Введение в компьютерную графику. Обмен данными между программами Тематическое планирование курса

Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие + Практикум. Залогова Л.А.

Учебное пособие: М.: 2005. - 212 с.

Практикум: М.: 2005. - 245 с.

Учебное пособие входит в УMK для старших классов наряду с практикумом.

В учебном пособии рассмотрены вопросы представления графических изображений, описания цветовых оттенков на мониторе и принтере, форматы графических файлов, описаны основные возможности редакторов векторной графики CorelDRAW и растровой графики Adobe Photoshop,

Практикум входит в УМК для старших классов наряду с учебным пособием. Практикум посвящен получению навыков создания и редактирования изображений с помощью программ CorelDRAW и Adobe Photoshop, а также обмена графической информацией между различными приложениями.

На сайте http://www.Lbz.ru размещены файлы, необходимые для выполнения заданий. (Это Приложение - 1,25 Мб, см. ниже здесь)

Для учащихся старших классов физико-математического, естественно-научного, социально-гуманитарного и технологического профилей.

Учебное пособие:

Формат: pdf

Размер: 6,2Мб

Скачать: drive.google

Практикум:

Формат: pdf

Размер: 23,8Мб

Скачать: drive.google

Приложение к практикуму:

Формат: jpeg / zip

Размер: 1,25Мб

Скачать: drive.google

Оглавление (Учебное пособие)
Предисловие 5
Часть 1. Основы изображения 9
Глава 1. Методы представления графических изображений 10
§ 1.1. Растровая графика 10
§ 1.2. Векторная графика 16
§ 1.3 Сравнение растровой и векторной графики 22
§1.4. Особенности редакторов растровой и векторной графики 23
Глава 2, Цвет в компьютерной графике 27
§ 2.1. Аддитивная цветовая модель 2&
§ 2.2. Формирование собственных цветовых оттенков в модели RGB 29
§ 2,3. Субтрактивная цветовая модель 32
§ 2.4. Взаимосвязь аддитивной и субтрактивной цветовых моделей. Цветоделение при печати 34
§ 2,5. Формирование собственных цветовых оттенков в модели CMYK 38
§ 2,6. Цветовая модель «Цветовой оттенок - Насыщенность - Яркость» 39
Глава 3, Форматы графических файлов 43
§ З.1. Векторные форматы 44
§ 3.2. Растровые форматы 47
§ 3,3. О сохранении изображений в стандартных и собственных форматах графических редакторов 53
§ 3.4. Преобразование файлов из одного формата в другой 54
Часть 2. Редакторы векторной и растровой графики 63
Глава 4. Создание иллюстраций., 64
§ 4,1. Введение в программу CorelDRAW 64
§ 4.2. Рабочее окно программы CorelDRAW 67
§ 4.3. Основы работы с объектами 71
§ 4.4. Закраска рисунков 78
§ 4.5. Вспомогательные режимы работы 88
§ 4.6. Создание рисунков из кривых 93
§ 4.7. Методы упорядочения и объединения объектов 102
§ 4.8. Эффект объема 110
§ 4.9. Перетекание 116
§ 4.10. Работа с текстом 122
§ 4.11. Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW 131
Глава 5. Монтаж и улучшение изображений 137
§ 5 Л * Введение в программу Adobe Photoshop. . . 137
§ 5.2. Рабочее окно программы Adobe Photoshop 142
§ 5.3. Выделение областей 147
§ 5.4. Маски и: каналы. 154
§ 5.5. Коллаж. Основы работы со слоями 161
§ 5.6. Рисование и раскрашивание 169
§ 5.7. Тоновая коррекция 176
§ 5.8. Цветовая коррекция 186
§ 5.9. Ретуширование фотографий 196
§ 5.10, Работа с контурами 203
Предметный указатель 210

Оглавление (Практикум)
Предисловие 4
Раздел 1. Практические занятия по векторной графике 7
Урок 1. Рабочее окно CorelDRAW 8
Урок 2. Основы работы с объектами 21
Урок 3. Закраска рисунков (начало) 29
Урок 4. Закраска рисунков (окончание). Вспомогательные режимы работы 44
Урок 5. Создание рисунков из кривых 56
Урок 6. Методы упорядочения и объединения объектов 66
Урок 7. Эффект объема 74
Урок 8. Эффект перетекания 84
Урок 9. Работа с текстом 96
Урок 10. Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW 110
Раздел 2. Практические занятия по растровой графике. ... 119
Урок 1. Рабочее окно Adobe Photoshop 120
Урок 2. Работа с выделенными областями 132
Урок 3. Маски и каналы 146
Урок 4. Создание коллажа. Основы работы со слоями. . 154
Урок 5. Рисование и раскрашивание 165
Урок 6. Работа со слоями (окончание) 177
Урок 7. Основы коррекции тона 191
Урок 8. Основы коррекции цвета 206
Урок 9. Ретуширование фотографий 216
Урок 10. Работа с контурами 226
Урок 11. Обмен файлами между графическими программами 238

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел "Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

Комитет по образованию администрации муниципального района Усольского районного муниципального образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

СОГЛАСОВАНО

«___» __________ 2014ода

Зам. директора МОУ СОШ №7

_________________________________

(подпись, Ф.И.О.)

РАССМОТРЕННО НА ПС

Протокол №_________

от «___» __________ 2014года

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ №7

Муллина А.В.

приказ № __________________

От «___» __________ 2014 года

Рабочая программа элективного курса

по информатике « КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»

для 10 класса

Карпова Татьяна Юрьевна

учитель информатики

2 квалификационной категории

МОУ СОШ №7

с. Сосновка

2014 год

Пояснительная записка

Область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой.
Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это - исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели W еЬ страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др.
Изображения на экране компьютера создаются с помощью графических программ. Это растровые и векторные редакторы, программы создания и обработки трехмерных объектов, системы автоматизации проектирования, настольные издательские системы и др.
Основное внимание в курсе «Компьютерная графика» уделяется созданию иллюстраций и редактированию изображений, т.е. векторным и растровым программам. Создание же трехмерных изображений на экране компьютера - достаточно сложная задача, и ее рассмотрению нужно посвятить отдельный курс. Другие области компьютерной графики, несомненно, представляют большой интерес, однако они требуют определенной профессиональной специализации.

Основания для составления рабочей программы

Рабочая программа элективного курса по информатике для 10 классов составлена на основе:

Авторской программы элективного курса по информатике и ИКТ «Компьютерная графика» ,автор программы Л.А. Залоговоа, канд. физ.-мат.наук, доцента кафедры математического обеспечения вычислительных систем Пермского государственного университета.

Учебного плана школы, в соответствии с которым курс изучается на базовом уровне в 10 классе за счет компонента образовательного учреждения и составляет

1 час неделю, 34 часа в год.

Теория – 15 часов

Практика- 18 часов

Цель:

    заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств в обработке графических изображений;

    познакомить с принципами работы растрового графического редакторов;

    сформировать понятие о безграничных возможностях использования технологий обработки изображений.

Задачи:
дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.

Образовательные результаты


Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
методы описания цветов в компьютерной графике - цветовые модели;
способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
методы сжатия графических данных;
проблемы преобразования форматов графических файлов;
назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
1) создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы, а именно:
создавать рисунки из простых объектов (линий. дуг, окружностей и т.д.);
выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др.);
формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
работать с контурами объектов;
создавать рисунки из кривых;
создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;

Получать объёмные изображения;

Применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);

Создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;

2) редактировать изображения в программе , а

Выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);

Перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

Редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

Сохранять выделенные области для последующего использования;

монтировать фотографии (создавать многослойные документы);

Раскрашивать чёрно-белые эскизы и фотографии;

Применять к тексту различные эффекты;

Выполнять тоновую коррекцию фотографий;

Выполнять цветовую коррекцию фотографий;

Ретушировать фотографии;

3) выполнять .

Критерии оценивания учащихся

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. В конце курса каждый учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.
Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические занятия по следующей схеме:
«2» - менее 40% от общей суммы баллов;
«3» - от 40 до 59% от общей суммы баллов;
«4» - от 60 до 74% от общей суммы баллов;
«5» - от 75 до 100% от общей суммы баллов.

Содержание рабочей программы

Тема 1. Методы представления графических изображений

Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графи

В курсе «Компьютерная графика» рассматриваются:

Основные вопросы создания, редактирования и хранения изображений;

Особенности работы с изображениями в растровых программах:

Методы создания иллюстраций в векторных программах.

Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.

Тема 2. Цвет в компьютерной графике

Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей. Кодирование цвета в различных графических программах.

Тема З. Форматы графических файлов

Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой.

Тема 4. Создание иллюстраций

Введение в программу СогelDRAW . Рабочее окно программы СогelDRAW .

Особенности меню. Рабочий лист. Организация панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния. Основы работы с объектами

Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей. Особенности создания иллюстраций на компьютере.Закраска рисунков. Вспомогательные режимы работы. Инструменты для точного рисования и расположения объектов относительно друг друга: линейки, направляющие, сетка. Режимы вывода объектов на экран. Создание рисунков из кривых. Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редактирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.

Изменение порядка расположения объектов. Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. Методы объединения объектов: группирование, комбинирование, сваривание. Исключение одного объекта из другого.

Эффект объема. Создание технических рисунков. Создание выпуклых и вогнутьих объектов. Получение художественных эффектов. Работа с текстом.

Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста. Сохранение и загрузка изображений.

Тема 5. Монтаж и улучшение изображений

Введение в программу Аd оb е РhotoSh ор. Рабочее окно программы.

Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели - вспомогательные окна. Просмотр изображения в разном масштабе. Строка состояния. Выделение областей. Маски а каналы.

Режимы для работы с выделенными областями: стандартный и режим быстрой маски. Уточнение предварительно созданного выделения в режиме быстрой маски. Сохранение выделенных областей для повторного использования в каналах. Коллаж. Основы работы со слоями. Особенности создания компьютерного коллажа. Рисование и раскрашивание. Тоновая коррекция.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

Практика

Раздел 1 «Методы представления графических изображений» - 5 часов

Растровая графика

Векторная графика

Сравнение векторной и растровой графики

Особенности редакторов графики

Практическая работа №1. «Мой рисунок»

Раздел 2. «Цвет в компьютерной графике» - 3 часов

Цветовая модель

Формирование собственных цветов

Практическая работа №2. «Цветовой орнамент»

Раздел 3. «Форматы графических файлов» - 5 часов

Растровые форматы

Векторные форматы

Преобразование файлов из одного формата в другой

Раздел 4. «Создание иллюстраций» - 15 часов

Введение в программу СогelDRAW

Рабочее окно программы СогelDRAW .

Основы работы с объектами

Закраска рисунков

Вспомогательные режимы работы

Создание рисунков из кривых

Эффекты объема

Перетекание

Работа с текстом

Практическая работа №3. «Создаю рисунок»

Раздел 5. «Монтаж и улучшение изображений» - 5 часов

Введение в программу Аd оb е РhotoSh ор

Рабочее окно программы

Рисование и раскрашивание

Практическая работа №4. «Создаю коллаж»

Итого:

Практические занятия по векторной графике

Рабочее окно CorelDRAW

Основы работы с объектами

Закраска рисунков

Закраска рисунков (окончание). Вспомогательные режимы работы

Создание рисунков из кривых

Эффект объема

Эффект перетекания

Работа с текстом

Практические занятия по растровой графике

Маски и каналы

Рисование и раскрашивание

Работа со слоями (продолжение)

Основы коррекции тона

Основы коррекции цвета

Ретуширование фотографий

Работа с контурами

Обмен файлами между графическими программами

Учебно-методическое обеспечение курса

Для учителя

Учебно-методический комплект «Компьютерная графика» состоит из учебного пособия и практикума.

    Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/Л.А.Залогова. – 2 изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 212 с., 16 с. Ил.: ил.

    Залогова Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/Л.А.Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 245 с., 16 с. Ил.: ил.

Для обучающихся:

    Гринберг А Д., Гринберг С. Цифровые изображения. Минск, 000 Попурри, 2010.

    Корриган Дж. Компьютерная графика. М.: ЭНТРОП, 1995.

    Олтман Р. СогelDRAW 9. М.: ЭНТРОП. Киев: ВЕК+, Киев:Издательская группа ВНУ, 2000.

    Тайц А.М., Тайц А.А. СогelDRAW 11. - СП6.: БХВ-Петербург, 2003.

    Тайц А.М.. Тайц А.А. Аd оb е РhotoSh ор 7. - СП6.: БХВ-Петербург, 2001

Программное обеспечение курса

CorelDRAW в настоящее время является одной из наиболее попу­лярных векторных графических программ. Свою популярность програм­ма приобрела благодаря тому, что позволяет начинающим и профессио­нальным художникам создавать иллюстрации различной сложности. На персональных компьютерах IBM PC CorelDRAW является «королем» программ рисования.

Adobe PhotoShop - самая популярная в мире программа редак­тирования растровых изображений. Она используется для ретуширо­вания, тоновой, цветовой коррекции, а также с целью построения коллажей, в которых фрагменты различных изображений сливаются вместе для создания интересных и необычных эффектов.

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Компьютерная графика»

10 класс

Тема урока

Кол- во часов

Практические работы

примечание

проведения

Методы представления графических изображений

Системы цветов в компьютерной графике

Основы работы с объектами

Форматы графических файлов

Создание иллюстраций

Монтаж и улучшение изображений

Методы упорядочения и объединения объектов

Рабочий экран Сог elDRAW

Рабочее окно CorelDRAW

Основы работы с объектами

Эффект объема

Закраска рисунков

Создание рисунков из кривых

Создание рисунков из кривых

Различные графические эффекты

Методы упорядочения и объединения объектов

Работа с текстом

Рабочий экран А d о b е Р hotoSh ор

Рабочее окно Adobe PhotoShop

Работа с выделенными областями

Работа с выделенными областями

Маски и каналы

Маски и каналы

Работа со слоями

Рисование и раскрашивание

Работа со слоями

Рисование и раскрашивание

Закраска рисунков

Рисование и раскрашивание

Закраска рисунков

Основы коррекции тона

Создание коллажа. Основы работы со слоями

Основы коррекции тона

Основы коррекции тона

Основы коррекции цвета

Рисование и раскрашивание

Основы коррекции цвета

Рисование и раскрашивание

Ретуширование фотографий

Ретуширование фотографий

Ретуширование фотографий

Эффект перетекания

Ретуширование фотографий

Обмен файлами между графическими программами

Обмен файлами между графическими программами

Обмен файлами между графическими программами

Работа с контурами

Выполнение проектной работы

Выполнение проектной работы

Выполнение проектной работы

Защита проектной работы

Работа с текстом

Работа с текстом

Работа с текстом

Работа с текстом

Курс «Компьютерная графика» - элективный курс для учащихся 9 классов, рассчитан на 17 часов.

Данный курс предназначен для работы с детьми, желающих освоить основные приёмы выполнения работы с компьютерной графикой в среде CorelDRAW и Adobe Photoshop.

Цели и задачи курса:

1.Дать учащимся глубокое понимание принципов построения и хранения изображений.

2. Изучить форматы графических файлов и целесообразное их использования при работе с различными графическими программами.

3. Рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах.

4. Научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ.

5. Научить учащихся выполнять обмен графическими данными между различными программами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование город Краснодар

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 93

(полное наименование образовательного учреждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

II вида

Элективного курса по информатике "Компьютерная графика"

Ступень обучения (класс) основное общее образование 9 класс ____________

Количество часов 17 Уровень базовый _________________________________

Учитель Соколова И.В. ________________________________________________

Программа разработана на основе авторской программы Л.А.Залогова, элективного курса «Компьютерная графика» для основной школы (9 классы), опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н.Бородин. – 6-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 . ________________________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Компьютерная графика» - элективный курс для учащихся 9 классов, рассчитан на 17 часов.

Данный курс предназначен для работы с детьми, желающих освоить основные приёмы выполнения работы с компьютерной графикой в среде CorelDRAW и Adobe Photoshop.

Цели и задачи курса:

1.Дать учащимся глубокое понимание принципов построения и хранения изображений.

2. Изучить форматы графических файлов и целесообразное их использования при работе с различными графическими программами.

3. Рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах.

4. Научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ.

5. Научить учащихся выполнять обмен графическими данными между различными программами.

Образовательные результаты:

1. Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно, должны знать:

Особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

Особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

Методы описания цветов в компьютерной графике - цветовые модели;

в способы получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;

Способы хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов;

Методы сжатия графических данных;

Проблемы преобразования форматов графических файлов;

Назначение и функции различных графических программ.

2. В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:

2.1. Создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторной программы CorelDRAW, a именно:

Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т. д.);

Выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др.);

Формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;

Создавать заливки из нескольких цветовых переходов;

Использовать узорчатые и текстурные заливки;

Работать с контурами объектов;

Создавать рисунки из кривых;

Создавать иллюстрации с использованием методов упорядочивания и объединения объектов, а также операций вычитания и пересечения;

Получать объемные изображения;

Применять различные графические эффекты (объем, перетекание, фигурная подрезка и др.);

Создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории.

2.2. Редактировать изображения в программе Adobe Photoshop, а именно,

Выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (Область, Лассо, Волшебная палочка и др.);

Перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

Редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

Сохранять выделенные области для последующего использования;

Монтировать фотографии (создавать многослойные документы);

Программа элективного курса «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА»

Раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии.

Применять к тексту различные эффекты;

Выполнять тоновую коррекцию фотографий;

Выполнять цветовую коррекцию фотографий;

Ретушировать фотографии;

Выполнять обмен файлами между графическими программами.

Межпредметные связи

Знания, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», учащиеся могут в дальнейшем использовать при то здании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний - физике, химии, биологии и др. Созданное изображение мои быть использовано в докладе, статье, мультимедиа презентации, размещено на web-странице или импортировано в дону мент издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная графика», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.

В курсе «Компьютерная графика» рассматриваются:

Основные вопросы создания, редактирования и хранении изображений;

Особенности работы с изображениями в растровых про граммах;

Методы создания иллюстраций в векторных программах Создание же трехмерных изображений на экране компьютера - достаточно сложная задача, и ее рассмотрению нужно ми святить отдельный курс. Другие области компьютерной графики, несомненно, представляют большой интерес, но они требуют определенной профессиональной специализации.

Для создания иллюстраций используется векторная про грамма CorelDRAW, а для редактирования изображений и монтажа фотографий - программа Adobe Photoshop.

CorelDRAW в настоящее время является одной из наиболее популярных векторных графических программ. Свою популярность программа приобрела благодаря тому, что позволяет им начинающим и профессиональным художникам создавать иллюстрации различной сложности. На персональных компьютерах IBM PC CorelDRAW является «королем» программ рисовании

Adobe Photoshop - самая популярная в мире программа редактирования растровых изображений. Она используется для ретуширования, тоновой, цветовой коррекции, а также с целью построения коллажей, в которых фрагменты различных изображений сливаются вместе для создания интересных и необычных эффектов.

Учебное пособие

1 . . Растровая графика. Достоинства и недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства и недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.

2. Системы цветов в компьютерной графике . Формирование цветовых оттенков на экране монитора (система аддитивных цветов). Формирование цветовых оттенков при печати изображений (система субтрактивных цветов). Способы создания собственных цветовых оттенков в различных графических программах. Система цветов «цветовой оттенок-насыщенность-яркость». Взаимосвязь различных систем цветов.

3. Форматы графических файлов . Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Преобразование файлов из одного формата в другой.

4. Создание иллюстраций . Особенности векторных программ. Введение в программу CorelDRAW. Основы работы с объектами. Закраска рисунков. Вспомогательные режимы работы. Создание рисунков из кривых. Методы упорядочения и объединения объектов. Эффект объема. Перетекание. Работа с текстом. Сохранение и загрузка изображений в Corel DRAW.

5. . Особенности растровых программ. Введение в программу Adobe Photoshop. Выделение областей. Маски и каналы. Основы работы со слоями. Рисование и раскрашивание. Тоновая коррекция. Цветовая коррекция. Ретуширование фотографий. Работа с контурами.

Практикум

1. . Рабочий экран CorelDRAW. Основы работы с объектами. Закраска рисунков. Создание рисунков из кривых. Различные графические эффекты. Работа с текстом. Сохранение и загрузка изображений в CorelDRAW.

2 . . Рабочий экран Adobe Photoshop. Работа с выделенными области ми. Маски и каналы. Основы работы со слоями. Рисование и раскрашивание. Основы коррекции цвета. Основы коррекции тона. Ретуширование фотографий. Работа с контурами. Обмен файлами между графическими программами.

Таблица тематического распределения количество часов

п/п

Разделы

Количество часов

программа

Рабочая

программа

Лекционная часть курса

Методы представления графических изображений

Цвет в компьютерной графике

Форматы графических файлов

Создание иллюстраций

Монтаж и улучшение изображений

Всего:

Практическая часть курса

Практические занятия по векторной графике

Рабочее окно CorelDRAW

Основы работы с объектами

Закраска рисунков

Создание рисунков из кривых

Различные графические эффекты

Работа с текстом

Всего:

Практические занятия по растровой графике

Рабочее окно Adobe Photoshop

Работа с выделенными областями

Маски и каналы

Работа со слоями

Рисование и раскрашивание

Основы коррекции тона

Основы коррекции цвета

Ретуширование фотографий

Обмен файлами между графическими программами

Всего:

ИТОГО:

Резерв времени - 8 часов

Методы преподавания

Занятия включают лекционную и практическую части. Практическая часть курса организована в форме уроков. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками; пример темы: «Создание рисунков из кривых». В каждом уроке материал излагается следующим образом:

  1. Повторение основных понятий и методов для работы с ними.
  2. Самостоятельное выполнение заданий для получении основных навыков работы; в каждом задании формулируется цель и излагается способ ее достижения.
  3. Упражнения для самостоятельного выполнения.
  4. Проекты для самостоятельного выполнения.

Теоретическую и прикладную части курса (на усмотрение преподавателя) можно изучать параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.

Формы контроля знаний

Усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов.

Каждое практическое занятие оценивается определенным количеством баллов.

В рамках курса предусматривается проведение нескольких тестов и, следовательно, подсчет промежуточных рейтингом (количество баллов за тест и практические задания).

Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические занятия по следующей схеме:

«2» - менее 40% от общей суммы баллов;

«3» - от 40% до 59% от общей суммы баллов;

«4» - от 60% до 74% от общей суммы баллов;

«5» - от 75% до 100% от общей суммы баллов.

Список используемой учебно–методической литературы

  1. Л.А.Залогова Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 – 212с.
  2. Л.А.Залогова Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум – М.БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 – 245с.

Дополнительная литература

  1. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2005;
  2. Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000; 29» августа 2012 _ № _ 1 ,

    зав. кафедры

    Хмара С.Е.

    СОГЛАСОВАНО

    Заместитель директора по УВР

    Л.В.Азарова

    «__» августа 2012 года


    Векторные форматыФайлы векторного формата особенно полезны для хранения линейных элементов (линий и многоугольников), а также элементов, которые можно разложить на простые геометрические объекты (например, текст). Векторные файлы содержат не пиксельные значения, а математические описания элементов изображений. По математическим описаниям графических форм (линий, кривых, сплайнов) программа визуализации строит изображение.

    Векторные файлы структурно более просты, чем большинство растровых файлов, и обычно организованы в виде потоков данных.

    Примеры наиболее распространенных векторных форматов - AutoCAD DXF и Microsoft SYLK.

    WMF. Это векторный формат, который используется графическими программами ОС Windows. Этот формат служит для передачи векторных изображений через буфер обмена в среде Windows. Этот формат принимается практически всеми программами, работающими с векторной графикой. Использовать этот формат для растровых изображений нельзя. Недостатки: искажение цвета и несохранение ряда параметров, которые устанавливаются для изображений в графических программах.

    AI. Внутренний формат программы Illustrator. Может открываться программой Photoshop и кроме того этот формат поддерживают все программы, связанные с векторной графикой. Этот формат является лучшим средством при передаче векторных изображений из одной программы в другую. Растровые графические элементы при передаче через AI-формат в большинстве случаев теряются.

    CDR. Это внутренний формат программы Corel Draw. Этот формат имеет большую популярность, как и сам пакет программ. Многие программы могут импортировать векторные файлы в форматы Corel Draw. В формате CDR содержаться и растровые графические объекты. В этом формате применяется компрессия, причем для векторных и растровых файлов применяется разная компрессия.

    Метафайловые форматы

    Метафайлы могут хранить и растровые, и векторные данные. Простейшие метафайлы напоминают файлы векторного формата; они содержат язык или синтаксис для определения элементов векторных данных, но могут включать и растровое представление изображения. Метафайлы часто используются для транспортировки растровых и векторных данных между аппаратными платформами, а также для перемещения изображений между программными платформами.

    Наиболее распространенные метафайловые форматы - WPG, Macintosh PICT и CGM.

    Аннотация

    Цифровая техника настойчиво внедряется в нашу жизнь, в том числе и в такую консервативную область как фотография. Использование цифровых фотоаппаратов само по себе не гарантирует качества полученных снимков, которые иногда требуют серьезной корректировки. Например, часто требуется повысить контрастность, изменить освещенность, убрать эффект «красных глаз». Кроме того, современная технология позволяет улучшить качество снимков, полученных с помощью пленочных фотоаппаратов, а также дать вторую жизнь старым фотографиям.
    Учебный курс «Цифровая обработка изображений в редакторе Photoshop » дает возможность изучить приемы редактирования изображений, записанных в компьютерном формате, с помощью графического редактора AdobePhotoshop . Материал всех уроков оформлен в виде электронного учебного пособия, включающего теоретическую часть и практические задания. Основной упор делается не на механическое выполнение алгоритмов, а на понимание происходящих при этом процессов.

    Пояснительная записка

    Данный элективный курс имеет своей целью знакомство учащихся с понятием растровая компьютерная графика на примере графического редактора Adobe Photoshop. Данная тема выбрана потому, что при изучении курса информатики в школе на изучение графических программ отводится очень мало времени, а вместе с тем это направление является одним из часто используемых и интересных с точки зрения выполнения практических работ. С другой стороны, знание данного направления использования компьютера может помочь ребенку определиться с выбором профессии.
    Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информационным технологиям, а самое главное, профориентации в мире профессий, связанных с использованием знаний этих технологий.

    Цели:

    • заинтересовать учащихся, показать возможности современных программных средств в обработке графических изображений;
    • познакомить с принципами работы растрового графического редактора Adobe Photoshop.
    • сформировать понятие о безграничных возможностях использования технологий обработки растровых изображений.

    Задачи:

    • дать представление об основных возможностях редактирования и обработки изображения в Adobe Photoshop;
    • научить создавать и редактировать растровые документы, используя набор инструментов, имеющихся в изучаемом приложении;
    • ознакомить с основными операциями в Adobe Photoshop;
    • способствовать развитию алгоритмического мышления;
    • выполнить три проекта;
    • способствовать развитию познавательного интереса к информатике;
    • продолжить формирование информационной культуры учащихся;
    • профориентация учащихся.

    В результате обучения

    • учащиеся должны знать: основные понятия о формировании цифровых изображений, цветовые модели RGB и CMYK, основные элементы интерфейса программы Adobe Photoshop, структуру инструментальной оболочки редактора, возможность работы со слоями, текстом, наличие фильтров и технологию их применения для получения различных эффектов над изображением;
    • учащиеся должны уметь: создавать и редактировать графические изображения, выполнять типовые действия с объектами и документами в среде Photoshop, пользоваться основными инструментами программы, работать с текстом, создавать фотомонтажи и коллажи, ретушировать фотографии, применять различные фильтры.

    Программа курса рассчитана на 16 часов, из которых 2 часа - теоретические занятия, 14 часов - практические занятия на компьютере. Формы занятий направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся, на увеличение количества заданий творческого характера. На занятиях теоретического блока преобладает лекция с элементами практических упражнений. На практических занятиях используется метод проектов и дидактические игры. При этом изучение последующих тем обеспечивается содержанием ранее изученных знаний. Каждый урок предусматривает применение работ, созданных ранее, для изучения новых функций программы, что обеспечивает актуализацию ранее изученного. В конце каждого занятия учащиеся получают вопросы для размышления, которые помогают еще раз проанализировать и систематизировать усвоенное, а задания для самостоятельного выполнения служат закреплению навыков. Задания могут быть выполнены дома (при наличии компьютера) или в школе во внеурочное время.
    Обеспечение курса: персональный компьютер, программа Adobe Photoshop 6,0. Из-за ограниченности ресурсов компьютера можно воспользоваться и более младшими версиями. Но следует помнить, что ряд команд в разных версиях располагаются в разных меню, а большинство спецэффектов вынесены из меню на панель инструментов. Такая же ситуация может возникнуть и при появлении более старших версий программ, хотя основные возможности различных версий остаются практически неизмененными.
    Для контроля знаний используется рейтинговая система и выставка работ. Усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов. Каждое практическое занятие оценивается определённым количеством баллов.

    Ожидаемые результаты

    В рамках данного курса учащиеся получают следующие знания и умения:

    • владеют принципами кодирования графической информации в компьютерной технике;
    • знают особенности представления цвета в различных цветовых моделях;
    • умеют сканировать и кадрировать рисунки и фотографии;
    • умеют выполнять цветовую коррекцию изображений, а также коррекцию яркости и контрастности как всего рисунка, так и отдельных областей;
    • умеют ретушировать отсканированные фотографии;
    • умеют создавать рисунки с помощью инструментов рисования;
    • умеют работать с многослойными изображениями;
    • умеют создавать коллажи.

    Формы подведения итогов

    Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий на каждом уроке. В конце курса каждый учащийся выполняет индивидуальный проект в качестве зачетной работы. На последнем занятии проводится конференция, на которой учащиеся представляют свои работы и обсуждают их.
    Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические занятия по следующей схеме:
    «2» - менее 40% от общей суммы баллов;
    «3» - от 40 до 59% от общей суммы баллов;
    «4» - от 60 до 74% от общей суммы баллов;
    «5» - от 75 до 100% от общей суммы баллов.

    Тематическое планирование курса


    п/п

    Название урока

    Количество часов

    теория

    практика

    Методыпредставленияграфических изображений

    Система цветов в компьютерной графике

    Форматы графических файлов

    Рабочий экран Adobe Photoshop. Работа с выделенными
    областями

    Маски и каналы

    Основы работы со слоями

    Рисование и раскрашивание

    Работа со слоями

    Основы коррекции тона

    Основы коррекции цвета

    Ретуширование фотографий

    Работа с контурами

    Обменфайлами междуграфическими программами

    Защита собственного проекта

    Общее количество часов

    Методы представления графических изображений. Растровая и векторная графика. Особенности, достоинства и недостатки. Программы обработки растровой и векторной графики.
    Учащиеся должны:

    • знать принцип, основные понятия растровой графики, достоинства и
      недостатки растровой графики; описание рисунков в векторных программ-
      мах, достоинства и недостатки векторной графики, особенности растровых
      и векторных программ;
    • уметь отличать векторные и растровые изображения.

    Система цветов в компьютерной графике. Излучаемый и отраженный свет. Цветовые оттенки.

    Учащиеся должны;

    • знать, что такое излучаемый и отраженный свет в компьютерной графике; формирование цветовых оттенков на экране монитора; формирование цветовых оттенков при печати изображений;
    • понимать особенности каждой цветовой модели, как различные графические программы решают вопрос кодирования цвета; почему цветовые оттенки, отображаемые на мониторе, достаточно сложно воспроизвести при печати;
    • уметь определять тот или иной цвет, используя различные цветовые модели.

    Форматы графических файлов - 1час. Формат файла.

    Учащиеся должны:

    • знать, что такое формат графического файла, особенности растровых и векторных форматов. О сохранении изображений в собственных и «чужих» форматах трафических программ;
    • уметь преобразовывать форматы файлов.

    Рабочий экран AdobePhotoshop. Работа с выделенными областями - 1час . Рабочий стол. Меню программы. Элементы рабочего стола. Панели инструментов. Фрагмент изображения.
    Учащиеся должны;

    • знать назначение пункте меню главного окна; основные возможности инструментов; особенности панели свойств; какая информация отображается в строке состояния; что называют фрагментом изображения; что такое кодирование изображения;
    • уметь выбирать и изменять размер и ориентацию печатного листа; перемещать изображения в пределах окна; находить информацию о документе; выделять фрагмент изображения; изменять границы выделенной области; перемещать, дублировать и поворачивать выделенные области.

    Маски и каналы - 1час . Маски. Маскирование. Канал.

    Учащиеся должны:

    Знать, что такое маска, маскирование, канал, режим быстрой маски;

    • уметь корректировать выделения в режиме быстрой маски; сохранять выделенную область в качестве маски; корректировать выделения в канале маскирования; загружать сохраненное выделение.

    Основы работы со слоями - 2 часа
    Учащиеся должны:

    • знать, что такое слой, послойная организация изображения, где она применяется;
    • уметь создавать новый слой; как показывать и прятать слои; выделять слои; изменять порядок расположения слоев; преобразовывать изображения на слое; изменять прозрачность слоев; связывать слои; удалять слои; редактировать фоновый слой; объединять слои с целью сокращения объема файла.

    Рисование и раскрашивание - 2 часа . Рисование. Раскрашивание. Основной и фоновый цвета.
    Учащиеся должны:

    • знать, что такое основной и фоновый цвета; инструменты, которые используются для рисования и раскрашивания;
    • уметь выбирать основные и фоновые цвета; создавать изображения инструментами рисования; раскрашивать черно-белые иллюстрации; раскрашивать черно-белые фотографии; обесцвечивать фотографии.

    Работа со слоями - 1 час . Слой. Послойная организация изображения.
    Учащиеся должны:

    • знать как использовать слои при работе с текстом, какие эффекты можно применить;
    • уметь работать с текстом, использовать при работе специальные эффекты для слоев, текстовые эффекты; производить монтаж фотографий,

    Основы коррекции тона - 1 часа . Пиксель. Яркость изображения. Гистограмма.
    Учащиеся должны:

    • знать, что такое пиксель, тоновый диапазон изображения, гистограмма;
    • уметь анализировать яркость изображения, усиливать яркость темного изображения, улучшать яркость светлого изображения, увеличивать контраст тусклого изображения.

    Основы коррекции цвета - 1 час. Модели RGB и CMY. Учащиеся должны:
    - знать взаимосвязь базовых цветов моделей RGB и CM Y, особенности различных команд коррекции цвета;
    - уметь корректировать цвета в изображении.
    Ретуширование фотографий - 1 час. Ретуширование. Фильтры.
    Учащиеся должны:

    • знать, что включаете себя понятие «ретуширование», при помощи каких инструментов производится эта работа;
    • уметь повышать резкость фотогрфий, удалять мелкие дефекты; осветлять, затемнять и изменять насыщенность изображений «вручную».

    Работа с контурами - 1 часа . Контуры. Открытый контур. Закрытый контур.
    Учащиеся должны:

    • знать особенности контуров в векторных и растровых изображениях, дополнительные возможности раскраски черно-белых рисунков;
    • уметь создавать прямолинейный контур, сохранять контуры, производить обводку, заливку контуров, создавать криволинейные контуры, редактировать контуры, преобразовывать границы выделения в контур и наоборот.

    Обмен файлами между графическими программами -1ч. Формат файла.
    Учащиеся должны:

    • знать форматы файлов;
    • уметь сохранять файлы Photoshop в «чужом» растровом формате, размещать иллюстрации CorelDraw в документе Photoshop, размещать растровые файлы в документе CorelDrow, экспортировать фрагмент фотографии в документ CorelDrаw.

    Защита проекта.
    Учащиеся должны знать основные понятия и определения данной темы и уметь применять свои знания на практике.

    Заключение

    В результате преподавания данного курса были замечены следующие результаты: повышение творческого интереса учащихся к предмету информатика, повышение их активности в познании нового материала, расширение кругозора учащихся в области компьютерных технологий, развитие их воображения, формирование умений и навыков при работе с программами подобного содержания.
    Изучение данного курса также способствует повышению мотивации обучения, совершенствованию практических навыков работы с компьютером. Программа Photoshop обладает мощным инструментарием для обработки графической информации, который незаменим при обработке рисунков, фотографий, сканированных изображений, позволяет ретушировать и восстанавливать испорченные изображения, рисовать и создавать проекты с чистого листа. Исходя из видимой связи с наиболее актуальной на сегодняшний день темой «Интернет, ресурсы Интернета» выявляется целесообразность изучения данного курса, в том числе и посредством размещения его в сети Интернет,как обеспечивающего связь с темами, наиболее востребованными обществом.