровня для стран:
·au – Australia (Австралия);
·by – Belarus (Белоруссия);
·ca – Canada (Канада);
·de – Germany (Германия);
·dk – Denmark (Дания);
·fr – France (Франция);
·il – Israel (Израиль);
·jp – Japan (Япония);
·ru – Russia (Россия);
·su – Soviet Union (Советский Союз – поддерживается, но не распределяется);
· ua – Ukraine (Украина);
· uk – United Kingdom (Соединенное Королевство Великобритания / Англия);
Имя сети каждый вычислительный центр выбирает для себя самостоятельно, а затем регистрирует его в той организации Internet, которая обеспечивает подключение. Это имя обычно содержит информацию о вычислительном центре и в пределах домена верхнего уровня должно быть уникальным. Когда в Internet вступает новый вычислительный центр, ему назначается “имя сети” и выделяется определенный (в зависимости от его запросов и размера) диапазон IP-номеров. В Internet входит более 4,5 млн. компьютеров, и для обеспечения уникальности имя сети, как правило, выбирают соответствующим названию организации, которой принадлежит сеть. Например, на рис. 3.2 имя сети digital означает принадлежность к известной компьютерной корпорации DEC (Digital Equipment Corporation).
Имена, находящиеся слева от имени первой сети, могут быть назначены администратором локальной сети. Если доступ к какому-нибудь хосту осуществляется через другую сеть, имя этой сети располагается слева от первой сети. Имя машины, занимающее крайнее левое положение, – это имя конкретного хоста. Пример расширенного имени приведен на рис. 3.3.
Рис. 3.3. Расширенное имя домена
Для конечного пользователя существуют в основном два способа подключения к Internet – через электронные доски объявлений (BBS – Bulletin Board System) и полное подключение по Internet-протоколу. BBS обычно состоит из ПК, модема с коммуникационной программой, подсоединенных к телефонной линии и способных передавать и принимать сообщения. Некоторое время назад в России использовался только этот способ, который значительно ограничивает возможности сети, так как обеспечивает пользователей только услугами электронной почты и подпиской на телеконференции в режиме почтовой рассылки. В настоящее время в России набирает силу способ полного подключения к Internet по IP-протоколу. Полное подключение по IP-протоколу – это лучший вариант для домашнего компьютера. Для того чтобы установить этот тип соединения, необходимо договориться с организацией-провайдером услуг Internet. Провайдер будет перенаправлять информацию с помощью сетевого протокола TCP/IP по телефонным линиям на ваш компьютер. В этом случае домашний компьютер становится фактически частью Internet (в отличие от простого присоединения к компьютеру, входящему в Internet через BBS). Такой способ доступа называется Dial-Up и позволяет полностью управлять выполняемыми программами. При этом пропускная способность данного способа ограничена скоростью используемого модема и качеством телефонных линий от пользователя до провайдера Internet.
Чтобы пропустить протокол TCP/IP по стандартному телефонному каналу, информационный поток необходимо преобразовать в форму, которую можно передать через модем. Для решения этой задачи существуют два способа. Первый, более старый, называется SLIP (Serial Line Internet Protocol) – протокол Internet для последовательных линий. Более новый метод – РРР (Point to Point Protocol) – протокол передачи “пункт-пункт” (“точка-точка”) – гораздо эффективнее для современных телефонных систем и модемов.
Кроме Dial-Up, способа полного подключения к Internet, существует и доступ по выделенным каналам, который используется обычно только компаниями для подключения своих локальных сетей к Internet, используя постоянные арендуемые каналы связи (leased line). Хотя по сравнению с Dial-Up, доступомпо обычным телефонным линиям, этот способ не дает новых возможностей, его преимуществами являются более быстрая связь и наличие постоянного и непрерывного соединения. Для программ Internet не имеет значения, какой вид доступа вы используете, – это влияет только на скорость приема и передачи информационного потока. Кроме того, доступ по выделенной линии достаточно дорог из-за стоимости аренды линии и оборудования для подключения.
Процесс установки на вашем компьютере программного обеспечения может показаться очень сложным, но в действительности это не так. Обычно провайдеры Internet при регистрации нового абонента выдают ему специально написанный пакет программ, который автоматически инсталлирует (устанавливает) необходимые программы на машину абонента. При этом все настройки уже установлены провайдером или также происходят автоматически.
При регистрации вы получите от своего провайдера установочные параметры:
·IP-адрес (IP-address);
·сетевая маска (Netmask)’,
·сервер имени (Nameserver);
·шлюз по умолчанию (Default Gateway),
·сервер времени (Timeserver);
·суффикс (имя) домена (Domain Suffix);
·номер телефона модема провайдера;
·скорость работы модема (Baud Rate);
·последовательность входа в систему.
Рассмотрим эти параметры подробнее.
IP-адрес – это действительный адрес вашего компьютера в Internet, заданный в форме ХХХ.ХХХ.ХХХ.ХХХ, где каждая группа XXX может быть числом от 0 до 255. Однако в последнее время провайдеры Internet все чаще используют так называемый DHCP (Dynamic Host Configuration Protocol) – протокол динамической конфигурации хоста – способ получения каким-либо устройством переменного IP-адреса от сервера. Он позволяет управлять распределением IP-адресов и очень гибок – устройство в одном сеансе может получить один IP-адрес, а в другом сеансе – другой.
Сетевая маска (Netmask). С ее помощью TCP/IP определяет размер локальной сети, что позволяет при необходимости распространить по ней какие-либо данные. Маска показывает, в каком диапазоне лежат IP-адреса компьютеров, входящих в данную локальную сеть и, следовательно, способных принять эти данные. Обычно сетевая маска задается в формате 255.255.255.0 или 255.255.0.0, но конкретные числа могут быть любыми от 0 до 255.
Сервер имени (name server) – это IP-адрес компьютера, который переводит текстовые адреса Internet в числовую форму. Например, адрес d85.sitek.net он преобразует в 195.212.225.85. Internet использует эти числовые значения, так как каждой включенной в сеть машине присваивается единственное число.
Сервер времени (timeserver) – это IP-адрес компьютера, содержащего точное время. Некоторые сетевые программы могут запрашивать этот сервер, а затем устанавливать полученное время на внутренних часах персонального компьютера. В этом случае поле может остаться пустым.
Суффикс (имя) домена (Domain Suffix) – это часть вашего адреса электронной почты, стоящая после имени пользователя, символа @ и имени хоста. Например, если адрес электронной почты – [email protected], то суффикс домена – sitek.ru.
Номер телефона модема провайдера – это телефон, по которому ваш модем может позвонить (Dial-Up), соединиться с модемом провайдера и подключиться к Internet. Обычно он бывает уже установлен провайдером в ваше программное обеспечение.
Скорость работы модема (Baud Rate) – это максимальная скорость, с которой модем может передавать данные, обычно указываемая на корпусе модема или его упаковке. В любом случае реальная связь установится с максимально возможной при данных условиях скоростью в зависимости от шума телефонной линии (line noise) между вами и провайдером и скоростей ваших модемов.
Последовательность входа в систему. Подразумеваются определения имени пользователя (userid или user name или name account или login), пароля для входа (password) в систему, используемого протокола (SLIP или РРР) и другие ответы на возможные вопросы системы. Обычно провайдером пишется специальный сценарий (script) входа в систему, в который пользователю необходимо внести только свои имя и пароль. Этот сценарий можно редактировать обычным текстовым редактором типа Блокнот (Notepad) из пакета Windows.
3.3. Типичные услуги Internet
К основным сервисам телекоммуникационных технологий относят электронную почту, передачу файлов, телеконференции, справочные службы (доски объявлений), видеоконференции, доступ к информационным ресурсам (информационным базам) сетевых серверов, мобильную сотовую связь, компьютерную телефонию.
Электронная почта
Электронная почта (electronic mail, email) – это методпередачи почтовых сообщений (писем) электронным способом. С помощью электронной почты можно передать сообщение в любой конец света не более чем за сутки. Чтобы использовать возможности email, необходимо иметь доступ к машине, включенной в Internet. Это можно сделать с помощью коммуникационных программ через почтовую BBS (электронную доску объявлений) или через домашний компьютер, подключенный к Internet в режиме Dial-UP.
Существуют два различных метода пересылки почты. Часть электронной почты передается с использованием метода с промежуточным хранением данных (store-and-forvard). Этот метод обычно используется, когда хост подключается к Internet периодически. Сообщение ожидает следующего подключения хоста на вашем почтовом сервере Internet. Если это происходит, производится обмен входящими и исходящими сообщениями, и весь процесс повторяется. При использовании этого метода сообщение может идти до адресата часы и даже дни.
Более быстрый метод заключается в использовании почтовыми серверами для передачи почты протокола SMTP (Simple Mail Transfer Protocol – простой протокол передачи почты). В этом случае при создании почтового сообщения почтовый сервер сразу же вступает в контакт с адресатом и отправляет сообщение. Электронная почта, посылаемая таким методом, может обойти земной шар за секунды. Метод SMTP используется уже довольно давно, но существует еще множество почтовых серверов, которые применяют метод с промежуточным хранением. Например, в России большая часть почтовых серверов работает таким образом. В действительности программы, применяющие SMTP, могут использовать оба метода передачи почты.
Для отправки сообщения по электронной почте вам необходимо знать только одно – адрес получателя. Как и любой другой адрес, адрес в электронной почте состоит из двух частей: “кому” и “куда”. “Кому” – это идентификатор (имя) пользователя, “куда” – имя домена его компьютера. Для разделения этих двух частей используется символ @ (произносится “эт”, иногда его называют собакой). Если вы отправляете письмо кому-либо, кто подключен к тому же хосту, что и вы, то имя домена указывать не обязательно, так как хост автоматически доставит сообщение локальному пользователю с заданным именем. Ниже приведен пример стандартного формата адреса электронной почты в Internet.
В последнее время получили широкое распространение бесплатные почтовые серверы, зарегистрировавшись на которых, можно получить в свое распоряжение почтовый ящик и использовать его по своему усмотрению. В качестве примеров можно привести следующие службы:
www.mail.ru;
www.hotbox.ru;
www.inbox.ru;
www.hotmail.com и другие.
Для работы с электронной почтой можно использовать специальные почтовые программы, например The Bat, Microsoft Outlook, Outlook Express.
Сетевые новости Usenet
Другим полезным ресурсом Internet являются сетевые телеконференции Usenet (“юзнет”). Это огромная, базирующаяся на сообщениях электронная доска объявлений, в которой может участвовать любой пользователь Internet. Эта система позволяет пользователям, живущим в различных частях мира, участвовать в дискуссиях по тысячам разных тем. Эта технология аналогична электронной почте, где адресатом является не конкретный пользователь, а телеконференция (newsgroup) на заданную тему.
Обычно доступ к новостям Usenet осуществляется в режиме подписки, т.е. вы посылаете по специальному email-адресу запрос на сервер, используя всего одну или две команды. Например, команда LIST заставит сервер прислать вам список доступных телеконференций, а команда HELP – список команд данного сервера, команд подписки на (или отписки от) требуемую конференцию. После того как вы пошлете серверу команду “подписаться” на заданную конференцию, он будет по мере поступления в конференцию новых статей посылать их в ваш почтовый ящик. Так же по электронной почте и вы можете послать свою статью на конференцию. Этот способ достаточно громоздок и требует некоторых знаний, поэтому в настоящее время доступ к Usenet можно получить при полном подключении к Internet по TCP/IP-протоколу. Присоединившись к сети, следует затем подключиться к серверу Usenet и запустить на своем ПК специальную программу для чтения сообщений. Сервер Usenet общается с другими серверами Usenet и обменивается с ними любыми новыми входящими и исходящими сообщениями. Программа чтения сообщений показывает вам список конференций, к которым вы присоединились или из которых уже вышли, и отмечает, чьи сообщения вы уже просмотрели. Затем программа отображаетсообщения на экране и позволяет вам ответить на них. Заметим, что сообщения Usenet всегда общедоступны: миллионы людей во всем мире могут прочесть ваше сообщение в той конференции, в которую вы его послали.
Телеконференция – это своеобразный журнал, публикующий исключительно письма читателей. Его авторы являются также его читателями. Конечно, выходит это издание без цензуры и без редакторской правки. Правда, существуют так называемые модераторы (moderator) – добровольцы, которые проверяют письма на соответствие заданной теме конференции и перенаправляют их. Автором может стать любой. Среднестатистическому пользователю Internet доступны 2-3 тысячи различных телеконференций, а всего их около 10 тысяч. Но если среди многообразия тем нет той, единственной, то можно организовать ее самостоятельно, ведь один из главных моральных принципов Internet звучит примерно так: “Индивидуализм приветствуется”. А чтобы единомышленникам было легче найти друг друга, конференции делятся на несколько основных категорий:
· Alt – альтернативные темы;
· Comp – вычислительная техника и смежные области;
· Misk – всякая всячина;
· News – полезная информация для новичков в Usenet;
· Rec – развлекательная (музыка, спорт, игры);
· Soc – социальные вопросы (культура, религия и т.д.);
· Talk – дискуссии на общечеловеческие темы;
· Sci – наука и техника (кроме компьютерной сферы).
Каждая из этих широких тем разбивается на несколько более узких направлений, отвечающих каким-то конкретным интересам, например REC.MUSIC.ABBA. В Usenet существуют и другие темы, но из их названий трудно понять, чему они посвящены. Конкретные действия при присоединении к какой-нибудь конференции зависят от используемой программы, но чаще всего это пункт меню “присоединиться к конференции (join newsgroup)”, или “добавить конференцию (Add newsgroup)”, или команда серверу “подписаться на конференцию (subscribe to newsgroup)”. В отличие от других конференций группы ALT никто не обслуживает. Любой вычислительный центр, имеющий доступ к Usenet, может создать группу ALT. Из-за отсутствия контроля и огромного количества передаваемых данных (более 45 Мбайт ежедневно) многие вычислительные центры блокируют пересылку всех групп ALT.
Протокол передачи файлов (FTP)
Еще одним ресурсом Internet является FTP (File Transfer Protocol – протокол передачи файлов), позволяющий пользователям копировать файлы из одного присоединенного к Internet компьютера в другой. Программное обеспечение FTP разделено на две части: одна часть выполняется на компьютере, который содержит файлы (FTP-сервере), а другая на компьютере, которому эти файлы требуются (клиенте). Клиентом может быть любая, присоединенная к Internet, BBS или даже ваш локальный персональный компьютер. Две части программы общаются друг с другом и пересылают файлы. Чтобы использовать FTP, вы должны выдать на FTP-сервер команды UNIX (UNIX – это операционная система, используемая на многих больших компьютерах). FTP – очень мощное средство, но вы не сможете им пользоваться, не зарегистрировавшись на FTP-сервере. Однако существует анонимный FTP. Для того чтобы соединиться с сервером анонимного FTP, вам достаточно войти с именем anonimous. Пароль вводить не требуется, поэтому, когда система попросит его ввести, желательно набрать свой email-адрес (это считается хорошим тоном). Хотя анонимный доступ популярен, его работа не гарантируется. Многие вычислительные центры ограничивают количество анонимных пользователей, которые одновременно могут войти в систему, чтобы обеспечить свободный доступ к серверу для локальных пользователей.
Муравей (Archie)
Количество файлов, доступных для FTP, огромно и постоянно растет. Сейчас можно получить миллионы файлов – от исследовательского отчета до кулинарного рецепта, поэтому найти то, что вам нужно, может оказаться непростой задачей. В этом и призвано помочь средство, называемое “Муравей”(Archie – произносится “арчи”). Archie – программа, которая каталогизирует файлы на более чем 1000 серверах Internet. Archie-серверы создают списки файлов, доступных для FTP, и постоянно их обновляют. Системой Archie можно пользоваться либо подключившись к Archie-серверу, либо запустить на своем компьютере локальную версию Archie, которая будет общаться с Archie-сервером. Archie-программы ищут файлы с помощью регулярных выражений – метода поиска, используемого в UNIX.
После подключения к Internet вы теоретически можете подсоединиться к любому другому компьютеру в сети. Для этого необходимо иметь разрешение и удаленный компьютер должен поддерживать это соединение. В отличие от FTP, который разрешает только копировать файлы из сервера и на него, Telnet – это протокол эмуляции терминала, который позволяет подключаться к удаленному компьютеру по Internet и управлять им. Он позволяет соединяться с удаленным компьютером так, как будто вы работаете непосредственно с ним. С точки зрения удаленного компьютера ваш персональный компьютер аналогичен непосредственно подключенному терминалу.
Gopher – это управляемая с помощью меню система доступа в Internet, которая была разработана в университете штата Миннесота в 1989 г. В основе Gopher лежит только меню, поэтому DOS-ориентированный текстовый гофер ни в чем не уступает Windows-ориентированному графическому. Раньше пользователям необходимо было помнить, какой хост хранил ту или иную базу данных или коллекцию файлов. Теперь эти сведения помнят только те люди, которые обслуживают Gopher-серверы. Они связывают эти ресурсы с пунктами меню, которые доступны остальным пользователям. Все, что должен сделать пользователь, это выбрать нужный пункт меню. После этого он будет соединен с компьютером (который может находиться на другом полушарии), чья информация ему необходима. За простым интерфейсом Gopher скрывается очень сложная система доступа к информации. Выбор пункта меню может привести к подменю, текстовому файлу, бинарному файлу или непосредственно к другому Gopher-серверу на другой машине. Благодаря этому можно легко просматривать Internet, не запоминая команды, скрытые за пунктами меню.
WAIS – информационная система широкого пользования
WAIS (Wide Area Information System) была создана для обеспечения несложного последовательного интерфейса для поиска информации в базах данных, доступных в Internet, – от хранящих бесплатную информацию до специализированных и дорогостоящих. В отличие от Gopher, где вы должны просмотреть несколько меню, прежде чем доберетесь до хоста, позволяющего обратиться к нужной базе данных, WAIS разрешает подключиться непосредственно к WAIS-серверу, причем он будет работать только с информацией, предоставляемой другими WAIS-серверами. Конечный WAIS-сервер подключится к выбранной вами базе данных, выполнит ваш запрос и возвратит результаты поиска. WAIS лучше использовать тогда, когда вы точно знаете, какого рода информация вам нужна. Если вы не вполне уверены, проще будет воспользоваться Gopher.
IRC (Internet Relay Chat) – “Болтовня по Internet”
“Болтовня по Internet” (IRC) – возможность многопользовательского диалога по Internet в режиме реального времени посредством текстовых сообщений, набираемых на клавиатуре. Набираемый на клавиатуре текст отправляется в некоторую область сети, называемую каналом (channel). Этот текст становится доступным для чтения всем пользователям, которые в данный момент тоже присоединились к этому каналу. Соответственно текст, набранный другими пользователями в этом канале, доступен для чтения вам. Эти каналы существуют на специальных IRC-серверах и к ним можно подключиться с помощью бесплатных программ, которые можно получить через “Всемирную паутину”. Каналов на сервере довольно много – можно выбрать любой и присоединиться к нему, но там всегда “многолюдно”. Если вы хотите пообщаться без помех, то можно создать свой собственный канал, а затем договориться с респондентом (по электронной почте) о названии IRC-сервера, названии канала и времени подключения к нему.
В последнее время появилась возможность использовать Internet для прямого разговора (не через текст на дисплее, как в IRC, а по принципу телефона). Эта возможность сдерживалась до недавнего времени низкими скоростями модемов (здесь требуется не менее 14,4 Kбит/с), качеством телефонных линий, а также оперативной памятью компьютера (в данном случае не менее 16 Мбайт). Но теперь эти трудности преодолены, существуют также необходимые программы.
“Всемирная паутина” (World Wide Web/ WWW, 3W)
WWW – глобальная система гипертекстовых документов, связанных друг с другом по Internet.
“Паутина” заключает в себе все ресурсы, о которых говорилось раньше. При этом вы можете работать только с одной программой-клиентом на своем персональном компьютере, называемой браузером, или просмотрщиком (по-английски browser означает “просмотрщик”). Это программный инструмент, позволяющий работать со всеми ресурсами Internet простым и удобным способом. Браузеры способны связываться со всеми ресурсами сети через единый пользовательский интерфейс (common user interface, CUI) и превращать блуждание по Internet в замечательную игру. Компьютерные фирмы разработали достаточно большое количество программ-браузеров для Internet. Среди них Netscape Navigator, MS Internet Explorer, Mosaic, Tango, Ariadna, Cello, Lynx.
“Всемирная патина”, или World Wide Web, начинает свою историю с набора правил и требований, разработанных Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН). Чтобы избежать трудностей, возникавших тогда при работе с Internet (пользователь должен был быть хорошо подготовленным программистом), был разработан новый метод передачи и отображения информации. Этот метод называется HTTP (Hyper Text Transfer Protocol – протокол передачи гипертекстов) и является надстройкой над TCP/IP – стандартным сетевым протоколом Internet. HTTP работает по стандартной для Internet схеме, когда сервер выдает данные, а программа-клиент их отображает или выполняет.
Концепция гипертекста, которая лежит в основе “Всемирной паутины”, была предложена в 60-х годах Тедом Нельсоном. Гипертекст (Hypertext) – это многомерный текст, т.е. такая организация документов, при которой один документ или текстможет включать в себя разнонаправленные ссылки или указатели (адреса) на другие документы и ссылки. Такие указатели и ссылки, включенные в гипертекст, называются гипертекстовыми ссылками или гиперссылками (Hypertext links, hyperlinks). Гиперссылка – ссылка на другой документ – картинка, кнопка, выделенное слово в исходном документе, которые могут быть выбраны читателем для получения большей информации. Эти ссылки позволяют просматривать документ в любом необходимом порядке, т.е. не обязательно читать его с начала и до конца. Таким образом, объединение, или совокупность, одномерных текстов с включенными в них ссылками друг на друга и будет называться гипертекстом.
Самым простым и известным примером гипертекста является система контекстной помощи Microsoft Windows. В этой системе пользователи могут перескакивать из одной темы в другую, отмечая щелчком мыши выделенные слова или фразы. Другой щелчок мыши возвращает в исходную позицию или уводит дальше по другой ссылке.
Гипертекст – это совершенно новая форма по сравнению с традиционными формами документов, например книгой, в которой единственной связью между сходными темами является предметный указатель. А гипертекст во многих случаях является единственным удобным способом осмысленно изучить документ. Если, например, с помощью MS Windows использовать отпечатанное на бумаге руководство, то придется параллельно читать текст и отслеживать ссылки индекса (допустим, что он имеется), т.е. листать руководство до того места, куда показывает индекс, оставив закладку на первоначальной странице, и возвращаться обратно, прочитав разъяснение по ссылке.
Развитие идеи гипертекста нашло свое отражение в новой форме организации документов, названной гипермедиа (hypermedia). Гипермедиа – это метод соединения друг с другом элементов данных (независимо от их формата). Гипермедиа позволяет связывать не только слова, но и рисунки, звуки или файлы любого типа данных, которые можно хранить в компьютере. Например, если вы щелкнули по выделенной фразе My image на гипермедиа-документе, в зависимости от контекста вам покажут либо фотографию автора этой страницы, либо прокрутят видеоролик с его же физиономией, говорящего “Привет! Я – почтальон Печкин”.
Если ваша программа для работы со “Всемирной паутиной” будет знать, что ей делать с полученными данными, гипермедиа может стать процессом с почти безграничными возможностями. Гипермедиа-метод всреде “Всемирной паутины” позволил сформировать множество интересных и разнообразных приложений – от журналов до фотографий и видеороликов с метеоспутников. Теперь WWW можно сравнить с телевизором, принимающим миллионы телевизионных каналов.
Для того чтобы создавать гипертекстовые или гипермедиа-документы, был разработан специальный язык гипертекстовой разметки (HTML – Hypertext Markup Language). HTML – язык, используемый для разметки текстовых файлов для использования в WWW. HTML-документы представляют собой обычный текстовой ASCII-файл, который содержит как стандартный текст, так и особые коды форматирования или разметки. Эти коды указывают, каким образом должен отображаться данный документ, и для правильного вывода на экран WWW-клиент должен их прочитать.
Гипермедиа-ссылки, которые присутствуют на странице “Всемирной паутины”, описывают местонахождение документа, который ваша программа-браузер должна отобразить на экране. Такое описание местонахождения источника называют унифицированным указателем ресурса (URL – Uniform Resource Locator). URL позволяет браузеру перейти непосредственно к файлу, находящемуся на любом сервере сети. Система именования URL – очень простая, но мощная. Стандартный URL состоит из четырех частей: формат передачи, имя хоста, на котором находится запрашиваемый файл, путь к этому файлу и, конечно, имя самого файла. Впрочем, имя файла необязательно. Для стандартных страниц “Всемирной паутины” форматом передачи служит HTTP-протокол, поэтому указатели URL на эти страницы начинаются с букв http. Чтобы отделить формат передачи от имени хоста, используется двоеточие и два слэша (://). Для части URL, которая описывает имя хоста, используется стандартное соглашение об именах в Internet. Путь к файлу соответствует соглашению об именах каталогов UNIX. Пример указателя URL:
Пользоваться WWW исключительно легко и удобно. Достаточно набрать на клавиатуре какой-нибудь URL (например, http:// www.name.com/homepage.html) – и вы попадаете на соответствующую этому адресу так называемую “домашнюю страницу” (home page), которая представляет собой написанное с использованием языка HTML сообщение, которое хочет сделать та или иная организация, служба, база данных, компания или частное лицо. Некоторые слова текста выделены. Это гиперссылки.
Щелкнув клавишей мыши на таком слове, можно получить комментарий к нему, текст, картинку, фотографию или отрывок из музыкального произведения, а то и все перечисленное сразу. В этом комментарии тоже могут быть выделенные слова. И так далее... То, что понравилось, можно загрузить в собственный компьютер или распечатать.
В последнее время стало престижным иметь страничку в Internet. Виртуальные офисы создаются или берутся в аренду даже небольшими фирмами. В этом случае первая страничка гипертекста порой бывает и последней, а для получения дополнительной информации предлагается пользоваться электронной почтой.
История возникновения сети Интернет
В дословном переводе на русский язык интернет (Internet) – это межсеть, то есть в узком смысле слова интернет – это объединение сетей. Интернет – это всемирная компьютерная сеть. Интернет – это пространство, внутри которого осуществляется непрерывная циркуляция данных.
Фактически Internet состоит из множества локальных и глобальных сетей, принадлежащих различным компаниям и предприятиям, связанных между собой различными линиями связи. Internet можно представить себе в виде мозаики сложенной из небольших сетей разной величины (рис.46), которые активно взаимодействуют одна с другой, пересылая файлы, сообщения и т.п.
Рис.46Структура глобальной сети Internet
Информация в Internet хранится на серверах. Серверы имеют свои адреса и управляются специализированными программами. Они позволяют пересылать почту и файлы, производить поиск в базах данных и выполнять другие задачи.
Обмен информацией между серверами сети выполняется по высокоскоростным каналам связи (выделенным телефонным линиям, оптоволоконным и спутниковым каналам связи). Доступ отдельных пользователей к информационным ресурсам Internet обычно осуществляется через провайдера или корпоративную сеть.
Провайдер - поставщик сетевых услуг – лицо или организация предоставляющие услуги по подключению к компьютерным сетям. В качестве провайдера выступает некоторая организация, имеющая модемный пул для соединения с клиентами и выхода во всемирную сеть.
Основными ячейками глобальной сети являются локальные вычислительные сети. Если некоторая локальная сеть непосредственно подключена к глобальной, то и каждая рабочая станция этой сети может быть подключена к ней.
Существуют также компьютеры, которые непосредственно подключены к глобальной сети. Они называются хост - компьютерами (host - хозяин). Хост – это любой компьютер, являющийся постоянной частью Internet, т.е. соединенный по Internet – протоколу с другим хостом, который в свою очередь, соединен с другим, и так далее.
Отдельные пользователи подключаются к сети через компьютеры местных поставщиков услуг Интернета, Internet - провайдеров (Internet Service Provider - ISP), которые имеют постоянное подключение к Интернет. Региональный провайдер, подключается к более крупному провайдеру национального масштаба, имеющего узлы в различных городах страны. Сети национальных провайдеров объединяются в сети транснациональных провайдеров или провайдеров первого уровня. Объединенные сети провайдеров первого уровня составляют глобальную сеть Internet.
Первый этап развития интернета
Ранние эксперименты по передаче и приему информации с помощью компьютеров начались еще в 50 годах и имели лабораторный характер. Лишь в конце 60 г. на средства Агентства перспективных разработок мин. обороны США была создана первая сеть национального масштаба. Она получила название ARPANET.
Первый серверARPANET был установлен 2 сентября 1969 года в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Компьютер Honeywell DP-516 имел 24 Кб оперативной памяти.
29 октября 1969 года в 21:00 между двумя первыми узлами сети ARPANET, находящимися на расстоянии в 640 км - в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса (UCLA) и в Стэнфордском исследовательском институте (SRI) - провели сеанс связи. Чарли Клайн пытался выполнить удалённое подключение к компьютеру в SRI. Успешную передачу каждого введённого символа его коллега Билл Дювалль из SRI подтверждал по телефону.
В первый раз удалось отправить всего три символа «LOG», после чего сеть перестала функционировать. LOG должно было быть словом LOGON (команда входа в систему). В рабочее состояние систему вернули уже к 22:30 и следующая попытка оказалась успешной. Именно эту дату можно считать днём рождения Интернета.
К 1971 году была разработана первая программа для отправки электронной почты по сети. Эта программа сразу стала очень популярна.
В 1973 годук сети были подключены через трансатлантический телефонный кабель первые иностранные организации из Великобритании и Норвегии, сеть стала международной.
В 1970-х годах сеть в основном использовалась для пересылки электронной почты, тогда же появились первые списки почтовой рассылки, новостные группы и доски объявлений. Однако в то время сеть ещё не могла легко взаимодействовать с другими сетями, построенными на других технических стандартах. К концу 1970-х годов начали бурно развиваться протоколы передачи данных, которые были стандартизированы в 1982-83 годах. Активную роль в разработке и стандартизации сетевых протоколов играл Джон Постел. 1 января 1983 года сеть ARPANET перешла с протокола NCP на TCP/IP, который успешно применяется до сих пор для объединения (или, как ещё говорят, «наслоения») сетей. Именно в 1983 году термин «Интернет» закрепился за сетью ARPANET.
В 1984 году была разработана система доменных имён (англ. Domain Name System, DNS).
В 1984 году у сети ARPANET появился серьёзный соперник: Национальный научный фонд США (NSF) основал обширную межуниверситетскую сеть NSFNet (англ. National Science Foundation Network), которая была составлена из более мелких сетей (включая известные тогда сети Usenet и Bitnet) и имела гораздо большую пропускную способность, чем ARPANET. К этой сети за год подключились около 10 тыс. компьютеров, звание «Интернет» начало плавно переходить к NSFNet.
В 1988 году был разработан протокол Internet Relay Chat (IRC), благодаря чему в Интернете стало возможно общение в реальном времени (чат).
В 1989 году в Европе, в стенах Европейского совета по ядерным исследованиям (фр. Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire, CERN) родилась концепция Всемирной паутины. Её предложил знаменитый британский учёный Тим Бернерс-Ли, он же в течение двух лет разработал протокол HTTP, язык HTML и идентификаторы URI.
В 1990 году сеть ARPANET прекратила своё существование, полностью проиграв конкуренцию NSFNet. В том же году было зафиксировано первое подключение к Интернету по телефонной линии.
Второй этап развития интернета
В 1991 году Всемирная паутина стала общедоступна в Интернете, а в 1993 году появился знаменитый веб-браузер NCSA Mosaic . Всемирная паутина набирала популярность.
В 1995 году NSFNet вернулась к роли исследовательской сети, маршрутизацией всего трафика Интернета теперь занимались сетевые провайдеры, а не суперкомпьютеры Национального научного фонда.
В том же 1995 году Всемирная паутина стала основным поставщиком информации в Интернете, обогнав по трафику протокол пересылки файлов FTP. Был образован Консорциум всемирной паутины (W3C ). Можно сказать, что Всемирная паутина преобразила Интернет и создала его современный облик. С 1996 года Всемирная паутина почти полностью подменяет собой понятие «Интернет».
В 1990-е годы Интернет объединил в себе большинство существовавших тогда сетей (хотя некоторые, как Фидонет, остались обособленными). Объединение выглядело привлекательным благодаря отсутствию единого руководства, а также благодаря открытости технических стандартов Интернета, что делало сети независимыми от бизнеса и конкретных компаний. К 1997 году в Интернете насчитывалось уже около 10 млн. компьютеров, было зарегистрировано более 1 млн. доменных имён. Интернет стал очень популярным средством для обмена информацией.
В начале февраля 2011 произошло знаковое событие в истории Глобальной сети. Организация ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers ) выделила из центрального пула последние блоки адресов IPv4. Это означает, что дельнейшее расширение Интернет зависит только от успешности перехода на новое поколение интернет-протокола, IPv6 .
В настоящее время подключиться к Интернету можно через спутники связи, радио-каналы, кабельное телевидение, телефон, сотовую связь, специальные оптико-волоконные линии или электропровода. Всемирная сеть стала неотъемлемой частью жизни в развитых и развивающихся странах.
Рунет - русскоязычная часть всемирной сети Интернет. Более узкое определение гласит, что Рунет - это часть Всемирной паутины, принадлежащая к национальным доменам.su, .ru и.рф.
1987-94 годы стали ключевыми в зарождении русскоязычного Интернета.
28 августа 1990 года профессиональная научная сеть, выросшая в недрах Института атомной энергии им. И. В. Курчатова и ИПК Минавтопрома и объединившая учёных-физиков и программистов, соединилась с мировой сетью Интернет, положив начало современным российским сетям.
19 сентября 1990 года был зарегистрирован домен первого уровня.su в базе данных Международного информационного центра InterNIC. В результате этого Советский Союз стал доступен через Интернет.
Домен «.рф» , позволяющий использовать в адресе URL кириллические символы, делегирован в корневой зоне DNS 12 мая 2010 года около 17:20 по московскому времени.
По статистике Технического центра «Интернет», на конец 2010 года в зоне.рф зарегистрировано около 700 000 доменов, около 350 000 из них делегировано. По данным Координационного центра национального домена сети Интернет, из доменных имен в зоне.рф, зарегистрированных к настоящему времени, только 8 % представляют собой общеупотребительные слова русского языка. Еще 30 % образованы несколькими словами, все остальные домены представляют собой имена людей, литературных персонажей, названий компаний. Подавляющее большинство имен принадлежит владельцам товарных знаков. Почти половина имен была зарегистрирована в Москве, еще 9 % - в Московской области, 8 % - в Санкт-Петербурге.