В навигаторах снова случился сбой (пользователи "телепортируются" во Внуково). Российский программист объяснил аномалии с GPS возле Кремля

Жители столицы обратили внимание на сбои в работе GPS: в центре Москвы, в районе Кремля жители стали отмечать аномалии, из-за которых смартфоны и навигаторы показывают, что они сейчас находятся во Внуково. Загадочное поведение GPS-устройств вызывает трудности у водителей, клиентов такси, бегунов и поклонников Pokemon Go.

Директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов, известный в Сети как Bobuk, провёл собственное расследование, результаты которого опубликовал на своём канале в . Разобраться в проблеме его побудило собственное любопытство и неудобства, возникающие при проезде этой зоны по пути на работу. Он взял с собой несколько разных GPS- и ГЛОНАСС-приёмников, а также анализатор частот и в течение трёх часов разъезжал в районе Кремля, производя измерения.

«Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно, и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS- и ГЛОНАСС-спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 - это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации», - заметил Bobuk.

Сделав замеры на направление источника сигнала (синие области на карте) в разных точках вокруг Кремля, Бакунов предположил, где конкретно может находиться «глушилка» (на карте обозначено звездой).

Он также отметил, что для обмана GPS нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве.

«Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приёмниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется», - пояснил Бакунов.


«Телепортация» во Внуково, по мнению Бакунова, связана с необходимостью задавать конкретные поддельные координаты, которые устройство будет сообщать навигатору. А в настройке готового аппаратно-программного комплекса, вероятно, использовались значения по умолчанию. «Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и аэропорты. Как вы понимаете, Внуково - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы», - написал блогер.

Кроме того, сообщил он, его читатели пожаловались на похожие проблемы в другом московском районе - метро «Динамо». По словам блогера, это тоже может быть обусловлено экспериментами на одноимённом стадионе.

Как отметил Бакунов Лайфу, гипотез по поводу спуффинга может быть две: помехи спецслужб для защиты должностных лиц, находящихся на территории Кремля, и борьба с дронами. Многие считают, что службы вроде ФСО умышленно «глушат» GPS-навигацию - из соображений безопасности президента. Бакунов считает наиболее вероятным, что это делается для борьбы с полетами дронов с камерами над Кремлем.

«Во всех дронах, которые продаются легально, встроена защита от взлёта на закрытых территориях. Это правило ввели США. Его никто не нарушает, так как всем хочется продавать свою продукцию на этом рынке», - пояснил он. По его словам, можно создать своего дрона, который сможет обходить эти запреты, или взломать серийный квадрокоптер, однако сделать это довольно сложно.

Начиная с лета 2016 года владельцы устройств со встроенными GPS приемниками начали жаловаться на некорректное определение позиционирования в некоторых точках Москвы. Наиболее распространена и заметна эта проблема у пользователей Яндекс.Навигатора, поскольку с ним работают таксисты и просто водители. Впрочем, затронуты также все прочие картографические приложения, а также сервисы и игры, работа которых основана на геолокации. Проблема заключается в том, что после приближения к определенным местам города пользватель внезапно оказывается в аэропорту Внуково, а реже - в Домодедово. Такой сбой в работе геолокационных служб нельзя назвать критичным и блокирующим работу навигационных приложений, однако приятного все-таки мало. Чаще всего жалобы поступают на аномальное поведение смартфонов возле Кремля, реже у других важных государтсвенных учреждений. В конце концов, разобраться с этой проблемой и выстроить теории о возможных причинах решили директор по развитию технологий в Яндекс и ведущий подкаста «Радио-Т» Григорий Бакунов, известный под ником Bobuk, а также Дмитрий Дружбин, основатель компании The CLU.

«Аномалии эти возникают с июня и появляются без какой-либо системы» - начинает свой рассказ Григорий - «Есть простое объяснение: это спуфинг (попросту подмена) GPS». Чтобы проверить эту версию Григорий Бакунов отправился в центр Москвы к Кремлю, вооружившись несколькими разными GPS и GLONASS приемниками и анализатором частот. Красные области на картинке ниже - предполагаемая зона покрытия «ложным» сигналом, синие полосы - замеры на направление источника сигнала, а желтая звездочка - гипотеза о том, где же именно в момент замеров находился источник.

Григорий Бакунов (полный текст ):

Вот что я выяснил: где-то внутри Кремля стоит (а возможно и передвигается) мощный передатчик. Он имитирует работу GPS и GLONASS спутника на частотах L1 и шумит на частотах L2 и L5. Частота L1 - это «гражданский» диапазон для GPS, именно он и используется большинством бытовых устройств для точной геолокации. Чтобы обмануть GPS на этой частоте, нужно имитировать работу спутника, выдавая его время и положение в пространстве. Хакеры научились этому довольно давно. Есть даже готовые программно-аппаратные комплексы от именитых фирм, позволяющие манипулировать приемниками. Скорее всего, один из таких комплексов сейчас и используется. Предполагаю, что поставщик устройства - ni.com, их решение сейчас самое целостное и по АЧХ очень похоже.

Интересно то, что подмененный сигнал «пересылает» в центр аэропорта «Внуково». Можно придумать много конспиративных теорий, почему именно туда. Самая популярная среди меня версия - борьба с видео-дронами DJI и им подобными. Во всех современных серийных дронах есть GPS и карта зон, где полеты запрещены. К таким зонам относятся все аэропорты мира. Не совсем понятно, зачем кому-то бороться с дронами, подменяя GPS, а не просто потребовав внести нужные зоны в запретные, но это не совсем наше дело, конечно. Другая теория - использование дефолтных значений. Готовые аппаратно-программные комплексы для спуфинга GPS требуют указать координаты, чтобы отображать их вместо реальных данных. Эти координаты можно ввести напрямую или выбрать из списка предложенных производителем устройства. Так сложилось, что в этих списках для России значатся только центры крупных городов и Аэропорты. Как вы понимаете, «Внуково» - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы. И в эту версию я тоже верю, конечно.

Итого: где-то в районе Кремля установлено стационарное или передвижное устройство, задача которого - иногда не давать адекватно работать всем системам позиционирования для гражданских.


Дмитрий Дружбин, в свою очередь, поделился мнением о проблеме после того, как во время обычной поездки по Хамовникам навигатор в очередной раз отправил его в московский аэропорт, в самый его центр. Дмитрий подтверждает, что проблема лежит вовсе не на уровне отдельных приложений. В момент сбоя само устройство и его операционная система уверены, что пользователь находится во Внуково или Домодедово. Можно подумать, что причина сбоя лежит в мобильных операторах, которые в рамках технологии Assisted GPS предоставляют устройствам список спутников, по которым должно осуществляется позиционирование. Однако понимание работы AGPS рушит эту теорию на корню - во многих мобильных устройствах для навигации используется сразу несколько различных технологий, к тому же при попадании «в аэропорт» отметка на карте находится строго в одном месте и не движется, что говорит об очень высокой точности и силе сигнала. Более правдоподобная версия заключается о том, что ФСБ подменяет сигнал GPS при помощи мощного передатчика, что согласуется с версией Григория Бакунова. Однако теорию «дефолтных значений» Дмитрий отвергает. Дело в том, что из разных районов Москвы (Росатом на Полянке, Академия генштаба в Хамовниках, Кремль) ложный сигнал отправляет пользователей не только во Внуково, но также в Домодедово.

Дмитрий Дружбин (

В Москве продолжаются проблемы с GPS-сигналом, который внезапно пропадает в самом центре города. Заложниками ситуации, которая, как уверяют эксперты, неразрешима, стали тысячи москвичей и гостей города — водители и пассажиры такси, автомобилисты и пешеходы.

Чаще всего сигнал GPS искажается в районе Кремля. Проблема возникла еще летом 2016 года и пока не решена. Навигатор в лучшем случае определяет местоположение за несколько сотен метров до реального места нахождения, а в худшем — «переносит» пользователя в один из столичных аэропортов, чаще всего во Внуково.

Эксперты предполагают, что всему виной специальный комплекс радиоэлектронной борьбы (РЭБ), призванный защищать территорию Кремля от дронов, в которых есть GPS и карта запретных для них зон, к которым, в частности, относятся и аэропорты. При этом над самим Кремлем такой запретной для беспилотников зоны формально нет.

Дорогу приходится спрашивать

Помимо затруднительной ситуации, в которую попадают водители, плохо ориентирующиеся в городе, такое положение дел приводит к проблемам и для пассажиров такси, так как многие таксисты не ориентируются в столице и ездят исключительно по навигаторам.

«Я родился в Москве, но в центре не так хорошо ориентируюсь, — рассказывает корреспонденту «Газеты.Ru» водитель Uber по имени Иса. --

Это из-за навигатора — все время по нему ориентируешься, и мозг отключается, ничего не запоминаешь. Недавно возле Кремля, когда я опять «оказался» во Внуково, пришлось останавливаться и спрашивать дорогу у других водителей».

«Таких таксистов — каждый пятый, — уверен автоэксперт Петр Шкуматов. — На крупных улицах они еще ориентируются, а вот в переулках уже впадают в ступор — могут проехать улицу нужную, круг лишний дать. Это большая проблема для такси, и многие пассажиры вскоре будут делать выбор в пользу метро, если им надо ехать в центр города или другие места, где шалит GPS. Кроме того, если навигация определяет местоположение, например, во Внуково, то счетчик работает уже по подмосковному тарифу и поездка может обходиться дороже».

Страдают от сбоев не только водители, но и власти Москвы, которые не могут в автоматическом режиме штрафовать автолюбителей, припарковавшихся с нарушением ПДД или не оплативших парковку.

Так, в Центре организации дорожного движения ранее отмечали, что, поскольку их автомобили «парконы» определяют местоположение по GPS и ГЛОНАСС, при нарушении самой работы систем выполнять свои функции в центре города они не могут.

Даже пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков жаловался ранее на проблемы с навигацией. «Я тоже недавно на выходных ехал сам за рулем, и у меня в телефоне «Яндекс» действительно перекинулся куда-то в другой район», — посетовал он. Песков отметил, что вопрос специфический и требует квалификации, а потому адресовать его следует в Федеральную службу охраны (ФСО) и Минсвязи.

«Яндекс» вернет водителей на место

Спустя несколько месяцев после того, как сигнал GPS начал регулярно искажаться рядом с Кремлем, в компании «Яндекс» заявили, что научат свои навигационные сервисы бороться с этим явлением. Как рассказал «Газете.Ru» представитель компании Дмитрий Горчаков, сейчас необходимые обновления для приложения только тестируются.

«СМИ об этом писали некорректно, как будто мы уже исправили все, — поясняет Горчаков. — Мы работаем над алгоритмом, который будет отслеживать резкие изменения геопозиции на длительные расстояния и предупреждать об этом пользователя, возвращая его в исходную точку.

Определение местоположения будет корректным, но, как именно это будет выглядеть в интерфейсе, мы сможем рассказать позже».

В «Яндексе» пока не называют сроков, в которые научат свои навигационные продукты противостоять искажению сигнала.

Объехать проблему не получится

Эксперты сомневаются, что проблему удастся решить с помощью обновленного приложения или как-то иначе.

«Возле Кремля или других важных охраняемых объектов могут использоваться средства радиоэлектронной борьбы для противодействия беспилотникам и высокоточному оружию, — объясняет «Газете.Ru» технический директор компании — производителя систем автоматического управления БЛА ООО «Тайбер» Сергей Тыцык. — Однако вероятнее всего мы имеем дело с некачественным мощным радиоизлучающим оборудованием или локальными постановщиками помех для собственного использования, например, на служебных автомобилях. Приемник GPS устроен так, что ловит самый мощный сигнал.

Сбить его могут и примитивные китайские глушилки широкого диапазона за $800, которые покупают из-за паранойи от прослушки. Профессиональные средства РЭБ, даже самые простые, способны подменять сигнал спутника своим, похожим. Это не сложно».

Собеседник отмечает, что таким образом можно вывести из строя 99% гражданских беспилотников, которые потенциально могли бы использовать террористы. Однако дорогие военные дроны или крылатые ракеты уже способны вычислить такой скачок координат и дальше использовать собственную инерциальную навигационную систему.

Такие беспилотники могут, например, покинуть зону воздействия средств РЭБ, перезагрузить приемник GPS и облететь опасный участок. Инерциальные системы есть уже и в современных автомобилях премиум-класса. Они, например, позволяют навигационной системе автомобиля видеть местоположение в тоннелях.

Тыцык отмечает, что в качестве частичного решения проблемы пользователи навигационных систем могут использовать навигаторы на базе мобильных телефонов, уточняющих местоположение с помощью станций GSM (мобильная связь). «Но это не касается обычных навигаторов, у которых нет SIM-карт», — поясняет он.

Помимо навигационных сервисов компании «Яндекс» автомобилисты пользуются и другими, например Google Maps, навигационными системами известных компаний Garmin, TomTom и других.

Все их навигационные продукты также подвержены сбоям в Москве.

«Тут ничего не сделаешь, иначе никакой навигации не будет, — говорит «Газете.Ru» бренд-менеджер Garmin Алексей Гилязов. — Нет корректного сигнала, значит, нет данных и навигации.

Помимо Кремля сигнал может глушиться и в других местах с помощью аппаратуры, установленной в автомобилях. Причем не только GPS, но и GSM.

Это нужно, чтобы, например, пресечь телефонные переговоры террористов или предотвратить активацию взрывного устройства. Не думаю, что проблема станет для граждан глобальной, но локально спецслужбы могут глушить сигналы по своему усмотрению».

Примечательно, что в Федеральной службе охраны РФ (ФСО) утверждают, что сбой происходит исключительно в геолокационных приложениях «Яндекса». «О сбоях в других сервисах мы не слышали, только о «Яндексе», поэтому и вопросы надо адресовать им», — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства.

С данным "глюком" сегодня уже столкнулся наш корреспондент. Используя "Яндекс.Карты", он заметил, что навигатор показывает его местонахождение на территории аэропорты Внуково, тогда как сама машина в этот момент физически едет по Рублевскому шоссе.

На территории аэропорта "Яндекс.Карты" уже отображает многочисленные комментарии тех, кто находится не только в самой Москве, но и за ее пределами. Однако навигатор упрямо переносит их во Внуково. В чем причина такого поведения электроники пока не сообщается.

Это уже не первый случай странной работы навигации в столице. Так, в 2016 году тема, когда при проезде мимо Кремля работающий навигатор показывал, что машина в этот момент находится, например, в Домодедово. Это дало повод говорить о навигационных аномалиях и "глушилках" спецслужб на территории Кремля. Причем такая версия кажется весьма правдоподобной.

В 2016 году пресс-секретарь "Яндекса" Дмитрий Горчаков объяснил в эфире радиостанции "Говорит Москва", что интернет-сервисы получают готовую координату не от спутника, а от устройства, а отправляет координаты телефон или планшет. Горчаков сообщил, что сейчас эксперты подробно изучают причины сбоев, причем наличие GPS-глушилок на территории Кремля всерьез рассматривается как одна из возможных причин возникшей проблемы.

Интересно, что проблемы с определением местоположения по GPS в центральной части столицы ранее подтвердил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков - не уточнив, впрочем, работают ли какие-либо комплексы спецслужб для подавления сигнала.

"Единственное что могу подтвердить: я тоже недавно на выходных ехал сам за рулем, и у меня в телефоне "Яндекс" действительно перекинулся куда-то в другой район... Это не наш вопрос (технические детали), я думаю, можно обратиться и в Министерство связи за разъяснениями, можно обратиться и в Федеральную службу охраны, это требует уже квалифицированных объяснений", - рассказал Песков агентству ТАСС.

Судя по жалобам пользователей, из центра Москвы система чаще всего "телепортирует" во Внуково или Домодедово, а "аномальная зона телепортации" простирается не только в пределах Кремля, но вообще по всей территории Бульварного кольца, а в отдельные дни даже достигает ТТК.

Программист "Яндекса" Григорий Бакунов, изучив проблему, предположил, что на территории Кремля действительно находится источник радиоволн, который имитирует работу спутника и специально сбивает с толку навигаторы. Блогер Илья Варламов предполагает, что такая глушилка необходима для того, чтобы не давать дронам на радиоуправлении летать над Кремлем. По версии Варламова, это объясняет, почему система "телепортирует" пользователей в район аэропортов Внуково и Домодедово. Дело в том, что дроны, как правило, не летают без привязки по GPS, а в районе аэропортов дрон не взлетит - у него запрограммирован запрет на взлет в таких зонах.

Жители Москвы обратили внимание на сбои в работе GPS-навигации: при приближении к Кремлю некоторые устройства либо теряли связь со спутником, либо показывали, что их владельцы находятся в Московской области, преимущественно во Внуково. Странное поведение GPS вызывает трудности у водителей, клиентов такси, бегунов и фанатов игры Pokemon Go. В социальных сетях предполагают, что ответственные за охрану президента службы умышленно устраивают помехи возле Кремля. «Медуза» рассказывает, что известно о странных сбоях навигации.

Сбои GPS-навигации в центре Москвы начались летом 2016 года. Первые сообщения о неполадках появились в социальных сетях. Некоторые владельцы устройств о полном затухании сигнала, а другие , что навигатор определяет их местоположение в нескольких десятках километров от реального - часто во Внуково или Домодедово. Как правило, GPS выходил из строя в окрестностях Кремля. Сбои продолжались от нескольких минут до нескольких часов в день. С тех пор на странную работу навигаторов жаловались достаточно часто. Например, участники Московского марафона, прошедшего 25 сентября 2016 года , что у них «отрубился трекер».

Источник «Медузы» в крупной телекоммуникационной компании, анализировавший ситуацию с GPS, сообщил, что первые сбои были зафиксированы 22 июня 2016 года.

Вокруг Кремля второй раз за день не работает gps. Даже с выключенным wi-fi и сетью перекидывает во Внуково!
Как это? - Constantine (@CKonovalov)

Сбои повторяются в среднем каждые десять дней. Об этом рассказал источник «Медузы» в телекоммуникационной компании. «Но бывает, что два дня подряд телепортирует. А бывает, что таких проблем не возникает долго - например, в августе был перерыв. „Телепорт“ обычно длится два-три часа, обычно во второй половине дня - в 15:00–16:00. Потом все восстанавливается», - рассказал собеседник «Медузы».

Он уточнил, что чаще всего сбои возникают в пределах Бульварного кольца (то есть не только в окрестностях Кремля), но в отдельные дни могут происходить и на юго-западных участках Третьего транспортного кольца (от пересечения с Варшавским шоссе до Шмитовского проезда). По словам источника, с техническими трудностями сталкиваются до 3% пользователей картографических сервисов.

Неполадки возникают и с GPS, и с ГЛОНАСС. Собеседник «Медузы» говорит, что сбои случается на самых разных моделях мобильных устройств. От системы навигации - GPS или ГЛОНАСС - тоже ничего не зависит.

Сбои навигации доставляют много разных неудобств. Люди, которые совершают пробежки в центре Москвы, жалуются, что из-за сбоев не могут отслеживать результаты своих занятий.

Вот так вблизи Кремля искажается сигнал GPS. А бежал вообще по набережным, сначала с одной стороны реки, потом - с другой. - Maxim Kashulinsky (@kashulinsky)

Сегодня ночью глушилку GPS в Кремле включили меньше, чем на минуту, выкинув меня во Внуково опять. Задолбали GPS велотреки ломать уже 😡 - Constantine (@CKonovalov)

А у любителей игры Pokemon Go не получается ловить у Кремля покемонов.

Трудности в работе возникают и у водителей такси. «Вез вчера девушек с Таганки до Охотного за 199 р. Около Кремля глюканул GPS. Начал капать межгород. Оба гаджета считали, что мы во Внуково (!)», - в твиттере один из таксистов.

В пресс-службе российского отделения такси-сервиса Uber «Медузе» сообщили, что компании известно об этих сбоях. «В случае такой ошибки клиент обращается в службу поддержки, которая делает ему пересчет. Проблема не носит массовый характер, никаких особых трудностей она нам не создала», - сообщила «Медузе» сотрудница пресс-службы Евгения Шипова. О причинах проблем с GPS Шипова не знает.

Лучше всего в сбоях разобрался директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов. 19 октября он в своем телеграм-канале, как попытался разобраться в причинах сбоев:

«Я взял с собой несколько разных GPS- и ГЛОНАСС-приемников, анализатор частот - и с этим рюкзаком приборов залез на сигвей. Результаты исследования относятся только к одной области - Кремлю, и только к этому конкретному отрезку времени - с 9 до 12 утра».

Григорий Бакунов

Программист предположил, что на территории Кремля находится источник радиоволн, который с помощью специальных программно-аппаратных комплексов имитирует работу спутника навигационных систем и отправляет сигналы на частотах, которые чаще всего используют бытовые навигаторы. Сделав замеры на направление источника сигнала (синие области на карте) в разных точках вокруг Кремля, Бакунов предположил, где конкретно может находиться «глушилка» (на карте обозначено звездой).

«Телепортация» во Внуково, по мнению Бакунова, связана с необходимостью задавать конкретные поддельные координаты, которые устройство будет сообщать навигатору: «Их можно ввести напрямую или выбрать из списка, который предлагает производитель. Так сложилось, что в списке для России значатся только центры крупных городов и аэропорты. Как вы понимаете, Внуково - первый по алфавиту аэропорт в районе Москвы», - пояснил Бакунов (Домодедово, очевидно, также находится в начале списка).

Самая популярная версия о причине сбоев - помехи спецслужб. Точного ответа на вопрос о том, из-за чего возле Кремля возникают трудности с навигацией, у нас нет. Многие считают, что службы вроде ФСО умышленно «глушат» GPS-навигацию - из соображений безопасности президента. Блогер Илья Варламов предположил, что это делается для того, чтобы пресечь полеты дронов с камерами над Кремлем: «Прямо за Петровской башней находится вертолетная площадка, которой регулярно пользуется Путин. Современные бытовые беспилотники без GPS обычно не летают. Кроме того, когда вы подойдете к Кремлю, то вас перекинет в Домодедово или Внуково. В большинстве современных дронов есть запрет на взлет около аэропортов, и он просто не взлетит в этой зоне».

Опрошенные «Медузой» специалисты по информационной безопасности отказались комментировать ситуацию. Один из них в разговоре с корреспондентом издания заявил: «Кто знает [в чем дело], тебе не скажет, а кто не знает - будет лапшу на уши вешать. И не надо поднимать этот вопрос». В пресс-службе Ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе ГЛОНАСС также отказались дать оперативный комментарий. Связаться с пресс-службой ФСО «Медузе» не удалось.