Кто придумал первую форму «Локомотива. Первые компьютеры. Когда и кем был сделан самый первый компьютер

Телевизор сегодня никак нельзя назвать предметом роскоши, как это было еще лет 50 назад. Это устройство есть сейчас в каждом доме. Вокруг него по вечерам и по выходным собирается вся семья, и это - настоящий центр развлечений и получения самой актуальной информации о событиях в стране и в мире. Этот предмет интерьера стал настолько привычным, что кажется, словно он существовал всегда. Но это достижение научно-технического прогресса имеет свою историю появления. Не лишне было бы отметить имена его создателей и вспомнить долгий путь его развития.

История открытия телевизора

Появлению телевизора предшествовало несколько очень важных и интересных событий в мире науки и техники. Именно они и сделали возможным это изобретение, совсем скоро ставшее очень важным достижением, полностью преобразившим нашу жизнь.

Перечислим только самые важные открытия в науке, которые повлияли на создание этого устройства:

  • создание теории световых волн - вошедший в историю физик Гюйгенс сумел разобраться в природе света;
  • открытие электромагнитных волн - Максвелл;
  • обнаружение возможности влиять на параметры электрического тока, изменяя сопротивление - именно это открытие ученого с популярным именем Смит связано с самыми первыми опытами создания телевизионных систем;
  • открытие влияния света на электричество - Александр Столетов.

Кстати, именно Столетову принадлежит честь создания «электрического глаза» - так в то время называли прототип современного фотоэлемента. Правда, фотоэффект первым открыл Генрих Герц, но он так и не смог придумать, как можно использовать это явление на практике. Сделал это за него Столетов, потому его и считают первооткрывателем.

Важно вспомнить и о том, что было изучено (примерно в то же время), как свет влияет на химический состав некоторых веществ. Как следствие, был открыт фотоэффект, и ученому сообществу стало ясно, что картинку можно не только «нарисовать», используя электромагнитные волны, но и передать на некоторое расстояние. А подстегивало интерес ученых и техников изобретение радио, которое в то время уже стало известным. Теперь уже ничто не могло помешать прогрессу. Создание первого телевизора было предопределено.

Говоря о том, кто изобрел телевизор, ставший через некоторое время самым популярным и важным средством распространения и получения информации, нельзя назвать какое-либо одно имя - в его создании участвовало очень много людей.

А началось все с работы немецкого техника Пауля Нипкова, который создал в 1884 году приспособление, выполняющее построчное сканирование любой картинки, которую можно было передать на экран в виде оптико-механической развертки. Устройство было механическим и получило название «диск Нипкова». Именно на его основе и был сконструирован первый электромеханический аппарат, который уже можно назвать телевизором. Телевизионные системы, работающие на основе диска Нипкова, были известны до 30-х годов двадцатого столетия.

Самый первый кинескоп создал Карл Браун. Он получил название «трубка Брауна» и стал прототипом современных кинескопов, использовавшихся вплоть до появления жидкокристаллических и плазменных панелей.

Говоря о первом устройстве, которое уже можно назвать телевизором, необходимо вспомнить имя шотландца Джона Берда. Он создал механический аппарат, работающий на основе диска Нипкова и запустил его в производство. Берд оказался весьма предприимчивым человеком, и его корпорация процветала при полном отсутствии конкурентов. Правда, его телевизоры не имели звука, но, несмотря на это, пользовались заметной популярностью. Сигнал передавался на довольно большое расстояние - в 1927 году была организована связь между Лондоном и Глазго на расстоянии около 700 километров. Тем не менее, будущее телевидения было за изобретенной Брауном электронной трубкой.

Кто изобрел современный телевизор

После своего появления трубка Брауна не получила распространения. Однако через несколько лет ею заинтересовался российский ученый Борис Розинг, в 1907 году запатентовавший подобный прибор. В его системах не было механических частей, а потому их можно назвать первыми полностью электронными приборами.

А датой появления первого телевизора с иконоскопом (так трубку называл его создатель Владимир Зворыкин, ученик Розинга) считают 1933 год. Телевизор был собран в американской лаборатории ученого, который покинул Россию после революции. Именно Зворыкину и принадлежит честь называться создателем современного телевизора. В массовое производство телевизор Зворыкина поступил в 1939 году. Аппарат имел экран размером 3х4 см.

Первое устройство, заменившее механический диск Нипкова, было создано американцем Франсуортом Фило Тейлором и было названо диссектором изображения. Устройство сканировало изображение наподобие диска Нипкова и делило его на электрические сигналы, которые уже можно было передавать. Он же построил первую полностью электронную систему, которая была представлена общественности в 1934 году.

После этого ряда изобретений опыты по созданию и развитию телевизионных систем распространились по всему миру.

Цветной телевизор


Поначалу перед учеными и техниками стояла задача в передаче картинки. Естественно, первые более или менее качественные изображения были переданы в полутонах, о передаче цвета мало кто задумывался. И все же идея передачи на расстояние цветной картинки не оставляла умы ученых и техников. Самые первые опыты проводились еще в то время, когда на рынке господствовали механические приемники Берда. Первые исследования представил ученому сообществу Ованес Адамян. В самом начале XX века он запатентовал устройство, работавшее в двух цветах.

В 1928 был представлен первый аппарат, который был способен передавать цветное изображение последовательно за тремя цветными фильтрами. Это устройство и стало прообразом современного полноцветного телевизора.

Настоящий прогресс в этой области начался после Второй мировой войны. Все ресурсы стран были задействованы на восстановление пострадавшей в ходе войны экономики и на улучшение качества жизни населения. Для передачи изображения начали использовать волны в дециметровом диапазоне.

Основой для дальнейших исследований в этой области стала американская система «Тринископ», которая была представлена общественности еще в 1940 году. Она работала на основе трех кинескопов, каждый из которых принимал только предназначенный для него цвет. В итоге получалась цветная картинка.

После этого прогресс в области цветного телевидения остановить было невозможно.

Создание телевизора в СССР

Советский Союз несколько отставал от других передовых стран в области создания телевизора и исследований в части передачи изображения. Этому способствовали, в частности, сложности в экономике страны, порожденные Великой Отечественной войной.

Первые опыты передачи телевизионного изображения состоялись ещё в 1931 году. Самый первый телевизор был собран на диске Нипкова. Выпускался он на Ленинградском заводе «Коминтерн» и представлял собой не самостоятельное устройство, а приставку, которую нужно было подключать к радиоприемнику. Телевизор имел экран размером 3х4 см.

Инженеры во всех уголках страны собирали устройства самостоятельно. Для этого в журнале «Радиофронт» даже была опубликована подробная инструкция. Процесс сборки был предельно прост, так что первые телевизоры этого вида появились и в советских семьях.

Как появилось первое телевидение

Более или менее регулярное телевещание появилось в СССР в 1931 году после запуска транслирующей станции на средних волнах. Сигнал поначалу принимали всего три десятка механических устройств, но аудиторию существенно расширили «самоделки». Вот основные вехи развития телевидения в СССР:

  • 1949: освоение выпуска массовых телевизоров КВН с электронно-лучевой трубкой;
  • 1951: создание Центрального телевидения Гостелерадио;
  • 1959: эксперименты с цветным телевещанием;
  • 1965: первый спутник, транслирующий сигнал на всю страну.

Телестудии начали появляться не только в Москве, но и в других крупных городах страны. Появился целый спектр телепрограмм самой разной направленности. Промышленность выпускала все более современные телевизионные приемники. И все это привело к появлению современного телевизионного окружения, которое мы имеем сейчас.

Телефон создан в период, который считался эрой телеграфа. Это устройство было востребовано повсеместно и значилось самым совершенным средством связи. Возможность передачи звука на расстояния стало настоящей сенсацией. В данной статье вспомним, кто изобрел первый телефон, в каком году это произошло, и как создавалось .

Прорыв в области развития связи

Изобретение электричества стало важным этапом на пути создания телефонии. Именно это открытие позволило осуществить передачу информации на расстояния. В 1837 году, после того как Морзе представил широкой публике свою телеграфную азбуку и транслирующий аппарат, электронный телеграф стал использоваться повсеместно. Однако в конце XIX века на смену ему приходит более совершенное устройство.

В каком году изобрели телефон?

Телефон обязан своим появлением, в первую очередь, немецкому ученому Филиппу Райсу. Именно этот человек смог сконструировать устройство, позволяющее переносить голос человека на большие расстояния, используя гальванический ток. Это событие произошло в 1861 году, однако до создания первого телефонного аппарата оставалось еще 15 лет.

Создателем телефона считается Александр Грехем Белл, а год изобретения телефона – 1876. Именно тогда шотландский ученый представил на Всемирной выставке свой первый аппарат, а также подал заявку на получение патента на изобретение. Телефон Белла работал на расстояние не более 200 метров и имел сильные искажения звука, но уже через год ученый настолько усовершенствовал устройство, что оно использовалось в неизменном виде следующие сто лет.

История изобретения телефона

Открытие Александра Белла было сделано случайным образом в процессе опытов по усовершенствованию телеграфа. Целью ученого было получение устройства, позволяющего одновременно передавать более 5 телеграмм. Для этого он создал несколько пар пластинок, настроенных на разную частоту. Во время проведения очередного опыта произошла небольшая авария, в результате которой одна из пластин застряла. Напарник ученого, увидев, что произошло, стал ругаться. В это время сам Белл работал над приемным устройством. В какой-то момент он услышал слабые звуки возмущения из передатчика. Так начинается история изобретения телефона.

После демонстрации Беллом своего устройства многие ученые начали работу в области телефонии. Были выданы тысячи патентов на изобретения, позволяющие усовершенствовать первый аппарат. Среди наиболее значимых открытий можно выделить:

  • изобретение звонка – устройство, созданное А. Беллом, не имело звонка, а оповещение абонента производилось при помощи свистка. В 1878 году
    Т. Ватсон изготовил первый звонок для телефона;
  • создание микрофона – в 1878 году российским инженером М. Махальским был сконструирован угольный микрофон;
  • создание автоматической станции – первая станция на 10000 номеров была разработана в 1894 году С.М. Апостоловым.

Полученный Беллом патент стал одним из самых доходных не только в Соединенных Штатах, но и в мире. Ученый стал чрезвычайно богатым и всемирно известным. Однако, на самом деле, первым человеком, создавшим телефон, был вовсе не Александр Белл, и в 2002 году конгресс США это признал.

Антонио Меуччи: первооткрыватель телефонной связи

Изобретатель и ученый из Италии в 1860 году создал аппарат, способный передавать звук по проводам. При ответе на вопрос о том, в каком году изобрели телефон, можно смело называть эту дату, так как истинным первооткрывателем является Антонио Меуччи. Он назвал свое «детище» телектрофоном. На момент своего открытия ученый жил в Соединенных Штатах Америки, он был уже в возрасте и находился в весьма плачевном материальном положении. Вскоре разработкой никому неизвестного ученого заинтересовалась крупная американская компания – «Вестерн Юнион».

Представители компании предложили ученому солидную сумму за все чертежи и разработки, а также обещали оказать содействие при оформлении патента. Тяжелое финансовое положение вынудило талантливого изобретателя продать весь материал своих исследований. Ученый долгое время ждал помощи от компании, однако, потеряв терпение, сам подал заявку на получение патента. Его просьба не была удовлетворена, а настоящим ударом для него стало сообщение о великом изобретении Александра Белла.

Меуччи попытался отстоять свои права в судебном порядке, однако для борьбы с крупной компанией ему не хватало средств. Право на патент итальянскому изобретателю удалось отсудить лишь в 1887 году, к моменту окончания срока его действия. Меуччи так и не смог воспользоваться правами на свое изобретение и умер в безвестности и нищете. Признание к итальянскому изобретателю пришло только в 2002 году. По резолюции Конгресса США, именно он был тем человеком, кто изобрел телефон.

Прежде всего, нужно напомнить, что цифры и числа – не одно и то же. Цифрами мы называем особые знаки, которые обозначают числа.


Ответ на вопрос, кто придумал такие значки, и кто стал ими впервые пользоваться, не так прост. Очевидно, что человек сначала научился считать, то есть усвоил, что в мире все можно измерить, всему присвоить числовое значение. Изобретя , люди задумались и над тем, чтобы обозначить числа какими-то особыми знаками.

Самая первая числовая символика

Изначально это были засечки, которые делались палочкой на мягком материале, или вырезались. Одна засечка – число 1, две – 2 и так далее. Причем в самых древних сохранившихся документах количество засечек соответствовало тому числу, которое выражалось – например, тысяча. Прошло немало столетий, прежде чем люди додумались до того, что числам нужно присвоить разряды и обозначать крупные величины отдельными знаками. Это значительно упростило запись,

Считается, что самые первые численные обозначения появились в Древнем Египте и в древнем Вавилоне. Египтяне разработали иероглифическое письмо, в котором числа обозначались черточками, а разряды – особыми символами. Начиная со ста, это было стилизованное изображение священного египетского животного – кошки.

Огромный скачок в обозначении чисел сделали древние вавилоняне. Они изобрели позиционную запись, в которой имеет значение место знака в последовательности. В Вавилоне пользовались шестидесятиричной системой счисления, которой мы пользуемся и по сей день, определяя время (наш час разделен на 60 минут, минута – на 60 секунд).

Древние римляне придумали свои цифры. Римские цифры в ходу до сих пор, но сфера их применения строго ограничена. Римскими цифрами обозначают, например, столетия и номера глав в книге. Взглянув на эти знаки, можно сразу понять, что и они ведут свою историю от простейших зарубок – полосок.


Римская цифровая запись не позиционная: понять, какое число обозначено цифрами, можно совершив определенные арифметические действия – сложить или вычесть числа по определенному алгоритму. Записать римскими цифрами большие числа очень сложно, а использовать эти записи для вычислений практически невозможно.

Откуда взялись современные цифры?

Заслуга изобретения современных цифр (а именно их можно считать настоящими цифрами) принадлежит индусам. В пятом веке нашей эры они сделали важнейшее открытие: ввели в математический обиход понятие ноля и придумали для него знак – пустоту, обведенную в кружок. Насколько открытие ноля было важным, говорит тот факт, что в переводе с арабского само слово «Сыфр» (от которого произошло наше «цифра» ) обозначает именно ноль. Остальные цифры от 1 до 9 индийцы записывали с помощью простейших символов, похожих на те, которыми мы пользуемся сейчас.

Индусы стали представлять числа позиционным способом, когда число десятков, сотен, тысяч и других разрядов обозначается одной цифрой, стоящей на определенной позиции. Эту традицию они переняли у вавилонян. Стало возможным не просто записывать любые числа от нуля до бесконечности, но и проводить с ними математические операции.

А как индийские цифры попали в Европу и почему мы называем их арабскими? Арабы тесно контактировали с индийцами, вели оживленную торговлю. Кроме того, в арабских странах того времени активно развивались науки, культура и бизнес, а для этого было совершенно необходимо заниматься математикой. Арабы восприняли индийские цифры, начали ими пользоваться.

Известно имя человека, который впервые применил десятичную позиционную запись чисел по индийской методике и популяризировал данную идею в арабском мире. Это был персидский ученый Мухаммед ибн Муса аль-Хорезми, написавший свой знаменитый трактат по арифметике. В книге он изложил основы индийского счета и цифровой записи.

Это произошло в 9-м веке нашей эры. Новая система быстро распространилась на Ближнем Востоке, а в 10-13 веках попала и в Европу. В европейских странах арабские цифры изначально использовались при чеканке монет, затем – при нумерации страниц в книгах, в документах и т.д.


Арабская система цифровой записи позволила человечеству сделать огромный скачок в науке, экономике, образовании. Эту систему способен усвоить любой дошкольник, она стала привычной, и мы редко задумываемся о том, что когда-то для записи больших чисел людям приходилось рисовать множество палочек или изображать на папирусе кошку!

Если Вы задаете вышеуказанный вопрос, будьте готовы выслушать разные ответы. Так как было создано много разных типов компьютеров (или вычислительных машин), начиная с 1800-х годов, поэтому ответить однозначно на данный вопрос просто невозможно. А сейчас рассмотрим все подробно.

Первая программируемая «вычислительная машина»

Первая «вычислительная машина» была создана Чарльзом Бэббиджем в 1822 году. Его идеей не было создание прототипа современного компьютера, он хотел просто соорудить машину, которая бы вычисляла математические задачи. Бэббидж устал от человеческих ошибок при решении математических задач, поэтому он стремился создать безошибочную машину. Но, тем не менее, его творение послужило основанием для современного компьютера.

Именно поэтому Чарльз Бэббидж считается изобретателем первого компьютера. Его «машина Бэббиджа» была первой программируемой аналитической машиной и, к тому же, полностью автоматической. По сути, сегодня компьютеры делают то же самое: читают программы и выполняют их.

Чарльз Бэббидж родился в Англии, где и провел свою жизнь и карьеру. После частной школы Чарльз начал учится в академии в Энфилде, где и начал проявлять интерес к математике. Далее Бэббидж поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета и завершил свое обучение в колледже Св. Петра. Немало значило и его самостоятельное обучение основам математики.

Образование Бэббиджа сыграло главную роль в его будущих изобретениях. Англия очень гордится своим сыном и некоторые из его работ находятся сегодня в одном из музеев Лондона.

Изобретение компьютера

Уникальностью вычислительной машины Бэббиджа является то, что ее можно было запрограммировать. Ведь разработки калькулятора были тогда доступны, но они работали только по фиксированным правилам. Разве это не удивительно, что изобретение, которое стремился создать Бэббидж, стало безумно полезным для человечества столетия спустя?

Ученый использовал свои студенческие знания, чтобы разработать машину, вычисляющую математические задачи. К сожалению, он так и не закончил проект своей мечты из-за нехватки денег. Хотя его машина осталась незавершенной, немного позже его идея превратилась в версию компьютера, известного нам сегодня, и Бэббидж по праву считается «отцом компьютеров».

Как компьютер получил свое название?

Задумывались ли Вы когда-либо, откуда пришло слово «компьютер»? Мы должны быть благодарны Бэббиджу за название компьютера, так же, как и за его разработку.

Все достаточно просто. Бэббидж пытался создать машину, которая бы вычисляла математические задачи так же, как и человек. А само название компьютера пришло от английского «computer», где «compute» переводится как «вычислять». И именно идея Бэббиджа стала основой для всех будущих компьютеров.

Алан Тьюринг и его заслуги

Разработка электронных компьютеров, которые очень схожи с современными, была осуществлена Аланом Мэтисоном Тьюрингом, английским ученым.

Алан Тьюринг родился 23 июня 1912 года в Лондоне, Англия. Он очень интересовался наукой и математикой в школьный период. Однако он поступил позже в колледж Шерборна, где акцент ставился на гуманитарные предметы, а не на точные. Но это не остановило его от изучения высшей математики. Например, изучая элементарные исчисления, он параллельно рассматривал сложные выводы Эйнштейна относительно Законов Ньютона. Алан много времени проводил в библиотеке и занимался самообучением.

Алан Тьюринг начал исследовать возможности вычисления, когда он учился в Королевском колледже Кембриджа на бакалавра в области математики. Там он написал научные статьи и отлично защитил докторскую диссертацию. Он также переформулировал теорему Курта Геделя, заменив универсальный формальный язык простыми гипотетическими устройствами, которые позже стали известны, как машины Тьюринга.

Машина Тьюринга была первым устройством, которое могло использовать алгоритмы для решения арифметических задач. Для многих экспертов это была первая теоретическая концепция современного компьютера. Интересно, что основная концепция машины Тьюринга до сих пор изучается в области информатики по всему миру.

ACE

Основываясь на изобретенной машине, Тьюринг работал над ACE (the Automatic Computing Engine) в период с 1945 по 1947 год. Он также представил доклад о том, что компьютер может хранить программы в памяти (что и делают современные компьютеры). Алан Тьюринг разрабатывал и другие теории и концепции, например, шифратор речи, Тьюринг-Велшман «Bombe», «Колосс», «Hut 8», «the Naval Enigma» и т.д.

Умер Алан Тьюринг 7 июня 1954 года в Англии. Причиной его смерти стало отравление цианидом, и как показала экспертиза – он покончил с собой. До этого его обвинили в гомосексуализме, который считался преступлением в то время.

Евсеев Антон 01.09.2010 в 8:00

С 1 сентября все учебные заведения нашей страны, как обычно, начинают свою работу. Все уже привыкли к тому, что именно в этот день для учеников открываются двери школ. Но так было далеко не всегда. Традиция начинать учебу в начале осени достаточно молодая - в этом году ей исполнится всего 75 лет.

Когда же в старину начинали учебу? Как это ни странно, единой даты начала занятий в Российской Империи просто не существовало. Каждое учебное заведение открывалось для учеников согласно уставу. Бывало, что гимназисты садились за парты еще в августе. А в сельских школах занятия могли начинаться даже 1 декабря.

Но давайте совершим небольшой экскурс в историю отечественного образования. Как мы помним, система начальных и средних учебных заведений появилась в нашей стране в начале XVIII столетия. Идея их создания принадлежит государю-реформатору Петру I, который, несмотря на его любовь к четкому регламенту во всем тем не менее не определил конкретной даты начала занятий в "цифирных школах". Из документов той эпохи следует, что начало занятий всегда было приурочено к окончанию полевых работ, что могло быть в октябре или ноябре, в зависимости от региона. Причем это правило распространялось даже на городские школы.

Первые гимназии появились в России в середине того же восемнадцатого века. Однако до начала следующего столетия единого времени начала занятий в них также не существовало. Лишь в 1804 году вышел правительственный указ, который установил это время - гимназии начинали свою деятельность с 1 августа, а заканчивали 1 июля, учебный год, таким образом, состоял из 240 - 241 календарного дня.

Причина подобной регламентации понятна и по-своему логична. Введением подобной даты начала занятий государство практически исключило возможность обучения в элитных учебных заведениях детей крестьян, купцов и тех дворян, которые предпочитали государственную службу сельскохозяйственной деятельности в своих поместьях. Тем самым как бы подчеркивался тот факт, что все желающие получить образование в дальнейшем должны быть ориентированы исключительно на карьеру государственных служащих, которой не должна мешать любая другая деятельность.

С середины XIX столетия в нашей стране появляются средние учебные заведения другой направленности - реальные, технические и коммерческие училища. В них осуществлялась подготовка не столько будущих чиновников, сколь специалистов научного и технического профиля. В эти школы принимали выходцев из самых различных сословий, поэтому в данном случае не ставилась задача "сохранения чистоты рядов". Исходя из этого, время начала занятий, как и в старину, приурочивали к времени окончания полевых работ. Так, например, ученики реальных училищ севера Российской Империи садились за парты 15 сентября, а на юге начинали учебу на месяц позже.

После отмены крепостного права и либеральных реформ эпохи Александра II в России активно развивается система сельских школ, в которых начинали учебу дети "освобожденных" крестьян (как мы помним, подобная школа описывается в замечательном рассказе Л. Н. Толстого "Филиппок"). Деятельность этих учебных заведений куда в большей степени зависела от сроков сельскохозяйственных работ - во время уборочной страды ни один из учеников на занятия просто бы не пришел.

Кроме того, работникам этих школ следовало учитывать тот факт, что после уборки урожая во многих губерниях проходили осенние крестьянские ярмарки, в которых дети также принимали активное участие. Поэтому заведения начинали свою работус конца ноября - начала декабря, в зависимости от климатических особенностей данной местности. Причем учебный год в этих школах был самый короткий - занятия заканчивались уже к Пасхе, то есть в апреле - начале мая!

Тогда же, во второй половине XIX века, изменилось положение относительно сроков работы гимназии. Теперь эти учебные заведения открывали свои двери для учеников с 14-15 августа. Возможно, подобные перемены были продиктованы стремлением допустить в ряды гимназистов детей помещиков, а также выходцев из других сословий. Так или иначе, но подобный порядок начала учебного года просуществовал в Российской Империи до самого ее крушения в 1917 году.

В первые годы советской власти порядок начала занятий оставался также неопределенным. Многие школы, возникшие на базе гимназий, начинали работу, как и раньше, 14 августа. И лишь в 1935 году вышло постановление Совнаркома и ЦК ВКП (б) "Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе". В первой же статье этого документа говорилось о том, что на территории СССР во всех школах устанавливается "…начало учебных занятий с 1 сентября и окончание их - в первых трех классах - 1 июня, в IV-VII классах - 10 июня и VIII-X классах - 20 июня, зимние каникулы - с 30 декабря по 10 января, весенние в продолжение шести дней".

Именно с тех пор и пошла традиция начинать новый учебный год с первого сентября. О том, почему была введена именно такая дата, до сих пор ведутся различные дискуссии. Сейчас даже высказывается такая оригинальная точка зрения, будто бы это постановление опирается на допетровскую отечественную традицию начинать православный новый год именно в этот день.

Но подобная гипотеза представляется весьма неубедительной. Вряд ли руководители государства, в котором господствовала ярко выраженная антиклерикальная идеология стали бы в этом важнейшем для страны вопросе ориентироваться на традиции всячески унижаемой ими церкви.

Кроме того, 1 сентября был именно началом церковного нового года, но не датой началом занятий в семинариях и церковно-приходских школах. Они-то как раз начинали работу тогда, когда заканчивалась уборка урожая.

Скорее всего, 1 сентября возникло следующим образом. Как мы помним, гимназии начинали свою работу 14-15 августа. Если мы посмотрим, каким числам это будет соответствовать по "новому стилю" (григорианскому календарю), принятому в России в 1918 году, то получится 27-28 августа, то есть почти что начало сентября. Но, как мы помним, в СССР любили приурочивать начало каждого вида хозяйственной деятельности к началу месяца (вспоминается печально известная директива 30-х годов об обязательном начале посевной 1 мая во всех без исключения колхозах). Так что, видимо, следуя общей традиции, школьникам "подарили" последние дни августа, передвинув дату начала занятий на "удобное" 1 сентября.