Таблице шульте за какое время. Упражнение «Покажи и назови правильно». Особенности проведения упражнений среди учеников разного возраста

Что это такое? Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте (или Shultz tables) – это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25. Такая таблица представлена на картинке ниже:

Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения, повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.

Эффект от упражнения. Таблицы Шульте применяются для развития темпа восприятия информации, а постоянная работа с таблицами Шульте помогает расширить ваше периферийное зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информационных частей текста. Также за счет работы с такими таблицами растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения.

Методика выполнения упражнения

Для того чтобы эффективно увеличивать скорость чтения, искать числа нужно беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25. Найденные числа фиксируются только взглядом. Однако есть своя особенность этого поиска. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все числа, тренируя периферийное зрение, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.

Наилучшая тренировка зрительных навыков при работе с таблицами Шульте достигается при максимальном отсутствии горизонтального и вертикального движения глаз. Для этого необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы. Чем дальше таблица, тем удобнее смотреть на все ее ячейки сразу. Оптимальное расстояние до таблицы должно соответствовать удобному расстоянию до монитора при чтении. Обычно это 40-50 сантиметров, но не нужно отводить глаза слишком далеко, только в том случае, если вам сложно видеть всю таблицу.


Неверное выполнение упражнения
с таблицей Шульте


Правильное выполнение упражнения
с таблицей Шульте

Достижение нужного эффекта. Занимаясь с таблицами Шульте, важно понимать, что вы тренируете свои зрительные навыки. Поэтому главное не желание как можно скорее закончить каждую таблицу, а правильное выполнение упражнения, то есть соблюдение методики, описанной выше. Поначалу при выполнении упражнения у вас могут возникнуть определенные трудности, но с каждой следующей таблицей вы будете находить числа все быстрее и быстрее. В конце концов вы поймете, что теперь находите числа гораздо раньше, чем если бы просто искали их обычным движением глаз. Это и есть нужный эффект от методики упражнений с таблицами Шульте.


Режим занятий. Хорошее периферийное зрение, а также зрительные поисковые навыки могут быть достигнуты не только при правильном выполнении поиска чисел, но и при постоянной систематической программе тренировок. Поэтому с таблицами Шульте важно работать хотя бы 3-4 раза в неделю по 20-30 минут на протяжении 2-3 недель. Если же ваши глаза начинают уставать во время занятия, то лучше сделать небольшой перерыв или повторить упражнение на следующий день.

Назначение теста

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал (ПЯТЬ ТАБЛИЦ СМ. НИЖЕ)



Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (по А.Ю.Козыревой ):

    эффективность работы (ЭР),

    степень врабатываемости (ВР),

    психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5 ) / 5 , где

    Т i – время работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т 1 / ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т 4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Источники

    Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.112-116.

СУТЬ ЗАНЯТИЯ:

С помощью таблиц расширяется угол зрения, возрастает концентрация и скорость передвижения зрачка. Для этого необходимо отодвигать таблицы на расстояние четкой видимости и смотря в центр отыскивать все цифры в прямом порядке, а так же в обратном. Зрение (глаза) за цифрами не водить! Глаза расслаблены и смотрят четко в центр, необходимо просто фиксировать цифры, но глаза смотрят в центр.

Самое важное при работе с таблицами Шульте одним взглядом охватывать все числа, как в верхней строчке, так и в нижней строчке, а не счет цифр. Перечисление чисел дается для тренировки внимания, а не как цель.

Повторюсь, что важно в первую очередь охватывать все поле, а не как можно быстрее находить все цифры.

САЙТЫ С ТАБЛИЦАМИ:

http://www.dadon.ru/mik/shultc_change

http://drumrock.skipitnow.org/javascript/shulte-tables/

http://mozlife.ru/catalog/item727.html

Либо см. Файл: ТАБЛИЦА ШУЛЬТЕ.xls

ДОПЛНИТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ:

    ЧАСЫ «СЕКУНДА»: простые часы с секундной стрелкой, смотрим на край секундной стрелки, не отрываясь и не отвлекаясь. Начинать с 5 минут постепенно увеличивать время до 20 минут (можно до часа).

    ЧАСЫ «МИНУТА»: все тоже, но следим за минутной стрелкой. Начинать с 15 минут постепенно увеличивать время до 45 минут (можно до часа).

    ЧАСЫ «ЧАС»: все тоже, но следим за часовой стрелкой. Начинать с 30 минут постепенно увеличивать время до часа и более.

Суть упражнения: чтобы ни происходило с сознанием необходимо следить за краем стрелки. Необычные состояния сознания необходимо научиться удерживать как можно дольше.

Таблицы Шульте и скорочтение

Вопрос о Таблицах Шульте

Меня интересует технология расширения поля зрения с помощью таблиц Шультедля овладения навыкомскорочтения . Я изучал информацию на сайте рассылки, и у меня возникли следующие вопросы:

1. Первая часть вопросов относится к физическим характеристикам таблиц: * их размер * количество элементов * размер элементов (цифр) * форма таблицы (квадрат или прямоугольник) * порядок чтения таблиц (прямо 1..25, или 25..1, или иное) * расстояние между таблицей и глазами.

2. Часть относится к содержимому таблицы Шульте . Дело в том, что, насколько я понял, суть тренинга в одновременном сканировании информации, расположенной на таблице, но в случае, когда за несколько ходов известно, какой будет элемент, теряется новизна. Решение этой проблемы возможно в установлении различных правил прохода таблицы: в обратном порядке, только четные и т.д. Вторая проблема в том, что в единицу времени воспринимается все же один элемент, хотя расширяется физическое поле зрения; ментальное поле зрения не расширяется.

У меня возникло предложение: в таблице цифры размещать парами, разбросанными по полю, и поиск осуществлять, находя соответственно по два элемента.

Ответ по поводу Таблиц Шульте :

Вот что говорится о таблице Шультев книге О.А. Андреева и Л.Н. Хромова "Техника быстрого чтения":

При движении взгляда наибольшая острота зрения возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.

    Максимальная зона видения человека занимает 35 градусов.

    Зона ясного видения занимает 15 градусов.

    Область наилучшего видения занимает 1,5 градуса.

Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно расширить, например, при регулярном использовании таблиц Шульте .

Таблица Шульте представляет собой листок бумаги, на котором нарисован квадрат со сторонами 20 (25) см. Квадрат разбивается на 25 ячеек, в которые вписываются в беспорядке числа от 1 до 25. Взгляд следует сосредоточивать в центре квадрата и боковым зрением пытаться найти все числа от единицы до двадцати пяти. Расстояние от таблицы до глаз должно быть 30-33 см. Чтобы не было привыкания к одной таблице, следует сделать несколько таблиц.

Главное не отыскать цифры, главное -- при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и праую, нижние левую и правую цифры.

Таблицы Шульте – один из самых простых в использовании психологических тестов. Его используют для определения устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов.

Описание теста

Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту

Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал

Обработка и интерпретация результатов теста

Основной показатель – время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена “кривая истощаемости (утомляемости)”, отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике. С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как (поА.Ю.Козыревой ):

  • эффективность работы (ЭР),
  • степень врабатываемости (ВР),
  • психическая устойчивость (ПУ).

Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5) / 5 , где

  • Т i – время работы с i-той таблицей.

Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:

ВР= Т 1 / ЭР

Результат меньше 1,0 – показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе. Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле:

ПУ= Т 4 / ЭР

Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.

Источник
  • Методика «Таблицы Шульте» / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.112-116.

Вот я подготовила для вас 8 таблиц для тренировки:

А здесь 2 таблицы посложнее 10х10 клеток – это та самая детская игра ”В 100 квадратов”, про которую я писала в .

Если еще хотите готовых таблиц, то можете найти их .

Часто используют также буквенные аналоги таблиц Шульте, так называемые “квадраты букв” . Можно просто буквы по порядку, по алфавиту называть, можно слова и фразы по заданию друг друга читать, показывая в квадрате каждую букву, показывать ответы на вопросы и т.д.

А вот это задания из моей серии “осмысленных” упражнений на основе таблиц Шульте. (Квадраты только копируются в пост какими-то прямоугольными)

1. Выпишите все знаки по порядку и узнаете, что говорил Сенека о значении цели для человека.

11-е 65-р 74-о 12-к 40-ж 72-т 46-ь 10-в 69-у
18-е 41-и 22-к 52-е 64-е 23-а 61-в 51-н 30-с
68-б 28-р 32-а 38-е 1-К 58-д 81-. 19-т 76-у
5-а 36-н 57-о 53-г 47-, 29-и 17-а 80-м 33-н
44-у 75-п 6-ч 48-д 15-з 79-ы 77-т 4-д 63-т
13-н 71-е 31-т 20-, 42-т 25-о 45-т 78-н 24-к
55-н 16-н 70-д 56-и 37-д 2-о 73- п 27-п 67-е
14-е 60-н 3-г 21-к 59-и 49-л 7-е 62-е 39-р
50-я 26-й 35-о 43-п 8-л 66-н 34-и 54-о 9-о

2. Это совсем простое задание: В квадрате найдите названия 7 животных, читать можно в любом направлении (кроме диагоналей)

  1. В «Волшебном квадрате» найдите 5 слов, из оставшихся букв составьте понятие, объединяющее их в одну смысловую группу

Еще подобные задания можете найти в статье и про синичек

Напишите, пожалуйста, какие задания вам больше нравятся, какие вы бы хотели еще получить. Я готовлю книгу с заданиями, и мне очень нужно знать ваше мнение.

">

Работаем с таблицами Шульте.

Многие люди считают, что во время чтения их глаза плавно и равномерно скользят по тексту. На самом деле это совсем не так. Глаза при чтении совершают скачкообразные движения и делают остановки (фиксации). В момент остановки происходит восприятие текста. У большинства читателей объем восприятия за одну фиксацию всего 1-2 слова. Если на строке находится 10-12 слов, то и остановок будет примерно столько же. Частые остановки снижают скорость чтения. Нужно стремиться к тому, чтоб за одну фиксацию охватывать как можно больше слов. Это поможет значительно повысить вашу скорость чтения.

Для тренировок можно использовать таблицы Шульте. Они помогут развить периферическое зрение, улучшить концентрацию внимания и расширять поле восприятия текста.

Таблицы Шульте бывают разного уровня сложности. Наиболее распространенная таблица представляет собой квадрат, который разбит на 25 ячеек. В этих ячейках в хаотичном порядке расположены числа или буквы от 1 до 25.

При работе с Таблицей Шульте, держите ее на таком же расстоянии от глаз, как и при чтении книги, то есть примерно 25-30 см. Смотрите в центр таблицы, старайтесь охватывать взглядом всю таблицу целиком. Далее боковым зрением старайтесь найти все числа или буквы от 1 до 25. Помните, что главное не искать цифры, «бегая глазами» по таблице, а при взгляде в центр таблицы одновременно видеть центральную и боковые буквы или цифры.

После работы с таблицей Шульте, сделайте расслабляющую гимнастику для глаз.

Таблицы Шульте для тренировок (для увеличения в размере, щелкните по таблице мышкой).

Таблица Шульте 1
Таблица Шульте 2
Таблица Шульте 3

Таблица Шульте 4
Таблица Шульте 5
Таблица Шульте 6

Таблица Шульте 7
Таблица Шульте 8
Таблица Шульте 9

Таблица Шульте 10

Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. А также эффективность работы, степень врабатываемости внимания.

Описание теста
Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция к тесту
Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от 1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

Тестовый материал


Обработка и интерпретация результатов теста
Основной показатель - время выполнения, а так же количество ошибок отдельно по каждой таблице. По результатам выполнения каждой таблицы может быть построена "кривая истощаемости (утомляемости)", отражающая устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

С помощью этого теста можно вычислить еще и такие показатели, как:

  • эффективность работы (ЭР),
  • степень врабатываемости (ВР),
  • психическая устойчивость (ПУ).
Эффективность работы (ЭР) вычисляется по формуле:
ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5) / 5 , где Т i - время работы с i-той таблицей.
То есть: Эффективность работы (ЭР) равна суммарному времени работы с таблицами, деленному на количество таблиц.
Оценка ЭР (в секундах) производится с учетом возраста испытуемого.

Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле: ВР= Т 1 / ЭР
Результат меньше 1,0 - показатель хорошей врабатываемости, соответственно, чем выше 1,0 данный показатель, тем больше испытуемому требуется подготовка к основной работе.

Психическая устойчивость (выносливость) вычисляется по формуле: ПУ= Т 4 / ЭР
Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий.