Принципы юзабилити: понятно, удобно, комфортно. Коротко о главном. Отказ от резких перемен. Последовательность и стандарты

Юзабилити сайта – это такой этап разработки, которым в Рунете почти никогда и никто не занимается. Ни верстальщик, ни программист, ни дизайнер. И только если владелец сайта перед разработкой задастся вопросом удобства своего будущего проекта и опишет пожелания в техническом задании – иногда получится что-то приличное. Но, это скорей исключения, т.к. владелец сайта в 100% случаев полагается на интуицию, а она очень часто подводит.

У меня каждую неделю несколько стандартных писем: «разработчики сделали сайт, рекламщики запустили рекламу, клики есть – продаж нет. Почему?».

В этой статье я не буду рассматривать случаи технической невозможности эффективной рекламы, когда товар или услуга невостребованна вообще или имеет малый спрос в интернете или тема в контексте заоблачно дорогая для начинающего и т.д.

Гораздо чаще, причины неуспеха сайта в более простых вещах: например, если пользователь не увидел в правой части шапки контакты фирмы – владелец теряет около 20% возможной прибыли. Если забыли в главном экране (без прокрутки) указать, чем конкретно фирма занимается (это не фантастика, такие случаи сплошь и рядом) – отминусуйте ещё 20 процентов прибыли. Несколько таких косяков в оформлении и все усилия по разработке сайта пошли прахом. Большинство принципов юзабилити для простого сайта-визитки предельно просты, просто почти никто про них не знает.

Потому я постараюсь написать кратко и просто, а Вы пройдитесь по своему сайту и сверьтесь, что на нём есть, а чего нет:).

Что такое юзабилити сайта?

Для посетителя - это удобство в достижении цели, с которой он пришел на сайт. А для хозяина сайта - это увеличение посещаемости и конверсии, один из ключевых факторов, влияющих на поведение пользователя сайта. Мало того, юзабилити оценивается даже поисковыми системами и влияет на место в выдаче. Давайте рассмотрим, что именно делает сайт удобным.

Удобство или красота?

Начнем с очевидных вещей, которые, однако, нужно сказать. Просто великолепно, если ваш сайт и удобен, и красив одновременно, но, если для улучшения юзабилити сайта требуется пожертвовать красотой и дизайнерским замыслом, - ими следует пожертвовать. Пользователь всегда предпочтет красивому сайту удобный.

Корректная верстка

Если вы смотрите на сайт, и он прекрасно выглядит и работает, это, увы, еще не значит, что так будет у всех. Существует множество людей, которые всегда будут пользоваться Internet Explorer, а также фанатичные любители любого другого браузера. Потому сайт абсолютно необходимо протестировать для них всех, иначе, какими бы прекрасными услугами и товарами вы его не наполнили, кто-то просто не сможет ими воспользоваться.

F-образный шаблон – один из главных «секретов» юзабилити

Исследования говорят, что приходя на сайт, человек осматривает страницу по F-образному шаблону. Наибольшее внимание концентрируется в левом верхнем углу, а тому, что расположено в правом нижнем, его уделяется минимум. Посетитель просматривает информацию слева направо, потом переводит взгляд вниз, потом снова слева направо и так далее. Получается траектория похожая на букву F.

Вообще, правая сторона привлекает пользователя намного меньше, чем левая. Если речь, конечно, идет о человеке, который пишет слева направо (создавая сайт, например, на арабском, эти рекомендации следует читать с точностью до наоборот). Потому важные смысловые элементы не должны размещаться в правой колонке.

Если же по центру страницы разместить яркое и крупное изображение (например, фото товара), то первоначально взгляд посетителя будет привлечен именно им. В дальнейшем он начнет сканировать страницу по той же F-образной траектории, но информация левого верхнего угла будет уже безвозвратно пропущена. Если в левой колонке вы расположили какие-то важные элементы, лучше, чтобы яркое изображение находилось выше них.

Ну и конечно, целевое действие страницы - например, кнопка заказа услуги или отправления товара в корзину - должно находиться на траектории просмотра.

Ориентация на местности

Посетитель далеко не всегда начинает просмотр сайта с главной страницы. Очень многие приходят с поисковых серверов или с рекламы. Потому никогда не надо думать, что с какой-то информацией пользователь уже ознакомился раньше, информация, важная для понимания о том, где он находится, должна дублироваться на каждой странице.

Обязательные элементы:

  • логотип компании
  • название компании
  • слоган, хотя бы частично поясняющий, что на этом сайте предлагается
  • контактные данные компании
  • цепочка ссылок до главной страницы («хлебные крошки») – возможно, но необязательно

В 95% случаях, когда я делаю аудит юзабилити – на сайтах отсутствует один или несколько из вышеперечисленных элементов. А это очень важно для эффективных конверсий.

Для юзабилити сайта очень важно сочетание цветов

На этот счёт есть простые и чёткие принципы юзабилити. О них можно прочитать в статье

Прокрутка (скроллинг)

Горизонтальной прокрутке просто следует отказать. Огромная часть посетителей, столкнувшись с ней, покинет сайт сразу.

Вертикальная же прокрутка не раздражает, но на первом видимом экране непременно должно быть что-то, что заинтересует пользователя. Он не должен покинуть сайт, даже не начав прокручивать.

Поля и отступы

Они должны быть обязательно. Текст без полей будет прочитан быстрее, но его смысл во многом ускользнет от посетителя - он будет просмотрен «по диагонали».

Шапка

Не стоит делать ее огромной, ведь кто-то просматривает ваш сайт с небольшого экрана нетбука или планшета. Да и на полноценном мониторе это редко выглядит красиво. Большинство посетителей, увидев одну шапку вместо контента, уже не станут его искать.

Кроме того есть стандартная информация, которую человек ожидает здесь увидеть - как минимум все те же логотип, название и контактные данные. Кстати, все также привыкли, что логотип является ссылкой, ведущей на главную страницу сайта.

Меню - горизонтальное или вертикальное?

Меню - основной инструмент навигации по сайту, потому оно не должно быть сложным. Идеальное меню - горизонтальное и одноуровневое.

Безусловно, огромное количество сайтов использует вертикальное меню. И это хороший выбор, если вам жизненно необходимо использовать в нем множество пунктов, и особенно, если количество этих пунктов будет увеличиваться. Но нередко можно увидеть вертикальное меню из трех-четырех пунктов в левой колонке. Место под ним тогда, зачастую, используют под рекламу. Делая так, вы отдаете рекламе самое ценное место своего сайта. Если вы не планируете расширять меню, лучше сделать его горизонтальным, а вместо левой колонки сразу начать знакомить пользователя с контентом, на котором вам нужно удержать его внимание.

Также, вместо вертикального, можно использовать и такой интересный вариант оформления меню, когда основные ссылки выделяются более ярким и крупным шрифтом, а второстепенные располагаются под ними.

Выпадающее меню тоже вполне можно использовать, но было бы неплохо предупредить посетителя об этом: внезапное мельтешение на экране, когда ничего не предвещало, может раздражать. Лучше всего обозначить это простым маркером вроде треугольника острием вниз около соответствующего пункта меню.

Если предполагается, что содержимое страницы будет длинным и пользователю придется прокручивать его, то горизонтальное меню для ускорения навигации можно продублировать в футере. С вертикальным меню такой номер не пройдет.

Пункты меню

Люди всегда хорошо реагируют на знакомые и привычные элементы интерфейса. Приходя на сайт, он ожидает увидеть в меню что-то вроде «О нас», «Услуги», «Контакты» и так далее. Если такие повсеместно используемые пункты меню будут названы иначе, посетитель просто может не обратить на них внимание.

Форма поиска, входа, регистрации и тому подобное

Как правило, такие формы располагаются вверху справа, и это, опять-таки, привычно для посетителя. Не следует заставлять его искать их по всей странице. Все эти второстепенные формы лучше размещать именно там, связывая с остальными элементами навигации.

(Но, конечно, не стоит полагаться на поиск, как на замену обычной навигации по сайту. Если пользователь не может найти что-то через меню, в большинстве случаев он этого вообще никогда не найдет.)

Ссылки должны быть выделены цветом и подчеркнуты при наведении, чтобы они не сливались с остальным контентом. Лучше, если посещенные и непосещенные ссылки будут разных цветов, - никому не нравится по ошибке ходить по ссылкам несколько раз. Приоритетный цвет ссылок синий и, если цветовая гамма сайта позволяет, стоит использовать для ссылок именно его.

Анимация

В общем случае, анимация имеет право на жизнь, но ей не следует злоупотреблять. Не стоит развешивать по всему сайту падающие снежинки и мерцающие звезды. Слайдер непременно привлечет внимание посетителя, но излишнее мельтешение вызовет только головную боль и желание немедленно покинуть страницу. В любом случае лучше ограничиться одним анимированным объектом на странице.

Звук

Лучше вообще не использовать: кто-то музыку слушает, у кого-то дети спят, а кому-то начальник голову оторвет. При необходимости можно вставить на страницу плеер, который посетитель сможет включать и выключать самостоятельно.

Мне кажется это, в целом, довольно несложные рекомендации. Тем не менее, соблюдение этих простых правил может очень помочь вам в деле достижения хорошей конверсии вашего проекта.

Под термином «юзабилити» понимают удобство сайта для пользователя. Сегодня это очень важный параметр, который может серьезно влиять на продвижение ресурса. Если сайт удобен для пользователя, то он проведет на нем больше времени, что влияет на поведенческие факторы , которые, в свою очередь, отражаются на позициях в поисковых системах, а они все больше внимания уделяют именно действиям пользователя, можно предположить, что со временем эта тенденция только усилится.

Когда речь идет о сайтах с несколькими страницам (сайты-визитки и т.д.), то всерьез о юзабилити думают крайне редко - в этом нет необходимости. Достаточно хорошего дизайна и контента. А вот в случае с большими и сложными проектами над юзабилити приходится очень серьезно поломать голову.

Зачем это нужно

Согласно различным исследованиям, в среднем на одной странице люди проводят около 30 секунд. Кроме того, немногие пользователи просматривают страницу до конца. Это объясняется огромным количеством сайтов, на многих из которых размещена бесполезная или плохая информация. Люди привыкли к этому, и их нужно зацепить буквально в первые секунды.

Помимо этого, человек должен легко ориентироваться на ресурсе, навигация должна быть интуитивно понятной. В этой области есть ряд стандартных и эффективных решений, но о них я расскажу ниже.

Получается, что сайт с хорошим юзабилити должен сразу захватить внимание пользователя и удержать его, а также позволить ему легко попадать в любой раздел, даже если он на вашем ресурсе в первый раз.

Многие разработчики стремятся к простым решениям, что совершенно правильно. В данном случае простота - залог успеха. В отдельных случаях простотой жертвуют из-за необходимости, но при этом всегда нужно быть очень аккуратным. Например, зеленый текст на черном фоне точно привлечет внимание, но вот пользоваться таким сайтом будет никому неудобно.

Делаем удобный сайт

Как человек воспринимает информацию

Якоб Нильсен проводил исследование, в ходе которого создал карту движения взгляда пользователя на сайте. Большинство людей воспринимают информацию так:

На изображении видно, что люди смотрят в левую часть экрана. Это происходит подсознательно. Именно поэтому меню и прочие самые важные элементы на сайте добавляют чаще всего именно в левую часть. Это стало уже стандартом, поэтому в данном случае ничего нового придумывать не стоит. Люди привыкли к тому, что меню будет находиться либо слева, либо вверху сайта. Другие решения могут дезориентировать человека.

Правило трех кликов

Давным-давно кто-то придумал правило трех кликов, согласно которому пользователь с любой страницы сайта на любую другую должен перейти, совершив не более трех кликов. Очевидно, что для ресурсов со сложной структурой это не подойдет. Пример: «Главная страница – магазин – велосипеды – горные велосипеды – бренд». Уже получается, что человеку нужно сделать четыре клика. Но в данном случае нельзя сказать, что это плохо.

Если исключить любой пункт, например, «горные велосипеды», то у пользователя на странице будет слишком много товаров, часть из которых ему не нужна (например, шоссейные велосипеды). Данный пример показывает, что на сайтах с большим количеством страниц и сложной структурой нужно думать не о трех кликах (или любом другом числе), а об удобстве пользователя.

О навигации

  • наличие логотипа в верхней части экрана, который ведет на главную страницу;
  • контактная информация находится в футере, если речь идет о продающем сайте;
  • ссылки должны визуально отличаться от текста.

Не соблюдать эти нормы глупо. Просто потому, что все пользователи уже к ним привыкли. Их соблюдение можно назвать основами юзабилити в области навигации, выдумывать тут точно ничего не стоит, разве что этого требуют нестандартные решения в области дизайна, но это уже частные случаи.

Если на сайте большое количество страниц, то обязательно нужно делать внутренний поиск. Обычно строку располагают в правом верхнем углу (как на моем сайте). Если количество страниц не превышает 900–1000, то будет достаточно совсем простого поиска, а если их гораздо больше, то имеет смысл делать сложный поиск (исправление ошибок, поисковые подсказки и т.д.). При этом никогда не стоит пытаться заместить плохую навигацию внутренним поиском. Возможность быстро найти нужную информацию - это всего лишь дополнительная опция.

О контенте

Качество контента и его оформление также напрямую относится к юзабилити сайта. Если у вас на ресурсе бессмысленные статьи плохого качества, то совершенно не важно, насколько хороши другие элементы. А если у вас отличные статьи, но ужасно оформленные, то уже их качество не имеет никакого значения - их не будут читать. Существуют общепринятые правила оформления текста, которые подойдут практически для любого сайта, и стоит им следовать, хотя бы из-за удобства для пользователей.

Используйте стандартные шрифты вроде Arial, Tahoma, Verdana или похожие на них. Нестандартные шрифты можно использовать для заголовков, но для основного текста это будет не лучшим решением. Не каждому будет комфортно читать большую статью с таким шрифтом, пусть он и смотрится интересно:

Черный шрифт на белом фоне - стандартное и оптимальное решение. Нестандартные варианты встречаются, но текст и фон должны быть контрастны, а ярких цветов следует избегать. Например, красный шрифт на зеленом фоне создаст сильную нагрузку на зрение, и большинству посетителей вашего сайта будет просто неприятно читать такой текст. Темный фон использовать допустимо, но и тут нужно очень тщательно выбирать сочетание цветов и оттенков. Хороший пример:

Размер шрифта не должен быть меньше 12 пикселей. Также избегайте бегущих строк и мигающего текста - подобные приемы затрудняют чтение и многих людей попросту раздражают. Не нужно злоупотреблять жирным текстом, ключевые моменты можно выделять, но не стоит этого делать в каждом предложении.

Важное значение имеет и качество контента. Существуют определенные правила написания и оформления статей, которые актуальны практически для любого ресурса. Вообще, это тема для отдельной статьи, но основные моменты, которые очень сильно влияют на юзабилити, я упомяну.

  • Статьи правильнее писать в виде «перевернутой пирамиды», то есть, самая важная информация и ключевые выводы должны быть в самом начале, а наименее важная - в конце. Это помогает сразу завладеть вниманием пользователя: он должен быстро понять, будет ли ему статья полезна или нет;
  • Размер статьи не имеет значения (в том числе и с точки зрения SEO), она должна полностью отвечать на вопрос пользователя. Понятное дело, что если в топе статьи размером 10–15 тысяч знаков, то со статьей размером 2–3 тысячи знаков вы не займете лидирующие позиции. Просто потому, что не сможете в таком объеме достаточно полно ответить на вопрос пользователя;
  • Для больших статей стоит делать оглавление (с якорями в тексте), которые позволят быстро попасть в нужный раздел;
  • Заголовки, списки и продуманная структура материала существенно облегчают его восприятие.

Как выявить проблемы

Проблемы с юзабилити можно найти на любом сайте, в этом смысле предела совершенству быть не может. Существуют различные методы, анализ можно сделать самому, а можно прибегнуть к помощи специалистов. Явным сигналом о проблемах с удобством может служить снижение конверсии сайта .

Изучение статистических данных

Статистические данные могут дать довольно много пищи для размышлений. Есть очень продвинутые инструменты, например, «Вебвизор Яндекса», который позволяет посмотреть на ваш сайт глазами пользователя. Да, изучение таких данных займет много времени, но вам не требуется смотреть глазами каждого посетителя. Обычно обращают внимание на отказы и только на те, которые пришли по целевым запросам.

Кроме того, обычная статистика также может подсказать слабые места на ресурсе. Вот скриншот из «Яндекс Метрики » с данными о посещаемости разных разделов на сайте:

Я подчеркнул данные по одному разделу, который явно отличается от других. Глубина просмотра здесь значительно выше, чем в среднем, это можно сказать и про время на сайте. Количество отказов чуть ниже среднего значения по всему сайту. В чем тут дело? Все просто: этот раздел сайта полностью закончен, там есть перелинковка между статьями и дополнительные элементы навигации (рекомендуемые статьи). Уже это дало +0,64 глубины просмотра и +1 минуту и 13 секунд ко времени на сайте.

Крайне простой способ, который позволит вам оперативно найти слабые места у вашего проекта. Далеко не факт, что проблемы будут именно в области юзабилити, но работать с веб-аналитикой все равно необходимо.

Оценка пользователями

В этом случае просят реальных людей оценить удобство сайта и дать развернутый отзыв. Можно попросить друзей, можно нанять сторонних специалистов, которые предоставят развернутые отчеты и дадут рекомендации. Если вы будете просить своих друзей или родственников, главное - соблюсти одно условие: они должны зайти на ваш сайт в первый раз. Есть такой эффект как «замыливание глаз», поэтому только новый пользователь сможет обратить внимание на слабые места, которые вы сами не замечаете, так как привыкли к своему ресурсу.

Тестирование

Тестирование - самый сложный способ, зато он дает самый лучший результат. Обычно используют фокус-группы из 5–8 человек, которые должны оценить сайт. Перед тестом определяют параметры, которые тестировщики должны будут оценить. Вариант не самый дешевый, но он действительно самый лучший.

Собственно методов тестирования существует очень много, на эту тему есть приличное количество научных публикаций, поэтому я не буду вдаваться в подробности, так как в рамках одной статьи раскрыть тему полностью не получится совершенно точно. Для рядового вебмастера первых двух способов оценки юзабилити сайта будет вполне достаточно - они выявят самые критичные проблемы.

Заключение

Удобство для пользователя сегодня должно быть на первом месте для любого сайта. Если вы хотите сделать действительно успешный проект, то у него не должно быть слабых мест. Ведь всегда найдутся конкуренты, у которых все идеально. Уделяя повышенное внимание юзабилити, вы закладываете прочный фундамент для будущего вашего сайта. И не забывайте, что хоть и есть общепринятые стандарты и рекомендации, экспериментировать никто не запрещает, а успешность каждого решения можно определить только после реальных тестов.

Что собой представляют главные принципы Usability? На этот и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Принципами «Юзабилити» называют общепринятые взгляды на взаимодействие с дизайном, которые ввёл Нельсен Якоб (основоположник «Юзабилити»). Эти воззрения, скорее, являются набором правил, а не жёсткими руководствами, поэтому их именуют «Эвристиками». Всего таких принципов существует десять.

Видимость статуса

Первый принцип Usability - видимость статуса системы. Эта позиция говорит о том, что пользователь должен знать, где он остановился и что происходит. Если это сложная регистрация, нужно указывать, что это второй шаг или третий.

Эффективность

Следующий принцип Usability - эффективность. Фактически он означает, что между каждым пользователем и системой должна быть связь. Ваш сайт должен быть настроен под определённую аудиторию, вам нужно разговаривать с ней на её языке, применяя её уровень подготовленности и обозначения. Поэтому веб-узел всегда необходимо разрабатывать для своей публики. Это касается не только структуры, но и текстов, дизайна, помощи, визуального восприятия информации и так далее.

Свободный выбор

Что собой представляет третий принцип Usability? пользовательское управление, которое необходимо, чтобы клиент всегда мог контролировать ситуацию. К примеру, если человек заполняет форму, он всегда должен видеть кнопку «очистить форму». А если в ней несколько шагов предусмотрено? Пользователь должен всегда иметь возможность вернуться к предыдущим пунктам или пропустить какой-нибудь из них, чтобы немного позже повторить действие.

Благодаря такой ситуации у пользователя появится впечатление, что всем управляет именно он, что его не пытаются запутать или обмануть. И мудрёный на первый взгляд интерфейс при верном подходе станет обыкновенным. Ведь человеку гораздо проще выполнить несколько простых действий, чем одно сложное.

Стандарты

Четвёртый принцип Usability - последовательность и стандарты. В Сети уже существуют определённые устоявшиеся стереотипы (контакты в верхнем углу, вид корзины и так далее). Тем не менее одно обозначение может иметь несколько видов, поэтому неопытный пользователь среди них может запросто заблудиться. К примеру, электронные корзины идентичны тележкам, обычным корзинам, ультрамодным пакетикам и прочему. А для появления последовательности необходимо выбрать какой-нибудь определённый стиль, который нужно соблюдать везде. Это касается и вёрстки, и шрифтов, и текста, и картинок.

Профилактика ошибок

Пятый принцип Usability - профилактика ошибок. Это правило гласит, что ошибку нужно не исправлять, а предупреждать. Всегда нужно ликвидировать случайные, ненужные действия и везде, где можно, упрощать выбор. Это может быть обычная подсказка при вводе с клавиатуры чего-либо.

Это касается и кнопок. К примеру, предложение «Принять» обычно делают ярче и крупнее, чем просьбу «Очистить форму». Вы должны подсказывать известные вам сведения о вводимой информации (код региона, формат телефона и так далее).

Упрощение

Шестым принципом является правило «Выяснить проще, чем вспомнить». Упрощайте жизнь пользователям максимально, запоминайте ранее вводимые ими сведения (даже с их прошлых посещений сайта), делайте им подсказки. К примеру, если вы используете многошаговую систему регистрации, показывайте человеку уже заполненные поля, если они пригодятся ему в будущем.

Гибкость

Седьмой принцип Usability - гибкость использования. Согласно этому правилу интерфейс должен быть эластичным, он обязан настраиваться на преобладающую аудиторию. Здесь базовый упор делается на простоту с учетом обычного пользователя. Детали для продвинутых должны быть небольшими. Их можно расположить в менее заметных частях экрана, так как такие люди их везде найдут.

Дизайн

Принцип дизайна Usability восьмой по счёту. Он заключается в эстетике и минимализме. Согласно этому правилу в интерфейсе должна отсутствовать информация, которая пользователю не нужна. Также не должны в нём находиться и те сведения, которые человеку понадобятся в редких случаях.

Аналогично нужно создавать формы: нельзя спрашивать у пользователя данные, которые вам не нужны. К сожалению, этой позицией почти никто не пользуется. Для того чтобы лишь поздравить с именинами или Новым годом, у клиентов в 90% случаев требуют предоставить и дату дня рождения, и домашний номер телефона, и мобильный, e-mail и даже адрес.

Помощь

Главные принципы Usability должен знать каждый веб-мастер. Девятым воззрением этой научно-прикладной дисциплины является оказание помощи пользователям в понимании и исправлении ошибок. Обо всех промахах людям нужно сообщать обычным, «человеческим» языком, а не компьютерным. Если неверно создана ссылка, не нужно писать просто 404. Сообщите так: «При вводе страницы произошла ошибка». Если, заполняя форму, пользователь запамятовал указать свой номер телефона, напишите, что имеется погрешность при вводе данных, а не просто «ошибка форма».

Поддержка

Почему главные принципы Usability так важны? Давайте рассмотри десятый принцип, который называется «Документация и помощь». Материалы и поддержка должны быть простыми и понятными, легкодоступными, соответствовать целям пользователя. Вдобавок документация не должна быть объёмной. Необходимо, чтобы она содержала чёткие шаги. Если материалы слишком большие, можно сделать краткую навигацию для быстрого перехода по разделам, а также поиск по поддержке.

«Юзабилити»

Итак, мы рассмотрели главные принципы Usability. Но что же это за дисциплина? «Юзабилити» является мерой качества пользовательского опыта, полученного при взаимодействии с системой или продуктом. К примеру, это может быть программное приложение, веб-сайт или что-нибудь иное.

Специалисты User Interfase Engineering определили, что в 60% случаях люди не могут разыскать необходимые им сведения в вебе. В итоге у них снижается производительность труда. Они не желают больше возвращаться на сайт, из-за которого вынуждены терять драгоценное время.

Известно также, что Forrester Research получил некоторые цифры, которые показывают суммы убытков, появившихся из-за некачественного «юзабилити» сайтов. Сетевые магазины теряют около 50% клиентов, которые не могут найти необходимый продукт. Примерно 40% пользователей не желают возвращаться на сайт, с которым им не понравилось работать.

Якоб Нельсен утверждает, что исследование поведения людей в вебе показало, что они отвратительно воспринимают веб-узлы со сложным дизайном и медленные сайты. Он говорит, что пользователи не желают ждать. Им также не хочется выяснять, как пользоваться домашней страницей. Нигде нет инструкций по сайтам или обучения веб-проектам. Якоб знает, что люди хотят бегло просканировать страницы и моментально понять функциональность веб-узла.

Создание

Что такое разработка Usability? Принцип её заключается в методологическом подходе к созданию сайта или любого иного пользовательского интерфейса. Такая разработка состоит из нескольких методов, которые в процессе используются последовательно:

  • сбор требований;
  • создание и анализ прототипов;
  • оценка противоположных вариантов дизайна;
  • изучение вопросов пользователей;
  • предложение решений и анализ сайта (либо любого иного интерфейса).

Тестирование

А что такое тестирование Usability? Принцип этого нюанса не каждый знает. Вообще, он является частью процесса создания «Юзабилити». В типичном тесте человеку необходимо выполнить несколько задач с помощью прототипа (или иной системы). Во время работы наблюдатель записывает, что говорит и делает пользователь. Как правило, такой тест проводится с одним или двумя людьми, действующими совместно.

Анализ может собирать такие данные, как ошибки, которые делают пользователи, последовательность действий человека для достижения цели, время и место возникновения трудностей у аудитории, насколько нравится продукт людям, и их скорость выполнения задач. Большинство тестов используются для выявления и решения любых проблем, появляющихся у публики.

Шаги дисциплины

Из каких шагов состоит «Юзабилити»? Для планировки веб-сайта сначала нужно понять, для чего вы его разрабатываете, для кого, зачем и когда ваши читатели будут посещать ваш ресурс. Если вы ответите на эти вопросы, то выявите назначение своего сайта. Определённые цели зависят от аудитории веб-узла и вашей организации.

Кроме того, вы должны определить задачи сайта «Юзабилити». В соответствии с общими целями ваш ресурс должен быть эффективен в применении, прост в обучении, лёгок для запоминания при повторных посещениях. А ещё нужно, чтобы он удовлетворял пользователя.

Каждая цель «Юзабилити» важна для большинства веб-узлов, но вы можете выделить и иные для разных аудиторий и ситуаций. Известно, что дизайн базируется на потребностях людей, поэтому нужно собирать сведения не только о них, но и о том, в какой мере существующий сайт их удовлетворяет. Есть несколько приёмов сбора данных, которые включают логи сервера, формы обратной связи, тестирование «Юзабилити» существующего веб-узла.

Для людей проще взаимодействовать с реальным примером, чем рассуждать, что же лучше всего будет работать. Полезные результаты всегда можно получить с помощью прототипа сайта, который имеет минимум контента и лишён графики. Такой элементарный прототип годится для первого цикла тестов.

Контент размещать следует лишь тот, который необходим пользователям сайта. Если вы располагаете горой сведений, выберите из них те, которые будут полезны и приятны вашей аудитории. Вся информация должна быть разбита на маленькие кусочки с подзаголовками, так как люди хотят быстро прочесть то, что их интересует. Из текста нужно удалить необязательные слова, использовать таблицы и списки.

Далее осуществляется интерактивный процесс - тестирование «Юзабилити», о котором мы писали выше. Иногда нужно интерфейс, уже спроектированный в соответствии со всеми правилами, протестировать. Кстати, фокус-группы являются самым доступным способом для анализа «своими силами».

Составляющие

Итак, используя правила и принцип Usability, вы сможете создать ресурс, которым будете гордиться. Наличие этого удивительного предмета является качественным признаком, который определяет, в какой мере лёгок в применении. Слово «юзабилити» также означает коллекцию методов, улучшающих сайт в процессе его создания.

У «Юзабилити» имеется пять количественных составляющих:

  • Эффективность: после ознакомления пользователей с дизайном, как быстро они выполнят то же задание?
  • Обучаемость: насколько легко люди могут реализовать базовые задачи, впервые используя незнакомый им интерфейс?
  • Ошибки: сколько погрешностей делает человек, насколько они серьёзны, легко ли он может их исправить?
  • Запоминаемость: если пользователь вернулся к интерфейсу через определённый период времени, удастся ли ему восстановить свои навыки работы с ним?
  • Удовлетворённость: до какой степени человеку приятно пользоваться данным интерфейсом?

Кроме «Юзабилити», существует ещё множество иных важных качественных признаков дизайна. Одним из ключевых является полезность. Этот признак описывает функциональность технического решения и определяет полезность интерфейса пользователям. «Юзабилити» и практичность одинаково важны: зачем пользоваться удобной программой, если она даёт не тот результат, который вам необходим? Плохой считается и та программа, которая гипотетически работает так, как вам нужно, но вам не нравится её сложный интерфейс. Для анализа полезности проекта можно пользоваться теми же средствами, что и при изучении качества его «Юзабилити».

В Web-e «Юзабилити» считается необходимым условием выживания. Если с сайтом сложно работать, посетители с него очень быстро уходят. Если на главной странице веб-узла ясно и чётко не указано, чем занимается предприятие, какие задачи ресурс позволяет выполнить, пользователи будут искать другой веб-узел. Люди уйдут также, если сайт запутан, информация на нём трудна для понимания и не отвечает на их ключевые вопросы.

Не существует таких посетителей, которые на освоение интерфейса сайта тратят своё время или внимательно изучают инструкции по работе с ним. В Web-e много других ресурсов, поэтому если посетитель наткнулся на трудность, вы его потеряете.

Доброго дня вам, уважаемые читатели моего блога. Популярным инструментом продаж услуг и товаров в интернете является сайт. Как сделать так, чтобы пользователи не просто заходили полюбоваться красивыми картинками, но делали именно то, что вам нужно: совершали покупки, оформляли подписку на материалы?

Поведением пользователя на сайте можно управлять. Для этого существует юзабилити, основные принципы которого мы рассмотрим в статье.

Но даже если у вас нет своего сайта, понимание основ юзабилити можно превратить в источник неплохих денег. Интересно? Тогда читайте дальше.

Проблема большинства владельцев сайтов одинакова. В веб-разработку вложены большие деньги, но инструмент не работает!

Пользователи не совершают тех действий, которые ждет от них продавец. Не покупают, не подписываются на обновления, быстро уходят, низкий процент повторных обращений. В чем дело?

А ответ на поверхности – сайт для пользователя неудобный!

Что это значит? Например, чтобы найти информацию об оплате и доставке пользователю нужно пролистать несколько страниц. Никто не хочет тратить лишние усилия на поиски. Поэтому нужно предлагать простые решения.

Принципы юзабилити в интерфейсе

Есть несколько важных правил в дизайне, которые нужно учитывать при его разработке.

Первое правило носит название «Правило 7». Основано оно на особенностях работы человеческой кратковременной памяти.

Охватить вниманием человек способен от 5 до 9 объектов, в среднем это Не нужно перегружать страницы обилием объектов среди которых легко потеряться, ограничьтесь семью.

Второе правило – это правило двух секунд. Никто не хочет ждать пока прогрузится сложная, забитая графикой и флеш-заставками страница. Поэтому стоит подумать много раз, прежде чем так поступать.

Возможно, это сделает сайт визуально более привлекательным, но пользоваться им не будут.

Следующее правило звучит как правило трех кликов. Это значит, что пользователь должен совершить максимум три перехода до того момента, как найдет нужную информацию. Такие сайты любят не только посетители, но и поисковые роботы.

Правило Фиттса. Суть его в том, что не нужно делать крупные предметы еще более крупными, человек их и так заметит.

Принцип перевернутой пирамиды . Это значит, что посетитель должен сначала получать самую важную информацию и постепенно переходить к менее значимой. Такой подход экономит время на поиски, что вызывает у пользователей положительные эмоции.

Тестирование интерфейса

Даже если вы уверены в том, что выполнили все правильно, интерфейс нуждается в обязательном тестировании. Для этого нужно собрать группу людей, которые будут принимать участие в тесте и подготовить список самых востребованных задач, которые пользователь должен решить при помощи вашего сайта.

Допустим, найти товар, оформить заказ, оплатить, поменять товар в корзине, получить информацию о доставке и другие.

Все всплывающие в ходе тестов ошибки нужно фиксировать письменно, даже самые незначительные. Устранить все недочеты. Шаги повторять до тех пор, пока не будет получен необходимый результат.

Чужими руками или самостоятельно?

Разработка интерфейса может быть выполнена самостоятельно или руками привлеченных специалистов.
Например, на этой бирже weblancer.net можно заказать услуги по разработке дизайна и верстке сайта. Вложенные средства окупятся очень быстро.

Также вы можете пройти обучение мастерству создания работающих сайтов. Например, здесь вы найдете много качественных, работающих курсов.

Эти программы могут быть полезны не только владельцам сайтов, но и людям, которых интересует хорошо оплачиваемая работа в интернете.
Пройдя обучение, вы становитесь специалистом, который может помочь качественно в интернете, сделать его более прибыльным.

Такие специалисты востребованы на рынке труда и могут рассчитывать на хорошую оплату.

Обучающие курсы содержат видеоматериалы от ведущих специалистов российского интернета, практические материалы, чек-листы и интеллект-карты. Изучить информацию вы можете в удобное для вас время.

Например, на курсе «Проведение аудита юзабилити сайтов » вы научитесь видеть и исправлять ошибки, которые приводят к потере больших сумм денег, сможете обеспечить попадание в топ-10 только за счет того, что исправите эти ошибки.

Принципы юзабилити контента

Говоря о юзабилити, не стоит упускать из виду важность контента. Каким бы удобным ни был сайт с точки зрения дизайна, главное, зачем приходит человек – это качественная информация, контент.

Признаки качественного контента:
логичность информации;
простота подачи;
наличие структуры.

Текст, написанный простыней, не воспринимается. Такие статьи закрывают, даже не пытаясь в них вчитываться. Поэтому в любой статье должна быть четкая структура: подзаголовки, списки, врезки, выделенные основные мысли.

Все это позволяет пользователю экономить время на поиске нужной информации.
Где брать такие тексты? Можно писать их самостоятельно, привлекать для работы профессиональных копирайтеров или покупать готовый контент на бирже, например, здесь — textsale.ru

О юзабилити" url="http://marketnotes.ru/about-usability/usability-principls/">

Читая про эвристические методики оценки дизайна и юзабилити, я обратил внимание, что все ссылаются на некие общепринятые принципы юзабилити, однако, никто не пишет какие. Тут два варианта: или они настолько понятны и естественны, что о них даже и не стоит говорить, или же толком никто не знает, что же это за принципы. Проанализировав статьи, которые на них ссылаются, да и просто подумав обе поисковые системы, я пришел к неутешительному выводу: толком никто ничего не знает, а все статьи – это неточные копии одной из статей Якоба Нельсона. Некоторые даже оставили ссылку на эти самые общепринятые принципы.

Увы, я не нашел ни одной статьи на русском (или украинском) языке, где бы они раскрывались. А посему, я решил, что стоит все-таки перевести и немного расшифровать эти самые принципы.

Итак, 10 общепринятых принципов юзабилити. Рассмотрим их более подробно.

1. Видимость статуса системы.

Этот принцип означает, что пользователь ВСЕГДА должен знать, что происходит и на каком участке пути он остановился. Если это сложная регистрация, указывайте, что это 2 шаг из 3. Если что-то закачивается или работает какой-то скрипт – выводите % обработки. И т.д.

Простой пример – уверен что каждый сталкивался с ситуацией, когда вы по какой-то иконке кликнули, но ничего не происходит. Судя по тому, как активно крутиться винт и мигает монитор – что-то все-таки происходит, и через несколько минут открывается окно программы, например (у меня так до сих пор открывается ИЕ). А что делать в интернете, когда все грузиться не на вашем компьютере, а на сервере в другой стране. Большинство пользователей просто несколько раз нажимают на кнопку «отправить», загружают одни и те же файлы несколько раз и т.п. А все потому, что отсутствует эта самая связь между пользователем и системой.

Следует внимательно следить за тем, чтоб система всегда четко и однозначно реагировала на действие пользователя. Есть такой момент – между действием и реакцией должно пройти максимум 1 секунда – это не причуда юзабилистов. Научно выяснено, что это именно то время, которое наш мозг держит причинно-следственную связь, типа сделал-получил. Если же реакция на ваше действие идет позже, чем через секунду – мозг воспринимает это как отдельное действие, лишь отдаленно связанное с предыдущим.

И еще одна граничная цифры – 10 секунд. Пользователь должен получить то, что он хочет в течении 10 секунд после своего действия (например, просматривая результаты поиска, пользователь открыл 5 окно. Затем быстро просматривает каждое из них. Если после того как он открыл окно в течении 10 секунд он туда не вернулся – считайте что он для вас потерян).

(цифры сам не проверял и не придумывал, взято с книги).

(это пример из Контакта. При загрузке фотографий вы видите процесс и оцениваете, сколько еще осталось ждать).

Следующий принцип говорит нам о том, что ваш сайт должен быть сделан под определенную аудиторию и вы должны общаться с ней на ее языке, используя ее обозначения и уровень подготовленности.

Буквально пару дней назад я смотрел два сайта компьютерной тематики с довольно похожей структурой и дизайном. НО! Один был посвящен особенностям настройки операционной системы, а второй – компьютерные курсы для начинающих.
Как вы понимаете, это две совершенно разные аудитории, и фраза «кликните 35 строку в реестре» будет более чем понятна для аудитории первого сайта, 99% пользователей второго сайта повергнет в шок.

Поэтому, всегда учитывайте свою аудиторию, и делайте сайт всегда для нее. Это касается не только текстов, но и структуры, помощи, дизайна, визуального восприятия информации и т.д.

(уже с первого взгляда понятно, на кого направлена информация на этом сайте. Новичок даже читать не будет что там. Уже по оформлению понятно, что она для программистов).

3. Пользовательское управление (свобода выбора)

Пользователь всегда должен контролировать ситуацию, так сказать держать руку на пульсе (ну или как минимум у него должно создаваться такое впечатление). Что это означает на практике? Например, при заполнении формы обязательно должна быть кнопка «очистить форму». Если форма предусматривает несколько шагов – пользователь должен вернуться на предыдущий шаг, или наоборот, по возможности – пропустить какой-то, чтоб попозже вернуться к нему.

Такая ситуация создаст у пользователя впечатление, что именно он «всем рулит», его не пытаются обмануть и запутать. И усложнение на первый взгляд интерфейса при правильном подходе станет упрощением. Ведь людям гораздо проще сделать 2-3 простых действия, чем одно сложное (здесь штука в том, что пока пользователь заполняет второй шаг, он еще думает что может отменить первый, но уже задумывается и о третьем).

(при создании проекта в Сеолибе, вы видите, на каком этапе находитесь, сколько еще осталось. Так же вы можете вернуться к предыдущему шагу, или пойти дальше, пропустив этот).

4. Последовательность и стандарты.

Еще один принцип, который кажется очевидным, но увы – так редко используемый на практике. Скажите, вы легко можете в интерфейсе любой Офисной программы Микрософт можете создать новый документ? Сохранить его? Отцентрировать текст? А ведь это не всегда такие простые операции…

Все дело в том, что кампания Микрософт в своих продуктах придерживается этого принципа (хотя часто и нарушает многие другие). У них во всех продуктах одни и те же иконки находятся в одних и тех же местах и выглядят одинаково.

В интернете уже есть определенные устоявшиеся обозначения и стандарты (например, вид корзины, контакты в верхнем углу и т.д.). Тем ни менее, если вы посмотрите, сколько разных видов корзин (по Яндекс или Гугл картинкам), вы поймете, что неопытный пользователь может серьезно заблудиться среди всех этих тележек, электронных корзин, ультра-модных пакетиков и т.д.).
Что же касается последовательности – то выбрав какой-то определенный стиль – соблюдайте его везде. Это касается и шрифтов, и картинок, и текста и верстки.

Я много раз видел, как расположение товара и верстка страницы отличалась в разных разделах. Создатели сайта считают это «креативной фишкой». Если они делают его для себя – то можно так и оставить, но если вы делаете это для пользователя, то как вы ему объясните, почему дизайн страницы при выборе принтера должен так сильно отличаться от дизайна страницы выбора оперативной памяти (в рамках одного и того же магазина)?

(как видно в этом примере, все иконки совершенно одинаковые в Ворде, Экселе и PP. Осваивая какой-либо новый продукт компании Микрософт, минимум половина функций вам сразу будет понятна).

5. Профилактика ошибок.

Этот принцип гласит, что ошибку проще предупредить, чем исправить. Везде, где можно упростить выбор и убрать ненужные, случайные действия – следует убрать.
На практике это может быть: подсказка при вводе с клавиатуры чего бы то ни было (города/страны например).

Это касается и кнопок. Например, ПРИНЯТЬ, обычно делают крупнее и ярче, чем Очистить форму. Если вам что-то известно о вводимой информации – подсказывайте ее пользователю (формат телефона или код региона) и т.д.

(в данном случае, пользователь не может пройти дальше, пока не разберется с этими настройками и не выберет хотя бы один вариант анализа сайта. Это намного удобней, чем потом сообщать пользователю что-то типа “выберите хотя бы один вариант, или неверно заданы параметры.)

Максимально упрощайте жизнь пользователю, делайте ему подсказки, запоминайте вводимую ранее им информацию (не только на предыдущей странице, но и с его прошлых посещений сайта).
Например, если у вас опять же многошаговая форма регистрации, показывайте ему уже заполненные поля, если они могут понадобиться в дальнейшем.

Кроме того, постарайтесь минимизировать количество текстовых полей, где пользователь должен что-то вводить сам. Давайте ему варианты (подсказки), чтоб он мог выбрать из уже имеющихся вариантов.

(подсказка региона выскакивает при вводе хотя бы одной буквы. И если пользователь не знает, как правильно пишется город – он просто кликает по одному из предложенных вариантов).

7. Гибкость и эффективность использования.

Одна из самых больших проблем – это как соединить простоту интерфейса и его функционал? Как сделать так, чтоб один и тот же интерфейс был понятен и удобен как профессиональному пользователю, так и новичку?

Этот принцип гласит, что интерфейс должен быть гибким, настраиваемым и с расчетом на ту аудиторию, которая преобладает. Делайте основной упор на простоту из расчета на простого пользователя. Элементы для продвинутых можно сделать значительно меньше и поставить в менее заметные части экрана, т.к. он их найдет везде.

Ярким примером является Карта сайта. Согласитесь, что новичок туда вообще не полезет, а опытный пользователь найдет внизу экрана мелким шрифтом эту «карту сайта», или маленькую иконку где-то сбоку.
Другой пример – кликеры/тайперы. Т.е. на каждую страницу можно попасть или из меню, кликая по навигации, или с помощью поиска по сайту. Оба варианта должны поддерживаться и в конечном итоге приводить к одинаковому результату.

(мы видим простой поиск для большинства пользователей, а так же расширенный, для продвинутых. При этом функции расширенного поиска спрятаны довольно далеко и только опытный пользователь может их найти, т.е. по сути только тот, кому он и нужен).

8. Эстетический и минималистический дизайн

Этот принцип гласит – в интерфейсе не должно быть информации, которая не нужна пользователю или которая может понадобиться ему в редких случаях. Аналогичным образом и в формах: вы не должны у пользователя спрашивать ту информацию, которая вам не нужна, или нужна в каких-то исключительных случаях.

К сожалению, этим принципом практически никто не пользуется. В 90% случаев при регистрации вас спрашивают и домашний телефон, и мобильный, и адрес и e-mail, и даже дату рождения. А все для того – чтоб поздравить вас с новым годом и днем рождения.

Все дополнительные данные вы сможете уточнить позже, при необходимости. А изначально, при регистрации например, или при оформлении заказа спрашивайте только ту информацию, которая вам действительно необходима.

Точно так же, на сайте (или в программе, эти принципы универсальны), не стоит выводить пользователю ту информацию, которая может быть когда-нибудь ему понадобиться. Например, возьмем тот же Микрософтовский Ворд. Скажите, как часто вы пользуетесь функцией «навигатор» или в вставкой Дата-Время? А тем ни менее, эти кнопки всегда на виду в тулбаре (в зависимости от версии кнопки могут быть разными, но я уверен что если вы посмотрите на них, вы найдете минимум 40% иконок, которыми вы НИКОГДА не пользовались, и даже не знаете что они делают).

(вот типичный пример. При регистрации Озон спросил меня и Имя и Фамилию. При этом, единственное где используется мое имя – это заголовок к письму. Фамилию вообще ни разу не видел, чтоб использовали. И спрашивается – зачем им эти данные? Ведь есть ник. Т.е. форму можно сократить вдвое легко…).

9. Помочь пользователю понять и исправить ошибку.

Скажите, что означает ошибка базы данных в строке 433? Или длинные жуткие ошибки в строке памяти LXR-XXX-5438645?
Все эти системные сообщения должны сохраняться в логах для администратора сайта/системы. Пользователю же пишите нормальным языком, в чем конкретно ошибка. Более того, пользователя по сути интересует только одно: виноват он или система? И можно ли что-то сделать?

Уверен, что у вы сталкивались с тем, что заполняете форму, нажимаете отправить, а вам в ответ какая-то ошибка базы данных. И ты сидишь и мучаешься двумя главными вопросами: кто виноват и что делать? Ушла ли форма? Если да, то вся ли информация? Или попробовать отправить еще раз?

Хотя все же такие серьезные ошибки встречаются все реже. Но другой вариант бесит еще больше – ты заполняешь довольно длинную форму, нажимаешь отправить и видишь красную надпись (или всплывающее окно) – внимательно заполните все поля, отмеченные звездочкой.
И снова ты сидишь и думаешь – какие поля? Какой звездочкой? Вроде бы я все заполнил, внимательно просмотрел… а потом оказывается что там номер телефона надо написать с пробелами, а не дефисом.