Исследовательский проект «Почему русская народная песня живет и по сей день? Почему рассказ о народной песне становится произведением прословляющим добро и поэзию

Многообразие жанров русских народных песен отображает многогранный мир души русского человека. В ней - удаль и лирика,юмор и героика. В русской песне заключается история нашего народа.

Жанры русских народных песен

Песня и слово родились, наверное, одновременно. Постепенно с развитием своего эмоционального и духовного мира, человек осознал красоту окружающих его предметов и явлений и захотел ее выразить красками, звуками, словом. Мелодия родилась из души. Она завораживала, сливалась с пением птиц, журчанием воды. Магический голос матери успокаивал дитя монотонной ласковой песней, веселая мелодия зажигала огонь внутри, будила радость безудержного веселья, лирическая песня лечила растревоженную душу, дарила покой.

Жанры русских народных песен отражают многогранность души нашего народа. Люди всегда пели песни, прославляли в них героев, описывали исторические события, рассказывали о красоте родного края, о чувствах, бедах и радостях. Не всякий человек мог сложить песню, спеть ее. Но талантливых людей всегда хватало на Руси. Поэтому так много народных песен пришло к нам из глубины столетий. Иногда мелодия рождалась раньше стиха, но чаще смысл песни, ее текст диктовал характер, лад, темп, тембровую окраску музыки.

Песня - основа фольклора

Народная песня - это песня, сложенная народным неизвестным автором, которая передаваясь устным способом, видоизменялась, совершенствовалась, обрастала новыми мелодическими и текстовыми оборотами. В каждой губернии одну и ту же песню пели по-своему, на особом диалекте. Характер ее зависел от того, о чем в ней говорилось. Так, песни были шуточные, веселые, грустные, лирические, серьезные. Они трогали душу сильнее, чем длинный подробный рассказ о событии. Песни были и утешением, и радостью.

Так, поэт Иван Суриков писал: «Как кому на свете дышится, живется, такова и песня у него поется».

Жанры русской народной песни многообразны. В них поется обо всем, что волнует человека. Песня рисует быт и образ жизни русского человека, обычаи и традиции. Герои народной песни - простые люди, славные защитники Родины. Жизнь человека была тесно связана с природным циклом хлебороба, с семейными церковными обрядами.

Обрядово - календарные песни

Еще в дохристианские времена языческие календарные праздники сопровождались песнями, в которых земледельцы обращались к силам природы, просили даровать им хорошую погоду и обильный урожай. Это были заклички, прославления богов солнца, ветра, дождя. Ритуалы поклонения им сопровождались обрядовыми песнями, плясками, подношениями даров. Дни зимнего и летнего равноденствия, начало весны и сбор урожая - основные знаменательные события в жизни земледельца. Они сопровождались народными песнями.

Языческие обряды постепенно утрачивали магическое значение и уходили в прошлое, а традиции, связанные с ними, адаптировались к христианским праздникам и продолжали жить. Календарный цикл начинался с праздника Рождества Христова, Святок, встречи Нового года. Они совпадали с по языческому календарю и сопровождались песнями соответственно дню и обряду. Например, обряд колядования заключался в прославлении щедрых хозяев, пожелании им здоровья, прибавления в семействе, урожая и всех благ, важных для сельского жителя. Пелись во время этого обряда колядки, великодные, волочебные песни. Русские композиторы использовали народные песни в операх, инструментальных произведениях. Так, записанная в Саратовской губернии «Каледа - Маледа», была использована в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова в сцене проводов Масленицы. Во время Святочной недели девушки и женщины гадали на события будущего года, сопровождая гадания подблюдными песнями. Зиму провожали шумно, весело, радуясь скорому теплу. Масленичная неделя предшествовала Великому посту. Проводы Масленицы превращались в гулянья с играми. Встреча весны - Жаворонки, отмечали прилет первых птиц. Хозяйки пекли пряники в виде жаворонков и раздавали их детям и гостям. В песне «Ой, кулики-жаворонушки» речитативно звучат призывы к весне.

Летние русальная неделя, несут в себе отголоски языческих обрядов, связанных с колдовством и ворожбой. В купальскую ночь проводили обряд очищения от болезней и скверны, прыгая через костер. Безудержные по удальству и веселью, похожие на ритуальные языческие, пляски, сопровождались купальскими песнями. Важным на деревне был Крестьяне в народных песнях благодарили силы природы за обильные дары, радовались окончанию тяжелых работ. Песни этого периода называются обжиночные. Веселые ярмарки после сбора урожая шумели частушками и плясовыми.

Календарные обрядовые песни - самые близкие к языческим, самые древние. Их язык полон эпитетов и сравнений, символов и метафор. Мелодии этих песен простые и даже примитивные. Они похожи на заклички, прославления и мольбы. Неравномерный ритм близок к говору, а не к музыке.

Семейные обрядовые песни

Родинные, крестинные песни пели ребенку и родителям на "зубок". В них желали здоровья и счастья малышу.Семейные праздники были значительными и радостными вехами в жизни русского человека. Отмечали они рождение, свадьбу, и даже тризну. Каждому событию соответствовало определенное мелодическое сопровождение. В жанрах русских народных песен обрядовые песни имеют особый статус. По поверьям, они носили магический смысл.

Свадебные песни были очень многообразны. Свадьба представляла собой сложный поэтапный обряд из сватовства, смотрин, девичника и самого свадебного торжества.

Одевание новобрачной к венцу (расплетение косы) традиционно проходило под плач невесты и пение печальных песен, в которых говорилось об утраченной девичьей свободе и переселении в чужую семью.

Свадебному пиру предшествовал выкуп невесты из родительского дома. Подружки пели веселые шуточные песни и частушки, подначивали друзей жениха. К венчанию молодых провожали под поздравительные величальные песни («Во горнице, во светлице»). В них виновников торжества сравнивали с белым лебедем и лебедушкой, с князем и княгинюшкой. Свадебный пир был веселым, шумным, с плясками и частушками. Второй день праздновали в доме тещи и тестя. Теща привечала зятя, угощала блинами. На третий день свадьбу «тушили». Праздник завершался.

Не только радостные события случались в русских семьях. Ведь обряды соблюдались не только по праздникам. Ведь они являются, по сути, определенными магическими ритуалами, призванными оградить, оберечь от беды, порчи и т.п. Например, когда юноша уходил на службу, из дома его выводили вперед спиной, чтобы лицо смотрело в дом. Тогда, считалось, он вернется с войны или из армии живым и здоровым. При этом читались молитвы и особые причитания.

Плачи и причитания сопровождали так же и похороны близких. В них покойный упоминался как достойнейший человек, по которому скорбят и горюют живые. Перечислялись его лучшие качества, даже если таковых не было. Были даже особые певчие - плакальщицы, которых приглашали сопровождать похороны.

Семейные обрядовые песни отличаются трогательностью, душевностью, глубоким смыслом. В них заключена вся жизнь, переживания человека.

Колыбельные песни

Многочисленны жанры русских народных песен. Колыбельные в них занимают особое место. Они относятся к семейным, но не являются обрядовыми. Эти песни самые нежные, ласковые и простые. Голос матушки - это первая ниточка, связывающая младенца с миром. В колыбельной мать определяет его место, повествует о мире, в который он пришел. Монотонные успокаивающие мотивы колыбельных передавались от поколения к поколению, являясь семейным достоянием. Первые песни матери знакомили маленького с окружающими предметами и образами. Они открывали ему большой мир, служили своеобразной защитой, оберегом ему. Считалось, что колыбельные отгоняли нечистую силу от младенца.

Лирические песни

В жанры русских народных песен лирические входят большой группой. Они связаны с душевными переживаниями человека и имеют яркую эмоциональную окраску. В них звучат темы тяжелой женской доли, солдатской жизни, неволи. Лирические песни можно разделить на общенародные и социальные. Первые - это песни о разлуке с Родиной, о несчастной любви, тяжелой крестьянской жизни. Природа в песнях одушевлялась. Образы ее сравнивались с человеческими типами. или белая береза олицетворяли нежные женские девичьи образы. Могучий одинокий дуб - богатырь, опора, крепкий мужик. Часто в песнях присутствует солнце красное как символ тепла, надежды, радости. Темная ночь, наоборот, несет в себе сомнения, страхи, душевные переживания. Догорающая лучина сравнивается с угасающей от непосильной работы женщиной. Ветер, дубравушка, сине-море - каждый образ природы несет свой скрытый смысл, иносказательно повествует о переживаниях.

Вторая группа - ямщицкие, рекрутские, разбойничьи песни. В них упоминаются другие темы и образы. Ямщицкие песни рисуют унылые поля, бесконечные пыльные дороги и одинокий колокольчик. О трагических судьбах одиноких извозчиков, об опасных дорогах поют эти бесконечные протяжные песни. Разбойничьи песни поются лихо, широко, раздольно. Народ не всегда ненавидел разбойников, лихих людей. Ведь и Стенька Разин, и Емельян Пугачев поддерживались разбойничьими ватагами. Да и грабили те, в основном, купцов да помещиков, не трогая бедный люд. Поэтому песни, сложенные о них, рассказывают не столько о разбоях, сколько о героических поступках. Повествуют они об истории народа, о сильных смелых людях. Все, о чем тосковала душа, выливалось в лирической песне широкой распевной мелодией. Медленные протяжные мотивы лирических песен обрастали многоголосными распевами. Их пели во время застолий, хором и сольно.

На грани лирических и плясовых песен находятся хороводы. Плавное течение роднит их с лирическими песнями. Но поются они с движением. Пожалуй, это самый значительный по широте тематики и образов пласт народных песен.

Трудовые песни

Исследуя жанры русских народных песен, трудовые песни нельзя обойти вниманием. С ней легче спорилось трудное дело, она задавала ритм работы. Знаменитая «Дубинушка» является примером трудовой песни. Запев рассказывал о тяжелой жизни трудового люда, а припев помогал слаженным действиям всей артели. Бурлацкие лямочные песни имели размеренный ритм («Эй, ухнем!»). Трудовые песни наряду с обрядовыми среди всех жанров русской народной песни являются древнейшими, служили они для облегчения процесса труда. Для подбадривания работающих многие песни имели шуточное юмористическое содержание.

Частушка, припевка

Наиболее демократичным, популярным и живучим жанром русской народной песни являются русские частушки. В них соединилось все остроумие, талант народа, меткость русского слова, лаконичность мелодического сопровождения. Короткое меткое четверостишье как стрела выстреливало в самую суть смысла, задорная ритмичная мелодия, многократно повторяющаяся, заставляла обратить внимание на стих, содержание частушки. Ее пели с приплясыванием. Чаще исполнялась она сольно, а право исполнения переходило по кругу среди певцов. Иногда устраивались соревнования, кто дольше продержится в кругу, исполняя частушки, кто их больше знает.

Называлась русская частушка по-разному: припевка, страдания, сбирушка, завлекаша, тараторка и т.д. По типу сложения выделяются следующие типы: страдания - медленные припевки на любовные темы, плясовые - веселые бесконечные шуточные попевки («Семеновна»).

Русские частушки высмеивали социальные и человеческие пороки, выражали истинное настроение и мнение народа по политическим и общественным вопросам.

Они не были политизированы, а, наоборот, выражали скептическое отношение ко многим «перегибам» в общественной жизни.

Жанры русской народной песни как зеркало отражают бытие народа, его менталитет и духовную суть. Вся жизнь простого человека от рождения и до самой смерти отразилась в народной песне. Тяжелая крестьянская доля, бесправное существование женщины, солдатская пожизненная тягота, каторжный беспросветный труд - всему в песнях есть место. Но сила духа русского народа проявляется в разухабистых плясовых, разбойничьих удалых песнях, острых частушках. Нежность не зачерствевшей души нашла отражение в лирических и колыбельных песнях. Бережно, с любовью собирают и по сей день любители и знатоки народной музыки эти перлы народного таланта, ведь и сейчас в глубинках российских провинций поют незаписанные народные песни, услышанные от бабушек и дедов.

Для того, чтобы полюбить, сжиться и сродниться с русской народной песней, достаточно её несколько раз услышать и спеть. Песня эта – выражение народных чувств. Русские народные песни знакомы нам с детства. Выучить наизусть такую песню не составляет труда – кажется, что ты её давно откуда-то знаешь.

Русские народные песни – кладовая народного творчества. Они давно обратили на себя внимание. Народная песня – это музыкально-поэтическая композиция, в которой неизвестно что ценнее: музыка или поэзия. Попытаться проникнуть в биографию замысла русской народной песни сложно. Автор её неизвестен, как она родилась, менялась, дополнялась – никто не знает. Что почерпнуто авторами песни из жизни, а что создано лишь их воображением – ни один не возьмётся ответить на этот вопрос. У каждой русской песни свой путь к известности. Но подлинной основой народной песни служит сама жизнь.

Вот как говорил один из исполнителей русской народной песни:

— Запою я хорошую русскую песню, сидючи за столом, да с ржаным хлебом и квасом; а не будет ни хлеба, ни кваса, запою и на тощее сердце, водицей прихлёбывая, запою на радость нашему вечеру, во славу этому красному денечку, запою на утеху завтрашнему дню, на встречу новому утру.

Главная ценность русской народной песни заключается в том, что она до сих пор живёт и здравствует, в то время как песни других народов представляют интерес постольку, поскольку они – объект археологического исследования.

Песни разных местностей разнятся между собой и то являются вариантами уже записанных ранее песен, поющихся чуть ли не повсеместно, то представляются чисто местными, незнакомыми в других областях, часто слагаясь под впечатлением каких-либо местных событий.

Притом же русские народные песни – это не памятники только старины: живой народ ведёт живую жизнь и слагает свои песни почти непрерывно, а потому понятно постоянное внимание к песням, понятна необходимость в появлении новых сборников.

Часто персонажами русских народных песен бывали птицы:

Ждала, ждала канарейка соловья,
Ждала, ждала молоденька соловья –

А что долго молоденький не летит?
А что долго соловушек не летит,
А что долго удаленький не летит?..

Песнями об Иване Грозном начинается ряд русских народных песен, которые могут быть названы историческими, то есть теми, которые напрямую связаны с реальной историей. Исторические песни – из той же серии, что и историческая повесть, роман, драма, баллада. О каких серьёзных событиях говорится в исторических песнях? О Семилетней войне, о турецких и шведских воинах Екатерины, о войне с Наполеоном 1812 года…

О многом поётся в русских народных песнях. Поётся с душой, с любовью.

Пусть живёт и царствует русская песня в наших сердцах!

Районная научно-практическая конференция учащихся

Секция «Мир моих увлечений»

Тема: «Народная песня – зеркало народной жизни»

Работу выполнил

Иванова Елизавета,

учащаяся 4 класса «Б»

МБОУ «СОШ №56»

Научный руководитель:

Лыченкова Ирина Витальевна,

учитель музыки

МБОУ «СОШ №56»

Новокузнецк 2015 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4

Основная часть…………………………………………………………………..5-11

Заключение……………………………………………………………………....11-13

Список используемой литературы……………………………………………..13

Введение

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди, как работали, как отдыхали. Какие они соблюдали обычаи и традиции? Ответить на этот вопрос – значит восстановить связь времени, вернуть утраченные ценности. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят нас с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Песни – это самый популярный и массовый жанр фольклора. Их поет весь народ от мало до велика. Поистине, песня – это душа народа. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубоко эмоциональное и высокохудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народного нравственного – эстетического идеала целые поколения. Благодаря своей задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает глубокое воздействие на эмоциональный мир детей.

Среди обучающихся 4 –х классов МБОУ «СОШ №56» мною был проведен опрос по теме: «Русская народная песня». (Слайд 2) Задавались следующие вопросы: Нужна ли нам народная песня? Какие записи русских народных песен есть у вас дома? Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся и почему? О чем поется в русских народных песнях? Какие народные коллективы нашего города вы знаете?

Анализ результатов диагностики.

Было опрошено 130 учащихся . Исходя, из результатов анкет выяснилось, 87 % учащихся на вопрос «Нужна ли народная песня» ответили, что нужна. Песня нужна, чтобы узнать, как жили русские люди, как работали, как отдыхали, какие они соблюдали обычаи и традиции. Был и такой вариант ответа: чтобы подарить радость любителям русской народной песни. 13 % ответили, что песня не нужна.

На вопрос, «Какие записи русских народных песен есть у вас дома» 93% отметили записи концертов Надежды Бабкиной, 23% - Надежды Кадышевой, 12% - Людмилы Зыкину и 7% ответили, что у них нет записей русских народных песен.

На вопрос, «Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся и почему» учащиеся выделили песни, которые проходили на уроке «Солдатушки, бравы ребятушки », «Светит месяц», «Частушки», «Ой, мороз», «Калинка».

«О чем поется в русских народных песнях?» 93% ответили, что о любви и нелегкой женской доле на Руси. 7% - о том, чем жил человек, о том и пел.

На вопрос, «какие народные коллективы нашего города ты знаешь» 97 % отметили ансамбль «Ромашка» и 3% ответили - не знаю.

Исследуя работы, я пришла к выводу, что в настоящее время многие дети мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором, многие так и не заинтересованы русским народным творчеством. (Слайд 3)

Цель работы: привлечь внимание моих сверстников к русским народным песням.

Задачи:

1. Выяснить, насколько хорошо мы знаем культуру своего народа.

2. Анализ русской народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…»

3. Изучить, проанализировать и систематизировать материал по выбранной теме.

Объект моего исследования: русская народная песня.

Предмет исследования: протяжная лирическая русская народная песня.

В качестве гипотезы я предполагаю следующее: русская народная песня будет жить до тех пор, пока жив русский народ.

Основная часть

Песня всегда была рядом и в радости, и в горе. От самого рождения и до самой смерти. Русская народная песня - , слова и которой сложились исторически в ходе развития . У народной песни нет определённого автора или автор неизвестен. Русская народная песня самобытна, красочна, ее мелодия глубоко раскрывает сюжет, создает единый, законченный художественный образ. На уроках музыки мы выделили особенности русских народных песен: (Слайд 4)

1.Старинные слова;

2.Внутреслоговые распевы;

3.Соло и подхват;

4.Ак капелла;

5.Напевность, протяжность;

6.Название равно началу.

Народная песня, как звучащая летопись, раскрывает историю нашего народа. Чем бы человек ни занимался: жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой огромную баржу - всюду ему помогала песня. Пели и за рукодельем, пели о тяжелой женской доле. Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения то не было на рассказ и пение. Бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть и сплясать и сказочку рассказать. Русские народные песни подразделяют на жанры и виды. Самую подробную классификацию я нашла на сайте интернета «Википедия». (Слайд 5)

Эпические народные песни:

1.Былины

2.Исторические песни

3.Баллады

Обрядовые народные песни:

1.Песни календарного круга

2.Обрядово-бытовые (свадебные, погребальные, плачи – причитания, колыбельные и др.)

Хороводные, игровые, плясовые песни:

1.Лирические хороводные (круговые хороводы шествия)

2.Комедийно – шуточные

3.Скорые хороводные

4.Удалые молодецкие

5.Беседные, гостевые и др.

Трудовые народные песни:

1.Сельские (посевные, жатвенные)

2.Фабричные

3.Бурлацкие (артельные, и др.)

Песни революционной борьбы:

1 Революционные песни борьбы и протеста

3.Патриотические песни и др.

Городские народные песни. Частушки:

1.Российская песня

2.Городская песня

3.Припевки, припляски

4.Страдания и др.

Протяжные лирические песни:

1.Женские лирические (семейно-бытовые, любовные)

2.Мужские лирические (любовные, ямщицкие, рекрутские, солдатские)

3.Общие лирические и др.

В тех песнях, в которых ведется разговор о судьбе каждого человека: о том, что ему дорого, что он любит, о чем печалится, о чем мечтает, называют лирическими. Именно лирическим песням я хочу посвятить свою работу. Им свойственны плавные мелодии на широком дыхании, пропевание нескольких звуков на один слог. Поэтому эти песни еще называют протяжными. Чувства людей или события, описываемые в песне, часто сначала как бы переживаются в природе:

Не дождичком бело лицо смолкло -

Смочило бело лицо слезами.

Не морозом ретивое познобило –

Полюбило сердце тоской-кручиной.

Песни-размышления, песни-мечтанья, песни-рассказы о пережитом. Мелодии этих песен задушевные, с частыми вздохами «аи», «ой», темп неспешный, неторопливый.

У народа много песен о родном доме, о разлуке с ним. Ведь в крестьянских семьях каждый ребенок был лишним ртом, и его старались отдать «в люди», т.е. в работники. Девушек выдавали замуж, навсегда в чужую семью, а юношей забирали в рекруты (на службу, которая длилась 25 лет). Человек тосковал по родным батюшке и матушке, и тоску эту изливал в пес­нях. Умирает раненый боец во чистом поле, в последний час мысли его о родном доме. Человек счастлив, когда он чувствует себя вольным, свободным, когда рядом с ним дорогие, близкие родные люди. И в последний час мысли человека обращены к родному дому.

Человек не может жить без любви. И об этом народ сочинил самое большое количество песен. В них - о счастливой любви, когда добрый молодец с красной девицей, как голубь с голубушкою, рядом и глядят, не наглядятся друг на друга. И люди все на них любуются, и радости их завидуют. Но таких песен немного.

Чаще добрый молодец и красна девица разлучаются, потому что предстоит «ясному соколу» дальняя дороженька или потому, что любил-любил молодец девицу, да «спокинул»:

Ванечка, ты мой, миленький дружок,

Да куда же ты, соколик, уезжаешь,

На кого ты меня спокидаешь?

Остаюсь одна я в горе,

Во слезах, как в море.

Особенно тяжела разлука, когда выдали девицу замуж за другого. И поет добрый молодец: «Прощай, радость, жизнь моя!»

На Руси свадьбы игрались с давних пор. В каждой местности существовал свой набор свадебных ритуальных действий, причитаний, песен, приговоров. В зависимости от конкретных обстоятельств свадьба могла быть «богатой» – «в два стола» (и в доме невесты и в доме жениха), «бедной» – «в один стол» (только в доме жениха), «вдовьей», «сиротской». Словом, двух одинаковых свадеб быть не могло, и у каждого вступившего в брак оставалась в памяти своя, единственная в своем роде, свадьба. Но при всем бесконечном многообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха – вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебное действо.

Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы «пересказывались», «комментировались», «опевались» в песнях, причитаниях, приговорах. Поэтическая свадебная действительность отлична от того, что совершалось на самом деле, так сказать, от действительности реальной. В этом волшебном мире невеста - всегда лебедь белая, княгиня первображная; жених – сокол ясный, князь молодой; свекровь – змея лютая; чужая сторона (дом жениха) – «слезами полита»… Все как в сказке.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

СЛУШАНИЕ: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной. (Слайд 6)

Песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» построена в форме диалога девушки и матери. Глядя в ноты, можно увидеть Тему дочери и Тему матери.

Взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения. Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств. Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике). Покорность, смирение с безвыходной ситуацией.

Песня звучит напряжённо, в миноре. Почему героиня песни так встревожена?

Понять смысл песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

Посмотрите на картины «Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова, (Слайд 7) В.В.Пукирёва «Неравный брак» (Слайд 8), (Слайд 9) «Сватовство майора» Павла Федотова.

Какие эмоции переживают героини этих картин? Смятение, тревога или покорность своей доле? Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

Свадебные песни привлекают нас ясностью формы, гармоническим сочетанием слова и музыки, откристаллизованностью интонаций. Наиболее ярко запечатлены семейные взаимоотношения, тяжелое положение женщины в патриархальной семье в этих песнях.

...Избывал ты меня, родный батюшка, Единым - то вечером.

Ты хотела меня, родная матушка, Во терем - то посадить.

Посадила меня, родная матушка, Во тоску - кручинушку.

Сегодня вряд ли кто-то соблюдает все правила проведения свадьбы. Наверное, из традиционного обряда остался только выкуп невесты. И уже точно никто не поет обрядовых песен на свадьбе.

Есть некоторые моменты, объединяющие все народные песни – это символы.

Горькая полынь в русской народной поэзии - это символ тоски, печали. Тосклива и печальна была жизнь народа порабощенной Руси.

... Ну и вот, жена, те работница,

С Руси русская полоняночка...

Полоняночка, с Руси русская,

Она глазами лебедей стережет,

А руками кудель пряжет,

А ножками колыбель колышет...

Такие образы, как месяц - символ отца, солнце - матери и звезды - детей, а также месяц-молодец (муж) и зорюшка-девушка (жена).

Довольно широко в народных лирических песнях в роли символов выступают различные птицы. Так, символом молодца в них чаще всего являются соловей, сокол, селезень и голубь. Символом девушки в них являются белая лебедушка, серая утица, пава и сизая голубка. Символом печальной девушки или горькой женской доли, как правило, в песнях выступает серая кукушка.

Еще шире, чем из мира птиц и животных, в традиционных лирических песнях в качестве символов выступают предметы растительного мира. Например, очень часто символом девушки в них являются белая береза, калина, малина и сладка вишня. Птица клюет вишню - молодец сватает девушку и т. д.

Символом женщины в народных лирических песнях, как правило, являются груша, сосна, рябина и осина.

В качестве символа молодца в народных песнях чаще всего выступает дуб, а иногда хмель или виноград.

Свадебные песни были и веселые (для гостей), и грустные (невесту оплакивали).

Заключение

В дружном кругу, в одиночестве и в шумной компании, в минуты радости и печали - повсюду с нами песня. Старинные и современные, задушевные и распевные задорные и озорные - все они в наших сердцах. Поэтическое содержание песен отражает различные стороны быта, семейных и социальных отношений, мыслей и чувств русского народа. С особым почтением, русский человек относился к песне, и не только потому, что она сопровождала его от рождения до смерти, но и, вероятно, потому что для исполнения песни требовалось особое, возвышенное состояние души. Народная песня и исцеляла, и утешала, воспитывала и поучала, предостерегала и веселила, забавляла и высмеивала. «Веселуха», «У нас нонче субботея», « Рассыпала Маланъя бобы...».

Не стоит удивляться, почему наш народ так трепетно относится к пению и песне. Песня, во всех ее проявлениях, была естественной потребностью самовыражения. Только духовно богатый и талантливый народ мог создать, ценить и постоянно воссоздавать такие шедевры. Не зря говорят, что песня - душа народа.

Изучая русскую народную песню, с восхищением осознаешь, как она богата, щедра, талантлива, искренна, чиста. Песня отражала и хранила в памяти поколений историю нашей Родины!

В песнях раскрывается судьба народа, неповторимый национальный характер во всем его богатстве мыслей и чувств.

Как добрая и мудрая наставница, песня внушает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к ее героям и мастерам. Песня учит жить по законам справедливости, помогать в трудную минуту ближним, не бояться страданий, отстаивая правду и свое человеческое достоинство.

Подобно вольной птице, песня не признает государственных границ и свободно перелетает из одной страны в другую. У народной песни завидная судьба. Исчезают бесследно из памяти модные на один сезон «хиты» и «шлягеры». А народная песня вырывается из плена забвения и снова звучит чисто и свежо в устах людей другой эпохи.

На гулянье можно услышать веселую частушку или народную песню. А ребята из поколения в поколение передают загадки, считалки, дразнилки, не думая при этом, что они являются хранителями народной музыкальной мудрости.

Вот в этом бессмертии и заключается великая тайна национального характера народной песни. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение. Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество, не является одной из высших духовных ценностей русского народа.

Материал работы может быть использован на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.

Литература

    Алексеева О. И. Русская народная песня как этнокультурный концепт: Белгород, 2006

    Кнызева Д. В. Истоки возникновения и формирования русской комической оперы последней трети XVIII века в тесной связи с изучением народной песни. 2011

    Щуров В. М. Песня, традиция, память.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1987.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Никулинская основная школа муниципального образования

«Николаевский район» Ульяновской области

Исследовательский проект

«Почему русская народная песня живет и по сей день?»

Выполнила ученица 4 класса

Русакова Ульяна

Руководитель: Пчелякова Н. В. -

учитель начальных классов

2016 год

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………3-6

    Цели и задачи исследования……………………………...3

    Методы исследования………………………………………4

    Предмет и объект исследования…………………………..5

    Гипотеза ……………………………………………………...5

    Актуальность исследования………………………………6

Раздел 1. История русской народной песни…………………..7-13

1.1. Русская народная песня ……………………………...7-9

1.2. Собиратели народных песен…………………………10

1.3 Исполнители русской народной песни……………...11-13

Раздел 2. Песенная судьба моей семьи………………………...14-16

2.1.Начало моей любви к песне - мамина песня……….14

2.2.Песенная судьба моих предков……………………….15

2.3.Песни моего сердца……………………………………..16

Раздел 3. Практическая часть…………………………………...17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………18

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………19

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования: определить значение русской народной песни.

Задачи исследования:

Познакомиться с историей народной песни;

Изучить песенное народное творчество;

Проанализировать материал по выбранной теме;

Исследовать песенные народные традиции семьи, односельчан;

Предположить, долго ли они будут существовать;

Выяснить насколько хорошо знаем мы песенную культуру своего народа.

Методы исследования:

Работа с научной и справочной литературой;

Наблюдение;

Опросы местных жителей,

Анкетирование сверстников;

Интервьюирование;

Систематизация собранного материала;

Математическая обработка данных.

Предмет исследования – народная песня.

Объект исследования – песенная нить в судьбе семьи.

Гипотеза - Я предполагаю, что русская народная песня будет жить до тех пор, пока жив русский народ.

Время оставляет след: вчера, сегодня, завтра. В событиях, фактах, в камнях, руинах, в сердце и памяти народной. Нити времени, соединяясь, плетут правдивую летопись, которой нет конца. История отражается в жизни людей, в облике городов и сел, в красках художника, в резце скульптора, в рифмах поэта, в слове писателя, она - в песне народного творца, в летописи времени. Перелистывая страницы этой удивительной летописи и задержимся на тех из них, которые ожили в звуках, став одним из прекраснейших творений человека – песней!

Свою работу я посвящаю Русской народной песне.

Русские народные песни окружали меня с самого раннего детства: их пела моя прабабушка, поют бабушка и мама. Каждый раз, слушая русские народные песни на уроках музыки, по телевидению, передо мной встал вопрос: почему русская народная песня живет и по сей день?

Актуальность исследования:

Духовное возрождение современного человека;

Фольклор нашего села уникален, самобытен и неповторим, так же как и культура нашей семьи;

Песенная культура жива, пока есть люди, исполняющие старинные фольклорные произведения народа.

Данная исследовательская работа проводилась на основе семейного архива семьи Русаковых - Стадниченко, воспоминаний родственников и односельчан, проживающих в селе Рызлей Николаевского района, изучения специальной литературы о фольклоре, интернет-материалов о народном песенном творчестве; интервью с исполнителями старинных песен.

Раздел 1. История русской народной песни

1. 1.Русская народная песня.

В истории русской культуры большое значение имело народное творчество. Одном из направлений народного творчества является народная песенная поэзия.

Русская народная песня - песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен, но известны и народные песни литературного происхождения. Существенная черта большинства жанров русской народной песни - непосредственная связь народной песни с бытом и трудовой деятельностью.

Русские народные песни подразделяют на:

Песенный эпос

    былины (южнорусские, среднерусские, сибирские);

    северная эпическая традиция;

    исторические песни;

  • небылицы и скоморошины;

    песни в сказках.

Календарные обрядовые песни

    поздравительные зимние (колядки, щедровки)

    святочные (см. Святки);

    масленичные;

    весенние (веснянки, пасхальные);

    песни пахоты и сева;

    вознесенские;

    летние (купальские песни);

    толочные, покосные, жатвенные.

Семейные обрядовые песни

    обряды рождения и пестования (пестушка);

    плачи и причитания;

    свадебные;

    колыбельные.

Традиционные лирические

Трудовые песни.

Отходнические песни

    бурлацкие;

    чумацкие;

    ямщицкие;

    солдатские;

Удалые песни

    разбойничьи;

    каторжные и ссылочные;

    тюремные (блатные).

Шуточные, сатирические, частушки, припевки, страдания.

Песни литературного происхождения.

Казачий воинский репертуар.

Жанровые песни, связанные с хореографией

    хороводные;

  • песни и инструментальные наигрыши, сопровождающие пляску;

    поздние танцы.

Передо мной встал вопрос: почему русская народная песня живет и по сей день? Когда появился интерес к русской народной песне, когда стали записывать и изучать ее, кто первый догадался, что это необходимо?

Конечно, точных ответов на этот вопрос найти трудно. В своей работе я попыталась познакомиться с известными собирателями песни.

1.2.Собиратели народных песен.

Одним из первых собирателей стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Имя очень известное. Действительно, великий собиратель. Кроме «Толкового словаря живого великорусского языка» и собрания пословиц, он записал много сказок и песен. Записанные им песни отдал Петру Киреевскому, издавшему многотомное собрание русских песен. Это был XIX век, когда действительный интерес к фольклору был огромным.

Петр Васильевич Киреевский (1808-1856) - знаменитый фольклорист, исследователь древнерусской культуры, знал семь языков, занимался переводами произведений Байрона, Кальдерона, Шекспира. Он создал уникальное собрание, насчитывавшее свыше 10 тысяч песен, составившее эпоху в отечественной фольклористике.

Митрофа́н Ефи́мович Пя́тницкий (1864- 1927) - русский советский музыкант, исполнитель и собиратель русских народных песен. Он основатель и художественный руководитель русского народного хора. «Народная песня, - говорил М. Е. Пятницкий, - это художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению, вымирает с каждым днем… Деревня начинает забывать свои прекрасные песни… Народная песня исчезает, и её надо спасать».

1. 3.Исполнители русской народной песни.

Замечательные артисты, которые оставили свой глубокий след в русской культуре, это Мария Николаевна Мордасова, Лидия Андреевна Русланова, Людмила Георгиевна Зыкина, Геннадий Заволокин.

Мария Николаевна Мордасова (1915-1997) - советская певица, исполнительница русских народных песен и частушек. Народная артистка СССР (1981). Герой Социалистического Труда (1987). Родилась 1915 году в деревне Нижняя Мазовка в многодетной крестьянской семье Яркиных. Пела в школьном хоре, затем в сельском клубе. Работала дояркой. В 1938 году году приняла участие в смотре художественной самодеятельности в Тамбове.

Самобытная исполнительница, собирательница и автор многих песен, частушек и припевок.

Лидия Андреевна Русланова родилась в 1900 году в крестьянской семье. В пять лет осталась сиротой и до 1914 года росла в сиротском приюте. Мама умерла, а отец погиб в русско- японской войне. Работала на мебельной фабрике. В 1916 году поехала на фронт сестрой милосердия и до 1917 года служила в санитарном поезде. После революции выступала на концертах. Активная концертная деятельность во время войны была отмечена правительственными наградами. В 1942 году певице присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

Людмила Георгиевна Зыкина. Народная артистка Советского Союза. Родители Людмилы родом из деревни. Люда в детстве не хуже мальчишек играла в хоккей, любила слушать голоса лесных птиц. Люду приняли в хор имени Пятницкого. Честь была большая. Для бабушки песня была делом домашним, а для Люды стала делом жизни. Людмила Георгиевна награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» 3 степени.

Геннадий Заволокин, руководитель ансамбля «Частушки». Когда у Геннадия спросили, откуда пришла к нему такая популярность, он ответил: «Жили мы два брата, играли на гармони. Говорят, не плохо играли. Потом, волей случая, попали на телевидение, снялись в одной программе, посвященной народной песни, оттуда и пришел успех». Тогда и родилась передача «Играй, гармонь». Сегодня нет с нами Геннадия Заволокина, но песня его живет, и живет передача «Играй, гармонь». Инициативу подхватили его сын Захар и дочь Анастасия.

Хор «Ладушки». Я живу в селе Рызлей. В нашем доме культуры есть хор народной песни «Ладушки». Образовался он очень давно. Моя бабушка поёт в хоре. Мне очень нравятся песни в исполнении хора «Ладушки». Народный хор «Ладушки» известен не только в нашем селе, районе, но и далеко за его пределами. Он являются победителями и лауреатами многих конкурсов в районе, многократными дипломантами краевых конкурсов и фестивалей. Основа репертуара – русские народные песни.

Раздел 2. Песенная судьба моей семьи

2.1.Начало моей любви к песне - мамина песня.

Кто из нас не помнит маминых колыбельных песен? Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в колыбельных песнях. Через них они познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык.Главное назначение этих песен – влиять на поведение и настрой ребенка в момент его засыпания. Размеренный, небыстрый мотив в ритме покачивающейся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребенку, успокаивают его, действуют на него усыпляющее.

Баю-баю-баиньки,
Прибежали заиньки:
Спит ли ваша девочка,
Девочка-припевочка?
Уходите, заиньки,
Не мешайте баиньки.

Эту колыбельную я знаю с раннего детства. Пела мне ее моя мама Русакова Екатерина Викторовна. А мама узнала эту колыбельную от своей бабушки. Много запомнила мама бабушкиных коротеньких песенок.

2.2.Песенная судьба моих предков.

Есть на земле люди с душой, как родник, радующие своей сердечной теплотой и отзывчивостью. Живёт женщина именно с такой родниковой душой – Русакова Л.А. моя бабушка. Казалось, что нет на крестьянской земле того, чего она не знает. Песни она поёт старинные, причудливые. Старые песни она поёт с чувством и настроением, как будто заново переживает прожитые годы:

Моя бабушка вспоминает беседы со своей бабушкой и живописно передает трогательную атмосферу детства и самобытный фольклорный колорит.

«В горнице рассаживались на лавки и скамьи. Девки садились отдельно от парней. Начинали с россказней, загадок, сказок, прибауток. Только потом песни запевались. Весной в теплые дни и летом собирались уж на воздухе: когда у чьих-либо ворот, когда прямо за околицей. Если была гармошка или балалайка, то пели чаще частушки или любовные припевки».

Современному человеку, не слышавшему подлинных народных песен в живом исполнении сельских песенников, трудно по-настоящему понять их значимость, оценить их красоту, почувствовать то волнение, которое испытываешь, слушая их.


2.3.Песни моего сердца.

Народная поговорка говорит: «Не я пою, душа поет». Песня – это пища души. А душа вечна! Не так часто приходится в современном ритме жизни встречаться и петь. Для современного человека это большая редкость. Но в нашей семье есть хорошая традиция отмечать дни рождения, большие религиозные праздники.

Русская народная песня, корни которой уходят в далекое прошлое, имеет богатую и интересную историю, которая неразрывно связана с историей России и ее маленькими частями - нашими селами. Трудно доподлинно народно исполнить старинную песню. Приходится осознавать факт, что песня жива, пока живы исполнители.

Моя любимая песня «Соловушка».

В роще пел соловушка, там вдали,

Песенку о счастье и о любви.

С чарами не справишься,

Век ты будешь мой,

Ой, как ты мне нравишься,

Ой-ёй-ёй-ёй.

От задора русских песен светлееют лица моих друзей, душа раскрывается.

Получается, что я с детства «окутана» русским фольклором.

Раздел 3. Практическая часть.

Познакомившись с разнообразным материалом о народной песне, мне захотелось узнать мнение учащихся МОУ Никулинской школы о народной песне.

Учащимся 1-8 классов была представлена следующая анкета.

1.Можешь ли ты назвать себя любителем музыки?

2.Какую музыку ты любишь слушать (современную, классическую, зарубежную, русскую, народную)?

3.Какие народные песни ты знаешь?

4.Нужна ли нам народная песня?

5.Назовите известных вам исполнителей - солистов народных песен?

6. Какие народные коллективы ты знаешь в нашем районе?

Анализ результатов анкетирования.


На вопрос, какие ты знаешь народные песни, большинство ребят ответили «Калинка», «Ой, мороз», «Во поле береза стояла». 90% ребят ответили, что русская народная песня нужна. Чтобы продолжить историю прошлого. И лишь 10% ответили, что нет. Из народных исполнителей отметили Надежду Бабкину, Людмилу Зыкину и Надежду Кадышеву, Пелагею.

Из народных коллективов «Золотое кольцо», «Бурановские бабушки», «Ладушки».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая исследовательскую работу, можно сделать следующие выводы. Сегодня молодежь увлекается легким жанром. Как не потерять это великое песенное искусство? От кого зависит, чтобы народная песня не забывалась и исполнялась? Начать нужно с себя. Уходят из жизни наши прабабушки, и мы, вдруг, понимаем, что не спросили у них, как они жили, о чем пели. Теперь и я знаю и ценю этот бесценный дар, который просто обязана сохранить и передать дальше.

Народная песня – зеркало жизни народа. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется».

Любите русскую песню!

Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов!
Столько песен у России,
Сколько во поле цветов!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Русская народная песня «Тонкая рябина»

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина,

Головой, склоняясь до самого тына.

Там, через дорогу, за рекой широкой,

Так же одиноко дуб стоит высокий.

Как бы мне, рябине, к дубу перебраться,

Я б тогда не стала гнуться и качаться.

Русская народная песня «Ой, вставала я ранёшенько»

Ой, вставала я ранёшенько,
Умывалась я белёшенько.

Ой-ли, да-ли, калинка моя,
В саду ягода-малинка моя!

Надевала черевички на босу,
Я гнала свою корову на росу.

Я гнала свою корову на росу...
Повстречался мне медведь во лесу.

Я медведя испугалася,
Во часты кусты бросалася.

Ты, медведюшка-батюшка,
Ты не тронь мою коровушку.

Ты не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку!

Я коровушку доить буду,
Малых детушек поить буду.

Ох, мать, моя матушка,
Ты зачем меня на свет родила?

Уж ты умную, таланливую,
Чернобровую, догадливую?

Русская народная песня « Посею лебеду»

Посею лебеду на берегу,
Мою крупную рассадушку,
Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,
Моя крупная рассадушка,
Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,
Ни воды нет, ни казаченька,
Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,
Я бы вольная казачка была,
Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,
По зеленым по дубравушкам,
По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,
Со удалым добрым молодцем,
Со удалым добрым молодцем.

Раздушечка, казак молодой,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне,
Что не ходишь, что не жалуешь ко мне?

Русская песня - русская история.

А. М. Горький

Создаваясь на протяжении многих столетий, песни стали под¬линной художественной энциклопедией трудовой и социальной жиз¬ни народа, его быта, психологии и идеологии. Поэтически обаятель¬ные и задушевные, глубоко раскрывающие в своем содержании внутренний мир человека, народные песни являются свидетельством высокой талантливости русского народа как в поэтическом, так и в музыкальном отношении.

В них нашли яркое отражение лучшие черты русского нацио¬нального характера: стойкость в жизненных испытаниях, сила воли и мужество, чувство человеческого достоинства, удаль, отвага и горячая любовь к родине и свободе.

Так что же такое - русская народная песня? Это - естественная потребность самовыражения.

Изучая русскую народную песню, с восхищением осознаешь, как она богата, щедра, талантлива, искренна, чиста. Песня отражала и хранила в памяти поколений историю нашей Родины.

В песнях раскрывается судьба народа, неповторимый национальный характер во всем его богатстве мыслей и чувств.

Хороводные и свадебные песни привлекают нас ясностью формы, гармоническим сочетанием слова и музыки, откристаллизованностью интонаций. Наиболее ярко запечатлены семейные взаимоотношения, тяжелое положение женщины в патриархальной семье в этих песнях.

«...Избивал ты меня, родный батюшка,

Единым - то вечером.

Ты хотела меня, родная матушка,

Во терем - то посадить.

Посадила меня, родная матушка,

Во тоску - кручинушку.»

Огромная сила воздействия песни на окружающих вселила в наших предков много веков назад уверенность в том, что пением можно общаться и влиять на силы природы. Так возникли обряды и удивительные по своей неповторимой простоте и лаконичности календарные обрядовые песни. Поэзия старинных календарных земледельческих песен обладала огромной притягательной силой.

В них звучат мотивы, связанные с трудовой деятельностью крестьянина. Тема труда также отражена в хороводных лирических песнях. Недаром народ сказал: «Беседа дорогу коротает, а песня -работу».

В детских колядках чувствовалась непосредственность, жизнерадостность, искрящимися весельем и юмором народными «авсеньками», " таусенькми».

«Таусеньки, таусень!

Варит бабушка кисель

На горушке

В черепушке...»

Колыбельные песни передавали ясный образ детского мира, чувствовалась теплота и глубина материнской ласки, и ее нежная умиленностъ покоем ребенка.

«А баю, баю, баю...

Ой, спи,ангел, почивай,

Свои глазки закрывай».

Нежные чувства любви, тоски по милому, тяжесть разлуки запечатлены в лирических песнях.

А причитания! Сколько чувства, экспрессии, яркого поэтического таланта вкладывали вопленицы, стремясь выплеснуть свое горе в рождающихся сиюминутно скупых, но необычайно емких, идущих из глубины души слово - интонациях.

Л.А. Русланова будучи девочкой, услышала, как вопила бабушка, когда ее отца уводили в солдаты: «На кого ж ты нас, сокол ясный, покинул?" Потом она часто просила бабушку: «Повопи, баба по тятеньке!»

Вот почему песня исполненная искренне, бескорыстно, задевает за живое, заставляет думать, волнует.

С особым почтением, русский человек относился к песне, и не только потому, что она сопровождала его от рождения до смерти, но и, вероятно, потому что для исполнения песни требовалось особое, возвышенное состояние души.

Душа сегодняшнего человека, который поет песни своих предков или хотя бы слушает их, соприкасается с суровыми думами Ермака, с разбойной удалью Стеньки Разина, с тихой грустью пряхи в низенькой светелке, с горькой долей ямщика, замерзшего в степи, с нелегкой службой солдатушек - ребятушек, с завидной любовью человека, готового отдать златые горы за « ласки - взоры».

Как добрая и мудрая наставница, песня внушает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к ее героям и мастерам.

У народной песни завидная судьба. Исчезают бесследно из памяти модные на один сезон «хиты» и «шлягеры». А народная песня вырывается из плена забвения и снова звучит чисто и свежо в устах людей другой эпохи.

На гулянье можно услышать веселую частушку или народную песню. А ребята из поколения в поколение передают загадки, считалки, дразнилки, не думая при этом, что они являются хранителями народной музыкальной мудрости.

Вот в этом бессмертии и заключается великая тайна национального характера народной песни.

«Песня русская не голошенье,

Не дебош, не надрывная грудь,

Рядом сесть и в глаза заглянуть».

«Величальная русской песне» В. Боков.

Исторические песни без преувеличения являются продолжением эпического творчества народа на новом этапе государственного развития Руси. Все они посвящены различным историческим событиям и лицам и выражают народные интересы и идеалы.

По своему объему они меньше былин. Обычно сюжет исторических песен сводится к одному единственному эпизоду. Персонажи исторических песен – всем известные исторические личности (Иван Грозный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов, Александр I, Кутузов), а также представители, так сказать из народа: пушкарь, канонер, солдаты, казаки. Старшие исторические песни XIII–XVI вв. уже немного ближе к былинам наличием четко прослеживаемого развернутого сюжета, а самое главное стилистикой, а младшие – XVIII-XIX вв. начинают испытывать все большее влияние лирических песен и постепенно переходят в солдатские песни лирического звучания. В настоящем разделе сайта публикуется примерно четвертая часть известных науке исторических песен.

Что же касается времени происхождения исторических песен, так среди авторитетных фольклористов существуют серьезные разногласия. Петербургский ученый С. Н. Азбелев утверждает, что подобные песни существовали задолго до образования Древнерусского государства. В своих рассуждениях С. Н. Азбелев опирается в основном на мнение таких авторитетных ученых, как Ф. И. Буслаев, А. Н. Веселовский, В. Ф. Миллер, а также на свидетельства византийских историков. С другой точки зрения (Ю. М. Соколова, Б. Н. Путилова, Ф. М. Селиванова, В. П. Аникина), исторические песни возникли во время монгольского или ордынского нашествия – в середине XIII в.

Раздаточный материал для работы в группах.

Исторические песни

Исторической песней называются эпические и некоторые лиро-эпические произведения, в которых рассказывается об исторических событиях и эпизодах из жизни исторических лиц. Исторические песни – это продолжение и развитие былинного народного эпоса. Былина воспевает подвиги богатырей. В их гиперболизированных образах воплощены народные представления о русской силе, могуществе, готовности встать на защиту Родины. Вражеская сила предстает в былине как фантастическое, сказочное существо, у которого нет однозначного исторического прообраза. Исторические события седой старины в былинах теряют черты реальности. В исторических песнях, напротив, упоминаются вполне определённые исторические события, называются конкретные исторические лица. Народной памяти удостаиваются только выдающиеся события и выдающиеся исторические деятели: это цари Петр I, Иван IV (Грозный), это и народные заступники – вожди крестьянских восстаний Степан Разин, Емельян Пугачёв, это и вольный казак, смелый покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. Исторические песни выражали чувства безымянных авторов в связи с войнами, походами, народными восстаниями. Это народная оценка истории, её творцов, выражение души народа.

В XVI веке складываются циклы песен вокруг Ивана Грозного и героя, выдвинутого народом, – Ермака. По народным песням видно, за что царь получил свое прозвище. Царь велик, заслуги его неоспоримы. В то же время Иван Грозный по малейшему подозрению готов «казнить-вешать» своих пушкарей, во время карательных походов уничтожает целые города, в гневе посылает на казнь своего сына:

«Ай же вы, мои слуги верные,

Палачи мот немилосливые!1

Берите-ка моего сына царского,

Того ли Федора Иванова,

За него за ручушки за белыя,

За него за перстни за злачёные,

Ведите-тко на поле на Куликово,

На это-то на место на торговое,

Срубите-тко ему буйну головушку

За него изменушку великую!»

Вторая половина XVII века ознаменовалась крупнейшим событием – крестьянским восстанием под предводительством Степана Разина. В это время крестьяне осознали себя самостоятельной силой. Основной стала тема социального протеста:

«Судари мои, братцы, голь кабацкая,

Поедем мы, братцы, на сине море гулять,

Разобьемте, братцы, бесурмански корабли,

Возьмем мы, братцы, казны сколько надобно,

Поедемте, братцы, в камену Москву…»

Пугачевский цикл исторических песен является продолжением разинского цикла. Эти песенные циклы объединяют общие мотивы, настроения.

Исторические песни в течение нескольких столетий были для народа одним из главных источников знаний о своем прошлом.

Календарно-обрядовые песни

Обряды – это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться. Юноши и девушки ряженые ходили по дворам, прославляли Коляду – молодое солнце, дающее всем блага, требовали подарка. С утверждением христианства это празднество стало все больше переноситься на рождественский сочельник и на крещенский вечер. Святки – народное название периода от Рождества до Крещения1 становились самым любимым зимним праздником. В каждом доме к празднику Рождества Христова пекли пироги, караваи, символизирующие плодородие, приготовляли обрядовое печенье: баранки, фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. Пол в избе устилали соломой, по дому рассеивали зерна пшеницы. Вся семья садилась угощаться за стол, поминали умерших родителей и просили у них помощи. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни, которые назывались колядками.

– Пришла коляда

Накануне Рождества!

Дайте коровку –

Масляну головку!

А дай бог тому,

Кто в этом дому:

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

* * * * * * * * * *

Вот идем мы, пастухи,

Прощены нам все грехи.

К дому путь свой правим,

Христа Бога славим.

За привет, за угощенье

Вы примите поздравленье!

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

И богатством во всем!

Хозяева дома одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных, сладостями, пряниками.

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали. Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои. На Масленицу было принято печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели...»

А мы Масленицу повстречали,

Повстречали, душа, повстречали.

На горушке побывали,

Побывали, душа, побывали.

Блином гору выстилали,

Выстилали, душа, выстилали.

Сыром гору набивали,

Набивали, душа, набивали.

Маслом гору поливали.

Изгнание зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Обряд закликания весны приходится на середину Великого поста.

– Весна, Весна Красная!

Приди к нам с радостию!

С великою милостию!

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Жаворонушек на приталинке

Распевает, распевает,

Он зовет себе, он зовет себе

Весну красную, весну красную.

Так пели дети, обходя в этот день соседские дворы. Детям давали гостинец – выпеченный из постного теста крестик. Печенье-крестики воспринимались как вестники весны – жаворонки. Их просили прилететь, принести весну – и вот они прилетели. «Жаворонков» вешали на деревья, на плетни, на специальные шесты в поле или просто подбрасывали, а потом съедали. В этот день принято было выпускать птиц из клеток на волю, а к детям быть особенно доброжелательными. Детство – начало жизни, весна – пробуждение природы, начало ее расцвета, они родственны между собой.

Крестики, жавороночки,

Летите к нам из заслоночки!

На Троицу (50-й день после Пасхи) девушки брали угощения и шли в лес, собирали травы, цветы и плели венки, которые потом бросали в воду, загадывая по тому, как они поплывут о своей будущей жизни и женихе. Там же выбирали молодую березку и «завивали» ее, то есть украшали, вешали на нее ленты, венки, платки и загадывали желание. Если через три дня венки не вяли на березе, то значит, желание должно было исполниться. В песне «Во поле березка стояла» поётся: Я пойду, пойду погуляти

Белую берёзу заломати…

Семейно-обрядовые песни

Семейно-обрядовые песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека. Пелись свадебные песни: песни девичника; величальные песни свадебного пира; свадебные причитания невесты. Рекрутские песни сопровождали обряд проводов в солдаты1. Были и похоронные песни, песни-плачи.

Свадебный обряд был одним из самых сложных. Народная свадьба распадалась на несколько этапов: предсвадебный цикл (сватовство, сговор, зарученье, девичник), собственно свадебные церемонии (сборы невесты, приезд за невестой, венчание, свадебный пир) и послесвадебные (отгостки). Невесте перед свадьбой полагалось причитать: сожалеть о вольной, девичьей жизни. Это ритуальные причитания:

Все прошло да прокатилося,

Все да миновалося,

Девье да беспечальное житье…

О женихе пелось:

Вот он едет, погубитель мой,

Вот он едет, разоритель мой,

Вот он едет расплести косу,

Вот он едет – потеряй красу…

На свадьбе жениха и невесту величали. Невеста «Без белил … белешенька, Без румян щечки алые, Без сурьмил брови черные». Жених

На коня садится,

А конь веселится,

По улице скачет –

Вся улица сияет.

К роще подъезжает –

Роща защумела…

В конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам. Они были полны шуточных, пародийных величаний:

Друженька хорошенький,

Друженька пригоженький.

Как на дружке-то кафтан

Весь по ниточке собран…

Башмаки хороши,

Только без подошвы.

Похоронные причитания и рекрутские причитания во многом схожи между собой. Проводы на 25 лет были равносильны смерти, именно поэтому в рекрутских причитаниях столько боли и тоски родных:

Не дай Господи на сем да на белом свете

Уже жить да в грозной службе государевой:

Как еденьице солдатушкам – сухарики,

Как питемьице им – водушка со ржавушкой…

Традиционные лирические песни

Песни пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими. В песенном фольклоре лирические песни занимают большую часть. Появились эти песни позже, чем обрядовые. Все оттенки духовной жизни народа нашли в них воплощение.

В любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и тоске, верности и измене. Семейные песни рассказывали о несчастной жене и строгом или старом муже; о муже, который женился не по любви и теперь несчастлив, лишь и остается ему вспоминать прежнюю любовь. Молодые пели о суровых родителях, невестка – о неласковой свекрови.

Были песни разбойничьи, тюремные, солдатские, ямщицкие, бурлацкие, песни о крепостной неволе – они помогали переносить тяготы жизни, облегчить душевные муки. Такие песни врачевали душу человека. Поющий чувствовал, что он не одинок в своем горе, что такое горе переживалось многими и многими людьми. Народное сочувствие страдающему, которое слышалось в этих песнях, приносило утешение. Вот, например, разбойничья песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка, Не мешай мне думу думати…». Её поют в разбойничьем отряде Владимира Дубровского, её поёт Пугачёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Хотя и нарушали разбойники многие законы, в песне слышится сочувствие к их несчастной доле. В ней воспевается и удаль молодецкая, и слышится грустное раздумье о неминуемой смерти, ожидание суровой расплаты.

Названные виды лирических песен по-другому называют протяжными, «голосовыми», «долгими». Все эти определения указывают на неторопливый, распевный характер песни. В песне основным является музыка. Передать содержание без музыки сложно, так как практически отсутствует рифма и как стихи текст песни не воспринимается. Ритмический рисунок возникает здесь лишь при пении, певец вставляет в текст многочисленные повторы, восклицания, междометия, что с одной стороны усиливает эмоциональность, с другой – подчеркивает ритм.