Сшиватель панорам Hugin и связанные с ним программы. Автосклейка панорам — тестируем различные программы

Не в первый раз уже спрашивают, как/чем сшивать панорамы. Я тоже не так давно задался этим вопросом, ибо PTGui своими косяками задрал уже давно, а всё время сшивать в фотошопе муторно, очень уж много уходит времени и усилий. Само собой, существует великое множество программ и рецептов для сшивки панорам. Тут уж каждый сам выбирает что ему по душе, поэтому я могу рассказать только о том, что подошло мне.

Меня интересовали в основном круговые панорамы (сферические как-то не прижились). Так вот, оказалось, что помимо приснопамятного PTGui, на первых страницах результатов Яндексе присутствует в основном только , где используется связка Pano2VR + Microsoft ICE. Естественно, я опробовал этот рецепт, и результатом также остался несколько недоволен. А вот на третьей-четвёртой странице пошли ссылки на менее известные программы, и одна из них реально пришлась по вкусу. Со мной такое вообще-то редко бывает, но это действительно крепко сбитый немецкий натурпродукт. Во-первых, практически всё автоматом, настраивать и подгонять почти ничего не надо - тык-тык, две минуты жужжит, результат готов. Во-вторых, почти не лажается при сшивке (PTGiu лажался постоянно - приходилось вручную сводить по точкам). В-третьих, умеет делать флэш. В-четвёртых, работает с уймой графических форматов, даже никоновский рав кушает с аппетитом. Есть и недостатки: нет откатки (то есть нельзя отменить последнюю выполненную операцию), а интерфейс только английский (русского нет), хотя для меня это особой проблемы не представляет.

Программа называется PanoramaStudio 2Pro. Ищите в интернете , а я пока расскажу, как сшить в ней панораму. Для начала снимаем круговую панораму (можно и частичную, то есть меньше 360 градусов), располагая кадр вертикально. Сегменты должны быть сняты с некоторым "перехлёстом", чтобы в панораме нечаянно не образовалось "щелей", из-за которых сшивка не получится. Но при этом перехлёст не должен быть больше 50% - тогда объекты на панораме могут начать двоиться (на одной из первых панорам у меня получилось рядом два памятника Орлёнку). То же самое относится к первому и последнему кадрам - если они перехлёстываются более чем на 50%, последний кадр лучше удалить. Ниже показан исходный материал с цифровой камеры.

Запускаем программу и выбираем "Create single-row panorama" (создать панораму в один ряд).

Сшивка работает в четыре этапа: Import > Align > Render > Save.
Этап первый, загрузка картинок. Выбираем меню File > Import Images (импорт изображений).

Выделяем все исходные файлы, а затем нажимаем кнопку "Открыть".

Картинки грузятся в окно, тут их можно проскроллить и, если где-нибудь найден перехлёст более 50%, удалить лишние изображения (через контекстное меню). Этап второй - Align (выравнивание). Если это круговая панорама, выбираем "Align a 360 degree panorama", а если частичная - то "Align (partial) panorama".

После этого программа выполняет разнообразные проверки и может задать самые разные вопросы. Может, например, спросить, не уменьшить ли картинки, поскольку суммарная ширина изображения превысила максимально допустимую, или не сконвертировать ли их с меньшей глубиной цвета, чтоб меньше памяти занимали. В данном случае программа нашла различия в фокусном расстоянии - видимо, я кольцо зума нечаянно сдвинул, когда снимал. Отвечаем так, чтобы продолжить сшивку. Следующий вопрос - про линию горизонта, будем ли её регулировать. Говорим, что будем.

Красная линия - это и есть линия горизонта. Перетаскиваем её туда, где она находится на снимках. Приблизительно, особая точность не нужна.

Через минуту жужжания получаем некоторое подобие сшивки. Вот тут видим лажу - нестыковка по уровню горизонта. Я специально подобрал пример, где возникла эта проблема, чтобы показать, как её решать - на самом деле в полусотне сшитых панорам она возникла всего два раза. На то, что соседние сегменты отличаются по цвету, не смотрите - всё это будет автоматически исправлено на следующем шаге. Итак, исправляем нестыковку: Edit > Change Image Alignment (изменить выравнивание изображений).

Теперь тыкаемся в место нестыковки (стык выделяется красным) и перетаскиваем одну часть изображения относительно другой, пытаясь их совместить.

Примерно так. Полного совпадения не добиться, но оно и не нужно - после нажатия на кнопку "Done" программа снова выравнивает этот стык.

Проскрольте панораму ещё раз. Если всё нормально, нажмите "Render" (рендеринг).

Красным выделяются границы обрезки. Можно, ничего не меняя, нажать "ОК", а можно сначала поскроллить - иногда сверху-снизу удается безболезненно добавить десяток-другой пикселей.

Через минуту-две получаем практически готовую панораму. В меню Optimize можно ещё кое-что подправить при необходимости (яркость-контраст, кривые, уровни, цветовой баланс - обычный набор), но подробно я об этом рассказывать не буду, понадобится - разберётесь самостоятельно.

Последний этап - сохранение. В меню Save - три варианта: Save as image (сохраняет в виде большого JPEG-файла), Save as Flash or Java panorama (для Интернета) и Save as Screensaver/.EXE (сохраняет как экранную заставку или как EXE-файл).

Тут показано сохранение в EXE/SCR. Если экранная заставка мне без надобности (баловство это всё), то EXE - очень полезная функция, очень удобно отдать такую панораму кому-нибудь на флешке, потому что для просмотра больше ничего не надо - запускай и смотри. Из всей массы параметров здесь я настраиваю только "Panorama output size" (выходной размер), обычно выбираю 85%.

А это сохранение в виде флэшки для публикации в Интернете. Здесь "Panorama output size" нужно выбрать поменьше (я выбираю 35%), чтобы файл получился не слишком большим. И ещё - вместо Java нужно выбрать Flash.

Ну и уж до кучи, раз уж начал, расскажу как выложить такую панораму в ЖЖ. В результате сохранения получается четыре файла: html, xml, jpg и panoStudioViewer.swf. Флешка одна на все панорамы, она подгружает в себя xml и jpg. Допустим, сайт будет называться mysite.narod.ru. Вносим изменения в.xml (розовым выделено то, что нужно добавить):

Вносим изменения в.html (розовым выделено то, что нужно добавить):

Теперь файлы panoStudioViewer.swf, .xml и.jpg загружаем на сайт (все три в один и тот же каталог).

При написании поста в ЖЖ копируем из.html код, выделенный голубым, не забыв заключить его в ..., как код для видеороликов на Ютубе. И не забывайте, что панорама - это всегда трафик, поэтому обязательно, при любых условиях, убирайте её под кат.

Не знаю, зачем я так много и так подробно про это расписал, там действительно всё делается очень просто и быстро. Но вдруг кому-нибудь пригодится.

Сегодня я расскажу вам про замечательную программу - Hugin. С ее помощью можно без усилий построить даже самые крутые и самые сложные панорамы.
Hugin - является самой популярной программой для построения панорам и кроме того имеет полностью свободную лицензию и ее использование абсолютно бесплатно.


Программа считает EXIF ваших фотографий и автоматически выровняет их относительно фокусного расстояния и угла обзора вашего объектива, разместит их в нужном порядке и без проблем склеит тени, провода, заборы, людей и другие объекты вашей панорамы.


Наконец все построение панорамы, вместо сложной и муторной работы, сведется к игре найди 5 отличий схожестей, а то и вовсе к нажатию всего трех кнопок.



Я уверен многие из вас уже пробовали подружиться с ней и забросили это дело, т.к. Hugin имеет не самый интуинтивный интерфейс. Сегодня мы исправим эту ситуацию.

Как снимать панорамы?

Пара слов о том как получить хорошие снимки для вашей будующей панорамы. Здесь все просто:

    Заблокируйте изменение экспозиции - это основное требование.
    Переключите ваш фотоаппарат в ручной режим и выставьте статические параметры диафрагмы, выдержки и ISO. Необходимо, чтобы эти параметры были одинаковыми на каждой фотографии из панорамы. Требование не обязательное, но крайне желательное. Тем самым вы убережете себя от возможных проблем при сборке и засветов в конечном результате.

  • Снимайте поочередно - слева-направо и сверху вниз.
    Не существенно для маленьких панорам, но когда фотографий становиться больше 10… Вам же будет проще их потом разбирать.


Интерфейс

Итак мы скачали и установили Hugin, давайте же его запустим:



Сразу разберем значение и функции каждой отдельной вкладки:

  • Assistant (Ассистент) - Это вид по умолчанию, здесь находятся три основных кнопки и окошко предпросмотра вашей панорамы.
  • Preview (Предпросмотр) - Здесь можно включить и отключить показ определённых фотографий, а также перейти в меню фотографии для наложения масок.
  • Layout (Размещение) - Здесь мы можем увидеть все связи между фотографиями и быстро перейти к их созданию и редактированию.
  • Projection (Проекция) - Тут можно изменить параметры проекции вашей панорамы.
  • Move/Drag (Сдвиг/Смещение) - На этой вкладке можно двигать фотографии и размещать их в нужном порядке.
  • Crop (Обрезка) - Здесь мы можем выбрать конечную область, которая попадёт на вашу панораму.
Альтернативный интерфейс

Кроме того Hugin имеет еще альтернативный интерфейс "Panorama editor (Редактор панорамы)", который вызывается через панель меню "View (Вид)", или если переключиться в расширенный интерфейс, но об этом чуть позже.


Скриншот альтернативного интерфейса

Быстрый старт

Итак, если у вас есть правильно отснятая панорама и если вам повезет, то все ваши действия сведутся к нажатию всего трех кнопок:

1. Загрузить снимки...

Нажимаем на "1. Load images... (1. Загрузить снимки...)" Выбираем наши фотографии для панорамы, они загрузятся в проект.



2. Выровнять...

Нажимаем на "2. Align... (2. Выровнять...)" Спустя определенный промежуток времени, Hugin просчитает связи и соединит ваши фотографии между собой. Если повезет...




Если же этого не произошло, а вместо предполагаемой панорамы вы видите что-то непонятное, вам лучше отменить и перейти к созданию панорамы в полуавтоматическом режиме.


При желании вы можете перейти на вкладку "Move/Drag (Сдвиг/Смещение)", чтобы выровнять горизонт и на "Crop (Обрезка)", чтобы выбрать конечную область панорамы.

3. Создать панораму...

Нажимаем на "3. Create panorama... (3. Создать панораму...). И сохраняем нашу готовую панораму.




Обычно этих трех простых шагов бывает достаточно, но что делать если у нас достаточно большая и сложная панорама, которая не хочет собираться в полностью автоматическом режиме? - давайте разберемся!

Теория

Для начала нам нужно понять как работает Hugin.


Среди ваших фотографий загруженных в проект, при нажатии кнопки "2. Align... (2. Выровнять...)", Hugin при помощи определенного алгоритма ищет некие контрольные точки между вашими фотографиями и сдвигает их в соответсвии с ними. Контрольные точки - это не что иное, как одинаковые места на двух фотографиях.


Две фотографии имеющие контрольные точки между ссобой - считаются связанными.
Получается, что каждая фотография должна имееть связь с одной или несколькими другими фотографиями в проекте. Контрольные точки можно так же выставлять вручную.


Связанные контрольными точками фотографии образуют группу, и ведут себя уже как отдельная фотография. Изначально, число групп равно числу несвязанных ссобой фотографий, ваша задача - свести число таких групп к одной.


Следующим шагом Hugin начинает сведение панорамы и чем больше контрольных точек будет на ваших фотографиях - тем лучше.

Сборка панорамы

Итак, давайте попробуем собрать панораму в полуавтоматическом режиме.

Проекция

Первым делом загрузим фотографии в проект и перейдем на вкладку Projection (Проекция) и настроим поле зрения.


Поле зрения - это черное окошко в котором вы видите все ваши фотогафии. Оно представляет ссобой не что иное, как угол обзора вашей панорамы. Измеряется он в градусах и и как правило больше чем 360° по ширине и 180° по высоте он быть не может.


Именно поэтому фотографии которые приближаются к полюсам так прикольно спплющиваются.


Изменять поле зрения можно в любое время из любого режима полузнками справа и внизу интерфейса Hugin.

Расстановка фотографий

Переходим на вкладку "Move/Drag (Сдвиг/Смещение)", и начинаем сдвигать фотографии в нужном порядке.




Стоит заметить, что вам не нужно стараться попадать пиксель в пиксель при соединении фотографий. Ваша задача - соединить фотографии так, чтобы Hugin "понял" какая фотография с какой имеет связь, для этого достаточно чтобы они просто касались друг-друга.


Проверить связи можно переключившись на вкладку "Layout (Размещение)".


Есть два режима перемещения:

  • normal (Нормальный) - можно перемещать группы фотографий простым перетаскиванием за нее.
  • normal, individual (нормальный, настраиваемый) - в этом режиме можно выбрать отдельные фотографии и работать непосредственно с ними.

Если вам необходимо повернуть фотографию, сделать это можно во втором режиме выбрав нужную фотографию и потянув за пустое место вдали от нее.

Сборка

После того как вы выстроили ваши фотографии в нужном порядке, можно снова попробовать автоматический режим:


Переключимся на вкладку "Preview (Предпросмотр)" и нажмем "2. Align... (2. Выровнять...)", тем самым инициализировав процесс автоматического поиска контрольных точек.

Результат

Таким образом у вас может образоваться одна или несколько групп связанных ссобой изображений.
Связанные контрольными точками фотографии в первом режиме можно двигать только все скопом, куда как во втором, по прежнему можно двигать по отдельности.




Выровняйте их относительно друг-друга и переходите к следующему пункту.


Создание контрольных точек вручную

Итак, по прошествии прошлых шагов мы получили несколько несвязанных между ссобой групп изображений. Сейчас мы научимся их связывать.

Связи



Переходим на вкладку Layout (Размещение) и здесь мы видим все связи между вашими фотографиями.


Серыми линиями отмечены предполагаемые связи - это те самые связи которые должны существовать, исходя из расположения фотографий на вкладке Move/Drag (Сдвиг/Смещение), но еще не имеют своих контрольных точек.


Их то нам и нужно разрешить: выбираем одну такую связь, после чего у вас откроется окно с двумя фотографиями.


Теперь нам нужно найти несколько одинаковых мест на фотографиях и проставить на них контрольные точки. 2-3 точки будет вполне достаточно, для каждой пары фотографий. Инода можно обойтись и вовсе одной.

Создание точек

Алгоритм простой:


Выбираем точку на левом снимке, выбираем точку на правом снимке. Нажимаем Add (Добавить). Можно воспользоваться функцией Fine-tune (Точно скорректировать).
Добавляем 2-3 точки, закрываем, переходим к следующей связи.




После того как все фотографии будут связанны контрольными точками, переходим на вкладку Assistant (Ассистент) и нажимаем "2. Align... (2. Выровнять...)"


Как показывает практика не всегда нужно обрабатывать абсолютно все связи, порой достаточно соединить лишь некоторые, остальные hugin достроит сам.

Результат

Дополнительные возможности и удобности

На этом список функций Hugin не заканчивается, есть еще несколько полезных и удобных дополнений, о некоторых из них я вам расскажу.

Клавиша Ctrl



Когда вы зажимаете Ctrl, вы можете навести курсор на фотографию и моментально увидеть ее номер и ее содержимое. Если кликнуть по ней, вы попадете в режим редактирования конкретной фотографии.

Маски



Вы можете использовать маски, если хотите исключить или в обязательном порядке включить какие-то области из ваших фотографий, для этого перейдите в , на вкладку "Masks (Маски)". Выберите нужную фотографию, нажмите на "Add new mask (Добавить новую маску)", затем выберите нужную область, и выберите тип маски:

  • Exclude region (Исключенная область)
  • Include Region (Включенная область)
  • Exclude region from stack (Исключенная область из стопки)
  • Include Region from stack (Включенная область из стопки)
  • Exclude region from all images of this lens (Исключенная область из всех снимков этого объектива)
Обрезка фотографий

Вы можете настроить обрезку краев у ваших фотографий, для этого перейдите в , на вкладку "Masks (Маски)" и в нижнем окне выберите "Crop (Обрезка)", эти параметры можно применить сразу для нескольких фотографий, если их предварительно выбрать в верхнем окне.

Разные типы проекций панорамы

На вкладке "Projection (Проекция)" вы можете выбирать различные типы проекций панорамы, например вы можете выбрать что-нибудь экзотическое, что позволит ей выглядеть довольно необычно.

Режимы вывода панорамы
  • Exposure corrected, low dynamic range (Коррекция экспозиции, узкий динамический диапазон)
  • Exposure fused from stacks (Сначала сведение экспозиций, затем объединение)
  • Exposure fused from any arrangement (Сначала объединение, затем сведение экспозиций)

Как показала практика, первый режим работает лучше других двух других. К сожалению он не всегда доступен из вкладки "Assistant (Ассистент)", но его все равно можно вызвать через , на вкладке "

Создание панорамы это не только правильная съемка красивых видов, но и последующая работа по объединению сегментов в одно изображение. Поэтому статья о и вторая часть — будут неполными без описания работы по сведению конечного изображения. Я пользуюсь программой Adobe Photoshop CS4, но все рецепты рассматриваемые здесь действуют начиная с версии CS3. Если у вас более ранняя версия, то обработка панорам будет намного более сложным делом. Так же в конце статьи будут даны ссылки на альтернативные программы.

В фотошоп начиная с CS3 все очень просто. Сначала необходимо подготовить снимки для создания панорамы. Если съемка велась в , то нужно перевести их в JPG. Теперь открываем фотошоп и в меню «File » выбираем «Automate » («Файл»-«Автоматизация») и «Photomerge » («Объединение фото»). На экране появляется окно объединения панорам.

Окно объединения панорам

Нажав на кнопку «Browse «, находим нужные нам файлы и открываем их. Дальше остается только проверить настройки. Должна стоять галочка на «Auto » и на «Blend Images Together «. Нажимаем «Ok » и запускается процесс слияния снимков. В зависимости от мощности компьютера и количества объединяемых кадров, это может занимать разное, иногда продолжительное время. Сам процесс обработки не требует нашего вмешательства, и, кроме непосредственно объединения фотографий, фотошоп автоматически приводит экспозицию к одной величине и исправляет некоторые геометрические искажения на снимках. После завершения работы программы мы получаем почти готовую панораму.

Перед дальнейшими действиями нужно слить все слои, иначе могут остаться видимыми места стыков. Это можно сделать в меню «Layer » («Слой») нажав «Flatten Image » («Объединить все слои»). После этого можно обрезать ненужные области при помощи «Crop Tool » и панорама готова. В панораме выше при обрезании остается небольшая белая область сверху ближе к правому краю. Небо достаточно однородное и чтобы не обрезать слишком много можно аккуратно закрасить эту область при помощи инструмента «Clone Stamp » . Сначала при нажатой клавише «ALT » выбираем область радом с закрашиваемой, кликаем по ней мышкой, и закрашиваем нужную область.

В итоге у нас получается необычное изображение с широким углом охвата и высокой детализацией, которое гарантированно произведет более сильное впечатление на зрителя, чем набор отдельных фотографий.

В начале я писал, что для пользователей Photoshop версии ниже CS3 есть определенные трудности. Они связаны с тем, что программа не так хорошо исправляет недостатки исходных фотографий, в остальном последовательность действий такая же.

Раньше я сшивал панорамы с использованием программы от производителя фотоаппарата. Часто качество склейки снимков в одно большое полотно, оставляло желать лучшего - особенно при стыковке снимков с немного разной экспозицией. Пробовалсделать панораму в специальной программе для сшивки панорамных снимков. Например, бесплатная программа HUGIN 7.0 делает сшивку кадров очень качественно, особенно когда все контрольные точки выставляются вручную, однако по затратам времени это очень долго.

Замечательная возможность сшивать панорамные снимки появилась в версии Adobe Photoshop CS3. И хочу сказать, что сшить серию панорамных снимков стало удивительно легко. Сшиватель панорам встроенный в Photoshop не позволяет контролировать процесс вручную, однако скорость и простота работы подкупает любого фотографа начинающего заниматься панорамной фотосъёмкой. Да и качество на довольно высоком уровне. По крайней мере, мне понравился баланс между скоростью работы и качеством. И самое главное, фотошоп может выровнять экспозицию на уже сшитой панораме - тоже автоматически!

Я нашёл в своём фото-архиве три снимка не самого лучшего качества, однако для того, чтобы показать вам насколько просто сделать панораму используя фотошоп они вполне подходят. Вот эти фотографии:

IMG_8692

IMG_8693


IMG_8694

Склеивание панорамных фотографий

Пошаговая инструкция для Photoshop CS3

1. Загрузка панорамных снимков в Photoshop

Перед началом склеивания панорамных снимков в одну панорамную фотографию запустите фотошоп и откройте сразу все файлы из которых будет состоят ваша панорама:

  • выбираем команду File > Оpen... (Файл > Открыть...)
  • в открывшемся окне выделяем все нужные файлы фотографий и жмём кнопку ОТКРЫТЬ

Если вы собираетесь сшивать панораму состоящую больше чем из трёх кадров, советую сразу выровнять все снимки: Window > Arrange... > Cascade (Окно > Выровнять... > Каскадом).

В результате получим вот такой вид фотошопа с загруженными файлами:

2. Создаём файл панорамы

Создаём новый файл в котором и будем собирать нашу панораму, поэтому в окне запроса при создании файла вводим необходимые размеры With (ширина) и Height (высота) - на панели задач выбираем File > Оpen... (Файл > Открыть...) или просто нажимаем Ctrl+N. Переносим все слои фотографий для панорамы на вновь созданный слой, причём, выравнивать каким-либо образом новые слои получившиеся при переносе не обязательно.

3. Запускаем атоматическую склейку панорамных снимков

Перед тем как запустить команду склейки панорамных снимков необходимо выделить все слои, участвующие в панораме. Для этого, удерживая нажатой клавишу Shift, "кликаем" по первому и последнему слою участвующему в панораме - все промежуточные слои выделяться автоматически.

Только после этого можно запускать автоматическую склейку панорамы:

  • выбираем Edit > Auto-Align Layers...
    (Редактировать > Авто-Выравнивание слоёв)
  • в открывшемся окне выбираем режим выравнивания (проекцию сшивания панорамы) и нажмаем OK

В большинстве случаев автоматический режим работает весьма корректно, однако если вы точно не знаете каким способ сняты склеиваемые панорамные снимки, попробуйте все режимы проекции панорамы:

  • Auto [авто],
  • Perspective [перспективная панорама],
  • Celindrical [цилиндрическая панорама],
  • Reposition only [только позиционирование]

После этого начинается процесс анализа и непосредственного сшивания слоёв в один панорамный слой:

Скорость обработки зависит от мощности вашего компьютера, количества фотоснимков в панораме их качества и размера. После завершения этой команды у вас получиться вот такая панорама:

Если заметны стыки кадров из-за разности экспозиции воспользуйтесь ещё одной возможностью Adobe Photoshop: выделите все слои из которых сшита панорама и запустите команду Edit > Auto-Blend Layers (Редактировать > Авто-Смешивание слоёв), результатом которой будет появление масок на слоях подвергнутых выравниванию экспозиции.

Вот и всё, осталось сделать сведение слоёв и обрезку готовой панорамной фотографии.

Разрешите выполнение JavaScript в настройках вашего браузера и перезагрузите страницу

Дата публикации: 15.04.2016

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Этот урок является продолжением цикла статей о съёмке панорам. В первой статье мы рассказывали о достоинствах панорамной съёмки и о необходимой для этого фототехнике. Во второй - о том, как действовать непосредственно на месте съёмки, как правильно фотографировать серию кадров для склейки. А сегодня поговорим о создании итоговой панорамы.

Итоговая панорама склеивается на компьютере с помощью специализированных программ. Сегодня их существует великое множество. Пожалуй, самые известные из них - PTGui и Autopano Giga. Среди бесплатных решений можно отметить приложения Hugin и Image Composite Editor. Но мы рассмотрим этот процесс на примере программы, знакомой каждому продвинутому фотографу, - Adobe Lightroom. Возможность склейки панорам (вместе со склейкой HDR) появилась в этой программе начиная с шестой версии. В чём плюсы и особенности склейки панорам именно в Lightroom?

    Процесс склейки панорамы в Adobe Lightroom очень прост, его освоит даже новичок. Но это же и минус для продвинутого пользователя - в интерфейсе представлено слишком мало настроек.

    Lightroom обладает уникальной возможностью склеивать RAW-файлы без конвертации в JPEG или TIFF. Мало того, на выходе готовая панорама тоже будет в формате RAW (а точнее, в DNG - эдаком универсальном RAW от Adobe). Это удобно потому, что все RAW-коррекции мы можем применять не к отдельным кадрам, а ко всему итоговому панорамному изображению!

    К фишкам этого фоторедактора можно добавить ещё и возможность панорамной склейки созданных в Lighroom же HDR-снимков, так что на выходе можно получить огромное панорамное изображение с широчайшим динамическим диапазоном. Но есть и минусы: такое изображение занимает очень много места на жёстком диске, оно обрабатывается заметно медленнее обычных снимков, особенно на слабых ПК.

Серия снимков, с которыми я буду работать.

Итак, приступим. Прежде всего импортируем серию снимков, снятых для склейки панорамы. Чтобы показать возможности программы, я буду склеивать двухрядную панораму из 12 кадров.

Схема склейки данной двухрядной панорамы

Как видите, я предпочёл сделать серию снимков с небольшой недоэкспозицией, дабы гарантировать полную сохранность деталей в светлых участках кадра (на небе). В то же время, благодаря широчайшему динамическому диапазону камеры Nikon D810 , сделать кадр посветлее и вытянуть детали в тенях мне не составит труда. При этом никаких существенных потерь в качестве изображения не произойдёт. Широкий динамический диапазон (диапазон яркостей, которые без потерь может запечатлеть аппарат) - свойство большинства современных зеркальных камер Nikon . Например, по данным лаборатории DXO, динамический диапазон Nikon D750 составляет 14,5 EV. Это означает, что зеркалки Nikon отлично подходят для съёмки пейзажей.

Если бы мы склеивали панораму в другой программе, первым этапом нашей работы была бы коррекция каждого RAW-снимка с целью дальнейшего экспорта в TIFF или JPEG для склейки панорамы, допустим, в PTGui. В этом случае перво-наперво кадры выравниваются по экспозиции и цветам, плюс к ним применяются пресеты Lens Corrections, которые исправляют на фото виньетирование, дисторсию и хроматические аберрации. Но поскольку мы будем клеить панораму прямо в Lightroom, всем этим можно заняться позже, уже после склейки изображений.

После импорта нужных снимков переходим в режим Develop. Выделим все кадры и щёлкнем правой кнопкой мыши. Откроется контекстное меню. В нём выберем Photo Merge - Panorama… То же самое действие можно сделать и сочетанием клавиш Ctrl+M, это ускорит работу.

Итак, запускается модуль склейки панорам. Придётся подождать некоторое время, пока программа построит превью будущего панорамного изображения. Чем больше кадров вы соединяете, тем дольше будет процесс.

Через некоторое время программа выдаст результат работы либо сообщит о том, что не может создать панораму. Что делать, если панорама не клеится? Попробуйте выбрать другую проекцию (об этом чуть ниже). Если ни в одной проекции панорама не желает собираться, задумайтесь: возможно, вы сняли её с ошибками или потеряли какие-то кадры из неё.

Теперь разберёмся в нехитром интерфейсе окна склейки панорамы. Слева мы видим превью панорамного снимка. Как правило, только что склеенные панорамные изображения имеют неровные границы, особенно если они были сняты широкоугольной оптикой. В этом ничего страшного нет, всё лишнее можно убрать. Чтобы обрезать фотографию автоматически, просто поставьте флажок напротив опции Auto Crop (выделено синим).

Чуть выше функции Auto Crop находятся три кнопки для выбора проекции панорамы. Lightroom на сегодня представляет на выбор пользователя три проекции - сферическую, цилиндрическую и «перспективную» (прямолинейную). Если вкратце, то проекция - это способ представления на плоскости нашего панорамного изображения.

Да, выбор всего из трёх проекций не велик по сравнению с тем же PTGui (15 вариантов проекций), однако этого набора должно хватить почти каждому, особенно для пробы пера. Какую проекцию для чего выбрать? В творческой фотографии жёстких требований к выбору той или иной проекции нет. Всё зависит от вашего художественного вкуса, от того, каким вы хотите видеть итоговый кадр. Если сильно обобщать, то прямоугольная проекция чаще применяется, когда панорама имеет не слишком широкий угол обзора (до 130 градусов), когда нужно сохранить чёткие прямые линии и пропорции в кадре. Это важно при съёмке архитектуры. Минус данной проекции - невозможность склейки широкоугольных панорам (кадр просто «расползётся» в разные стороны). Цилиндрическую и сферическую проекции можно использовать при работе с более «широкоугольными» панорамами, но они могут исказить пропорции предметов и их очертания: для пейзажной фотографии это не так страшно, но при съёмке архитектуры может быть критично.

И в прямолинейной проекции. Как видите, такая проекция при съёмке панорам с широким углом даёт сильные искажения по краям кадра.

Экспериментальным путём выясните, какая из проекций наилучшим образом подходит для вашего снимка. Моей панораме, например, подошла цилиндрическая проекция. Несмотря на широкий угол обзора панорамы (около 160 градусов по горизонтали), при такой проекции изображение сохранило пропорции, близкие к реальным.

Следующая интересная функция, которую предлагает Lightroom, - Boundary Warp (Пограничная деформация). Она служит для подгонки краёв изображения под прямоугольный формат кадра, её можно назвать альтернативой Auto Crop. Но будьте с ней осторожны: Boundary Warp сильно деформирует геометрию кадра. Это не так заметно на пейзажном снимке, но очень критично при съёмке архитектуры.

Но самое интересное, что мощность воздействия на снимок функции Boundary Warp корректируется с помощью соответствующего ползунка. Таким образом, её можно применять «дозировано» и комбинировать с тем же Auto Crop, как я и сделаю. Я решил подогнать кадр под стандартное соотношение сторон 3:2.

Теперь нажимаем кнопку Merge («Сшить»). Lightroom начнёт создавать итоговую панораму в фоновом режиме, после чего добавит получившееся изображение в ту же папку, в которой содержатся исходные кадры.