Оперативная память. Сколько нужно оперативной памяти для комфортной работы за компьютером

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Вообще количество необходимой памяти определяется теми задачами, которые вы собираетесь решать с помощью компьютера.

Например:

  • для просмотра интернета и работы в офисных программах достаточно 2 Гб;
  • более требовательные программы, игры на средних и максимальных настройках качества - 4 Гб;
  • ретушировать фотографии 4 Гб;
  • для самых новых игр на максимальных настройках качества и очень требовательных к памяти программ - 8 Гб;
  • профессионально работать в Фотошопе минимум 8 Гб;
  • для рендеринга - это плавающая цифра. У тех, кто профессионально занимается рендером стоит 22 гига на Винде Ultimate. Но вообще рендерить можно и с 4 и с 8 - смотря какого обьема сцены. Но все-таки, чем больше тем лучше. Причем именно обьем важен, частота памяти не играет особой роли.

Что будет если оперативной памяти мало

Пока суммарный объем оперативной памяти, которая используется операционной системой и запущенными программами, меньше установленной, система работает на полную мощность. Если оперативной памяти недостаточно, система начинает использовать жесткий диск как недостающий объем памяти и тогда наблюдается резкое снижение скорости работы системы.

Если объем данных не вмещается в оперативной памяти, то операционная система или программы будут вынуждены использовать виртуальную память для временного хранения. Это подразумевает использование файла подкачки, который находится на жестком диске. Скорость работы винчестера в разы медленнее оперативной памяти. Вот поэтому комп начнет сильно тормозить.

Чем больше оперативной памяти, тем лучше. Тогда все расчеты будут проводиться молниеносно и обращения к винчестеру будут минимальны. Но, все же есть ограничения.

Статья по теме: Как настраивается автоблокировка в iPhone 5

Основными компонентами, которые влияют на скорость работы компьютера является тактовая частота системной шины, процессор, видеокарта, оперативная память, винчестер и даже наличие свободного места на нем. Именно совокупность этих устройств определяет производительность системы в целом. Если хоть одно из них работает медленно, то сколько бы вы не наращивали производительность других модулей, компьютер все равно будет тормозить.

Объем и характеристики установленной в системе оперативной памяти напрямую влияют на скорость работы компьютера.

используется для временного хранения данных, для корректной работы запущенных на данный момент процессов, программ и приложений. Она служит буфером между центральным процессором и винчестером.

Сколько можно поставить памяти в компьютер

Объем памяти, который можно установить в компьютер зависит от количества слотов материнской платы и операционной системы. Например, 32-битная Windows видит только 3,2 Гб, даже если вы установите 4 Гб.

Таких проблем не испытывают 64-битные Windows 7-версии:

  • Домашняя базовая поддерживает до 8 Гб.
  • Домашняя расширенная до 16 Гб.
  • Профессиональная, Корпоративная, Максимальная до 192 Гб памяти.

Сколько стоит оперативная память

Модули оперативной памяти для ноутбука

  • Kingston KVR1333D3S9/4G DDR3 4GB SO-DIMM - 1 910 руб.
  • Kingston KVR16S11/8 DDR3 8GB SO-DIMM - 3 750 руб.
  • Corsair CMSA16GX3M2A1600C11 DDR3 16GB SO-DIMM - 8 100 руб.

Модули оперативной памяти с системой охлаждения

  • Kingston KHX1600C9D3X2K2/4GX DDR3 4GB DIMM - 2 340 руб.
  • Corsair CMZ8GX3M2A1866C9/8G DDR3 8GB DIMM - 4 260 руб.
  • Corsair CML16GX3M2A1600C9 DDR3 16GB DIMM - 6 570 руб.
  • Kingston KHX18C10AT3K4/32X DDR3 32GB DIMM - 12 210 руб.
  • Corsair CMX64GX3M8A1333C9 DDR3 64GB DIMM - 26 120 руб.


Оперативная память с системой охлаждения

Сколько же ОЗУ необходимо для современных игр? Таким вопросом сейчас задается все большее число пользователей, но оно и понятно, ведь раньше игровая индустрия была развита не столь сильно, как сейчас. С выходом новых шутеров (и не только) требования к железу неумолимо растут вверх, и тут вопрос напрашивается сам собой: что это - нежелание разработчиков нормально оптимизировать приложения, или существует реальная необходимость увеличивать системные требования с каждым годом?

Как бы оно ни было, необходимо отталкиваться от того, что имеем, а имеем мы на настоящий момент игры, в системных требованиях которых пишут «требуется 4–8 ГБ оперативной памяти». Вот сегодня и проверим так ли оно на самом деле, и сколько необходимо оперативной памяти. Эта статья никоим образом не претендует на объективность, поскольку количество приложений по которым будут проводиться тесты небольшое. Но данная статья даст некоторую «пищу» для размышлений, так сказать.

Немного теории…

Как известно, 32-битная ОС (x86) в теории может использовать не более 4 ГБ (2 в степени 32) оперативной памяти. На практике, учитывая особенности адресации устройств, получится еще меньше - около 3,5 ГБ. И это не проблема конкретно Windows, просто архитектура x86 так работает. Предположим, что у нас установлена ОС Windows 7, то есть как минимум 800 МБ оперативной памяти уже занято системой (в случае 32-битной версии). Итого остается 2,7 ГБ свободной памяти. Но ведь еще есть такая штука, как «виртуальное адресное пространство», которое у 32-разрядной windows ограничено 2 ГБ.

Иными словами, каждое приложение, запущенное в 32-битной среде, не может потреблять больше 2 Гигабайт оперативки (то есть это я к тому, что основной массе приложений для стабильной работы, как правило, больше и не требуется).

Дабы обойти это ограничение еще со времен Windows XP была представлена технология Intel Physical Address Extensions (PAE), поддерживающая 36-битную адресацию. Она должна была повысить порог памяти, выделяемой каждому отдельно взятому приложению с 2 до 4 ГБ, что само по себе неплохо. Однако, технология так и не была реализована должным образом, возникли проблемы с драйверами; а еще, как оказалось, некоторые приложения, разработанные в 32-битном окружении, очень глючно работали в 36-битной среде.

Но ведь есть еще 64-битные ОС. Например, та же Windows 7 с такой разрядностью сразу после загрузки занимает не 800 МБ, а уже около 1 ГБ ОЗУ. Однако теоретический объем памяти возрастает уже до космических величин (2 в степени 64), которые в реальности, даже для топовых компов, ограничены 64 ГБ ОЗУ. Естественно, с возросшим общим объемом оперативной памяти, увеличилось и виртуальное адресное пространство. В 64-разрядных системах каждое приложение может занимать сколь угодно большой объем памяти.

Но если мы просто возьмем и запустим 32-битное приложение в 64-битном окружении, то порог в 2 ГБ никуда не денется. А «родных» 64-битных игр даже на текущий момент далеко не большинство. Поэтому, для увеличения этого порога до 4 ГБ требуются приложения, поддерживающие флаг /LARGEADDRESSAWARE (что означает «большее адресное пространство»). Обратите внимание на то, что применение такого флага в 32-битном окружении позволит получить только 3 ГБ адресного пространства, если хотите больше - нужна именно Windows 64 бита. Вопрос времени, когда количество 32-разрядных копий Windows, загружаемых пользователями по всему миру, станет настолько мало, что при разработке игр ими можно будет пренебречь. Ну а пока что, разработчики вынуждены в лучшем случае делать две версии игрового приложения, для 32 и 64 разрядных систем - соответственно.

«В лучшем случае» - потому что многие не делают даже этого, ибо дороговато выходит, а выпускают игру как 32-битное приложение, ну или как максимум, с поддержкой ключа /LARGEADDRESSAWARE. И таких большинство. Из всего вышесказанного выходит, что современные игры не потребляют больше 4 ГБ, за редким исключением. Для начала приведу в пример несколько тестов 2009 года, взятых с авторитетного ресурса thg.ru. Да, хоть тесты и старые, но в них за основу взяты некоторые весьма прожорливые игры, даже по нынешним меркам (Crysis, GTA4, FarCry2, Left4Dead).

Как видно, в большинстве тестов разница между тремя и шестью гигабайтами оперативки на количество FPS влияет весьма слабо, точнее, нисколько не влияет, кроме GTA 4, в которой при увеличении с 3 до 6 ГБ фпс поднялся на 5 кадров. То есть 3 ГБ ОЗУ достаточно, это при всем при том, что (как уже ранее упоминалось) около 1 ГБ съедает сама ОС Windows 7 x64. Итого остается в районе 2 ГБ свободной ОЗУ. Иными словами, получается, что игры того времени не потребляли больше этой величины, а скорее даже меньше, что-то около 1–1,5 ГБ максимум, сколько бы кто чего ни говорил.

Независимые тесты

Я не поленился и решил устроить свои тесты с блэкджеком по тем играм, что были под рукой, так сказать. Это были: ETS2, STALKER Shadow of Chernobyl, TDU2, Car mechanic simulator 2015 и Watch dogs. На моем компьютере установлено ровно 4 ГБ ОЗУ. И вот что получилось в итоге:

Самой «прожорливой» оказалась Watch dogs, которая взяла в свое пользование аж 2,15 ГБ и это на высоких настройках графики при разрешении экрана 1680×1050 пикселей. В разрешении Full HD при ультра-настройках потребность в оперативке вырастет до 2,5–2,8 ГБ максимум. Получается, что достаточно и 4 ГБ, чтобы ничего не тормозило, а это существенно меньше заявленных разработчиками системных требований (6–8 ГБ) для конкретно Watch dogs, например.

Возможно в ближайшие два года отдельно взятой игре нужно будет 4 ГБ оперативной памяти, то есть уже необходимо будет иметь при себе 6 ГБ ОЗУ, чтобы ничего не тормозило. Как мне кажется, ситуация с завышением системных требований это общая тенденция, которая еще нескоро исчезнет. Разработчики как бы говорят: «чувак, вот сколько оперативки тебе нужно», тем самым уберегая себя от упреков по поводу плохой производительности со стороны пользователей. Но мы то теперь с вами знаем, что нужно куда меньше 😉

P.S.: рекомендую посмотреть видео по теме. Кстати говоря, у автора видео после перезагрузки Windows 7 x64 занимает аж 1,5 ГБ, думаю, это связано с многочисленными службами и приложениями, висящими в фоне, которые, по всей видимости, подгружаются автоматом при старте системы. У меня, повторюсь, это значение колебалось около 1 ГБ.

Уже достаточно давно по околокомпьютерному миру ходит миф о том, что чем больше оперативки установлено на компьютере, тем быстрее он будет работать и производительность будет расти и расти. Один мой знакомый, следуя принципу «чем больше — тем лучше», потратил уйму денег и поставил аж 64 Гигабайта RAM. Каково же было его удивление, когда особой разницы после 16 Гигабайт уже не почувствовал. Отсюда возникает вопрос — сколько оперативной памяти нужно компьютеру. Сейчас мы с Вами в этом вопросе подробно разберемся!

Оперативная память — ОЗУ или RAM — в устройстве компьютера предназначена для хранения временных данных, используемых при работе операционной системы и установленных в ней программ. В зависимости от того, для чего используется компьютер или ноутбук, варьируется и объём требуемой для комфортной работы оперативной памяти.

Так сколько надо ставить RAM?

Для начала давайте определимся вот с каким моментом. Я приведу рекомендации для современных ПК, а значит будем считать что на нём используется SSD-диск и операционная система Windows 10. Дело в том, что современные ОС значительно медленнее выполняет операции с обычным HDD, нежели с твердотельным накопителем.

Теперь перейдём непосредственно к подбору памяти. Если Вы собираете простой офисный компьютер для работы с текстом, таблицами и Интернетом, то 4 Гб оперативной памяти ему вполне хватит. Для максимального комфорта можно поставить 8 Гб, но это уже по усмотрению.

Для среднего домашнего ПК , используемого для Интернета, просмотра фильмов и иногда чтобы поиграть в игры среднего уровня Вам должно вполне хватить 8 Гб RAM. Если же компьютер будет больше с уклоном в игры, то лучше ставить 12 Гб оперативки.

Минимальный объём оперативной памяти игрового компьютера на момент написания статьи — 12 Гб. Здесь акцент на слове минимальный. Оптимальным объёмом, если пользователь не ярый геймер, обожающий выставлять максимальное качество текстур — будет 16 Гб. Этого объёма оперативки для игр сейчас вполне хватает! Не стоит забывать что львиную долю нагрузки на обработку видео берёт видеокарта, а значит ей так же стоит уделить внимание и проапгрейдить по мере необходимости.

Меня очень часто спрашивают — надо ли добавлять оперативную память, если сейчас всё работает нормально и производительности хватает. Типа как с расчётом на будущее. Лично я считаю, что в этом случае апгрейд RAM не имеет никакого смысла, так как на общую производительность системы не повлияет. Лучше потратьте эти деньги на обновление тех комплектующих, которые в этом нуждаются!

стоит не так остро, как раньше, сегодня он по-прежнему волнует многих пользователей. В последнее время даже самые дешевые компьютеры имеют по крайней мере 4 Гб памяти – количество, которое когда-то казалось немыслимым, а в настоящее время является стандартом де-факто. Вопреки этому многие задаются вопросом: этого достаточно? Ускорит ли работу компьютера дополнительная память, или особого эффекта не будет?

Разница между 4, 8, 16 и больше гигабайт RAM несомненно есть, но для массового пользователя связь между объемом установленной памяти и производительностью ПК остается слегка размытой. В этом материале я постараюсь пролить свет на этот вопрос и кратко ответить, каков оптимальный объем оперативной памяти и есть ли смысл в установке дополнительных модулей RAM.

Что такое Random Access Memory (RAM)?

Хотя компьютеры уже давно стали обыденностью, многие люди до сих пор путают понятия «оперативная» и «локальная» память. Заблуждение чаще исходит из того, что оба типа памяти измеряются в одних и тех же единицах – последнее время обычно в гигабайтах (GB). Вопреки тому, что и оперативная, и локальная память служат для хранения информации, они отличаются с точки зрения срока хранения данных. Оперативная память как правило в несколько раз быстрее локальной и служит для временного хранения данных. После выключения компьютера все хранящиеся в ней данные бесследно исчезают. В локальной памяти (жесткие диски и SSD устройства) информация сохраняется независимо от того, включен компьютер или выключен. Именно поэтому оперативную память обычно определяют как энергозависимую, а локальную – как энергонезависимую.

Сколько памяти нужно ПК?

Долгое время Биллу Гейтсу приписывается фраза «640 Кб памяти достаточно для всего». В конечном счете сам Гейтс выступил с официальным заявлением, сказав, что не является автором этого утверждения, которое он назвал чистой глупостью.

Однако в начале 80-х годов прошлого века это звучало не так комично, потому что объемы порядка 100-200 Мб считались огромными. Сегодня даже самые дешевые компьютерные системы имеют 2-4 Гб оперативной памяти, а локальное пространство для хранения информации измеряется в терабайтах.

Базовые конфигурации имеют от 4 до 8 Гб RAM, а high-end модели (мультимедийные или игровые) предлагают 12-16, иногда 32 (и больше) Гб оперативной памяти. Так сколько можно назвать «оптимальным»? К сожалению, дать точный ответ, выраженный в конкретной цифре весьма непросто, так как оптимальное количество зависит от задач, для которых вы используете компьютер. Так, например, на Windows PC только сама операционная система может потребовать больше одного гигабайта для своих системных библиотек. Если вы используете антивирусную программу, то это еще 30-200 мегабайт в фоновом режиме в зависимости от конкретного продукта. Большинство веб-браузеров, офисных приложений и мультимедийных проигрывателей требуют от 100-800 Мб и больше памяти. Если вы запускаете их одновременно (т.е. используете Windows по предназначению – многозадачно), эти объемы становятся совокупными – чем больше запущенных программ, тем выше потребление RAM.

Чемпионами по потреблению оперативной памяти остаются видеоигры. Популярные заглавия типа Call of Duty могут без особых проблем «проглотить» 4-5 Гб памяти.

Большинство современных ноутбуков использует интегрированную графику, которая также является потребителем RAM. Интегрированные в процессор видео ядра не располагают своей собственной памятью (в отличие от дискретных решений) и «съедают» часть доступной оперативной памяти. Поэтому если ваш ноутбук по спецификациям оснащен 4 Гб RAM и интегрированной графикой, Windows сообщит, что вам доступно только 3.9 Гб (или меньше) памяти.

Другие соображения

Оптимальное количество оперативной памяти имеет и софтверный (возможно, правильнее будет сказать системный) аспект. Старые версии операционной системы используют 32-битный метод адресации памяти. В настоящее время он уже устарел и восходит к временам, когда объемы свыше 4 Гб RAM казались немыслимыми. Вот почему 32-разрядные версии Windows просто не могут использовать больше 4 Гб оперативной памяти. Даже если у вас больше памяти 32-разрядная операционная система будет настаивать на том, что вас только 4 Гб (хотя обычно еще меньше – 3-3.5 Гб) оперативной памяти. Для полноценного использования объемов свыше 4 гигов вам понадобится 64-разрядная Windows.

Другой интересный вопрос, связанный с памятью, касается темпа заполнения RAM, а также того, что будет, если исчерпать всю доступную память.

Если системный инструмент «Диспетчер задач» показывает, что весь объем памяти почти полностью исчерпан, т.е. все запущенные процессы занимают 70-80% или даже больше RAM, это еще не повод для беспокойства. Microsoft уже давно серьезно изменила свою философию по отношению к memory management (управление памятью), а потому, начиная с Windows Vista, не используемую RAM компания считает «плохой RAM».

Так как оперативная память во много раз быстрее любого жесткого или даже твердотельного диска, в Microsoft решили, что будет лучше, если Windows будет держать как можно больше часто используемых пользовательских модулей и приложений постоянно загруженными в системную RAM. Благодаря этому при повторном обращении к ним система реагирует гораздо быстрее, нежели когда ей снова и снова приходится считывать их с локального диска.

В этом и суть технологии SuperFetch, которая развивается со времен Vista. Введение этой концепции указывает на один важный вывод – чем большем оперативной памяти есть в распоряжении современных версий Windows, тем лучше (быстрее) они работают. Конечно, речь не идет об экспоненциальном росте – наибольшая разница будет при прыжке с 2 до 4 Гб RAM. С каждым последующим удвоением – 4 до 8 Гб, 8 до 16 и так далее, влияние на общую производительность системы будет снижаться. Однако если вы регулярно работаете с тяжелыми программами, держите десятки открытых вкладок в браузере и активно играете, то принцип выбора оптимального объема памяти сводится к одной простой вещи: чем больше, тем лучше.

Если в какой-то момент имеющийся объем памяти будет исчерпан, Windows не перестанет работать. В таких случаях операционная система опирается на так называемую . Для этой цели используется выделенная на локальном диске область и на нее Windows записывает все данные из оперативной памяти, которые не используется в настоящее время, и по просьбе пользователя снова их считывает, используя ресурсы локального диска. Поскольку локальная память медленнее чипов RAM, процесс чтения данных с диска занимает значительно больше времени, в течение которого компьютер может заметно «подтормаживать». Если система регулярно обращается к виртуальной памяти, это верный признак, что настало время рассмотреть вопрос о расширении оперативной памяти.

Отличного Вам дня!