Собачья жизнь. Почему люди так любят животных

Недавняя популярность «дизайнерских» собак, кошек, мини-пигов и других питомцев может привести к мысли, что содержание домашних животных — не более, чем причуда. Действительно, существует мнение, что домашние животные — это прихоть Запада, реликвия рабочих животных, хранящаяся в памяти о прошлом.

В Великобритании почти в половине домов живут домашние животных, на них тратится много времени и денег, но сами они не способствуют приобретению материальных благ. Однако во время финансового кризиса 2008 г расходы на домашних животных оставались практически на там же уровне, как и ранее, что говорит о том, что для большинства владельцев домашние животные - не роскошь, а неотъемлемая часть жизни и семьи.

Однако некоторые люди содержат домашних животных, в то время как другие в них совершенно не заинтересованы. Почему так происходит? Весьма вероятно, что наше стремление к компании домашних животных действительно имеет отношения к истории нашего сотрудничества, которое началось десятки тысяч лет назад и сыграло важную роль в нашей эволюции. Если это так, то, возможно, генетика может помочь объяснить, почему любовь к животным — это то, что у некоторых людей просто отсутствует.

Вопрос здоровья

В последнее время было проведено множество исследований о влиянии собак на здоровье, в том числе ученые выяснили, что собаки снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний, помогают справиться с одиночеством, облегчают симптомы депрессии.

Как пишет Джон Брэдшоу в своей новой книге «The Animals Among Us » с этим утверждением есть две проблемы. Во-первых, есть аналогичное количество исследований, которые показывают, что домашние животные не оказывают никакого влияния на здоровье людей или даже имеют некоторое негативное влияние. Во-вторых, владельцы домашних животных живут не дольше тех, кто никогда даже не думал завести себе питомца. И даже если бы эти преимущества для здоровья были реальными, то они распространяются только на сегодняшних горожан, подверженных стрессу, депрессии и малоподвижному образу жизни, а не на наших предков-охотников-собирателей, поэтому это нельзя считать причиной того, почему мы начали держать домашних животных.

Стремление взять животное в дом настолько широко распространено, что можно подумать об этом, как об универсальной черте человеческой природы, но не у всех обществ существует традиция содержания животных. Даже на Западе есть множество людей, которые не испытывают особой близости к животным, будь то домашние или дикие.

Традиция содержания животных часто существует в семьях, и предполагалось, что дети, выросшие в доме, где были домашние животные, склонны также заводить питомцев, но недавние исследования показали, что этот феномен имеет генетическую природу. Некоторые люди, независимо от условий воспитания, могут быть предрасположены искать компанию животных, а другие — наоборот избегать.

Таким образом, уникальные гены, способствующие желанию содержать домашних животных, могут присутствовать у некоторых людей, но они не универсальны, что предполагает, что в прошлом некоторые общества или отдельные личности, но не все, процветали из-за инстинктивного взаимопонимания с животными.

ДНК домашних животных

ДНК сегодняшних домашних животных показывает, что каждый вид отделился от своего дикого предка в период между 15000 и 5000 лет назад, в поздний палеолитический или неолитический период. Именно тогда люди начали разводить скот. И по крайней мере некоторые из них рассматривались именно как домашние животные, содержались вблизи жилищ человека, что мешало их скрещиванию с дикими животными, а особый социальный статус, предоставляемый некоторым животным, препятствовал их истреблению в качестве пищи. Будучи изолированными, новые полуодомашненные животные смогли стать теми, кого мы знаем сегодня.

Те же самые гены, которые сегодня предрасполагают некоторых людей брать собак или кошек, могли распространиться среди первых земледельцев-фермеров. Общества, которые включали людей с эмпатией к животным, процветали бы среди тех, которым приходилось продолжать полагаться на охоту для добычи мяса. Почему это не распространилось на всех? Вероятно, потому, что в какой-то момент истории альтернативные стратегии также оказались жизнеспособными.

В этой истории есть последний поворот: недавние исследования показали, что привязанность к домашним животным идет рука об руку с заботой о природе. Таким образом, домашние животные могут помочь нам восстановить связь с миром природы, от которого мы отдалились.

Согласно исследованиям, проведенным профессором психологии Гэлфского университета Хэнком Дэвисом, забота о тех, кто меньше нас и слабее — будь то дети или животные, — заложена в сознании как своеобразный« код выживания». Нейронные связи не оставляют выбора: человек эмоционально реагирует на все, что подходит под определение« малыш», вне зависимости от биологического вида.
Животные — все равно что дети. Даже больше: в отличие от человеческих детенышей, они требуют постоянного ухода в течение всей своей жизни. Приходится тратить на них время, силы, деньги, эмоции. Но так уж ли «приходится»? Заводить питомца никто никого насильно не заставляет — мы мужественно возлагаем на себя это бремя и с гордостью несем его. Хотя на самом деле« животная» любовь зачастую прикрывает банальную выгоду: мы используем домашних любимцев, чтобы решить свои психологические проблемы.

ЖИВОЕ ЗЕРКАЛО

Нередки истории о том, как« собака подумала», «кошка пожалела», «рыбка выслушала». Очеловечивая своих зверей, мы зачастую приписываем им качества не только людей, но даже волшебников — например, когда утверждаем, что животные нас лечат. Специалист по психодиагностике и трансактному анализу, психолог Анна Шевцова настроена скептически: уровень нервной деятельности животных, по ее словам, недостаточно высок, чтобы они могли на равных общаться со своими хозяевами.
Отношения с питомцами — всего лишь зеркало, проекция, с которой мы можем считывать информацию о наших потребностях или проблемах в отношениях с людьми. Ирина(28) нашла своего обожаемого кота на улице: в коробке кто-то оставил трех еще слепых новорожденных котят. Девушка признается, что до этого не отличалась особой любовью к животным, но вдруг не смогла пройти мимо. Сначала хотела только выкормить подкидышей, а потом раздать. Но с одним, самым слабым, так и не смогла расстаться.
« Мы не всегда обращаем внимание, если кто-то просит помощи, — говорит психолог-консультант, системный терапевт Елизавета Левина. — Как правило, это происходит, когда сами в ней нуждаемся». У Ирины возникла бессознательная потребность в заботе, получить которую не было возможности. И она нашла существо, о котором смогла заботиться сама.

Анна Шевцова считает: если вдруг резко появился интерес к животным, стоит обратить внимание на то, что происходит в твоей жизни. Возможно, тебе не хватает ласки, любви или просто собеседника.

Дарья(24) с самого детства мечтала завести собаку — кошки ее не интересовали. Когда девушке было лет десять, мама принесла домой котенка: симпатичного, но с замашками мизантропа — он царапался, кусался и не любил игры с детьми. «Когда кот подрос и однажды не вернулся с прогулки, я расстроилась, но ненадолго, — признается Даша. — Я ведь хотела собаку, и полюбить кота всей душой так и не вышло». Недавно мечта сбылась — девушка купила щенка, и теперь уделяет ему почти все время: гуляет, водит на индивидуальные тренировки и даже спит с ним в одной кровати.

По мнению Елизаветы Левиной, в этой ситуации при выборе животного решающую роль сыграла не столько нелюбовь Даши именно к кошкам, а протест по отношению к маме — невозможно искренне любить то, что навязано. А вот собаку девушка выбрала самостоятельно, будучи готовой принять ответственность за свой выбор.

ТРЕНАЖЕР ЧУВСТВ

Иногда мы сами подводим психологическую подоплеку под свое решение завести домашнее животное. Например, среди молодых пар распространена практика сначала завести собаку или кошку, а потом — детей. Анна(25) замужем два года, но перед тем, как родить ребенка, вместе с мужем решила« потренироваться» на ком-то — и взяла в дом собаку. «Мне кажется, с Бусинкой мы учимся преодолевать сложности, — делится девушка. — Оказалось, что у нас с мужем разные взгляды на воспитание: Алексей строгий, но добрый, а я жестче, иногда могу даже накричать. Сейчас учусь добиваться своего другими способами. Думаю, теперь мы лучше готовы стать реальными родителями».
Насколько успешны такие эксперименты на животных? Елизавете Левиной этот метод кажется несколько надуманным: «Пара приняла решение и следует ему, хотя ничего глобально полезного это не приносит. Ребенок очень отличается от собаки — это выяснится сразу, как только Анна забеременеет. А сейчас они просто теряют время, оттягивая шаг, к которому морально не готовы». Мнение психолога подтверждает статистика: в обширном исследовании природы эмоциональной связи между хозяевами и животными, которое провел социолог Индианского университета Дэвид Блуэн, есть данные о том, что семейные пары считают животное своим ребенком только до тех пор, пока у них не появятся настоящие дети. Тогда различие в отношении становится очевидным. Анна Шевцова смотрит на проблему под другим углом: «Иногда парам страшно заводить ребенка, ведь с кошкой или собакой проще. Если возникнут проблемы, животное можно продать или отдать кому-то, а с ребенком придется выстраивать отношения в любом случае». По ее словам, здесь в действие вступает,
с одной стороны, желание реальных отношений и переживаний — стать родителем, наладить личную жизнь. А с другой — проявляется страх или нежелание работать над этим, вкладывать душу. Такой внутренний конфликт лучше разрешить мирным путем — разобравшись в своих чувствах, не привлекая к процессу ни детей, ни животных.

СКАЖИ, КТО ТВОЙ ДРУГ

Но почему одни без ума от котов, а другие уважают только собак? Данные исследования, проведенного психологом Техасского университета Сэмом Гослингом, свидетельствуют: кошатники — в целом более ранимые, ценящие одиночество люди, которые обладают более гибкой системой оценок. Если же человек состоит в браке, активно общается с коллегами и при этом придерживается более традиционных взглядов на жизнь — ему, скорее всего, подойдет собака. «Собаки — друзья и компаньоны, которых можно дрессировать и подчинить своей воле, физически и эмоционально они полностью зависят от хозяина, а кошка — существо самостоятельное, ее невозможно ни к чему принудить», — добавляет Анна Шевцова.
Кроме того, по мнению психолога, собак чаще всего заводят« тираны», а кошек
выбирают люди-жертвы: им самим хочется служить кому-то, поклоняться, кем-то восхищаться. Часто кошек заводят женщины, уставшие быть« мужиками», проявлять
независимость. К тому же эти звери непредсказуемы: как бы мы ни любили кошку, она совершенно не обязательно ответит нам взаимностью.
Собаки помогают социализироваться — с ними почти всегда приходится выходить в мир, общаться с другими хозяевами. Они даже могут служить пропуском в иной социальный круг. Так было, например, с маленькими собачками, но повальная мода на китайских хохлатых, йорков и чихуахуа обнулила былую элитарность владельцев« карманных» малышек.

Кстати, если твое внимание привлекают именно экзотические животные, сложные в уходе и содержании, речь идет лишь о стремлении выделиться. «В этом случае любовь к живой природе ни при чем, — считает Анна Шевцова. — Поэтому непреодолимое желание купить игуану — повод в первую очередь записаться на прием к психологу. Возможно, после этого отпадет необходимость идти в зоомагазин».

ИСЦЕЛЕНИЕ ЛЮБОВЬЮ

Истории о том, как домашние животные лечат своих хозяев, давно перешли из категории« очевидное-невероятное» в разряд бытового. Специалисты, однако, не теряют надежду выяснить, так ли это, или мы попадаем под влияние эффекта плацебо. Группа психологов под руководством доктора психологии Эрики Фрайдман в процессе исследований выяснила: питомцы незначительно улучшают общее состояние людей с заболеваниями сердца и некоторыми психическими заболеваниями. Но речь именно о периоде реабилитации, который проходит быстрее и легче, если у пациента есть дома какое-нибудь зверье. Анна Шевцова, в свою очередь, считает: наши любимцы, как зависимые существа, буквально снимают с человека часть негативной энергии. Люди насыщают атмосферу дома своими мыслями и чувствами. Тяжелые ощущения влияют на всех. Животные, у которых, в отличие от нас, нет психологической защиты, берут на себя то, что витает в пространстве. «Иногда бывает, что звери в семье болеют, — добавляет психолог, — а людям становится легче. Это может происходить неосознанно: вроде бы у всех все хорошо, но кошка вдруг умирает от тяжелой болезни».

И все-таки споры на тему достоверности лечебных свойств домашних питомцев вряд ли утихнут в ближайшее время. Доктор психологии Университета Западной Каролины Хэл Херцог провел исследование, результаты которого активно обсуждают
в медицинском и психологическом сообществах США. Выяснилось, что реальных данных, на которых могли бы основываться выводы о терапевтическом влиянии животных, просто нет. Эффект« звериного» оздоровления настолько мало изучен, что Херцог буквально призвал коллег вплотную заняться изучением этого вопроса. Он также отмечает, что, возможно, столь незначительное раскрытие темы имеет отношение к прибылям: многомиллионный оборот компаний, производящих корма и товары для животных, находится в прямой зависимости от мифа, что, допустим, вот этот милый йорк или лабрадор может вылечить ваше сердце, заставить больше двигаться и прогнать тоску.

НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

Довольно рааспространено мнение, что те из нас, кто любит животных, любят и людей. На самом деле эти вещи не связаны и даже наоборот — чем больше человек привязан к зверям, тем сложнее его отношения с людьми. Недаром классический портрет заядлого собачника или кошатницы — это образ отшельника, оставившего мир ради общения с братьями нашими меньшими. Анна Шевцова отмечает: «Люди требуют от нас душевных и эмоциональных вложений, работы в отношениях и над собой. Это бывает тяжело, страшно, приносит боль, указывает на ошибки и заставляет меняться и расти. Животные же позволяют оставаться такими, какие мы есть, — это безопасно и приятно». Когда некоторые одинокие люди заводят домашних питомцев, они, скорее, хотят любви, но боятся, что не достойны ее. От окружающих они ждут боли и разочарований, опасаются вступать в реальные глубокие отношения".

Получается, что наше взаимодействие с птомцами во многом обусловлено если не проблемами, то алгоритмами отношений с людьми. Хэл Херцог, анализируя в своей статье связи человека и братьев меньших, приходит к выводу: люди — единственные животные, которые делают« любимцами» животных другого вида, остальные представители фауны взаимодействуют друг
с другом только на партнерских основаниях. Мы заводим зверей для заботы, ласки и радости. Возможно, рано или поздно мы все же научимся любить их без сложной психологической подоплеки — просто затем, чтобы в жизни стало немного больше позитивных эмоций, чистой неизменной радости общения, какую наши питомцы дарят нам« безвозмездно — то есть даром».

ТЕКСТ: Лана Волохова

КТО НЕ ЛЮБИТ ЖИВОТНЫХ


Слово – специалисту

Все в природе так сотворено, что существует тесная взаимосвязь, полная гармония человека со всем животным миром. Никто не лишний. Стоит кого-то исключить из природы, как возникает дисбаланс, появляются изъяны в едином целом. Человек как высшее существо обязан сохранять, оберегать животных, кормить и поить их. Таковы требования к людям, которым дано наслаждаться всем окружающим миром, в том числе живущими с ними или неподалеку от них живыми существами. Они должны выполнять свои обязанности по отношению к ним. Откуда же берутся люди, не только не любящие животных, а жестоко обращающиеся с ними,

избивающие и убивающие их?

У человека с рождения заложен рефлекс доброго отношения к животным, птицам, другим позвоночным. Однако в процессе жизни неправильное, порой злобное, жестокое отношение родителей к животным и, прежде всего к брошенным, ставшим бездомными формирует у их детей такое же отношение. Сначала это проявляется как подражание взрослым и подросткам, потом это поведение все больше закрепляется, приобретает патологические формы асоциального, агрессивного, психопатического характера.

Наблюдения за психически больными детьми показывают, что все начинается будто с невинного, незначительного: подумаешь, дождевого червя стекляшкой порезал на части, бабочке крылья оторвал. Потом из рогатки воробья или голубя подбил, выбил глаз у кошки, бросил в мусоропровод котят или щенят. Дети подражают взрослым, на их глазах те топят котят, щенков, калечат их, выбрасывают на улицу. Если вечером кто-то, пожалев замерзающее животное, занес его в подъезд, то к утру оно исчезнет навсегда - его выбросят или убьют. Исключения, к сожалению, редки.

Специальные исследования показали, что 90 % уголовников в детстве и подростковом возрасте проявляли изощренный садизм в отношении животных, были живодерами. Однако не только дети с дефектами воспитания и девиантным (обусловленным отклонениями в развитии) поведением, но и некоторые взрослые жестоко издеваются над животными, испытывая при этом наслаждение.

Таким образом, основными субъектами (я даже не называю их людьми, потому что они лишены истинного человеческого содержания), проявляющими жестокость к животным, являются психопаты - субъекты с асоциальными чертами характера, агрессивными, разрушительными тенденциями. Они особенно опасны, когда у них наступает декомпенсация их психопатического состояния. Несмотря на психические отклонения, они вполне вменяемы и должны нести ответственность за преступления в соответствии со статьями Гражданского и Уголовного кодексов.

Некоторые психически здоровые люди индифферентно относятся к животным - не любят их, но и не проявляют жестокости по отношению к ним. Третью категорию составляют те, кто не любит животных и не терпит тех людей, которые их любят. Люди, наделенные способностью искренне, по-человечески сопереживать (« и нам сочувствие дается, как нам дается благодать», помните?), бескорыстно любить животных, вызывают у них ненависть. К сожалению, нередко средства массовой информации подливают масло в огонь, провоцируя последних на преступления. Происходит это, когда за дело берутся некомпетентные журналисты, не знающие корней проблемы, не отвечающие за то, пишут или говорят, одним словом, не ведающие что творят. Пропаганда нетерпимого отношения к животным также преступна, ибо,

вносит свой весомый вклад в ужесточение нравов в обществе в целом.

Люди, опекающие животных, особенно бездомных, брошенных, кормящие их и птиц, достойные уважения, это настоящие люди, люди с большой буквы. Их не оскорблять и не осуждать надо, а ставить в пример. Они олицетворяют собой духовное здоровье нации, как точно и емко сформулировал однажды автор статьи о таких «белых воронах», опубликованной в «Известиях». Как врач – психоневролог могу констатировать, что это нормальные люди. Да, они «белые»! Побольше бы «белых ворон», меньше стало бы черного воронья.

Воспитание ребенка в изоляции от животного мира – это ненормальное воспитание, воспитание самолюбцев, эгоистов, которые, если и не проявляют поначалу явной жестокости, то в дальнейшем все равно будут холодно относиться не только к животным, но и к своим родителям. В старости те на себе почувствуют это и поймут, что неправильно воспитывали детей, но будет поздно.

Работники дезстанций, дезотделений., ЖЭКов и РЭУ, борясь с грызунами, раскладывают в подвалах жилых домов яды. Однако вместо крыс они уничтожают брошенных кошек и котят, которые находят там единственный приют, особенно зимой. Замуровываются все вентиляционные отверстия. Никаких мер по предотвращению отравлений и массовой гибели животных не принимается. Это явное проявление жестокости, за которую виновные должны нести ответственность (см. раздел «Экологические преступления» УК РФ). Кстати, совершенно забыли как будто, что кошки сами ловят крыс. То же самое касается детских и лечебных учреждений, где беспощадно уничтожают собак и кошек. Животные, ставшие бездомными (заметьте, всегда по вине человека), должны не уничтожаться, а содержаться в приютах и специально отведенных для них местах пребывания с целью передачи старым или новым хозяевам.

Отловом животных не должны заниматься субъекты (а в подавляющем большинстве это асоциальные типы), ненавидящие их. Отлов, причем только санитарный (никакого другого быть не может), должен производится милосердно, с минимальным психическим травмированием присутствующих при этом, не провоцируя у них сердечные приступы и гипертонические кризы. Реальность от этого, мягко говоря, далека, поэтому лучше отдать животное сочувствующим, они сами пристроят его - оставят на время у себя или знакомых, а потом найдут для него дом.

Значительная часть людей негативно относится к животным из-за своего эгоизма, ограниченности интеллекта, отсутствия элементарных знаний о животных, неверного представления о них. Некоторые, едва выбравшись из бараков и многонаселенных квартир, реагируют на животных истерически. Не дай Бог, к ним на подоконник сядет воробей или голубь, а если кто-то рядом еще и кормит птиц… - из окна раздаются вопли - угрозы убить и птиц и людей, которые их кормят.

Бездушное отношение к животным присуще не только обывателям, но и тем, кто занимается нравственным и эстетическим воспитанием детей. Как-то зимой я подобрал умирающего котенка, которого бомж бросил об асфальт. Ближайшим оказалось здание музыкальной школы. Там мне удалось остановить кровотечение, но котенок находился в коматозном состоянии (глубокое нарушение сознания). Работники школы велели выбросить котенка на улицу. Я взял его к себе и выходил. Он подрос и стал членом нашей семьи. Проходя мимо этой школы, я вспоминаю историю с котенком.

Встречаются люди, которые не любят животных из-за того, что страдают невротическими расстройствами и испытывают необоснованный страх: как бы не заразиться! Причем их аргументация настолько примитивна, что доходит до крайнего абсурда, свидетельствует о наличии у них психических отклонений. Есть больные с навязчивыми идеями и страхами. Одни, например, боятся заразиться орнитозом от птиц, глистами, лишаем от кошек и собак и т.д. Иные настаивают на том, что СПИД и сифилис передается от птиц, поэтому они увечат и убивают их. Никакой коррекции эта категория не поддается, переубедить таких субъектов невозможно.

Мы коснулись лишь малой части многообъемлющей проблемы жестокого обращения с животными. Многое осталось «за кадром». Как видим, проблема эта касается и детей и взрослых. Она имеет большое моральное значение, характеризует нравственное содержание общества.

  • < Назад
  • Вперёд >

«Спасём животных!»
«Маленькой собачке нужен дом!»
«Не будьте равнодушны к страданиям братьев наших меньших!»

Подобные призывы можно сотнями увидеть в социальных сетях, в объявлениях на столбах, в газетах, и даже в субтитрах к телепередачам. Людей, обеспокоенных судьбами животных, становится всё больше. Чаще и чаще в сводке новостей появляются рубрики о пожилых людях, которые содержат в своих тесных квартирах десятки кошек. Растёт количество приютов для собак и других питомцев. Никого уже не удивляют и волонтёрские отряды, отправляющиеся каждую осень на побережье океанов для спасения дельфинов, выбросившихся из воды. Благотворительные фонды в пользу исчезающих пород зверей растут с каждым днём. Уровень культуры и ценность не только человеческой жизни, но и жизни животных, стремительно возрастает.

Анализируя всё это, мы полагаем, что мир становится светлее и добрее. Но так ли это на самом деле? Снижается ли уровень неприязни между людьми с увеличением любви и внимания к зверькам? Ведь каждый из нас обычно думает: «он так любит всякую живность, наверняка, и к людям так же добр». Но отличаются ли ярые защитники братьев наших меньших доброжелательным отношением к людям?

Оказывается, далеко не всегда. Отсутствие терпимости к людям и хоть толики любви к ним у любителей четвероногих можно проследить и в репортажах новостей, и в жалобах на всевозможных форумах.

Так, люди, живущие по соседству с кошатницами, отмечают их враждебность и высокую степень неприязни к другим людям. Нередко они жалуются на угрозы, поступающие со стороны своих соседей-животнолюбов.

Очень красочно отражен образ таких людей в героине «Сумасшедшая кошатница» сериала «Симпсоны». Этот персонаж представляет собой женщину, которая окружила себя кошками и ими же защищается от людей, бросая в них маленьких котят.
Куда же девается то тепло, тот трепет и любовь, которую эти люди проявляют по отношению к животным, когда им приходится взаимодействовать с другими людьми?

Своё враждебное отношение к окружающим защитники братьев наших меньших объясняют тем, что они коварные, жестокие, алчные. В животных такого нет. Они не предадут, не убьют ради наживы, в них нет той мелочности, желчи и ненависти, которая присуща людям. Но действительно ли в этом заключается причина столь нежного отношения к зверькам и нелюбви к людям? Нет! Это рационализации, которые ищут люди для оправдания своего поведения. Истинная же причина заключается в недостаточной развитости зрительного вектора.

Загадки нашего зрения

Как только человек начал ощущать ближнего, у него появилось одно желание – съесть его! Он ощутил неприязнь к ближнему, ведь каждый человек несёт в себе опасность для другого. Но вместе с неприязнью появилось и ощущение полной зависимости друг от друга. Люди не могли и не могут до сих пор жить поодиночке. Мы зависимы друг от друга, мы нужны друг другу. Но чувство неприязни от ощущения зависимости не снижается. И тогда появилась необходимость в силе, противодействующей неприязни, – любви. И этой силой был наделён один вектор – зрительный.

До сих пор только люди со зрительным вектором умеют любить так неистово и жертвенно, как об этом поётся в песнях и говорится в стихах, остальные способны лишь создавать эмоциональные связи на этой базе.

Когда мы любим не тех, кого должны

Существуют четыре уровня развития зрительного вектора, впрочем, как и всех остальных векторов: неживой, растительный, животный и человек. На уровне «человек» зрительный вектор способен к безграничной любви ко всему человечеству – к высшей степени гуманизма. В то же время он может создавать прочные эмоциональные связи и с отдельными людьми, и со зверьми. Но эти эмоции не могут наполнить зрительный вектор на уровне «человек», наибольшее удовлетворение ему приносит связь с другими людьми.

Если же зрительный вектор находится на животном уровне, то он не способен к любви ко всему человечеству, а лишь к отдельным людям, а также к живности, растениям и неживой природе – к искусству, например.Ну а если зрительный вектор находится на растительном уровне, то человек способен испытывать любовь только по отношению к четвероногим, не будучи в состоянии полюбить человека, и, уж тем более, всё человечество.

Но этого не достаточно для того, чтобы реализовать зрительный вектор в полной мере и получить максимальное наслаждение от жизни. Именно поэтому таким людям необходим не один питомец, а сразу много, для того, чтобы с каждым из них создать эмоциональную связь и, наполнив свой вектор, получать наслаждение от жизни.

Они не могут полюбить человека, редко создают семьи, остаются одинокими. Это подтверждается и жизненными примерами – люди, создающие питомники или содержащие в своих квартирах десятки питомцев, как правило, не имеют своих семей, любимого человека и детей. Безграничная любовь к домашним любимцам может появиться и в случае потери близкого человека, из-за резкого обрыва эмоциональной связи с ним. Тогда предпринимается временная попытка восполнить нехватки в зрительном векторе, создавая более мелкие и множественные эмоциональные связи.

Если же люди с неразвитым зрительным вектором и вовсе не создадут эмоциональную связь, не будут дарить своим любимцам любовь, не будут сопереживать им, сострадать их боли, то они останутся в страхе и тяжелых фобиях. Окружая себя животными, они защищаются от страхов, но приносят ли они пользу человечеству?

Все ли животнолюбы не способны полюбить людей?

Конечно, можно привести множество примеров людей, трепетно заботящихся о своих собаках, или кошках, но в то же время не забывающих о людях. У них есть дети и полноценные семьи, а значит, они способны любить как животных, так и людей. И это вовсе не противоречит всему вышенаписанному, это лишь значит, что вектор находится на уровне выше неживого.
Любой более высокий уровень включает в себя способности уровней, находящихся ниже него. Но если человеку со зрительным вектором в развитом состоянии приходится делать выбор между спасением другого человека и кошки, к примеру, он отдаст предпочтение первому.
Люди же с недостаточно развитым зрительным вектором готовы расплакаться при виде бездомного щенка, но они не испытывают ни капли сострадания к ребёнку в инвалидном кресле.

Роль зрительного вектора заключается в снижении неприязни через любовь, в создании культуры и вторичных ограничений на первичные позывы, в том числе и на убийства. Только благодаря зрительному вектору мы до сих пор существуем в коллективе, без его влияния люди не могли бы контролировать свою неприязнь по отношению друг к другу.

Своей эмоциональностью, умением сострадать, сочувствовать и любить люди со зрительным вектором должны снижать неприязнь в обществе. Делать его по-настоящему добрее и терпимее. И с этой ролью хорошо справляется развитый зрительный вектор. Развитые зрительники – это волонтёры, отправляющиеся в африканские страны для спасения детей от тяжелых заболеваний. Они же завсегдатаи домов престарелых, детских домов, домов инвалидов.

Своей чувственностью и умением сострадать они вселяют надежду в сердца больных людей и стариков. Они же создают невероятной доброты художественные фильмы, которые прививают людям культурные ценности. Они пишут книги и стихи, поют песни о любви и самых светлых чувствах. Подобной деятельностью они помогают не только отдельным людям, даря им свою заботу и внимание, но и человечеству в целом, снижая уровень враждебности в обществе.

Но оставаясь на низком уровне развития неживом или растительном, они не способны в полной мере выполнить свою видовую роль. Они не способны на любовь к человеку и довольствуются любовью к животным, которая даёт им лишь освобождение от страхов.


Почему зрительный вектор не развивается?

Наши вектора развиваются до пубертата, после окончания этого периода человек не может их развить, ему остаётся лишь реализовать себя. Для развития каждого вектора нужны определённые условия. Зрительный вектор развивается, создавая эмоциональные связи, учась любить и сострадать.

Если ребёнок со зрительным вектором не создаёт эмоциональной связи с родителями или с людьми, которые занимаются его воспитанием, он начинает создавать эти связи со своими игрушками - плюшевыми мишками, зайчиками, куклами. Он видит в них живых существ, разговаривает с ними, восполняя отсутствие связи с близкими людьми.

Помочь же развить ребёнку его зрительный вектор можно, научив его состраданию:
«Смотри, ты куколку уронила, ей больно, давай её пожалеем»
«Видишь собачку бездомную? – она голодная, давай её покормим»
«Вот ребёнок ножку себе сломал, сейчас она у него болит, мне его жалко, а тебе?»

Но, если ребёнок вплоть до пубертата не получит должного внимания от окружающих людей, если он не научится состраданию и не сможет создать эмоциональную связь именно с людьми, то, перейдя за пубертат, он так никогда не будет способен этого делать. И в этом случае у него останется лишь два пути: на всю жизнь остаться в страхе и мучиться фобиями и паническими атаками, или окружить себя животными, так никогда и не полюбив человека.

Написано по материалам тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Алена Николаева, маркетолог