По потреблению электроэнергии. Бездоговорное потребление электроэнергии на практике. Потребление при отсутствии соглашения с поставляющей структурой

Наверняка, многие из уважаемых читателей нашего блога знакомы с Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 08.08.2016г. по делу № 305-ЭС16-41338 (далее - Определение), в котором рассматривался спор между сетевой организацией ОАО «РСП» и ООО «Управляющая компания «Шишкин лес» о взыскании задолженности по Акту о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии.

Для тех, кто не знаком с указанным судебным разбирательством – мы решили опубликовать данную статью.

Вместо введения…

Нормы, предусматривающие понятие бездоговорного потребления электроэнергии, а также порядок и последствия установления данного факта, содержатся в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – ПП № 442).

В пункте 2 Основных положений ПП № 442 приводится нормативное определение бездоговорного потребления как самовольного подключения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребления электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора , обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение двух месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

При выявлении факта бездоговорного потребления сетевая организация (лицо, не оказывающее услуги по передаче электрической энергии), к объектам которой присоединены объекты электроэнергетики лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, составляет акт о неучтенном потреблении электроэнергии (далее – Акт). Данный Акт, в дальнейшем, и будет являться основанием для расчета и взыскания с потребителя платы за бездоговорное потребление.

Самым неприятным моментом для потребителя в такой ситуации является применение к нему санкций, выражающихся в определении объема бездоговорного потребления электроэнергии с применением расчетного способа исходя из Приложения № 3 к ПП № 442, что приводит к необходимости оплаты астрономических объемов, которые не представляется возможным потребить физически в нормальной жизни.

Благодаря решительности одной управляющей организации идти до конца, не смотря на отрицательные для нее решения судов апелляционной и кассационной инстанций, удалось отбить значительную сумму, которая могла бы стать значительной дырой в бюджете организации.

Итак, установив и заактировав факт неучтенного (бездоговорного) потребления электроэнергии от сетей сетевая организация ОАО «РСП» обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании задолженности с управляющей организации.

Ответчик с иском не согласился, указав на то, что у ответчика отсутствовали намерения производить бездоговорное потребление и представил доказательства к заключению договора с РСО ОАО «Мосэнергосбыт».

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции руководствовался статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 39, 84, 167 и 196 Основных положений № 442, и признав, что период, за который взыскивается задолженность, не может считаться бездоговорным ввиду наличия заключенного между компанией и обществом договора № 83958890, обеспечивающего подачу электроэнергии на МКД, находящийся в управлении компании, а предприятие не является собственником электрической энергии, потребленной компанией, пришел к выводу о выборе истцом неправильного способа защиты.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск, суд апелляционной инстанции исходил из того, что договорные отношения между компанией и обществом были оформлены только 03.03.2014 и заявленный предприятием период (с 01.10.2013 по 20.02.2014) отвечает признакам бездоговорного потребления, зафиксированного в акте от 14.03.2014 № 252. При этом суд согласился с позицией предприятия, определившего начало бездоговорного потребления с момента передачи МКД в управление компании (01.10.2013), а не с момента подписания между сторонами акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности (14.11.2013), как настаивала компания. Указанные выводы поддержаны судом округа.

С позицией апелляционного и окружного судов Верховный Суд РФ не согласился, указав следующее:

«…судами не учтено, что электрическая энергия, оплаты которой предприятие требует в качестве бездоговорно потребленной, поставлялась обществом (как энергоснабжающей организацией) в виде коммунального ресурса компании (как управляющей организации) в находящийся в ее управлении МКД в целях оказания проживающим в нем гражданам соответствующих коммунальных услуг .

В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК). Следовательно, положения пункта 84 Основных положений № 442 подлежат применению к спорным отношениям в части, не противоречащей ЖК...

Приведенные законоположения (п. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 13 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, п. 15 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307) в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций , минуя посредничество управляющей организации. Данный подход в равной мере относится как ко внутриквартирному потреблению соответствующих коммунальных ресурсов, так и потреблению этих ресурсов на общедомовые нужды».

Верховным судом Российской Федерации высказана правовая позиция, согласно которой - поскольку актами гражданского и жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами - потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а ответственность за бездоговорное потребление гражданами коммунальных ресурсов жилищным законодательством не установлена, пункт 84 Основных положений № 442, предусматривающий право сетевой организации взыскать с абонента, у которого отсутствует письменный договор с энергоснабжающей организацией, стоимость бездоговорного потребления электрической энергии в объеме, определяемом исходя из величины допустимой длительной токовой нагрузки каждого вводного провода (кабеля) , не подлежит применению к отношениям между управляющей организацией и сетевой организацией как противоречащий Жилищному кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним правилам предоставления коммунальных услуг гражданам.

Из изложенного следует, что ввиду невозможности бездоговорного потребления исполнителем коммунальных услуг коммунальных ресурсов, поставляемых в МКД в целях оказания коммунальных услуг гражданам, сетевая организация не вправе взыскивать с исполнителя коммунальных услуг стоимость соответствующего коммунального ресурса. Право на взыскание с исполнителя коммунальных услуг стоимости коммунального ресурса, поставленного в МКД в отсутствие у исполнителя письменного договора энергоснабжения (ресурсоснабжения) принадлежит ресурсоснабжающей организации.

Впоследствии, собственник сетей пытался оспорить рассматриваемое Определение ВС РФ в порядке надзора, но определением ВС РФ от 29.12.2016г. № 580-ПЭК16 в передаче надзорной жалобы в Президиум ВС РФ ему было отказано.

Несмотря на полное фиаско, сетевая организация предъявила к управляющей организации иски о возмещении убытков, понесенных в результате оплаты Истцом в рамках заключенного договора с ПАО «Мосэнергосбыт» фактических потерь электроэнергии, возникших в результате потребления электроэнергии управляющей организацией (г/д № А40-205208/16-14-1804, № А40-146984/2016). Но в удовлетворении требований Истцу также было отказано.

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для управляющих компаний и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе .

Многие владельцы недвижимости слышали о таком понятии, как норма на электроэнергию для населения, но мало кто знает, что это означает на практике. Регулирование данного вопроса осуществляется на законодательном уровне.

В обзоре мы подробно расскажем обо всех нюансах расчёта норматива энергопотребления, а также расскажем, по каким показателям ведётся учёт.

Расчёт потребляемого электричества населением регулируется на законодательном уровне несколькими Федеральными законами и Постановлением Правительства РФ. От установленных нормативов во многом зависит конечная сумма в квитанциях за электроэнергию. Рассмотрим главные аспекты каждого закона более детально, чтобы иметь полное представление о данном вопросе.

Правительственное постановление № 614

В данном документе описаны правила проведения выборочной проверки для установления норматива, а также представлены методики проведения расчётов и сбора статистических сведений. Помимо этого, указаны категории жилых помещений, для которых определён фиксированный предел потребления электричества. При его превышении гражданин обязан оплачивать услуги с применением повышающих коэффициентов.

Смысл Постановления в том, чтобы 70% населения могли уложиться в установленные нормы без ущемления для себя и своей семьи, влияющего на качество жизни. В среднем определён показатель в 70 кВт/ч на одного жильца. Данная цифра может изменяться региональным поставщиком, но такие действия должны быть обоснованы статистическими данными по региону.

Дело в том, что наша страна большая и находится в разных климатических зонах. Соответственно, меняется потребления электричества, так как оно идёт на освещение, отопление и прочие нужды.

В статье 33 Постановления Правительства №614 от 22.07.2013 г. определены размеры платы за потреблённую энергию при отсутствии электросчётчиков.

Таким образом, если в помещении есть техвозможность установления электросчётчика, но владелец по каким-либо причинам не делает этого, то оплачивать он будет по нормативу и повышающему его коэффициенту. Но если техвозможности нет и это доказано документами установленной формы, то оплата будет проводиться по фиксированным ставкам без повышения. Поэтому если у Вас не установлен прибор учёта, то при коммунальных начислениях нужно обращаться к статье 33 ПП №614 .

Важно! В законе написано “понижающий коэффициент”. Этот термин относится к льготе. Он повышает установленный тариф.

А также в Постановлении указаны коэффициенты, влияющие на повышение ставки при поломке электросчётчика. То есть если потребитель не устранил проблему путём установления нового прибора учёта, то по истечении 2 месяцев к нему будут применяться следующие коэффициенты:

  • в первые полгода – 0,9%;
  • в каждом последующем периоде, равном 6 месяцам – 0,1.

В данном законе в статье 38 указано, что норматив может быть пересмотрен в отношении некоторых категорий граждан в сторону уменьшения, но для этого нужно подать заявление в энергоснабжающую компанию.

Перерасчёт производится в течение 10 рабочих дней. При этом берётся период начала возникновения прав на льготу, но не более чем за 1 год.

При появлении основания на получение льготы гражданин должен самостоятельно уведомить об этом исполнителя, то есть энергоснабжающую организацию.

Необходимо учитывать, что при составлении подсчётов расхода электроэнергии для объектов, где не установлен электросчётчик, но техническая возможность установки имеется, дополнительно применяется повышающий коэффициент в размере 1,5.

На территории Москвы и Подмосковья действуют следующие виды тарифов:

Указанные тарифные планы на электроэнергию Мосэнергосбыта действуют с 1 января 2020 года на территории города Москвы и Московской области. (руб./кВт·ч с учетом НДС)

Тарифы на электроэнергию представленные ниже в таблицах для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории города Москвы и Московской области указаны в соотношении руб./кВт·ч и разделены на два периода: тарифы на электроэнергию с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 и тарифы на электроэнергию с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года.

Тарифы для квартир и домов с газовыми плитами

01.01.2020 30.06.2020

01.07.2020 31.12.2020
5,66
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
дневная зона Т1
(7.00-23.00)
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
полупиковая зона Т3
(10.00-17.00; 21.00-23.00)
пиковая зона Т1
(7.00-10.00; 17.00-21.00)

Тарифы для квартир и домов, оборудованных электрическими плитами

01.01.2020 30.06.2020

01.07.2020 31.12.2020

Однотарифный учёт с применением одноставочного тарифа
Двухтарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
дневная зона Т1
(7.00-23.00)
Многотарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
полупиковая зона Т3
(10.00-17.00; 21.00-23.00)
пиковая зона Т1
(7.00-10.00; 17.00-21.00)

Тарифы для квартир и домов в сельских населенных пунктах

01.01.2020 30.06.2020 01.07.2020 31.12.2020
Однотарифный учет с применением одноставочного тарифа 3,83 3,96
Двухтарифный учет с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
1,89 2,06
дневная зона Т1
(7.00-23.00)
4,41 4,55
Многотарифный учет с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток
ночная зона Т2
(23.00-7.00)
1,89 2,06
полупиковая зона Т3
(10.00-17.00; 21.00-23.00)
3,83 3,96
пиковая зона Т1
(7.00-10.00; 17.00-21.00)
4,60 4,75

Однотарифный учёт с применением одноставочного тарифа для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории г. Москвы на 2020 год

с 01.01.2020 по 30.06.2020 с 01.07.2020 по 31.12.2020
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток ) Цена (тариф) в руб./кВтч Цена (тариф) в руб./кВтч
1. Городское население
Круглосуточно 5,47 5,66
Круглосуточно 4,65 4,87
Круглосуточно 3,83 3,96
Круглосуточно 3,83 3,96

Двухтарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории г. Москвы на 2020 год

с 01.01.2020 по 30.06.2020 с 01.07.2020 по 31.12.2020
Цена (тариф) в руб./кВтч Цена (тариф) в руб./кВтч
1. Городское население
6,29 6,51
2,13 2,32
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами
Дневная зона (пиковая и полупиковая) Т1 07:00 - 23:00 5,35 5,60
Ночная зона (пиковая и полупиковая) Т2 23:00 - 07:00 1,50 1,63
3. Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним
Дневная зона (пиковая и полупиковая) Т1 07:00 - 23:00 4,41 4,55
Ночная зона (пиковая и полупиковая) Т2 23:00 - 07:00 1,89 2,06
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан
Дневная зона (пиковая и полупиковая) Т1 07:00 - 23:00 4,79 4,55
Ночная зона (пиковая и полупиковая) Т2 23:00 - 07:00 2,13 2,32

Многотарифный учёт с применением тарифа, дифференцированного по зонам суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории г. Москвы на 2020 год

с 01.01.2020 по 30.06.2020 с 01.07.2020 по 31.12.2020
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) Цена (тариф) в руб./кВтч Цена (тариф) в руб./кВтч
1. Городское население
6,57 6,79
5,47 5,66
Ночная зона Т2 23:00 - 07:00 2,13 2,32
2. Население, проживающее в домах, оборудованных стационарными электроплитами
Пиковая зона Т1 07:00 - 10:00; 17.00 - 21.00 5,58 5,84
Полупиковая зона Т3 10:00 - 17:00; 21.00 - 23.00 4,65 4,87
Ночная зона Т2 23:00 - 07:00 1,50 1,63
3. Население, проживающее в сельских населенных пунктах и приравненные к ним
Пиковая зона Т1 07:00 - 10:00; 17.00 - 21.00 4,60 4,75
Полупиковая зона Т3 10:00 - 17:00; 21.00 - 23.00 3,83 3,96
Ночная зона Т2 23:00 - 07:00 1,89 2,06
4. Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан
Пиковая зона Т1 07:00 - 10:00; 17.00 - 21.00 4,97 4,75
Полупиковая зона Т3 10:00 - 17:00; 21.00 - 23.00 4,12 3,96
Ночная зона Т2 23:00 - 07:00 2,13 2,32

На официальном сайте Мосэнергосбыт в разделе тарифы и оплата представлены три пункта меню: «Информация для населения о расчётах за электроэнергию с учётом общедомовых нужд (ОДН)», «Способы оплаты электроэнергии» и «Тарифы», в свою очередь в разделе «Тарифы» находятся описание тарифов на электроэнергию действующих на территории Москвы и московской области, нажав на раздел «тарифы» вы сможете с ними ознакомиться более подробно, для расчета ваших расходов за электроэнергию.

На базе такого ценообразования Мосэнергосбыт предоставляет тарифы на электроэнергию с разбивкой по ставкам и зонам суток, основываясь на индивидуальных потребностях своих абонентов. Различают одно-, двух- и многотарифные системы начисления оплаты. При многотарифной системе учитывается не только дневное и ночное потребление электроэнергии, но и его пиковые часы.

Электроэнергия для общедомовых нужд (ОДН) и ее расчет.

В разделе «Информация для населения о расчётах за электроэнергию с учётом общедомовых нужд (ОДН)» вы можете ознакомиться с подробной схемой затрат электроэнергии в многоквартирном доме.

Правила предоставления коммунальных услуг отражены в Постановлении №354 Правительства РФ от 06.05.2011 (редакция от 27.02.2017) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Помимо платежа за индивидуальное потребление электроэнергии жильцам необходимо оплачивать и общедомовые нужды (ОДН). Рассчитываются, начисляются и выделяются в платежной квитанции такие суммы отдельно друг от друга.

Плата за общедомовую электроэнергию в многоквартирном доме обязательна для всех, не зависит от наличия у потребителей индивидуальных приборов учета (ИПУ) и пропорциональна площади занимаемых ими помещений.

При наличии общедомового счетчика объем поставленной электроэнергии на ОДН, подлежащий оплате, рассчитывается путем вычитания суммарного объема индивидуальных потреблений во всех помещениях многоквартирного дома из показаний общедомового прибора учета.

Если общедомовой электросчетчик не установлен, то расчет начислений ведется по действующим нормативам.

Сергей Савчук

Эксперт: социальные нормы электропотребления в России неэффективны Ввод социальной нормы электропотребления для населения в России может оказаться неэффективным, сообщила РИА Недвижимость исполнительный директор некоммерческого партнерства "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева.

Современное информационное пространство настолько спрессовано и подается под таким эфирным давлением, что все происходящие в современном мире события сливаются в одну бесконечную ленту, которая, размываясь, несется сквозь наше сознание. Что сегодня вызывает колоссальный отклик, послезавтра будет забыто и станет никому не интересно. В этой мелькающей последовательности событий крайне занятно наблюдать, как самая пассионарная часть нашего общества перепрыгивает с одной "жизненно важной" темы на другую.

Еще два месяца назад все небезразличные граждане, разрывая на груди различные предметы одежды, страдали по поводу передачи китайским горнодобывающим компаниям старого рудника в Забайкалье. Затем на медиаарену, казалось бы, навсегда вышел сибирский лес, практически полностью и бесповоротно вырубленный китайцами.

Лес сменился озером Байкал, где те же самые азиаты в колоссальных объемах выкачивают и бутилируют воду (в реальности на том же Байкале русские параллельно умудряются строить второй кластер нейтринного телескопа, который лежит на дне и покрыт толщей вроде бы уже вывезенной в Китай воды).

На текущий момент безусловным лидером по частоте и ярости обсуждения стала инициатива правительства России о вводе социальных норм электропотребления. Тема обросла невероятным количеством слухов, баек и фантазий, ограниченных только степенью нелюбви авторов к "этой стране". Некоторые предсказуемо пророчествуют, что правительство будет массово грабить бабушек-пенсионерок и отключать свет сиротам.

Что же на самом деле взбудоражило активно-прогрессивную общественность?

Российские электроэнергетики готовятся к холодной зиме На особом контроле Минэнерго находится подготовка к зимнему периоду в Крыму. Сейчас ситуация с энергоснабжением на полуострове стабильная и сформирован запас резервных мощностей и оборудования, энергокомпании провели необходимые ремонты.

Сама инициатива не нова: впервые о ней во всеуслышание заговорили почти четыре года назад. Тогда (просто напомним) планировалось ввести три нормы потребления электроэнергии на домохозяйство: менее 150 киловатт-часов в месяц, 151-600 и более 600 киловатт-часов. По данным Минэнерго, которое тщательно отслеживает колебания потребления электричества, на тот момент в первую категорию попадало подавляющее большинство россиян, владеющих недвижимостью, — более 73 процентов. Во вторую — около 25 процентов, в третью — менее двух. Подразумевалось, что первая (базовая и льготная) квота обеспечивает все потребности условного среднего домовладения, будь то квартира или частный дом. В данном диапазоне цена на использованные киловатт-часы была минимальной. При потреблении в рамках второй квоты стоимость электричества повышалась на 12 процентов, а в том случае, если вам и 600 киловатт мало, цена подпрыгивала сразу на 52 процента.

Подобная инициатива даже была реализована на практике — сразу в семи пилотных регионах нашей страны. В них на каждого человека устанавливалась норма в 50-190 киловатт-часов в месяц. Так, например, в Красноярском крае соцнорма потребления была введена вообще в 2005 году, согласно ей каждый отдельно проживающий россиянин мог без увеличения стоимости использовать до 110 киловатт, а в семьях норма на каждого члена составляла 75 киловатт-часов. Одна из самых высоких соцнорм среди пилотных территорий была в Орловской области — до 200 киловатт-часов на домохозяйство с одним проживающим, в самом городе Орле норма была чуть ниже — 190 киловатт. Все, кто укладывался в указанные пределы, платил всего 3,74 рубля за киловатт-час, те же, кто "съел" больше, должен был заплатить уже 4,94 рубля.

Пилотным регионом с одной из самых низких норм потребления стала Ростовская область. Ей установили пороговые уровни в 96 киловатт-часов на первого зарегистрированного человека, 60 — на второго, и по 40 киловатт-часов на всех остальных членов семьи и проживающих.

Нужно сказать, что во всех регионах, которые участвовали в тестировании данной системы, более 90 процентов жителей и домовладений уложились в минимальные квоты. Более того, в отдельных местах жители даже отмечали, что благодаря внедрению льготной тарификации они стали платить несколько меньше. Справедливости ради скажем, что не все прошло гладко, в нормы зачастую не укладывались владельцы ветхого жилья и многодетные семьи, а также все те, кто отапливал свое жилище при помощи электричества.

Эксперимент 2013-2014 годов был проведен совсем не с целью пожировать на народной шее, а в рамках оптимизации алгоритмов перекрестного субсидирования, которое повсеместно применяется в большинстве стран мира. Суть его в том, что одна категория потребителей доплачивает за другую. Такой аналог прогрессивного налога на доходы. Правительство России неоднократно подчеркивало, что стремится максимально отойти от данной практики. По состоянию на день сегодняшний полностью сделать указанное не удалось. Обусловлено это, в частности, тем, что тарифы, по которым население рассчитывается за электричество, до сих пор ниже реальных затрат энергетиков, то есть "недоимки" покрывают средние и крупные потребители — объекты производства и промышленности. Чтобы не быть обвиненными в лоббизме интересов бизнеса, просто приведем цифры статистики. Темпы роста цен на электроэнергию для средних потребителей по сравнению с населением росли на 7,7 процента в 2017 году против 6,9 процента в 2016-м. Для крупных — на 10,5 против 4,3 процента соответственно. При этом промышленность покупает все меньше энергии: за последние три года отмечен спад на 495 миллионов киловатт-часов. А вот население покупает все больше, за тот же период россияне сожгли на семь процентов больше электричества, что равно 161 добавочному миллиону киловатт-часов.

На начало 2017 года российское Министерство энергетики оценивало минимально необходимый объем субсидирования данного сектора энергетики в 368 миллиардов рублей. Согласно прогнозу этого же министерства, если не реформировать порядок бытового потребления электроэнергии, то к 2022 году потребуется уже 417 миллиардов. Было подсчитано, что для того, чтобы привести показатели субсидирования к плановым 89 миллиардам, нужно было еще год назад повысить тарифы на электричество сразу на 13,9 процента. Не отдельным категориям граждан, а сразу всей стране. И выполнять аналогичное повышение каждый год. Что характерно, правительство от этого отказалось. В 2014 году этот проект в целом — ввиду неоднозначных результатов — был признан преждевременным и не отвечающим реальному уровню доходов граждан, его свернули и отложили до лучших времен.

И вот наступило лето 2017 года. Проект вынули из-под сукна, пересмотрели и отправили в профильные ведомства на доработку и оптимизацию. Об этом во всеуслышание объявил вице-премьер Дмитрий Козак. И грянул гром. Отбросив рассуждения уровня слухов на лавочке, обратимся непосредственно к документам, описывающим данную инициативу.

Начнем с того, что, согласно всем официальным данным, новый вариант соцнорм будет мягче, чем его предшественник, и при этом будет иметь целый ряд отличий. Во-первых, теперь учет потребления планируется вести не по количеству проживающих в доме, а по точкам подключения (то есть по отдельным квартирам или домовладениям). На каждую такую точку правительство предлагает установить стандартную норму потребления 300 киловатт-часов. При потреблении в диапазоне 300-500 киловатт-часов электричество будет оплачиваться по увеличенному тарифу, а в случае превышения показателя в 500 киловатт — по "экономически обоснованному производителем и поставщиком". Что именно подразумевается в последнем случае, пока непонятно, ибо отсутствуют детальные пояснения от соответствующих официальных лиц.

Во-вторых, будет значительно урезан список различных льготных потребителей. Например, из него исключат садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, частные хозпостройки (сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и еще ряд других.

Хуже всех в России оценивают качество работы коммунальных служб жители подмосковного Волоколамска, следует из результатов опроса, проведенного порталом недвижимости Domofond.ru.

Самый скользкий момент предварительной версии реформы в том, что она слабо учитывает интересы жителей деревни, а также всех пользователей электроплит. Для них ФАС предлагала ввести тридцатипроцентную скидку, но данная инициатива встретила сопротивление со стороны представителей генерирующих компаний и крупного производства. Для всех остальных социально незащищенных групп предполагается введение многоуровневой системы субсидий. Если судить по имеющимся сегодня фактам, то под тарифный удар попадут в первую очередь владельцы частных домов большой площади, а также владельцы множества энергоемких приборов, особенно любители отапливать свое жилище при помощи электрических теплых полов.

По данным ФАС, в 2017 году один россиянин в месяц в среднем использовал около 85 киловатт-часов электричества. В южных регионах, например в Крыму, подавляющее большинство семей укладывается в норму 150 киловатт. Максимальный же расход среди российских регионов зафиксирован в Иркутской области: там каждый житель в среднем "тянет" 225 киловатт в месяц. Исходя из этого большинство экспертов российской энергетики считают, что норма в 300 киловатт позволит полностью закрывать все основные потребности семьи в составе двух взрослых и одного ребенка (семьи с большим количеством детей в этом случае должны попасть в разряд льготников).

Какой будет окончательная редакция данной инициативы? Увидим уже в январе 2019 года — именно тогда все профильные ведомства должны подать в Минэнерго свои обоснованные предложения.

Все сказанное выше не означает, что инициатива в итоге никак не затронет подавляющее большинство граждан. Но ознакомление с предварительными планами правительства поможет, по крайней мере, разобраться в моментах, на которые следует обращать внимание. Это более продуктивно, чем репостить мифы об ограблении пенсионерок.

2018-11-15T11:21:00+03:00

2018-12-13T12:06:50+03:00

https://сайт/sience/20181115/829538943.html

https://сайт/i/logo/social_logo.png

Агентство экономической информации ПРАЙМ

https://сайт/i/logo/logo_subscription.png

Производство и потребление электроэнергии в Российской Федерации в 2017 году Н.В.Антонов, к.э.н.

По данным Росстата баланс электропотребления в Российской Федерации складывался из баланса производства электроэнергии 38,4 тыс. электростанциями, действующими на территории страны, а также сальдо экспорт-импорта (сальдо перетоков) электроэнергии.

Установленная мощность и производство электроэнергии. Совокупная установленная мощность электростанций разных типов достигла почти 273 млн кВт (102,2 % к уровню 2016 г.). Общий объем производства электроэнергии составил почти 1094,3 млрд. кВт∙ч (100,3 % к уровню 2016 г). Структура установленной мощности электростанций по типам и принадлежности приведена на рис. 1 и 2.

Рис. 1. Структура установленной мощности электростанций Российской Федерации по типам станций в 2017 г.


Рис. 2. Структура установленной мощности электростанций Российской Федерации по их принадлежности в 2017 г.

Основная доля в структуре установленной мощности электростанций страны составляют тепловые станции — 70 %, за ними следуют гидростанции с долей 19,5 % и атомные станции — 10,3 %. Доля станций, работающих с использованием возобновляемых источников энергии, ничтожно мала и составляет 0,3 %. Причем 77 % установленной мощности (и 85% выработки электроэнергии) этих станций расположены в двух регионах — в Крыму и на Камчатке. Подавляющая часть установленной мощности (91 %) приходится на станции общего пользования и лишь примерно 9 % — на станции при промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, транспортных, строительных и прочих организациях.

Подавляющее количество электроэнергии на территории Российской Федерации вырабатывается на электростанциях, объединенных в Единую энергетическую систему (ЕЭС) России — 1053,9 млрд. кВт∙ч (рост на 0,5 % к уровню 2016 года) или 96,3 % в общем объеме производства электроэнергии в стране, указанном в начале публикации.

По данным Росстата, основной объем производства электроэнергии в России приходится на тепловые электростанции — 64,2 %, гидроэлектростанции занимают в выработке 17,1 %, атомные — 18,6 % и всего лишь 0,1 % — геотермальные, солнечные и ветровые. При этом подавляющая часть электроэнергии (почти 94 %) вырабатывается электростанциями общего пользования и лишь примерно 6 % — электростанциями при промышленных и сельскохозяйственных предприятиях, транспортных, строительных и прочих организациях.

В зависимости от территориальных особенностей (наличия топливных и гидроресурсов, экономической специализации и проч.) в федеральных округах исторически сформировалась различная структура производства электроэнергии по типам электростанций. В Европейской части России и на Урале преобладает выработка электроэнергии на тепловых электростанциях, существенна доля атомных электростанций, особенно на территории ЦФО, СЗФО и ЮФО. На территории Сибири производство электроэнергии распределяется практически поровну между ТЭС и ГЭС — 54 % и 46 % соответственно, велика доля ГЭС и на Дальнем Востоке (33 %) (рис. 3 и 4).


Рис. 3. Структура производства электроэнергии по типам электростанций в федеральных округах Российской Федерации в 2017 году, % от выработки на территории ФО


Рис. 4. Структура производства электроэнергии по типам электростанций в федеральных округах Российской Федерации в 2017 году, млн кВт∙ч

Среди федеральных округов по объемам производства электроэнергии лидирует наиболее экономически развитый и населенный Центральный федеральный округ, на него приходится около 21 % производства электроэнергии в стране (почти 229 млрд. кВт∙ч), второе и третье место занимают Сибирский и Уральский округа (соответственно 19,4 и 17,8 %) — см. табл. 1. Стоит отметить, что из всех территорий Российской Федерации, существенная зависимость от «импорта» электроэнергии наблюдается только в Крыму (входит в Южный ФО с 2016 года), где объем производства (2,2 млрд. кВт∙ч в 2017 году) был в 3,2 раз меньше объемов электропотребления (7,2 млрд. кВт∙ч). Причем дефицит нарастал.

Табл. 1. Производство электроэнергии по федеральным округам в 2016 и 2017 гг.

Федеральный округ Производство в 2016 г., млн. кВт∙ч Производство в 2017 г., млн. кВт∙ч Доля в общем производстве в РФ,%
Центральный 225 845 20,7 228 982 20,9
Северо-Западный 121 618 11,1 120 801 11
Южный 72 550 6,6 74 148 6,8
Северо-Кавказский 27 285 2,5 26 828 2,5
Приволжский 178 759 16,4 183 776 16,8
Уральский 194 673 17,8 194 741 17,8
Сибирский 217 414 19,9 212 400 19,4
Дальневосточный 52 990 4,9 52 611 4,8
Российская Федерация 1 091 133 100 1 094 288 100

Источник данных: Росстат

В целом по России увеличение объемов выработки электроэнергии в 2017 г. в основном обусловлено ростом объемов производства на атомных станциях на 3,3 % к уровню 2016 г., а также на ГЭС — на 0,3 %. Тепловые электростанции продемонстрировали падение производства примерно на 0,2 %, хотя внутри этой группировки станции, работающие изолированно от энергосистемы, и блок-станции показали весьма ощутимый прирост — на 5,4 и 5,3 % соответственно.

Экспорт-импорт электроэнергии. Особенностью РФ является относительно небольшие объемы внешних перетоков: в 2017 году по данным Росстата экспорт достиг 11,6 млрд кВт∙ч, импорт — почти 6,4 млрд. кВт∙ч, то есть их сальдо составило (-5,2) млрд кВт∙ч, или менее 0,5 % от производства электроэнергии в стране.

При этом отметим, что сведения Системного оператора ЕЭС России (АО «СО ЕЭС») традиционно отличаются от сведений Росстата. По его данным экспорт составил почти 20, а импорт — 5,9 млрд. кВт∙ч. Таким образом сальдо перетоков электроэнергии между РФ и другими странами — (-14,0) млрд кВт∙ч, т.е. было примерно в 3 выше сведений, приводимых в электробалансе Росстата (см. табл. 2 и 3). Эта проблема несоответствия официальных данных разных организаций по производству, потреблению и экспорту-импорту электроэнергии освещалась автором подробно в соответствующей публикации прошлого года.

Табл. 2. Объемы экспорта электроэнергии в 2016 и 2017 годах, млн кВт∙ч (округленно)

Страна 2016 2017 Изменение 2017 г. к 2016 г.
млн кВт∙ч %
Норвегия (приграничная торговля) 59 104 44 75
Финляндия 5881 5819 -61 -1
Латвия 1088 917 -171 -16
Литва 2248 2680 432 19
Белоруссия 3030 2302 -728 -24
Украина 4110 3946 -164 -4
Грузия 125 29 -97 -77
Ю. Осетия 152 152 1 1
Абхазия 139 219 80 57
Казахстан 693 95 -598 -86
Монголия 265 347 82 31
Китай 3320 3319 -1 0
Всего 21110 19930 -1181 -5,6

Источник данных: АО «СО ЕЭС»

Табл. 3. Объемы импорта электроэнергии в 2016 и 2017 годах, млн кВт∙ч (округленно)

Страна 2016 2017 Изменение 2017 г. к 2016 г.
млн кВт∙ч %
Эстония 1473 1292 -181 -12
Украина 0 0 0
Азербайджан 61 54 -7 -11
Казахстан 2274 4549 2275 100
Всего 3807 5894 2087 54,8

Источник данных: АО «СО ЕЭС»

Как можно видеть в таблицах 2 и 3, в 2017 г. произошло некоторое уменьшение объемов экспорта (примерно на 1,2 млрд. кВт∙ч, или 5,6%) и резкое увеличение (более чем в 1,5 раза) импорта, в последнем случае из-за увеличения закупок из Казахстана на территорию Урала и Сибири.

Структура экспорта электроэнергии по странам представлена графически ниже (рис. 5).


Рис. 5. Структура экспорта электроэнергии в 2017 году

Видно, что крупнейшими импортерами российской электроэнергии в 2017 году были Финляндия (более 29 %), Украина (19,8 %, хотя и снизила закупки почти на 30 % по сравнению с 2015 г., когда она занимала первое место среди импортёров российской электроэнергии), Китай (16,7 %) и Литва (13,4 %). Финляндия, Украина и Китай продемонстрировали относительную устойчивость в объемах закупок, Литва — растущий спрос. В целом на четыре указанные страны в 2017 г. пришлось 79 % экспортных поставок электроэнергии из России.

Потребление электрической энергии в Российской Федерации, включая территорию Крыма, в 2017 г. достигло 1089,1 млрд. кВт∙ч, что на 11,2 млрд. кВт∙ч, или 1,03 % выше уровня 2016 года. Указанный объем включает расход электроэнергии на собственные производственные нужды электростанций и потери электроэнергии в электрических сетях.

Отметим, что в сопоставимом виде, т.е. без учета Крыма, уровень потребления электроэнергии в России в 2017 г. (1081,9 млрд кВт∙ч) впервые в постсоветское время превысил максимальный уровень потребления электроэнергии, достигнутый в 1990 году на территории РСФСР (1073,8 млрд. кВт∙ч).

Указанный выше темп прироста потребления электроэнергии на территории страны — весьма скромен, что закономерно, учитывая переживаемые страной экономические проблемы. Отметим, что сопоставление структуры и динамики потребления электроэнергии в 2017 и 2016 гг. представляется затруднительным, т.к. отечественная статистика вновь перешла на новую версию общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД): вместо ОКВЭД1 с 2017 г. введен ОКВЭД2. Из-за этого статистические ряды оказались «сломанными».

Структура потребления электрической энергии по видам экономической деятельности (ВЭД) России в 2016 и 2017 гг. приведена по данным электробаланса Росстата в табл. 4 и на рис. 6.

Табл. 4. Структура потребления электроэнергии в РФ в 2016-2017 годах

Сектор 2016 % 2017 % Изменение 2016/2015, %
Российская Федерация, всего 1 078 411 100 1 089 105 100 1
в том числе
Производственные нужды с/х-ва 13 403 1,2 14 870 1,4 10,9
Добыча полезных ископаемых 138 999 12,9 134 905 12,4
Обрабатывающие производства 309 660 28,7 317 575 29,2
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (сектор Е ОКВЭД1) 117 129 10,9
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха (сектор D ОКВЭД2) 110 255 10,1
из них собственные нужды электростанций 70 200 6,5 70 588 6,5 0,6
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (сектор E ОКВЭД2) 17 483 1,6
Строительство 12 628 1,2 12 711 1,2 0,7
Транспорт и связь 88 596 8,2
в том числе Связь 6 026
Транспортировка и хранение 86 662 8
Деятельность в области информации и связи 6 186 0,6
Прочие ВЭД, включая сферу услуг 136 802 12,7 127 528 11,7
Бытовой сектор (население) 153 949 14,3 155 669 14,3 1,1
Потери в электросетях 107 246 9,9 105 261 9,7 -1,9

Источник данных: Росстат


Источник данных: Росстат
Рис. 6. Структура потребления электроэнергии РФ в 2017 году

В этой структуре традиционно преобладает «промышленное» электропотребление — 53,3 %, в том числе 41,6 проц. пункт (п.п.) приходится на обрабатывающие (раздел С ОКВЭД2) и добывающие производства (раздел В ОКВЭД2), 10,9 п.п. — на разделы D и Е ОКВЭД2 (соответственно «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», включающий собственные нужды электростанций, и «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»).

Основное место в структуре электропотребления обрабатывающих производств занимают «связанные» ВЭД: а) «Производство металлургическое» и «Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования» и б) «Производство химических веществ и химических продуктов», «Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях» и «Производство резиновых и пластмассовых изделий». Вместе на эти ВЭД приходится более 60 % расхода электроэнергии в обрабатывающих производствах в целом.

Второй по значимости сектор — бытовое потребление, которое неуклонно растет все постперестроечные годы, его доля — 14,3 %. По удельному расходу электроэнергии на душу населения в быту — 1060 кВт∙ч — страна еще существенно отстает от развитых зарубежных стран с расходами от 2-3 до 5-6 тыс. кВт∙ч. Такое отставание объясняется целым рядом объективных и субъективных причин. Среди них разные климатические условия, уровень жизни населения (жилищная обеспеченность, структура потребительского бюджета), особенности энергетики и другие факторы. Так, например, разница между Россией и США, Канадой, странами Северной Европы, Францией в душевых объемах электропотребления в большой мере объясняется расходом электроэнергии в низкотемпературных процессах (на нужды кондиционирования, отопления и горячего водоснабжения/ГВС). В США на нужды кондиционирования, отопления и ГВС приходится примерно 1,9-2 тыс. кВт.ч/чел., что составляет почто 40 % всего душевого расхода электроэнергии в быту, тогда как в России — в 10 раз меньше, т. к. в РФ преобладает централизованное теплоснабжение от электростанций и котельных. Например, в 2010 году в более чем 37 % американских жилищ, включая сезонные, электричество использовалось в качестве основного источника тепла для отопления, почти в 44 % — для горячего водоснабжения, 60 % жилищ было оснащено электроплитами (в РФ в 2017 году — около 22 %).

Следует отметить очень высокие темпы прироста потребления электроэнергии в 2017 году в сельском хозяйстве на волне импортозамещения — 10,9 %, в 2016 г. прирост был тоже высок и составил 6,6 %.

Территориальная структура электропотребления не равномерна: 76,5 % от общего объема потребления приходится на четыре федеральных округа Российской Федерации — Центральный, Сибирский, Приволжский и Уральский. Оставшаяся часть — 33,5 % объема электропотребления распределяются между Северо-Западным, Южным, Дальневосточным и Северо-Кавказским федеральными округами (рис. 7 и табл. 5).


Рис. 7. Структура электропотребления по федеральным округам Российской Федерации в 2016 году

Табл. 5. Структура потребления электроэнергии по федеральным округам в 2016-2017 годах

Федеральный округ Потребление в 2016 г., Доля в потреб-лении,% Потребление в 2017 г., Доля в потреб-лении,% Прирост потребления 2017/2016 гг., млн. кВт∙ч
млн. кВт∙ч млн. кВт∙ч
Центральный 219 610 20,4 225 090 20,7 5 481
Северо-Западный 111 840 10,4 113 889 10,5 2 049
Южный 69 411 6,4 68 741 6,3 -670
Северо-Кавказский 24 704 2,3 24 674 2,3 -31
Приволжский 197 471 18,3 201 021 18,5 3 550
Уральский 184 524 17,1 185 453 17 929
Сибирский 221 762 20,6 221 549 20,3 -213
Дальневос-точный 49 091 4,6 48 689 4,5 -402
Российская Федерация 1 078 411 100 1 089 105 100 10 693

Источник данных: Росстат

Такая неравномерность определяется концентрацией в первых четырех округах (из указанных выше) основной экономической активности, в том числе расположением электроемких производств, как это имеет место в случае Сибирского и Уральского ФО, и населения и соответственно занятых в экономике (здесь проживает около 68 % населения страны и 69 % численности занятых).

По данным Росстата, территории федеральных округов демонстрировали как рост, так и снижение потребления электроэнергии в 2017 году. Основной прирост потребления электроэнергии в 2017 году пришелся на Центральный и Приволжский ФО (более 10 млрд кВт∙ч), наибольшие объемы снижения были на территории Южного ФО — 670 млн кВт∙ч (таблица 5).

Обычно основной прирост в условиях поступательного движения экономики обеспечивают наиболее экономически активные субъекты Российской Федерации с диверсифицированной развивающейся экономикой и активным непроизводственным строительством, такие как Москва и Московская область, Татарстан, Санкт-Петербург, Краснодарский край, и регионы с концентрацией тяжелой, энергоемкой промышленности, такие как Иркутская область (металлургическое и целлюлозно-бумажное производство, химия, добыча полезных ископаемых), Кемеровская и Ярославская область (добывающие производства и металлургия; нефтехимия соответственно), регионы добычи нефти и газа. Хотя электропотребление регионов тяжелой промышленности во многом зависит от конъюнктуры товарных рынков (спроса на производимую ими энергоемкую продукцию).

В 2017 г. по данным Росстата среди регионов лидерами прироста потребления по темпам были десять регионов: Ненецкий автономный округ (20,1 %), Калужская и Московская области (соответственно 13,5 и 7,3 %), Республика Бурятия (11,3 %), Республика Марий-Эл (6,8 %), Псковская область (5,7 %), г. Санкт-Петербург (5,4 %) — табл. 6.

Табл. 6. Список регионов РФ, сгруппированных по относительному изменению электропотребления (2017 г. к 2016 г.)

Регион Темп изменения, % Изменение потребления, млн кВт?ч
Ненецкий автономный округ 20,10% 382 Регионы-лидеры по темпам прироста
Калужская область 13,50% 970
Республика Бурятия 11,30% 637
Московская область 7,30% 3 200
Республика Марий-Эл 6,80% 177
Псковская область 5,70% 116
г.Санкт-Петербург 5,40% 1 445
Тверская область 4,80% 412
Свердловская область 4,60% 2 121
Мурманская область 3,60% 446 Регионы высоких темпов прироста
Амурская область 3,60% 285
Ярославская область 3,30% 284
Республика Мордовия 3,30% 110
Республика Крым 3,20% 183
Республика Калмыкия 3,00% 15
г.Севастополь 2,90% 39
Республика Башкортостан 2,90% 787
Магаданская область 2,90% 62
Республика Алтай 2,70% 15
Республика Ингушетия 2,60% 19
Ульяновская область 2,40% 136
Самарская область 2,40% 589
г.Москва 2,10% 1 147
Республика Татарстан 2,00% 588
Чукотский автономный округ 2,00% 14
Пермский край 2,00% 522
Пензенская область 1,90% 89 Регионы с темпом прироста выше или близок к среднему по стране
Чеченская республика 1,80% 47
Кемеровская область 1,70% 601
Камчатский край 1,70% 30
Ставропольский край 1,60% 166
Республика Хакасия 1,50% 255
Курганская область 1,40% 62
Орловская область 1,40% 37
Липецкая область 1,20% 152
Смоленская область 1,20% 75
Чувашская Республика 1,20% 60
Удмуртская Республика 1,20% 111
Кабардино-Балкарская Республика 1,00% 16
Республика Дагестан 0,90% 58 Регионы с незначитель-ным приростом
Тамбовская область 0,80% 27
Нижегородская область 0,70% 165
Забайкальский край 0,70% 55
Саратовская область 0,70% 94
Оренбургская область 0,60% 102
Иркутская область 0,50% 291
Хабаровский край 0,50% 45
Республика Тыва 0,50% 4
Воронежская область 0,50% 57
Брянская область 0,50% 18
Ивановская область 0,40% 13
Кировская область 0,30% 22
Рязанская область 0,30% 18
Ростовская область 0,20% 45
Ленинградская область 0,20% 40
Новосибирская область 0,10% 12
Приморский край 0,00% 4
Костромская область -0,10% -2 Регионы с падением электро-потребления
Тульская область -0,10% -7
Республика Коми -0,10% -9
Алтайский край -0,40% -38
Владимирская область -0,40% -28
Омская область -0,50% -56
Республика Карелия -0,50% -42
Вологодская область -0,60% -88
Челябинская область -0,70% -243
Калининградская область -0,70% -32
Карачаево-Черкесская Республика -0,80% -11
Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО) -0,90% -99
Ямало-Ненецкий автономный округ -1,00% -125
Ханты-Мансийский автономный округ -1,00% -787
Новгородская область -1,20% -52
Республика Адыгея -1,20% -17
Краснодарский край -1,30% -307
Архангельская область (без НАО) -2,00% -156
Курская область -2,20% -211
Красноярский край -2,60% -1 419
Астраханская область -2,80% -125
Волгоградская область -3,70% -503
Белгородская область -4,50% -682
Сахалинская область -4,50% -207
Еврейская автономная область -5,30% -70
Томская область -6,30% -570
Республика САХА (Якутия) -6,50% -564
Республика Северная Осетия -18,20% -325

Источник данных: Росстат

Однако к динамике электропотребления, приводимой в электробалансе Росстата по ФО и отдельным субъектам Федерации (т.е. к данным табл. 6), следует относиться с осторожностью.

Например, резкое увеличение объема потребления на территории Московского региона, в первую очередь Московской области (на 7,3 %) (табл. 6), вряд ли является верным: таких скачков в подобных «массивных» энергосистемах с относительно малоэнергоемкими потребителями в реальности не бывает. Настораживает разнонаправленное изменение в потреблении электроэнергии в Белгородской области: по данным электробаланса Росстата по итогам года —падение на 682 млн кВт.ч, а по данным Системного оператора — рост на 430 млн кВт.ч. В свою очередь, анализ показывает, что электробалансом в 2017 году (и, кстати, в 2016 г.) «потеряно» как минимум 200-300 млн кВт∙ч потребления в обрабатывающих производствах Северной Осетии. И примеры можно продолжать.

В связи с этим необходимо проводить проверку погодовых изменений в электропотреблении регионов:
. на предмет их соответствия динамике электропотребления, которые указывает в своих отчетах Системный оператор ЕЭС (с поправкой на то, что его данные приводятся для централизованной зоны и проч.),
. на адекватность динамике общеэкономических показателей в регионах, в том числе по основным сегментам экономики и электропотребления, например, указанным в табл. 4 (Ведь электропотребление по образному выражению Л.И.Татевосовой — это зеркало экономики!),
. на предмет их соответствия динамике объемов выпуска продукции/расхода электроэнергии крупнейшими потребителями в регионах.

Различия в электроёмкости ВРП, производимого на территории федеральных округов, демонстрирует таблица 7.

Табл. 7. Электроемкость экономики на территории федеральных округов и в целом по стране в 2016 г.

Федеральный округ Электроемкость ВРП в 2016, кВт∙ч/1000 руб. Электроемкость ВРП в 2016, кВт∙ч/1000 руб. (без бытового потребления)* По отношению к средней по РФ, %
Центральный 9,1 58 7,4 56
Северо-Западный 14,3 92 12,4 93
Южный 14,2 91 10,9 82
Северо-Кавказский 13,7 88 9,6 72
Приволжский 19 122 16,4 123
Уральский 19,7 127 18,2 136
Сибирский 31,1 200 27,7 207
Дальневосточный 13,1 84 10,7 80
Российская Федерация 15,6 100 13,3 100

Источник данных: Росстат

* — строго говоря, бытовой сектор не участвует в формировании ВРП, поэтому приводится значение электроемкости и без учета бытового электропотребления.
Наивысшую электроемкость закономерно имеет ВРП Сибирского ФО с его специализацией на производствах тяжелой промышленности (металлургия, прежде всего производство алюминия, добыча полезных ископаемых, нефтепереработка, химия, целлюлозно-бумажная промышленность), а также Уральский ФО со схожей специализацией.

Уровень электроемкости экономики федеральных округов зависит в большой мере от формальной регистрации на его территории крупных компаний. Яркий пример тому — Москва, концентрирующая на протяжении последних двух десятилетий до четверти ВРП страны, как суммы ВРП входящих в РФ регионов. До 18-20 % ВРП Москвы формируется только за счет «виртуальной» торговли энергоресурсами компаниями, зарегистрированными на территории столицы, за которыми реально практически не стоит никакого электропотребления или реального производства. В свою очередь, на долю Московского НПЗ приходится 4 % общероссийского объема переработки нефти, но в объеме общероссийской добавленной стоимости по ВЭД «Производство кокса и нефтепродуктов» доля Москвы составляет 55 %. Именно нахождение такого субъекта Федерации, как города Москва, на территории Центрального федерального округа резко снижает электроемкость его ВРП по сравнению с другими федеральными округами.

Электровооруженность труда, рассчитанная с использованием среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) по полному кругу предприятий и организаций всех секторов экономики за 2017 год, представлена в табл. 8. В этой же таблице приведена электровооруженность труда в промышленном производстве (секторы В, С, D, Е ОКВЭД2) по крупным и средним предприятиям в расчете на 1 чел. промышленно-производственного персонала.

Табл. 8. Электровооруженность труда по федеральным округам и в целом по РФ в 2017 году

Федеральный округ кВт∙ч/работника* (в среднем по всем секторам экономики) % от средней по стране кВт∙ч/1 чел. промышленно-производственного персонала % от средней по стране
Центральный 13 940 68 45 492 62
Северо-Западный 19 886 96 74 835 102
Южный 13 269 64 40 048 55
Северо-Кавказский 11 390 55 40 172 55
Приволжский 18 421 89 53 517 73
Уральский 38 687 188 118 647 162
Сибирский 34 201 166 139 412 191
Дальневосточный 18 711 91 53 987 74
Российская Федерация 20 626 100 73 067 100

Источник данных: Росстат

* в расчете на среднесписочную численность работников по полному кругу организаций.
Можно видеть, что, как и в случае c электроёмкостью ВРП, электровооруженность труда во всей региональной экономике ожидаемо максимальна на территории Урала и Сибири. При рассмотрении электровооруженности промышленно-производственного персонала сюда добавляется и Северо-Западный ФО также с большой долей отраслей тяжелой промышленности.

Заметим, что, несмотря на электроемкие отрасли специализации и тем самым «утяжеленную» экономику РФ, по уровню электровооруженности труда в промышленности (около 39 тыс. кВт∙ч/занятого) мы отстаем от стран со схожей структурой промышленности в 2-3 раза (см. табл. 9).

Табл. 9 — Электровооруженность труда в промышленности России, США, Австрии и Финляндии в 2010 году

Показатели РФ США Финляндия Австрия
Объем потребления электроэнергии в отраслях промышленности (секторы С+D+E ОКВЭД1), млрд кВт∙ч 554,4 1220,9 44,9 34,9
Доля промышленного электропотребления (секторы С+D+E) в полномэлектропотреблении страны, % 54 28 49 48
Доля электропотребления отраслей тяжелой промышленности* в общем потреблении обрабатывающей промышленности (секторе D), % 80-82 69 83 64
Электровооруженность труда в промышленности (секторы С+D+E), тыс. кВт∙ч /занятого 38,8 55,3 101-102 46-47
Электровооруженность труда в секторе D, тыс. кВт∙ч /занятого 29,3 (64-67)/45,9** 98,3 37,5

* Учтены следующие виды экономической деятельности: металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; химическое производство; производство кокса, нефтепродуктов; целлюлозно-бумажное производство; производство прочих неметаллических минеральных продуктов; производство резиновых и пластмассовых изделий.
** Числитель — 2010 г., знаменатель — 2002 г., показатель за 2010 г. приведен в интервале, так как имеются особенности учета, из-за которых численность занятых в этом году по секторам отличается от аналогичного показателя в 2002 г. и по другим странам.

Еще большее отставание по электровооруженности труда наблюдается в обрабатывающих производствах (29 против 38-98 тыс. кВт∙ч).

1.Эти электростанции по цензу Росстата включают крупные станции общего пользования, станции при промышленных и прочих предприятиях и организациях разных видов экономической деятельности, включая мелкие стационарные и передвижные электростанции установленной мощностью, первые, от 2 кВт и, вторые, от 5 кВт.

2.Прирост существенно замедлился, учитывая то, что в 2016 г. он составил 2,1 %.

3.На столько экспорт превысил импорт.

4.Прогнозирование электропотребления и достоверность экономической и энергетической статистики// Опубликовано на портале «ПРАЙМ. Наука» 23.08.2017..html.

5.Среднегодовые темпы прироста на протяжении последних 15 лет составляли 1,5 %, правда, в последнее, кризисное, десятилетие они были еще ниже - 0,83 %.

6.О «чехарде» с классификаторами и пересчетами Росстата показателей на коротких рядах уже писалось ранее в публикации автора.html.

7.Анализ структуры электропотребления и ее динамики возможен только по данным Росстата, т.к. АО «СО ЕЭС» не приводит структуру потребления электроэнергии, опирающуюся на официальные общеэкономические классификаторы. Затемненные ячейки в таблице означают несопоставимость показателей в 2016 и 2017 гг.

8.Это тема для специальных исследований.

9.Данные по ВРП регионов за 2017 г. будут опубликованы Росстатом только в первом квартале 2019 г.

10.Использование этого показателя более обоснованно, чем показателя численности занятых в экономике, т.к. последние попадают в статистику труда даже при краткосрочной работе (занятости).

11.Из-за необходимости обеспечения сопоставимости показателей в разных странах расчет велся по занятым в секторах промышленного производства по данным Международной организации труда.