Первая компьютерная мышь появилась в. Компьютерная мышь

Первая компьютерная мышь была представлена 5 декабря 1968 года на показе интерактивных устройств в Калифорнии. Хотя есть факты, что разработки и первые результаты были и ранее. В 1970 году Дуглас Энгельбарт получил патент на производство привычного сегодня гаджета. Первый манипулятор имел три кнопки, хотя изначально разработчик хотел оснастить устройство пятью кнопками – по количеству пальцев на руке. Для соединения с компьютером в то время использовали толстый шнур, отсюда и родилось название мышь.

Какой была первая мышь

Первая мышка для управления ПК представляла собой деревянную коробочку со шнуром, торчащим из корпуса в задней части. Принцип действия гаджета был максимально прост.

Внутри корпуса находились два колеса, перпендикулярных относительно друг друга. Благодаря колесикам манипулятор двигался по осям X и Y. Встроенный чип фиксировал перемещения и количество сделанных оборотов. Эти данные передавались в процессор, который обрабатывал информацию и выводил на экран световое пятно – курсор.

На презентации Дуглас Энгельбарт вместе с помощником продемонстрировали публике работу первой компьютерной мыши не только в обычном режиме, но и в процессе совместного редактирования одного документа.

Эволюция компьютерного манипулятора

В начале семидесятых изобретение нашло широкое применение. Его включили в комплектацию компьютера Alto. Общий принцип работы сохранили, но корпус стал пластмассовым, шнур расположился на передней части, а кнопки стали более удобными. Вскоре диски-ролики заменили более удобным и менее громоздким шариком. Появилась возможность разборки и чистки устройства.

Следующим этапом было создание оптической мыши, работающей при помощи оптического датчика. Этот манипулятор вошел в комплектацию Macintosh.

Первая беспроводная мышь появилась в 1991 году, ее представила миру компания Logitech. Однако это новшество еще долго не признавали, так как передача сигнала посредством инфракрасных волн была очень медленной, что существенно замедляло работу на компьютере.

Быстрые и удобные лазерные мыши стали доступны в 2004 году. В наше время самыми популярными являются гаджеты с радиосвязью. Сегодня уже есть гироскопические мыши, которым не нужна твердая поверхность для управления курсором.

Факты об изобретателе

Любопытно, что Дуглас Энгельбарт не стал продавать свое изобретение. В его задачи не входило обогащение. Изобретатель получил за свою разработку всего лишь 10 000 долларов, которые потратил на покупку домика для своей семьи.

В дальнейшем Дуглас практически не участвовал в усовершенствовании гаджета лично. Так сложилось, что ему пришлось бороться с раком и больше думать о своем здоровье, чем о новинках электроники.

Сегодня без этого устройства ввода невозможно представить компьютер. Манипулятор упрощает и ускоряет редактирование текстов и фотографий, обеспечивает комфорт и удобство.

Сегодня сложно представить себе работу с персональным компьютером без привычного каждому из нас устройства – мышки. Даже удобный трекбол на дорогом ноутбуке не способен заменить легкую в управлении, быструю и маневренную мышку. Поэтому изобретение мышки стало важным этапом в развитии компьютерных технологий.

Принципы работы современной компьютерной мыши были сформулированы и впервые реализованы в 1940-ых годах прошлого века – устройство управления, использующее шар для боулинга в качестве элемента для определения координат объекта в режиме реального времени. Однако ученые не проявили интереса к подобным изобретениям, и разработка данной идеи была отложена еще на 20 лет.

Появление первой реальной компьютерной мыши произошло лишь в 1962-ом году. Идея о создании мыши возникла у ученого Дугласа Энгельбарта еще в конце 50-х г.г. прошлого века, который, работая в то время в лаборатории NASA в области проектирования радарных установок, счел неэффективными действующие методы работы. Например, Энгельбарт счел необходимой прямую подачу команды с ЭВМ – для этого были необходимы монитор и устройство ввода информации.

И только спустя 14 лет такое устройство ввода данных действительно появилось – это была деревянная мышь, громоздкая и не слишком удобная, однако отвечающая всем техническим требованиям своего времени. Её создателем стал Билл Инглиш, а Джефф Рулифсон написал программное обеспечение, необходимое для демонстрации технических возможностей мыши.

Ученые NASA не оценили данное изобретение по достоинству, так как для его работы требовалось гравитационное поле, а, следовательно, применить подобное устройство в космосе было невозможно. И всё же развитие мышки на этом не остановилось, и очень скоро, в 1968-ом году, инженеры узнали о мыши Энгельбарта, имеющей три кнопки. Изначально ученый планировал разместить на устройстве пять кнопок, но в этом случае корпус мыши оказался бы еще более громоздким.

Функциональность мышки обеспечивалась двумя дисками, встроенными взаимно перпендикулярно – их перемещение в четырех направлениях полностью соответствовало изменению координат объекта в двумерной системе координат. Позже, в начале 70-х годов, компания Xerox представила более компактный вариант компьютерной мышки, в котором диски были заменены шаром и роликами. При этом теперь мышь официально стала атрибутом персонального компьютера.

История мыши продолжилась и в последующие десятилетия. Так, модернизация, регулярно осуществляемая специалистами компании Apple, всё больше приближала мышь к ее современному виду, а к середине 80-х годов лидером в производстве компьютерный мышей стал швейцарский бренд Logitech.

С 1962-го года не только внешний облик мышки, но также и ее функционал претерпели существенные изменения. Дополнительные кнопки по бокам, колесо прокрутки для работы с операционной системой Windows и другие опции делают работу с мышью еще более удобной и комфортной. С 1999-го года наиболее популярными стали оптические мыши, принцип работы которых основан на сканировании изображения поверхности, на которой располагается мышь, в различные моменты времени и непрерывном сопоставлении получаемых результатов.

Компьютерная мышь сегодня – незаменимое устройство, значительно превосходящее известные сегодня аналоги по всем характеристикам. Однако совершенство не знает границ, а потому и инженеры и дизайнеры во всем мире по-прежнему работают над модернизацией мыши, делая новые образцы еще более эргономичными и удобными.

У любого правила бывают исключения. За примером далеко ходить не нужно. Взять хотя бы отношения человека с грызунами. Тех, кто питает тёплые чувства к крысам, суркам, дикобразам и иже с ними, - меньшинство. И наоборот: тех, кто испытывает к этим животным явную неприязнь, - подавляющее большинство. Особенно если речь идёт о прекрасной половине человечества.

В месте с тем такое положение вещей не мешает куче народа ежедневно тесно и даже ласково общаться с одним из этих милых созданий. Догадались, о ком это я?! Конечно же, о компьютерной мышке ! Об истории изобретения, появления и нюансах развития этого незаменимого сегодня «грызуна» читайте далее.


Отцы-создатели

Р аботы над устройством, которое было бы способно преображать движение руки в соответствующий сигнал на мониторе, стартовали ещё в середине прошлого века. Причём эти работы имели две характерные особенности.

В о-первых, они шли в разных местах параллельно друг другу.

В о-вторых, заказывали изобретательскую «музыку» военные.

Т ак, в 1946 году Королевский военно-морской флот Великобритании в лице инженера Ральфа Бенжамина представил первый в мире опытный образец манипулятора. Его создали для замены джойстика управления целями на экране радара. Устройство назвали «roller ball» (с англ. - вращающийся шар). Патент оформили в 1947 году.

Д альше единственного прототипа (представлял собой металлический шар и два, покрытых резиной, колёсика) дело так и не пошло. По слухам, секретная разработка военных так и сгинула в недрах британского флота.

В 1952 году трио изобретателей Кеньйон Тейлор , Том Кренстон и Фред Лонгстафф уже под эгидой Королевского канадского военно-морского флота для схожих целей, что и пятью годами ранее британцы, в рамках проекта DATAR разработали собственный манипулятор. Как и в случае с «roller ball» канадский прародитель компьютерной мыши так и не сумел снискать коммерческой славы.

Н аиболее известным прародителем современной мыши стала работа сотрудников Стэндфордского Исследовательского Института - Дугласа Энгельбарта (на фото срава) и его помощника Билла Инглиша .

В 60-е годы XX века в русле работы над амбициозным проектом по увеличению возможностей человеческого интеллекта эти учёные создали ряд экспериментальных устройств. Среди них была и компьютерная мышка.

С амо слово «мышь» впервые слетело с уст как раз этого дуэта. В 1965 году Билл Инглиш в своей статье «Computer-Aided Display Control» (с англ. - компьютеризированный контроль дисплея) впервые в истории заявил о появлении нового манипулятора. «Мышью» манипулятор стал из-за условного сходства устройства с настоящей мышью: у компьютерной мышки имелся свой «хвост» - соединительный провод. Физическая демонстрация трёхкнопочного манипулятора состоялась в декабре 1968 года на выставке интерактивных приспособлений в Калифорнии.

З а создание устройства и названия к нему учёных из Стэнфорда принято считать изобретателями компьютерной мыши. Любопытно, однако, то, что сами они особых материальных дивидендов от этого не получили. Срок действия патента на изобретение истёк до того, как мышки стали широко использоваться в персональных компьютерах. А ведь при других раскладах стэндфордские учёные могли стать мультимиллионерами.

Союз двоих: компьютера и мыши

Н а новый манипулятор-мышь обратили внимание производители первых персональных компьютеров. Пусть не сразу, но мышь стала частью компьютера. Первооткрывателями в этом плане стали следующие машины:

  • Xerox Alto (1973) - «прадедушка» персональных компьютеров и первый ПК, в котором использовалась компьютерная мышь.

  • Lilith (1978) - персональный компьютер, созданный в Швейцарской высшей технической школе Цюриха группой энтузиастов во главе с Никлаусом Виртом.

  • Xerox 8010 Star Information System (1981) - трёхкнопочная мышь этого известного в прошлом компьютера запомнилась в первую очередь своей стоимостью - 400 долларов США.

  • Lisa (1983) - компьютерный продукт компании , оснащённый собственной однокнопочной мышкой. Последняя ушла в массы чуть позже благодаря применению в компьютерах Apple Macintosh и IBM PC. Цена «яблочного» манипулятора составляла 25 долларов.

  • Atari ST (1985) - ещё один американский компьютер 80-х годов, эксплуатация которого предполагала обязательное наличие мышки, на этот раз - с двумя кнопками.

О бойти стороной создание компьютерной мыши не могла и подающая в то время большие надежды компания . И пусть детище и Пола Аллена не создавало своих компьютеров, однако в 1982 году теперь уже всемирно известная корпорация представила на суд общественности собственную компьютерную мышь. Этим событием компания положила начало диверсификации своего бизнеса, перейдя от «софта» к «харду».

Т аким образом, начиная с конца 80-х - начала 90-х компьютерная мышь всерьёз и надолго вошла в жизнь рядового пользователя компьютера. Дальше мышка совершенствовала форму и обрастала возможностями.

От механики к эргономике

Э волюция компьютерной мыши по-настоящему многогранна. Изменения, которые ей довелось пережить в прошлом, коснулись всего. В первую очередь речь идёт о принципе действия устройства.

П ервоначальный прямой привод (два перпендикулярных колёсика), автором которого был уже упомянутый нами Дуглас Энгельбарт, вскоре сменил шаровой механизм устройства мыши (покрытый резиной металлический шар, зажатый между двумя роликами). До конца 90-х шаровой механизм стал королём. Затем появился оптический детектор.

О тказавшиеся от механики оптические компьютерные мышки первого поколения работали с использованием светодиодов и инфракрасных фотодиодов. Оптические «грызуны» последнего поколения используют оптический датчик на основе полупроводникового лазера.

Д обившись высокой точности и надёжности в работе оптической компьютерной мышки, её создателям можно было и остановиться. Но куда уж там! Метаморфозы компьютерного «грызуна» продолжились.

П оявились индукционные компьютерные мыши. Для работы такого манипулятора используется особый коврик-планшет. Без него мышь недееспособна, но зато с ним отличается высочайшей точностью и не требует правильной ориентации на поверхности.

К роме того, на рынке сегодня продаются гироскопические мышки. Эти удивительные устройства, оснащённые гироскопом, способны различать движения кисти и на поверхности, и в пространстве. Управлять таким манипулятором можно и на столе, и в воздухе.

П оявление беспроводных мышей привело к исчезновению «имяобразующего» фактора - кабеля от мышки к компьютеру. Такие устройства взаимодействуют с ПК посредством оптической или радиосвязи. Правда, беспроводные мышки имеют два недостатка - увеличенный вес и постоянную необходимость подзарядки автономного источника питания.

Ч асто апгрейд компьютерной мыши касается не связанных с её устройством аспектов.

Т аким «системообразующим» аспектом-драйвером развития компьютерной мыши стала индустрия . Заядлые геймеры пользуются мышками, специально разработанными для разного рода игр. Игровая адаптация предполагает главным образом наличие у мышки многочисленных вспомогательных кнопок и «фильдеперсового» дизайна устройства.

«К учерявый» дизайн - ключевой фактор для создания эргономичных мышей. Как предполагает название, такие манипуляторы призваны обеспечить комфорт и удобство для человеческой кисти. Разработчики этих «грызунов» убеждены, что их мышки повторяют естественные очертания руки, а значит - не станут причиной серьёзных неврологических заболеваний. Таких, как синдром запястного канала.

«Война» кнопок

В процессе эволюции компьютерной мыши изменения произошли и с кнопочной структурой устройства. Изначально, на заре массовой эксплуатации «хвостатого» манипулятора, конкурентная борьба велась между двух- и трёхкнопочными мышками. Забавно, но в этой «войне» побеждали мышки с двумя кнопками.

О кончание «боевых действий» приходится на время, когда традиционная двухкнопочная мышь обзавелась обязательным скроллом - маленьким колёсиком прокрутки экрана. Это событие означало, что долгожданную победу одержал извечный конкурент - трёхкнопочный «грызун». Ведь скролл - фактически третья кнопка мыши.

П осле этого созидательный пыл разработчиков компьютерных мышей было уже не унять. Новые кнопки посыпались, словно из рога изобилия. Появились кнопки для:

  • ~ замены двойного щелчка;

  • ~ горизонтальной прокрутки;

  • ~ навигации в ;

  • ~ управления аудио- и видеофайлами;

  • ~ настройки параметров чувствительности;

  • ~ запуска тех или иных ;

  • ~ и много чего другого.

С обственный путь развития кнопочной структуры своих мышек прошла компания уже ставшего легендарным Стива Джобса.

Э ппл долгое время создавала однокнопочные компьютерные мыши, считая вторые, третьи и т. д. кнопки ненужной блажью. Так было до 2005 года, пока ИТ-гигант не представил Mighty Mouse (с англ. - могущественная мышь). У этой компьютерной мышки было две особенности.

В о-первых, «могущественная мышь» оказалась гладкой, как яйцо.

В о-вторых, кнопки у этой мыши оказались сенсорными. Эппловцы наделили компьютерного «грызуна» четырьмя чувствительными к прикосновению зонами. Которые заменили ей механические кнопки.

О будущем компьютерной мышки

Ч то ожидает компьютерную мышь в будущем? Доподлинно знать не может никто. Но в том, что она останется незаменимым атрибутом взаимодействия человека с компьютером на протяжении следующих десятилетий, я не сомневаюсь. Другой вопрос - в какой ипостаси: сенсорной, виртуальной или биомеханической. Время даст ответ, а я, если придётся, непременно расскажу об этом!

С частья вам, здоровья и богатства огроменного.

Когда-то компьютер управлялся исключительно с помощью текстовых команд, которые вводились в командную строку через клавиатуру. Так продолжалось до 1980-х годов, несмотря на то, что еще в 1963 году инженер Дуглас Энгельбарт начал работу над манипулятором для указания объектов на экране.

В том же году по наработкам Энгельбарта его коллега Билл Инглиш создал первый прототип устройства: деревянную коробку с кнопкой сверху и двумя перпендикулярными металлическими колесиками внутри для индикации на дисплее положения по горизонтали и вертикали.

Наклоняя устройство, можно было управлять колесиками отдельно, чтобы про­­­вести указатель точно по оси X или Y. В 1968 году Энгельбарт публично представил манипулятор, а его презентация получила название «Мать всех демонстраций».

Презентация Дугласа Энгельбарта считается первым показом мыши массовой аудитории.

Только в 1973 году был представлен ПК с графическим пользовательским интерфейсом. Xerox Alto управлялся с помощью клавиатуры и трехкнопочной мыши. Металлические колесики для изменения позиции курсора были заменены на металлический шарик и ролики. До 90-х годов основной принцип работы сущест­венно не менялся.

С первых дней своего существования мышь массово не использовалась. Широкую популярность она стала приобретать только с выходом в 1984 году компьютера Apple Macintosh 128k. Модель M0100 для этого ПК стоила всего $15, а не несколько сотен, как было ранее. Так мышь не только стала доступной людям со средним доходом, но и превратилась в основной манипулятор для графического интерфейса Apple.

В рекламном ролике говорилось: «Если вы можете указывать на что-то, то можете управлять системой» . Стив Джобс, как и в случае со смартфонами и планшетами, не изобрел мышь, но продуманный маркетинг и удобный дизайн стали причиной ее успеха. В 1985 году для Windows 1.0 свои мыши стала выпускать Microsoft.

А потом события стали развиваться с сумасшедшей скоростью. Обрезиненный шарик вытеснили оптические датчики и лазеры, поскольку они более точно позиционируют курсор и не требуют очистки. Беспроводные мыши дали людям большую свободу перемещений во время работы. С другой стороны, появились ноутбуки с тачпадом, представляющим собой альтернативу мыши: на них можно работать, находясь в пути, даже если под рукой не окажется ровной поверхности.

Тем временем офисные работники часто жалуются на типичные профессиональные недуги вроде синдрома компьютерной мыши. Предпринимаются многочисленные попытки изменить дизайн, чтобы улучшить эргономичность (например, с помощью установки трекбола для управления курсором), но пока они не очень удачные.

В настоящее время хорошей альтернативой стали сенсорные дисплеи, поскольку такое управление более интуитивно и не требует дополнительного оборудования. Однако еще не известно, сможет ли такой способ управления полностью заменить мышь в офисах.


1963 год


Появляется первый в мире прототип мыши из дерева.


1973 год


Мышь для первого компьютера с графическим интерфейсом внешне уже больше похожа на современную.


1984 год


Преемник манипулятора Lisa Mouse стал привлекательным по цене, а Apple еще долго продвигает однокнопочный дизайн.

В наше время, когда без компьютера уже сложно представить жизнь, любая техника, имеющая к нему отношение, также стала неотъемлемой частью нашего существования. Современным компьютером и даже ноутбуком достаточно трудно пользоваться без компьютерной мыши. Однако это название устройства, управляющего курсором на экране, появилось чуть позже. Но все по порядку.

История создания компьютерной мыши начинается с идеи Дугласа Энгельбарта сделать подобный манипулятор. Его целью было изобретение устройства, которое могло бы согласовывать действия человека и машины. Прежде всего, манипулятор создавался не для управления персональными компьютерами, а для нужд Национального управления по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА). Им необходимо было устройство, позволяющее интерактивно взаимодействовать с объектами на экране. Энгельбарту удалось создать такое приспособление, которое первоначально называлось «индикатором позиций X и Y». Вместе с Дугласом над манипулятором работал Билл Инглиш, который и воплотил в жизнь идею своего коллеги. Устройство с подключенным к нему проводом получилось внешне похожим на мышь с хвостом. Отсюда и появилось название «компьютерная мышь». Однако изобретение не вызвало особого интереса в НАСА, поскольку им невозможно было работать в условиях невесомости. Энгельбарт, не найдя другого применения устройству, продал патент и явно продешевил. Его выкупили всего за 10 тысяч долларов.

А вот коллега Энгельбарта Билл Инглиш решил не останавливаться на достигнутом и рассказал о манипуляторе компании «Xerox». Именно там впервые решили попробовать применить мышь для управления персональным компьютером, однако устройство там посчитали бесперспективным. Новый этап в истории компьютерной мыши связан со Стивом Джобсом, главой компании «Apple», именно он увидел потенциал в изобретении Инглиша и сразу же выкупил лицензию у Стэндфордского университета. После этого компьютерная мышь вышла в свет в сочетании с новым компьютером компании «Apple» - «Lisa». Устройство оценили по достоинству все ведущие производители компьютерной техники. Возможно, именно создание компьютерной мыши вдохновило Билла Гейтса на создание Windows.

Любой современный компьютер невозможно представить без компьютерной мыши, хотя сегодня получили распространение и другие устройства ввода – тачпады, сенсорные экраны, графические планшеты и так далее. Тем не менее, история компьютерной мыши не заканчивается, каждый год появляются новые модели этих устройств отличающиеся от своих собратьев отсутствием провода, наличием дополнительных кнопок, более удобной формой и регулировкой веса с помощью грузиков. Кстати, в настоящее время ведется разработка компьютерной мыши, которая будет парить над поверхностью стола, это устройство создатели иронично назвали «Bat».